Дополнительная образовательная программа по развитию речи «Путешествие в Златоустию»
рабочая программа на тему
Дополнительная образовательная программа по развитию речи предназначена для работы с дошкольниками 5-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zlotouste.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Дополнительная образовательная программа по развитию речи
«Путешествие в Златоустию» реализуется в рамках комплексной, образовательной программы студии раннего эстетического развития детей
«Росток», имеет социально – педагогическую направленность. Возраст детей
5-7 лет.
Программа по развитию речи «Путешествие в Златоустию» разработана на основе авторских разработок И. Выготской, Н. Берковской,
Л. Управителевой и лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания АПН под руководством профессора О.С. Ушаковой.
Актуальность данной программы связана с тем, что у детей этого возраста еще имеются те или иные несовершенства звуковой стороны речи. Эти несовершенства чаще всего выражаются в недостаточно четкой дифференциации отдельных звуков, главным образом свистящих и шипящих,
в нечетком различении на слух и в произношении звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Среди детей этого возраста есть еще и такие, которые нечисто произносят слова, нечетко артикулируют звуки. Некоторые дети не умеют регулировать громкость голоса, темп речи, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности.
Развитие речи, как предмет вводится в программу студии раннего эстетического развития с целью повышения качества речи – показателя уровня интеллектуального и эмоционального развития ребенка, в рамках основной задачи студии – подготовки детей к успешному обучению в школе.
Программа предусматривает:
- постоянную работу по развитию артикуляционных органов и мелкой моторики рук ,
- продолжение знакомства со звуками русского языка,
- различение звуков речи по глухости – звонкости, твердости – мягкости,
- определение звукового и слогового состава слов, правильную расстановку ударения в словах,
- работу над правильным составлением сложных предложений,
- формирование навыков рассказа и пересказа в устной речи,
- расширение словарного запаса дошкольника.
Отличительной особенностью программы является ее построение по тематическим блокам: «Цветик–семицветик» и «Путешествие в Златоустию» связанных между собой логической связью и единой структурой преподнесения материала программы.
Каждый блок содержит в себе сюжетную игру или сказку-игру, протяженную во времени. В некоторые сюжеты игр и сказок введен сквозной образ медвежонка Типтопа, что способствует созданию образовательной мотивации, эмоционально окрашивает процесс обучения.
Блоки организованы по принципу: от простого – к сложному. Темы второго года обучения повторяются, но образовательный процесс ведется на более сложном и расширенном уровне, и включается в новую логическую задачу. В последовательности расположения блоков прослеживается такая система подачи материала:
- внимание к собственным ощущениям при слуховом восприятии и при произнесении звуков речи;
- от звука речи – к слову;
- слоговой и звуковой состав слова;
- слово как составная часть предложения;
- предложение как составная часть рассказа, текста.
Задачи программы:
- Освоение звуковой стороны слова и слогового состава.
- Развитие фонематического слуха и артикуляционного аппарата.
- Формирование навыков правильного понимания и употребления терминов «звук», «слог», «слово», «предложение».
- Расширение и обогащение словарного запаса;
- Формирование навыков деления предложения на слова, слова на слоги
и звуки.
- Развитие и совершенствование грамматического строя речи.
- Создание необходимых условий для осмысления речевой практики детей и формирование коммуникативных умений и навыков.
- Формирование диалогической и монологической формы речи.
- Развитие памяти, мышления, внимания.
Программа по развитию речи «Путешествие в Златоустию» рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут.
Занятия проводятся в игровой форме с учетом психофизических особенностей детей дошкольного возраста. Игра способствует развитию памяти, внимания, сенсорных эталонов (понятие формы, размера, цвета, веса и т.д.). В ходе выполнения игровых заданий формируется ответственность ребёнка, его позиция по отношению к другим детям, а это начало социализации. Литературный материал (стихи, проза, пословицы, чистоговорки, загадки) подбираются с учетом возрастных особенностей детей на познавательную, нравственную и эстетическую тематику. Дети и сами стараются придумывать загадки, сочинять сказки и т.п. Предмет «Развитие речи» развивает интерес к чтению, а игры на развитие мелкой моторики рук готовят к школьному обучению.
Основной упор делается на развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение за связью слов в предложении, за построением простых и сложных предложений; за правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. В программу входят самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов. На каждом занятии идет работа по развитию устной речи, обогащение словаря детей в ходе знакомства с новыми понятиями.
Для предупреждения интеллектуальной и физической утомляемости в ходе занятий происходит частая смена деятельности. Активно используются музыкально – двигательные упражнения, изобразительная деятельность.
