" Социализация личности. Мотивация осознанного обучения и повышение качества знаний путем интеграции основного и дополнительного образования" (из опыта работы ГБОУ СОШ № 312)
статья по теме

Коряко Татьяна Сергеевна

В статье рассматривается вопрос необходимости интеграции общего и дополнительного образования. Предложены схемы и взаимосвязи, возникшие в оезультате практической работы в данном направлении коллектива школы 312

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon papka_dlya_shkolnoy_attestatsii.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

Социализация личности, мотивация осознанного обучения, повышение качества знаний путем интеграции общего и дополнительного образования.

                                        (из опыта работы ГБОУ СОШ № 312)

В последние годы в сфере образования особенно остро стоит вопрос о смене парадигмы знаний парадигмой социализации.

Этот вопрос  красной нитью пронизывает законы, постановления, проекты и стандарты правительства Российской Федерации, министерства образования и комитетов по образованию; способствует проектированию новых направлений деятельности, позволяющих  произвести необходимые обществу изменения.

Парадигма единая система теоретических воззрений, методологических принципов, методических приемов и эмпирических результатов, разделяемых научным сообществом  в рамках самостоятельной области знаний или теоретического подхода .

Парадигма знаний – система направленная на формирование у обучающегося комплекса знаний в разных областях современной науки.

Парадигма социализации – система, направленная на формирование у обучающихся комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих ему ориентироваться в быстро меняющейся окружающей среде.

Руководители разработки нового проекта Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования   стандарта  Кезина Л.П., академик Российской академии образования  и  Кондаков А.М., научный руководитель Института  стратегических исследований в образовании Российской академии образования, член-корреспондент Российской академии образования в пояснительной записке к  вопросам о проекте стандарта отмечают: «Особенностью предложенного проекта стандарта среднего (полного) общего образования является его направленность на обеспечение перехода от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей каждого обучающегося, раскрытию им своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно - деятельностного (компетентностного) подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции в широком смысле этого слова.»

Школьные педагогические коллективы понимают и принимают необходимость изменений, знают что именно необходимо изменить, а вот на вопросы: «что менять в первую очередь?» и «как менять?» им предоставляется возможность ответить самостоятельно.

 Цель этих изменений – сделать процесс образования комфортным и успешным. В процессе достижения поставленной цели, учителя решали ставили перед собой вопросы: «Как заинтересовать учащегося изучаемым предметом?», «Какие формы и методы работы применить, чтобы создать у учеников положительную мотивацию обучения?». Работа в этом направлении приводила и продолжает приводить к нужным результатам.

Однако, новые цели, требуют новых идей. А что если идти по этому же пути, но в противоположном направлении? Не от знаний к интересу, а от интереса к знаниям.

Сначала изучить интересы учащихся, дать им возможность осуществлять деятельность, связанную с этими интересами, но простроить эту деятельность так, чтобы она вызывала необходимость получения знаний, предоставляемых общеобразовательными предметами.


Схема «круговорота» и взаимосвязи интересов и знаний.

Несомненно, получение знаний на основе интересов – мощная мотивация, ведущая к приобретению прочных качественных знаний, рациональное применение которых в интересной значимой и полезной для индивида и окружающих деятельности, приводит к успешной социализации личности.  

Разработка проектов, связанных с социализацией личности, ее мотивацией  к обучению, разработкой путей повышения  качества знаний учащихся, является одним из возможных направлений движения, позволяющих решать главные задачи современной школы: «раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, обладающей такими важными качествами, как способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни, самостоятельно ставить и  достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации»

В настоящий момент многие из поставленных задач решаются через реализацию программ дополнительного образования, такие как «Зарница», «Музей «Ветеран»», «Клуб интернациональной дружбы», «Школа лидеров», «Школа права», «Юные корреспонденты»,  «Я и мой город», «Юный спасатель» и другие.


Однако, формирование перечисленных качеств предполагается и в процессе изучения учащимися общеобразовательных предметов, что подтверждает недавно разработанный Институтом стратегических исследований «Проект стандарта среднего (полного) общего образования»

В соответствии с ним выпускник средней школы должен обладать следующими качествами личности:

- любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества;

- креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни;

- владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на - творчество и современную инновационную деятельность;

- готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность;

- осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок,

- выполняющий свои обязанности перед семьей, обществом, государством, человечеством;

- уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

- осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого человека и других людей;

- подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, его устойчивого развития.

Налицо взаимосвязь целей и задач общего и дополнительного образования.


Первичная, действующая в 2009 – 2012 годах схема интеграции дополнительного и общего образования.

Работа в данном направлении  предполагает привлечение к работе учителей, преподающих общеобразовательные предметы и работников дополнительного образования.

 «Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет.»

«Отдельная задача - привлечение в школу учителей, не имеющих базового педагогического образования. Пройдя психолого-педагогическую подготовку, освоив новые образовательные технологии, они смогут продемонстрировать детям - в первую очередь, старшеклассникам, выбравшим профиль обучения, свой богатый профессиональный опыт.» (национальная образовательная инициатива "Наша новая школа")

Тесное взаимодействие работников этих двух направлений, позволит наиболее эффективным образом объединить в программах интересы обеих сторон, сделает взаимопроникновение работающим, научным, учитывающим психологические особенности учащихся.

Поддержка родителей – основа успеха осуществления любых начинаний, а включение родителей в работу, позволяет, с одной стороны, родителям «держать руку на пульсе», то есть следить за процессом образования их детей, вносить, необходимые изменения, а с другой стороны – помогает работникам школы быстро и эффективно учитывать интересы тех ради кого работают.

Жизненно необходима в работе помощь учащихся школы. Только благодаря ей мы можем получить реальную картину того над чем и как нужно работать.

Не вызывает сомнений и необходимость тесного контакта с другими образовательными учреждениями, учреждениями науки и культуры, органами власти, социальными объединениями и группами. Это открывает широкие возможности обогащения знаниями, обмена опытом, сотрудничества, взаимопомощи и поддержки.

Педагоги ГБОУ СОШ № 312:    И.А. Позднякова, Т.С. Коряко

2012 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль интеграции основного и дополнительного образования в повышении качества предметной компетентности, воспитания и развития личности школьника.

В данной статье отображена роль интеграции основного и дополнительного образования в повышении качества предметной компетентности, воспитания и развития личности школьника....

Пути интеграции основного и дополнительного образования через реализацию проектной деятельности.

Статья "Пути интерграции основного и дополнительного образования" через реализацию проектной деятельности...

Интеграция основного и дополнительного образования в рамках реализации проекта «СИМВОЛ» по формированию качеств личности школьников Выборгского района Санкт-Петербурга.

Социально-педагогический проект «СИМВОЛ» был разработан в 2009 году как обобщение опыта работы Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Дом детского творчества &l...

Образование: скрытое сокровище» (из опыта работы по интеграции основного и дополнительного образования)

Материал выступления на Международной Российско-Белорусской конференции...