Образовательная программа дополнительного образования «Юный краевед»
рабочая программа

Рабочая программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

дополнительного образования детей

«Медведевский районный дом детского творчества»

 

      Утверждаю                                                          Утверждаю:

      Директор школы:                                              Директор МОБУ ДОД

     ______________М.А. Болонина                   «Медведевский районный

    «___» _________ 2016 г.                                дом детского творчества»

                                                                        ___________ А.В. Николаева

                                                                                 ___ сентября 2016 года

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

туристко-краеведческой направленности

«Юный краевед»

Возраст обучающихся – 11-14 лет

Срок реализации: 1 год

Количество часов: 4 часа в неделю (140 часов)

Программу разработал:

Москаленко Снежана Алексеевна - педагог

дополнительного образования

 1 квалификационной категории.

 

             

 

п. Медведево

2016 г.

Где родной край, там и рай.

(русская народная пословица)

2.Пояснительная записка

Краеведение прочно вошло в общеобразовательную школу, и является важным средством повышения качества знаний, способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, воспитанию патриотизма. Важнейшими особенностями школьного краеведения на современном этапе является его общественно полезная направленность, а также поисково-исследовательский характер. В процессе изучения программы учащиеся познакомятся с историей Ежовского сельского поселения, Ежово-миноносицкого монастыря, узнают о замечательных людях, живущих рядом, составят свое генеалогическое древо, рассмотрят экологические проблемы нашего общества на примере нашей республики. Данная программа написана на основе плана ГБУДО РМЭ Д_ЮЦ «Роза ветров» на 2016-2017 учебный год. В МОБУ «Ежовская ООШ» активно работает школьное научное общество «Путь  к успеху». Немало учащихся получили призовые места на районных и республиканских конкурсах. Именно занятие исследовательской работой делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации. В прошлом 2015-2016 учебном году были подготовлены  3 исследовательские работы по краеведческому направлению и презентации к ним. Учащиеся показали следующие результаты:

V районный конкурс «Семейная реликвия»- «Свадебный рушник»- Лучинина Дарья – Грамота.

Районная краеведческая научно-практическая конференция «Нурминские чтения»- «Опалев В.И.» -Опалева Евгения -1 место.

Республиканская научно-практическая конференция учащихся и педагогов «Учителями славится Россия»- ««О моей бабушке человеке и учителе» - Громова Татьяна -3 место.

Содержание программы «Юный краевед»» направлено на создание условий для развития личности ребёнка; развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству; приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; профилактику асоциального поведения; создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка; целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребёнка; укрепление психического и физического здоровья детей; взаимодействие педагога дополнительного образования с семьёй.

Актуальность образовательной программы. Необходимость данной программы вызвана как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества, которое обращается к традиционным ценностям, и поиск опоры в краеведческих знаниях совершенно оправдан. Актуальность программы в том, что  в этом учебном году она дополняет знания учащихся по географии, истории, обществознанию, биологии, что, несомненно, пригодится в дальнейшей учебе.

Отличительные особенности (новизна)  программы. Программа личностно - ориентирована и составлена так, что каждый ребенок имеет возможность свободного выбора темы работы, наиболее интересной  для него.

Педагогическая целесообразность разработки программы. Педагогическая целесообразность данной программы определяется социальной значимостью и направленностью на организацию социально полезной деятельности воспитанниками объединения. Программа адаптирована к условиям образовательного процесса школы и направлена на активизацию интеллектуально-творческой деятельности учащихся в районных и республиканских мероприятиях.

Цели программы:

  • сформировать познавательную потребность в освоении исторического краеведческого материала;
  • -расширить и углубить знания обучающихся о своей малой Родине;
  • -формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления  исследовательских  работ;
  • -воспитывать  патриотизм у подрастающего поколения, любви к своей Отчизне.

Задачи  программы:

Образовательные задачи:

  • -ознакомление с историей  малой Родины, сбор материала о известных людях села Ежово;
  • -овладение начальными навыками исследовательской работы;
  • -овладение навыками работы на ПК.

