ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ „ЛИТЕРАТУРА КУБАНИ НА ШКОЛЬНОЙ СЦЕНЕ“.
рабочая программа (9 класс) на тему
Программа ориентирована на учащихся 9-х классов, поддерживает региональный курс «Кубановедение» и помогает решать задачи воспитательной системы школы, организации внеурочной деятельности учащихся в рамках требований ФГОС. Возможно её использование в классах казачьей направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждено
на заседании
педагогического Совета
30 августа 2013 года.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 42
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
„ЛИТЕРАТУРА КУБАНИ НА ШКОЛЬНОЙ СЦЕНЕ“.
рассчитана на учащихся 9 класса
срок реализации – 1 год.
Автор :
учитель истории и кубановедения
МБОУ СОШ № 42
Гуленко Т.Г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа рассчитана на 68 часов, ориентирована на учащихся 9х
классов. С одной стороны она поддерживает региональный курс «Кубановедение», с другой стороны - помогает решать задачи воспитательной системы школы, организации внеурочной деятельности учащихся в рамках требований ФГОС. Возможно её использование в классах казачьей направленности.
Данная программа сочетает познавательную направленность на усвоение лучших образцов кубанской литературы с развитием артистических способностей и потребностью подростков в самовыражении через сценическую деятельность и развитие их творческих способностей.
В отличии от традиционных программ театральных студий и драматических кружков, основанных на принципах театральной педагогики, программа не рассчитана на формирование профессиональных качеств и носит акцентировано воспитательный характер.
В основе выбора авторов - кубанских писателей и поэтов - определяющим фактором является возможность театрализации данных произведений силами учащихся школы, степень понимания и принятия этих произведений в расчёте на возрастные особенности школьников. Рассказ Н. Канивецкого «Контрабандный чай» диалогичен и самодостаточен для режиссуры. Повести В. Лихоносова «Осень в Тамани» и «Хата бабки Царицыхи» сценаризированы, как художественная композиция и дополнены четырьмя сценами из «Тамани» М. Лермонтова. Стихи кубанских поэтов положены в основу композиций «Ищите хорошее слово», «Памятный след войны». Две первые театрализации носят явно выраженный ролевой артистичный характер, в других- развиваются качества чтеца-декламатора.
Содержание программы структурировано в определённой последовательности, которую условно можно назвать хронологической. Первым представлено творчество дореволюционного кубанского писателя Н. Канивецкого. Далее - художественная связка Лермонтов-Лихоносов, хорошо знакомая по школьной программе «Тамань» и незнакомый ребятам современный писатель Лихоносов. Это как переходный мостик к творчеству кубанских поэтов советской эпохи. С точки зрения логики режиссуры, данная структура отвечает задачам проявления и развития артистических качеств в ролевых сценах с последующим углублением в умении понимать и доносить поэтическое слово до зрителя.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
Познавательная: Знакомство с произведениями кубанских авторов,
расширение диапазона знаний по истории Кубани.
Развивающая: развитие эмоционально - волевой сферы участников программы, артистизма, фантазии.
Педагогическая: освобождение от подростковой зажатости, воспитание через «ситуацию успеха».
ЗАДАЧИ:
- организация театрально-коммуникативной деятельности в рамках воспитательной системы школы;
- осуществление театрализованных коллективных творческих дел;
- реализация регионального курса Кубановедение, как содержательного компонента воспитательной системы школы.
Сроки реализации программы - 1 год.
Участники программы - учащиеся 9-х классов.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 2-х часов в различных формах: лекции, беседы, коллективное обсуждение, совместная читка произведений, репетиции.
Итоги реализации программы подводятся в форме осуществления сценических постановок.
Ожидаемый результат - активизация познавательных способностей учащихся, формирование позитивных межличностных отношений.
Способы проверки результата: анкетирование участников программы, их родителей, тестирование коммуникативных способностей личности, эмоционального самочувствия.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (144 часа)
№ П\П | Тема | Кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Контрабандный чай Н. Канивецкого | 17 | 3 | 14 |
2 | Тамань Лермонтова - Тамань Лихоносова | 17 | 3 | 14 |
3 | Ищите хорошее слово | 17 | 3 | 14 |
4 | Памятный след войны | 17 | 3 | 14 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ „ЛИТЕРАТУРА КУБАНИ НА ШКОЛЬНОЙ СЦЕНЕ“.
