Мой мир (Авторская интегрированная программа дополнительного образования эколого-краеведческого направления)
рабочая программа по теме
Краеведение экологично по своей сути, ибо изучение своей местности не что иное, как изучение окружающей среды. Необходимость развития интересов школьников в области краеведения и экологии связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания школьников о родном крае, экологических проблемах, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа, патриотизма.
Многие темы имеют региональную направленность и реализуют региональную программу экологического воспитания и образования. Отдельные темы можно использовать для проведения научно-исследовательских работ, а результаты – как основу для докладов, рефератов, выступлений на олимпиадах различного уровня, создания учебно-методического комплекса, пособий по экологии и краеведению в сельской школе, создания экологической карты парка своего села.
Программа рассчитана на 102 часа (по 34 часа на каждой ступени обучения) Возраст учащихся: 1 степень – 7-11 лет; 2 ступень – 11-13 лет; 3 ступень – 13-16 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_do_moy_mir.doc | 224 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования РФ
Воронежская область
Подгоренский муниципальный район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Даньковская основная общеобразовательная школа
Авторская интегрированная программа
дополнительного образования
Эколого-краеведческое направление
Разработчик и координатор программы:
Иванова Марина Фёдоровна,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель географии и биологии
х.Красюковский, 2010
Актуальность программы
Национальная доктрина образования в Российской Федерации, а также Федеральная программа развития образования называют в числе основных задач общества экологическое воспитание. При этом большое внимание уделяется самоорганизации обучающихся как неотъемлемой части всей системы образования и формирования гражданской правовой культуры молодежи с целью развития гражданского общества в России. Данные приоритеты со стороны государства и лично Президента Российской Федерации объясняют актуальность экологического и краеведческого воспитания и образования учащихся. На сегодняшний день очень актуален вопрос воспитания школьника, не просто познающего природу, а юного исследователя, способного увидеть новые грани обыденных явлений и фактов, раздвинуть привычные рубежи человеческих знаний, преобразовывающего окружающий мир.
В детском возрасте человек наиболее близок к природе. Именно в этот период он не проводит резкой грани между собой и окружающим его растительным и животным миром. Именно в этот период жизни он на равных разговаривает с природой, любит её, искренне боится причинить ей вред. Этим объясняется активное и массовое участие младших школьников в различных экологических, биологических, историко-краеведческих кружках. Постепенно от познавательной деятельности дети переходят к исследовательским и поисковым проектам, результаты которых они публично отстаивают на различных конкурсах и конференциях, в средствах массовой информации.
Современная экологическая ситуация в мире, стремление мирового сообщества перейти к устойчивому экологическому развитию, постулированному решениями конференции ООН по окружающей среде, прошедшей в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г., позволяют по-новому взглянуть на экологизацию образования. Задачи экологического образования школьников приобретают особое значение: процесс осознания необходимости изменения жизненной парадигмы должен совершенствоваться быстрее, пока природа не потеряла способность адаптироваться к последствиям развития цивилизации, пока не иссякли природные ресурсы и не произошло экологической катастрофы.
Стремительный рост промышленности, экстенсивный характер развития сельского хозяйства ведет к истощению природных ресурсов, к нарушению целостности природы, ослаблению взаимосвязи между её компонентами, что неизбежно ведёт к возникновению целого ряда проблем.
Проблема взаимоотношения природы и человека всегда будет стоять перед обществом. Как бы ни был высок уровень развития производительных сил, общество не может игнорировать законы развития природы; оно всегда испытывает влияние этих законов и вынуждено считаться с ними.
Таким образом, современное состояние взаимодействия общества и природы обуславливает необходимость формирования эколого-краеведческой культуры у самых широких масс населения и, в первую очередь, у подрастающего поколения.
Уникальность экологического краеведения заключается в том, что оно знакомит учащихся с жизнью во многих её проявлениях и взаимосвязях, разносторонне рассматривает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность в родном крае.
Краеведение экологично по своей сути, ибо изучение своей местности не что иное, как изучение окружающей среды. Необходимость развития интересов школьников в области краеведения и экологии связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания школьников о родном крае, экологических проблемах, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа, патриотизма.
По мнению ученых, экологическое образование призвано развивать внутреннее чувство ответственности и долга по отношению ко всему живому. Так как сохранение среды обитания и здоровья человека является одной из самых важных категорий в системе ценностей общества, определяющими предпосылками экологического образования в целях устойчивого развития общества должны быть:
• пересмотр идеи антропоцентризма о преобладании человека над природой и неисчерпаемости природных ресурсов;
• ответственность человеческого интеллекта за структурно-функциональное состояние социосферы.
