Рабочая программа внеурочной деятельности творческого объединения "Пульс"(Школьного пресс-центра) 2017-2018 учебный год
рабочая программа (7 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности для юнкоров школьного пресс-центра.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа ст. Евсино»
Искитимского района Новосибирской области
Утверждаю __________
Заместитель директора по УВР
Е.А. Лаврентьев
« 31» августа 2017 года
Рабочая программа курса внеурочной деятельности творческого объединения «Пульс»
(Школьного пресс-центра)
социального направления
(7 класс)
Составитель: учитель
русского языка
и литературы
Иванникова Т.Б.
ст. Евсино
2017 – 2018 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Пояснительная записка:
| |
2. 3. | Содержание программы. Календарно-тематическое планирование. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Школьный пресс-центр» для 7-х классов составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
- Федерального закона от 29.12.2012 3273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введение в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями);
- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2015 г. № 09 – 3664 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
- Федерального закона от 08 мая 2010 г. № 83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков – М.: Просвещение 2014;
- Плана внеурочной деятельности МКОУ « СОШ ст. Евсино» на 2017-2018 учебный год.
Программа внеурочной деятельности «Школьный пресс-центр» разработана для занятий с учащимися 7-х классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС основного общего образования второго поколения. Данная программа адресована детям 13-14 лет, которые проявляют интерес к журналистике.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию развития СМИ, литературной культуры страны, уважительного отношения к труду.
Актуальность программы: в условиях информационного общества возрастает роль информационной и нравственной компетентности учащихся, и особое внимание уделяется их развитию. К наиболее значимым информационным компетенциям, владение которыми необходимо: знание и использование рациональных методов поиска и хранения информации в современных информационных системах; владение навыками работы с различными видами информации.
В свою очередь, важнейшими нравственными компетенциями можно назвать:
степень развития системы духовно-нравственных ценностей, в центре которых человек, имеющий собственное мнение и убеждения, способный утверждать и отстаивать их; понимание духовного саморазвития и самореализации человека;
способность к критическому мышлению, умение противостоять антигуманистическим тенденциям в современной культуре.
Наиболее оптимальной формой организации деятельности в этом направлении является создание школьного пресс-центра, где проходит изучение всей совокупности средств массовой коммуникации и овладение разносторонними процессами социального взаимодействии.
В школьном пресс-центре отрабатывается авторская позиция ученика, здесь же возможна ее корректировка в общепринятой культурной норме.
Таким образом, создаются условия для информационно-нравственной компетенции учащихся, самоутверждения и становления личностной зрелости подростка.
Цель программы: создание условий для информационно-нравственной компетенции обучающихся, самоутверждения и становления личностной зрелости подростка, выявления и развития журналистских задатков.
Реализации основной цели программы способствует решение следующих задач:
- научить детей работать в группе, обсуждать различные вопросы, работать с различными источниками информации;
- изучить этические вопросы, связанные с издательской деятельностью: авторское право, плагиат, цензуру;
- привить детям интерес к таким профессиям как журналист, корреспондент, дизайнер, верстальщик, корректор;
- расширять информационный диапазон всех субъектов образовательного процесса;
- обучать детей умению выражать свои мысли, оказывать воздействие на окружение, ответственно и критически анализировать содержание сообщений;
- развивать и стимулировать активность учащихся, их творческие способности;
- познакомить с основами журналистики;
- организовать выпуск школьной газеты «Школьный звонок»;
- осуществлять публикацию школьных новостей на сайте школы;
- периодически оформлять стенд «Школьные новости».
Методы обучения и воспитания: словесный (рассказ, беседа, объяснение, убеждение, поощрение); наглядный (демонстрация образцов шрифтов, заметок, оформления стенгазет); практический (сбор материала, оформление статей, газеты «школьный звонок», школьного стенда «Школьные новости»); аналитический (наблюдение, сравнение, самоконтроль, самоанализ).
Виды деятельности обучающихся: теоретические занятия, творческий практикум, работа с прессой, работа со справочной литературой, анкетирование, социологический опрос, экскурсии, встречи с журналистами, участие в школьных, городских, всероссийских конкурсах, выпуск школьной газеты.
Основные направления работы пресс-центра:
- формирование и создание рабочей атмосферы в среде членов пресс-центра;
- выпуск печатной газеты «Школьные новости»
- публикация материала на школьном сайте;
- сбор и обработка информации;
- встречи с интересными людьми;
- мониторинг своей деятельности.
