ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ „ЛИТЕРАТУРА КУБАНИ НА ШКОЛЬНОЙ СЦЕНЕ“.
рабочая программа (9 класс) на тему

Гуленко Татьяна Григорьевна

Программа ориентирована на учащихся 9-х  классов, поддерживает региональный курс «Кубановедение» и помогает решать задачи воспитательной системы школы, организации внеурочной деятельности учащихся в рамках требований ФГОС. Возможно её использование в классах казачьей направленности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждено

на заседании

педагогического Совета

30 августа 2013 года.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

                       СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 42

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЛИТЕРАТУРА КУБАНИ НА ШКОЛЬНОЙ СЦЕНЕ“.

рассчитана на учащихся 9 класса

срок реализации – 1 год.

 

                               Автор :

                                                                              учитель истории и кубановедения 

                                               МБОУ СОШ № 42

                                      Гуленко Т.Г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа рассчитана на 68 часов, ориентирована на учащихся 9х

 классов. С одной стороны она поддерживает региональный курс «Кубановедение», с другой стороны - помогает решать задачи воспитательной системы школы, организации внеурочной деятельности учащихся в рамках требований ФГОС. Возможно её использование в классах казачьей направленности.

Данная программа сочетает познавательную направленность на усвоение лучших образцов кубанской литературы с развитием артистических способностей и потребностью подростков в самовыражении через сценическую деятельность и развитие их творческих способностей.

В отличии от традиционных программ театральных студий и драматических кружков, основанных на принципах театральной педагогики, программа не рассчитана на формирование профессиональных качеств и носит акцентировано воспитательный характер.

В основе выбора авторов - кубанских писателей и поэтов - определяющим фактором является возможность театрализации данных произведений силами учащихся школы, степень понимания и принятия этих произведений в расчёте на возрастные особенности школьников. Рассказ Н. Канивецкого «Контрабандный чай» диалогичен и самодостаточен для режиссуры. Повести В. Лихоносова «Осень в Тамани» и «Хата бабки Царицыхи» сценаризированы, как художественная композиция и дополнены четырьмя сценами из «Тамани» М. Лермонтова. Стихи кубанских поэтов положены в основу композиций «Ищите хорошее слово», «Памятный след войны». Две первые театрализации носят явно выраженный ролевой артистичный характер, в других- развиваются качества чтеца-декламатора.

Содержание программы структурировано в определённой последовательности, которую условно можно назвать хронологической. Первым представлено творчество дореволюционного кубанского писателя Н. Канивецкого. Далее - художественная связка Лермонтов-Лихоносов, хорошо знакомая по школьной программе «Тамань» и незнакомый ребятам современный писатель Лихоносов. Это как переходный мостик к творчеству кубанских поэтов советской эпохи. С точки зрения логики режиссуры, данная структура отвечает задачам проявления и развития артистических качеств в ролевых сценах с последующим углублением в умении понимать и доносить поэтическое слово до зрителя.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:

Познавательная:        Знакомство        с произведениями кубанских авторов,

расширение диапазона знаний по истории Кубани.

Развивающая: развитие эмоционально - волевой сферы участников программы, артистизма, фантазии.

Педагогическая: освобождение от подростковой зажатости, воспитание через «ситуацию успеха».

ЗАДАЧИ:

  • организация театрально-коммуникативной деятельности в рамках воспитательной системы школы;
  • осуществление театрализованных коллективных творческих дел;
  • реализация регионального курса Кубановедение, как содержательного компонента воспитательной системы школы.

Сроки реализации программы - 1 год.

Участники программы - учащиеся 9-х классов.

Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 2-х часов в различных формах: лекции, беседы, коллективное обсуждение, совместная читка произведений, репетиции.

Итоги реализации программы подводятся в форме осуществления сценических постановок.

Ожидаемый результат - активизация познавательных способностей учащихся, формирование позитивных межличностных отношений.

Способы проверки результата: анкетирование участников программы, их родителей, тестирование коммуникативных способностей личности, эмоционального самочувствия.                                                                                                    

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (144 часа)

П\П

Тема

Кол-во

часов

Теория

Практика

1

  Контрабандный чай Н. Канивецкого

17

3

14

2

Тамань Лермонтова - Тамань Лихоносова

17

3

14

3

Ищите хорошее слово

17

3

14

4

Памятный след войны

17

3

14

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ            ЛИТЕРАТУРА КУБАНИ НА ШКОЛЬНОЙ СЦЕНЕ“.

