Мой мир (Авторская интегрированная программа дополнительного образования эколого-краеведческого направления)
рабочая программа по теме

Краеведение экологично по своей сути, ибо изучение своей местности не что иное, как изучение окружающей среды. Необходимость развития интересов школьников в области краеведения и экологии связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания школьников о родном крае, экологических проблемах, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа, патриотизма.    

Многие темы имеют региональную направленность и реализуют региональную программу экологического воспитания и образования. Отдельные темы можно использовать для проведения научно-исследовательских работ, а результаты – как основу для докладов, рефератов, выступлений на олимпиадах различного уровня, создания учебно-методического комплекса, пособий по экологии и краеведению в сельской школе, создания экологической карты парка своего села.

 Программа рассчитана на 102 часа (по 34 часа на каждой ступени обучения)                                                                                    Возраст учащихся: 1 степень – 7-11 лет; 2 ступень – 11-13 лет; 3 ступень – 13-16 лет.

  

 

                                                                        

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_do_moy_mir.doc224 КБ

Предварительный просмотр:

                     

Департамент образования РФ

Воронежская область

Подгоренский муниципальный район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 Даньковская основная общеобразовательная школа

Авторская интегрированная программа

дополнительного образования

Эколого-краеведческое направление

Разработчик и координатор программы:

Иванова Марина Фёдоровна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель географии и биологии

х.Красюковский, 2010

Актуальность программы

     Национальная доктрина образования в Российской Федерации, а также Федеральная программа развития образования называют в числе основных задач общества экологическое воспитание. При этом большое внимание уделяется самоорганизации обучающихся как неотъемлемой части всей системы образования и формирования гражданской правовой культуры молодежи с целью развития гражданского общества в России. Данные приоритеты со стороны государства и лично Президента Российской Федерации объясняют актуальность экологического и краеведческого воспитания и образования учащихся. На сегодняшний день очень актуален вопрос воспитания школьника, не просто познающего природу, а юного исследователя, способного увидеть новые грани обыденных явлений и фактов, раздвинуть привычные рубежи человеческих знаний, преобразовывающего окружающий мир.

В детском возрасте человек наиболее близок к природе. Именно в этот период он не проводит резкой грани между собой и окружающим его растительным и животным миром. Именно в этот период жизни он на равных разговаривает с природой, любит её, искренне боится причинить ей вред. Этим объясняется активное и массовое участие младших школьников в различных экологических, биологических, историко-краеведческих кружках. Постепенно от познавательной деятельности дети переходят к исследовательским и поисковым проектам, результаты которых они публично отстаивают на различных конкурсах и конференциях, в средствах массовой информации.

     Современная экологическая ситуация в мире, стремление мирового сообщества перейти к устойчивому экологическому развитию, постулированному решениями конференции ООН по окружающей среде, прошедшей в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г., позволяют по-новому взглянуть на экологизацию образования. Задачи экологического образования школьников приобретают особое значение: процесс осознания необходимости изменения жизненной парадигмы должен совершенствоваться быстрее, пока природа не потеряла способность адаптироваться к последствиям развития цивилизации, пока не иссякли природные ресурсы и не произошло экологической катастрофы.

Стремительный рост промышленности, экстенсивный характер развития сельского хозяйства ведет к истощению природных ресурсов, к нарушению целостности природы, ослаблению взаимосвязи между её компонентами, что неизбежно ведёт к возникновению целого ряда проблем.

Проблема взаимоотношения природы и человека всегда будет стоять перед обществом. Как бы ни был высок уровень развития производительных сил, общество не может игнорировать законы развития природы; оно всегда испытывает влияние этих законов и вынуждено считаться с ними.

Таким образом, современное состояние взаимодействия общества и природы обуславливает необходимость формирования эколого-краеведческой культуры у самых широких масс населения и, в первую очередь, у подрастающего поколения.

Уникальность экологического краеведения заключается в том, что оно знакомит учащихся с жизнью во многих её проявлениях и взаимосвязях, разносторонне рассматривает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность в родном крае.

Краеведение экологично по своей сути, ибо изучение своей местности не что иное, как изучение окружающей среды. Необходимость развития интересов школьников в области краеведения и экологии связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания школьников о родном крае, экологических проблемах, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа, патриотизма.                                                                          

По мнению ученых, экологическое образование призвано развивать внутреннее чувство ответственности и долга по отношению ко всему живому. Так как сохранение среды обитания и здоровья человека является одной из самых важных категорий в системе ценностей общества, определяющими предпосылками экологического образования в целях устойчивого развития общества должны быть:
    • пересмотр идеи антропоцентризма о преобладании человека над природой и неисчерпаемости природных ресурсов;
    • ответственность человеческого интеллекта за структурно-функциональное состояние социосферы.
           В этих условиях одной из важнейших задач образования является формирование эколого-краеведческой культуры, в основе которой лежат знания о сложных процессах взаимодействия человека и окружающей среды, а также разумного и бережного отношения к природе, осознания жизни как наивысшей ценности.