- оформление стенда «Школьные новости».
Сроки реализации программы: данная рабочая программа рассчитана на один год и будет реализована в 2017-2018 учебном году.
Формы и режимы занятий: занятия будут проводиться в групповой форме как внеурочная кружковая работа. Основными формами занятий будут являться теоретическая работа, практическая работа с применением полученных теоретических навыков. Итогом работы будет газета «Школьный звонок», публикация материалов на школьном сайте.
Занятия будут проходить по 2 часа 1 раз в неделю, всего 68 часов. Запланировано посещение общешкольных мероприятий для сбора информации.
Формы организации внеурочной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, коллективное творчество.
Виды внеурочной деятельности: информационное ознакомление, творческий практикум, работа с прессой, работа со справочной литературой, анкетирование, социологический опрос, экскурсии, встречи с журналистами, участие в школьных, городских, всероссийских конкурсах, выпуск школьной газеты.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса «Школьный пресс-центр» ученик получит возможность научиться:
- грамотно излагать информацию в форме заметки, интервью;
- определять жанровую природу газетного материала, его структуру, функцию языковых средств и деталей;
- вести беседу;
- оценивать поступки людей в заметках, очерках, интервью с точки зрения и этики и эстетики;
- разрабатывать проекты макета газеты;
- брать интервью, проводить социологический опрос;
- писать и редактировать статьи;
- использовать различные источники информации;
- работать в группе.
В результате внеурочной деятельности у обучающих будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.
Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
1. Ценить и принимать базовые ценности. 2. Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута. 3. Понимать смысл и цель самообразования. 4. Давать нравственно-этические оценки. | 1. Ориентироваться в информационных источниках: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 2.Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски. 3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). 4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. 5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. 6. Составлять сложный план текста. 7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. | 1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. 6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 7. Понимать точку зрения другого 8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений | 1.Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать. 2. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы. 3.Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1-2.
Теория- 1 час. Мы – журналисты? Мы - журналисты!
Практика -1 час. Обсуждение с детьми вопросов о журналистике и журналистах. Понятие о различных видах прессы.
Тема 3-4.
Теория – 1 час. Кодекс чести профессионального журналиста.
Дать первоначальное представление о профессиональной этике журналиста. Права и обязанности журналиста при сборе и распространении информации.
Практика – 1 час. Знакомство с детскими и молодежными изданиями.
Тема 5-6.
Теория – 1 час. Детские молодежные издания Новосибирской области.
Практика – 1 час. Знакомство с детскими и молодежными
изданиями.
Тема 7-8.
Теория – 1 час. Имидж журналиста.
Практика – 1 час. Культура поведения журналиста. Внешность. Манеры. Поза. Жесты.
Тема 9-10.
Теория – 1 час. Какой бывает школьная газета?
Практика – 1 час. Школьная пресса: достоинства и недостатки. Обзор школьной печати. Содержание школьной газеты. Источники информации.
Тема 11-12.
Теория- 1 час. Школьная газета-это интересно!
Практика -1 час. Обсуждение особенностей стенгазеты. Обсуждение и сбор материалов для будущей газеты.
Тема 13-14.
Теория-1 час. Страницы школьной газеты.
Практика-1час. Обсуждение особенностей стенгазеты. Обсуждение и сбор материалов для будущей газеты.
Тема 15-16.
Теория – 1час. Основные рубрики школьной газеты.
Практика – 1 час. Обсуждение особенностей стенгазеты. Обсуждение и сбор материалов для будущей газеты.
Тема 17-18.
Теория – 1 час. Кроссворды и ребусы.
Практика -1 час. Понятие о некоторых правилах составления кроссвордов и ребусов. Составление и обсуждение кроссворда.
Тема 19-20.
Теория – 1 час. Есть мнение.
Практика – 1 час. Сравнительная характеристика. Рассказ с необычным построением. Юмористический рассказ. Фельетон.
Тема 21-22.
Теория – 1 час. Юмористическая рубрика в газете.
Практика – 1 час. Понятие о юмористической рубрике в газете. Обсуждение и составление юмористической рубрики.
Тема 23-24.
Теория- 1 час. Основные жанры журналистики.
Практика – 1 час. Знакомство с основными жанрами журналистики.
Тема 25-26.
Теория – 1 час. Основные жанры журналистики.
