Программа внеурочной деятельности "Литература: вчера, сегодня, завтра"
рабочая программа по литературе (5, 6, 7 класс) на тему

Павлюкевич Александра Юрьевна

Программа внеурочной деятельности по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_vneurochnaya_deyatelnost_po_literature_5-7.docx52.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №37»

Утверждена приказом
директора МАОУ СОШ №37 ________________О.А.Белоусов

№ _______ от_________

 

Рабочая программа по внеурочной

деятельности по литературе

«Литература: вчера, сегодня, завтра»

для 5-7 классов

на 2018/2019 учебный год

                                                                                                Разработана: Павлюкевич А.Ю.,

учителем русского языка и литературы

первой квалификационной категории

г. Златоуст

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

 В результате освоения  программы формируются следующие

Предметные результаты, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:

  • осознавать значимость чтения для личного развития;
  • формировать потребность в систематическом чтении;
  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
  • развивать чувство ритма и координацию движения;
  • развивать речевое дыхание и артикуляцию;
  • развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;
  • пополнять словарный запас;

Метапредметые результаты:

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- планировать свои действия;

- анализировать условия и пути достижения цели;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

- уметь самостоятельно работать с новым произведением;

уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

- участвовать в беседе о сюжете книги, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке и т. д.

- оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными;

развивать коммуникабельность и умение общаться с людьми в разных ситуациях.

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

– пользоваться словарями, справочниками;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

Обучающийся получит возможность научиться:

– составлять план решения учебной проблемы;

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

 

– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- владеть монологической и диалогической формой речи.

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

 

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- адекватно пониматьосновную и дополнительную информацию текста, воспринятого наслух;

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

– осуществлять анализ и синтез;

- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

 

Диагностика достижений

Процесс формирования интереса к книгам и положительного отношения к самостоятельному чтению, как и любая часть целесообразно организованного учебного процесса, подчиняется строго определенным дидактическим и методическим закономерностям.

Ведущая закономерность процесса обучения - сложная взаимная зависимость между знанием книг и отношением к книге, к самостоятельному чтению.

Под критериями мы будем понимать «признаки, на основании которых производится оценка, определение, классификация чего-либо».

Под показателями мы будем понимать «явления или события, по которым можно судить о ходе какого-нибудь процесса» .

Под уровнем мы будем подразумевать «степень, характеризующую качество, высоту, величину развития чего-нибудь».

Возможно выделить критерии, по которым можно судить об уровне сформированности читательского интереса  школьников:

  • умение работать с книгой;
  • начитанность (знание содержания прочитанных произведений определенных программой);
  • знание библиографических сведений.

Показатели, характеризующие умение учащихся работать с книгой:

  • соблюдение правил пользования книгой, гигиены чтения;
  • умение листать книгу, быстро находить нужную страницу;
  • умение показать, назвать, объяснить назначение элементов книги: обложка, корешок, титульный лист, листок, страницы, номер страницы, поля, текст, иллюстрация;
  • умение описать незнакомую детскую книгу по ее заглавию, иллюстрациям, оглавлению;
  • умение находить в книге сведения об авторе;
  • различение шрифтов; понимание их роли в членении, выделении той или иной части текста;
  • умение ориентироваться в группе книг (от 2 до 4), выбрать среди них книгу по заданным признакам, самостоятельно прочитать ее.

Начитанность  характеризуется,  следующими показателями:

  • знанием названий детских книг, произведений, с которыми неоднократно встречались на протяжении года;
  • знанием содержания произведений, иллюстраций, заголовков книг, фамилий авторов;
  • умением отличать сюжет знакомых книг по иллюстрациям,
  • осмысливать с помощью учителя заголовок произведения (почему книга так названа).

Знание библиографических сведений характеризуется следующими показателями:

  • умением отличать прочитанное произведение по жанровым признакам (стихотворение, сказка, рассказ);
  • умением ориентироваться в содержании книги, опираясь на следующие показатели: иллюстрация, называние, фамилия автора;
  • умение самостоятельно пользоваться перечнем условных обозначений, данных в учебной книге; умение быстро находить нужные знаки, объяснять их назначение;
  • умением работать на абонементе и в читальном зале библиотеки;
  • знанием библиотечной картотеки обложек и простейшей каталожной карточки; умение пользоваться ими при выборе книг.

На основе вышеизложенного составим критериальную характеристику уровней сформированности:

Критерии

Уровневые показатели

Высокий

Достаточный

Средний

Низкий

1. Умение работать с книгой

Знание элементов книги и умение ориентироваться в них;

быстрое умение находить в книге сведения об авторе;

различение шрифтов;

ориентация в группе книг от 2 до 4.

Знание элементов книг;

умение описывать незнакомую книгу по заглавию, иллюстрациям;

ориентация в 2-3 книгах.

Нужная страница находится не сразу;

учащийся нуждается в помощи взрослого при работе с книгой.

Ученик не ориентируется в элементах книг; сведения об авторе учащемуся найти сложно;

в группе книг он не ориентируется.

2. Начитанность

самостоятельная подготовка к выразительному чтению;

широкий читательский кругозор;

полное усвоение программы;

знание авторов и названий полюбившихся произведений;

умение отличать сюжет знакомых книг по иллюстрациям.

читательский кругозор ограничен знанием определенных жанров;

программа усвоена частично;

выделение отдельных авторов и полюбившихся произведений.

читательский кругозор недостаточно широк;

программа усвоена частично;

частичное запоминание авторов и произведений программы.

ограниченный читательский кругозор;

программа усвоена частично;

слабое знание авторов и произведений.


Календарно-тематическое планирование

5 класс (35 часов: 1 час в неделю)

№ п/п

Тема раздела

Кол-во

часов

Дата

Ознакомление с курсом. Здравствуй, книга.

1

Книги, прочитанные летом.

1

Книги о Родине.

1

4.

Книги о родной природе

1

5.

Писатели детям. Обзор книг предлагаемых писателей.

1

6.

С. Михалков – детям. Демонстрация презентации.

1

7.

Ян «Никита и Микитка». Обсуждение прочитанной книги.

1

8.

А.П. Платонов. «Никита». Обсуждение прочитанной книги.

1

9.

К.Г. Паустовский «Заячьи лапы». Домашнее чтение книги с последующим обсуждением.

1

10.

В.Г. Короленко «Дети подземелья». Домашнее чтение книги с последующим обсуждением прочитанного.

1

11.

Народная мудрость. Книги-сборники. Ознакомление с устным народным творчеством.

1

12.

Знания пословиц, поговорок,

1

13.

Сказки (волшебные, о животных, бытовые)

1

14.

По страницам книг А.П. Гайдара. Обзор его произведений.

1

15.

Обсуждения прочитанных книг. «Р.В.С.», «Дальние страны», «Военная тайна» и др.

1

16.

Сказки народов мира. Общее представление о своеобразии сказок.

1

17.

Выборочное чтение сказок народов Азии, Европы, Африки.

1

18.

Чтение сказок и мифов народов Америки, Австралии, народов океании.

1

19.

Арабские сказки. Чтение сказки Али-Баба и сорок разбойников.

1

20.

Книги русских писателей-сказочников. Обзор их произведений.

1

21.

С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Слушаем актёрское чтение.

1

22.

Н.Носов «Путешествие в Солнечный город». Презентация.

1

23.

П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка». Слушаем актёрское чтение.

1

24.

Детские писатели. Знакомство с биографиями писателей.

1

25.

К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб». Чтение рассказа с последующим обсуждением.

1

26.

В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Чтение рассказа с последующим обсуждением.

1

27.

М. Зощенко «Бабушкин подарок». Размышляем о прочитанном.

1

28.

Сказки зарубежных писателей. Знакомство с биографиями. Презентации.

1

29.

Х.К. Андерсен «Ромашка», «Русалочка»

1

30.

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Размышляем о прочитанном.

1

31.

Книги-сборники стихотворений для детей.

1

32.

А.А.Фет, А.Блок, С. Есенин, Н.А. Некрасов… Учимся читать выразительно.

1

33.

Дети — герои книг. В.О. Богомолов «Иван», «Зося». Читательская конференция.

1

34-35

Книги о животных. Э. Сетон-Томпсон Рассказы о животных.

2

всего

35

6 класс (54 часа: 1,5 часа в неделю)

№ п/п

Тема раздела

Кол-во

 часов

Дата

1.

Здравствуй, книга! Ознакомление с курсом.

1,5

2.

Работа с книгой: чтение, понимание, анализ

1,5

3.

Книги, прочитанные летом.

1,5

      4.

Книги о Родине и родной природе

1,5

5.

Наедине с природой. Чтение стихотворений.

1,5

     6.

Писатели детям. Размышляем о прочитанном.

1,5

     7.

А.П. Платонов «Корова» Отзыв о книге.

1,5

     8.

М.М. Зощенко «Находка». Выразительное чтение текста, с последующим обсуждением.

1,5

    9.

В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Читательская игра.

1,5

   10.

В.Г. Распутин «Уроки французского». Обсуждение текста книги.

1,5

   11.

Р.П. Погодин «Тишина».

1,5

    12.

Народная мудрость. Книги-сборники.

1,5

    13.

Знание пословиц, поговорок

1,5

    14.

Сказки (волшебные, бытовые, о животных)

1,5

    15.

По страницам книг А.С. Грина «Алые паруса». Читаем самостоятельно.

1,5

    16.

Феерия. Главы из феерии. Размышления о прочитанном.

1,5

    17.

Сказки народов мира. Общее представление о своеобразии сказок.

1,5

    18.

Выборочное чтение сказок народов Азии, Европы, Африки.

1,5

    19.

Чтение сказок и мифов народов Америки, Австралии, народов Океании.

1,5

   20.

Арабские сказки. Чтение сказки «Тысяча и одна ночь.

1,5

   21.

Книги русских писателей-сказочников

1,5

   22.

М. Горький Случай с Евсейкой. Отзыв.

1,5

   23.

А.Куприн Четверо нищих. Отзыв.

1,5

   24.

В. Каверин Песочные часы. Отзыв.

1,5

   25.

Детские писатели. Краткое знакомство с биографиями писателей. Презентации.

1,5

   26.

Н.Дубов «Мальчик у моря». Справочный материал книги.

1,5

   27.

А. Свирский «Рыжик». Элементы книги.

1,5

   28.

В. Железников «Чучело». Отличие прочитанного произведения по жанровым признакам.

1,5

   29.

Сказки зарубежных писателей. Краткое знакомство с биографиями писателей.

1,5

   30.

М. Твен «Принц и нищий». Пересказ и обсуждение книги.

1,5

   31.

Д. Лондон «Любовь к жизни». Обсуждение книги.

1,5

   32.

Книги-сборники стихотворений для детей. Слушаем актёрское мастерство.

3

   33.

Я.П.. Полонский, Е.А. Баратынский, Ф.И. Тютчев и др. Учимся читать выразительно.

1,5

   34-35

Дети — герои книг.

3

   

Всего

54

7 класс (70 часов: 2 часа в неделю)

№ п/п

Тема занятия

Содержание занятия

Часы

Дата проведения

1-2

Искусство быть читателем. Что находит в чтении вдумчивый читатель. Приемы чтения.

Вводный урок. Знакомство с содержанием факультативного курса.

2

3-4

Абрамцева Наталья Корнельевна.

Сказки Н.Абрамцевой

Оформление творческой папки по жизни и творчеству.

2

Сказочная проза

5-6

Александрова Татьяна Ивановна. Оформление справочника.

Сказки о Домовёнке Кузе

«Домовёнок Кузя», «В гостях у зимней сказки», «Домовенок Кузька в новом доме. Кузька в лесу»

2

«Домовёнок Кузя», «В гостях у зимней сказки», «Домовенок Кузька в новом доме. Кузька в лесу»

7-8

Алексин Анатолий Георгиевич. Создание презентации.

Воспитание чувства ответственности по отношению к окружающим, содействие утверждению общечеловеческих ценностей

Биография писателя

2

«Мой брат играет на кларнете»,), «В стране вечных каникул», «Юлька».

9-10

Успенский Эдуард Николаевич. Работа с оформлением справочника.

Викторина по творчеству писателя

Биография

2

«Крокодил Гена и его друзья», «Бизнес крокодила Гены», «Отпуск крокодила Гены», «Крокодил Гена – лейтенант милиции», «Чебурашка уходит в народ», «Похищение Чебурашки».

11-12

Булычев Кир. Знакомство с писателем. Оформление презентации по творчеству

Детская фантастика

Биография

2

«Путешествие Алисы» , «Сто лет тому вперед», «День рождения Алисы», «Миллион приключений» , «Заповедник сказок» , «Лиловый шар»

13-14

Владислав Крапивин. Знакомство с писателем.

Вечные темы в творчестве писателя

Биография

2

«Брат, которому семь», «Звезды под дождем», «Бегство рогатых викингов». «Белый шарик матроса Вильсона», «Та сторона, где ветер», «Мальчик со шпагой», «Всадники со станции «Роса» (по выбору). Дружба сверстников.

15-16

Ю. Я. Яковлев. Создание творческой папки.

Взаимоотношения подростков. Нравственный выбор героя. Богатая душа подростка. Отношение к животным (по выбору).

Слово о писателе.

2

«Рыцарь Вася», «Багульник». «Мальчик с коньками»

17-19

В. К. Железников. Создание презентации.

Мир детства, сложные взаимоотношения подростков.

Слово о писателе.

3

«Чудак из шестого Б“», «Путешественник с багажом», «Хорошим людям — доброе утро», «Чучело» (по выбору).

20-22

А.А. Лиханов.

Высокое чувство доброты, совести, человечности в рассказах.

Слово о писателе.

3

«Последние холода» Судьба детей военных лет.

22-23

Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая). Оформление справочника по творчеству писателя.