Тема 1: «Контрабандный чай» Н. Канивецкого. 17 часов
Н. Канивецкий- кубанский сатирик. Сатира, как жанр литературы. Юмор и ирония. Корни кубанского юмора в культуре Малороссии. Гоголевские интонации в творчестве Канивецкого. Образы и персонажи «Контрабандного чая». Развитие сюжета, композиция рассказа. Язык режиссуры и драматургии. Сценография рассказа и мизансцены. Костюмное решение, декорации. Казачий костюм, как элемент казачьей субкультуры. Кубанский говор- наследие украинского языка. Чтение и обсуждение рассказа Канивецкого «Контрабандный чай». Распределение ролей. Репетиции. Премьера.
Тема 2: Тамань Лермонтова- Тамань Лихоносова. 17 часов
М.Ю.Лермонтов на Кубани. Реальный эпизод и художественный вымысел в повести «Тамань». Романтизм в повести. Эмоциональный фон. Диалоги.
Режиссура инсценировок. Авторский текст и язык театра. «Осень в Тамани» и «Хата бабки Царицыхи». Загадка «Тамани» Лермонтова в повестях В Лихоносова. Развитие темы. Лиризм, интонация, глубина и философичность лихоносовской прозы. Выбор литературных связок для ведущих. Составление сценария. Художественная логика композиции. Мультимедийный видеоряд. Распределение ролей. Репетиции. Премьера.
Тема 3: Ищите хорошее слово... 17 часов
Поэзия как литературный жанр. Особенности поэтического слова. «Может быть» и «быть может» - почувствуй разницу. Поэзия на сцене. Чтение стихов со сцены как вид артистической деятельности. Интонация, ритм, жестикуляция, мимика у чтеца-декламатора. Лирика кубанских поэтов. Гуманизм, проникновенность, искренность интонации. Отбор стихов для композиции. Музыкальный фон. Составление сценария. Подготовка чтецов. Премьера.
Тема 4: Памятный след войны. 17 часов
Тема Великой Отечественной войны в творчестве кубанских поэтов. Разное художественное решение одной темы. Детские впечатления и переживания в стихах В. Бакалдина о войне. Война глазами участника и очевидца в стихах К. Обойщикова. Поэма В. Бакалдина - памятник краснодарским мальчишкам- защитникам пашковской переправы. Чтение и обсуждение поэмы. К. Обойщиков - поэт - военный лётчик или лётчик-поэт. Долг памяти, чувство вины, скорби, восхищение мужеством боевых товарищей, защитивших небо России. Как читать патриотические стихи. Баланс между высоким пафосом и имитацией. Искренность интонации — гарантия против фальши. Сдержанность и умеренность жестикуляции. Составление художественной композиции. Подборка музыкального фона. Репетиции. Премьера.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
„ ЛИТЕРАТУРА КУБАНИ НА ШКОЛЬНОЙ СЦЕНЕ “.
Тема № 1. Контрабандный чай Н. Канивецкого.
Формы занятий: беседа, совместная читка рассказа, обсуждение, теннинг, репетиции, спектакль.
Методы и педагогические приёмы: репродуктивный метод, объяснение, диалог, режиссура, создание ситуации успеха, театральная педагогика, приём «провокации».
Тема № 2. Тамань Лермонтова - Тамань Лихоносова.
Формы занятий: лекции, беседы, экскурсия в Тамань, обсуждение, совместная читка, репетиции, сценическая постановка.
Методы и педагогические приёмы: метод «погружения», эвристический метод, метод художественно-педагогической драматургии, режиссура, техника мизансцен, «ситуация успеха».
Тема № 3. Ищите хорошее слово.
Формы занятий: беседа, экскурсия в литературный музей Кубани, конкурс чтецов, обсуждение, консультации, репетиции, сценическая постановка. Методы и педагогические приёмы: метод «погружения», объяснение, метод творческого поиска, аналитический метод, режиссура, ситуация успеха.
Тема № 4. Памятный след войны.
Формы занятий: экскурсия в историко-краеведческий музей, беседа, конкурс чтецов, репетиции, обсуждение, сценическая постановка.
Методы и педагогические приёмы: метод «погружения», театральная педагогика, приём эмоционального «взрыва», метод демонстрации, режиссура, ситуация «успеха».
Основная форма подведения итога по каждой теме - сценическая постановка.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ.
