Программа дополнительного образования "Юный краевед"
рабочая программа по биологии
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11» Левокумского муниципального района Ставропольского края
«Рассмотрено» «Утверждаю»
На заседании педагогического совета Директор школы
Приказ №1 от 30.08.2019 Приказ №136 ото 30.08.2019
Дополнительная образовательная программа
детского объединения
«Юный краевед»
Срок реализации программы – 1 года
Возраст обучающихся -12-15 лет
Автор программы:
педагог дополнительного образования,
Филатова Ирина Павловна,
село Николо-Александровское
2019-2020 уч.год
Пояснительная записка
Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных общеразвивающих программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно – образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.
Реализация дополнительного образования обучающихся МКОУ СОШ №11 по общеразвивающим программам осуществляется на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РВ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726 - р);
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06 – 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 – 14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996 – р;
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденные приказом Минобрнауки от 28 декабря 2010 г. № 2106;
- Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ;
- Устав МКОУ СОШ №11.
Дополнительное образование в соответствии с частью 1 статьи 75 Федерального закона № 273 – ФЗ направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.
Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Программы дополнительного образования составлены с учетом возрастных и индивидуальных способностей детей.
Дополнительное образование позволяет создавать условия для оптимального развития личности и наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей и их родителей, что особенно важно, поскольку не все дети обладают способностями к академическому учению.
Дополнительное образование в Учреждении создано в целях реализации процесса становления личности, разностороннего развития личности в разнообразных развивающихся средах. Дополнительное образование детей является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования, удовлетворяющим потребности детей в самообразовании.
Образовательная деятельность по дополнительным программам направлена на:
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также занятиях физической культурой и спортом;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического и трудового воспитания обучающихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
- профессиональную ориентацию обучающихся;
- социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры обучающихся;
-удовлетворение образовательных потребностей и интересов обучающихся.
Актуальность программы: программа «Юный краевед» является актуальной т.к. занимается воспитанием юных патриотов своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Цель: изучение природы Ставропольского края и истории своего округа, района, поселка, семьи.
Задачи:
1. Обучающие
- изучать окружающий мир: природу, историю и культуру своего края;
- обучать навыкам экологически грамотного и безопасного поведения;
- знакомить детейс существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека;
- обучать исследовательской работе по изучению своей семьи, истории поселка, его знаменитых земляков.
2. Воспитательные
- воспитывать высокую духовную нравственность: любовь к людям и природе, стремлению к добрым поступкам, чистым мыслям и чувствам;
- воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
- воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.
3. Развивающие
- развивать потребности общения с природой;
- развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;
- развивать умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
- развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
Возраст детей: 12-15 лет
Срок реализации рабочей программы: 1 год
Учебный- тематический план дополнительной образовательной программы
№ | Наименование образовательных модулей, тем, разделов | Количество занятий | Общее количество часов | Количество часов, минут теория | Количество часов практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 45МИН. | 45МИН. |
|
2 | Что такое краеведение? | 1 | 45МИН. | 45МИН. |
|
3 | Невидимые нити. | 2 | 90 МИН |
| 90 МИН |
4 | Организм и окружающая среда. | 2 | 90 МИН | 45МИН | 45МИН |
5 | Мы – жители Земли. | 2 | 90 МИН | 45МИН | 45МИН |
6 | Климат Ставропольского края | 2 | 90 МИН | 90 МИН |
|
7 | Что такое экология? | 2 | 90 МИН | 90 МИН |
|
8 | Водоемы Ставропольского края | 2 | 90 МИН | 90 МИН |
|
9 | Лес и человек. | 2 | 90 МИН | 90 МИН |
|
10 | Охрана природы | 2 | 90 МИН | 90 МИН |
|
11 | Заповедники Ставропольского края | 4 | 180 МИН | 180 МИН |
|
12 | Редкие и исчезающие виды животных Ставропольского края | 2 | 90 МИН | 90 МИН |
|
13 | Редкие и исчезающие виды растений Ставропольского края | 2 | 90 МИН | 90 МИН |
|
14 | Лекарственные растения | 2 | 90 МИН | 90 МИН |
|
15 | Подведение итогов | 2 | 90 МИН | 90 МИН |
|
16 | Вводное занятие. | 2 | 90 МИН | 90 МИН |
|
17 | Ставропольский край | 2 | 90 МИН | 90 МИН |
|
18 | Знакомство с символикой района | 2 | 90 МИН | 45МИН | 45МИН |
19 | История Левокумского района | 4 | 180 МИН | 180 МИН |
|
20 | Экскурсия | 1 | 45МИН. |
| 45МИН. |
21 | Климат Левокумского района | 2 | 90 МИН | 90 МИН |
|
22 | Что такое экология? | 2 | 90 МИН | 90 МИН |
|
23 | Улицы села. | 2 | 90 МИН |
| 90 МИН |
24 | Мое Николо-Александровское | 6 | 270 МИН |
| 270 МИН |
25 | Наши соседи | 4 | 180 МИН | 180 МИН |
|
26 | Топонимика Левокумского района | 6 | 270 МИН | 270 МИН |
|
27 | Итоговое занятие | 2 | 90 МИН | 90 МИН |
|
28 | Вводное занятие. | 1 | 45МИН. | 45МИН. |
|
29 | Культура и искусство. | 2 | 90 МИН | 45МИН | 45МИН |
30 | Традиционный быт. | 2 | 90 МИН |
| 90 МИН |
31 | Итоговое занятие | 2 | 90 МИН |
| 90 МИН |
Содержание дополнительной образовательной программы
1. Вводное занятие (1ч.)