К концу обучения дети должны знать:
понятия звук, буква, слог, слово, предложение;
- понятия гласный-согласный, звонкий-глухой, шипящий звуки;
- наиболее распространенные виды транспорта;
- несложные правила этикета;
- понятия синоним-антоним;
уметь:
- различать гласные и согласные звуки;
- различать звонкие и глухие, твердые и мягкие, шипящие звуки;
- подбирать с помощью педагога синонимы и антонимы;
- правильно произносить все звуки;
- пересказывать небольшие рассказы;
- составлять описательные рассказы по сюжетным картинкамс помощью педагога;
- выразительно читать стихи;
- отчетливо произносить слова с естественной интонацией.
Формы отслеживания результативности:
- педагогические наблюдения за детьми в течение года;
- итоговые занятия по темам;
- контрольные занятия;
- открытые занятия для родителей;
- итоговое занятие.
I.1. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
1-го года обучения
№ | Тема занятий | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ | 0,5 | 0,5 | 1 |
2 | ОСНОВЫ СТРОЕНИЯ СЛОВА | 3 | 7 | 10 |
3 | ОСНОВЫ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ | 2 | 7 | 9 |
4 | КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ | 1 | 4 | 5 |
5 | ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА | 3 | 7 | 10 |
6 | ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. | 0,5 | 0,5 | 1 |
Итого: | 8,5 | 27,5 | 36 |
II.1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Тема 1. Вводное занятие – 1 час.
Теория. Знакомство с детьми. Введение в программу. Инструктаж по технике безопасности. Объяснение принципа блока «Цветик-семицветик»
Практика. Чтение сказки В Катаева «Цветик-семицветик». Исполнение песен и игр, изученных по программе «Логоритмика».
Тема 2. Основы строения слова – 10 часов.
Теория. Простейшие понятия о речи, предложении, слове, о слоге. Понятие об ударении в слове. Закрепление понятий о звуке. Закрепление знаний об овощах и фруктах. Понятие о семье. Простые понятия о строении человека.
Практика. Выполнение упражнений на развитие речи и правильного звукопроизношения (а,у,е,о, и, я, б, в, г). Выполнение лексических упражнений в обогащении, закреплении и активизации словаря. Составление простых рассказов по готовым изображениям и о своей семье. Выполнение упражнений на закрепление умений правильной расстановки ударений в словах. Работа с загадками и пословицами. Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики. Проведение дидактических и речевых игр «Овощи – Фрукты», «Сбор урожая», «Отгадай овощ», «Отгадай фрукт», «Один – много», «Кто кем приходится», «Собираем слова». Выполнение игр на закрепление знаний о частях тела человека. Проведение игр-имитаций «Собираем урожай», «Наполни корзинку», «Повар и овощи», «Урожай фруктов», «Большая семья».
Тема 3. Основы слухового восприятия – 9 часов.
Теория. Знакомство со звуками русского языка. Простейшие понятия о гласных и согласных, глухих и звонких звуках. Закрепление знаний о громкости звука. Знакомство со стихоритмикой. Беседа «Какие профессии вы знаете?». Знакомство с распространенными профессиями.
Практика. Выполнение упражнений на развитие речи и правильного звукопроизношения (р, ж, ш, к, г, з, с, б, п, д, т). Выполнение лексических упражнений в обогащении, закреплении и активизации словаря. Разучивание детских стихов с движением рук, ног, пальцев, тела, глаз, головы (стихоритмика). Работа с загадками, пословицами. Выполнение упражнений артикуляционной и пальчиковой гимнастики. Проведение дидактических, речевых и сюжетных игр «Угадай профессию», «Кто работает этими инструментами?», «Дидактическое лото», «Огнеопасные предметы», «Кому что нужно?».
Тема 4. Культура общения – 5 часов.
Теория. Понятие о культуре общении, вежливости. Введение в словарь слов приветствия и прощания, вежливых слов и обращений. Закрепление знаний о семье.
Практика. Выполнение лексических упражнений в обогащении, закреплении и активизации словаря. Выполнение упражнений на развитие речи и правильного звукопроизношения (ж,з,п, с, т, д, р, ч). Работа с загадками, пословицами. Выполнение упражнений артикуляционной и пальчиковой гимнастики. Проведение дидактических, речевых и сюжетных игр «Давайте знакомиться», «Поход в магазин», «Мы пришли к вам в гости» и ранее изученных.
Тема 5. Основы художественного слова – 10 часов.
Теория. Беседа «Значение книг в жизни человека». Правила бережного отношения к книге. Рассказ о детских писателях: Д. Драгунский, Н. Носов,
А. Заходер, Э. Успенский, О. Кургузов, Н. Калинина, Е. Пермяк, В. Сутеев. Закрепление знаний о составе слова, о растительном мире. Знакомство с временами года. Знакомство с месяцами года.
Практика. Чтение, простой анализ и краткий пересказ небольших рассказов детских писателей с помощью педагога. Выполнение упражнений на закрепление умений расстановки ударения в словах. Составление небольших рассказов по готовым изображениям и иллюстрациям времен года. Выполнение упражнений на закрепление знаний о временах и месяцах года. Выполнение лексических упражнений в обогащении, закреплении и активизации словаря. Выполнение упражнений на развитие речи и правильного звукопроизношения (к, л, м, н, р, ш, щ, х). Работа с загадками, пословицами. Разучивание и исполнение детских стихотворений методом стихоритмики. Выполнение упражнений артикуляционной и пальчиковой гимнастики. Проведение речевых и подвижных игр «Дети и волк», «Кто больше», «Хитрая лиса», «Кот и мыши», «Слушай – повторяй». Проведение сюжетно-ролевых игр на закрепление умений культурного общения. Подготовка к итоговому празднику.
Тема 6. Итоговое занятие – 1 час.
Теория. Подведение итогов обучения. Награждение лучших обучающихся.
Практика. Проведение итогового праздника, совместно с родителями.
К концу 1-го года обучения обучающиеся должны знать/иметь:
- простейшие понятия о слове и речи;
- название самых распространенных овощей, фруктов, профессий;
- правила обращения с книгами;
- знать новые слова, обогатить, закрепить, уточнить свой словарь;
- понятие о культуре общения.
уметь:
- составлять по изображению краткий рассказ;
- правильно расставлять ударения в словах;
- с выражением читать стихи;
- выполнять задания на развитие логики и речевого аппарата;
- кратко пересказывать текст при помощи педагога;
- стараться отчетливо произносить слова с естественной интонацией.
II.2 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2-ой год обучения.
№ | Тема занятий | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ | 0,5 | 0,5 | 1 |
2 | ОСНОВЫ СТРОЕНИЯ СЛОВА | 1 | 7 | 8 |
3 | ОСНОВЫ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ | 2 | 8 | 10 |
4 | КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ | 1 | 6 | 7 |
5 | ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА | 2 | 7 | 9 |
6 | ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. | 0,5 | 0,5 | 1 |
Итого: | 5 | 29 | 36 |
II.2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Тема 1. Вводное занятие – 1 час.
Теория. Правила поведения на занятиях. Знакомство с медвежонком Типтопом, картой Златоустии.
Практика. Работа с картой Златоустии. Игра «Поймай звук».
Тема 2. Основы строения речи – 8 часов.
Теория. Закрепление знаний о гласных и согласных, звонких и глухих звуках. Понятие о дифференциации согласных звуков: свистящие – шипящие. Основные понятия о вопросительном, восклицательном и нарицательном предложении. Интонационное построение речи. Расширение знаний о профессиях.
Практика. Выполнение упражнений на сравнение гласных по артикуляции. Выполнение упражнений по изучению и закреплению навыков построения различных предложений (вопросительное, восклицательное, нарицательное). Самостоятельная работа с иллюстрациями. Выполнение упражнений на развитие речи и правильного звукопроизношения (ж, ш, з, с, т, д, ч, ф). Выполнение упражнений пальчиковой и артикуляционной гимнастики. Выполнение лексических упражнений в обогащении, закреплении и активизации словаря. Работа с картой Златоустии (профессии жителей). Проведение дидактических игр: «Гласный – согласный», «Звук – цветовая модель», «Звенит – жужжит», «Слово – не слово», «Угадай по звуку», «Твердый – мягкий», «Угадай слово по звукам», «Назови первый звук», «Звук – хлопок», «Кому это надо?», «Из Слогандии – в Словандию». Игры по желанию детей.
Тема 3. Основы слухового восприятия – 10 часов.
Теория. Понятие алфавита. Понятие транспорт. Виды транспорта.
Практика. Упражнения на развитие и закрепление навыков графического написания печатных букв. Выполнение упражнений на развитие речи и правильного звукопроизношения( р, с, з, ш, ж, л, м, в, ц). Моделирование звуковой имитации различных видов транспорта. Закрепление умений по определению ударного звука. Выполнение лексических упражнений в обогащении, закреплении и активизации словаря. Выполнение упражнений пальчиковой и артикуляционной гимнастики. Работа с загадками и пословицами. Работа с картой Златоустии. Проведение дидактических игр: «Буква – движение», «Схема слова», «Угадай букву на ощупь», «Посели букву в домик», «Собираем слова», «Угадай букву по части», «Конструирование букв», «Угадай ударный гласный», «Добавь букву до слова», «Пальчики в гостях у букв», «Скачущий карандашик», «Кто на чем поедет?», « Трое в лодке», « Мы – пассажиры».
Тема 4. Культура общения – 7 часов.
Теория. Закрепление знаний о названиях приемов пищи (завтрак, обед, полдник, ужин). Правила поведения за столом. Понятие о хороших манерах. Закрепление знаний о посуде. Классификация столовой посуды. Правила поведения в городском транспорте.
Практика. Выполнение лексических упражнений в обогащении, закреплении и активизации словаря. Работа с иллюстрациями. Проведение сюжетно-ролевых игр «Попьем чаю», «Приходите на обед», «Званный ужин», «Завтрак для друга», «Я еду к деду» с привлечением образа Мишки Типтопа. Проведение дидактических игр: «Веселое путешествие», «Чего не хватает?», «Дорисуй», «Дорожки».
Тема 5. Основы художественного слова – 9 часов.
Теория. Особенности сказочного жанра (зачин, концовка, образная речь). Закрепление знаний о временах года. Первоначальное понятие о синонимах и антонимах.
Практика. Выполнение лексических упражнений в обогащении, закреплении и активизации словаря. Выполнение упражнений на развитие речи и правильного звукопроизношения. Составление небольших рассказов по изображению. Чтение и краткий пересказ небольших рассказов. Разучивание и исполнение детских стихотворений. Составление описательных рассказов по сюжетным картинкам. Разучивание и определение смысла пословиц и поговорок. Упражнения по сочинению окончания сказки, рассказа. Прочтение и элементарный анализ сказок: «Волшебное дерево», «Веселое путешествие», «Волшебная грядка», «Необыкновенные дороги», «Небывалый лес». Выполнение заданий по подбору синонимов и антонимов с помощью педагога. Подготовка к итоговому занятию.
Тема 5. Итоговое занятие – 1 час.
Теория. Подведение итогов обучения. Награждение обучающихся.
Практика. Проведение итогового праздника совместно с родителями.
К концу второго года обучения ребенок должен знать:
- понятия звук, буква, слог, слово, предложение;
- понятия гласный-согласный, звонкий-глухой, шипящий звуки;
- наиболее распространенные виды транспорта;
- несложные правила этикета;
- понятия синоним-антоним;
уметь:
- различать гласные и согласные звуки;
- различать звонкие и глухие, твердые и мягкие, шипящие звуки;
- подбирать с помощью педагога синонимы и антонимы;
- правильно произносить все звуки;
- пересказывать небольшие рассказы;
- составлять описательные рассказы по сюжетным картинкамс помощью педагога;
- выразительно читать стихи;
- отчетливо произносить слова с естественной интонацией.
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Для освоения программы на каждом занятии проводятся пальчиковые и артикуляционные упражнения. Используются скороговорки и чистоговорки.
Используются основные методы обучения: наглядный, словесный, метод практических заданий. Акцент делается на оригинальность и сказочно – игровой характер занятий. На каждом занятии для лучшего усвоения материала проводятся словесные и дидактические игры, работа с раздаточным материалом. Проводятся игры – импровизации, игры – имитации. Развитию графических навыков способствуют игровые задания выполняемые в тетради. На каждом занятии проводятся физкультминутки.
Приемы организации занятий по развитию речи:
- Объяснение;
- Напоминание,
- Пояснение;
- Беседа;
- Наблюдение за объектами живой природы, предметным миром;
- Рассматривание иллюстраций и картин;
- Рассказ педагога;
- Чтение произведений;
- Дидактические игры;
- Художественное слово;
- Повторение;
- Коммуникативные тренинги;
- Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок;
- Речевые задания и упражнения;
- Артикуляционная гимнастика;
- Игры-драматизации;
- Моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций.
Структура занятия по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы:
1. Обогащение и активизация словаря.
2. Работа над смысловой стороной слова.
3. Формирование грамматического строя речи.
4. Воспитание звуковой культуры речи.
5. Развитие элементарного осознания языковых явлений.
6. Развитие связной монологической речи (особенно у старших дошкольников).
Приемы обучения:
Основным прямым приемом является образец правильной грамматической формы или предложение педагога.
Активными приемами педагога являются:
1. Объяснение.
2. Повторение.
3. Пример правильной речи ребенка.
4. Прием сравнения.
5. Подсказка
6. Исправление.
На занятиях по развитию речи преобладают словесные методы в соединении с практическими упражнениями, которые проведены с учетом различных признаков:
1) по характеру языкового материала - фонетические, орфографические, лексические и т.д.
2) по характеру умственной деятельности - аналитические, синтетические, классификация, группирование, сопоставление, сравнение, обобщение .
3) по уровню самостоятельности - с объяснением до выполнения упражнения, с проверкой после выполнения, полностью самостоятельные.
Наглядные методы представлены в виде изображений, карточек и картин. Наглядность помогает организовывать самостоятельную работу учащихся. Наглядные пособия позволяют сравнивать и сопоставлять одни явления с другими.
Эвристические методы предполагают активную работу детей, возможность ребенка мыслить и самостоятельно работать. Эти методы направлены на активизацию познавательных процессов путем поиска, создания проблемы или исследования.
Сущность проблемного метода заключается в создании педагогом проблемной ситуации, в постановке такого вопроса, который бы стал для детей проблемой, задачей. Такие вопросы предполагают несколько ответов - догадок, а ребенок должен найти ключ к решению этой задачи и выбрать верный ответ. Поиск правильного пути решения проблемы активизирует мыслительную деятельность ребенка, поэтому чаще используется проблемно-поисковый метод.
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
- тетради, карандаши, фломастеры;
- карты Звукограда, Буквограда;
- набор карточек с буквами;
- набор сюжетных картинок;
- набор картин на тему «Русские пословицы»;
- записи со сказками и рассказами;
- магнитофон;
- детские книжки.
Наглядно – образный материал
- Иллюстрации и репродукции;
- Наглядно - дидактический материал;
- Игровые атрибуты;
- Стихи, загадки;
- Открытки для рассматривания
V. ЛИТЕРАТУРА.
1. Шорохова О.А. Речевое развитие ребенка. Москва. ТЦ «Сфера», 2009.
2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. М., 2007.
3. Выготская И.Г. Звукоград, Буквоград, Златоустие. М., Линка – пресс,
1999.
4. Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве». М., 2005.
5. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с художественной литературой.
Конспекты занятий. М., 2008.
6. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников.
Игры, упражнения, конспекты занятий. М., 2008.
7. Гризик Т.И. Развитие речи детей 6 – 7 лет. Методическое пособие.
М., 2007.
8. Арушанова А.Г. Развитие речи дошкольников. М.,1997.
9. Арушанова А,Г. развитие диалогического общения. М., 2007
10 Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. М,, 2007.
11 Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников - М. ВАКО,
2006.
12 Шорохова О.А. Играем в сказку Москва. ТЦ «Сфера», 2010.
13 Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам. М., «Сфера», 2010.
14 Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М., 2005.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ..
- Арушанова А.Г. Поговорки от Егорки. М.,» 2006
- Гербова В.В. Развитие речи. Художественная литература 5 -7 лет. М., 2007.
- Курцева З.И. Ты – словечко, я – словечко. Риторика. М., 2005.
- Шорыгина Т.А. Стихи к детским праздникам. Москва., 2009.
- Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. М.,!989.
- Соловьева О.Н. Времена года. М., 1989.
- Лопухина И.С. 550 упражнений для развития речи. М., 1995.
- Мазнин И.А. 500 загадок для детей. М., «Сфера», 2002.
- Акимушкин И.И. Мир животных. М., Мысль., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа «Стилистика. Культура речи»
Современному человеку необходимо овладеть искусством установления и поддержания контактов с окружающими их людьми. А овладение этим искусством должно начаться еще в школьном возрасте.Цель програ...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...
Рабочая программа по сценической речи к дополнительной образовательной программе «КВН»
Новизна программы заключается в том, что предназначена для работы с подростками, которые имеют желание научиться правильно организовывать и проводить мероприятия, развивая при этом свои организаторски...
Дополнительная образовательная программа по развитию и коррекции звукопроизносительной стороны речи у детей 3- 8 лет
Данная программа...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ГРАММАТИКИ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ»
Дополнительная образовательная программа для 8-9 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской Программы для общеобразо...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи «Путешествие на волшебную поляну звуков»
Закрепить артикуляцию гласных звуков и дифференциацию согласных звуков, с использованием здоровьесберегающих технологий....