В этих условиях одной из важнейших задач образования является формирование эколого-краеведческой культуры, в основе которой лежат знания о сложных процессах взаимодействия человека и окружающей среды, а также разумного и бережного отношения к природе, осознания жизни как наивысшей ценности.
Школьное экологическое образование как важное звено в общей системе образования призвано обеспечить достижение целей обучения, направленных, в частности, на:
- формирование экологически грамотных людей, понимающих экологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины их видового разнообразия;
- установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле.
Экологическое образование и воспитание возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует развитию экологически ценностных ориентаций, т. е.:
1. Помогает осознать непреходящую ценность природы для удовлетворения материальных, познавательных, эстетических и духовных потребностей человека;
2. Помогает понять, что человек - это часть природы, его назначение - познать законы, по которым живет и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами;
3. Способствует осознать необходимость сохранения всего многообразия жизни;
4. Раскрывает сущность происходящих экологических катаклизмов;
5. Помогает понять современные проблемы экологии и осознать их актуальность.
6. Вызвать стремление личного участия в преодолении экологического кризиса, в решении экологических проблем.
Для обеспечения систематического приобщения учащихся к заинтересованному познанию природы своего родного региона на основе выявления экологических взаимосвязей различных групп живых организмов необходимо формировать возможность субсенсорного восприятия окружающего мира.
Реализации этих задач способствует эколого-краеведческий компонент непрерывного образования.
Современная педагогическая теория и школьная практика не в полной мере отвечают запросам общества. Они не обеспечивают достаточную подготовку экологически грамотных и воспитанных людей, способных заботиться о природной среде, сохранять и умножать ее богатства. Поэтому в нашей школе было принято решение о введении программы дополнительного образования эколого-краеведческой направленности. Программа помогает выстроить систему эколого-краеведческого образования и воспитания учащихся на всех этапах обучения.
В рассматриваемой программе экологическое краеведение представляет собой целостный предмет с выделением курсов, взаимно связанных по содержанию и учебно-познавательной деятельности учащихся в направлении возрастания сложности ступеней обучения. В ней учтены разнообразные особенности современной науки, применительно к краеведению.
Цель программы: овладение знаниями о природе, проблемах экологии окружающей среды, социальном окружении и культуре родного края, воспитание эстетических и нравственных качеств личности, понимающей свое единство с окружающим миром, подготовку обучающихся к сознательному выбору вида деятельности, связанной с проблемами экологии.
Задачи программы:
I. Образовательные:
- Формирование целостного научного мировоззрения, экологического мышления и гуманистической направленности личности школьников.
- Теоретическое и практическое обучение школьников основам исследовательской деятельности в полевых и лабораторных условиях.
- Обучение основам экологических знаний и понимания их взаимосвязи с основными естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами.
II. Развивающие:
- Личностное развитие ребенка, развитие познавательных интересов и мотивации к творчеству, опирающиеся на способности и дарования детей.
III. Воспитательные:
- Совершенствование нравственных основ культуры учащихся: экономической, экологической, художественной, культуры жизненного определения.
- Воспитание у детей бережного отношения к природе и историческому наследию родного края.
- Воспитание ответственности за слова, дела, поступки.
- Включение учащихся в значимую общественно-полезную деятельность.
Спецкурсы, вводимые на I ступени обучения, тесно связаны, обогащают друг друга, готовят детей к жизни на земле, учат бережно относиться к родной природе.
На II ступени (5-6 кл.) блоки эколого-краеведческого профиля объединены общей целью: дать более глубокие знания по истории и культуре родного края, научить охранять природу, воспитать любовь к малой Родине, сформировать позицию: кто уничтожает природные ценности – тот безнравственный человек.
На II и III ступенях предусмотрен практикум по экологическому мониторингу, где учащиеся осуществляют сбор информации об экологическом состоянии окружающей среды, анализ результатов наблюдений за продолжительный период и прогноз экологической ситуации. Результаты такой деятельности могут стать хорошей мотивационной основой для получения учащимися знаний по предметам естественнонаучного цикла и формирования экологически разумного поведения.
Участие школьников в подобных исследованиях обуславливает, в значительной степени, осознанный выбор будущей профессии, успешное поступление в профильные учебные заведения, создает условие для творческого развития и личностного самоопределения.
