Программа дополнительного образования "Юный краевед" (Экологическое направление)
рабочая программа

Файзрахманова Нурия Сунгатулловна

Данная программа имеет экологическую направленность. В современную эпоху необычайную  важность приобрели вопросы взаимодействия природы и человека. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Основная  общеобразовательная школа № 25»

 

     Рекомендована                                                                                    Утверждена

педагогическим советом                                                  приказом директора МОУ «ООШ № 25»
МОУ «ООШ №25»                                                           г.Дзержинска Нижегородской области

г.Дзержинска Нижегородской области                          от

 протокол №     2005г.

Программа

дополнительного образования детей

объединение «Юный краевед»

(экологическое  направление)

Составитель:

руководитель объединения

дополнительного образования

Файзрахманова Н. С.

Дзержинск

2015 год

Пояснительная записка.

Данная программа имеет экологическую направленность. В современную эпоху необычайную  важность приобрели вопросы взаимодействия природы и человека. Серьёзной проблемой стали вопросы быстрого истощения полезных ископаемых, пресной воды, ресурсов растительного и животного мира. Всё это и  заставило сегодня человека обратить особое внимание на вопросы охраны природы и экологии. Но экология – это, прежде всего наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему, которую мы называем жизнью на Земле. Только  раскрывая законы связей, на которых основана устойчивость жизни, возможность понять, как  изменить и организовать свои собственные отношения с природной средой.

        Огромный интерес общества к экологии и охране природы, приводят  к выводу, что это дело не только конкретных специалистов, а дело каждого человека. В силу этого экологическое образование должно осуществляться  с раннего детства. В системе обучения оно должно носить характер непрерывного и целенаправленного процесса,  цель которого – сделать каждого человека экологически грамотным.  

Основной особенностью данного курса является то, что в нем начинается формирование у учащихся представлений об экологии как комплексной науке о живых организмах. Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий. Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.

Отличие данной программы в том, что она предполагает обучение в игровой форме. При проведении занятий ребята рисуют, слушают и обсуждают экологические сказки, рассказы, работают с экологическими рисунками, составляют самостоятельно рассказы, что способствует развитию творческих способностей детей. На занятиях применяются различные формы деятельности: ручной труд, викторины, выставки, конкурсы и др.

При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра и т.д., а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки и картинки, а также интернет ресурсы.

Программа рассчитана на 34 часа учебных занятий в 5 и 6 классах средней школы.

 

 Цель программы: расширение представления об окружающем мире, экологическое воспитание учащихся, формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений, формирования общей экологической культуры.

Задачи программы:

-формирование у детей биоцентрического мировоззрения, т.е. понимания неразрывности взаимосвязей в природе, а также степени свободы человека по отношению к окружающей его природной среде;

- углубление и расширение имеющихся у школьников знаний о природе, знакомство с жизнью соседей по планете - растений и животных;

- формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т. е. с самими школьниками, как частью природы;

-овладение навыками поведения в окружающей природной среде и простейшими способами самостоятельного постижения природных закономерностей;

-формирование ответственного отношения к окружающему миру; нравственное развитие личности;

-воспитание понимания эстетической ценности природы;

-развитие любознательности и желания получать знания;

-раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии;

-воспитание трудолюбия, развитие умений работать с текстом, рисунками, природным материалом.

Основные требования к знаниям и умениям.

Воспитанники должны знать:

  • что изучает  экология, основные законы экологии;
  • основные составляющие природы, взаимосвязь живой и неживой природы;
  • взаимосвязь животных и растений друг с другом, с окружающей средой;

что такое пищевые цепочки;

  • характеристику отношений между организмами:  хищник – жертва, паразит - хозяин; конкуренция и соперничество; дружеские отношения;
  • определение экосистемы, как создаются естественные и искусственные экосистемы;
  • значение воздуха,  почвы, воды  на планете Земля, защита их от загрязнения, воздействие на здоровье человека;
  • правила поведения в природе;
  • какие опасности подстерегают человека в доме (пыль, моющие вещества, пластмасса, опасные игрушки), как украсить жилище человека;
  • зависит ли здоровье человека от питания;
  • чем занимается бионика;
  • многообразие и распространение живых организмов, их приспособления и особенности,  использование лекарственных растений,
  • структуру Красной Книги, представителей живой природы, занесенных в красную книгу своей области;
  •  писателей – натуралистов и их работы.