Практика – 1 час. Знакомство с основными жанрами журналистики.
Тема 27-28.
Теория- 1 час. Что такое интервью?
Практика – 1 час. Специфика жанра. Виды и формы интервью. Правила подготовки и ведения интервью. Вопросы прямые и косвенные. Правильно и неправильно заданные вопросы. Подготовка личностного интервью с интересным человеком.
Тема 29-30.
Теория – 1 час. Интервью.
Практика – 1 час. Обсуждение особенностей интервью. Вступление к интервью, концовка. Нетрадиционные формы написания интервью. Составление и обсуждение вопросов для предстоящего интервью с педагогическим коллективом.
Тема 31-32.
Теория – 1 час. Пресс-конференция.
Практика – 1 час. Выпуск новогодней газеты.
Тема 33-34.
Теория – 1 час. Пресс-конференция.
Практика – 1 час.
Тема 35-36.
Теория – 1 час. Экологическая страница.
Практика – 1 час. Подбор и переработка информации на экологическую тему.
Тема 37-38.
Теория – 1 час. Оргтехника журналиста.
Практика – 1 час. Знакомство с техникой, помогающей журналисту в творческой деятельности. Фиксирование информации от руки. Практикум работы с компьютером, принтером, ксероксом, диктофоном, фотоаппаратом.
Тема 39-40.
Теория – 1 час. Форматирование текстовой информации.
Практика – 1 час. Обработка полученного материала и оформление.
Тема 41-42.
Теория – 1 час. Школьный калейдоскоп.
Практика – 1 час. Практические навыки журналиста – навыки работы за компьютером; (текстовый редактор: Microsoft Office Word, Microsoft Office Publisher: набор текста, форматирование, размещение текста в публикациях различного формата).
Тема 43-44.
Теория – 1 час. Что такое газетная заметка и статья?
Практика – 1 час. Понятие о газетной заметке и статье. Обсуждение и составление газетной заметки. Структура текста: заголовок, смысловые части, иллюстрации. Обсуждение созданного материала.
Тема 45-46.
Теория – 1 час. Как назовете заметку?
Практика – 1 час. Написание заметки. Значение заголовка и его виды. Поиск оригинальных заголовков в периодических изданиях. Объяснение их соответствия тексту. Поиск неудачных заголовков.
Тема 47-48.
Теория – 1 час. Поиск темы.
Практика – 1 час. Творческий поиск тем для журналистских произведений. Анализ разнообразия тем любого выбранного печатного издания и подбор тем для школьной газеты. Как ориентироваться в разнообразии тем журналистских материалов. Выпуск газеты.
Тема 49-50.
Теория – 1 час. Размещение материала в газете.
Практика – 1 час. Анализ периодических изданий. Подбор и оформление названий к отвлеченным текстам. Оформление заголовка статьи.
Тема 51-52.
Теория – 1 час. Журналистский опрос.
Практика – 1 час. Понятие о журналистском опросе и правилах его проведения. Составление и обсуждение вопросов для предстоящего журналистского
опроса «Наша школа». Написание заметки.
Тема 53-54.
Теория - 1 час. Секреты профессии.
Практика - 1 час. Как расположить к себе людей. Методы сбора
информации. Игры и упражнения на знакомство, сплочение.
Тема 55-56.
Теория – 1 час. Что? Где? Когда?
Практика – 1 час. Методы сбора информации. Собственные наблюдения, документы, интервью. Источники информации и ссылка на них в тексте. Сбор информации для журналистской публикации. Создание журналистского текста. Подготовка газеты к 8 Марта.
Тема 57-58.
Теория – 1 час. Репортаж.
Практика – 1 час. Искусство оформления. Формат и объем издания. Название и его
оформление. Деление газетной полосы на колонки. Размещение заголовков. Выбор
шрифтов. Средства выделения в тексте.
Тема 59-60.
Теория – 1 час. Актуальный репортаж.
Практика – 1 час. Самостоятельное оформление своей статьи для школьной газеты.
Тема 61-62.
Теория – 1 час. История моего города в школьной газете.
Практика – 1 час. Понятие о рубриках в газете. Обсуждение различных рубрик. Составление рубрик школьной газеты «Школьный звонок». Обсуждение созданного материала.
Тема 63-64.
Теория – 1 час. На охоту за новостями.
Практика – 1 час. Научиться находить главные и второстепенные факты. Научиться ориентироваться в собранной информации и правильно на её основе строить
текст.