Практические эколого-краеведческие работы дают учащимся и педагогам обширный материал для использования на уроках, кружках, факультетах. Результаты работ могут иметь большую социальную значимость для просветительной деятельности среди местного населения, создание экологических карт и учебно-методических пособий.
Одним из важнейших направлений работы может стать участие школы в реализации проекта "Парк моей мечты», создание на его территории эколого-краеведческих зон и зон рекреации.
Изучение парка можно вести по следующим направлениям.
- Флористическое и геоботаническое описание парка.
- Исследования орнитофауны парка. Наблюдение за птицами и составление их видового списка.
- Редкие и исчезающие виды растений. Выявление мест произрастания редких видов, их картирование.
- Комплексные исследования экологического состояния парка. Создание экологических троп.
- Благоустройство и уход за территорией парка.
- Компьютерная обработка данных.
- Фото- и видеодокументирование.
- Разработка проекта «Парк моей мечты».
- Экскурсионно-краеведческая работа.
- Составление маршрутов экскурсий, работа в архивах, подготовка гидов.
Особенность программы состоит в комплексном и системном переходе к реализации целей и задач эколого-краеведческого и нравственно-эстетического воспитания и образования, т.к. разделить эти процессы в условиях сельской школы невозможно.
Приоритетными здесь выдвигаются идеи экологического образования, т.к. идеал экологически грамотного человека включает в себя понимание уникальности и неповторимости человека, его гражданской ответственности за среду обитания, Родину, всего живого на земле. Базовый уровень экологической культуры ориентирован не только на интегрированные знания о взаимодействии природы и общества, но и на реальный вклад каждого в решение экологических проблем родного края.
Отдельные курсы программы используются при формировании базового уровня знаний по предметам как естественно-научного, так и гуманитарного циклов.
Многие темы имеют региональную направленность и реализуют региональную программу экологического воспитания и образования. Отдельные темы можно использовать для проведения научно-исследовательских работ, а результаты – как основу для докладов, рефератов, выступлений на олимпиадах различного уровня, создания учебно-методического комплекса, пособий по экологии и краеведению в сельской школе, создания экологической карты парка своего села.
Программа рассчитана на 102 часа (по 34 часа на каждой ступени обучения) Возраст учащихся: 1 степень – 7-11 лет; 2 ступень – 11-13 лет; 3 ступень – 13-16 лет.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
-выставки
-фестивали
-учебно-исследовательские конференции
-экологические слеты
Должны знать:
-основные экологические термины, характеризующие представителей флоры и фауны Воронежской области;
-основные виды растений и животных родного края;
-правила ведения наблюдений, полевых исследований;
-особо охраняемые территории и памятники природы Подгоренского края и Воронежской области.
Должны уметь:
-выявлять факторы среды, оказывающие действие на растительные организмы;
-доказывать наличие взаимовлияний и взаимосвязи между организмами на примере растения;
-проводить микроисследование по изучению природных и искусственных сообществ растений;
-оценивать влияние природы на человека (его эмоциональное, нравственное состояние и физическое здоровье);
-применять имеющиеся знания в практической деятельности по благоустройству и охране природной среды малой родины;
-различать лесные и степные биоценозы, биоценозы живых организмов, памятники природы;
-различать охраняемые растения и животные Воронежской области;
-работать с литературой;
-применять имеющиеся знания в практической деятельности по благоустройству и охране природной среды малой родины.
Структура программы
Возраст: 7-11 лет |
Мир вокруг меня. Экологическое краеведение.
Труд людей на земле. Цикл «Времена года». Фенологические наблюдения. Праздники народного календаря. Природа ждёт твоей помощи.
Экскурсии.
|
Возраст: 11-13 лет |
Мир вокруг меня. Экологическое краеведение.
Цикл «Времена года». Фенологические наблюдения. Праздники народного календаря. Экологические праздники и даты. Природа ждёт твоей помощи.
Экскурсии.
|
III ступень: Возраст: 13-16 лет | Моя малая Родина. Историческое краеведение.
Экология и основы природопользования.
Природа ждёт твоей помощи.
