Образование: скрытое сокровище» (из опыта работы по интеграции основного и дополнительного образования)
презентация к уроку

Цыганкова Ирина Валерьевна

Материал выступления на Международной Российско-Белорусской конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_konferentsiyu.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Образование: скрытое сокровище»

(из опыта работы по интеграции основного и дополнительного образования)

 Чувства гражданственности и патриотизма настолько многогранны по своему содержанию, что не могут быть определены несколькими словами.

Яркими проявлений патриотизма является гордость за свой народ,  любовь к родным местам и ощущение своей неразрывной связи с  окружающим миром, желание сохранять, приумножать. Николай Сладков сказал: «Нельзя защищать то, что не любишь. Нельзя любить то, чего не знаешь». Эти сложные чувства слагаются из эмоционально-положительного отношения, устойчивого интереса к природе и желания трудиться в природе, преобразуя и охраняя её.

XXI век объявлен ЮНЕСКО веком образования. Система образования названа стратегически важной сферой человеческой деятельности в решении глобальных проблем выживания и развития человечества и глобальными функциями образования стали гуманистическая и экологическая. Иными словами, новое содержание образования должно быть ориентировано на “погружение”

ребёнка в реальное социоприродное окружение, в жизненный мир и реальные проблемы, активный личностный поиск способов жизнедеятельности в мире, отвечающих достижению гармонии с природой.  

 Содержание предметов естественного цикла, система экологического воспитания помогает ребенку адаптироваться к условиям жизни,

 создает условия для познания себя и окружающего мира, позволяет неформально общаться с детьми других общественных групп (экологические акции, профильные лагеря, конкурсы, научно-практические конференции). Да и в ходе реализации образовательных программ мы основываемся на компетентностном, системно - деятельностном подходе для формирования и развития способности детей эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций.

 Работа с природными объектами, общение с природой обогащают внутренний мир, совершенствуют эстетический вкус, вызывают стремление "не навредить", и жить по законам Истины, Добра и Красоты.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. В обыденной жизни многим кажется, что занимаются исследованиями и проектированием только одаренные, талантливые дети.

 В психологии под одаренность понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств. В мировой психолого-педагогической науке существуют различные концептуальные модели одаренности. Одной из наиболее популярных теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная американским исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:

  • интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
  • креативности;
  • настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).

Кроме того, он выделял знания (эрудицию) и благоприятную окружающую среду. Фактически, он предлагает относить к категории одаренных тех детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик. В своих работах автор заменяет термин “одаренность” на “потенциал”.

 

В связи с вышесказанным, выделяют три категории одаренных детей:

  • Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
  • Дети с признаками специальной умственной одаренности – одаренности в определенной области науки (такие обучающиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте).
  • Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко скрываются в старшем школьном возрасте).

Иными словами, можно сказать, что каждый ребенок талантлив и в каждом есть «искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия.

 Реализация авторской программы дополнительного образования «Мой город», рассчитанная на трехлетний курс обучения обучающихся 13 – 15 лет, позволяет в полной мере реализовать 3 этапа формирования опыта исследовательской деятельности:

I: исследовательская деятельность на уроке в виде решения экспериментальных задач. Для отдельных учащихся, наиболее увлеченных естественными науками, на уроках предлагаются экспериментальные и расчетные задачи экологической направленности.

II: проблемно – поисковый, предполагает развитие самостоятельности и активности на основе усвоения и осмысления проблем и новой информации из различных источников. Педагог выступает в роли консультанта, а ученик приходит к результату самостоятельно.

III: исследовательская деятельность с неопределенным содержанием.

Большую часть работы на этом этапе ученики выполняют самостоятельно.

Организация работы на 2 и 3 этапах требует значительных временных затрат и поэтому реализуется в рамках дополнительного образования, во внеурочной деятельности.

 Ведущей идеей программы «Мой город» является воспитание активной, творческой экологически грамотной личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность.

Цель дополнительной образовательной программы «Мой город»:  сформировать навыки экологически целесообразного поведения, нравственно- эстетических и  научно-практических норм отношения к окружающей среде, а так же ключевые компетенции, необходимые для успешной социализации детей, средствами экологического и биологического  образования.

 Теоретическая новизна программы заключается в выявлении организационных и дидактических условий по адаптации форм и приемов экологического образования для обучающихся средней школы в рамках дополнительного эколого-биологического образования, в связи с отсутствием школьного предмета «Экология».
Практическая значимость программы деятельности заключается в следующем:

  • предоставляются возможность детям приобрести практический опыт взаимодействия в природно-социальной среде;
  • обеспечивается формирование общечеловеческих норм взаимоотношений;
  • создаются условия для экологического волонтерства, организации самостоятельной проектно-исследовательской деятельности,  профессионального самоопределения.
  • формируется адекватная самооценка

Условия реализации программы.

1. Интеграция общего и дополнительного образования.
2.Формирование эмоциональной сферы личности ребенка
Для развития эмоциональной сферы обучающихся эколого-биологического кружка реализуются следующие организационные и дидактические условия:

3. Создание индивидуальной образовательной траектории для каждого обучающегося адекватно его индивидуальным особенностям.

4. Обеспечение материально технической базы образовательного процесса в кружке:

5. Сотрудничество и взаимопонимание с учащимися и их родителями

Педагогические принципы реализации программы:

- научность преподавания;

- психологизация образовательного процесса;

- непрерывность образования;

- формирование целостного представления о мире;

- реализация деятельностного подхода;

- создание эмоционально- психологической комфортности;

- развитие креативности мышления.

Этапы реализации программы.

1.Первый год обучения  – школа начальной подготовки «Мир, который меня окружает».

В первый год обучения кружковцы приобретают экологические знания
на базовом уровне. Через экскурсии, игры, непосредственное взаимодействие с миром окружающей среды реализуется ведущая идея курса – эмоциональная включенность ребенка в познание среды обитания.
2. Второй год обучения – лаборатория исследователя « Я исследую и познаю свой город».

Приобретаются компетенции по обеспечению личной экологической, социальной и информационной безопасности. Обучающиеся осваивают проектную деятельность, участвуют в  экологических инициативах и исследованиях. Волонтерская деятельность, участие в различных  конкурсах и инициативах развивает гражданскую активность, чувство ответственности, коммуникативные навыки  ребенка.
.Третий год обучения – школа добротворчества «Я украшаю свой город».

На занятиях ребята выполняют исследовательские проекты и исследовательские работы различной социально значимой тематики, в дальнейшем участвуя в различных  научных чтениях, конференциях, акциях привлекают жителей города и муниципальные власти. Выбор тематики исследований определяется личностными интересами старшеклассников и нередко связан с дальнейшим профессиональным самоопределением. Педагог  выполняет роль консультанта, наставника. Работа обучающихся чаще всего носит самостоятельный характер. В результате ребята приобретают навыки по социометрии, экологическому мониторингу, и исследованию и преобразованию городской среды.

 Проектируемым результатом программы «Мой город» является развитие социальной  и гражданской активности. Основные показатели этого результата:

  • Уровень освоения этапов проектной деятельности в области эколого-краеведческих исследований;
  • Уровень развития творческого мышления (концептуальность, стремление к позитивному преобразованию окружающей городской среды, системность);
  • Уровень сформированности навыков проектной деятельности, умения работать с научной и научно-популярной литературой;
  • Уровень развития эмоциональной сферы;
  • уровень развития личностных качеств, необходимых для реализации творческих идей в сфере эколого-краеведческих исследований и экологического волонтерства.
  • Степень повышения ответственности ребенка за сохранение окружающей среды.

Одаренность, талант, способность к исследовательской деятельности  – это не только дар, но и испытание для ребенка. Ясно также и то, что такой ученик – это тоже дар и испытание для учителя, т.е. тот пробный камень, споткнувшись о который, можно упасть и разбиться или, напротив, преодолев боль и недоумение, подняться на более высокий уровень профессионального становления.

 Организованное и реализуемое таким образом взаимодействие педагога и обучающихся, основанное на постоянном продуктивном образовании, формировании нравственной и гражданской позиции ребенка в его отношениях с окружающим миром в полной мере позволяет не только реализовать четыре базовых принципа, положенных в основу образования - учиться жить, учиться познавать, учиться делать и учиться сосуществовать, но и способствует реализации, скрытых как драгоценный клад, таланта и гражданственности личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция основного и дополнительного образования учащихся (из опыта реализации программы «Азы православия»)

«Азы православия» - это вводный курс для  знакомства детей с нравственными и духовными основами православия, учит устанавливать взаимоотношения между детьми, формирует нравственное поведение в се...

" Социализация личности. Мотивация осознанного обучения и повышение качества знаний путем интеграции основного и дополнительного образования" (из опыта работы ГБОУ СОШ № 312)

В статье рассматривается вопрос необходимости интеграции общего и дополнительного образования. Предложены схемы и взаимосвязи, возникшие в оезультате практической работы в данном направлении коллектив...

Работа с одаренными детьми дошкольного возраста в рамках интеграции основного и дополнительного образования

Тема одаренности достаточно актуальна в настоящее время. Для дальнейшего культурного, экономического, социального развития страны требуются яркие личности, умеющие принимать нестандартные решения. Гла...

Интеграция основного и дополнительного образования в условиях ФГОС.Из опыта работы.

Методическая статья из опыта работы, учреждения , реализующего программы дополнительного образования и средней общеобразовательной школы....

Интеграция основного и дополнительного образования в работе объединения Имидж-студия «Подиум»

В статье показана взаимосвязь дополнительного  и основного образования. Влияние полученных знаний и умений в формировании стиля, характера и т..д....