Воспитанники должны уметь:

  • характеризоватьосновные составляющие природы, компоненты пищевой цепи, взаимоотношения между организмами;
  • сравнивать естественные и искусственные экосистемы;
  • распознавать лекарственные растения, опасные вещества в окружении своего дома,
  • описывать растения и животные, занесенные в красную книгу Нижегородской области;
  • уметь составлять пищевые цепочки;
  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной литературе, сети Интернет;
  • составлять краткие доклады, сообщения  и презентации по интересующим темам, предоставлять их аудитории;
  • грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;
  • активно участвовать в коллективной познавательной деятельности.

Тематический план.

Раздел 1. Введение. Природа – наш общий дом (3ч).

        1. Организационное занятие (1ч).

2. Основы экологического образования (1ч).

        3. Природа - наш общий дом (1ч).

        

Раздел 2. Отношения в природе (7ч).

4. Основные составляющие природы (1ч).

5. Пищевые связи (1ч).

6. Мир полон хищников (1ч).

  7. И на хищника управа есть (1ч).

8. Конкуренция и соперничество (1ч).

9. Дружба в природе (1ч).

10. Тайны живой природы (1ч).

Раздел 3. Экосистемы (11ч).

11. Как построить экосистему (2ч).

12. Воздух, значение его чистоты для живых организмов (1ч).

13. Царство почвы - уникальный мир природы (1ч).

14. Вода - чудо природы (1ч).

15. Вода и живые организмы (1ч).

16. Агитзанятие "Не засоряйте берега водоема"(1ч).

17. Пресные воды - наше богатство (1ч).

18. Основные источники загрязнения водоемов (1ч).

19. Жизнь водных пространств и экология (1ч).

20. Приматы моря (1ч).

Раздел 4. Экология и человек (5ч).

21. Экологический рассказ. Диспут (1ч).

22. Экология в нашем доме (1ч).

23. Экомир моей семьи (1ч.)

24. Экология человека (1ч).

25. Экология и генетика (1ч).

Раздел 5. Занимательная биология (4ч).

26. Экология насекомых (1ч).

27. Бионика - наука о подражании живым существам (1ч).

28. Мир запахов у животных(1ч).

29. Растения лечат людей (1ч).

Раздел 6.Природа моей страны(4ч).

30. Природа моей страны (1ч).

31. Красная книга (1ч).

32. Экологический марафон (1ч).

33. Они любили свою Землю (1ч).

Учебно-тематический план

 (34ч; 1ч в неделю)

№ п/п

Тема

Часы

Всего

Теория

Практика

Введение.

1

1

-

I.

Природа – наш общий дом.

2

1

 1

II.

Отношения в природе.

7

4

3

III.

Экосистемы.

11

5

6

IV.

Экология и человек.

5

2

3

V.

Занимательная биология.

4

3

1

VI.

Природа моей страны.

4

3

1

Итого.

34

19

15

Содержание программы.

Раздел 1. Введение. Природа – наш общий дом (3ч).

1. Организационное занятие (1ч).

Знакомство с ребятами. Задачи объединения. Техника безопасности.

2. Основы экологического образования (1ч).

Почему возникла необходимость экологического образования. Законы экологии.       Принципы обманного благополучия. Экология и мы.

3. Природа - наш общий дом (1ч).

Понятие об экологии как о науке, которая исследует, каким образом растения и животные связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе и как они сами влияют на природу.

Экологическая игра «Мы природой дорожим".

Экскурсия в дубраву (пос. Колодкино).

Раздел 2. Отношения в природе (7ч).

1. Основные составляющие природы (1ч).

Живая и неживая природа. Их взаимосвязь, отличия. Неживые компоненты: воздух, почва, вода. Живые компоненты природы: растения, грибы, животные, микроорганизмы, человек. Человек - часть природы.

Экологическая сказка "Ландыш - цветок майский или Сказка о том, как человек чуть не погубил свою Землю".

2. Пищевые связи(1ч).