развивающие задачи:

  • расширять знания учащихся по краеведению;
  • -развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
  • -стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях;
  • -развитие способности к творчеству, овладению и стремлению  самостоятельно добывать новые знания;

воспитательные задачи:

  • -воспитание чувства гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину;
  • -углубление и систематизация знаний о своей семье;
  • -воспитание обучающихся на положительном примере жизни  и  деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
  • -воспитание гордости  и уважения к живущим рядом ветеранам  войны и труда;
  • воспитание бережного отношения к природе;
  • воспитание чувства личной ответственности за всё происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой и досуговой сферах жизни;

Отличительной особенностью данной образовательной программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащиеся по приобретению новых знаний по краеведению и создание самостоятельных исследований, мини-проектов. Данная программа рассчитана на одновременную работу нескольких возрастных групп в одной школе. Особенностью организации образовательного процесса является так же формирование опыта социально-значимой деятельности; реализация творческих способностей обучающегося; создание ситуации успеха для конкретного ребенка.

Просветительская направленность программы. Просветительская деятельность реализуется на нескольких уровнях:

Школьный уровень подразумевает оформление тематических экспозиций, проведение экскурсий для обучающихся, проведение исторических уроков - экскурсий;

Местный или сельский уровень включает в себя приглашение и ознакомление с экспонатами уголка краеведения односельчан, родителей обучающихся, гостей образовательного учреждения, экскурсии для них, мероприятия с их участием.

Районный уровень – представление ученических исследовательских проектов на различных конкурсах.

Условия реализации программы.

Возраст детей. Данная программа рассчитана на обучающихся от 11 до 14 лет и предполагает различные виды деятельности для детей разных возрастов, учитывает психофизиологические особенности, половые различия, интересы детей и потребности родителей в дополнительном образовании и социальном воспитании.

         Условия набора детей в коллектив. Набор обучающихся в кружок осуществляется по   результатам собеседования. Состав детей в группах  разновозрастный. Группа комплектуется из обучающихся с учетом возрастных и психологических особенностей при наличии заявления и составления договора с родителями.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы. Программа рассчитана на 1 год. Продолжительность занятий и их количество в неделю определяются образовательной программой педагога и санитарными нормами: программа всех годов обучения ориентирована на 4 академических часа в неделю для каждой группы.. Занятия в объединении проводятся согласно расписания, которое составляется в начале учебного года и утверждается директором. Перенос занятия или изменение расписания производятся только с согласия администрации и оформляются документально, в соответствии с локально-нормативными документами учреждения. В период школьных каникул занятия могут проводиться по специальному расписанию (по согласованию с администрацией).Программа предусматривает работу детских групп в количестве 8-15 человек

Режим занятий. 1год обучения, 144 часа.2 раза в неделю по 2 часа с 10 минутным перерывом.

 Формы занятий. Учебные занятия, беседа, тематические праздники, защита проектов, игра, конкурс, конференция,, лекция деловая игра, круглый стол, «мозговой штурм», наблюдение, открытое занятие, практическое занятие, презентация, размышление, соревнование, творческий отчет,тренинг экскурсия, встречи с интересными людьми, проектная и следовательская деятельность.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. Ожидаемый результат освоения образовательной программы подводит итог тем знаниям, умениям, практическим и коммуникативным навыкам, которыми овладели обучающиеся. Ожидаемый результат соотносится с целью и задачами обучения, развития, воспитания.

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются  следующие этапы контроля:

начальный контроль (октябрь);

текущий контроль (в течение всего учебного года)

промежуточный контроль (по изучаемым темам, разделам и др.);

итоговый контроль (май).

Что должны уметь учащиеся к концу занятий: рассказать краткую историю села Ежово, давать краткую характеристику его достопримечательностям,; проводить тематические и обзорные экскурсии, составлять генеалогического древо, уметь подобрать и анализировать специальную литературу, пользоваться компьютерными источниками информации, осуществлять учебно-исследовательскую деятельность. Делать сообщения и выполнять индивидуальные задания учителя. Уметь слушать и слышать педагога, выступать перед аудиторией, вести полемику, участвовать в дискуссии.

Что должны знать учащиеся к концу занятий : историю родного села и его

достопримечательности ,биографии известных людей ;владеть, в определенной степени, мастерством экскурсовода( речь, внешний вид, свободное владение материалом);знать основные экологические проблемы республики  и способы их решения, знать что представляют собой «особо охраняемые природные территории»,  основные виды «краснокнижных» животных и растений района, основные экологические проблемы республики  .
Учащиеся должны научиться  оформлять тематические экспозиции, проводить экскурсий для обучающихся и односельчан, родителей обучающихся, гостей образовательного учреждения, представлять исследовательские проекты на различных конкурсах.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: участие в краеведческих учебно-исследовательских конференциях и мероприятиях школы, района, республики; выставках, анкетирование.