№ | Тема занятия. | Количество часов | Дата проведения. |
1. | Кубанский сатирик Н.Канивецкий и роль его творчества в кубанской литературе. | 2 часа | |
2. | Образы и персонажи «Контрабандного чая». Язык режиссуры и драматургии. Кубанский говор. | 2 часа | |
3. | Совместная читка рассказа. Обсуждение сценографии и мизансцен. Распределение ролей. | 2 часа | |
4. | Первая репетиция. | 2 часа | |
5. | Репетиция. Индивидуальная работа с исполнителями. | 2 часа | |
6. | Репетиция. Работа с группой декораторов. | 2 часа | |
7. | Репетиция. Примерка костюмов. Отработка дикции, интонации. | 2 часа | |
8. | Генеральная репетиция. Отработка мизансцен. | 2 часа | |
9. | Премьера спектакля «Контрабандный чай» на школьной сцене. | 2 часа | |
10. | М.Ю.Лермонтов на Кубани. Реальный эпизод и художественный вымысел в повести «Тамань». | 2 часа | |
11. | Лермонтовская тема в творчестве В.Лихоносова. «Осень в Тамани». | 2 часа | |
12. | Разработка сценария художественно-литературной композиции. Выбор фрагментов из повести «Тамань» для сценического воплощения. | 2 часа | |
13. | Выбор литературных связок для композиции из «Осень в Тамани». Пробы ведущих. | 2 часа | |
14. | Окончательная корректировка сценария композиции. Распределение ролей. | 2 часа | |
15. | Первая репетиция-читка сценария. Обсуждение декораций и костюмов. | 2 часа | |
16. | Репетиция на сцене. Обработка мизансцен. | 2 часаа | |
17. | Генеральная репетиция. | 2 часа | |
18. | Премьера литературно-художественной композиции «Тамань Лермонтов – Тамань В.Лихоносова». | 2 часа | |
19. | Поэзия как литературный жанр. Стихи кубанских поэтов. Основные направления творчества. Лиризм, гуманизм, искренность поэтического слова. | 2 часа | |
20. | Отбор стихов для композиции. Поиск музыкального фона. Составление сценария. | 2 часа | |
21. | Особенности декламации. Интонация, жесты, мимика. | 2 часа | |
22. | Подбор чтецов – декламаторов и ведущих. Пробы. | 2 часа | |
23. | Разучивание стихов. Индивидуальная работа с чтецами. | 2 часа | |
24. | Индивидуальная работа с ведущими. | 2 часа | |
25. | Первая совместная репетиция на сцене. Мизансцены. | 2 часа | |
26. | Генеральная репетиция. | 2 часа | |
27. | Премьера музыкально-литературной композиции по стихам кубанских поэтов: «Ищите хорошее слово». | 2 часа | |
28. | Тема Великой Отечественной войны в творчестве кубанских поэтов: В.Бакалдина, И.Варравы, К.Обойщикова. | 2 часа | |
29. | Поэма В.Бакалдина «Краснодарская быль» - памятник защитникам Пашковской переправы. | 2 часа | |
30. | Отборы стихов для композиции урока мужества. Подготовка минисценария«Группа В.Головатого». | 2 часа | |
31. | Индивидуальная работа с чтецами-декломаторами. Обработка искренности интонации, дикции, жестикуляции. | 2 часа | |
32. | Индивидуальная работа с участниками сценки «Группа В.Головатого». | 2 часа | |
33. | Генераьная репетиция на сцене. | 2 часа | |
34. | Премьера | 2 часа |
Список литературы
- Лермонтов М. Ю. « Герои нашего времени», «Тамань» М. 1978г.
- Лихоносов В. « Осень в Тамани», « Хата бабки Царицыхи», Краснодар 1986г.
- Бакалдин В. Стихи и поэмы. Краснодар 1977г.
- Канивецкий Н. « Контрабандный чай», « Литература Кубани», Хрестоматия
для 5-11 кл. Краснодар 1995г.
- К. Обойщиков, В. Неподоба, С. Хохлов « Литература Кубани», том III., Краснодар 1995г.
- Д.В.Григорьев, П.В.Степанов «Внеурочная деятельность школьников». Просвещение 2010г.
- Жукова Н.И., Рябошапко Т.В. «Дополнительное образование детей в школе». Городской информационный научно-методический и аттестационный центр. Краснодар 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности творческого объединения "Пульс" (школьного пресс-центра) социального направления 2016-2017 учебный год
В данной рабочей программе внеурочной деятельности прописаны формируемые УУД, цели, задачи, актуальность курса, формы контроля....
Образовательная программа внеурочной деятельности "Литература воронежского края"
Программа кружка включает следующие основные направления учебной деятельности: литературное, духовное краеведение...
Программа внеурочной деятельности "Фольклор Кубани"
Фольклор Кубани...
Программа внеурочной деятельности "Литература: вчера, сегодня, завтра"
Программа внеурочной деятельности по литературе...
Рабочая программа внеурочной деятельности творческого объединения "Пульс"(Школьного пресс-центра) 2017-2018 учебный год
Рабочая программа внеурочной деятельности для юнкоров школьного пресс-центра....
Программа внеурочной деятельности для 6 класса "Школьный медиацентр"
Теоретические и практические занятия программы позволят шестиклассникам познакомиться с первичными представлениями о журналистике и ее истории, совершенствовать навыки работы в группе, общения д...