Рабочая программа по сценической речи к дополнительной образовательной программе «КВН»
рабочая программа по теме
Новизна программы заключается в том, что предназначена для работы с подростками, которые имеют желание научиться правильно организовывать и проводить мероприятия, развивая при этом свои организаторские и актёрские способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_stsn._rechi.docx | 36.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования детей «Дом детского творчества» п. Ханымей Пуровского района
Рабочая программа
по сценической речи к
дополнительной образовательной программе «КВН»
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 14-17 лет
Разработал: Калашникова Юлия Валерьевна,
педагог дополнительного образования
п. Ханымей
Пояснительная записка
Не вызывает сомнения, что творчество – ведущая сила развития каждого человека, что именно в творчестве заключены начала социальной и нравственной жизни людей, их взаимоотношения. Человек творческий, обладающий многими компетенциями, чувствует себя уверенно в самых различных ситуациях бытового, межличностного, делового, профессионального общения.
Творческое начало есть в каждом ребёнке, но, к сожалению, традиционная школа не ставила своей непосредственной задачей его целенаправленное развитие, акцентируя внимание на освоении теоретических знаний и, в настоящий момент, главная задача педагога дополнительного образования – создать условия для раскрытия творческих способностей обучающихся. Но при этом возникает противоречие между школьным опытом ребёнка, его установками на обучение, как получение готовых знаний, и требованиями, предъявляемыми обществом призван решить постоянный творческий поиск способов самореализации и адекватных моделей поведения.
Театральное образование способствует развитию памяти, воображения, ассоциативного мышления, культуры речи и поведения. Все это играет огромную роль в повседневной жизни ребенка, помогает преодолению проблем внутри коллектива, улучшает взаимоотношения ребят друг к другу и обучает их вежливому общению.
Обучение актерскому мастерству и сценической речи способствует:
- раскрепощению, снятию физических и психологических зажимов;
- развитию ассоциативного и образного мышления;
- формированию навыков партнерских отношений;
- приучению к коллективной творческой работе;
- воспитанию культуры поведения и речи;
- развитию умений в области организации и оценочной деятельности;
- развитию активности, инициативы, самостоятельности обучающихся;
- воспитанию чувства сопереживания к проблемам друзей и других людей, окружающих.
Упражнения, входящие в данный курс, тренируют внимание, память, творческое воображение, оригинальность мышления. Улучшение межличностных отношений, адаптация в различных ситуациях, способность действовать коллективно, все это помогает развивать такое качество ребенка, как коммуникабельность.
Кроме того, возможность прикоснуться к театральному искусству развивает художественный вкус, расширяет кругозор, способствует воспитанию культуры поведения и речи.
Данная программа создает условия для формирования таких качеств, как:
- способность к сотрудничеству;
- коммуникабельность;
- умение правильно «подать» себя.
Эти качества способствуют достижению жизненного успеха.
Одной из самых важных задач является воспитание творческой личности. Творческая личность – это личность, которая:
- стремится познать себя и окружающий мир;
- стремится к общению с искусством;
- стремится к овладению культурой слова, мысли и действия;
- свободна к проявлению собственных чувств;
- способна к восприятию гармонии музыки и цвета, мысли и жеста.
Новизна программы заключается в том, что предназначена для работы с подростками, которые имеют желание научиться правильно организовывать и проводить мероприятия, развивая при этом свои организаторские и актёрские способности.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что современное общество постепенно приходит к пониманию необходимости формирования организаторской культуры. Для развития личности современного человека необходимо иметь определенные навыки в области не только информационно-коммуникационных технологий, менеджмента, маркетинга, но и обладать организаторскими, режиссерскими и актерскими способностями.
Цель: развитие творческих способностей ребенка, направленных на адаптацию учащихся к различным жизненным ситуациям.
Обучающие задачи:
- обучить организации и проведению культурно-досуговых и организационно-массовых мероприятий;
- обучить основам актёрского мастерства, сценическому движению, искусству словесного действия и принципам коллективного творчества.
Развивающие задачи:
- развивать навыки актерского мастерства;
- развивать организаторские и коммуникативные способности;
- развивать творческий потенциал личности.
Воспитательные задачи:
- воспитывать культурно-эстетические нормы поведения;
- формировать коммуникативность, лидерские качества и активную жизненную позицию;
- создать мотивацию для дальнейшего саморазвития;
- формировать духовно-нравственные качества личности учащихся.