Тема 1: «Контрабандный чай» Н. Канивецкого. 17 часов

Н. Канивецкий- кубанский сатирик. Сатира, как жанр литературы. Юмор и ирония. Корни кубанского юмора в культуре Малороссии. Гоголевские интонации в творчестве Канивецкого. Образы и персонажи «Контрабандного чая». Развитие сюжета, композиция рассказа. Язык режиссуры и драматургии. Сценография рассказа и мизансцены. Костюмное решение, декорации. Казачий костюм, как элемент казачьей субкультуры. Кубанский говор- наследие украинского языка. Чтение и обсуждение рассказа Канивецкого «Контрабандный чай». Распределение ролей. Репетиции. Премьера.

Тема 2: Тамань Лермонтова- Тамань Лихоносова. 17 часов

М.Ю.Лермонтов на Кубани. Реальный эпизод и художественный вымысел в повести «Тамань». Романтизм в повести. Эмоциональный фон. Диалоги.

Режиссура инсценировок. Авторский текст и язык театра. «Осень в Тамани» и «Хата бабки Царицыхи». Загадка «Тамани» Лермонтова в повестях В Лихоносова. Развитие темы. Лиризм, интонация, глубина и философичность лихоносовской прозы. Выбор литературных связок для ведущих. Составление сценария. Художественная логика композиции. Мультимедийный видеоряд. Распределение ролей. Репетиции. Премьера.

Тема 3: Ищите хорошее слово... 17 часов

Поэзия как литературный жанр. Особенности поэтического слова. «Может быть» и «быть может» - почувствуй разницу. Поэзия на сцене. Чтение стихов со сцены как вид артистической деятельности. Интонация, ритм, жестикуляция, мимика у чтеца-декламатора. Лирика кубанских поэтов. Гуманизм, проникновенность, искренность интонации. Отбор стихов для композиции. Музыкальный фон. Составление сценария. Подготовка чтецов. Премьера.

Тема 4: Памятный след войны. 17 часов

Тема Великой Отечественной войны в творчестве кубанских поэтов. Разное художественное решение одной темы. Детские впечатления и переживания в стихах В. Бакалдина о войне. Война глазами участника и очевидца в стихах К. Обойщикова. Поэма В. Бакалдина - памятник краснодарским мальчишкам- защитникам пашковской переправы. Чтение и обсуждение поэмы. К. Обойщиков - поэт - военный лётчик или лётчик-поэт. Долг памяти, чувство вины, скорби, восхищение мужеством боевых товарищей, защитивших небо России. Как читать патриотические стихи. Баланс между высоким пафосом и имитацией. Искренность интонации — гарантия против фальши. Сдержанность и умеренность жестикуляции. Составление художественной композиции. Подборка музыкального фона. Репетиции. Премьера.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 ЛИТЕРАТУРА КУБАНИ НА ШКОЛЬНОЙ СЦЕНЕ “.      

Тема № 1. Контрабандный чай Н. Канивецкого.

Формы занятий: беседа, совместная читка рассказа, обсуждение, теннинг, репетиции, спектакль.

Методы и педагогические приёмы: репродуктивный метод, объяснение, диалог, режиссура, создание ситуации успеха, театральная педагогика, приём «провокации».

Тема № 2. Тамань Лермонтова - Тамань Лихоносова.

Формы занятий: лекции, беседы, экскурсия в Тамань, обсуждение, совместная читка, репетиции, сценическая постановка.

Методы и педагогические приёмы: метод «погружения», эвристический метод, метод художественно-педагогической драматургии, режиссура, техника мизансцен, «ситуация успеха».

Тема № 3. Ищите хорошее слово.

Формы занятий: беседа, экскурсия в литературный музей Кубани, конкурс чтецов, обсуждение, консультации, репетиции, сценическая постановка. Методы и педагогические приёмы: метод «погружения», объяснение, метод творческого поиска, аналитический метод, режиссура, ситуация успеха.

Тема № 4. Памятный след войны.

Формы занятий: экскурсия в историко-краеведческий музей, беседа, конкурс чтецов, репетиции, обсуждение, сценическая постановка.

Методы и педагогические приёмы: метод «погружения», театральная педагогика, приём эмоционального «взрыва», метод демонстрации, режиссура, ситуация «успеха».

Основная форма подведения итога по каждой теме - сценическая постановка.

       

                   ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ.

Тема занятия.

Количество

часов

Дата

проведения.

1.

Кубанский сатирик Н.Канивецкий и роль его творчества в кубанской литературе.

2 часа

2.

Образы и персонажи «Контрабандного чая». Язык режиссуры и драматургии. Кубанский говор.

2 часа

3.

Совместная читка рассказа. Обсуждение сценографии и мизансцен. Распределение ролей.

2 часа

4.

Первая репетиция.

2 часа

5.

