Программа дополнительного образования "Юный краевед" (Экологическое направление)
рабочая программа
Данная программа имеет экологическую направленность. В современную эпоху необычайную важность приобрели вопросы взаимодействия природы и человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ekologicheskoe_napravlenie_dopolnitelnoe_obrazovanie.docx | 42.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 25»
Рекомендована Утверждена
педагогическим советом приказом директора МОУ «ООШ № 25»
МОУ «ООШ №25» г.Дзержинска Нижегородской области
г.Дзержинска Нижегородской области от
протокол № 2005г.
Программа
дополнительного образования детей
объединение «Юный краевед»
(экологическое направление)
Составитель:
руководитель объединения
дополнительного образования
Файзрахманова Н. С.
Дзержинск
2015 год
Пояснительная записка.
Данная программа имеет экологическую направленность. В современную эпоху необычайную важность приобрели вопросы взаимодействия природы и человека. Серьёзной проблемой стали вопросы быстрого истощения полезных ископаемых, пресной воды, ресурсов растительного и животного мира. Всё это и заставило сегодня человека обратить особое внимание на вопросы охраны природы и экологии. Но экология – это, прежде всего наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему, которую мы называем жизнью на Земле. Только раскрывая законы связей, на которых основана устойчивость жизни, возможность понять, как изменить и организовать свои собственные отношения с природной средой.
Огромный интерес общества к экологии и охране природы, приводят к выводу, что это дело не только конкретных специалистов, а дело каждого человека. В силу этого экологическое образование должно осуществляться с раннего детства. В системе обучения оно должно носить характер непрерывного и целенаправленного процесса, цель которого – сделать каждого человека экологически грамотным.
Основной особенностью данного курса является то, что в нем начинается формирование у учащихся представлений об экологии как комплексной науке о живых организмах. Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий. Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.
Отличие данной программы в том, что она предполагает обучение в игровой форме. При проведении занятий ребята рисуют, слушают и обсуждают экологические сказки, рассказы, работают с экологическими рисунками, составляют самостоятельно рассказы, что способствует развитию творческих способностей детей. На занятиях применяются различные формы деятельности: ручной труд, викторины, выставки, конкурсы и др.
При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра и т.д., а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки и картинки, а также интернет ресурсы.
Программа рассчитана на 34 часа учебных занятий в 5 и 6 классах средней школы.
Цель программы: расширение представления об окружающем мире, экологическое воспитание учащихся, формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений, формирования общей экологической культуры.
Задачи программы:
-формирование у детей биоцентрического мировоззрения, т.е. понимания неразрывности взаимосвязей в природе, а также степени свободы человека по отношению к окружающей его природной среде;
- углубление и расширение имеющихся у школьников знаний о природе, знакомство с жизнью соседей по планете - растений и животных;
- формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т. е. с самими школьниками, как частью природы;
-овладение навыками поведения в окружающей природной среде и простейшими способами самостоятельного постижения природных закономерностей;
-формирование ответственного отношения к окружающему миру; нравственное развитие личности;
-воспитание понимания эстетической ценности природы;
-развитие любознательности и желания получать знания;
-раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии;
-воспитание трудолюбия, развитие умений работать с текстом, рисунками, природным материалом.
Основные требования к знаниям и умениям.
Воспитанники должны знать:
- что изучает экология, основные законы экологии;
- основные составляющие природы, взаимосвязь живой и неживой природы;
- взаимосвязь животных и растений друг с другом, с окружающей средой;
что такое пищевые цепочки;
- характеристику отношений между организмами: хищник – жертва, паразит - хозяин; конкуренция и соперничество; дружеские отношения;
- определение экосистемы, как создаются естественные и искусственные экосистемы;
- значение воздуха, почвы, воды на планете Земля, защита их от загрязнения, воздействие на здоровье человека;
- правила поведения в природе;
- какие опасности подстерегают человека в доме (пыль, моющие вещества, пластмасса, опасные игрушки), как украсить жилище человека;
- зависит ли здоровье человека от питания;
- чем занимается бионика;
- многообразие и распространение живых организмов, их приспособления и особенности, использование лекарственных растений,
- структуру Красной Книги, представителей живой природы, занесенных в красную книгу своей области;
- писателей – натуралистов и их работы.
