Программа внеурочной деятельности "Литература: вчера, сегодня, завтра"
рабочая программа по литературе (5, 6, 7 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности по литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_vneurochnaya_deyatelnost_po_literature_5-7.docx | 52.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №37»
Утверждена приказом
директора МАОУ СОШ №37 ________________О.А.Белоусов
№ _______ от_________
Рабочая программа по внеурочной
деятельности по литературе
«Литература: вчера, сегодня, завтра»
для 5-7 классов
на 2018/2019 учебный год
Разработана: Павлюкевич А.Ю.,
учителем русского языка и литературы
первой квалификационной категории
г. Златоуст
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
В результате освоения программы формируются следующие
Предметные результаты, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:
- осознавать значимость чтения для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
- развивать чувство ритма и координацию движения;
- развивать речевое дыхание и артикуляцию;
- развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;
- пополнять словарный запас;
Метапредметые результаты:
Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | Познавательные УУД |
Обучающийся научится: | ||
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу; - планировать свои действия; - анализировать условия и пути достижения цели; – работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; – в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; - выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. - уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; - уметь самостоятельно работать с новым произведением; уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх; - уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
| – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; – уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; – осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; создавать тексты различного типа, стиля, жанра; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога; – высказывать и обосновывать свою точку зрения; – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. - участвовать в беседе о сюжете книги, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; - оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию; - высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги; - участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков; - соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке и т. д. - оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными; развивать коммуникабельность и умение общаться с людьми в разных ситуациях. | – пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; – извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); – пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); – излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; – пользоваться словарями, справочниками; – устанавливать причинно-следственные связи; – строить рассуждения. |
Обучающийся получит возможность научиться: | ||
– составлять план решения учебной проблемы; - проявлять познавательную инициативу; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; - самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
| – выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; - учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; - с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - владеть монологической и диалогической формой речи. - осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; – оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
| – самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; - адекватно пониматьосновную и дополнительную информацию текста, воспринятого наслух; - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; – осуществлять анализ и синтез; - использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
|
Диагностика достижений
Процесс формирования интереса к книгам и положительного отношения к самостоятельному чтению, как и любая часть целесообразно организованного учебного процесса, подчиняется строго определенным дидактическим и методическим закономерностям.
Ведущая закономерность процесса обучения - сложная взаимная зависимость между знанием книг и отношением к книге, к самостоятельному чтению.
Под критериями мы будем понимать «признаки, на основании которых производится оценка, определение, классификация чего-либо».
Под показателями мы будем понимать «явления или события, по которым можно судить о ходе какого-нибудь процесса» .
Под уровнем мы будем подразумевать «степень, характеризующую качество, высоту, величину развития чего-нибудь».
Возможно выделить критерии, по которым можно судить об уровне сформированности читательского интереса школьников:
- умение работать с книгой;
- начитанность (знание содержания прочитанных произведений определенных программой);
- знание библиографических сведений.
Показатели, характеризующие умение учащихся работать с книгой:
- соблюдение правил пользования книгой, гигиены чтения;
- умение листать книгу, быстро находить нужную страницу;
- умение показать, назвать, объяснить назначение элементов книги: обложка, корешок, титульный лист, листок, страницы, номер страницы, поля, текст, иллюстрация;
- умение описать незнакомую детскую книгу по ее заглавию, иллюстрациям, оглавлению;
- умение находить в книге сведения об авторе;
- различение шрифтов; понимание их роли в членении, выделении той или иной части текста;
- умение ориентироваться в группе книг (от 2 до 4), выбрать среди них книгу по заданным признакам, самостоятельно прочитать ее.
Начитанность характеризуется, следующими показателями:
- знанием названий детских книг, произведений, с которыми неоднократно встречались на протяжении года;
- знанием содержания произведений, иллюстраций, заголовков книг, фамилий авторов;
- умением отличать сюжет знакомых книг по иллюстрациям,
- осмысливать с помощью учителя заголовок произведения (почему книга так названа).