Способность понимать себя и окружающий мир, любить жизнь.

Биография

2

«Где-то в тылу».

24-27

Андрей Платонович Платонов Климентов». Создание презентации.

Деятельное отношение к жизни.

Воспитание чувства патриотизма, уважения к старости.

Биография

1

2

1

«Неизвестный цветок».

«Любовь к родине, или Путешествие воробья».

28-29

Василий Белов. Работа с оформлением справочника.

Доброе и внимательное отношение к природе, животному миру в рассказах Белова

Биография

2

«Рассказы о всякой живности».

30-32

Леонид Андреев. Создание презентации по жизни и творчеству писателя.


«Ангелочек».Душевные переживания героя.

Слово о писателе

1

2

«Ангелочек».Душевные переживания героя.

33-35

Г.Троепольский. Создание презентации

Воспитание любви к природе, к «братьям нашим меньшим»

Слово о писателе

1

2

«Белый Бим Чёрное ухо».

35-38

П.Краснов. Жизнь писателя. Знакомство с творчеством.

«Шатохи». Духовное начало повседневного человеческого начала.

Оформление фотовыставки «Мой верный друг»

Слово о писателе

1

2

1

«Шатохи». Духовное начало повседневного человеческого начала.

Фотовыставка, оформление работ

39-41

Юрий Петрович Казаков.

Лирические мотивы в рассказах писателя

Слово о писателе

«Любимые рассказы для детей»

1

2

42-43

Феликс Давыдович Кривин.

Искусство маленького рассказа

Жизнь и творчество

«Карманная школа», «В стране вещей»

2

44-45

Мошковская Эмма. Создание презентации

Поэзия для детей

Слово о писателе

Лирика поэтессы для детей

2

46-48

Творческий практикум: создание собственных лирических произведений

Стихотворная форма и размер, понятие рифмы

3

49-50

Радий Погодин.

Рассказы для взрослых и детей

Слово о писателе

«Дубравка», «Кирпичные острова», «Утренний берег», «Живи, солдат», «Про девочку Полечку и её одинокую жизнь».

2

51

Современная литература для среднего школьного возраста

Обзор современной литературы

1

52-54

А. Жвалевский и Е. Пастернак

«Время всегда хорошее»

«Шекспиру и не снилось!»

Жизнь и творчество. Литературные премии

3

55-56

Лидия Чарская. Создание справочника

Сказочная проза писателя

Творчество писательницы

Мотивы сиротства в творчестве

2

57

Зарубежная литература для среднего школьного возраста

Обзор зарубежной классической и современной литературы. Рекомендации к чтению

1

58-60

Марк Твен

Нравственные вопросы повести «Принц и нищий»

Слово о писателе

1

2

61-62

Ч.Диккенс. Создание словесного портрета

Приключенческая литература. Герой-подросток

Слово о писателе

«Приключения Оливера Твиста»

2

63-64

Р.Брэдберри. Писатель-фантаст

Нравственная проблематика рассказов «Каникулы», «А здесь могут водиться тигры»

Творческий путь писателя

Вопросы нравственности и ответственности

2

65-66

Подготовка к защите творческих проектов

Отбор материала, создание презентации

2

67-69

Защита творческих проектов

Защита творческих проектов

3

70

Анализ выступлений на защите проектов

Беседа

1

Всего

70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фашизм.Вчера.Сегодня.Завтра....

Причины возникновения фашизма,его последствия.(Приложение к уроку.)...

Силикатная промышленность:вчера, сегодня, завтра.

Конспект урока химии для 9 класса с презентацией к учебнику Габриеляна О.С. по теме "Силикатная промышленность". Материал содержит информацию о сырье,технологии производства и разнообразии готовой про...

Спортивное мероприятие" Олимпиада вчера, сегодня, завтра"

Данное спортивное мероприятие актуально, направлено на познавательную активнолсть школьников.Содержит теоретический материал, эстафеты.Оформлен видеослайдами, используется музыкальное оформление....

Внеклассное мероприятие по теме: "Химия вчера, сегодня, завтра».

Серия классных часов по химии позволит узнать о развитии химии как науки во все времена существования нашего государства. Краткая информация об известных - учёных - химиках позволит учащимся составить...

Учебный проект: "Прогрессии: Вчера. Сегодня. Завтра".

В данной работе собраны и обобщены исторические сведения об арифметической и геометрической прогрессиях. Учащимися подобраны интересные задачи, показывающие практическое применение в жизни данного уче...

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Я ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА» (5-11 классы)

Из опыта работы в качестве классного руководителя...

Программа Региональной научно-практической конференции "Информатика: вчера, сегодня, завтра..."

Программа конференции. Работа А. Пасыкиной в номинации робототехника...