Праздники народного календаря. Экологические праздники и даты. Исследовательская работа по экологическим проектам. Предпрофильная подготовка выпускников школы в области экологии и природопользования. Экскурсии.
|
Тематическое планирование
I ступень
№ п/п | Тема занятия | Содержание |
1 | Вводное занятие. | Краткая характеристика курса |
2-3 | Цикл «Времена года». Фенологические наблюдения. Осенняя экскурсия в парк «Какого цвета осень?» Наблюдение сезонных изменений. Сбор природного материала для поделок. | Особенности проведения наблюдений в природе и фиксирование результатов. Правила сбора природного материала. Заполнение «Дневника природы». Осенняя экскурсия в природу. Пословицы, поговорки и народные приметы об осени. Стихи местных авторов об осени. |
Моя малая Родина. Историческое краеведение. | ||
4 | История села Большедмитровка. | История возникновения села. Краткие сведения об основателях села – Тевяшовых. |
5 | Наследие родной земли. | Знаменитые люди родного села (труженики с/х и промышленности, участники ВОВ и боевых действий в Афганистане и Чечне, писатели, поэты, музыканты и т.п.) Презентация. |
6 | Занимательная топонимика. История происхождения фамилий. | История происхождения названий хуторов, реки. История происхождения фамилий жителей. |
7 | Праздники народного календаря. Осень | Знакомство с осенними народными праздниками. Участие в театрализованных постановках. Пословицы, поговорки и народные приметы об осени. |
Мир вокруг меня. Экологическое краеведение. | ||
8 | Правила поведения в природе. | Правила поведения в природе. Создание памяток. Рисунки на тему «Как вести себя в природе». Презентация. |
9 | Способы ориентирования | Способы ориентирования по местным признакам и с помощью приборов. Знакомство с памяткой «Если ты заблудился…» Презентация. |
10-12 | Стихийные природные явления. Безопасное поведение. Практикум. | Стихийные природные явления, характерные для нашей местности. Безопасное поведение во время природных ЧС. Изучение памяток. Отработка действий на случай возникновения природной ЧС. Презентация. |
13 | Природа ждёт твоей помощи. Участие в акции «Покормите птиц зимой!», | Изготовление простейших кормушек для птиц. Подкормка птиц в течение зимы. Конкурс рисунков и стихов по теме. |
14 | Цикл «Времена года». Фенологические наблюдения. Зимняя экскурсия в парк. Наблюдение сезонных изменений. Сбор природного материала для поделок. | Особенности проведения наблюдений в природе и фиксирование результатов. Правила сбора природного материала. Заполнение «Дневника природы». Зимняя экскурсия в природу. Пословицы, поговорки и народные приметы о зиме. Стихи местных авторов о зиме. |
15-16 | Растения родного края. Красная книга растений. Мини-экопроект «Джунгли на подоконнике» | Дикорастущие и культурные растения края. Лекарственные и ядовитые растения. Правила сбора растений. Растения Красной книги. Правила работы над экологическими проектами. Загадки и стихи местных авторов о растениях Презентация. |
17-18 | Животные родного края. Красная книга животных. Мини-экопроект «Животные в моей семье» | Дикие и домашние животные края. Опасные животные. Правила поведения при встрече с дикими животными. Животные Красной книги. Правила работы над экологическими проектами. Загадки и стихи местных авторов о животных. Презентация. |
19-20 | Лес – наше богатство. Леса Подгоренского района Мини-экопроекты: «Что даёт нам лес», «Что мы сажаем, сажая леса?», «Кто в лесу живёт», «Что в лесу растёт» | Значение леса в жизни человека. Правила поведения в лесу (изучение памятки). Правила работы над экологическими проектами. Загадки и стихи местных авторов о лесе. Конкурс рисунков и поделок из природных материалов. Презентация. |
21 | Уникальные природные объекты района и области | Понятие «памятник природы». Памятники природы Воронежской области. Презентация |
22 | Праздники народного календаря. Зима | Знакомство с зимними народными праздниками. Участие в театрализованных постановках. Пословицы, поговорки и народные приметы о зиме. |
23-25 | Труд людей на земле. Встреча с работниками ООО «Мичуринское». Мини-проекты «Как потопаешь, так и полопаешь», «Все профессии важны, все профессии нужны» | Знакомство с с/х профессиями. Календарь полевых работ. Основные с/х растения нашей местности.). Правила работы над проектами. Презентация |
26 | Экскурсия в школьный историко-краеведческий музей. | Знакомство с экспозициями и экспонатами школьного музея |
27 | Праздники народного календаря. Весна | Знакомство с весенними народными праздниками. Участие в театрализованных постановках. Пословицы, поговорки и народные приметы о весне. |
Природа ждёт твоей помощи. | ||
