Рабочая программа по сценической речи к дополнительной образовательной программе «КВН»
рабочая программа по теме

Калашникова Юлия Валерьевна

Новизна программы заключается в том, что предназначена для работы с подростками, которые имеют желание научиться правильно организовывать и проводить мероприятия, развивая при этом свои организаторские и актёрские способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_stsn._rechi.docx36.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования детей «Дом детского творчества» п. Ханымей Пуровского района

Рабочая программа

по сценической речи к

дополнительной образовательной программе «КВН»

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 14-17 лет

                                                                               Разработал: Калашникова Юлия Валерьевна,

                                                                     педагог дополнительного образования

п. Ханымей

2014 г.

Пояснительная записка

Не вызывает сомнения, что творчество – ведущая сила развития каждого человека, что именно в творчестве заключены начала социальной и нравственной жизни людей, их взаимоотношения. Человек творческий, обладающий многими компетенциями, чувствует себя уверенно в самых различных ситуациях бытового, межличностного, делового, профессионального общения.

Творческое начало есть в каждом ребёнке, но, к сожалению, традиционная школа не ставила своей непосредственной задачей его целенаправленное развитие, акцентируя внимание на освоении теоретических знаний и, в настоящий момент, главная задача педагога дополнительного образования – создать условия для раскрытия творческих способностей обучающихся. Но при этом возникает противоречие между школьным  опытом ребёнка, его установками на обучение, как получение готовых знаний, и требованиями, предъявляемыми обществом призван решить постоянный творческий поиск способов самореализации и адекватных моделей поведения.

Театральное образование способствует развитию памяти, воображения, ассоциативного мышления, культуры речи и поведения.  Все это играет огромную роль в повседневной жизни ребенка, помогает преодолению проблем внутри коллектива, улучшает взаимоотношения ребят друг к другу и обучает их вежливому общению.

Обучение актерскому мастерству и сценической речи способствует:

- раскрепощению, снятию физических и психологических зажимов;

- развитию ассоциативного и образного мышления;

- формированию навыков партнерских отношений;

- приучению к коллективной творческой работе;

- воспитанию культуры поведения и речи;

- развитию умений в области организации и оценочной деятельности;

- развитию активности, инициативы, самостоятельности обучающихся;

- воспитанию чувства сопереживания к проблемам друзей и других людей, окружающих.

Упражнения, входящие в данный курс, тренируют внимание, память, творческое воображение, оригинальность мышления. Улучшение межличностных отношений, адаптация в различных ситуациях, способность действовать коллективно, все это помогает развивать такое качество ребенка, как коммуникабельность.

Кроме того, возможность прикоснуться к театральному искусству развивает художественный вкус, расширяет кругозор, способствует воспитанию культуры поведения и речи.

Данная программа  создает условия для формирования таких качеств, как:

- способность к сотрудничеству;

- коммуникабельность;

- умение правильно «подать» себя.

Эти качества способствуют достижению жизненного успеха.

Одной из самых важных задач является воспитание творческой личности. Творческая личность – это личность, которая:

- стремится познать себя и окружающий мир;

- стремится к общению с искусством;

- стремится к овладению культурой слова, мысли и действия;

- свободна к проявлению собственных чувств;

- способна к восприятию гармонии музыки и цвета, мысли и жеста. 

        Новизна программы заключается в том, что предназначена для работы с подростками, которые имеют желание научиться правильно организовывать и проводить мероприятия, развивая при этом свои организаторские и актёрские способности. 

        Актуальность данной программы обусловлена тем, что современное общество постепенно приходит к пониманию необходимости формирования организаторской культуры. Для развития личности современного человека необходимо иметь определенные навыки в области не только информационно-коммуникационных технологий, менеджмента, маркетинга, но и обладать организаторскими, режиссерскими и актерскими способностями.

Цель: развитие творческих способностей ребенка, направленных на адаптацию учащихся к различным жизненным ситуациям.

Обучающие задачи:

  • обучить организации и проведению культурно-досуговых и организационно-массовых мероприятий;
  • обучить основам актёрского мастерства, сценическому движению, искусству словесного действия и принципам коллективного творчества.