Тема 65-66.
Теория – 1 час. Оформление газеты.
Практика – 1 час. Понятие о некоторых особенностях оформления газеты в целом и ее рубрик в частности. Роль и функции фотоиллюстраций, рисунков. Рисунки
в газете. Сбор информации для майского номера.
Тема 67- 68.
Теория – 1 час. Итоги года.
Практика – 1 час. Анализ заметок, репортажей, периодической
печати. Фоторепортаж, его особенности. Составление своей заметки, репортажа.
Фоторепортаж на заданную тему. Оформление полученных результатов для газеты.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Количество часов | |
теория | практика | ||
1-2 | Мы – журналисты? Мы - журналисты! | 1 | 1 |
3-4 | Кодекс чести профессионального журналиста. | 1 | 1 |
5-6 | Детские молодежные издания Новосибирской области. | 1 | 1 |
7-8 | Имидж журналиста. | 1 | 1 |
9-10 | Какой бывает школьная газета? | 1 | 1 |
11-12 | Школьная газета-это интересно! | 1 | 1 |
13-14 | Страницы школьной газеты. | 1 | 1 |
15-16 | Основные рубрики школьной газеты. | 1 | 1 |
17-18 | Кроссворды и ребусы. | 1 | 1 |
19-20 | Есть мнение. | 1 | 1 |
21-22 | Юмористическая рубрика в газете. | 1 | 1 |
23-24 | Основные жанры журналистики. | 1 | 1 |
25-26 | Основные жанры журналистики. | 1 | 1 |
27-28 | Что такое интервью? | 1 | 1 |
29-30 | Интервью. | 1 | 1 |
31-32 | Пресс-конференция. Выпуск новогодней газеты. | 1 | 1 |
33-34 | Пресс-конференция. | 1 | 1 |
35-36 | Экологическая страница. | 1 | 1 |
37-38 | Оргтехника журналиста. | 1 | 1 |
39-40 | Форматирование текстовой информации. | 1 | 1 |
41-42 | Школьный калейдоскоп. | 1 | 1 |
43-44 | Что такое газетная заметка и статья? | 1 | 1 |
45-46 | Как назовете заметку? Написание заметки. | 1 | 1 |
47-48 | Поиск темы. Выпуск газеты. | 1 | 1 |
49-50 | Размещение материала в газете. | 1 | 1 |
51-52 | Журналистский опрос. Написание заметки. | 1 | 1 |
53-54 | Секреты профессии. | 1 | 1 |
55-56 | Что? Где? Когда? Подготовка газеты к 8 Марта. | 1 | 1 |
57-58 | Репортаж. Искусство оформления. | 1 | 1 |
59-60 | Актуальный репортаж. | 1 | 1 |
61-62 | История моего села в школьной газете. | 1 | 1 |
63-64 | На охоту за новостями. | 1 | 1 |
65-66 | Оформление газеты. Сбор информации для майского номера. | 1 | 1 |
67-68 | Итоги года. | 1 | 1 |
Итого | 34 | 34 | |
Всего: 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности. Творческое объединение "Мастерок"
Программа «Мастерок» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Занятия художественной п...
Рабочая программа внеурочной деятельности. Творческое объединение «Рукодельница» для 5 класса.
Рабочая программа внеурочной деятельности предназначена для занятий с девочками 5 класса в рамках предмета "Технология". ...
Рабочая программа внеурочной деятельности творческого объединения "Пульс" (школьного пресс-центра) социального направления 2016-2017 учебный год
В данной рабочей программе внеурочной деятельности прописаны формируемые УУД, цели, задачи, актуальность курса, формы контроля....
Анализ реализации рабочей программы внеурочной деятельности "Творческая мастерская" 2016-2017
Анализ реализации рабочей программы внеурочной деятельности "Творческая мастерская" 2016-2017...
рабочая программа внеурочной деятельности "Творческая биология" 7 класс
quot;Творческая биология" 7 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности творческой лаборатории «СМАК»
Программа внеурочной деятельности рассчитана на девочек 7-8классов, реализуется в общеобразовательной школе на базе кулинарной мастерской с необходимым для этого оборудованием....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Творческий полет"
Программа кружка представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для обучающихся 5-6 классов и рассчитана на один год обучения. Внеурочная деятельность по направлению общеинтеллектуальное раз...