3.Учебно-тематический план

№ темы

Названия разделов, тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1. Введение (2 часа)

1.1

Предмет «Краеведение». Ознакомление с тематическим планом работы.

2

2

-

                       2.Село Ежово - моя малая Родина (30 часов)

2.1

История родного села

8

6

2

2.2

Достопримечательности села.

8

8

-

2.3

Известные люди села Ежово

4

2

2

2.4

Творческий проект «Листая прошлого страницы»

10

2

8

3. Экскурсионная работа в школьном музее (36 часов)

3.1

Экскурсия как форма популяризации  и сохранения исторической памяти и наследия

6

4

2

3.2

Тематические экскурсии по школьному музею.

10

3

7

3.3

Обзорные экскурсии по школьному музею

10

3

7

3.4

Творческий проект «Экскурсия по школьному музею»

10

2

8

4. Родословие (34 часа)

4.1

Родословная человека. Поколения предков.

5

2

3

4.2

Составление генеалогического древа

9

2

7

4.3

Творческий проект «Судьба семьи – судьба России»

10

2

8

4.4

Творческий проект «Сохраним традиции в семье»

10

2

8

5. Экологическое краеведение (36 часов)

5.1

Особо охраняемые природные территории России

8

6

2

5.2

Охраняемые природные территории Марий Эл.

Красная книга РМЭ.

10

4

8

5.3

Флора и фауна Марий Эл. Красная книга РМЭ.

6

2

4

5.4

Творческий проект: сочинение (эссе)

12

4

8

6. Подведение итогов работы (4 часа)

6.1

Итоговое занятие кружка. Школьная научно-практическая конференция

4

2

2

                                  Всего:

144

58

86

4.Содержание изучаемого курса

1.Введение (2 часа). Теория: Цели и задачи кружка. Предмет «Краеведение». Ознакомление с тематическим планом работы. Инструктаж по ТБ.

2. Село Ежово - моя малая Родина (30 часов)

Теория. История родного села. Достопримечательности села. Известные люди села Ежово.

Практика

Сбор краеведческого материала «Известные люди села Ежово» (2 часа).Социологический опрос «Что ты знаешь об истории села» (2 часа).Анализ и обработка данных опроса и краеведческого материала (2 часа).Творческий проект «Листая прошлого страницы»(8 часов).

3. Экскурсионная работа в школьном музее (36 часов)

Теория. Экскурсия как форма популяризации  и сохранения исторической памяти и наследия. Экскурсии по школьному музею. Обзорные экскурсии по школьному музею. Тематические экскурсии по школьному музею. Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая. Приемы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.

Практика. Игра-практикум по разработке текстов экскурсий (2 часа). Репетиция экскурсий (14 часов). Творческий проект «Экскурсия по школьному музею»(8 часов).

4. Родословие (34 часа)

Теория. Родословная человека. Поколения предков. Составление генеологического древа. Профессии моих родителей. Моя родословная - нарисовать родословное древо. Фамилия.

Практика. Сбор краеведческого материала «Коренные жители села Ежово» (2 часа). Социологический опрос «Семейные традиции жителей села Ежово». (2 часа). Анализ и обработка данных опроса и краеведческого материала (6 часов). Творческий проект «Судьба семьи – судьба России». (8 часов). Творческий проект «Сохраним традиции в семье» (8 часов).

5. Экологическое краеведение (36 часов)

Теория. Особо охраняемые природные территории. Охраняемые природные территории Марий Эл. Флора и фауна Марий Эл. Красная книга РМЭ.

Практика. Социологический опрос «Каких редких животных и растений нашей республики вы знаете»  (2 часа). Социологический опрос «Правила поведения человека в природе» (2 часа). Анализ и обработка данных опроса и краеведческого материала (2 часа).Творческий проект: сочинение (эссе) (8 часов).

6. Подведение итогов работы(4 часа)

Теория. Итоговое занятие кружка.  Подготовка к школьной научно-практической конференции.