Школьное экологическое образование  как важное звено в общей системе образования призвано обеспечить достижение целей обучения, направленных, в частности, на:

  • формирование экологически грамотных людей, понимающих экологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины их видового разнообразия;
  • установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле.
     

Экологическое образование и воспитание возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует развитию экологически ценностных ориентаций, т. е.: 
1. Помогает осознать непреходящую ценность природы для удовлетворения материальных, познавательных, эстетических и духовных потребностей человека;
2. Помогает понять, что человек - это часть природы, его назначение - познать законы, по которым живет и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами;
3. Способствует осознать необходимость сохранения всего многообразия жизни;
4. Раскрывает сущность происходящих экологических катаклизмов;
5. Помогает понять современные проблемы экологии и осознать их актуальность.
6. Вызвать стремление личного участия в преодолении экологического кризиса, в решении экологических проблем.
           Для обеспечения систематического приобщения учащихся к заинтересованному познанию природы своего родного региона на основе выявления экологических взаимосвязей различных групп живых организмов необходимо формировать возможность субсенсорного восприятия окружающего мира.
         Реализации этих задач способствует эколого-краеведческий компонент непрерывного образования.

           Современная педагогическая теория и школьная практика не в полной мере отвечают запросам общества. Они не обеспечивают достаточную подготовку экологически грамотных и воспитанных людей, способных заботиться о природной среде, сохранять и умножать ее богатства.  Поэтому в нашей школе было принято решение о введении программы дополнительного образования эколого-краеведческой направленности. Программа помогает выстроить систему эколого-краеведческого образования и воспитания учащихся на всех этапах обучения.

В рассматриваемой программе экологическое краеведение представляет собой целостный предмет с выделением курсов, взаимно связанных по содержанию и учебно-познавательной деятельности учащихся в направлении возрастания сложности ступеней обучения. В ней учтены разнообразные особенности современной науки, применительно к краеведению.

Цель программы: овладение знаниями о природе, проблемах экологии окружающей среды, социальном окружении и культуре родного края, воспитание эстетических и нравственных качеств личности, понимающей свое единство с окружающим миром, подготовку обучающихся к сознательному выбору вида деятельности, связанной с проблемами экологии.

Задачи программы:

I. Образовательные:

  1. Формирование целостного научного мировоззрения, экологического мышления и гуманистической направленности личности школьников.
  2. Теоретическое и практическое обучение школьников основам исследовательской деятельности в полевых и лабораторных условиях.
  3. Обучение основам экологических знаний и понимания их взаимосвязи с основными естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами.

II. Развивающие:

  1. Личностное развитие ребенка, развитие познавательных интересов и мотивации к творчеству, опирающиеся на способности и дарования детей.

III. Воспитательные:

  1. Совершенствование нравственных основ культуры учащихся: экономической, экологической, художественной, культуры жизненного определения.
  2. Воспитание у детей бережного отношения к природе и историческому наследию родного края.
  3. Воспитание ответственности за слова, дела, поступки.
  4. Включение учащихся в значимую общественно-полезную деятельность.

Спецкурсы, вводимые на I ступени обучения, тесно связаны, обогащают друг друга, готовят детей к жизни на земле, учат бережно относиться к родной природе.

На II ступени (5-6 кл.) блоки эколого-краеведческого профиля объединены общей целью: дать более глубокие знания по истории и культуре родного края, научить охранять природу, воспитать любовь к малой Родине, сформировать позицию: кто уничтожает природные ценности – тот безнравственный человек.

На II и III ступенях предусмотрен практикум по экологическому мониторингу, где учащиеся осуществляют сбор информации об экологическом состоянии окружающей среды, анализ результатов наблюдений за продолжительный период и прогноз экологической ситуации. Результаты такой деятельности могут стать хорошей мотивационной основой для получения учащимися знаний по предметам естественнонаучного цикла и формирования экологически разумного поведения.

Участие школьников в подобных исследованиях обуславливает, в значительной степени, осознанный выбор будущей профессии, успешное поступление в профильные учебные заведения, создает условие для творческого развития и личностного самоопределения.

Практические эколого-краеведческие работы дают учащимся и педагогам обширный материал для использования на уроках, кружках, факультетах. Результаты работ могут иметь большую социальную значимость для просветительной деятельности среди местного населения, создание экологических карт и учебно-методических пособий.

Одним из важнейших направлений работы может стать участие школы в реализации проекта "Парк моей мечты», создание на его территории эколого-краеведческих зон и зон рекреации.

Изучение парка можно вести по следующим направлениям.