Возраст обучающихся – 14-17 лет, ввиду того, что данный возрастной период наиболее восприимчив к усвоению предложенной информации независимо от её интерпретации. Набор детей в студию «КВН» происходит ежегодно при посещении образовательных учреждений посёлка методом наблюдений. Дети со способностями ведущего выявляются в ходе небольшого собеседования.
Программа рассчитана на 1 год, объем - 36 часов. В группе 8-9 человек.
Учебно-тематический план
№ п\п | Наименование раздела, темы | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Понятие ораторского искусства. История ораторского искусства. | 1 | 1 | - |
2 | Уверенность в себе | 2 | 1 | 1 |
3 | Оратор и аудитория | 3 | 1 | 2 |
4 | Как построить свою речь | 2 | 1 | 1 |
5 | Орфоэпия | 4 | 2 | 2 |
6 | Техника речи | 5 | 1 | 4 |
7 | Дыхание и голос | 5 | - | 5 |
8 | Дикция | 4 | - | 4 |
9 | Работа над текстом | 4 | 1 | 3 |
10 | Виды подготовки. Подготовка к выступлению. | 6 | - | 6 |
ИТОГО: | 36 | 8 | 28 |
Содержание программы
- Понятие ораторского искусства. Истории ораторского искусства (1 час).
Цель: Ознакомить учащихся с понятием и историей ораторского искусства.
Теория: Знакомство с историей ораторского искусства и основными понятиями.
- Уверенность в себе (2 часа)
Цель: Обучить навыкам уверенного поведения. Развивать умение в детях преодоления психологических барьеров.
Теория: Причины неуверенности. «Публичное одиночество». «Маска уверенности». Имидж оратора.
Практика: «Ораторская лихорадка» и способы избавления от неё. Мозговой штурм и «приемы для снятия волнения».
- Оратор и аудитория (3 часа)
Цель: Ознакомить с понятием «контакт с аудиторией».
Теория: Контакт эмоциональный и визуальный. Учет особенностей аудитории. Методы привлечения внимания. Когда оратор настраивает аудиторию против себя? Когда выступающий сближается с аудиторией?
Практика: Знание психологии слушателей. Форма преподнесения материала. Влияние на поведение оратора наличие или отсутствие контакта.
- Как построить свою речь (2 часа)
Цель: Обучить навыкам грамотного построения речи.
Теория: Литературный язык - основа речи оратора. Современные нормы литературного языка.
Практика: Словарный запас говорящего. Речевые штампы. Чистота речи. Яркость, образность, выразительность. Правильность речи.
- Орфоэпия (4 часа)
Цель: Обучить основным правилам и законам орфоэпии. Читать и говорить правильно, подражая звучащему образцу.
Теория: Правила и законы орфоэпии.
Практика: Читать написанное с орфоэпической подготовкой, внятно и отчетливо произносить звуки и слова, соблюдать нормальный темп произнесения. Умение давать аргументированную оценку речи других носителей языка.
- Техника речи (5 часов)
Цель: Обучить технике речи.
Теория: Техника речи.
Практика: Голосовой аппарат. Фонационное дыхание. Голос и его характеристики. Дикция и артикуляция.
- Дыхание и голос (5 часов)
Цель: Постановка дыхания и голоса.
Практика: Упражнения для постановки дыхания и голоса.
- Дикция (4 часа)
Цель: Развитие дикции.
Практика: Работа над дикцией. Голосовые упражнения. Подвижность органов артикуляции.
- Работа над текстом (4 часа)
Цель: Разбор предложенного текста.
Теория: Анализ текста. Идея текста.
Практика: Знаки препинания, грамматические паузы, место жестикуляции и мимики в речевом поведении.
- Подготовка к выступлению (6 часов)
Цель: Подготавливать учащихся к выступлениям игр КВН.
Практика: Определение темы. Название темы. Формулировка цели. Подбор материалов. Изучение отобранной литературы. Записи прочитанного. Выработка собственной позиции. Виды подготовки. Писать или не писать текст речи? Овладение материалом выступления. Выступление с опорой на текст. Выступление без записей. Выступление экспромтом.
Методическое обеспечение программы
Теоретический материал излагается в форме беседы, демонстрации видеоматериалов, рассказа, объяснения. На последующих этапах используются методы привлечения обучающихся к активной творческой деятельности.
Содержание учебного процесса в объединении строится по принципам взаимоуважения, опоры на интерес, личностного подхода. Образовательный материал усваивается обучающимися по принципу усложнения материала. Большое внимание уделяется проявлению у детей актёрских качеств, проявлению личности в игровых моделях, жизненных ситуациях, созданию благоприятной атмосферы на репетициях и во время игры, превращение занятия в увлекательное путешествие, проведение мини-игр, экспромтов.
В завершении обучения самостоятельная работа приобретает ведущую роль. Она внимательно корректируется педагогом, который становится в большей степени «советчиком» нежели «руководящим». На этом этапе в большей степени происходит самовыражение личности учащегося.
В программе используются следующие методические средства:
- специальная литература по теории ораторского искусства;
- методические пособия по развитию сценической речи;
- методические пособия, разрабатываемые педагогом с учетом конкретных ситуаций, возникающих в ходе реализации программы или при необходимости более глубокого изучения какой-либо темы;
- тренинги;
- упражнения на постановку дыхания, голоса, дикции;
- творческие встречи со специалистами по сценической и разговорной речи.
Педагогические образовательные технологии реализации программы:
- технология личностно-ориентированного обучения;
- технология дифференцированного обучения (выявление «трудных подростков» и индивидуальный подход к ним);
- технология коллективного взаимообучения (обучение работе в «группе», в сотрудничестве);
- технология развивающего обучения;
- здоровьесберегающие технологии;
- технология критического обучения.
Описание планируемых результатов
К концу обучения учащийся должен знать:
- понятие ораторского искусства. Историю ораторского искусства;
- правила построения речи;
- правила и законы орфоэпии;
- технику речи;
- виды подготовки.
должен уметь:
- избавляться от «ораторской лихорадки»;
- применять мозговой штурм и «приемы для снятия волнения»;
- правильно преподносить материал;
- читать написанное с орфоэпической подготовкой;
- внятно и отчетливо произносить звуки и слова;
- соблюдать нормальный темп произнесения;
- давать аргументированную оценку речи других носителей языка;
- выступать с опорой на текст, выступать без записей, выступать экспромтом.
Условия реализации программы
Для реализации программы необходимо выполнение следующего обеспечения образовательного процесса:
Материально-техническое обеспечение программы:
- ноутбук;
- принтер;
- микрофоны.
Список литературы, используемый для разработки программы и организации образовательного процесса
- Васильев Ю.А. «Ораторское искусство–движение во времени» - М: Санкт-Петербург: «Санкт-Петербург», 2010г.
- Козлинивая И.П. «Сценическая речь» - М: Издательство «ГИТИС», 2000г.
- Петрова Л.Т. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра №5- М: «Я вхожу в мир искусств», 2010г.
- Петрова А.И. «Сценическая речь» - М: «Искусство» - 1999г.
- Сопер П.Л. «Основы искусства речи» - М: «Феникс», 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа «Сценическая речь» (2014-15 уч. г.)
Программа по сценической речи для детей 5-9 кл....
Мастер – класс по сценической речи: «Комплекс профессиональных упражнений "Сценические навыки учащихся»
Комплекс профессиональных упражнений "Сценические навыки учащихся в условиях досугового пространства образовательного учреждения"...
Рабочая образовательная программа по предмету Народно-сценический танец
[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"8715428","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 100px; height: 100px; margin: 5px; float: left;"}}]]Рабочая образовательная п...
Образовательная рабочая программа "Сценическая речь"
Образовательная программа «Сценическая речь» имеет художественно-эстетическую направленность, предназначенную обучать и воспитывать способных к художественному творчеству детей – развитие стремл...
Образовательная программа "Сценическая речь"
Образовательная программа «Сценическая речь» в системе образовательных программ дополнительного образования детей имеет художественно-эстетическую направленность. Программа рассчитана...
Изучение литературного творчества в освоении учащимися программы по сценической речи
В период 2016 по 2018 год в студии театрального искусства «Взгляд» МАУ ДО ДДТ «Маленький принц» г. Хабаровска, совместно с педагогом-психологом Лемешко Э. М. проводился своего ...
Разработка занятий по сценической речи и сценическому движению
Разработка занятий...