Образовательная программа Дополнительного образования детей Кружок Эколого – краеведческого направления «Юный краевед»
рабочая программа (краеведение) по теме

Даньшина Наталья Петровна

Данная программа расчитана для организации внеурочной работы эколого-краеведческого направления с учащимися 6-8 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhok_ekologo.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Гальчинская средняя общеобразовательная школа

                                                                                  «Утверждаю»

                                                                                       Директор школы

                                                                                             _______Бахтина Е.Д.

                                                                                     (№___ приказа)

                                                                                           «__» ______2011г.

Образовательная программа

Дополнительного образования детей

Кружок Эколого – краеведческого направления

«Юный краевед»

(7-8 класс, 36 часов)

Учитель:  Даньшина Н.П.

2011-2012 учебный год


Пояснительная записка

Адаптированная программа данного курса подготовлена с учетом познавательной деятельности учащихся среднего звена школы для учащихся 6-8 классов. Учебно – воспитательный процесс требует от учащего в основном умственного напряжения, в то время как биологическая сущность ребенка направлена на непосредственное познание окружающего его мира.

Цели и задачи

Цель занятий в объединении эколого-краеведческой направленности состоит в развитии двигательной и познавательной активности учащихся, в укреплении их здоровья, психическом и физическом оздоровлении организма в процессе познавательной деятельности.

При этом предполагается решение следующих основных задач:

Образовательные задачи:

Сформирования представления об окружающей среде, об экологии, об краеведении как о науках.

Вовлечение учащихся в поисково-иследовательскую деятельность освоения своего края;

Способствовать учащимися овладению навыками оценивать состояния окружающей среды.

Развивающие задачи:

Развитие творческой и исполнительной активности учащихся в процессе освоения местного краеведческого материала;

Оздоровление детей на занятиях в условиях природной среды;

Развитие внимательности наблюдательности, творческого воображения и фантазии через творческие задания;

Воспитательные задачи:

Формирование гражданской позиции, патриотизма, любви к родине.

Воспитание чувства товарищества, чувства личной ответственности.

Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим и к природе.

Содержание программы рассчитано на год занятий с учащимися, проявляющими интерес к естествознанию, экологии и краеведению. Педагог имеет возможность с учетом местных традиций и личных творческих наклонностей, исходя из времени года и погодно-климатических условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы.

В основе замысла программы лежит идея развивающего обучения в процессе совместной деятельности детей и педагога. Она предполагает участие детей в эколого-краеведческой оздоровительно-познавательной деятельности.

Формы и методы проведения занятий

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия.

1 Словесные методы обучения:

устное изложение;

беседа;

коллективное чтение;

обсуждение художественных произведений о природе;

2 Наглядные методы обучения:

показ видеоматериалов;

наблюдение;

работа в окружающей среде.

3 Практические методы наблюдения:

тренинг;

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

1 Объяснительно-иллюстративные методы обучения – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

2 Репродуктивные методы – учащиеся воспроизводят полученные знания и основные способы деятельности;

3 Частично-поисковые методы обучения – участие детей в коллективно поиске;

4 Исследовательские методы – овладение детьми методами  научного познания, самостоятельной творческой работы.

Формы организации деятельности учащихся на занятии.

групповая;

индивидуальная;

индивидуально-групповая;

по звеньям.

Содержание программы

Введение – 2 часа

Что такое экология? –1ч

Ознакомление с экологией как наукой. Ознакомление с методами сбора информации по экологии. Обзор экологической литературы по району.

Практические занятия

Сбор информации для ознакомления с экологией своего района.

Правила поведения на экскурсиях -1ч

Инструкции о поведении при пешем походе, в электричке, в автобусе, в лесу и у водоема.

Практические занятия

Чтение инструкции. Вводный инструктаж по технике безопасности. Сбор подписей под инструктажем.

Основы краеведения – 13 часов

1.1 Родословие -1ч

Ближайшие родственники. Родословная. Семейные традиции и праздники. География родни.

Практические занятия

Составление совместно с родителями родословной, генеалогического древа. Рассказы о своих бабушках, дедушках, других родственников. Выставка рисунков «Моя семья».

1.2 Моя школа – 1ч

Изучение истории школы «Моя школа», «Школа в судьбе моей семьи», «30 лет школе», «Учителя школы».

Практические занятия

Сочинение-сообщение «Школа в судьбе моей семьи».

1.3 Земляки - 2ч

Народные обычаи, обряды, народные игры, характерные для данного региона. Фольклор.

Практические занятия

Чтение сказок, ознакомление с народными песнями, частушками, играми. Изучение русских народных песен. Конкурс исполнителей частушек.

1.4 Азбука краеведения – 2ч

Краеведческие должности: юный историк-краевед; краевед-летописец; краевед фотограф, метеоролог, ботаник, зоолог, орнитолог, краевед-географ, краевед-эколог. Ведение дневника краеведческих наблюдений.