Знание библиографических сведений характеризуется следующими показателями:
- умением отличать прочитанное произведение по жанровым признакам (стихотворение, сказка, рассказ);
- умением ориентироваться в содержании книги, опираясь на следующие показатели: иллюстрация, называние, фамилия автора;
- умение самостоятельно пользоваться перечнем условных обозначений, данных в учебной книге; умение быстро находить нужные знаки, объяснять их назначение;
- умением работать на абонементе и в читальном зале библиотеки;
- знанием библиотечной картотеки обложек и простейшей каталожной карточки; умение пользоваться ими при выборе книг.
На основе вышеизложенного составим критериальную характеристику уровней сформированности:
Календарно-тематическое планирование
5 класс (35 часов: 1 час в неделю)
6 класс (54 часа: 1,5 часа в неделю)
7 класс (70 часов: 2 часа в неделю)
№ п/п | Тема занятия | Содержание занятия | Часы | Дата проведения |
1-2 | Искусство быть читателем. Что находит в чтении вдумчивый читатель. Приемы чтения. | Вводный урок. Знакомство с содержанием факультативного курса. | 2 | |
3-4 | Абрамцева Наталья Корнельевна. Сказки Н.Абрамцевой | Оформление творческой папки по жизни и творчеству. | 2 | |
Сказочная проза | ||||
5-6 | Александрова Татьяна Ивановна. Оформление справочника. Сказки о Домовёнке Кузе | «Домовёнок Кузя», «В гостях у зимней сказки», «Домовенок Кузька в новом доме. Кузька в лесу» | 2 | |
«Домовёнок Кузя», «В гостях у зимней сказки», «Домовенок Кузька в новом доме. Кузька в лесу» | ||||
7-8 | Алексин Анатолий Георгиевич. Создание презентации. Воспитание чувства ответственности по отношению к окружающим, содействие утверждению общечеловеческих ценностей | Биография писателя | 2 | |
«Мой брат играет на кларнете»,), «В стране вечных каникул», «Юлька». | ||||
9-10 | Успенский Эдуард Николаевич. Работа с оформлением справочника. Викторина по творчеству писателя | Биография | 2 | |
«Крокодил Гена и его друзья», «Бизнес крокодила Гены», «Отпуск крокодила Гены», «Крокодил Гена – лейтенант милиции», «Чебурашка уходит в народ», «Похищение Чебурашки». | ||||
11-12 | Булычев Кир. Знакомство с писателем. Оформление презентации по творчеству Детская фантастика | Биография | 2 | |
«Путешествие Алисы» , «Сто лет тому вперед», «День рождения Алисы», «Миллион приключений» , «Заповедник сказок» , «Лиловый шар» | ||||
13-14 | Владислав Крапивин. Знакомство с писателем. Вечные темы в творчестве писателя | Биография | 2 | |
«Брат, которому семь», «Звезды под дождем», «Бегство рогатых викингов». «Белый шарик матроса Вильсона», «Та сторона, где ветер», «Мальчик со шпагой», «Всадники со станции «Роса» (по выбору). Дружба сверстников. | ||||
15-16 | Ю. Я. Яковлев. Создание творческой папки. Взаимоотношения подростков. Нравственный выбор героя. Богатая душа подростка. Отношение к животным (по выбору). | Слово о писателе. | 2 | |
«Рыцарь Вася», «Багульник». «Мальчик с коньками» | ||||
17-19 | В. К. Железников. Создание презентации. Мир детства, сложные взаимоотношения подростков. | Слово о писателе. | 3 | |
«Чудак из шестого Б“», «Путешественник с багажом», «Хорошим людям — доброе утро», «Чучело» (по выбору). | ||||
20-22 | А.А. Лиханов. Высокое чувство доброты, совести, человечности в рассказах. | Слово о писателе. | 3 | |
«Последние холода» Судьба детей военных лет. | ||||
22-23 | Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая). Оформление справочника по творчеству писателя. Способность понимать себя и окружающий мир, любить жизнь. | Биография | 2 | |
«Где-то в тылу». | ||||
24-27 | Андрей Платонович Платонов Климентов». Создание презентации. Деятельное отношение к жизни. Воспитание чувства патриотизма, уважения к старости. | Биография | 1 2 1 | |
«Неизвестный цветок». | ||||
«Любовь к родине, или Путешествие воробья». | ||||
28-29 | Василий Белов. Работа с оформлением справочника. Доброе и внимательное отношение к природе, животному миру в рассказах Белова | Биография | 2 | |
«Рассказы о всякой живности». | ||||
30-32 | Леонид Андреев. Создание презентации по жизни и творчеству писателя.
| Слово о писателе | 1 2 | |
«Ангелочек».Душевные переживания героя. | ||||
33-35 | Г.Троепольский. Создание презентации Воспитание любви к природе, к «братьям нашим меньшим» | Слово о писателе | 1 2 | |
«Белый Бим Чёрное ухо». | ||||
35-38 | П.Краснов. Жизнь писателя. Знакомство с творчеством. «Шатохи». Духовное начало повседневного человеческого начала. Оформление фотовыставки «Мой верный друг» | Слово о писателе | 1 2 1 | |
«Шатохи». Духовное начало повседневного человеческого начала. | ||||
Фотовыставка, оформление работ | ||||
39-41 | Юрий Петрович Казаков. Лирические мотивы в рассказах писателя | Слово о писателе «Любимые рассказы для детей» | 1 2 | |
42-43 | Феликс Давыдович Кривин. Искусство маленького рассказа | Жизнь и творчество «Карманная школа», «В стране вещей» | 2 | |
44-45 | Мошковская Эмма. Создание презентации Поэзия для детей | Слово о писателе Лирика поэтессы для детей | 2 | |
46-48 | Творческий практикум: создание собственных лирических произведений | Стихотворная форма и размер, понятие рифмы | 3 | |
49-50 | Радий Погодин. Рассказы для взрослых и детей | Слово о писателе «Дубравка», «Кирпичные острова», «Утренний берег», «Живи, солдат», «Про девочку Полечку и её одинокую жизнь». | 2 | |
51 | Современная литература для среднего школьного возраста | Обзор современной литературы | 1 | |
52-54 | А. Жвалевский и Е. Пастернак «Время всегда хорошее» «Шекспиру и не снилось!» | Жизнь и творчество. Литературные премии | 3 | |
55-56 | Лидия Чарская. Создание справочника Сказочная проза писателя | Творчество писательницы Мотивы сиротства в творчестве | 2 | |
57 | Зарубежная литература для среднего школьного возраста | Обзор зарубежной классической и современной литературы. Рекомендации к чтению | 1 | |
58-60 | Марк Твен Нравственные вопросы повести «Принц и нищий» | Слово о писателе | 1 2 | |
61-62 | Ч.Диккенс. Создание словесного портрета Приключенческая литература. Герой-подросток | Слово о писателе «Приключения Оливера Твиста» | 2 | |
63-64 | Р.Брэдберри. Писатель-фантаст Нравственная проблематика рассказов «Каникулы», «А здесь могут водиться тигры» | Творческий путь писателя Вопросы нравственности и ответственности | 2 | |
65-66 | Подготовка к защите творческих проектов | Отбор материала, создание презентации | 2 | |
67-69 | Защита творческих проектов | Защита творческих проектов | 3 | |
70 | Анализ выступлений на защите проектов | Беседа | 1 | |
Всего | 70 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фашизм.Вчера.Сегодня.Завтра....
Причины возникновения фашизма,его последствия.(Приложение к уроку.)...
Силикатная промышленность:вчера, сегодня, завтра.
Конспект урока химии для 9 класса с презентацией к учебнику Габриеляна О.С. по теме "Силикатная промышленность". Материал содержит информацию о сырье,технологии производства и разнообразии готовой про...
Спортивное мероприятие" Олимпиада вчера, сегодня, завтра"
Данное спортивное мероприятие актуально, направлено на познавательную активнолсть школьников.Содержит теоретический материал, эстафеты.Оформлен видеослайдами, используется музыкальное оформление....
Внеклассное мероприятие по теме: "Химия вчера, сегодня, завтра».
Серия классных часов по химии позволит узнать о развитии химии как науки во все времена существования нашего государства. Краткая информация об известных - учёных - химиках позволит учащимся составить...
Учебный проект: "Прогрессии: Вчера. Сегодня. Завтра".
В данной работе собраны и обобщены исторические сведения об арифметической и геометрической прогрессиях. Учащимися подобраны интересные задачи, показывающие практическое применение в жизни данного уче...
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Я ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА» (5-11 классы)
Из опыта работы в качестве классного руководителя...
Программа Региональной научно-практической конференции "Информатика: вчера, сегодня, завтра..."
Программа конференции. Работа А. Пасыкиной в номинации робототехника...