Социальное партнерство в процессе интеграции основного и дополнительного образования Аннотация. В статье отражены пути реализации социального партнерства как одной их основных задач в реализации ФГОС
статья на тему
Аннотация. В статье отражены пути реализации социального партнерства как одной их основных задач в реализации ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_set.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальное партнерство в процессе интеграции основного и дополнительного образования
Панова Н.В., доцент , канд. пед. наук, Санкт-Петербургская академия постдипломного образования
Приоритетным направлением современной образовательной политики России является Национальная доктрина образования Российской Федерации, определяющая стратегические цели и задачи развития образования до 2025 года. Анализ педагогической практики показывает, что современное образовательное пространство разворачивается в зоне взаимодействия общего и дополнительного образования и базируется на основе целостности образования, единства образовательного процесса, строится на принципах личностно-деятельностного, средового, культурологического подходов.
Дополнительного образование решает проблемы развития мотивации личности к познанию и творчеству, что предполагает реализацию, как минимум, двух целей: помочь ребенку осваивать основные образовательные программы, и предоставить ему дополнительные образовательные услуги в соответствии с индивидуальным заказом ребенка или его семьи.
Процесс интеграции основного и дополнительного образования предусматривает сотворчество, что создает ситуацию успеха для ребенка и формирует потребность в саморазвитии и самосовершенствовании, позволяет каждому ребенку удовлетворить потребности в общении, самовыражении, саморазвитии. Социальное партнерство может объединять образовательные организации (ОО), работающие по схожим проблемам или учреждения дополнительного образования, реализующие общие проекты, запросы общественности, семьи.
Основаниями появления сетевых форм взаимодействия являются укрупнение ресурсов в условиях хронического дефицита основных средств; образовательный стандарт; появление профессиональных сообществ; интеграция в глобальные процессы; постепенный переход от формальных установок управления образованием к программно-целевым методам управления; обозначившийся переход к полипрофессиональным кооперативным связям.
Кооперация является более перспективным направлением в организации сети образовательных учреждений, целью которой является повышение качества образования. Ученики участвуют в сетевых образовательных и телекоммуникационных проектах; получают дополнительное образование и социальные практики для дальнейшего осознанного выбора профессии.
Для организации сетевого взаимодействия, отрабатывающего новые модели сотрудничества с внешней социокультурной средой, развиваются сетевые технологии, повышается эффективность системы разноуровневого интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Осуществление равноправного диалога общего и дополнительного образования развивает личность ребенка в русле компетентностного подхода, отражая различные аспекты взаимодействия и социальной успешности.
Под социально успешной личностью понимается такие составляющие качеств личности, как:
- позитивный образ «Я»;
- личностное, профессиональное, жизненное и социальное самоопределение;
- личностная и гражданская идентичность;
- социальная компетентность;
Компетентность в различных видах личностно-значимой деятельности (познавательной, коммуникативной, информационной, организационной, творческой) осуществляется в процессе формирования корпоративного духа, который способствует развитию интеллигентного, нравственного честного человека с развитой культурой чувств и высоким уровнем интеллекта.
Социальное партнерство в процессе интеграции основного и дополнительного образования стимулирует внедрение инновационного подхода в развитии дополнительного образования через обновление содержания образования, использование передовых технологий и методик; стимулирование инновационной деятельности педагогов путем учреждения грантов, проведение конкурсов, семинаров. Социальное партнерство позволяет достигать учащимся ряд сквозных образовательных результатов, которые являются интегральной характеристикой образовательной результативности школьника:
- образовательная самостоятельность, подразумевающая умения школьника создавать средства для собственного продвижения, развития;
- образовательная инициатива – умение выстраивать свою образовательную траекторию, умение создавать необходимые для собственного развития ситуации и адекватно их реализовать;
- образовательная ответственность – умение принимать для себя решения о готовности действовать в определенных нестандартных ситуациях.
Расширяются возможности развития детей с учетом приоритетов дополнительного образования: развитие созидательной активности детей; интеграция детей в жизнь общества; развитие одаренных детей средствами диалоговых позиций субъектов.