Воспитанники должны уметь:
- характеризоватьосновные составляющие природы, компоненты пищевой цепи, взаимоотношения между организмами;
- сравнивать естественные и искусственные экосистемы;
- распознавать лекарственные растения, опасные вещества в окружении своего дома,
- описывать растения и животные, занесенные в красную книгу Нижегородской области;
- уметь составлять пищевые цепочки;
- осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной литературе, сети Интернет;
- составлять краткие доклады, сообщения и презентации по интересующим темам, предоставлять их аудитории;
- грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;
- активно участвовать в коллективной познавательной деятельности.
Тематический план.
Раздел 1. Введение. Природа – наш общий дом (3ч).
1. Организационное занятие (1ч).
2. Основы экологического образования (1ч).
3. Природа - наш общий дом (1ч).
Раздел 2. Отношения в природе (7ч).
4. Основные составляющие природы (1ч).
5. Пищевые связи (1ч).
6. Мир полон хищников (1ч).
7. И на хищника управа есть (1ч).
8. Конкуренция и соперничество (1ч).
9. Дружба в природе (1ч).
10. Тайны живой природы (1ч).
Раздел 3. Экосистемы (11ч).
11. Как построить экосистему (2ч).
12. Воздух, значение его чистоты для живых организмов (1ч).
13. Царство почвы - уникальный мир природы (1ч).
14. Вода - чудо природы (1ч).
15. Вода и живые организмы (1ч).
16. Агитзанятие "Не засоряйте берега водоема"(1ч).
17. Пресные воды - наше богатство (1ч).
18. Основные источники загрязнения водоемов (1ч).
19. Жизнь водных пространств и экология (1ч).
20. Приматы моря (1ч).
Раздел 4. Экология и человек (5ч).
21. Экологический рассказ. Диспут (1ч).
22. Экология в нашем доме (1ч).
23. Экомир моей семьи (1ч.)
24. Экология человека (1ч).
25. Экология и генетика (1ч).
Раздел 5. Занимательная биология (4ч).
26. Экология насекомых (1ч).
27. Бионика - наука о подражании живым существам (1ч).
28. Мир запахов у животных(1ч).
29. Растения лечат людей (1ч).
Раздел 6.Природа моей страны(4ч).
30. Природа моей страны (1ч).
31. Красная книга (1ч).
32. Экологический марафон (1ч).
33. Они любили свою Землю (1ч).
Учебно-тематический план
(34ч; 1ч в неделю)
№ п/п | Тема | Часы | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Введение. | 1 | 1 | - | |
I. | Природа – наш общий дом. | 2 | 1 | 1 |
II. | Отношения в природе. | 7 | 4 | 3 |
III. | Экосистемы. | 11 | 5 | 6 |
IV. | Экология и человек. | 5 | 2 | 3 |
V. | Занимательная биология. | 4 | 3 | 1 |
VI. | Природа моей страны. | 4 | 3 | 1 |
Итого. | 34 | 19 | 15 |
Содержание программы.
Раздел 1. Введение. Природа – наш общий дом (3ч).
1. Организационное занятие (1ч).
Знакомство с ребятами. Задачи объединения. Техника безопасности.
2. Основы экологического образования (1ч).
Почему возникла необходимость экологического образования. Законы экологии. Принципы обманного благополучия. Экология и мы.
3. Природа - наш общий дом (1ч).
Понятие об экологии как о науке, которая исследует, каким образом растения и животные связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе и как они сами влияют на природу.
Экологическая игра «Мы природой дорожим".
Экскурсия в дубраву (пос. Колодкино).
Раздел 2. Отношения в природе (7ч).
1. Основные составляющие природы (1ч).
Живая и неживая природа. Их взаимосвязь, отличия. Неживые компоненты: воздух, почва, вода. Живые компоненты природы: растения, грибы, животные, микроорганизмы, человек. Человек - часть природы.
Экологическая сказка "Ландыш - цветок майский или Сказка о том, как человек чуть не погубил свою Землю".
2. Пищевые связи(1ч).
Что такое пищевые цепочки? Цепочка жизни в море. Какому насекомому поставлен памятник и за какие "заслуги". Может ли человек вмешиваться в природу?
Размышления: "Почему погибла дубрава?"
