Образовательная программа внеурочной деятельности "Литература воронежского края"
рабочая программа (5, 6 класс) на тему
Программа кружка включает следующие основные направления учебной деятельности: литературное, духовное краеведение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma_literatura_voronezhskogo_kraya.docx | 21.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЛИТЕРАТУРА ВОРОНЕЖСКОГО КРАЯ»
Автор-составитель программы: Симонова Валентина Егоровна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ Мастюгинская ООШ
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе следующих документов:
— Закона РФ об образовании
— приказа Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (вред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);
— постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации№ 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
— регионального базисного учебного плана (№ от 27.07.2012г)
— устава МКОУ Мастюгинская ООШ,
-учебного плана МКОУ Мастюгинская ООШ на 2015-16 уч. год.
-учебного пособия– «Люби и знай родной край».( «Центр духовного возрождения Черноземного края», Воронеж –2008г.
Цели и задачи программы
В последние годы в образовательно-воспитательных учреждениях повысился интерес к изучению литературы родного края. Воронежский край, давший России Алексея Кольцова и Ивана Никитина, Ивана Бунина и Андрея Платонова, давно известен как один из самых богатых и интересных регионов страны, сохранивший общерусские традиции.
В этом плане региональный компонент –благодатный материал в работе учителя литературы. Внеурочное занятие «Литература земли Воронежской» предполагает знакомство учащихся с творчеством наиболее известных поэтов и писателей Воронежского края.
Выпускники нашей школы должны помнить о красоте и богатстве родной земли, о том, что нам выпало счастье быть земляками многих талантливых поэтов и писателей.
Цель изучения литературы Воронежского края– способствовать становлению личности ребенка, помочь глубже изучить жизнь и творчество поэтов и писателей родной земли, показать величие нашего народа, его душевную красоту, трагизм судьбы в различные эпохи, выявить общее и специфическое в развитии литературы России, стран мира;
Следуя принципам возрастного и личностно – ориентированного подхода, обращать учащихся к истокам, что необходимо каждому человеку. Учить детей ценить, сохранять, накапливать культурно-духовные богатства наших предков.
Задачи:
1. Формировать у школьников чувства уважения к литературному наследию родного края;
2. Совершенствовать навыков анализа литературного произведения;
3. Формировать умения пользоваться литературоведческими и культурологическими категориями;
4. Научить рецензировать прочитанные произведения, отмечая и учитывая особенности писательского мастерства;
5. Учить работать с литературно-критическим материалом, следить за литературным творчеством писателей и поэтов родного края;
6. Учить использовать в поиске нужных материалов ресурсы Интернета.
Основные направления:
Программа кружка включает следующие основные направления учебной деятельности: литературное, духовное краеведение.
Формы проведения занятий:
Экскурсии.
Работа с Интернет-ресурсами.
Исследовательская деятельность.
Создание презентации «Литература родного края»
Принцип программы:
От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство «малой родины” — к систематизированному знанию о литературе родного края.
Механизм реализации программы:
На занятиях дети получают как теоретические знания, так и практические навыки. Главными организационными формами вовлечения учащихся в читательскую деятельность на занятиях кружка является работа в малых группах и «медленное чтение» — красота художественного литературного текста не теряется, а, наоборот, раскрывается при неспешном общении с произведением, а также исследовательская работа, составление планов и тезисов статей на литературные и публицистические темы, написание отзывов на самостоятельно прочитанные произведения.
Прогнозируемые результаты:
Формирование у детей знания основ народной жизни; воспитание уважения и интереса к литературе своей «малой Родины», создание презентации«Литература родного края».
Приобретенные знания по литературе и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, МХК, ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по литературе и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.
Запланированная программа поможет ребятам овладеть краеведческими знаниями, умениями и навыками, шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности народной культуры. Предполагается, что учащиеся обретут в процессе новых друзей, испытают радость успеха, смогут реализовать свой творческий потенциал в различных видах краеведческой деятельности.
Литература
Кольцовские и никитинские места в Воронеже: Буклет / Сост. А.Н. Акиньшин и др. Воронеж, 1984.
Краеведение. Пособие для учителя / Под редакцией А.В. Даринского. Москва, 1987.
Ласунский О. Литературная прогулка по Воронежу. Воронеж, 1993.
Очерки литературной жизни воронежского края. 19 – начало 20 в. Воронеж, 1970.
Прудоминский В. «А рассказать тебе сказку?..»: Повесть о жизни и трудах сказочника А.Н. Афанасьева. М., 1970.
Скатов Н. Кольцов.М., 1983. (Жизнь замечательных людей).
Тематический план
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Введение. Краеведение – наука о родном крае. Что изучает литературное краеведение. |
| |
2 | Стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае | ||
3 | Легенды и предания Острогожского края. | 1 |
|
4 | Воронежские сказительницы А.Барышникова и А.Королькова… | 1 |
|
5 | Собиратель сказок А. Афанасьев. | 1 |
|
6 | Воронежские народные песни. | ||
7 | Календарно-обрядовая поэзия. | 2 |
|
8 | Знакомство со сборниками сказок А.Корольковой | 1 |
|
9 | Создание презентации «Воронежские сказки» | ||
10 | Творчество А.В.Кольцова | ||
11 | Творчество И.Никитина. | 1 |
|
12 | Литературно- музыкальная композиция. | ||
13 | Жизнь и творчество А.П.Серебрянского. | 1 |
|
14 | Литературные имена 20 века. | 1 |
|
15 | А Платонов. Жизнь и творчество. | 1 |
|
16 | Чтение и обсуждение рассказов. ( «Золотое кольцо», «Еще мама», «Маленький солдат» и др.) | ||
17 | Чтение и обсуждение рассказов. ( «Золотое кольцо», «Еще мама», «Маленький солдат» и др.) | ||
18-19 | Подготовка проектной работы по творчеству А.Платонова | ||
20-21 | Знакомство с книгой В.Дмитриевой «Малыш и Жучка». Написание отзывов | 1 |
|
22-24 | Повесть Е.Дубровина «В ожидании козы». Чтение и обсуждение. | 3 |
|
25 | С.Я.Маршак. Жизнь и творчество. | ||
26 | Чтение и обсуждение сказки «Двенадцать месяцев». | ||
27 | Постановка картин из пьесы- сказки. | ||
28-29 | Подготовка проектной работы по творчеству С.Маршака | ||
30 | Конкурс рисунков «Моя малая родина» | ||
31 | Литературная игра «Знай и люби свой край» | 1 |
|
32 | Подготовка сообщений о литературе родного края | ||
33-34 | Создание презентации «Литература земли Воронежской»
| 2 |
|
Защита проектов | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа по краеведению "Мой край: в прошлом, настоящем и будущем"
Дополнительная образовательная программа по краеведению "Мой край: в прошлом, настоящем и будущем"...
Программа внеурочной деятельности "Мой край"
Данная программа внеурочной деятельности направлена на формирование у школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отно...
программа внеурочной деятельности "Мой край, минни дуннэ"
Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Мой край родной» ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ 6 класс
Программа внеурочной деятельности “Мой край родной” по духовно-нравственному направлению (далее – программа “Мой край родной” ) разработана для занятий творче...
Программа внеурочной деятельности "Мой Край " 7 класс
Мой Край " 7 класс...
Программа внеурочной деятельности "Мой Край " 8 класс
quot;Мой Край " 8 класс...
Программа внеурочной деятельности «Наш край родной»
Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5-9 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО.Содержание программы соответствует цели внеурочной деятельности...