Результатом взаимодействия основного и дополнительного образования детей может рассматриваться личность ребенка, обладающая рядом выраженных качеств: адекватностью оценки своих реальных способностей, возможностей и интересов; четкой ориентированностью в выборе жизненной стратегии и профессии; креативностью мышления и деятельности; сформированностью нравственно-ценностных ориентиров, адекватных требованиям общества; социальной активностью и мобильностью. Организационно-педагогические условия обеспечивают эффективное взаимодействие учреждения дополнительного образования детей и школы в развитии социокультурных компетенций учащихся и включают в себя:
а) реализацию в совместной деятельности единых принципов гуманистической, личностно-ориентированной педагогики;
б) приоритетное использование активных форм, методов, технологий развития учащихся в ходе специально организованной социальной практики во взаимодействия учреждения дополнительного образования детей и школы;
в) осуществление взаимодействия на высоких уровнях совместного развития и образовательного партнерства;
г) реализацию единой муниципальной образовательной политики для достижения нового качества образования.
Эффективность социального партнерства способствуют расширению кругозора и творческих способностей учащихся, позволяет эффективно влиять на личностный рост каждого ребенка. Улучшение образовательных услуг достигается благодаря владению современными образовательными технологиями. Перечень современных образовательных технологий, необходимых для реализации развития включает проектную деятельность, проблемно-диалогическая технология. Степень готовности
определяется по всему перечню применяемых технологий. Она может быть полной, частичной.
Результативный критерий позволяет определить степень изменения результатов деятельности учреждения на основе рефлексии сложившегося опыта социального партнерства под влиянием современных социокультурных факторов, содействующих образованию школьника.
Социальное партнерство предполагает поиск путей оптимизации отношений, учитывает баланс интересов в реализации совместных программ и долгосрочных проектов. Заложенные в дополнительном образовании возможности социализации реализуются благодаря целенаправленному педагогическому сопровождению.
Стратегия развития предполагает реализацию сетевого подхода в содержании и организации совместной деятельности субъектов взаимодействия.
Ведущие тенденции развития отражаются в усилении взаимодействия детей, педагогов и родителей; расширении внешних связей (сотрудничество с учреждениями культуры, спорта); увеличении запроса на участие детских коллективов в различных мероприятиях; повышении качества процесса обучения и воспитания; развитии инновационной, интеллектуальной и методической деятельности; высоком уровне проведения массовых мероприятий.
В этом случае социальное партнерство в процессе интеграции основного и дополнительного образования понимается как совокупный субъект, возникающий в процессе ценностно-смыслового самоопределения и согласования позиций педагогов и воспитанников на основе согласованных смыслов и ценностей, актуализирующих его человеческие качества.
ЗАЯВКА на участие в работе международной научной конференции XIX Царскосельские чтения |
Ф.И.О. Панова Нина Васильевна |
Учреждение Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогичекого образования |
Ученая степень кандидат педагогических наук |
Ученое звание доцент |
Должность доцент |
Тема доклада Социальное партнерство в процессе интеграции основного и дополнительного образования |
Направление работы инновационная педагогика средней и высшей школы; |
Домашний адрес (с индексом) 187342, г. Кировск, Ленинградской области, ул. Новая, д.3, кв. 51 |
Телефон, факс 8-060-244-03-39 |
Форма участия: очная/заочная заочная |
Дата 25.12.2014 Подпись Н.В. Панова |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
Экономические преобразования в нашей стране коренным образом изменили направления развития профессионального образования. Процесс профессионального образования все в большей степени ориентируетс...
ВЫСТУПЛЕНИЕ К АВГУСТОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети»».
В современных условиях дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе, как один из определ...
Социальное партнерство в процессе интеграции основного и дополнительного образования Аннотация. В статье отражены пути реализации социального партнерства как одной их основных задач в реализации ФГОС
Аннотация. В статье отражены пути реализации социального партнерства как одной их основных задач в реализации ФГОС...
Статья. Интеграция основного и дополнительного образования как условие построения социально-активной образовательной среды (выдержки из программы развития ОДОД)
Статья рассматривает возможности интеграции основного и дополнительного образования. Дополнительное образование детей, являясь своеобразным продолжением и дополнением из основного образования, способс...
Методическая разработка «Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети».
В условиях дополнительного образования все дети, как с признаками одаренности, с ограниченными возможностями здоровья, так и другие, могут удовлетворять индивидуальные потребности, развивать тво...
Пути интеграции основного и дополнительного образования через реализацию проектной деятельности.
Статья "Пути интерграции основного и дополнительного образования" через реализацию проектной деятельности...
Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети».
Глобальные преобразования во всех сферах жизни общества выявили потребность в образованных,творческих,неординарно мыслящих людях.В связи с этим проблема выявления и поддержка талантливой молодежи в со...