Теория: Инструктаж по технике безопасности, знакомство с программой кружка.
2. Что такое краеведение? (1ч.)
Теория: Наука о родном крае.
3. Невидимые нити.(2ч.)
Теория: Осознание места человека как части природы.
Практика: Экскурсия.
4. Организм и окружающая среда. (2ч.)
Теория: Положительное и отрицательное влияние окружающей среды на живой организм.
Практика: Презентация «Кто на планете первый?».
5. Мы – жители Земли.(2ч.)
Теория: Влияние человеческой деятельности наокружающую среду. Охрана природы..
Практика: Презентация. Викторина.
6. Климат Ставропольского края(4ч.)
Теория: Климат, в котором мы живем. Растительный и животный мир..
7. Что такое экология? (2ч.)
Теория: Влияние окружающей среды на здоровье человека.
8. Водоемы Ставропольского края (2ч.)
Теория: Реки и озера.
9. Лес и человек. (2ч.)
Теория: Значение леса в жизни человека..
10. Охрана природы (2ч.)
Теория: Охрана природы.
11. Заповедники Ставропольского края. (2ч.)
Теория: Заказники Ставропольского края.
12. Редкие и исчезающие виды животных Ставропольского края. (2ч.)
Теория: Знакомство с Красной книгой Ставропольского края..
13. Редкие и исчезающие виды растений Ставропольского края (2ч.)
Теория: Знакомство с Красной книгой Ставропольского края.
14. Лекарственные растения. (2ч.)
Теория: Знакомство с лекарственными растениями Ставропольского края.
15. Подведение итогов(2ч.)
Теория: Викторина. Тестирование по пройденному материалу.
16. Вводное занятие. (2ч.)
Теория: Повторный инструктаж по ТБ. Краткая история Ставропольского края.
17. Ставропольский край(2ч.)
Теория: Физико-географическая характеристика района. Географическое положение.
18. Знакомство с символикой района. (2ч.)
Теория: Знакомство с символикой района.
19. История Левокумского района.(4ч.)
Теория: История образования и переименования района..
20. Экскурсия (1ч.)
Теория: Исторический экскурс в прошлое села Николо-Александровское . Когда оно было образовано? Рассказ о переселенцах в 30-е годы прошлого столетия..
21. Климат Левокумского района
Теория:Климат, в котором мы живем. Растительный и животный мир.
22. Что такое экология? (2ч.)
Теория: Влияние окружающей среды на здоровье человека.
23. Улицы села. (2ч.)
Теория: В честь кого названы улицы? Экскурсия по улицам.
Практика:Экскурсия.
24. Мое Николо-Александровское (6ч.)
Практика: Сбор и подготовка информации на тему: «Мои любимые места».
25. Наши соседи. (4ч.)
Теория: Рассказ о соседних национальных поселениях.
26. Топонимика Левокумского района.(6ч.)
Теория: Изучение географических названий района и исследование их происхождения.
Практика: Презентация. Викторина. Презентация.
27. Итоговое занятие(2ч.)
Практика: Обобщающее занятие. Тестирование.
28. Вводное занятие. (1ч.)
Теория: Презентация.
29. Культура и искусство. (4ч.)
Теория: Пребывание писателей, художников, и других деятелей культуры в нашем крае. Памятные места, связанные с ними. Обстоятельства пребывания здесь. Влияние деятелей культуры на общественную и культурную жизнь края..
Практика:Архивные документы, старые фотографии.
30. Итоговое занятие. (2ч.)
Практика: Квест -игра.
Метод обеспечениядополнительной образовательной программы.
Рабочая программа направлена на формирование у учащихся целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально-экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся:
- становление гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям;
- формирование толерантности и толерантного поведения;
- укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием работы программы не только учащимися, но и родителями; изучение истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей; семейные экскурсии;
- формированию экологической культуры; способность самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
- формирование стремления знать как можно больше о родном крае;
- формирование интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы;
- ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Количество учебных часов, на которое рассчитана программа: 72
Формы и режим занятий:
- индивидуальная;
- парная;
- групповая;
Занятия в проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа (1 академический час=45 минут).
Формы проведения промежуточной и итоговой аттестации:
- наблюдение;
- викторины;
- задание.
Ожидаемые результаты
В результате реализации программы учащийся должен знать:
- правила ТБ в кружке;
- название страны, региона, где живет учащийся, родного села;
- традиции своей семьи;
- традиции народов Ставропольского края;
- правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
- условия жизни животных в естественных условиях, животных, вошедших в Красную книгу Ставропольского края;
- окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, знать растения, занесенные в красную книгу Ставропольского края;
- существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;
- технологию изготовления поделок из природного материала.