28 | Природа ждёт твоей помощи. Участие в акции «Первоцвет». | Понятие о природоохранной деятельности. Знакомство с памятками «Природа ждёт твоей помощи» и «Пусть цветут цветы в природе». Наблюдение первоцветов в природе. Распространение памятки «Пусть цветут цветы в природе» среди населения и школьников. Конкурс рисунков на тему. Стихи и песни о цветах. |
29-30 | Природа ждёт твоей помощи. Участие в мероприятиях по благоустройству. (Акции «Весенняя неделя добра», «Чистая Земля», «Марш парков», «Разноцветная клумба») | Понятие об общественно-полезной деятельности. Участие в мероприятиях по благоустройству. Презентация |
31 | Природа ждёт твоей помощи. Участие в акции «Муравейник». Мини-экопроект «Самое сильное животное нуждается в защите» | Понятие о природоохранной деятельности. Значение муравьёв в природе и жизни человека. Наблюдения за жизнью муравьёв. Составление каталога муравейников села. Загадки и стихи о муравьях. |
32-34 | Цикл «Времена года». Фенологические наблюдения. Весенняя экскурсия в парк и в район поймы р.Сухая Россошь. Наблюдение сезонных изменений. Сбор природного материала для поделок. | Особенности проведения наблюдений в природе и фиксирование результатов. Правила сбора природного материала. Заполнение «Дневника природы». Весенняя экскурсия в природу. Пословицы, поговорки и народные приметы о весне. Стихи местных авторов о весне. |
II ступень
№ п/п | Тема занятия | Содержание |
1-2 | Цикл «Времена года». Фенологические наблюдения. Осенняя экскурсия в парк. Наблюдение сезонных изменений. Сбор природного материала для поделок. Определение местных растений, наблюдение за насекомыми, следами животных. | Особенности проведения наблюдений в природе и фиксирование результатов. Правила сбора природного материала. Заполнение «Дневника природы». Осенняя экскурсия в природу. Работа с определителем растений и насекомых. Составление описания растительного и животного мира парка. Пословицы, поговорки и народные приметы об осени. Стихи местных авторов об осени. |
Моя малая Родина. Историческое краеведение. | ||
3-4 | Село Большедмитровка и династия Тевяшовых. | История возникновения села. Краткие сведения об основателях села – Тевяшовых. Составление генеалогического древа семьи Тевяшовых, связанных с Большедмитровкой. Обучение приёмам работы с различными документами. |
5 | История Даньковской школы. Мини-проект «История школы в лицах» | История развития образования в селе. История возникновения школы. Знаменитые выпускники. Отработка навыков работы над проектами. Презентация |
6-7 | История Подгоренского края | История образования и развития Подгоренского района. Знакомство с официальной символикой района. Презентация |
8-9 | Культурно-историческое наследие земли Подгоренской. | Знаменитые люди района (труженики с/х и промышленности, участники ВОВ и боевых действий в Афганистане и Чечне, писатели, поэты, музыканты и т.п.), их вклад в развитие края и страны. Презентация. |
10-11 | Занимательная топонимика | История происхождения названий населённых пунктов района, реки. Работа с различными источниками информации. |
12 | Праздники народного календаря. Экологические праздники и даты. Осень. Мини-экопроект «Живи, ёлочка!» | Знакомство с осенними народными праздниками. Участие в театрализованных постановках. Знакомство с международными экологическими праздниками и датами. Пословицы, поговорки и народные приметы об осени. Работа над проектом. |
Мир вокруг меня. Экологическое краеведение. | ||
13 | Основы экологии и рационального природопользования. | Знакомство с понятиями «экология», «рациональное природопользование». Отработка навыков работы с различными источниками информации. |
14 | Наземные естественные и искусственные экосистемы. | Знакомство с естественными и искусственными экосистемами, характерными для местности. Влияние человека на экосистемы. Презентация |
15 | Экосистемы местных водоёмов. | Знакомство с типичными аквальными экосистемами. Влияние человека на экосистемы. Презентация |
16-17 | Уникальные природные объекты Подгоренского района. | Знакомство с уникальными природными объектами района, создание их каталога. Отработка навыков работы с различными источниками информации. Презентация |
18 | Рекреационные зоны и туристические маршруты Подгоренского края. | Оценка рекреационного потенциала природных комплексов района. Знакомство с существующими туристическими маршрутами по родному краю. По возможности – посещение одного из интересных объектов района. Презентация |
19 | Праздники народного календаря. Экологические праздники и даты. Зима | Знакомство с зимними народными праздниками. Участие в театрализованных постановках. Знакомство с международными экологическими праздниками и датами. Пословицы, поговорки и народные приметы о зиме. |