  1. Флористическое и геоботаническое описание парка.
  2. Исследования орнитофауны парка. Наблюдение за птицами и составление их видового списка.
  3. Редкие и исчезающие виды растений. Выявление мест произрастания редких видов, их картирование.
  4. Комплексные исследования экологического состояния парка. Создание экологических троп.
  5. Благоустройство и уход за территорией парка.
  6. Компьютерная обработка данных.
  7. Фото- и видеодокументирование.
  8. Разработка проекта «Парк моей мечты».
  9. Экскурсионно-краеведческая работа.
  10. Составление маршрутов экскурсий, работа в архивах, подготовка гидов.

Особенность программы состоит в комплексном и системном переходе к реализации целей и задач эколого-краеведческого и нравственно-эстетического воспитания и образования, т.к. разделить эти процессы в условиях сельской школы невозможно.

Приоритетными здесь выдвигаются идеи экологического образования, т.к. идеал экологически грамотного человека включает в себя понимание уникальности и неповторимости человека, его гражданской ответственности за среду обитания, Родину, всего живого на земле. Базовый уровень экологической культуры ориентирован не только на интегрированные знания о взаимодействии природы и общества, но и на реальный вклад каждого в решение экологических проблем родного края.

Отдельные курсы программы используются при формировании базового уровня знаний по предметам как естественно-научного, так и гуманитарного циклов.

Многие темы имеют региональную направленность и реализуют региональную программу экологического воспитания и образования. Отдельные темы можно использовать для проведения научно-исследовательских работ, а результаты – как основу для докладов, рефератов, выступлений на олимпиадах различного уровня, создания учебно-методического комплекса, пособий по экологии и краеведению в сельской школе, создания экологической карты парка своего села.

        Программа рассчитана на 102 часа (по 34 часа на каждой ступени обучения)        Возраст учащихся: 1 степень – 7-11 лет; 2 ступень – 11-13 лет; 3 ступень – 13-16 лет.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

-выставки

-фестивали

-учебно-исследовательские конференции

-экологические слеты

Должны знать:

-основные экологические термины, характеризующие представителей флоры и фауны Воронежской области;

-основные виды растений и животных родного края;

-правила ведения наблюдений, полевых исследований;

-особо охраняемые территории и памятники природы Подгоренского края и Воронежской области.

Должны уметь:

-выявлять факторы среды, оказывающие действие на растительные организмы;

-доказывать наличие взаимовлияний и взаимосвязи между организмами на примере растения;

-проводить микроисследование по изучению природных и искусственных сообществ растений;

-оценивать влияние природы на человека (его эмоциональное, нравственное состояние и физическое здоровье);

-применять имеющиеся знания в практической деятельности по благоустройству и охране природной среды малой родины;

-различать лесные и степные биоценозы, биоценозы живых организмов, памятники природы;

-различать охраняемые растения и животные Воронежской области;

-работать с литературой;

-применять имеющиеся знания в практической деятельности по благоустройству и охране природной среды малой родины.

Структура программы


I ступень:
начальные классы

Возраст:

7-11 лет


Моя малая Родина. Историческое краеведение.

  • История села Большедмитровка.
  • Наследие родной земли.
  • Занимательная топонимика.

Мир вокруг меня. Экологическое краеведение.

  • Правила поведения в природе.
  • Способы ориентирования.
  • Стихийные природные явления. Безопасное поведение.
  • Растения родного края. Красная книга растений.
  • Животные родного края. Красная книга животных.
  • Лес – наше богатство. Леса Подгоренского района.
  • Уникальные природные объекты района и области.

Труд людей на земле.

Цикл «Времена года». Фенологические наблюдения.

Праздники народного календаря.

Природа ждёт твоей помощи.

  • Участие  в мероприятиях по благоустройству. (Акции «Весенняя неделя добра», «Чистая Земля», «Марш парков»)
  • Участие в акциях «Покормите птиц зимой!», «Первоцвет», «Муравейник».

Экскурсии.

  • Осенняя экскурсия в парк. Наблюдение сезонных изменений. Сбор природного материала для поделок.
  • Зимняя экскурсия в парк. Наблюдение сезонных изменений. Сбор природного материала для поделок.
  • Весенняя экскурсия в парк и в район поймы р.Сухая Россошь. Наблюдение сезонных изменений. Сбор природного материала для поделок.
  • Экскурсия в школьный историко-краеведческий музей.


II ступень:
5-6 классы

Возраст:

11-13 лет


Моя малая Родина. Историческое краеведение.

  • Село Большедмитровка и династия Тевяшовых.
  • История Даньковской школы.
  • История Подгоренского края.
  • Культурно-историческое наследие земли Подгоренской.
  • Занимательная топонимика.

Мир вокруг меня. Экологическое краеведение.

  • Основы экологии и рационального природопользования.
  • Наземные естественные и искусственные экосистемы.
  • Экосистемы местных водоёмов.
  • Уникальные природные объекты Подгоренского района.
  • Рекреационные зоны и туристические маршруты Подгоренского края.
  • Способы ориентирования. Выживание в условиях автономной природной среды. Стихийные природные явления.
  • Экологический практикум.

Цикл «Времена года». Фенологические наблюдения.