Что такое пищевые цепочки? Цепочка жизни в море. Какому насекомому поставлен памятник и за какие "заслуги". Может ли человек вмешиваться в природу?

Размышления: "Почему погибла дубрава?"

Игра «Кто больше составит пищевых цепочек».

      3. Мир полон хищников(1ч).

Один организм поедает другой, значит, он хищник? Пищевые цепи организмов, следующих друг за другом в порядке поедания.

Презентация  - «Растения-хищники».

Самостоятельная работа:

1. Придумать цепь питания, из 3-х звеньев.

2. Цикл питания.

3. Цепь питания с участием человека.

Экологический рассказ "Доброе слово о хищниках" 

4. И на хищника управа есть(1ч).

Растения-жертвы. Жертвы защищаются ядом, шипами, отпугивающими веществами, и т.д. Животные-жертвы и их защита: покровительственная окраска, особое поведение малая подвижность, предупредительная окраска, яд и т.д.

Самостоятельная работа:

Как на вашем огороде защищаются сорняки?

5. Конкуренция и соперничество(1ч).

Что ж делать, если все одинаковые? Когда мало - плодиться и размножаться, а много - с голода помирать? Как можно соперничать? Злые и добрые хищники бывают только в сказках. Могут ли существовать в природе понятия "добра" и "зла"? Зачем в природе нужны хищники, может быть, надо от них избавиться?

Самостоятельная работа:

1. Рассказ про злого волка и доброго.

2. Что произойдет с животными, если не будет ни одного хищника?

3. А бывают ли в природе виды, не имеющие хищников? Как же они живут?

Самостоятельная фантазия.

6. Дружба в природе (1ч).

Что дают животным "дружеские отношения"? Есть ли это проявление у растений. Примеры "дружбы" и её результаты.

Экологический рассказ "Нужны ли пастбищу овцы". 

7. Тайны живой природы (1ч).

Необычные случаи. Живые организмы-рекордсмены. Правда ли это? Загадочное поведение. Реальность или вымысел? Забавные случаи.

Работа с дополнительной  литературой.

Составление кроссвордов по теме.

Раздел 3. Экосистемы (11ч).

1. Как построить экосистему (2ч).

Что такое экологическая система? Естественные и искусственные экосистемы. Аквариум - искусственная экосистема созданная руками человека.

Практическая работа: Давайте заведем аквариум.

2. Воздух, значение его чистоты для живых организмов (1ч).

Чем все дышат. Растительный покров Земли - ее легкие. Загрязнения воздуха. Озоновые дыры. Кислотные дожди. Значение атмосферы для жизни на Земле. Воздушные процедуры и здоровье человека.

Экологический рассказ "Что такое кислотный дождь?" 

3. Царство почвы - уникальный мир природы (1ч).

Почва-источник питательных веществ для растений, место жизни животных. Загрязнение почв и их охрана. Как растения помогают бороться с загрязнением почвы?

Составь рассказ по экологическому рисунку.

4. Вода - чудо природы(1ч).

Вода - самое важное вещество на Земле. Вода в природе. Круговорот воды в природе. Как подчеркивали важность воды на Земле писатели?

О чем говорить вода. Загадки, пословицы, поговорки.

5. Вода и живые организмы (1ч).

Значение воды для растений (влаголюбивые и засухоустойчивые виды). Животный мир и вода. Почему животные и растения иногда выглядят причудливо? Приспособления к длительному пребыванию без воды. Почему мы не можем прожить без воды?

6. Агитзанятие "Не засоряйте берега водоема"(1ч).

Правила поведения в природе. Работа с экологическими плакатами и экологическими рисунками.

Составление правил поведения отдыхающих и туристов на реке, в лесу и т.д.

7. Пресные воды - наше богатство(1ч).

Использование пресной воды человеком. Сколько надо воды, чтобы почистить зубы? Пресные воды: поверхностные, подземные. Методы очистки воды. Проблемы недостатка пресной воды. Водные процедуры, закаливание и наше здоровье.

 Составление рассказа по экологическому рисунку.

Экскурсия на очистительные сооружения.

8. Основные источники загрязнения водоемов(1ч).