Развивающие задачи:

  • развивать навыки актерского мастерства;
  • развивать организаторские и коммуникативные способности;
  • развивать творческий потенциал личности.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать культурно-эстетические нормы поведения;
  • формировать коммуникативность, лидерские качества и активную жизненную позицию;
  • создать мотивацию для дальнейшего саморазвития;
  •  формировать духовно-нравственные качества личности учащихся.

Возраст обучающихся – 14-17 лет, ввиду того, что данный возрастной период наиболее восприимчив к усвоению предложенной информации независимо от её интерпретации. Набор детей в студию «КВН» происходит ежегодно при посещении образовательных учреждений посёлка методом наблюдений. Дети со способностями ведущего выявляются в ходе небольшого собеседования.

Программа рассчитана на 1 год, объем  - 36 часов.  В группе 8-9 человек.


Учебно-тематический план

№ п\п

Наименование раздела, темы

Всего часов

Теория

Практика

1

Понятие ораторского искусства.

История ораторского искусства.

1

1

-

2

Уверенность в себе

2

1

1

3

Оратор и аудитория

3

1

2

4

Как построить свою речь

2

1

1

5

Орфоэпия

4

2

2

6

Техника речи

5

1

4

7

Дыхание и голос

5

-

5

8

Дикция

4

-

4

9

Работа над текстом

4

1

3

10

Виды подготовки.

Подготовка к выступлению.

6

-

6

ИТОГО:

36

8

28

Содержание программы

  1. Понятие ораторского искусства. Истории ораторского искусства (1 час). 

Цель: Ознакомить учащихся с понятием и историей ораторского искусства.

Теория: Знакомство с историей ораторского искусства и основными понятиями.

  1. Уверенность в себе (2 часа)

Цель: Обучить навыкам уверенного поведения. Развивать умение в детях преодоления психологических барьеров.  

Теория: Причины неуверенности. «Публичное одиночество». «Маска уверенности». Имидж оратора.

Практика: «Ораторская лихорадка» и способы избавления от неё. Мозговой штурм и «приемы для снятия волнения».

  1. Оратор и аудитория  (3 часа)

Цель: Ознакомить с понятием  «контакт с аудиторией».

Теория: Контакт эмоциональный и  визуальный. Учет особенностей аудитории. Методы привлечения внимания. Когда оратор настраивает аудиторию против себя? Когда выступающий сближается с аудиторией?

Практика: Знание психологии слушателей. Форма преподнесения материала. Влияние на поведение оратора наличие или отсутствие контакта.

  1. Как построить свою речь (2 часа)

Цель: Обучить навыкам грамотного построения речи.

Теория: Литературный язык - основа речи оратора. Современные нормы литературного языка.

Практика: Словарный запас говорящего. Речевые штампы. Чистота речи. Яркость, образность, выразительность. Правильность речи.

  1. Орфоэпия (4 часа)

Цель: Обучить основным правилам и законам орфоэпии. Читать и  говорить правильно, подражая звучащему образцу.

Теория: Правила и законы орфоэпии.

Практика: Читать написанное с орфоэпической подготовкой, внятно и отчетливо произносить звуки и слова, соблюдать нормальный темп произнесения. Умение давать аргументированную оценку речи других носителей языка.

  1. Техника речи (5 часов) 

Цель: Обучить технике речи.

Теория: Техника речи.

Практика: Голосовой аппарат. Фонационное дыхание. Голос и его характеристики. Дикция и артикуляция.

  1. Дыхание и голос (5 часов)

Цель: Постановка дыхания и голоса.

Практика: Упражнения для постановки дыхания и голоса.

  1. Дикция (4 часа)

Цель: Развитие дикции.

Практика: Работа над дикцией. Голосовые упражнения. Подвижность органов артикуляции.

  1. Работа над текстом (4 часа)

Цель: Разбор предложенного текста.

Теория: Анализ текста. Идея текста.

Практика: Знаки препинания, грамматические паузы, место жестикуляции и мимики в речевом поведении.

  1. Подготовка к выступлению (6 часов)

Цель: Подготавливать учащихся к выступлениям игр КВН.

Практика: Определение темы. Название темы. Формулировка цели. Подбор материалов. Изучение отобранной литературы. Записи прочитанного. Выработка собственной позиции. Виды подготовки. Писать или не писать текст речи? Овладение материалом выступления. Выступление с опорой на текст. Выступление без записей. Выступление экспромтом.

 

Методическое обеспечение программы

Теоретический материал излагается в форме беседы, демонстрации видеоматериалов, рассказа, объяснения. На последующих этапах используются методы привлечения обучающихся к активной творческой деятельности.

        Содержание учебного процесса в объединении строится по принципам взаимоуважения, опоры на интерес, личностного подхода. Образовательный материал усваивается обучающимися по принципу усложнения материала. Большое внимание уделяется проявлению у детей актёрских качеств, проявлению личности в игровых моделях, жизненных ситуациях, созданию благоприятной атмосферы на репетициях и во время игры, превращение занятия в увлекательное путешествие, проведение мини-игр, экспромтов.

В завершении обучения самостоятельная работа приобретает ведущую роль. Она внимательно  корректируется педагогом,  который становится в большей степени «советчиком» нежели «руководящим». На этом этапе в большей степени происходит самовыражение личности учащегося.

          В программе используются следующие методические средства:

- специальная литература по теории ораторского искусства;

- методические пособия по развитию сценической речи;

- методические пособия, разрабатываемые педагогом с учетом конкретных ситуаций, возникающих в ходе реализации программы или при необходимости более глубокого изучения какой-либо темы;

- тренинги;

- упражнения на постановку дыхания, голоса, дикции;

- творческие встречи со специалистами по сценической и разговорной речи.

Педагогические образовательные технологии реализации программы:

- технология личностно-ориентированного обучения;

- технология дифференцированного обучения (выявление «трудных подростков» и индивидуальный подход к ним);

- технология коллективного взаимообучения (обучение работе в «группе», в сотрудничестве);

- технология развивающего обучения;

- здоровьесберегающие технологии;

- технология критического обучения.

Описание планируемых результатов

К концу обучения  учащийся должен знать: 

- понятие ораторского искусства. Историю ораторского искусства;

- правила построения речи;

- правила и законы орфоэпии;

- технику речи;

- виды подготовки.

должен уметь:

- избавляться от «ораторской лихорадки»;

- применять мозговой штурм и «приемы для снятия волнения»;

- правильно преподносить материал;

- читать написанное с орфоэпической подготовкой;

- внятно и отчетливо произносить звуки и слова;

- соблюдать нормальный темп произнесения;

- давать аргументированную оценку речи других носителей языка;

- выступать с опорой на текст, выступать без записей, выступать экспромтом.

Условия реализации программы

Для реализации программы необходимо выполнение следующего обеспечения образовательного процесса:

Материально-техническое обеспечение программы:

- ноутбук;

- принтер;

- микрофоны.  


Список литературы, используемый для разработки программы и                       организации образовательного процесса

  1. Васильев Ю.А. «Ораторское искусство–движение во времени» - М: Санкт-Петербург: «Санкт-Петербург», 2010г.
  2. Козлинивая И.П. «Сценическая речь» - М: Издательство «ГИТИС», 2000г.
  3. Петрова Л.Т. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра №5- М: «Я вхожу в мир искусств», 2010г. 
  4. Петрова А.И. «Сценическая речь» - М: «Искусство» - 1999г.
  5. Сопер П.Л. «Основы искусства речи» - М: «Феникс», 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс по сценической речи: «Комплекс профессиональных упражнений "Сценические навыки учащихся»

Комплекс профессиональных упражнений "Сценические навыки учащихся в условиях досугового пространства образовательного учреждения"...

Рабочая образовательная программа по предмету Народно-сценический танец

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"8715428","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 100px; height: 100px; margin: 5px; float: left;"}}]]Рабочая образовательная п...

Образовательная рабочая программа "Сценическая речь"

Образовательная программа «Сценическая речь» имеет художественно-эстетическую направленность, предназначенную обучать и воспитывать способных к художественному творчеству детей – развитие стремл...

Образовательная программа "Сценическая речь"

Образовательная программа «Сценическая речь» в системе образовательных программ дополнительного образования детей имеет художественно-эстетическую направленность. Программа рассчитана...

Изучение литературного творчества в освоении учащимися программы по сценической речи

В период 2016 по 2018 год в студии театрального искусства «Взгляд» МАУ ДО ДДТ «Маленький принц» г. Хабаровска, совместно с педагогом-психологом Лемешко Э. М. проводился своего ...