Праздники народного календаря. Экологические праздники и даты.

Природа ждёт твоей помощи.

  • Участие  в мероприятиях по благоустройству. (Акции «Весенняя неделя добра», «Марш парков», «Чистая Земля», «Бой мусору», фестиваль творческих идей «Из отходов – в доходы», «Вторая жизнь ненужных вещей»).
  • Привлечение внимания общественности к проблемам экологии.

Экскурсии.

  • Осенняя экскурсия в парк. Наблюдение сезонных изменений. Сбор природного материала для поделок. Определение местных растений, наблюдение за насекомыми, следами животных.
  • Зимняя экскурсия в парк. Наблюдение сезонных изменений. Сбор природного материала для поделок.
  • Весенняя экскурсия в парк и в район поймы р.Сухая Россошь. Наблюдение сезонных изменений.
  • Экскурсия в районный краеведческий музей.

III ступень:
7-9 классы

Возраст:

13-16 лет

Моя малая Родина. Историческое краеведение.

  • История Воронежского края.
  • Культурно-историческое наследие земли Воронежской.
  • Занимательная топонимика.

Экология и основы природопользования.

  • Выживание в условиях автономной природной среды.
  • Уникальные природные и историко-археологические объекты Воронежского края.
  • Заповедные места Воронежского края.
  • Рекреационные зоны и туристические маршруты области.
  • Экологический мониторинг.
  • Экологический практикум.

Природа ждёт твоей помощи.

  • Организация и участие в мероприятиях по благоустройству. (Акции «Весенняя неделя добра», «Марш парков», «Чистая Земля», «Бой мусору», фестиваль творческих идей «Из отходов – в доходы», «Вторая жизнь ненужных вещей»).
  • Привлечение внимания общественности к проблемам экологии.

Праздники народного календаря. Экологические праздники и даты.

Исследовательская работа по экологическим проектам.

Предпрофильная подготовка выпускников школы в области экологии и природопользования.

Экскурсии.

  • Сезонные экскурсии в природу с целью изучения антропогенного воздействия на природную среду.
  • Экскурсия в районный краеведческий музей.
  • Организация экскурсий для младших школьников.
  • Экскурсия на меловой (песчаный карьер или геологическое обнажение) с целью изучения палеонтологических находок и экспонатов.
  • Выездные экскурсии и турпоходы в каникулярное время.

Тематическое планирование

I ступень

№ п/п

Тема занятия

Содержание

1

Вводное занятие.

Краткая характеристика курса

2-3

Цикл «Времена года». Фенологические наблюдения. Осенняя экскурсия в парк «Какого цвета осень?»  Наблюдение сезонных изменений. Сбор природного материала для поделок.

Особенности проведения наблюдений в природе и фиксирование результатов. Правила сбора природного материала. Заполнение «Дневника природы». Осенняя экскурсия в природу. Пословицы, поговорки и народные приметы об осени. Стихи местных авторов об осени.

Моя малая Родина. Историческое краеведение.

4

История села Большедмитровка.

История возникновения села. Краткие сведения об основателях села – Тевяшовых.

5

Наследие родной земли.

Знаменитые люди родного села (труженики с/х и промышленности,  участники ВОВ и боевых действий в Афганистане и Чечне, писатели, поэты, музыканты и т.п.)

 Презентация.

6

Занимательная топонимика. История происхождения фамилий.

История происхождения названий хуторов, реки. История происхождения фамилий жителей.

7

Праздники народного календаря. Осень

Знакомство с осенними народными праздниками. Участие в театрализованных постановках. Пословицы, поговорки и народные приметы об осени.

Мир вокруг меня. Экологическое краеведение.

8

Правила поведения в природе.

Правила поведения в природе. Создание памяток. Рисунки на тему «Как вести себя в природе».

Презентация.

9

Способы ориентирования

Способы ориентирования по местным признакам и с помощью приборов. Знакомство с памяткой «Если ты заблудился…»

Презентация.

10-12

Стихийные природные явления. Безопасное поведение. Практикум.

Стихийные природные явления, характерные для нашей местности. Безопасное поведение во время природных ЧС. Изучение памяток. Отработка действий на случай возникновения природной ЧС.

Презентация.

13

Природа ждёт твоей помощи. Участие в акции «Покормите птиц зимой!»,

Изготовление простейших кормушек для птиц. Подкормка птиц в течение зимы. Конкурс рисунков и стихов по теме.

14

Цикл «Времена года». Фенологические наблюдения. Зимняя экскурсия в парк. Наблюдение сезонных изменений. Сбор природного материала для поделок.

Особенности проведения наблюдений в природе и фиксирование результатов. Правила сбора природного материала. Заполнение «Дневника природы». Зимняя экскурсия в природу. Пословицы, поговорки и народные приметы о зиме. Стихи местных авторов о зиме.