Игра «Кто больше составит пищевых цепочек».
3. Мир полон хищников(1ч).
Один организм поедает другой, значит, он хищник? Пищевые цепи организмов, следующих друг за другом в порядке поедания.
Презентация - «Растения-хищники».
Самостоятельная работа:
1. Придумать цепь питания, из 3-х звеньев.
2. Цикл питания.
3. Цепь питания с участием человека.
Экологический рассказ "Доброе слово о хищниках"
4. И на хищника управа есть(1ч).
Растения-жертвы. Жертвы защищаются ядом, шипами, отпугивающими веществами, и т.д. Животные-жертвы и их защита: покровительственная окраска, особое поведение малая подвижность, предупредительная окраска, яд и т.д.
Самостоятельная работа:
Как на вашем огороде защищаются сорняки?
5. Конкуренция и соперничество(1ч).
Что ж делать, если все одинаковые? Когда мало - плодиться и размножаться, а много - с голода помирать? Как можно соперничать? Злые и добрые хищники бывают только в сказках. Могут ли существовать в природе понятия "добра" и "зла"? Зачем в природе нужны хищники, может быть, надо от них избавиться?
Самостоятельная работа:
1. Рассказ про злого волка и доброго.
2. Что произойдет с животными, если не будет ни одного хищника?
3. А бывают ли в природе виды, не имеющие хищников? Как же они живут?
Самостоятельная фантазия.
6. Дружба в природе (1ч).
Что дают животным "дружеские отношения"? Есть ли это проявление у растений. Примеры "дружбы" и её результаты.
Экологический рассказ "Нужны ли пастбищу овцы".
7. Тайны живой природы (1ч).
Необычные случаи. Живые организмы-рекордсмены. Правда ли это? Загадочное поведение. Реальность или вымысел? Забавные случаи.
Работа с дополнительной литературой.
Составление кроссвордов по теме.
Раздел 3. Экосистемы (11ч).
1. Как построить экосистему (2ч).
Что такое экологическая система? Естественные и искусственные экосистемы. Аквариум - искусственная экосистема созданная руками человека.
Практическая работа: Давайте заведем аквариум.
2. Воздух, значение его чистоты для живых организмов (1ч).
Чем все дышат. Растительный покров Земли - ее легкие. Загрязнения воздуха. Озоновые дыры. Кислотные дожди. Значение атмосферы для жизни на Земле. Воздушные процедуры и здоровье человека.
Экологический рассказ "Что такое кислотный дождь?"
3. Царство почвы - уникальный мир природы (1ч).
Почва-источник питательных веществ для растений, место жизни животных. Загрязнение почв и их охрана. Как растения помогают бороться с загрязнением почвы?
Составь рассказ по экологическому рисунку.
4. Вода - чудо природы(1ч).
Вода - самое важное вещество на Земле. Вода в природе. Круговорот воды в природе. Как подчеркивали важность воды на Земле писатели?
О чем говорить вода. Загадки, пословицы, поговорки.
5. Вода и живые организмы (1ч).
Значение воды для растений (влаголюбивые и засухоустойчивые виды). Животный мир и вода. Почему животные и растения иногда выглядят причудливо? Приспособления к длительному пребыванию без воды. Почему мы не можем прожить без воды?
6. Агитзанятие "Не засоряйте берега водоема"(1ч).
Правила поведения в природе. Работа с экологическими плакатами и экологическими рисунками.
Составление правил поведения отдыхающих и туристов на реке, в лесу и т.д.
7. Пресные воды - наше богатство(1ч).
Использование пресной воды человеком. Сколько надо воды, чтобы почистить зубы? Пресные воды: поверхностные, подземные. Методы очистки воды. Проблемы недостатка пресной воды. Водные процедуры, закаливание и наше здоровье.
Составление рассказа по экологическому рисунку.
Экскурсия на очистительные сооружения.
8. Основные источники загрязнения водоемов(1ч).
Вода и производство. Проблемы, возникающие в крупных городах. Самоочищение водоемов.
Практическая работа "Как влияют на качество воды загрязняющие вещества (стиральный порошок, масла, песок и т.д.)".
9. Жизнь водных пространств и экология(1ч).
Вред, наносимый загрязнением морей и океанов. Наблюдения великих путешественников за загрязнением водных просторов.