20-21 | Способы ориентирования. Выживание в условиях автономной природной среды. Стихийные природные явления. | Способы ориентирования по местным признакам и с помощью приборов. Знакомство с памяткой «Если ты заблудился…». Способы автономного выживания в условиях природной среды. Практические умения (по возможности) – устройство ночлега, сооружение и разжигание костра; определение съедобных растений (по картинкам). Наиболее характерные для региона стихийные явления и поведение во время природных ЧС. Презентация. |
22-23 | Экологический практикум. Мини-экопроект «Капелька» | Обучение навыками экологического исследования. Определение доступных характеристик воды местного водоёма. Работа над проектом. |
24 | Цикл «Времена года». Фенологические наблюдения. Зимняя экскурсия в парк. Наблюдение сезонных изменений. | Особенности проведения наблюдений в природе и фиксирование результатов. Правила сбора природного материала. Заполнение «Дневника природы». Зимняя экскурсия в природу. Определение деревьев и кустарников по форме кроны, коре и др. признакам. Измерение высоты снежного покрова в различных участках парка. Определение зимующих птиц. Пословицы, поговорки и народные приметы о зиме. Стихи местных авторов о зиме. Фото – и видеофиксация. |
25 | Природа ждёт твоей помощи. Фестиваль творческих идей «Из отходов – в доходы» | Участие в фестивале. Изготовление поделок. Представление мини-проектов о способах переработка вторсырья. |
26 | Природа ждёт твоей помощи. Фестиваль творческих идей « «Вторая жизнь ненужных вещей». | Участие в фестивале. Изготовление поделок. Представление мини-проектов о способах переработка вторсырья. |
27 | Экскурсия в районный краеведческий музей. | Посещение районного народного краеведческого музея. Встреча с интересными людьми района. Составление презентации о посещении музея. |
28 | Праздники народного календаря. Экологические праздники и даты. Весна. | Знакомство с весенними народными праздниками. Участие в театрализованных постановках. Знакомство с международными экологическими праздниками и датами. Пословицы, поговорки и народные приметы о весне. |
29 | Природа ждёт твоей помощи. Участие в акции «Первоцвет». | Понятие о природоохранной деятельности. Знакомство с памятками «Природа ждёт твоей помощи» и «Пусть цветут цветы в природе». Наблюдение первоцветов в природе. Распространение памятки «Пусть цветут цветы в природе» среди населения и школьников. Конкурс рисунков на тему. Стихи и песни о цветах. |
30 | Природа ждёт твоей помощи. Участие в мероприятиях по благоустройству. (Акции «Весенняя неделя добра», «Марш парков», «Чистая Земля», «Бой мусору») | Понятие об общественно-полезной деятельности. Участие в мероприятиях по благоустройству. Презентация |
31 | Природа ждёт твоей помощи. Участие в акции «Муравейник» Экопроект «Муравейник». | Понятие о природоохранной деятельности. Значение муравьёв в природе и жизни человека. Наблюдения за жизнью муравьёв. Составление каталога муравейников села. Загадки и стихи о муравьях. Работа над проектом. |
32 | Природа ждёт твоей помощи. Привлечение внимания общественности к проблемам экологии. | Распространение среди населения и школьников памяток и информации экологического содержания. Проведение анкетирования, обработка результатов. Привлечение населения к природоохранной деятельности. Выступление агитбригады. Выставка рисунков на экологическую тему и поделок из природного материала и ненужных вещей. |
33-34 | Цикл «Времена года». Фенологические наблюдения. Весенняя экскурсия в парк и в район поймы р.Сухая Россошь. Наблюдение сезонных изменений. | Особенности проведения наблюдений в природе и фиксирование результатов. Правила сбора природного материала. Заполнение «Дневника природы». Весенняя экскурсия в природу. Определение деревьев и кустарников. Изучение поймы р.Сухая Россошь. Расчистка родника. Определение представителей животного мира. Пословицы, поговорки и народные приметы о зиме. Стихи местных авторов о весне. Фото – и видеофиксация. |
III ступень
№ п/п | Тема занятия | Содержание |
1 | Цикл «Времена года». Фенологические наблюдения. Организация экскурсии для младших школьников. | Методика организации и проведения экскурсий. Подготовка экологической тропы. |
2-3 | Экологический мониторинг. Экскурсия с целью изучения антропогенного воздействия на природную среду. Работа над экологическим проектом «Парк моей мечты». | Понятие «экологический мониторинг». Методика изучения антропогенного воздействия ан природную среду. Фиксация и обработка результатов. Составление рекомендаций по снижению антропогенной нагрузки на природную среду. Работа над долгосрочным проектом. |
4 | Праздники народного календаря. Экологические праздники и даты. Осень. | Знакомство с осенними народными праздниками. Участие в театрализованных постановках. Знакомство с международными экологическими праздниками и датами. Пословицы, поговорки и народные приметы об осени. Работа над проектом. |
Моя малая Родина. Историческое краеведение. | ||
5-7 | История Воронежского края. | История образования и развития Воронежской области. Знакомство с официальной символикой области. Роль Петра I в развитии края. Подготовка мероприятия о Воронеже. Презентация |
8-10 | Культурно-историческое наследие земли Воронежской | Знаменитые люди области, их вклад в развитее края и страны. Презентация. |
11-12 | Занимательная топонимика. | История происхождения названий населённых пунктов области, рек, озёр и т.п.. Работа с различными источниками информации. |
13 | Отчёт о работе над экологическим проектом. | Защита экологических проектов. |
14 | Праздники народного календаря. Экологические праздники и даты. Зима. | Знакомство с зимними народными праздниками. Участие в театрализованных постановках. Знакомство с международными экологическими праздниками и датами. Пословицы, поговорки и народные приметы о зиме. |
Экология и основы природопользования. | ||
15-16 | Выживание в условиях автономной природной среды. | Способы ориентирования по местным признакам и с помощью приборов. Знакомство с памяткой «Если ты заблудился…». Способы автономного выживания в условиях природной среды. Практические умения (по возможности) – устройство ночлега, сооружение и разжигание костра; определение съедобных растений (по картинкам). Наиболее характерные для региона стихийные явления и поведение во время природных ЧС. Презентация. |
17-18 | Уникальные природные и историко-археологические объекты Воронежского края. | Знакомство с уникальными природными и историко-архитектурными объектами региона, создание их каталога. Отработка навыков работы с различными источниками информации. Презентация |
19-20 | Заповедные места Воронежского края. | Знакомство с заповедниками и ООПТ Воронежского края. Опыт по реакклиматизации животных. Разработка виртуальных маршрутов по заповедным местам. Презентация |
21-22 | Рекреационные зоны и туристические маршруты области. | Оценка рекреационного потенциала природных комплексов региона. Знакомство с существующими туристическими маршрутами по родному краю. По возможности – посещение одного из интересных объектов области. Презентация |
23 | Экологический практикум. | Отработка навыков проведения экологического исследования и мониторинга. Работа над проектом. |
24 | Экологический мониторинг. Цикл «Времена года». Фенологические наблюдения. Организация зимней экскурсии в парк. Наблюдение сезонных изменений. | Особенности проведения наблюдений в природе и фиксирование результатов. Правила сбора природного материала. Заполнение «Дневника природы». Зимняя экскурсия в природу. Определение деревьев и кустарников по форме кроны, коре и др. признакам. Измерение высоты снежного покрова в различных участках парка. Определение зимующих птиц. Фото – и видеофиксация. |
25 | Природа ждёт твоей помощи. Фестиваль творческих идей «Из отходов – в доходы» | Организация и участие в фестивале. Изготовление поделок. Представление мини-проектов о способах переработка вторсырья. |
26 | Природа ждёт твоей помощи. Фестиваль творческих идей « «Вторая жизнь ненужных вещей». | Организация и участие в фестивале. Изготовление поделок. Представление мини-проектов о способах переработка вторсырья. |
27 | Экскурсия в районный краеведческий музей. | Посещение районного народного краеведческого музея. Встреча с интересными людьми района. Составление презентации о посещении музея. |
28 | Праздники народного календаря. Экологические праздники и даты. Весна. | Знакомство с весенними народными праздниками. Участие в театрализованных постановках. Знакомство с международными экологическими праздниками и датами. Пословицы, поговорки и народные приметы о весне. |
29 | Природа ждёт твоей помощи. Организация и проведение акции «Первоцвет» | Понятие о природоохранной деятельности. Составление памяток «Природа ждёт твоей помощи» и «Пусть цветут цветы в природе». Наблюдение первоцветов в природе. Распространение памятки «Пусть цветут цветы в природе» среди населения и школьников. Конкурс рисунков на тему. Стихи и песни о цветах. |
30 | Природа ждёт твоей помощи. Организация и участие в мероприятиях по благоустройству. (Акции «Весенняя неделя добра», «Марш парков», «Чистая Земля», «Бой мусору») | Понятие об общественно-полезной деятельности. Организация и участие в мероприятиях по благоустройству. Презентация |