15-16

Растения родного края. Красная книга растений.                                                   Мини-экопроект «Джунгли на подоконнике»

Дикорастущие и культурные растения края. Лекарственные и ядовитые растения. Правила сбора растений. Растения Красной книги. Правила работы над экологическими проектами. Загадки и стихи  местных авторов о растениях

Презентация.

17-18

Животные родного края. Красная книга животных.                                                   Мини-экопроект «Животные в моей семье»

Дикие и домашние животные края. Опасные животные. Правила поведения при встрече с дикими животными. Животные Красной книги.

Правила работы над экологическими проектами. Загадки и стихи  местных авторов о животных.

Презентация.

19-20

Лес – наше богатство. Леса Подгоренского района                                                        Мини-экопроекты: «Что даёт нам лес», «Что мы сажаем, сажая леса?», «Кто в лесу живёт», «Что в лесу растёт»

Значение леса в жизни человека. Правила поведения в лесу (изучение памятки). Правила работы над экологическими проектами. Загадки и стихи  местных авторов о лесе. Конкурс рисунков и поделок из природных материалов.

Презентация.

21

Уникальные природные объекты района и области

Понятие «памятник природы». Памятники природы Воронежской области.

Презентация

22

Праздники народного календаря. Зима

Знакомство с зимними народными праздниками. Участие в театрализованных постановках. Пословицы, поговорки и народные приметы о зиме.

23-25

Труд людей на земле.   Встреча с работниками ООО «Мичуринское».                          Мини-проекты «Как потопаешь, так и полопаешь», «Все профессии важны, все профессии нужны»

Знакомство с с/х профессиями. Календарь полевых работ. Основные с/х растения нашей местности.). Правила работы над проектами.

Презентация

26

Экскурсия в школьный историко-краеведческий музей.

Знакомство с экспозициями и экспонатами школьного музея

27

Праздники народного календаря. Весна

Знакомство с весенними народными праздниками. Участие в театрализованных постановках. Пословицы, поговорки и народные приметы о весне.

Природа ждёт твоей помощи.

28

Природа ждёт твоей помощи. Участие в акции «Первоцвет».

Понятие о природоохранной деятельности. Знакомство с памятками «Природа ждёт твоей помощи» и «Пусть цветут цветы в природе». Наблюдение первоцветов в природе. Распространение памятки «Пусть цветут цветы в природе» среди населения и школьников. Конкурс рисунков на тему. Стихи и песни о цветах.

29-30

Природа ждёт твоей помощи. Участие  в мероприятиях по благоустройству. (Акции «Весенняя неделя добра», «Чистая Земля», «Марш парков», «Разноцветная клумба»)

Понятие об общественно-полезной  деятельности. Участие  в мероприятиях по благоустройству.

Презентация

31

Природа ждёт твоей помощи. Участие в акции  «Муравейник». Мини-экопроект «Самое сильное животное нуждается в защите»

Понятие о природоохранной деятельности. Значение муравьёв в природе и жизни человека. Наблюдения за жизнью муравьёв. Составление каталога муравейников села. Загадки и стихи о муравьях.

32-34

Цикл «Времена года». Фенологические наблюдения. Весенняя экскурсия в парк и в район поймы р.Сухая Россошь. Наблюдение сезонных изменений. Сбор природного материала для поделок.

Особенности проведения наблюдений в природе и фиксирование результатов. Правила сбора природного материала. Заполнение «Дневника природы». Весенняя экскурсия в природу. Пословицы, поговорки и народные приметы о весне. Стихи местных авторов о весне.

II ступень

№ п/п

Тема занятия

Содержание

1-2

Цикл «Времена года». Фенологические наблюдения. Осенняя экскурсия в парк. Наблюдение сезонных изменений. Сбор природного материала для поделок. Определение местных растений, наблюдение за насекомыми, следами животных.

Особенности проведения наблюдений в природе и фиксирование результатов. Правила сбора природного материала. Заполнение «Дневника природы». Осенняя экскурсия в природу. Работа с определителем растений и насекомых. Составление описания растительного и животного мира парка. Пословицы, поговорки и народные приметы об осени. Стихи местных авторов об осени.

Моя малая Родина. Историческое краеведение.

3-4

Село Большедмитровка и династия Тевяшовых.

История возникновения села. Краткие сведения об основателях села – Тевяшовых. Составление генеалогического древа семьи Тевяшовых, связанных с Большедмитровкой. Обучение приёмам работы с различными документами.

5

История Даньковской школы.                                                       Мини-проект «История школы в лицах»

История развития образования в селе. История возникновения школы. Знаменитые выпускники. Отработка навыков работы над проектами.

Презентация

6-7

История Подгоренского края

История образования и развития Подгоренского района. Знакомство с официальной символикой района.

Презентация

8-9

Культурно-историческое наследие земли Подгоренской.

Знаменитые люди района (труженики с/х и промышленности,  участники ВОВ и боевых действий в Афганистане и Чечне, писатели, поэты, музыканты и т.п.), их вклад в развитие края и страны.