10. Приматы моря (1ч).
Мой друг - осьминог. Живые ракеты. Чернильная бомба. Опасны ли осьминоги и кальмары? Спрут атакует моряков. "Чёрный суп "спартанцев. Как спят осьминоги? Жизнь в неволе. Как видоизменяются животные в связи с загрязнением вод? Человек должен стать другом природы.
Доклады, презентации
Раздел 4. Экология и человек (5ч).
1. Экологический рассказ. Диспут (1ч).
Так об экологии пишут дети. Знакомство с детскими работами.
2. Экология в нашем доме (2ч).
Стоит ли убирать пыль? Чем опасны моющие средства? Почему пластмасса может быть опасной для здоровья? Опасные игрушки. Можно ли жечь осенние листья? Спецотходы у нас дома.
3. Экомир моей семьи (1ч.)
Вкусно, полезно, красиво. Природа в нашем доме. Экология души.
Игры "Приготовь блюдо", "Укрась своё жилище".
Составление панно, композиций. Выставка детских работ.
4. Экология человека (1ч).
Будем взаимно вежливы. Экология и наше здоровье. Чем мы питаемся? Так ли безопасно жевать жевательную резинку?
Практическая работа: "Как знакомятся и приветствуют друг друга люди, животные, птицы и рыбы" (результаты опытов).
5. Экология и генетика (1ч).
Злые причуды природы. Хочу, добавлю, хочу, уберу. "Мини" и "макси" люди. Поговорим о близнецах.
Экскурсия на выставку, в музей.
Раздел 5. Занимательная биология (4ч).
1. Экология насекомых (1ч).
Насекомые-вредители сельскохозяйственных культур. Охраняемые насекомые "Легенда о пауках". «Общественные" насекомые. Мудрость насекомых. Куда и зачем летят жуки? Сколько точек у божьей коровки? Ядовитые насекомые. Почему нельзя шуметь в лесу?
Загадки о насекомых. Игра "Узнай по описанию".
2. Бионика - наука о подражании живым существам (1ч).
Чем занимается бионика? Инкубатор придуман не человеком. Реактивное движение не только у самолетов и ракет. Чем знаменито перо птицы?
3. Мир запахов у животных (1ч).
Как животные предупреждают друг друга? Размеры животного и запахи. Может ли человек пахнуть.
4. Растения лечат людей (1ч.)
История поиска и использования лекарственных растений. Легенды о лекарственных травах. Как приготовить себе природное лекарство? Культурные растения, используемые как лекарственные.
Игра: «Письма от больных сказочных героев. Помоги им!»
Раздел 6. Природа моей страны(4ч).
1. Природа моей страны (1ч).
Разнообразие природы. Великие равнины. Великие пустыни. Бескрайняя тайга.
Работа с литературой по теме.
2. Красная книга (1ч).
Почему она красная? "Неприкосновенные в природе". Знакомство с обитателями Красной книги.
Оформление стенда, презентации.
3. Экологический марафон (1ч).
Обобщающие занятия в конце учебного года. Викторины.
4. Они любили свою Землю(1ч).
Поговорим о писателях-натуралистах (Дж.Даррелл, Э.Сетон-Томпсон, И.И.Акимушкин и другие). Их судьба, увлечения и вклад в экологию.
Чтение рассказов о природе, животных. Их обсуждение.
Контроль и учет знаний и умений
Тема | Виды контроля |
Природа – наш общий дом. | Оформление отчетов по результатам экскурсий. Составление гербария, коллекций листьев, семян. |
Отношения в природе. | Составление экологической сказки. Размышления: "Почему погибла дубрава?" Игра «Кто больше составит пищевых цепочек». Самостоятельные работы. Необыкновенное в природе. Составление кроссвордов по теме. |
Экосистемы. | Составление рассказа по экологическому рисунку, правил поведения отдыхающих и туристов на реке, в лесу и т.д. Доклады, сообщения, презентации. |
Экология и человек. | Экологический рассказ. Игры "Приготовь блюдо", "Укрась своё жилище". Составление панно, композиций. Выставка детских работ. |
Занимательная биология. | Загадки о насекомых. Игра "Узнай по описанию". Игра: «Письма от больных сказочных героев. Помоги им!» |
Природа моей страны. | Тематические викторины. Проект «Красная книга Нижегородской области». Доклады, сообщения «Писатели – натуралисты». |
Итоговый контроль | Выставка «Этотзагадочный мир» |
Методическое обеспечение программы:
- Составление гербария, коллекций листьев, семян.