Практические занятия

Ведение дневника наблюдений и впечатлений.

1.5 Культурное наследие -2ч

Достопримечательности своего района и населенного пункта: памятники истории и архитектуры.

Практические занятия

Экскурсия к памятнику «Павшим войнам», Минута молчания. Уборка территории.

1.6 Природное наследие -2ч

Памятники природы родного края. Растения и животные леса, луга и др.

Практические занятия

Экскурсия в лес. Ведение дневника наблюдений за природой.

1.7 Районный краеведческий музей -1ч

Знакомство с экспозицией краеведческого музея: историей, геологией, экологией, животным и растительным мирами, населением, замечательными людьми и др.

Практические занятия

Посещение районного Краеведческого музея. Составление отчета об увиденном.

1.8 Поделки из природного материала -2ч.

Знакомство с правилами составления экспозиций из природных материалов.

Практические занятия

Поход в лес за природными материалами. Выставка поделок.

2 Московия - наш край родной – 17 часов

2.1 Рельеф -1ч

Знакомство с рельефом Москвы и Подмосковья. Геологическое строение территории.

Практические занятия

Знакомство с картой физической и геологической Московской области.

2.2Минеральные богатства -1ч

Подземные кладовые России. Полезные ископаемые используемые в строительстве, торфяные месторождения. Экология при добычи полезных ископаемых на территории Московской области.

Практические занятия

Знакомство с экспозицией камней. Зарисовка отдельных камней.

2.3 Погода бывает разная -1ч

Климат московского края. Опасные природные явления.

Практические занятия

Знакомство с климатической картой. Дневник наблюдений за погодой. Объяснение причин изменения погоды в регионе.

2.4 Сезоны года -4ч

Сезонные изменения в природе. Весна. Лето. Осень. Зима. Русские художники и картины по временам года.

Практические занятия

Экскурсия в лес в конце сентября, в январе, в апреле, в конце мая и наблюдением за изменениями. Конкурс сообщений и рисунков «Что я увидел в лесу?».

2.5 Вода – красота природы -2ч

Виды вод в Домодедовском районе: родники, ручьи, реки. Бассейн близлежащей реки и её речная долина. Рукотворные запруды. От колодца до водопровода. Охрана вод Подмосковья.

Практические занятия

Экскурсия к роднику и к реке Северка. Забор воды. Органолептический анализ воды из реки, из родника и водопроводной воды. Отчет о проделанной работе.

2.6 Москва – порт пяти морей -1ч

Главная водная артерия – Москва река. Связь Москвы с пятью морями. Московские каналы. Экология водных ресурсов Московского края.

Практические занятия

Работа с физической картой Европейской части России. Практическое занятие по группам «Мой корабль плывет из ….моря в Москву. Я видел города …….»

2.7 Лесные богатства -2ч

Лесные богатства Подмосковья: еловые, березовые, сосновые, смешанные и широколиственный состав. Видовой состав. Ярусы леса. Вырубка лесов. Экология леса: отдых в лесу, правила поведения в лесу, мусор и время разложения отдельных видов мусора, лесные пожары.

Практические занятия

Сочинение «Чтобы я сделал для своего леса?»

2.8 Животный мир Подмосковья -2 ч

Животные Подмосковья: птицы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающие, насекомые, дождевые черви живущие на территории леса. Знакомство с голосами птиц.

Практические занятия

Знакомство с книгой «Животный мир Подмосковья». Обзор фотографий.

2.9 Домашние животные -1ч

Рассказ о видах домашних животных встречающихся в подворьях деревни и в квартирах жителей района.

Практические занятия

«Я и мое домашнее животное» конкурс рисунков.

2.10 Ландшафты Подмосковья -2ч

Что такое ландшафт? Виды ландшафтов: природный и антропогенный. Как человек изменяет природный ландшафт. Природные и культурные охраняемые ландшафты. Приокский природно-территориальный заповедник г. Пущино и его видовой состав.

Практические занятия

Просмотр документального фильма «Приокский природно-территориальный заповедник. Зубр и его будущее»

Экология Подмосковья – 1 час

Анализ и подведение итогов по экологии Подмосковья и города Москвы.

Практические занятия

Конкурс рефератов «Экология моего района»

Резервное время – 4 часа

Закрепление и обобщение понятия Краеведение.

Закрепление и обобщение понятия экология. 

Ожидаемые (прогнозируемые) результаты

Учащиеся узнают больше о родном крае. Благодаря экскурсиям они соприкасаются с элементами природы. Начинают оценивать свои действия по отношению к экологии своего района. Проведение конкурсов сочинений, рисунков, сообщений и рефератов мотивируют учащихся больше узнавать, красиво оформлять, используя современные средства информатизации. Самый главный результат – это воспитание любви к Родному краю – Московии.