Репетиция. Индивидуальная работа с исполнителями.

2 часа

6.

Репетиция. Работа с группой декораторов.

2 часа

7.

Репетиция. Примерка костюмов. Отработка дикции, интонации.

2 часа

8.

Генеральная репетиция. Отработка мизансцен.

2 часа

9.

Премьера спектакля «Контрабандный чай» на школьной сцене.

2 часа

10.

М.Ю.Лермонтов на Кубани. Реальный эпизод и художественный вымысел в повести «Тамань».

2 часа

11.

Лермонтовская тема в творчестве В.Лихоносова. «Осень в Тамани».

2 часа

12.

Разработка сценария художественно-литературной композиции. Выбор фрагментов из повести «Тамань» для сценического воплощения.

2 часа

13.

Выбор литературных связок для композиции из «Осень в Тамани». Пробы ведущих.

2 часа

14.

Окончательная корректировка сценария композиции. Распределение ролей.

2 часа

15.

Первая репетиция-читка сценария. Обсуждение декораций и костюмов.

2 часа

16.

Репетиция на сцене. Обработка мизансцен.

2 часаа

17.

Генеральная репетиция.

2 часа

18.

Премьера литературно-художественной композиции  

«Тамань Лермонтов – Тамань В.Лихоносова».

2 часа

19.

Поэзия как литературный жанр. Стихи кубанских поэтов. Основные направления творчества. Лиризм, гуманизм, искренность поэтического слова.

2 часа

20.

Отбор стихов для композиции. Поиск музыкального фона. Составление сценария.

2 часа

21.

Особенности декламации. Интонация, жесты, мимика.

2 часа

22.

Подбор чтецов – декламаторов и ведущих. Пробы.

2 часа

23.

Разучивание стихов. Индивидуальная работа с чтецами.

2 часа

24.

Индивидуальная работа с ведущими.

2 часа

25.

Первая совместная репетиция на сцене. Мизансцены.

2 часа

26.

Генеральная репетиция.

2 часа

27.

Премьера музыкально-литературной композиции по стихам кубанских поэтов: «Ищите хорошее слово».

2 часа

28.

Тема Великой Отечественной войны в творчестве кубанских поэтов: В.Бакалдина, И.Варравы,

К.Обойщикова.

2 часа

29.

Поэма В.Бакалдина «Краснодарская быль» - памятник защитникам Пашковской переправы.

2 часа

30.

Отборы стихов для композиции урока мужества. Подготовка минисценария«Группа В.Головатого».

2 часа

31.

Индивидуальная работа с чтецами-декломаторами. Обработка искренности интонации, дикции, жестикуляции.

2 часа

32.

Индивидуальная работа с участниками сценки «Группа В.Головатого».

2 часа

33.

Генераьная репетиция на сцене.

2 часа

34.

Премьера

2 часа

Список литературы

  1. Лермонтов М. Ю. « Герои нашего времени», «Тамань» М. 1978г.
  2. Лихоносов В. « Осень в Тамани», « Хата бабки Царицыхи», Краснодар 1986г.
  3. Бакалдин В. Стихи и поэмы. Краснодар 1977г.
  4. Канивецкий Н. « Контрабандный чай», « Литература Кубани», Хрестоматия                                        

     для 5-11 кл. Краснодар 1995г.

  1. К. Обойщиков, В. Неподоба, С. Хохлов « Литература Кубани», том III., Краснодар 1995г.
  2. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов «Внеурочная деятельность школьников». Просвещение 2010г.                
  3. Жукова Н.И., Рябошапко Т.В. «Дополнительное образование детей в школе». Городской информационный научно-методический и аттестационный центр. Краснодар 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности творческого объединения "Пульс" (школьного пресс-центра) социального направления 2016-2017 учебный год

В данной рабочей программе внеурочной деятельности прописаны формируемые УУД, цели, задачи, актуальность курса, формы контроля....

Образовательная программа внеурочной деятельности "Литература воронежского края"

Программа  кружка включает следующие основные направления учебной деятельности: литературное, духовное краеведение...

Программа внеурочной деятельности "Литература: вчера, сегодня, завтра"

Программа внеурочной деятельности по литературе...

Рабочая программа внеурочной деятельности творческого объединения "Пульс"(Школьного пресс-центра) 2017-2018 учебный год

Рабочая программа внеурочной деятельности для юнкоров школьного пресс-центра....

Программа внеурочной деятельности для 6 класса "Школьный медиацентр"

Теоретические и практические занятия программы позволят шестиклассникам познакомиться с первичными  представлениями о журналистике и ее истории, совершенствовать навыки работы в группе, общения д...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Литература и кино"

                                                      ...