- уметь:
- видеть и понимать красоту живой природы;
- вести простейшие наблюдения в природе;
- воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
- проводить самостоятельно наблюдения в природе;
- распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;
- сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;
- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;
- составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре, истории и великих людях, о достопримечательностях малой Родины.
По результатам обучения у учащегося будут сформированы:
предметные результаты:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта учащегося, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
- метапредметные результаты:
- умение осуществлять учебно-исследовательскую работу;
- понимание информации, представленной в виде текста, рисунков, схем;
- осуществление контроля и внесение необходимых дополнений, исправлений в свою работу, если она расходится с образцом;
- в сотрудничестве с педагогом определение последовательности изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа»;
- умение сравнивать предметы и объекты, группировать и классифицировать их на основе существенных признаков, по заданным критериям
- личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за достижения своих односельчан;
- воспитание уважительного отношения к своему селу, его истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Результаты образовательного процесса | Формы контроля |
Предметные | Текущий – регулярно, промежуточный – в декабре, итоговый – в мае |
Метапредметные | Индивидуальный, групповой, фронтальный контроль (устный опрос, наблюдение, и т.д.). |
Личностные | Индивидуальный контроль (наблюдение, беседа) |
Конкурсы и мероприятия различного уровня, в которых планируется участие:мероприятия учреждения: День открытых дверей, исследовательские, районные конкурсы.
(Календарно – тематическое планирование на 2019-2020 учебный год (Приложение№1))
Список литературы для составления дополнительной образовательной программы
- 1. Федеральный закон от 24.11.96 г. № 1332-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ»?.
- 2. Романов А.А., Саакянц Р.Г. География туризма: Учебное пособие.- 2-е издание -М.: Советский спорт, 2004.-464 с.
- 3. География туризма: учебник/ кол. авторов; под ред. А.Ю. Александровой.- 2-е изд., испр. и доп. -М.: КНОРУС, 2009.- 592 с.
- 4. География российского внутреннего туризма: учебное пособие/ А.Б. Косолапов.- 2-е изд., стер. -М.: КНОРУС. 2009.-272 с.
- 5. Курортное дело: учебное пособие/ А.М. Ветитнев, Л.Б. Журавлева.- 2-е изд., стер. -М.: КНОРУС, 2007.-528 с.
- 6. Колотова. Рекреационное ресурсоведение: Учебное пособие - М.:РМАТ, 2007.
- 7. Филиппова И.Г., Погодина В.Л., Лукьянов Е.А., География туризма: Учебник - М.: Бизнес-Пресса, 2007.
- 8. Шейко Н.И., Маньшина Н.В. Кавказские минеральные воды: Учебное пособие -М.: Вече, 2006.
- 9. Самойленко А.А., География туризма, учебник - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
- 10. Строгов М., Броше П.-К., Озиас Д., Ставропольский край-Путеводитель, - М.: Авангард, 2005.
- 11. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учеб.пособие. - Мн.: БГЭУ, 2004. - 644 с.
- 12. Ю.Г. Волков, Регионоведение: Учебное пособие. .2-е изд., испр. доп., -Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. - 448 с.
- 13. Третьякова Т.Н., Основы курортного дела: Учебное пособие., -М.:ACADEMIA, 2008.
- 14.https://stavropolye.tv/school
Приложение №1
Календарно – тематическое планирование на 2019-2020 учебный год
наименование объединения «Юный краевед», руководитель Филатова И.П.
№ п/п | Тема занятия | Содержание занятия | Учебно-методическое обеспечение | Количество часов | Дата проведения занятия по плану | Фактическая дата проведения занятия | |||
всего | теория | практика | |||||||
1 | Вводное занятие | Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с программой кружка. | Программа кружка «Юный краевед». Инструкции по ТБ. | 1 | 1 |
|
|
| |
2 | Что такое краеведение? | Краеведение – наука о родном крае. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края |
| 1 | 1 |
|
|
| |
3 4 | Невидимые нити. | Осознание места человека как части природы | Экскурсия. | 2 |
| 2 |
|
| |
5 6 | Организм и окружающая среда. | .Положительное и отрицательное влияние окружающей среды на живой организм. | Презентация «Кто на планете первый?». | 2 | 1 | 1 |
|
| |
7 8 | Мы – жители Земли. | Влияние человеческой деятельности наокружающую среду. Охрана природы. | Презентация. Викторина. | 2 | 1 | 1 |
|
| |
9 10 | Климат Ставропольского края | Климат, в котором мы живем. Растительный и животный мир. | Энциклопедии, презентация | 2 | 2 |
|
|
| |
11 12 | Что такое экология? | Влияние окружающей среды на здоровье человека. | Энциклопедии, презентация, видеофильм | 2 | 2 |
|
|
| |
13 14 | Водоемы Ставропольского края | Реки и озера | Энциклопедии, презентация, видеофильм | 2 | 2 |
|
|
| |
15 16 | Лес и человек. | Значение леса в жизни человека. | Презентация, иллюстрации. | 2 | 2 |