Критерии и формы оценки качества знаний

тестирование;

конкурс;

контрольное занятие;

оценка работы в группе;

выставки.

Материальное обеспечение программы

Кабинет биологии, где представлены представитетели флоры и фауны Подмосковья. Кабинет географии, где представлены карты Подмосковья по тематикам. Телевизор, видеомагнитофон. Магнитофон. Пробирки для сбора воды, микроскоп. Природный материал – камни и полезные ископаемые. Канцтовары и др.

Методическое обеспечение программы

Кассета с документальными фильмами о природе. Книги, учебник Москвоведение. Кассета с голосами птиц. Альбом с картинами русских художников о природе. Иллюстрированный материал.


Календарное планирование

кружка Эколого–Краеведческого направления «Юный Краевед»

№ п/п

Тема

Количе

ство

часов

Плановые

Сроки

прохождения

Скорректирован

сроки

прохождения

Введение

1

Что такое экология?

05.09.-11.09

2

Правила поведения на экскурсиях

12.09.-18.09

1 Основы краеведения

13 ч

3

1.1 Родословие

19.09-25.09

4

1.2 Моя школа

26.09.-02.10

5

1.3 Земляки

03.10.-09.10

6

1.3 Земляки

10.10-16.10

7

1.4 Азбука краеведения

17.10-23.10

8

1.4 Азбука краеведения

24.10- 30.10

9

1.5 Культурное наследие

31.10-06.11

10

1.5 Культурное наследие

07.11-13.11

11

1.6 Природное наследие

14.11-20.11

12

1.6 Природное наследие

21.11-27.11

13

1.7 Районный краеведческий музей

28.11-04.12

14

1.8 Поделки из природного материала.

05.12-11.12

15

1.8 Поделки из природного материала.

12.12-18.12

2 Московия - наш край родной

17 ч

16

2.1 Рельеф

19.12-25.12

17

2.2Минеральные богатства

26.12-31.12

18

2.3 Погода бывает разная

11.01-15.01

19

2.4 Сезоны год Зима

16.01-22.01

20

2.4 Сезоны год Весна

23.01-29.01

21

2.4 Сезоны год Лето

30.01-05.02

22

2.4 Сезоны год Осень

06.02-12.02

23

2.5 Вода – красота природы

13.02-19.02

24

2.5 Вода – красота природы

20.02-26.02

25

2.6 Москва – порт пяти морей

27.02-04.03

26

2.7 Лесные богатства

05.03-11.03

27

2.7 Лесные богатства

12.03-18.03

28

2.8 Животный мир Подмосковья

19.03-25.03

29

2.8 Животный мир Подмосковья

02.04-08.04

30

2.9 Домашние животные

09.04-15.04

31

2.10 Ландшафты Подмосковья

16.04-22.04

32

2.10 Ландшафты Подмосковья

23.04-29.04

33

3 Экология Подмосковья

30.04-06.05

34

Резервное время

07.05-13.05

35

Резервное время

14.05-20.05

36

Резервное время

21.05-27.05


 

Литература

Программа для системы дополнительного образования

Кружок Эколого-Краеведческого направления.

Смирнов Д.В., Константинов Ю.С., Маслов А.Г..

ЦДЮТ и К МО РФ, 2004

Сергеев И.С., Сергеев И.В. Краеведческая работа в школе.

Просвещение, 1974

Москвоведение. Наш край московский. Учебное пособие.

Алексеев А.И., Молева Н.М., НизовцевВ.А..

Экопрос, 1997

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического совета

_______________________________

№1 от 30 августа 2011 года.

СОГЛАСОВАНО

Зам. Директора по УВР

__________________Е.В.Шарова

«______»_______________2011 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования эколого-краеведческого направления "Юный краевед"

Адаптированная программа данного курса подготовлена с учетом познавательной деятельности учащихся среднего звена школы для учащихся 6-8 классов. Учебно – воспитательный процесс требует от учащего в ос...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа кружка эколого - географической направленности «Юный путешественник»

Данная программа имеет эколого - географическую направленность. Она является вариативной, предполагает получение несовершеннолетними общих сведений о природе своей страны и края, о взаимосвязях явлени...

Образовательная программа дополнительного образования детей туристско-краеведческого направления «Юный турист»

Программа «Юный турист» является модифицированной программой  туристской  направленности,  предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков. Данная прог...

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Юный краевед".

Пояснительная записка Нормативная базаФедеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012Концепция развития дополнительного образования в РФ от 04.09.2014г. № 1726-рСтратегия развития во...

Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческой направленности «Юный краевед»

Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческой направленности  "Юный краевед" адресована детям младшего и среднего школьного возраста 9-12 лет. Прог...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Юные краеведы – лидеры школьного движения»

Дополнительная общеобразовательная(общеразвивающая) программатуристско-краеведческой направленности«Юные краеведы – лидеры школьного движения»...