Практика. Выступления учащихся с работами на школьной научно-практической конференции. (2 часа.)

5.Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Методы обучения:

Методы, в основе которых лежат внешние признаки деятельности педагогаи учащихся:

  • беседа;
  • рассказ;
  • инструктаж;
  • демонстрация;
  • упражнения;
  • работа с книгой.

Методы, в основе которых лежит источник получения знаний:

  • словесный (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, дискуссия и т.д.);
  • наглядный (демонстрация, иллюстрирование и др.);
  • -работа с книгой;
  • видеометод
  • практический (, занимательные упражнения: кроссворды, викторины, загадки др.);

Методы, в основе которых лежит степень самостоятельности и творчества в деятельности:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • проблемный (беседа, проблемная ситуация, убеждение, игра, обобщение);
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
  • индивидуально-фронтальный -  чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой – организация работы в группах;
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Методы на основе структуры личности:

  • методы формирования сознания, понятий, взглядов, идеалов, убеждений (рассказ, беседа, показ иллюстраций, индивидуальная работа и т.д.);
  • методы формирования опыта общественного поведения ((упражнения, тренировки, игра, поручение и т.д.);
  • методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (одобрение, похвала, порицание, поощрение, игровые эмоциональные ситуации, использование общественного мнения, примера и т.д.).

Материально-техническое обеспечение программы

  1. Типовое здание школы.
  2. Учебные столы и стулья;
  3. Выставочный стенд;
  4. Компьютеры, принтер, сканер.
  5. Цифровой фотоаппарат.
  6. Медиапроектор
  7. Экран переносной.

Литература для педагогов:

1.Иванов Н.В. География Марийской         АССР: Учеб. для 8-9 кл. ср. шк..- Йошкар-Ола:Мар. Кн. изд-во, 1992.-104с.

2.Персии А.И. Краеведение и школьные музеи. Москва. 2003 г.

3.Книга Памяти.-Йошкар-Ола:Мар. Кн. Изд-во, 1994.-312с.

 4.Медведевский район: Сборник документальных очерков.-Йошкар-Ола: Комитет республики Марий Эл по делам архивов, 2003.-368с., ил.

5. Галкин И.С. Кто и почему так назвал. Рассказы о географических названиях марийского края.

Литература для обучающихся:

1.Медведевский район: Сборник документальных очерков.-Йошкар-Ола:Комитет республики Марий Эл по делам архивов, 2003.-368с.,ил.

2.«Наши ветераны»: Книга Памяти Ежовской средней школы.

3.Рожденный в 43-м: К 55 – летию Медведевского района Республики Марий Эл.-Йошкар-Ола: Периодика Марий ЭЛ, 1998-. 349с.

4.Красная книга Республики Марий Эл: редкие и нуждающиеся в охране растения мар. флоры : Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1997 – 150с.

5..Мироносицкий женский монастырь 1649-2003.-Йошкар-Ола: Марийский полиграфическо-издательский комбинат,2003.-11с.-.(10 лет со дня восстановления 4.12.93-4.12.03)

6.Буклет «Марийский Аграрный колледж: 55 лет(1947-2002)».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа Дополнительного образования детей Кружок Эколого – краеведческого направления «Юный краевед»

Данная программа расчитана для организации внеурочной работы эколого-краеведческого направления с учащимися 6-8 классов...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школа юного туриста и эколога-краеведа."

Полевой учебный практикум для детей 12-14 лет. Содержание образовательной программы соответствовует: уровню основного общего образования,  туристической, краеведческой, экологической направленно...

«Гражданско –патриотическое воспитание учащихся через объединение дополнительного образования «Юные краеведы»

Информация о руководителе объединенияКуркина Валентина Васильевна, учитель иностранного языка АМОУ СОШ п. Парфино, высшей квалификационной категории (в новой форме, 2013г.), стаж работы 34 года, руков...

Программа дополнительного образования "Юный краевед" (Экологическое направление)

Данная программа имеет экологическую направленность. В современную эпоху необычайную  важность приобрели вопросы взаимодействия природы и человека....

Программа дополнительного образования "Юный краевед"

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11» Левокумского муниципального района Ставропольского края    «Рассмотр...

Программа дополнительного образования "Юный краевед"

Реализация данной программы ориентирует учителя на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Ученики не только самостоятельно изучают особен...