|
|
| |
17 18 | Охрана природы | Охрана природы | Видеофильм. | 2 | 2 |
|
|
| |
19 20 | Заповедники Ставропольского края | заказник "Русский лес" заказник "Малый Ессентучок" | Энциклопедии, презентация, видеофильм | 2 | 2 |
|
|
| |
21 22 | Заповедники Ставропольского края | заказник "Иргаклинский" | Энциклопедии, презентация, видеофильм | 2 | 2 |
|
|
| |
23 24 | Редкие и исчезающие виды животных Ставропольского края | Знакомство с Красной книгой Ставропольского края | Красная книга Презентация, иллюстрации | 2 | 2 |
|
|
| |
25 26 | Редкие и исчезающие виды растений Ставропольского края | Знакомство с Красной книгой Ставропольского края | Красная книга Презентация, иллюстрации | 2 | 2 |
|
|
| |
27 28 | Лекарственные растения | Знакомство с лекарственными растениями Ставропольского края | Просмотр видеофильма | 2 | 2 |
|
|
| |
29 30 | Подведение итогов | Викторина. Тестирование по пройденному материалу | Викторина. Контрольные тесты | 2 | 2 |
|
|
| |
31 32 | Вводное занятие. | Повторный инструктаж по ТБ. Краткая история Ставропольского края | Энциклопедии. Иллюстрации. | 2 | 2 |
|
|
| |
33 34
| Ставропольский край | Физико-географическая характеристика района. Географическое положение. | Энциклопедии. Иллюстрации. Презентация | 2 | 2 |
|
|
| |
35 36
| Знакомство с символикой района | Знакомство с символикой района | Энциклопедии. Иллюстрации. Презентация | 2 | 1 | 1 |
|
| |
37 38
| История Левокумского района | История образования и переименования района. | Энциклопедии. Иллюстрации. Презентация | 2 | 2 |
|
|
| |
39 40
| История Левокумского района | Важнейшие исторические события и даты в развитии села Николо-Александровское | Энциклопедии. Иллюстрации. Презентация | 2 | 2 |
|
|
| |
41
| Экскурсия | Исторический экскурс в прошлое села Николо-Александровское. Когда оно было образовано? Рассказ о переселенцах в 30-е годы прошлого столетия. | Фотографии. Презентация. | 1 |
| 1 |
|
| |
42 43 | Климат Левокумского района | Климат, в котором мы живем. Растительный и животный мир. | Энциклопедии, презентация, видеофильм | 2 | 2 |
|
|
| |
44 44 | Что такое экология? | Влияние окружающей среды на здоровье человека. | Энциклопедии, презентация, видеофильм | 2 | 2 |
|
|
| |
45 46
| Улицы села. | В честь кого названы улицы? Экскурсия по улицам. | Экскурсия. | 2 |
| 2 |
|
| |
47 48
| Мое Николо-Александровское | Сбор и подготовка информации на тему: «Мои любимые места». | Фотографии и сочинения. | 2 |
| 2 |
|
| |
49 50
| Мое Николо-Александровское | Сбор и подготовка информации на тему: «Мои любимые места». | Фотографии и сочинения. | 2 |
| 2 |
|
| |
51 52
| Мое Николо-Александровское | Сбор и подготовка информации на тему: «Мои любимые места». | Фотографии и сочинения. | 2 |
| 2 |
|
| |
53 54
| Наши соседи | Рассказ о соседних национальных поселениях. | Презентация | 2 | 2 |
|
|
| |
55 56
| Наши соседи | Рассказ о соседних национальных поселениях. | Презентация | 2 | 2 |
|
|
| |
57 58
| Топонимика Левокумского района | Изучение географических названий района и исследование их происхождения. | Справочная литература. Презентация | 2 | 2 |
|
|
| |
59 60
| Топонимика Левокумского района | Изучение географических названий района и исследование их происхождения. | Справочная литература. Презентация | 2 |
| 2 |
|
| |
61 62
| Топонимика Левокумского района | Изучение географических названий района и исследование их происхождения. | Справочная литература. Презентация | 2 |
| 2 |
|
| |
63 64 | Итоговое занятие | Обобщающее занятие. Тестирование |
| 2 |
| 2 |
|
| |
65
| Вводное занятие. | Введение. | Презентация. | 1 | 1 |
|
|
| |
66 67
| Культура и искусство. | Писатели и поэты | Художественная литература. | 2 | 1 | 1 |
|
| |
68 69
| Культура и искусство. | Пребывание писателей, художников, и других деятелей культуры в нашем крае. Памятные места, связанные с ними. Обстоятельства пребывания здесь. Влияние деятелей культуры на общественную и культурную жизнь края. | Архивные документы, старые фотографии. | 2 | 2 |
|
|
| |
70 71 | Традиционный быт. | Посещение национальных музеев. | Экскурсия | 2 |
| 2 |
|
| |
72 | Итоговое занятие | Обобщающее занятие | Квест -игра | 2 |
| 2 |
|
| |
Итого за год | 72 |
|
|
|
| ||||
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_kraeeved_stavropolskogo_kraya_2.docx | 61.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11» Левокумского муниципального района Ставропольского края
«Рассмотрено» «Утверждаю»
На заседании педагогического совета Директор школы
Приказ №1 от 30.08.2019 Приказ №136 ото 30.08.2019
Дополнительная образовательная программа
детского объединения
«Юный краевед»
Срок реализации программы – 1 года
Возраст обучающихся -12-15 лет
Автор программы:
педагог дополнительного образования,
Филатова Ирина Павловна,
село Николо-Александровское
2019-2020 уч.год
Пояснительная записка
Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных общеразвивающих программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно – образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.
Реализация дополнительного образования обучающихся МКОУ СОШ №11 по общеразвивающим программам осуществляется на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РВ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726 - р);
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06 – 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 – 14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996 – р;
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденные приказом Минобрнауки от 28 декабря 2010 г. № 2106;
- Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ;
- Устав МКОУ СОШ №11.
Дополнительное образование в соответствии с частью 1 статьи 75 Федерального закона № 273 – ФЗ направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.
Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Программы дополнительного образования составлены с учетом возрастных и индивидуальных способностей детей.
Дополнительное образование позволяет создавать условия для оптимального развития личности и наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей и их родителей, что особенно важно, поскольку не все дети обладают способностями к академическому учению.
Дополнительное образование в Учреждении создано в целях реализации процесса становления личности, разностороннего развития личности в разнообразных развивающихся средах. Дополнительное образование детей является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования, удовлетворяющим потребности детей в самообразовании.
Образовательная деятельность по дополнительным программам направлена на:
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также занятиях физической культурой и спортом;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического и трудового воспитания обучающихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
- профессиональную ориентацию обучающихся;
- социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры обучающихся;
-удовлетворение образовательных потребностей и интересов обучающихся.
Актуальность программы: программа «Юный краевед» является актуальной т.к. занимается воспитанием юных патриотов своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Цель: изучение природы Ставропольского края и истории своего округа, района, поселка, семьи.
Задачи:
1. Обучающие
- изучать окружающий мир: природу, историю и культуру своего края;
- обучать навыкам экологически грамотного и безопасного поведения;
- знакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека;
- обучать исследовательской работе по изучению своей семьи, истории поселка, его знаменитых земляков.
2. Воспитательные
- воспитывать высокую духовную нравственность: любовь к людям и природе, стремлению к добрым поступкам, чистым мыслям и чувствам;
- воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
- воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.
3. Развивающие
- развивать потребности общения с природой;
- развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;
- развивать умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
- развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
Возраст детей: 12-15 лет
Срок реализации рабочей программы: 1 год
Учебный- тематический план дополнительной образовательной программы
№ | Наименование образовательных модулей, тем, разделов | Количество занятий | Общее количество часов | Количество часов, минут теория | Количество часов практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 45МИН. | 45МИН. | |
2 | Что такое краеведение? | 1 | 45МИН. | 45МИН. | |
3 | Невидимые нити. | 2 | 90 МИН | 90 МИН | |
4 | Организм и окружающая среда. | 2 | 90 МИН | 45МИН | 45МИН |
5 | Мы – жители Земли. | 2 | 90 МИН | 45МИН | 45МИН |
6 | Климат Ставропольского края | 2 | 90 МИН | 90 МИН | |
7 | Что такое экология? | 2 | 90 МИН | 90 МИН | |
8 | Водоемы Ставропольского края | 2 | 90 МИН | 90 МИН | |
9 | Лес и человек. | 2 | 90 МИН | 90 МИН | |
10 | Охрана природы | 2 | 90 МИН | 90 МИН | |
11 | Заповедники Ставропольского края | 4 | 180 МИН | 180 МИН | |
12 | Редкие и исчезающие виды животных Ставропольского края | 2 | 90 МИН | 90 МИН | |
13 | Редкие и исчезающие виды растений Ставропольского края | 2 | 90 МИН | 90 МИН | |
14 | Лекарственные растения | 2 | 90 МИН | 90 МИН | |
15 | Подведение итогов | 2 | 90 МИН | 90 МИН | |
16 | Вводное занятие. | 2 | 90 МИН | 90 МИН | |
17 | Ставропольский край | 2 | 90 МИН | 90 МИН | |
18 | Знакомство с символикой района | 2 | 90 МИН | 45МИН | 45МИН |
19 | История Левокумского района | 4 | 180 МИН | 180 МИН | |
20 | Экскурсия | 1 | 45МИН. | 45МИН. | |
21 | Климат Левокумского района | 2 | 90 МИН | 90 МИН | |
22 | Что такое экология? | 2 | 90 МИН | 90 МИН | |
23 | Улицы села. | 2 | 90 МИН | 90 МИН | |
24 | Мое Николо-Александровское | 6 | 270 МИН | 270 МИН | |
25 | Наши соседи | 4 | 180 МИН | 180 МИН | |
26 | Топонимика Левокумского района | 6 | 270 МИН | 270 МИН | |
27 | Итоговое занятие | 2 | 90 МИН | 90 МИН | |
28 | Вводное занятие. | 1 | 45МИН. | 45МИН. | |
29 | Культура и искусство. | 2 | 90 МИН | 45МИН | 45МИН |
30 | Традиционный быт. | 2 | 90 МИН | 90 МИН | |
31 | Итоговое занятие | 2 | 90 МИН | 90 МИН |
Содержание дополнительной образовательной программы
1. Вводное занятие (1ч.)
Теория: Инструктаж по технике безопасности, знакомство с программой кружка.
2. Что такое краеведение? (1ч.)
Теория: Наука о родном крае.
3. Невидимые нити. (2ч.)
Теория: Осознание места человека как части природы.
Практика: Экскурсия.
4. Организм и окружающая среда. (2ч.)
Теория: Положительное и отрицательное влияние окружающей среды на живой организм.
Практика: Презентация «Кто на планете первый?».
5. Мы – жители Земли. (2ч.)
Теория: Влияние человеческой деятельности на окружающую среду. Охрана природы..
Практика: Презентация. Викторина.
6. Климат Ставропольского края (4ч.)
Теория: Климат, в котором мы живем. Растительный и животный мир..
7. Что такое экология? (2ч.)
Теория: Влияние окружающей среды на здоровье человека.
8. Водоемы Ставропольского края (2ч.)
Теория: Реки и озера.
9. Лес и человек. (2ч.)
Теория: Значение леса в жизни человека..
10. Охрана природы (2ч.)
Теория: Охрана природы.
11. Заповедники Ставропольского края. (2ч.)
Теория: Заказники Ставропольского края.
12. Редкие и исчезающие виды животных Ставропольского края. (2ч.)
Теория: Знакомство с Красной книгой Ставропольского края..
13. Редкие и исчезающие виды растений Ставропольского края (2ч.)
Теория: Знакомство с Красной книгой Ставропольского края.
14. Лекарственные растения. (2ч.)
Теория: Знакомство с лекарственными растениями Ставропольского края.
15. Подведение итогов (2ч.)
Теория: Викторина. Тестирование по пройденному материалу.
16. Вводное занятие. (2ч.)
Теория: Повторный инструктаж по ТБ. Краткая история Ставропольского края.
17. Ставропольский край (2ч.)
Теория: Физико-географическая характеристика района. Географическое положение.
18. Знакомство с символикой района. (2ч.)
Теория: Знакомство с символикой района.
19. История Левокумского района. (4ч.)
Теория: История образования и переименования района..
20. Экскурсия (1ч.)
Теория: Исторический экскурс в прошлое села Николо-Александровское . Когда оно было образовано? Рассказ о переселенцах в 30-е годы прошлого столетия..
21. Климат Левокумского района
Теория: Климат, в котором мы живем. Растительный и животный мир.
22. Что такое экология? (2ч.)
Теория: Влияние окружающей среды на здоровье человека.
23. Улицы села. (2ч.)
Теория: В честь кого названы улицы? Экскурсия по улицам.
Практика: Экскурсия.
24. Мое Николо-Александровское (6ч.)
Практика: Сбор и подготовка информации на тему: «Мои любимые места».
25. Наши соседи. (4ч.)
Теория: Рассказ о соседних национальных поселениях.
26. Топонимика Левокумского района. (6ч.)
Теория: Изучение географических названий района и исследование их происхождения.
Практика: Презентация. Викторина. Презентация.
27. Итоговое занятие (2ч.)
Практика: Обобщающее занятие. Тестирование.
28. Вводное занятие. (1ч.)
Теория: Презентация.
29. Культура и искусство. (4ч.)
Теория: Пребывание писателей, художников, и других деятелей культуры в нашем крае. Памятные места, связанные с ними. Обстоятельства пребывания здесь. Влияние деятелей культуры на общественную и культурную жизнь края..
Практика: Архивные документы, старые фотографии.
30. Итоговое занятие. (2ч.)
Практика: Квест -игра.
Метод обеспечения дополнительной образовательной программы.
Рабочая программа направлена на формирование у учащихся целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально-экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся:
- становление гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям;
- формирование толерантности и толерантного поведения;
- укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием работы программы не только учащимися, но и родителями; изучение истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей; семейные экскурсии;
- формированию экологической культуры; способность самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
- формирование стремления знать как можно больше о родном крае;
- формирование интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы;
- ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Количество учебных часов, на которое рассчитана программа: 72
Формы и режим занятий:
- индивидуальная;
- парная;
- групповая;
Занятия в проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа (1 академический час=45 минут).
Формы проведения промежуточной и итоговой аттестации:
- наблюдение;
- викторины;
- задание.
Ожидаемые результаты
В результате реализации программы учащийся должен знать:
- правила ТБ в кружке;
- название страны, региона, где живет учащийся, родного села;
- традиции своей семьи;
- традиции народов Ставропольского края;
- правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
- условия жизни животных в естественных условиях, животных, вошедших в Красную книгу Ставропольского края;
- окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, знать растения, занесенные в красную книгу Ставропольского края;
- существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;
- технологию изготовления поделок из природного материала.
- уметь:
- видеть и понимать красоту живой природы;
- вести простейшие наблюдения в природе;
- воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
- проводить самостоятельно наблюдения в природе;
- распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;
- сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;
- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;
- составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре, истории и великих людях, о достопримечательностях малой Родины.
По результатам обучения у учащегося будут сформированы:
предметные результаты:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта учащегося, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
- метапредметные результаты:
- умение осуществлять учебно-исследовательскую работу;
- понимание информации, представленной в виде текста, рисунков, схем;
- осуществление контроля и внесение необходимых дополнений, исправлений в свою работу, если она расходится с образцом;
- в сотрудничестве с педагогом определение последовательности изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа»;
- умение сравнивать предметы и объекты, группировать и классифицировать их на основе существенных признаков, по заданным критериям
- личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за достижения своих односельчан;
- воспитание уважительного отношения к своему селу, его истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Результаты образовательного процесса | Формы контроля |
Предметные | Текущий – регулярно, промежуточный – в декабре, итоговый – в мае |
Метапредметные | Индивидуальный, групповой, фронтальный контроль (устный опрос, наблюдение, и т.д.). |
Личностные | Индивидуальный контроль (наблюдение, беседа) |
Конкурсы и мероприятия различного уровня, в которых планируется участие: мероприятия учреждения: День открытых дверей, исследовательские, районные конкурсы.
(Календарно – тематическое планирование на 2019-2020 учебный год (Приложение№1))
Список литературы для составления дополнительной образовательной программы
- 1. Федеральный закон от 24.11.96 г. № 1332-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ»?.
- 2. Романов А.А., Саакянц Р.Г. География туризма: Учебное пособие.- 2-е издание -М.: Советский спорт, 2004.-464 с.
- 3. География туризма: учебник/ кол. авторов; под ред. А.Ю. Александровой.- 2-е изд., испр. и доп. -М.: КНОРУС, 2009.- 592 с.
- 4. География российского внутреннего туризма: учебное пособие/ А.Б. Косолапов.- 2-е изд., стер. -М.: КНОРУС. 2009.-272 с.
- 5. Курортное дело: учебное пособие/ А.М. Ветитнев, Л.Б. Журавлева.- 2-е изд., стер. -М.: КНОРУС, 2007.-528 с.
- 6. Колотова. Рекреационное ресурсоведение: Учебное пособие - М.:РМАТ, 2007.
- 7. Филиппова И.Г., Погодина В.Л., Лукьянов Е.А., География туризма: Учебник - М.: Бизнес-Пресса, 2007.
- 8. Шейко Н.И., Маньшина Н.В. Кавказские минеральные воды: Учебное пособие -М.: Вече, 2006.
- 9. Самойленко А.А., География туризма, учебник - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
- 10. Строгов М., Броше П.-К., Озиас Д., Ставропольский край-Путеводитель, - М.: Авангард, 2005.
- 11. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие. - Мн.: БГЭУ, 2004. - 644 с.
- 12. Ю.Г. Волков, Регионоведение: Учебное пособие. .2-е изд., испр. доп., -Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. - 448 с.
- 13. Третьякова Т.Н., Основы курортного дела: Учебное пособие., -М.:ACADEMIA, 2008.
- 14. https://stavropolye.tv/school
Приложение №1
Календарно – тематическое планирование на 2019-2020 учебный год
наименование объединения «Юный краевед», руководитель Филатова И.П.
№ п/п | Тема занятия | Содержание занятия | Учебно-методическое обеспечение | Количество часов | Дата проведения занятия по плану | Фактическая дата проведения занятия | |||
всего | теория | практика | |||||||
1 | Вводное занятие | Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с программой кружка. | Программа кружка «Юный краевед». Инструкции по ТБ. | 1 | 1 | ||||
2 | Что такое краеведение? | Краеведение – наука о родном крае. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края | 1 | 1 | |||||
3 4 | Невидимые нити. | Осознание места человека как части природы | Экскурсия. | 2 | 2 | ||||
5 6 | Организм и окружающая среда. | .Положительное и отрицательное влияние окружающей среды на живой организм. | Презентация «Кто на планете первый?». | 2 | 1 | 1 | |||
7 8 | Мы – жители Земли. | Влияние человеческой деятельности наокружающую среду. Охрана природы. | Презентация. Викторина. | 2 | 1 | 1 | |||
9 10 | Климат Ставропольского края | Климат, в котором мы живем. Растительный и животный мир. | Энциклопедии, презентация | 2 | 2 | ||||
11 12 | Что такое экология? | Влияние окружающей среды на здоровье человека. | Энциклопедии, презентация, видеофильм | 2 | 2 | ||||
13 14 | Водоемы Ставропольского края | Реки и озера | Энциклопедии, презентация, видеофильм | 2 | 2 | ||||
15 16 | Лес и человек. | Значение леса в жизни человека. | Презентация, иллюстрации. | 2 | 2 | ||||
17 18 | Охрана природы | Охрана природы | Видеофильм. | 2 | 2 | ||||
19 20 | Заповедники Ставропольского края | заказник "Русский лес" заказник "Малый Ессентучок" | Энциклопедии, презентация, видеофильм | 2 | 2 | ||||
21 22 | Заповедники Ставропольского края | заказник "Иргаклинский" | Энциклопедии, презентация, видеофильм | 2 | 2 | ||||
23 24 | Редкие и исчезающие виды животных Ставропольского края | Знакомство с Красной книгой Ставропольского края | Красная книга Презентация, иллюстрации | 2 | 2 | ||||
25 26 | Редкие и исчезающие виды растений Ставропольского края | Знакомство с Красной книгой Ставропольского края | Красная книга Презентация, иллюстрации | 2 | 2 | ||||