- Составление осенних букетов, панно.
- Экскурсии в дубраву, на водоем, посещение выставки.
- Проведение нетрадиционных форм занятий.
- игровые занятия «Укрась свое жилище»,
- викторины «Вопрос - ответ»,
«Узнай по описанию».
-агитзанятие «Не засоряйте берега водоемов».
- Проектная деятельность.
«Растения, которые нас лечат».
«Красная книга Нижегородской области».
- Экологические сказки, рассказы.
- Составление кроссвордов.
«Растения - хищники».
«Отношения в природе».
- Сообщения, доклады, презентации.
«Круговорот воды в природе».
«Загрязнение атмосферы».
«Приматы моря».
- Самостоятельные работы.
- Практические занятия.
- Работа с дополнительной литературой.
- Необыкновенное в природе.
- Загадки, пословицы, поговорки о воде.
- Писатели – натуралисты
Список литературы.
Литература, используемая педагогом.
- Азбука среды. Фуфаева И.В. Нижний Новгород: Экоцентр «Дронт», 2001.
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана. - Ярославль: Академия развития, 1997.
- Бакка С.В., Киселева Н.Ю. Пути и методы сохранения биологического разнообразия. Метод.пособие. - Нижний Новгород, 2001
- Банников Н.Н., Рустамов А.К. Охрана природы. М., Колос, 1977
- Балобанов В.В., Максимцева Т.А. Педметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни.- Волгоград: Учитель, 2003.
- Бобров Р. Все о национальных парках - М.: Молодая гвардия, 1987.
- Казанская Н.С. Как сохранить природные леса?- Природа, 1974, №10
- Виленский Е.Р. Растение раскрывает свои тайны. - М.: Колос, 1964.
- Литинецкий И.Е. На пути к бионике. - М.: Просвещение, 1972.
- Нога Г.С. Опыты и наблюдения над растениями. М., Просвещение, 1976
- Рик Моррис "Тайны живой природы - М.: Росмэн, 1996.
- Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества - М., 1995.
- Смирнов А.В. Мир растений. – М.:Дрофа, 2003.
- Сорокоумова Е.А. Уроки Экологии в начальной школе. - АО "Мэрил", 1994.
- Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: природоведение. - Ярославль: Академия развития, 1997.
- Ушакова М.М. По страницам экологического календаря.- Н.Новгород, Экоцентр «Дронт», 2005.
- Экология России. Хрестоматия - М., 1995.
Литература, рекомендованная для чтения.
- Одум Ю. Основы экологии. М., Мир, 1975
- Асеева Т.В., Тихомиров В.Н. Школьный ботанический атлас. М., Просвещение, 1999
- Рычин Ю.В. Древесно-кустарниковая флора. М., Просвещение,1992
- Акимушкин И. Причуды природы., Ч. 1, 2. - М.: Юный натуралист, 1992
- Багрова Л.А. Я познаю мир - М.: ACT, I997
- Любимцев В.В. Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему? - М.: Дрофа, 1995
- Рянжин С.В. Экологический букварь. - С.-Петербург, 1994 .Журнал "Муравейник ".