Вода и производство. Проблемы, возникающие в крупных городах. Самоочищение водоемов.

Практическая работа "Как влияют на качество воды загрязняющие вещества (стиральный порошок, масла, песок и т.д.)".

9. Жизнь водных пространств и экология(1ч).

Вред, наносимый загрязнением морей и океанов. Наблюдения великих путешественников за загрязнением водных просторов.

10. Приматы моря (1ч).

Мой друг - осьминог. Живые ракеты. Чернильная бомба. Опасны ли осьминоги и кальмары? Спрут атакует моряков. "Чёрный суп "спартанцев. Как спят осьминоги? Жизнь в неволе. Как видоизменяются животные в связи с загрязнением вод? Человек должен стать другом природы.

Доклады, презентации

Раздел 4. Экология и человек (5ч).

1. Экологический рассказ. Диспут (1ч).

Так об экологии пишут дети. Знакомство с детскими работами.

2. Экология в нашем доме (2ч).

Стоит ли убирать пыль? Чем опасны моющие средства? Почему пластмасса может быть опасной для здоровья? Опасные игрушки. Можно ли жечь осенние листья? Спецотходы у нас дома.

3. Экомир моей семьи (1ч.)

Вкусно, полезно, красиво. Природа в нашем доме. Экология души.

Игры "Приготовь блюдо", "Укрась своё жилище".

Составление панно, композиций. Выставка детских работ.

4. Экология человека (1ч).

Будем взаимно вежливы. Экология и наше здоровье. Чем мы питаемся? Так ли безопасно жевать жевательную резинку?

Практическая работа:  "Как знакомятся и приветствуют друг друга люди, животные, птицы и рыбы" (результаты  опытов).

5. Экология и генетика (1ч).

Злые причуды природы. Хочу, добавлю, хочу, уберу. "Мини" и "макси" люди. Поговорим о близнецах.

Экскурсия на выставку, в музей.

Раздел 5. Занимательная биология (4ч).

   1. Экология насекомых (1ч).

Насекомые-вредители сельскохозяйственных культур. Охраняемые насекомые "Легенда о пауках". «Общественные" насекомые. Мудрость насекомых. Куда и зачем летят жуки? Сколько точек у божьей коровки? Ядовитые насекомые. Почему нельзя шуметь в лесу?

Загадки о насекомых. Игра "Узнай по описанию".

2. Бионика - наука о подражании живым существам (1ч).

Чем занимается бионика? Инкубатор придуман не человеком. Реактивное движение не только у самолетов и ракет. Чем знаменито перо птицы?

3. Мир запахов у животных (1ч).

Как животные предупреждают друг друга? Размеры животного и запахи. Может ли человек пахнуть.

4. Растения лечат людей (1ч.)

История поиска и использования лекарственных растений. Легенды о лекарственных травах. Как приготовить себе природное лекарство? Культурные растения, используемые как лекарственные.

Игра: «Письма от больных сказочных героев. Помоги им!»

Раздел 6. Природа моей страны(4ч).

1. Природа моей страны (1ч).

Разнообразие природы. Великие равнины. Великие пустыни. Бескрайняя тайга.

Работа с литературой по теме.

2. Красная книга (1ч).

Почему она красная? "Неприкосновенные в природе". Знакомство с обитателями Красной книги.

Оформление стенда, презентации.

3. Экологический марафон (1ч).

Обобщающие занятия в конце учебного года. Викторины.

4. Они любили свою Землю(1ч).

Поговорим о писателях-натуралистах (Дж.Даррелл, Э.Сетон-Томпсон, И.И.Акимушкин и другие). Их судьба, увлечения и вклад в экологию.

Чтение рассказов о природе, животных. Их обсуждение.

Контроль и учет знаний и умений

Тема

Виды контроля

Природа – наш общий дом.

Оформление отчетов по результатам экскурсий. Составление гербария, коллекций листьев, семян.

Отношения в природе.

Составление экологической сказки.

Размышления: "Почему погибла дубрава?"

Игра «Кто больше составит пищевых цепочек».

Самостоятельные работы. Необыкновенное в природе.

Составление кроссвордов по теме.

Экосистемы.

Составление рассказа по экологическому рисунку, правил поведения отдыхающих и туристов на реке, в лесу и т.д.