31 | Экскурсия на меловой (песчаный карьер или геологическое обнажение) с целью изучения палеонтологических находок и экспонатов. | Методика поиска и описания палеонтологических находок и экспонатов. Составления описания животного, останки которого были найдены, по различным источникам. Приёмы работы различными источниками информации. |
32 | Природа ждёт твоей помощи. Привлечение внимания общественности к проблемам экологии. | Распространение среди населения и школьников памяток и информации экологического содержания. Проведение анкетирования, обработка результатов. Привлечение населения к природоохранной деятельности. Выступление агитбригады. Выставка рисунков на экологическую тему и поделок из природного материала и ненужных вещей. |
33 | Экологический мониторинг. Экскурсия с целью изучения антропогенного воздействия на природную среду. | Понятие «экологический мониторинг». Методика изучения антропогенного воздействия ан природную среду. Фиксация и обработка результатов. Составление рекомендаций по снижению антропогенной нагрузки на природную среду. Работа над долгосрочным проектом. |
34 | Отчёт о работе над экологическими проектами «Парк моей мечты» | Защита проектов. |
Учебный план
Название цикла | Количество часов на различных ступенях | Итого часов | ||
I | II | III | ||
Моя малая Родина. Историческое краеведение. Большедмитровка | 3 | 3 | 6 | |
Моя малая Родина. Историческое краеведение. Подгоренский район | 6 | 6 | ||
Моя малая Родина. Историческое краеведение. Воронежская область | 9 | 9 | ||
Мир вокруг меня. Экологическое краеведение | 12 | 10 | 22 | |
Труд людей на земле. | 3 | 3 | ||
Цикл «Времена года». Фенологические наблюдения. Экскурсии в природу | 6 | 5 | 3 | 14 |
Экскурсии в музей | 1 | 1 | 1 | 3 |
Праздники народного календаря. | 3 | 3 | 3 | 9 |
Природа ждёт твоей помощи. | 5 | 6 | 5 | 16 |
Экология и основы природопользования. | 13 | 13 | ||
Итого | 33+1 вводное занятие | 34 | 34 | 102 |
Литература
Воробьёв В.А. Родина моя, Большедмитровка. Краткий очерк истории села. Р.п.Подгоренский, 2004. – 81с.
Кесслер И.И. Подгоренский край: С древнейших времён до начала первой мировой войны.
Панова В.И. История Воронежского края. Воронеж: Родная речь, 1997. – 240 с.
Воронежская экскурсия. Путеводитель. Воронеж: POLAREES, 2005.
Воронеж: Изд-во ВГУ, 1994. – 176 с.
Сборник. Книга стихов о крае воронежском. Воронеж: Центрально-Чернозёмное книжное издательство, 1964. – 250 с.
Сборник документов под редакцией Кудиновой В.В., Загоровского В.П. Воронеж в документах и материалах. Воронеж: Центрально-Чернозёмное книжное издательство, 1987 г. – 272 с.
Газета «Бумеранг»
Газета «Подгоренец»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская образовательная программа дополнительного образования детей декоративно-прикладного твочества "Мастерская чудес"
Настоящая программа предполагает трехгодичное обучение учащихся с I-VIII классы. Один год обучения – это изучение одного вида декоративно-прикладного искусства. Первый год посвящен бумагопластик...
Авторская образовательная программа дополнительного образования «Фортепианный ансамбль» для детских школ искусств,центров детского творчества.
Предполагаемая программа направлена на формирование и развитие навыков коллективного инструментального /фортепианного/ музицирования. Коллективное инструментальное музи...
Авторская образовательная программа дополнительного образования детей для 3 класса «Путешествие в мир английского языка»
Авторская образовательная программа дополнительного образования детей для 3 класса «Путешествие в мир английского языка» Правильно организованная система дополнительного образования представляет ...
Программа дополнительного образования эколого-краеведческого направления "Юный краевед"
Адаптированная программа данного курса подготовлена с учетом познавательной деятельности учащихся среднего звена школы для учащихся 6-8 классов. Учебно – воспитательный процесс требует от учащего в ос...
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога"
Представлена модифицированная дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога". Это программ...
Авторская программа дополнительного образования детей художественного направления «Студия – мастерская «МИР КОСТЮМА»»
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно – ориентированный и деятельностный подходы в обучении. Основные принципы реализации программы ...
Авторская рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности "Смастеримка"
Авторская рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности "Смастеримка" с календарно-тематическим планированием.Работа в кружке «Смастеримка&raq...