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения | Практические занятия | ТСО |
Раздел 1. Введение. Природа – наш общий дом (3ч). | ||||
1.1 | Организационное занятие | Компьютер, мультимедийная система | ||
2.2 | Основы экологического образования | Компьютер, мультимедийная система | ||
3.3 | Природа - наш общий дом | Экскурсия в дубраву (пос. Колодкино). | ||
Раздел 2. Отношения в природе (7ч). | ||||
4.1 | Основные составляющие природы | Компьютер, мультимедийная система | ||
5.2 | Пищевые связи | Компьютер, мультимедийная система, ЦОР | ||
6.3 | Мир полон хищников | 1. Придумать цепь питания, из 3-х звеньев. 2. Цикл питания. 3. Цепь питания с участием человека. | Компьютер, мультимедийная система | |
7.4 | И на хищника управа есть | Как на вашем огороде защищаются сорняки? | Компьютер, мультимедийная система | |
8.5 | Конкуренция и соперничество | Компьютер, мультимедийная система | ||
9.6 | Дружба в природе | Компьютер, мультимедийная система | ||
10.7 | Тайны живой природы | Составление кроссвордов по теме. | Компьютер, мультимедийная система | |
Раздел 3. Экосистемы (11ч). | ||||
11,12. 1,2 | Как построить экосистему (2ч). | Давайте заведем аквариум.(на 2 уроке) | Компьютер, мультимедийная система | |
13.3 | Воздух, значение его чистоты для живых организмов | Компьютер, мультимедийная система | ||
14.4 | Царство почвы - уникальный мир природы | Составь рассказ по экологическому рисунку. | Компьютер, мультимедийная система | |
15.5 | Вода - чудо природы | О чем говорить вода. Загадки, пословицы, поговорки. | Компьютер, мультимедийная система | |
16.6 | Вода и живые организмы | Компьютер, мультимедийная система | ||
17.7 | Агитзанятие "Не засоряйте берега водоема" | Составление правил поведения отдыхающих и туристов на реке, в лесу и т.д. | Компьютер, мультимедийная система | |
18.8 | Пресные воды - наше богатство | Экскурсия на очистительные сооружения. | Компьютер, мультимедийная система | |
19.9 | Основные источники загрязнения водоемов | Как влияют на качество воды загрязняющие вещества (стиральный порошок, масла, бензин и т.д.)". | Компьютер, мультимедийная система | |
20.10 | Жизнь водных пространств и экология | Компьютер, мультимедийная система | ||
21.11 | Приматы моря | Компьютер, мультимедийная система | ||
Раздел 4. Экология и человек (5ч). | ||||
22.1 | Экологический рассказ. Диспут | |||
23.2 | Экология в нашем доме | |||
24.3 | Экомир моей семьи | Составление панно,композиций. Выставка детских работ. | ||
25.4 | Экология человека | "Как знакомятся и приветствуют друг друга люди, животные, птицы и рыбы" | Компьютер, мультимедийная система | |
26.5 | Экология и генетика | Экскурсия на выставку, в музей. | ||
Раздел 5. Занимательная биология (4ч). | ||||
27.1 | Экология насекомых | Компьютер, мультимедийная система | ||
28.2 | Бионика - наука о подражании живым существам. | Компьютер, мультимедийная система | ||
29.3 | Мир запахов у животных | Компьютер, мультимедийная система | ||
30.4 | Растения лечат людей | Оформление гербарий «Лекарственные растения» | Компьютер, мультимедийная система | |
Раздел 6.Природа моей страны(4ч). | ||||
31.1 | Природа моей страны | Компьютер, мультимедийная система | ||
32.2 | Красная книга | Презентация на тему «Неприкосновенные в природе" | Компьютер, мультимедийная система | |
33.3 | Экологический марафон | Компьютер, мультимедийная система | ||
34.4 | Они любили свою Землю. | Компьютер, мультимедийная система |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мой мир (Авторская интегрированная программа дополнительного образования эколого-краеведческого направления)
Краеведение экологично по своей сути, ибо изучение своей местности не что иное, как изучение окружающей среды. Необходимость развития интересов школьников в области краеведения и экологии связана с со...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
« Обработка материалов» (древесина, металл)...
Образовательная программа дополнительного образования детей художественной направленности "В стране рукоделия"
Программа "В стране рукоделия" художественной направленности, продолжительность освоения-3 года, адаптированная ,модульная. Разделы прграммы: 1. Работа с бумагой; 2. Лоскутное шитьё; 3. Кожаная пласти...
Итоговая работа на курсах повышения квалификации "Основы эффективной интеграции общеобразовательных программ и программ дополнительного образования детей спортивной направленности"
Совместная деятельность детей дошкольного возраста с родителями в рамках физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ....
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога"
Представлена модифицированная дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога". Это программ...
Основы эффективной интеграции общеобразовательных программ и программ дополнительного образования детей спортивной направленности в начальной и основной школе
Интегрированный урок по физической культуре и математике в 5 классах...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ спортивно-оздоровительной направленности «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»
Программа дополнительного образования по спортивно-оздоровительной направленности секция «Подвижные игры», разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного ...