Образовательная программа Дополнительного образования детей Кружок Эколого – краеведческого направления «Юный краевед»
рабочая программа (краеведение) по теме
Данная программа расчитана для организации внеурочной работы эколого-краеведческого направления с учащимися 6-8 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhok_ekologo.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение Гальчинская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор школы
_______Бахтина Е.Д.
(№___ приказа)
«__» ______2011г.
Образовательная программа
Дополнительного образования детей
Кружок Эколого – краеведческого направления
«Юный краевед»
(7-8 класс, 36 часов)
Учитель: Даньшина Н.П.
2011-2012 учебный год
Пояснительная записка
Адаптированная программа данного курса подготовлена с учетом познавательной деятельности учащихся среднего звена школы для учащихся 6-8 классов. Учебно – воспитательный процесс требует от учащего в основном умственного напряжения, в то время как биологическая сущность ребенка направлена на непосредственное познание окружающего его мира.
Цели и задачи
Цель занятий в объединении эколого-краеведческой направленности состоит в развитии двигательной и познавательной активности учащихся, в укреплении их здоровья, психическом и физическом оздоровлении организма в процессе познавательной деятельности.
При этом предполагается решение следующих основных задач:
Образовательные задачи:
Сформирования представления об окружающей среде, об экологии, об краеведении как о науках.
Вовлечение учащихся в поисково-иследовательскую деятельность освоения своего края;
Способствовать учащимися овладению навыками оценивать состояния окружающей среды.
Развивающие задачи:
Развитие творческой и исполнительной активности учащихся в процессе освоения местного краеведческого материала;
Оздоровление детей на занятиях в условиях природной среды;
Развитие внимательности наблюдательности, творческого воображения и фантазии через творческие задания;
Воспитательные задачи:
Формирование гражданской позиции, патриотизма, любви к родине.
Воспитание чувства товарищества, чувства личной ответственности.
Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим и к природе.
Содержание программы рассчитано на год занятий с учащимися, проявляющими интерес к естествознанию, экологии и краеведению. Педагог имеет возможность с учетом местных традиций и личных творческих наклонностей, исходя из времени года и погодно-климатических условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы.
В основе замысла программы лежит идея развивающего обучения в процессе совместной деятельности детей и педагога. Она предполагает участие детей в эколого-краеведческой оздоровительно-познавательной деятельности.
Формы и методы проведения занятий
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия.
1 Словесные методы обучения:
устное изложение;
беседа;
коллективное чтение;
обсуждение художественных произведений о природе;
2 Наглядные методы обучения:
показ видеоматериалов;
наблюдение;
работа в окружающей среде.
3 Практические методы наблюдения:
тренинг;
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
1 Объяснительно-иллюстративные методы обучения – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
2 Репродуктивные методы – учащиеся воспроизводят полученные знания и основные способы деятельности;
3 Частично-поисковые методы обучения – участие детей в коллективно поиске;
4 Исследовательские методы – овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы.
Формы организации деятельности учащихся на занятии.
групповая;
индивидуальная;
индивидуально-групповая;
по звеньям.
Содержание программы
Введение – 2 часа
Что такое экология? –1ч
Ознакомление с экологией как наукой. Ознакомление с методами сбора информации по экологии. Обзор экологической литературы по району.
Практические занятия
Сбор информации для ознакомления с экологией своего района.
Правила поведения на экскурсиях -1ч
Инструкции о поведении при пешем походе, в электричке, в автобусе, в лесу и у водоема.
Практические занятия
Чтение инструкции. Вводный инструктаж по технике безопасности. Сбор подписей под инструктажем.
Основы краеведения – 13 часов
1.1 Родословие -1ч
Ближайшие родственники. Родословная. Семейные традиции и праздники. География родни.
Практические занятия
Составление совместно с родителями родословной, генеалогического древа. Рассказы о своих бабушках, дедушках, других родственников. Выставка рисунков «Моя семья».
1.2 Моя школа – 1ч
Изучение истории школы «Моя школа», «Школа в судьбе моей семьи», «30 лет школе», «Учителя школы».
Практические занятия
Сочинение-сообщение «Школа в судьбе моей семьи».
1.3 Земляки - 2ч
Народные обычаи, обряды, народные игры, характерные для данного региона. Фольклор.
Практические занятия
Чтение сказок, ознакомление с народными песнями, частушками, играми. Изучение русских народных песен. Конкурс исполнителей частушек.
1.4 Азбука краеведения – 2ч
Краеведческие должности: юный историк-краевед; краевед-летописец; краевед фотограф, метеоролог, ботаник, зоолог, орнитолог, краевед-географ, краевед-эколог. Ведение дневника краеведческих наблюдений.
Практические занятия
Ведение дневника наблюдений и впечатлений.
1.5 Культурное наследие -2ч
Достопримечательности своего района и населенного пункта: памятники истории и архитектуры.
Практические занятия
Экскурсия к памятнику «Павшим войнам», Минута молчания. Уборка территории.
1.6 Природное наследие -2ч
Памятники природы родного края. Растения и животные леса, луга и др.
Практические занятия
Экскурсия в лес. Ведение дневника наблюдений за природой.
1.7 Районный краеведческий музей -1ч
Знакомство с экспозицией краеведческого музея: историей, геологией, экологией, животным и растительным мирами, населением, замечательными людьми и др.
Практические занятия
Посещение районного Краеведческого музея. Составление отчета об увиденном.
1.8 Поделки из природного материала -2ч.
Знакомство с правилами составления экспозиций из природных материалов.
Практические занятия
Поход в лес за природными материалами. Выставка поделок.
2 Московия - наш край родной – 17 часов
2.1 Рельеф -1ч
Знакомство с рельефом Москвы и Подмосковья. Геологическое строение территории.
Практические занятия
Знакомство с картой физической и геологической Московской области.
2.2Минеральные богатства -1ч
Подземные кладовые России. Полезные ископаемые используемые в строительстве, торфяные месторождения. Экология при добычи полезных ископаемых на территории Московской области.
Практические занятия
Знакомство с экспозицией камней. Зарисовка отдельных камней.
2.3 Погода бывает разная -1ч
Климат московского края. Опасные природные явления.
Практические занятия
Знакомство с климатической картой. Дневник наблюдений за погодой. Объяснение причин изменения погоды в регионе.
2.4 Сезоны года -4ч
Сезонные изменения в природе. Весна. Лето. Осень. Зима. Русские художники и картины по временам года.
Практические занятия
Экскурсия в лес в конце сентября, в январе, в апреле, в конце мая и наблюдением за изменениями. Конкурс сообщений и рисунков «Что я увидел в лесу?».
2.5 Вода – красота природы -2ч
Виды вод в Домодедовском районе: родники, ручьи, реки. Бассейн близлежащей реки и её речная долина. Рукотворные запруды. От колодца до водопровода. Охрана вод Подмосковья.
Практические занятия
Экскурсия к роднику и к реке Северка. Забор воды. Органолептический анализ воды из реки, из родника и водопроводной воды. Отчет о проделанной работе.
2.6 Москва – порт пяти морей -1ч
Главная водная артерия – Москва река. Связь Москвы с пятью морями. Московские каналы. Экология водных ресурсов Московского края.
Практические занятия
Работа с физической картой Европейской части России. Практическое занятие по группам «Мой корабль плывет из ….моря в Москву. Я видел города …….»
2.7 Лесные богатства -2ч
Лесные богатства Подмосковья: еловые, березовые, сосновые, смешанные и широколиственный состав. Видовой состав. Ярусы леса. Вырубка лесов. Экология леса: отдых в лесу, правила поведения в лесу, мусор и время разложения отдельных видов мусора, лесные пожары.
Практические занятия
Сочинение «Чтобы я сделал для своего леса?»
2.8 Животный мир Подмосковья -2 ч
Животные Подмосковья: птицы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающие, насекомые, дождевые черви живущие на территории леса. Знакомство с голосами птиц.
Практические занятия
Знакомство с книгой «Животный мир Подмосковья». Обзор фотографий.
2.9 Домашние животные -1ч
Рассказ о видах домашних животных встречающихся в подворьях деревни и в квартирах жителей района.
Практические занятия
«Я и мое домашнее животное» конкурс рисунков.
2.10 Ландшафты Подмосковья -2ч
Что такое ландшафт? Виды ландшафтов: природный и антропогенный. Как человек изменяет природный ландшафт. Природные и культурные охраняемые ландшафты. Приокский природно-территориальный заповедник г. Пущино и его видовой состав.
Практические занятия
Просмотр документального фильма «Приокский природно-территориальный заповедник. Зубр и его будущее»
Экология Подмосковья – 1 час
Анализ и подведение итогов по экологии Подмосковья и города Москвы.
Практические занятия
Конкурс рефератов «Экология моего района»
Резервное время – 4 часа
Закрепление и обобщение понятия Краеведение.
Закрепление и обобщение понятия экология.
Ожидаемые (прогнозируемые) результаты
Учащиеся узнают больше о родном крае. Благодаря экскурсиям они соприкасаются с элементами природы. Начинают оценивать свои действия по отношению к экологии своего района. Проведение конкурсов сочинений, рисунков, сообщений и рефератов мотивируют учащихся больше узнавать, красиво оформлять, используя современные средства информатизации. Самый главный результат – это воспитание любви к Родному краю – Московии.
Критерии и формы оценки качества знаний
тестирование;
конкурс;
контрольное занятие;
оценка работы в группе;
выставки.
Материальное обеспечение программы
Кабинет биологии, где представлены представитетели флоры и фауны Подмосковья. Кабинет географии, где представлены карты Подмосковья по тематикам. Телевизор, видеомагнитофон. Магнитофон. Пробирки для сбора воды, микроскоп. Природный материал – камни и полезные ископаемые. Канцтовары и др.
Методическое обеспечение программы
Кассета с документальными фильмами о природе. Книги, учебник Москвоведение. Кассета с голосами птиц. Альбом с картинами русских художников о природе. Иллюстрированный материал.
Календарное планирование
кружка Эколого–Краеведческого направления «Юный Краевед»
№ п/п | Тема | Количе ство часов | Плановые Сроки прохождения | Скорректирован сроки прохождения |
Введение | 2ч |
1 | Что такое экология? | 1ч | 05.09.-11.09 |
2 | Правила поведения на экскурсиях | 1ч | 12.09.-18.09 |
1 Основы краеведения | 13 ч |
3 | 1.1 Родословие | 1ч | 19.09-25.09 |
4 | 1.2 Моя школа | 1ч | 26.09.-02.10 |
5 | 1.3 Земляки | 1ч | 03.10.-09.10 |
6 | 1.3 Земляки | 1ч | 10.10-16.10 |
7 | 1.4 Азбука краеведения | 1ч | 17.10-23.10 |
8 | 1.4 Азбука краеведения | 1ч | 24.10- 30.10 |
9 | 1.5 Культурное наследие | 1ч | 31.10-06.11 |
10 | 1.5 Культурное наследие | 1ч | 07.11-13.11 |
11 | 1.6 Природное наследие | 1ч | 14.11-20.11 |
12 | 1.6 Природное наследие | 1ч | 21.11-27.11 |
13 | 1.7 Районный краеведческий музей | 1ч | 28.11-04.12 |
14 | 1.8 Поделки из природного материала. | 1ч | 05.12-11.12 |
15 | 1.8 Поделки из природного материала. | 1ч | 12.12-18.12 |
2 Московия - наш край родной | 17 ч |
16 | 2.1 Рельеф | 1ч | 19.12-25.12 |
17 | 2.2Минеральные богатства | 1ч | 26.12-31.12 |
18 | 2.3 Погода бывает разная | 1ч | 11.01-15.01 |
19 | 2.4 Сезоны год Зима | 1ч | 16.01-22.01 |
20 | 2.4 Сезоны год Весна | 1ч | 23.01-29.01 |
21 | 2.4 Сезоны год Лето | 1ч | 30.01-05.02 |
22 | 2.4 Сезоны год Осень | 1ч | 06.02-12.02 |
23 | 2.5 Вода – красота природы | 1ч | 13.02-19.02 |
24 | 2.5 Вода – красота природы | 1ч | 20.02-26.02 |
25 | 2.6 Москва – порт пяти морей | 1ч | 27.02-04.03 |
26 | 2.7 Лесные богатства | 1ч | 05.03-11.03 |
27 | 2.7 Лесные богатства | 1ч | 12.03-18.03 |
28 | 2.8 Животный мир Подмосковья | 1ч | 19.03-25.03 |
29 | 2.8 Животный мир Подмосковья | 1ч | 02.04-08.04 |
30 | 2.9 Домашние животные | 1ч | 09.04-15.04 |
31 | 2.10 Ландшафты Подмосковья | 1ч | 16.04-22.04 |
32 | 2.10 Ландшафты Подмосковья | 1ч | 23.04-29.04 |
33 | 3 Экология Подмосковья | 1ч | 30.04-06.05 |
34 | Резервное время | 1ч | 07.05-13.05 |
35 | Резервное время | 1ч | 14.05-20.05 |
36 | Резервное время | 1ч | 21.05-27.05 |
Литература
Программа для системы дополнительного образования
Кружок Эколого-Краеведческого направления.
Смирнов Д.В., Константинов Ю.С., Маслов А.Г..
ЦДЮТ и К МО РФ, 2004
Сергеев И.С., Сергеев И.В. Краеведческая работа в школе.
Просвещение, 1974
Москвоведение. Наш край московский. Учебное пособие.
Алексеев А.И., Молева Н.М., НизовцевВ.А..
Экопрос, 1997
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического совета
_______________________________
№1 от 30 августа 2011 года.
СОГЛАСОВАНО
Зам. Директора по УВР
__________________Е.В.Шарова
«______»_______________2011 года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования детей эколого-биологического направления. «Юный эколог».
Учебная программа дополнительного образования...
Программа дополнительного образования эколого-краеведческого направления "Юный краевед"
Адаптированная программа данного курса подготовлена с учетом познавательной деятельности учащихся среднего звена школы для учащихся 6-8 классов. Учебно – воспитательный процесс требует от учащего в ос...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа кружка эколого - географической направленности «Юный путешественник»
Данная программа имеет эколого - географическую направленность. Она является вариативной, предполагает получение несовершеннолетними общих сведений о природе своей страны и края, о взаимосвязях явлени...
Образовательная программа дополнительного образования детей туристско-краеведческого направления «Юный турист»
Программа «Юный турист» является модифицированной программой туристской направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков. Данная прог...
Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Юный краевед".
Пояснительная записка Нормативная базаФедеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012Концепция развития дополнительного образования в РФ от 04.09.2014г. № 1726-рСтратегия развития во...
Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческой направленности «Юный краевед»
Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческой направленности "Юный краевед" адресована детям младшего и среднего школьного возраста 9-12 лет. Прог...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Юные краеведы – лидеры школьного движения»
Дополнительная общеобразовательная(общеразвивающая) программатуристско-краеведческой направленности«Юные краеведы – лидеры школьного движения»...