 Презентация.

10-11

Занимательная топонимика

История происхождения названий населённых пунктов района, реки. Работа с различными источниками информации.

12

Праздники народного календаря. Экологические праздники и даты. Осень.                                                                           Мини-экопроект «Живи, ёлочка!»

Знакомство с осенними народными праздниками. Участие в театрализованных постановках. Знакомство с международными экологическими праздниками и датами. Пословицы, поговорки и народные приметы об осени. Работа над проектом.

Мир вокруг меня. Экологическое краеведение.

13

Основы экологии и рационального природопользования.

Знакомство с понятиями «экология», «рациональное природопользование». Отработка навыков работы с различными источниками информации.

14

Наземные естественные и искусственные экосистемы.

Знакомство с естественными и искусственными экосистемами, характерными для местности. Влияние человека на экосистемы.

Презентация

15

Экосистемы местных водоёмов.

Знакомство с типичными аквальными экосистемами. Влияние человека на экосистемы.

Презентация

16-17

Уникальные природные объекты Подгоренского района.

Знакомство с уникальными природными объектами района, создание их каталога. Отработка навыков работы с различными источниками информации.

Презентация

18

Рекреационные зоны и туристические маршруты Подгоренского края.

Оценка рекреационного потенциала природных комплексов района. Знакомство с существующими туристическими маршрутами по родному краю. По возможности – посещение одного из интересных объектов района.

Презентация

19

Праздники народного календаря. Экологические праздники и даты. Зима

Знакомство с зимними народными праздниками. Участие в театрализованных постановках. Знакомство с международными экологическими праздниками и датами. Пословицы, поговорки и народные приметы о зиме.

20-21

Способы ориентирования. Выживание в условиях автономной природной среды. Стихийные природные явления.

Способы ориентирования по местным признакам и с помощью приборов. Знакомство с памяткой «Если ты заблудился…». Способы автономного выживания в условиях природной среды. Практические умения (по возможности) – устройство ночлега, сооружение и разжигание костра; определение съедобных растений (по картинкам). Наиболее характерные для региона стихийные явления и поведение во время природных ЧС.

Презентация.

22-23

Экологический практикум. Мини-экопроект «Капелька»

Обучение навыками экологического исследования. Определение доступных характеристик воды местного водоёма. Работа над проектом.

24

Цикл «Времена года». Фенологические наблюдения. Зимняя экскурсия в парк. Наблюдение сезонных изменений.

Особенности проведения наблюдений в природе и фиксирование результатов. Правила сбора природного материала. Заполнение «Дневника природы». Зимняя экскурсия в природу. Определение деревьев и кустарников по форме кроны, коре и др. признакам. Измерение высоты снежного покрова в различных участках парка. Определение зимующих птиц. Пословицы, поговорки и народные приметы о зиме. Стихи местных авторов о зиме. Фото – и видеофиксация.

25

Природа ждёт твоей помощи. Фестиваль творческих идей «Из отходов – в доходы»

Участие в фестивале. Изготовление поделок. Представление мини-проектов о способах переработка вторсырья.

26

Природа ждёт твоей помощи. Фестиваль творческих идей « «Вторая жизнь ненужных вещей».

Участие в фестивале. Изготовление поделок. Представление мини-проектов о способах переработка вторсырья.

27

Экскурсия в районный краеведческий музей.

Посещение районного народного краеведческого музея. Встреча с интересными людьми района. Составление презентации о посещении музея.

28

Праздники народного календаря. Экологические праздники и даты. Весна.

Знакомство с весенними народными праздниками. Участие в театрализованных постановках. Знакомство с международными экологическими праздниками и датами. Пословицы, поговорки и народные приметы о весне.

29

Природа ждёт твоей помощи. Участие в акции «Первоцвет».

Понятие о природоохранной деятельности. Знакомство с памятками «Природа ждёт твоей помощи» и «Пусть цветут цветы в природе». Наблюдение первоцветов в природе. Распространение памятки «Пусть цветут цветы в природе» среди населения и школьников. Конкурс рисунков на тему. Стихи и песни о цветах.

30

Природа ждёт твоей помощи. Участие  в мероприятиях по благоустройству. (Акции «Весенняя неделя добра», «Марш парков», «Чистая Земля», «Бой мусору»)

Понятие об общественно-полезной  деятельности. Участие  в мероприятиях по благоустройству.

Презентация

31

Природа ждёт твоей помощи. Участие в акции «Муравейник»

Экопроект «Муравейник».

Понятие о природоохранной деятельности. Значение муравьёв в природе и жизни человека. Наблюдения за жизнью муравьёв. Составление каталога муравейников села. Загадки и стихи о муравьях. Работа над проектом.

32

Природа ждёт твоей помощи. Привлечение внимания общественности к проблемам экологии.

Распространение среди населения и школьников памяток и информации экологического содержания. Проведение анкетирования, обработка результатов. Привлечение населения к природоохранной деятельности. Выступление агитбригады. Выставка рисунков на экологическую тему и поделок из природного материала и ненужных вещей.

33-34

Цикл «Времена года». Фенологические наблюдения. Весенняя экскурсия в парк и в район поймы р.Сухая Россошь. Наблюдение сезонных изменений.

Особенности проведения наблюдений в природе и фиксирование результатов. Правила сбора природного материала. Заполнение «Дневника природы». Весенняя экскурсия в природу. Определение деревьев и кустарников. Изучение поймы р.Сухая Россошь. Расчистка родника.  Определение представителей животного мира. Пословицы, поговорки и народные приметы о зиме. Стихи местных авторов о весне. Фото – и видеофиксация.

III ступень

№ п/п

Тема занятия

Содержание

1

Цикл «Времена года». Фенологические наблюдения. Организация экскурсии для младших школьников.

Методика организации и проведения экскурсий. Подготовка экологической тропы.

2-3

Экологический мониторинг. Экскурсия с целью изучения антропогенного воздействия на природную среду.               Работа над экологическим проектом «Парк моей мечты».

Понятие «экологический мониторинг». Методика изучения антропогенного воздействия ан природную среду. Фиксация и обработка  результатов. Составление рекомендаций по снижению антропогенной нагрузки на природную среду. Работа над долгосрочным проектом.

4

Праздники народного календаря. Экологические праздники и даты. Осень.

Знакомство с осенними народными праздниками. Участие в театрализованных постановках. Знакомство с международными экологическими праздниками и датами. Пословицы, поговорки и народные приметы об осени. Работа над проектом.

Моя малая Родина. Историческое краеведение.

5-7

История Воронежского края.

История образования и развития Воронежской области. Знакомство с официальной символикой области. Роль Петра I в развитии края. Подготовка мероприятия о Воронеже.

Презентация

8-10

Культурно-историческое наследие земли Воронежской

Знаменитые люди области, их вклад в развитее края и страны.

 Презентация.

11-12

Занимательная топонимика.

История происхождения названий населённых пунктов области, рек, озёр и т.п.. Работа с различными источниками информации.

13

Отчёт о работе над экологическим проектом.

Защита экологических проектов.

14

Праздники народного календаря. Экологические праздники и даты. Зима.

Знакомство с зимними народными праздниками. Участие в театрализованных постановках. Знакомство с международными экологическими праздниками и датами. Пословицы, поговорки и народные приметы о зиме.

Экология и основы природопользования.

15-16

Выживание в условиях автономной природной среды.

Способы ориентирования по местным признакам и с помощью приборов. Знакомство с памяткой «Если ты заблудился…». Способы автономного выживания в условиях природной среды. Практические умения (по возможности) – устройство ночлега, сооружение и разжигание костра; определение съедобных растений (по картинкам). Наиболее характерные для региона стихийные явления и поведение во время природных ЧС.

Презентация.

17-18

Уникальные природные и историко-археологические объекты Воронежского края.

Знакомство с уникальными природными и историко-архитектурными объектами региона, создание их каталога. Отработка навыков работы с различными источниками информации.

Презентация

19-20

Заповедные места Воронежского края.

Знакомство с заповедниками  и ООПТ Воронежского края. Опыт по реакклиматизации животных.  Разработка виртуальных маршрутов по заповедным местам.

Презентация

21-22

Рекреационные зоны и туристические маршруты области.

Оценка рекреационного потенциала природных комплексов региона. Знакомство с существующими туристическими маршрутами по родному краю. По возможности – посещение одного из интересных объектов области.

Презентация

23

Экологический практикум.

Отработка навыков проведения экологического исследования и мониторинга. Работа над проектом.

24

Экологический мониторинг. Цикл «Времена года». Фенологические наблюдения.  Организация зимней экскурсии в парк. Наблюдение сезонных изменений.

Особенности проведения наблюдений в природе и фиксирование результатов. Правила сбора природного материала. Заполнение «Дневника природы». Зимняя экскурсия в природу. Определение деревьев и кустарников по форме кроны, коре и др. признакам. Измерение высоты снежного покрова в различных участках парка. Определение зимующих птиц. Фото – и видеофиксация.

25

Природа ждёт твоей помощи. Фестиваль творческих идей «Из отходов – в доходы»

Организация и участие в фестивале. Изготовление поделок. Представление мини-проектов о способах переработка вторсырья.

26

Природа ждёт твоей помощи. Фестиваль творческих идей « «Вторая жизнь ненужных вещей».

Организация и участие в фестивале. Изготовление поделок. Представление мини-проектов о способах переработка вторсырья.

27

Экскурсия в районный краеведческий музей.

Посещение районного народного краеведческого музея. Встреча с интересными людьми района. Составление презентации о посещении музея.

28

Праздники народного календаря. Экологические праздники и даты. Весна.

Знакомство с весенними народными праздниками. Участие в театрализованных постановках. Знакомство с международными экологическими праздниками и датами. Пословицы, поговорки и народные приметы о весне.

29

Природа ждёт твоей помощи. Организация и проведение акции «Первоцвет»

Понятие о природоохранной деятельности. Составление памяток «Природа ждёт твоей помощи» и «Пусть цветут цветы в природе». Наблюдение первоцветов в природе. Распространение памятки «Пусть цветут цветы в природе» среди населения и школьников. Конкурс рисунков на тему. Стихи и песни о цветах.

30

Природа ждёт твоей помощи. Организация и участие в мероприятиях по благоустройству. (Акции «Весенняя неделя добра», «Марш парков», «Чистая Земля», «Бой мусору»)

Понятие об общественно-полезной  деятельности. Организация и участие  в мероприятиях по благоустройству.

Презентация

31

Экскурсия на меловой (песчаный карьер или геологическое обнажение) с целью изучения палеонтологических находок и экспонатов.

Методика поиска и описания палеонтологических находок и экспонатов. Составления описания животного, останки которого были найдены, по различным источникам. Приёмы работы различными источниками информации.

32

Природа ждёт твоей помощи. Привлечение внимания общественности к проблемам экологии.

Распространение среди населения и школьников памяток и информации экологического содержания. Проведение анкетирования, обработка результатов. Привлечение населения к природоохранной деятельности. Выступление агитбригады. Выставка рисунков на экологическую тему и поделок из природного материала и ненужных вещей.

33

Экологический мониторинг. Экскурсия с целью изучения антропогенного воздействия на природную среду.  

Понятие «экологический мониторинг». Методика изучения антропогенного воздействия ан природную среду. Фиксация и обработка  результатов. Составление рекомендаций по снижению антропогенной нагрузки на природную среду. Работа над долгосрочным проектом.

34

Отчёт о работе над экологическими проектами «Парк моей мечты»

Защита проектов.

Учебный план

Название цикла

Количество часов на различных ступенях

Итого

часов

I

II

III

Моя малая Родина. Историческое краеведение. Большедмитровка

3

3

6

Моя малая Родина. Историческое краеведение. Подгоренский район

6

6

Моя малая Родина. Историческое краеведение. Воронежская область

9

9

Мир вокруг меня. Экологическое краеведение

12

10

22

Труд людей на земле.

3

3

Цикл «Времена года». Фенологические наблюдения. Экскурсии в природу

6

5

3

14

Экскурсии в музей

1

1

1

3

Праздники народного календаря.

3

3

3

9

Природа ждёт твоей помощи.

5

6

5

16

Экология и основы природопользования.

13

13

Итого

33+1 вводное занятие

34

34

102

Литература

Воробьёв В.А. Родина моя, Большедмитровка. Краткий очерк истории села. Р.п.Подгоренский, 2004. – 81с.

Кесслер И.И. Подгоренский край: С древнейших времён до начала первой мировой войны.

Панова В.И. История Воронежского края. Воронеж: Родная речь, 1997. – 240 с.

Воронежская экскурсия. Путеводитель. Воронеж: POLAREES, 2005.

Воронеж: Изд-во ВГУ, 1994. – 176 с.

Сборник. Книга стихов о крае воронежском. Воронеж: Центрально-Чернозёмное книжное издательство, 1964. – 250 с.

Сборник документов под редакцией Кудиновой В.В., Загоровского В.П. Воронеж в документах и материалах. Воронеж: Центрально-Чернозёмное книжное издательство, 1987 г. – 272 с.

Газета «Бумеранг»

Газета «Подгоренец»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей декоративно-прикладного твочества "Мастерская чудес"

Настоящая программа  предполагает трехгодичное обучение учащихся с I-VIII классы. Один год обучения – это изучение одного вида декоративно-прикладного искусства. Первый год посвящен бумагопластик...

Авторская образовательная программа дополнительного образования «Фортепианный ансамбль» для детских школ искусств,центров детского творчества.

Предполагаемая программа направлена на формирование и развитие навыков коллективного инструментального /фортепианного/ музицирования.      Коллективное инструментальное музи...

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей для 3 класса «Путешествие в мир английского языка»

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей для 3 класса «Путешествие в мир английского языка» Правильно организованная система дополнительного образования представляет ...

Программа дополнительного образования эколого-краеведческого направления "Юный краевед"

Адаптированная программа данного курса подготовлена с учетом познавательной деятельности учащихся среднего звена школы для учащихся 6-8 классов. Учебно – воспитательный процесс требует от учащего в ос...

Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога"

Представлена модифицированная дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога". Это программ...

Авторская программа дополнительного образования детей художественного направления «Студия – мастерская «МИР КОСТЮМА»»

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно – ориентированный и  деятельностный подходы в обучении.  Основные принципы реализации программы ...

Авторская рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности "Смастеримка"

Авторская рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности "Смастеримка" с календарно-тематическим планированием.Работа в кружке «Смастеримка&raq...