27 28 | Лекарственные растения | Знакомство с лекарственными растениями Ставропольского края | Просмотр видеофильма | 2 | 2 | ||||
29 30 | Подведение итогов | Викторина. Тестирование по пройденному материалу | Викторина. Контрольные тесты | 2 | 2 | ||||
31 32 | Вводное занятие. | Повторный инструктаж по ТБ. Краткая история Ставропольского края | Энциклопедии. Иллюстрации. | 2 | 2 | ||||
33 34 | Ставропольский край | Физико-географическая характеристика района. Географическое положение. | Энциклопедии. Иллюстрации. Презентация | 2 | 2 | ||||
35 36 | Знакомство с символикой района | Знакомство с символикой района | Энциклопедии. Иллюстрации. Презентация | 2 | 1 | 1 | |||
37 38 | История Левокумского района | История образования и переименования района. | Энциклопедии. Иллюстрации. Презентация | 2 | 2 | ||||
39 40 | История Левокумского района | Важнейшие исторические события и даты в развитии села Николо-Александровское | Энциклопедии. Иллюстрации. Презентация | 2 | 2 | ||||
41 | Экскурсия | Исторический экскурс в прошлое села Николо-Александровское . Когда оно было образовано? Рассказ о переселенцах в 30-е годы прошлого столетия. | Фотографии. Презентация. | 1 | 1 | ||||
42 43 | Климат Левокумского района | Климат, в котором мы живем. Растительный и животный мир . | Энциклопедии, презентация, видеофильм | 2 | 2 | ||||
44 44 | Что такое экология? | Влияние окружающей среды на здоровье человека. | Энциклопедии, презентация, видеофильм | 2 | 2 | ||||
45 46 | Улицы села. | В честь кого названы улицы? Экскурсия по улицам. | Экскурсия. | 2 | 2 | ||||
47 48 | Мое Николо-Александровское | Сбор и подготовка информации на тему: «Мои любимые места». | Фотографии и сочинения. | 2 | 2 | ||||
49 50 | Мое Николо-Александровское | Сбор и подготовка информации на тему: «Мои любимые места». | Фотографии и сочинения. | 2 | 2 | ||||
51 52 | Мое Николо-Александровское | Сбор и подготовка информации на тему: «Мои любимые места». | Фотографии и сочинения. | 2 | 2 | ||||
53 54 | Наши соседи | Рассказ о соседних национальных поселениях. | Презентация | 2 | 2 | ||||
55 56 | Наши соседи | Рассказ о соседних национальных поселениях. | Презентация | 2 | 2 | ||||
57 58 | Топонимика Левокумского района | Изучение географических названий района и исследование их происхождения. | Справочная литература. Презентация | 2 | 2 | ||||
59 60 | Топонимика Левокумского района | Изучение географических названий района и исследование их происхождения. | Справочная литература. Презентация | 2 | 2 | ||||
61 62 | Топонимика Левокумского района | Изучение географических названий района и исследование их происхождения. | Справочная литература. Презентация | 2 | 2 | ||||
63 64 | Итоговое занятие | Обобщающее занятие. Тестирование | 2 | 2 | |||||
65 | Вводное занятие. | Введение. | Презентация. | 1 | 1 | ||||
66 67 | Культура и искусство. | Писатели и поэты | Художественная литература. | 2 | 1 | 1 | |||
68 69 | Культура и искусство. | Пребывание писателей, художников, и других деятелей культуры в нашем крае. Памятные места, связанные с ними. Обстоятельства пребывания здесь. Влияние деятелей культуры на общественную и культурную жизнь края. | Архивные документы, старые фотографии. | 2 | 2 | ||||
70 71 | Традиционный быт. | Посещение национальных музеев. | Экскурсия | 2 | 2 | ||||
72 | Итоговое занятие | Обобщающее занятие | Квест -игра | 2 | 2 | ||||
Итого за год | 72 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа Дополнительного образования детей Кружок Эколого – краеведческого направления «Юный краевед»
Данная программа расчитана для организации внеурочной работы эколого-краеведческого направления с учащимися 6-8 классов...
Образовательная программа дополнительного образования детей "Школа юного туриста и эколога-краеведа."
Полевой учебный практикум для детей 12-14 лет. Содержание образовательной программы соответствовует: уровню основного общего образования, туристической, краеведческой, экологической направленно...
Программа дополнительного образования эколого-краеведческого направления "Юный краевед"
Адаптированная программа данного курса подготовлена с учетом познавательной деятельности учащихся среднего звена школы для учащихся 6-8 классов. Учебно – воспитательный процесс требует от учащего в ос...
Образовательная программа дополнительного образования «Юный краевед»
Рабочая программа...
Программа дополнительного образования "Юный краевед" (Экологическое направление)
Данная программа имеет экологическую направленность. В современную эпоху необычайную важность приобрели вопросы взаимодействия природы и человека....
Программа дополнительного образования "Юный краевед"
Реализация данной программы ориентирует учителя на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Ученики не только самостоятельно изучают особен...
Рабочая программа дополнительного образования "Турист - краевед"
Актуальность данной программы заключается в том, что туризм обладает огромным воспитательным потенциалом, способствует воспитанию патриота, определению социально-значимых нравственных ориентиров, сохр...