Доклады, сообщения, презентации.

Экология и человек.

Экологический рассказ.

Игры "Приготовь блюдо", "Укрась своё жилище".

Составление панно, композиций.

Выставка детских работ.

Занимательная биология.

Загадки о насекомых. Игра "Узнай по описанию".

Игра: «Письма от больных сказочных героев. Помоги им!»

Природа моей страны.

Тематические викторины.

Проект «Красная книга Нижегородской области».

Доклады, сообщения  «Писатели – натуралисты».

Итоговый контроль

Выставка «Этотзагадочный мир»

Методическое обеспечение программы:

  1. Составление гербария, коллекций листьев, семян.
  2. Составление осенних букетов, панно.
  3. Экскурсии в дубраву, на водоем, посещение выставки.
  4. Проведение нетрадиционных форм занятий.

- игровые занятия «Укрась свое жилище»,

 - викторины  «Вопрос - ответ»,

«Узнай по описанию».

-агитзанятие «Не засоряйте берега водоемов».

  1. Проектная деятельность.

«Растения, которые нас лечат».

«Красная книга Нижегородской области».

  1. Экологические сказки, рассказы.
  2. Составление кроссвордов.

«Растения - хищники».

«Отношения в природе».

  1. Сообщения, доклады, презентации.

«Круговорот воды в природе».

«Загрязнение атмосферы».

«Приматы моря».

  1. Самостоятельные  работы.
  2. Практические занятия.
  3. Работа с дополнительной литературой.

- Необыкновенное в природе.

- Загадки, пословицы, поговорки о воде.

- Писатели – натуралисты

Список литературы.

Литература, используемая педагогом.

  1. Азбука среды. Фуфаева И.В. Нижний Новгород: Экоцентр «Дронт», 2001.
  2. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана. - Ярославль: Академия развития, 1997.
  3. Бакка С.В., Киселева Н.Ю. Пути и методы сохранения биологического разнообразия. Метод.пособие. - Нижний Новгород, 2001
  4. Банников Н.Н., Рустамов А.К. Охрана природы. М., Колос, 1977
  5. Балобанов В.В., Максимцева Т.А. Педметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни.- Волгоград: Учитель, 2003.
  6. Бобров Р. Все о национальных парках - М.: Молодая гвардия, 1987.
  7. Казанская Н.С.  Как сохранить природные леса?- Природа, 1974, №10
  8. Виленский Е.Р. Растение раскрывает свои тайны. - М.: Колос, 1964.
  9. Литинецкий И.Е. На пути к бионике. - М.: Просвещение, 1972.
  10. Нога Г.С. Опыты и наблюдения над растениями. М., Просвещение, 1976
  11. Рик Моррис "Тайны живой природы - М.: Росмэн, 1996.
  12. Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества - М., 1995.
  13. Смирнов А.В. Мир растений. – М.:Дрофа, 2003.
  14. Сорокоумова Е.А. Уроки Экологии в начальной школе. - АО "Мэрил", 1994.
  15. Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: природоведение. - Ярославль: Академия развития, 1997.
  16. Ушакова М.М. По страницам экологического календаря.- Н.Новгород, Экоцентр «Дронт»,  2005.
  17. Экология России. Хрестоматия - М.,  1995.

Литература, рекомендованная для чтения.

  1. Одум Ю. Основы экологии. М., Мир, 1975
  2. Асеева Т.В., Тихомиров В.Н. Школьный ботанический атлас. М., Просвещение, 1999
  3. Рычин Ю.В. Древесно-кустарниковая флора. М., Просвещение,1992
  4. Акимушкин И. Причуды природы., Ч. 1, 2. - М.: Юный натуралист, 1992
  5. Багрова Л.А. Я познаю мир - М.: ACT, I997
  6. Любимцев В.В. Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему? - М.: Дрофа, 1995
  7. Рянжин С.В. Экологический букварь. - С.-Петербург, 1994 .Журнал "Муравейник ".

Календарно – тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Дата проведения

Практические занятия

ТСО

Раздел 1. Введение. Природа – наш общий дом (3ч).

