Интеграция основного и дополнительного образования в условиях ФГОС.Из опыта работы.
опыты и эксперименты по теме
Методическая статья из опыта работы, учреждения , реализующего программы дополнительного образования и средней общеобразовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy_k_odar.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеграция основного и дополнительного образования в условиях ФГОС. Художественная направленность.
Центр внешкольной работы с.Богатое Самарской области– это учреждение, где дети и подростки могут реализовать своё право на свободу выбора. Здесь формируются характер, умение общаться, сотрудничать , развивать творческие способности. Для воспитанников организованы различные объединения по интересам по 6 направленностям, в том числе художественной .
«Одним из эффективных путей решения проблемы творческого развития личности ребёнка выступает интеграция основного и дополнительного образования, реализация личностно-ориентированного и личностно-деятельностного подходов, способных сыграть в жизни ребёнка значительную роль в достижении им вершин своего творческого развития, в определении жизненного пути .»
Березина В.А.
В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве, воспитания Человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начала.
Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам общеэстетического и нравственного воспитания. Дополнительное образование детей имеет большие возможности для развития творческих способностей ребёнка, его самоопределения. Выявлено, что формированию положительной мотивации учения и общественно полезной деятельности способствуют общее положительное отношение к школе, дополнительному образованию, радость познания, желание что-то сделать своими руками, широта интересов, любознательность .
Понятие детского творчества означает деятельность ребенка, создающего «нечто новое» и не связано с возрастными ограничениями В личностном плане детское творчество не столько основано на имеющихся задатках, знаниях, умениях, навыках, сколько развивает их, способствуя становлению личности, созиданию самого себя, оно более средство саморазвития, нежели самореализации.
И если под понятием творчества в начальной школе мы подразумеваем не создание духовных ценностей, не конечный результат, а сам процесс, а так же действенность, способность к перевоплощению чужих мнений и чувств в свои собственные, то вся деятельность ученика на занятиях почти полностью должна быть творчеством.
На протяжении последних лет Центр внешкольной работы тесно сотрудничает со школами Богатовского района по вопросам обучения, воспитания и развития детей. Охват начальной школы района в нашем учреждении 100 % и очень важно, чтобы связь между учреждениями и в дальнейшем налаживалась и не прерывалась.
Благодаря заинтересованности и поддержке учителей начальной школы это сотрудничество очень активное, продуктивное и плодотворное. Во главу здесь ставится ребёнок. Работа учителей и педагогов дополнительного образования направлена на гармоничное развитие ребёнка, развитие творческих способностей, характера, умения общаться, сотрудничать. Придя в Центр внешкольной работы школьник находится в ситуации выбора и мы даем ему право попробовать себя в различных видах деятельности многочисленных объединений . В итоге каждый находит себе занятие , что называется по душе, прежде всего интересное и занимательное. Главная задача педагогов на занятиях творчества – создать комфортные условия сотрудничества, приоткрыть перспективу и показать идеал, подсказать и помочь в выборе средств и способов действий.
Педагоги знакомят детей с основными видами искусства и раскрывают комплексный характер народного художественного творчества. Развивают эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративного искусства, формируют основы эстетического восприятия, способствуют развитию познавательной и творческой активности детей, активизируют самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.
Специфика занятий художественной направленности позволяет эффективно развить у школьников творческую фантазию, хороший эстетический вкус, интерес и любовь к народному искусству. В процессе занятий у детей формируются необходимые творческие умения и навыки . Развитие творческой деятельности, восприятия ведётся через систему творческих заданий. Только самостоятельное творчество детей на занятиях активизирует их способности. Составляя, подбирая творческие задания для младших школьников педагоги придерживаются следующих принципов:
- делать основной акцент на развитие творческих способностей ребёнка в различных видах деятельности, при этом искать наиболее рациональные пути взаимодействия видов деятельности на каждом занятии;
- использование разнообразных форм и методов работы, прежде всего игровых, чтобы вызвать творческую активность, заинтересованность каждого ребёнка;
Использование приемов и методов дифференциации и индивидуализации на различных этапах занятия, позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей младших школьников.
Применяются такие средства дифференциации:
а) разработка заданий различной степени трудности и объема;
б) разная мера помощи педагога воспитанникам при выполнении заданий;
в) вариативность темпа деятельности;
г) индивидуальные и дифференцированные задания.
Часто ребятам предлагается выполнить одинаковые задания, но при этом они получают разную меру помощи, которую может оказать как педагог, посредством инструктажа, образцов, памяток, так и успешно обучающиеся по данному предмету воспитанники-консультанты.
Одним из важных направлений эстетического воспитания является формирование у детей способности воспринимать и ценить прекрасное в общественной жизни, природе, искусстве и чувствовать себя сопричастными к этой красоте.
Так например в объединениях декоративно – прикладного творчества или дома с родителями, а позднее самостоятельно дети могут научиться множеству увлекательных и полезных вещей: работе с бумагой и вышивке, шитью , вязанию и изготовлению поделок из природного материала, бисера, работе по дереву и лепке из солёного теста, могут научиться выжигать и шить мягкие игрушки. Делая что-либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Все это поможет ребенку в школе, особенно при овладении письмом, да и в дальнейшей его жизни эти качества будут нелишними.
Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно особенно для младших школьников.
И еще очень важен психологический аспект : умение что-нибудь сделать самому позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых, повышает самооценку. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах - необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив.
Совместная деятельность детей на занятиях создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении заданий, вместе переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков, поведения окружающих. При коллективном творчестве происходит преображение робких, застенчивых детей в раскрепощенных, инициативных.
Деятельность детей всегда продуктивна, т.к. педагогом определяются ближние и дальние цели, на занятиях создаётся ситуация творческого поиска и мотивов деятельности, что является своеобразным толчком, который выводит ребенка из состояния «инертного покоя» и способствует осуществлению творческой деятельности, которую они выполняют.
В этом случае работают такие стороны духовного мира ребенка, как воля, общее интеллектуальное развитие, мировоззренческие и нравственные убеждения. Чтобы интерес не пропадал, необходимо, чтобы разъяснение задания не противоречило желанию, только тогда воспитанники понимают необходимость и важность, желательность творческой деятельности (зачем и для чего это делаю?). Педагог распределяет функции в соответствии с индивидуальными способностями и интересами.
Главным критерием результативности детских объединений являются концертные выступления детей на разных уровнях, участие в проектах, выставках , смотрах, классных и школьных праздниках. Воспитанники Центра внешкольной работы неоднократно становились призёрами многих областных, всероссийских и международных конкурсов, фестивалей и выставок, таких как «Зимняя сказка», «Серебряный микрофон», «Марья Искусница», «Люблю тебя, земля моя!», «Созвездие», «Символы великой России», «Крылья над Волгой», «Волга в сердце впадает моё», «Арт поток», «Орлята России», «Звездный серпантин» и др.
Старший методист СП ГБОУ СОШ с.Богатое Центр внешкольной работы
Саранцева Ирина Викторовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция базового и дополнительного образования в условиях сельской школы (из опыта работы)
Создание целостного образовательнолго пространства как условие развития личности ребенка - цель интеграции базового и дополнительного образования. Презентация отображает процесс этой интеграции в усло...
Интеграция общего и дополнительного образования в условиях ФГОС
Интеграция общего и дополнительного образования, несомненно, становится важным условием перехода на новый стандарт. Значительной составляющей образовательного процесса современной школы в ...
Модель интеграции дошкольного, основного и дополнительного образования при реализации ФГОС в условиях сельской местности
модель дополнительного образования реализуется в нашем районе на основе договорных отношений с образовательными организациями, когда обучающиеся учреждений дошкольного и о...
" Социализация личности. Мотивация осознанного обучения и повышение качества знаний путем интеграции основного и дополнительного образования" (из опыта работы ГБОУ СОШ № 312)
В статье рассматривается вопрос необходимости интеграции общего и дополнительного образования. Предложены схемы и взаимосвязи, возникшие в оезультате практической работы в данном направлении коллектив...
Статья. Интеграция основного и дополнительного образования как условие построения социально-активной образовательной среды (выдержки из программы развития ОДОД)
Статья рассматривает возможности интеграции основного и дополнительного образования. Дополнительное образование детей, являясь своеобразным продолжением и дополнением из основного образования, способс...
Внеурочная деятельность рамках проекта «интеграция основного и дополнительного образования в условиях малокомплектной школы
Как сделать школьную жизнь открытой и дружелюбной в отношении ребенка? Как создать особый мир, в котором царила бы атмосфера любви и понимания, взаимопомощи и взаимной ответственности? Как...
Образование: скрытое сокровище» (из опыта работы по интеграции основного и дополнительного образования)
Материал выступления на Международной Российско-Белорусской конференции...