1.1

Организационное занятие

Компьютер, мультимедийная система

2.2

Основы экологического образования

Компьютер, мультимедийная система

3.3

Природа - наш общий дом

Экскурсия в дубраву (пос. Колодкино).

Раздел 2. Отношения в природе (7ч).

4.1

Основные составляющие природы

Компьютер, мультимедийная система

5.2

Пищевые связи

Компьютер, мультимедийная система, ЦОР

6.3

Мир полон хищников

1. Придумать цепь питания, из 3-х звеньев.

2. Цикл питания.

3. Цепь питания с участием человека.

Компьютер, мультимедийная система

7.4

И на хищника управа есть

Как на вашем огороде защищаются сорняки?

Компьютер, мультимедийная система

8.5

Конкуренция и соперничество

Компьютер, мультимедийная система

9.6

Дружба в природе

Компьютер, мультимедийная система

10.7

Тайны живой природы

Составление кроссвордов по теме.

Компьютер, мультимедийная система

Раздел 3. Экосистемы (11ч).

11,12.

1,2

Как построить экосистему (2ч).

Давайте заведем аквариум.(на 2 уроке)

Компьютер, мультимедийная система

13.3

Воздух, значение его чистоты для живых организмов

Компьютер, мультимедийная система

14.4

Царство почвы - уникальный мир природы

Составь рассказ по экологическому рисунку.

Компьютер, мультимедийная система

15.5

Вода - чудо природы

О чем говорить вода. Загадки, пословицы, поговорки.

Компьютер, мультимедийная система

16.6

Вода и живые организмы

Компьютер, мультимедийная система

17.7

Агитзанятие "Не засоряйте берега водоема"

Составление правил поведения отдыхающих и туристов на реке, в лесу и т.д.

Компьютер, мультимедийная система

18.8

Пресные воды - наше богатство

Экскурсия на очистительные сооружения.

Компьютер, мультимедийная система

19.9

Основные источники загрязнения водоемов

Как влияют на качество воды загрязняющие вещества (стиральный порошок, масла, бензин  и т.д.)".

Компьютер, мультимедийная система

20.10

Жизнь водных пространств и экология

Компьютер, мультимедийная система

21.11

Приматы моря

Компьютер, мультимедийная система

Раздел 4. Экология и человек (5ч).

22.1

Экологический рассказ. Диспут

23.2

Экология в нашем доме

24.3

Экомир моей семьи

Составление панно,композиций. Выставка детских работ.

25.4

Экология человека

"Как знакомятся и приветствуют друг друга люди, животные, птицы и рыбы"

Компьютер, мультимедийная система

26.5

Экология и генетика

Экскурсия на выставку, в музей.

Раздел 5. Занимательная биология (4ч).

27.1

Экология насекомых

Компьютер, мультимедийная система

28.2

Бионика - наука о подражании живым существам.

Компьютер, мультимедийная система

29.3

Мир запахов у животных

Компьютер, мультимедийная система

30.4

 Растения лечат людей

Оформление гербарий «Лекарственные растения»

Компьютер, мультимедийная система

Раздел 6.Природа моей страны(4ч).

31.1

Природа моей страны

Компьютер, мультимедийная система

32.2

Красная книга

Презентация на тему «Неприкосновенные в природе"

Компьютер, мультимедийная система

33.3

Экологический марафон

Компьютер, мультимедийная система

34.4

Они любили свою Землю.

Компьютер, мультимедийная система


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мой мир (Авторская интегрированная программа дополнительного образования эколого-краеведческого направления)

Краеведение экологично по своей сути, ибо изучение своей местности не что иное, как изучение окружающей среды. Необходимость развития интересов школьников в области краеведения и экологии связана с со...

Образовательная программа дополнительного образования детей художественной направленности "В стране рукоделия"

Программа "В стране рукоделия" художественной направленности, продолжительность освоения-3 года, адаптированная ,модульная. Разделы прграммы: 1. Работа с бумагой; 2. Лоскутное шитьё; 3. Кожаная пласти...

Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога"

Представлена модифицированная дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога". Это программ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ спортивно-оздоровительной направленности «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»

Программа дополнительного образования по спортивно-оздоровительной направленности секция «Подвижные игры», разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного ...