Интеграция основного и дополнительного образования учащихся (из опыта реализации программы «Азы православия»)
статья по теме

Пугачева Евгения Михайловна

«Азы православия» - это вводный курс для  знакомства детей с нравственными и духовными основами православия, учит устанавливать взаимоотношения между детьми, формирует нравственное поведение в семье и обществе. Изучение православных традиций позволяет обучающимся почувствовать связь поколений, увидеть красоту и неповторимость отечественной культуры и истории, понять ее уникальность, помогает при изучении литературы, истории, мировой художественной культуры, обществознания. Цель данной программы – формирование у обучающихся интереса к православной культуре, ее традициям и духовным ценностям с дальнейшей социализацией в обществе,  системы духовно-нравственных ценностей, умения оценивать свои поступки и поведение в русле православных традиций. Данная программа рассматривает в большей степени культурологию, а не религию в чистом виде. Она может быть использована преподавателями ОРКСЭ, педагогами дополнительного образования, рассчитана на возраст детей 8 – 12 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_state.rar2.56 МБ
Файл kripkipro._doklad_na_seminar.docx31.58 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция основного и дополнительного образования учащихся (из опыта реализации программы «Азы православия») (слайд №1)

В современном мире, характеризующимся усилением интеграционных процессов возникла настоятельная необходимость в модернизации системы российского образования на принципах полноты, непрерывности, целостности.

Приоритет данного направления развития системы образования РФ прослеживается в основных нормативных документах. В частности, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» отмечается, что в решении главных задач воспитания и развития подрастающего поколения «важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования детей, которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи».

ФГОС поддерживает сотрудничество школы и дополнительного образования и даёт возможность перейти на более высокий уровень образования за счет обеспечения его непрерывности как по вертикали (взаимосвязь содержания образования и методов работы с возрастными особенностями детей), так и по горизонтали (интеграция разных типов образования, обеспечивающая необходимый уровень и широту образовательной подготовки  ребенка).

Сейчас одной из актуальных задач российского образования является, по моему мнению, нравственное оздоровление общества, потому что наметилась опасная тенденция навязывания европейского образа поведения, и, как следствие – забвение традиционных нравственных ориентиров, утраты значения духовной культуры. Именно в связи с этим появилась потребность в исторических примерах нравственного воспитания, источники которых мы находим в религиозных культурах. Противопоставить западным моральным нормам можно преподавание духовно-нравственных ценностей в  образовательных учреждениях.

В течение пяти лет я реализую программу «Азы православия». Изучение православных традиций позволяет детям почувствовать связь поколений, увидеть красоту и неповторимость отечественной культуры и истории, понять ее уникальность. Вопрос изучения православной культуры особенно актуален в настоящее время в связи с модернизацией образования,  развитием воспитательной роли образовательных учреждений в новых социокультурных условиях жизни, повышением нравственной культуры подрастающего поколения, формированием  духовных ценностей. Введение  знаний по православной культуре в учебно-воспитательный процесс объясняется тем, что она положительно влияет на нравственную, законодательную, бытовую творческую и другие сферы жизни и деятельности подрастающего поколения, формирует сознание будущих граждан России. Знание основ православной культуры и ее традиций помогает при изучении литературы, истории, мировой художественной культуры, обществознания, так как материал школьного курса включает знания по библейской истории, православной художественной культуры, истории Русской Православной Церкви.

Россия – многонациональная, межконфессиональная страна. Изучение православной культуры способствует формированию у детей толерантности, уважительного отношения к культуре и традициям других народов, живущих на территории России. В последние годы это особенно становится актуальным, потому что каждый человек сегодня находится в духовном поиске, и особенно важно вовремя помочь детям выбрать правильный жизненный путь, избежать пагубных пристрастий и соблазнов.

 (Слайд №2) Цель программы «Азы православия» – формирование у обучающихся интереса к православной культуре, ее традициям и духовным ценностям с дальнейшей социализацией в обществе,  системы духовно-нравственных ценностей, умения оценивать свои поступки и поведение в русле православных традиций. 

Данная цель реализуется через решение следующих задач:  

(Слайд №3-4)

образовательные:

- познакомить с основами православной культуры, церковного искусства, агиографии, храмовой культуры на Руси, русским фольклором, мифологией, древнерусской литературой, православными рассказами, библейскими сказаниями с точки зрения православия; 

-  дать понятие о православных праздниках, о морали и нравственности, православии в литературе, таинствах жизни и смерти; православном календаре. 

         воспитательные:

 - воспитывать любовь к Родине, родному краю, уважение к традициям

предков, русским обычаям через знакомство с историей Крещения

Руси, иконописью, обрядовыми праздниками, православным краеведением;

 - развивать нравственное мышление и православную культуру через

участие  в православных праздниках и инсценировках, экскурсии и походы по своей малой Родине;

 - формировать умение работать с православной литературой и интерес

 к православным традициям родного края.

При разработке программы «Азы православия» учитывалась необходимость обновления содержания дополнительного образования детей в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты. В моей программе прослеживается взаимосвязь с предметными областями основного образования, так как она расширяет знания обучающихся по литературе, обществознанию, истории, географии. Программа «Азы православия» содержат необходимый материал, позволяющий познакомить детей младшего школьного возраста с местным фольклором, храмами города и области, научить их понимать и воспринимать те духовно-нравственные ценности, которые хранили и преумножали наши предки.

Тематика программы «Азы православия» учитывает психолого-педагогические особенности ребят младшего и среднего школьного возраста с учетом личного жизненного опыта, постепенного вхождения в область изучаемого предмета. 

(Слайд №5). На первом году обучения в программе введены разделы «Мир – наш общий дом»,  «Православное чтение», «Жизнь Иисуса Христа», «Православные праздники», «Храм – дом Божий»,  «Жития святых», «Русские народные сказки в православной культуре», которые, учат устанавливать взаимоотношения между детьми, формируют нравственное поведение в семье и обществе на примере житий святых. В разделе «Мир – наш дом»  я рассматриваю с детьми мир рукотворный и нерукотворный, внутренний мир человека, отношение человека с окружающим миром, воспитанность и ответственность перед другими людьми, поиск смысла жизни, служение людям. В разделе «Православное чтение» происходит знакомство детей с такими жанрами литературы как летопись, сказание, былина, басня. Раздел «Храм – дом Божий» знакомит с нравственными и духовными основами православия, храмами на Руси и местными храмами. В разделе «Русские сказки в православной культуре» мы разбираем с детьми знакомые сказки с точки зрения православной морали.  На занятиях используются разные формы подачи материала: рассказ педагога, диалог, «путешествие», ролевая игра, беседа, «круглый стол».

(Слайд № 6). На втором году обучения я знакомлю их с русской историей, великими полководцами и народными героями. Мы обращаемся к родословной,  обучающиеся рассказывают об истории своей семьи, своих предках. Продолжается знакомство с православной поэзией и прозой, фольклором, православными праздниками. В разделе «Истоки русской души» происходит знакомство с культурой и искусством древних людей, их развитием на протяжении веков, изменением сознания и восприятия окружающего мира, Бога, изменением интересов человека, его идеалов и отношения к жизни. В разделе «Православное чтение» мы знакомимся со стихотворения о Родине, о любви к природе, к животным, православными произведениями Н.Гоголя, В.Распутина, Ф.Достоевского, О.Генри, А.Платонова, стихотворениями И.С. Никитина, И.А.Бунина, Н.А. Некрасова, А.А. Ахматовой и других. В разделе «Фольклор»  идёт углубленное изучение таких жанров как миф, легенда, былина, баллада. Дети знакомятся с русскими легендами и легендами малых народов, русскими былинами и балладами. В разделе «Страницы русской истории» мы читаем рассказы о Суворове, произведения К.Ф.Рылеева «Иван Сусанин» и К.Симонова «Ледовое побоище». Из форм  работы как наиболее интересные,  можно отметить: православную гостиную, викторина, «круглый стол», «путешествие», «православное лото», праздник.

(Слайд № 7). На третьем году обучения рассматриваются уже такие разделы как: «Христианский тип культуры», «Храмовая культура на Руси», «Страницы священной истории», «Монастыри России», «Православные мотивы в литературе», «Мифология». Мы говорим с детьми о возникновении христианства и его характеристиках, ценностях, христианстве в искусстве, мифологией у славян и у других народов,  знакомимся с церковными Таинствами, внутренним миром храма, с историей крещения Руси и её правителями: Ярославом Мудрым, князем Владимиром, Владимиром Мономахом, героями Отечества: Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским.  Продолжается знакомство с житиями святых, с православием в литературе. Мы изучаем библейские сказания, произведения Н.Гоголя, А.Куприна, православные рассказы. На занятиях я использую нестандартные формы занятий: заочное путешествие, «встреча при свечах», православная гостиная и другие.

В процессе занятий дети изучают прошлое и настоящее своего края, знакомятся с обычаями и традициями через участие в православных праздниках, таких как: «День православной книги», «День Славянской письменности и культуры», ежегодном городском фестивале «Рождественская звезда».  

Занятия по православной культуре с введением краеведческого материала отличаются многообразием наглядности. (Слайд №8). На занятиях используются детские рисунки на тему «Храмы родного города», «Православные праздники», фотоальбомы по Кемеровской области, журналы и книги о храмах города и области, его памятных местах, литературный материал местных писателей. (Слайд №9-10) На занятиях мы изучаем православные праздники и сами проводим их, ходим на экскурсии в храмы, встречаемся со священником для бесед о православных книгах, о храме и его назначении.

Для примера возьмём занятие, посвященное храму С. Радонежского в Киселёвске. Это занятие проводится на 1 году обучения, в разделе «Храм – дом Божий». Цель занятия: знакомство с православным храмом г.Киселёвска. Задачи: познакомить с храмом святого преподобного Сергия Радонежского  через беседу; развивать речь, творческое мышление, память, навыки анализа через ответы на вопросы, творческие задания; воспитывать стремление к знанию своего края и любовь к нему через знакомство с храмами родного города. Тип занятия: сообщение новых знаний. Форма занятия: нравственная беседа.

В начале занятия для объявления темы и цели занятия используется активная методика «Ребус». Далее идёт рассказ о храме С.Радонежского, его истории появления в Киселёвске, внешнем и внутреннем устройстве храма. В середине занятия проводится динамическая пауза: называются положительные и отрицательные качества человека. Если положительное- делаем наклон вперёд, отрицательное – приседаем. Закрепление материала идёт через вопросы по услышанному материалу, отгадывание кроссворд. Подведение итога занятия идёт через активную методику «Синквейн» или «Телеграмма». Рефлексия занятия. Предлагается на рисунок храма, о котором говорили на занятии, прикрепить весёлое лицо – если настроение хорошее, было интересно узнать о храме, и грустное – если занятие не понравилось, было скучно.

Православная культура вбирает в себя  совокупность социально-гуманитарных знаний из разных направлений – культурологического, мировоззренческого, этического, этнографического, значительная часть которых представляется учащимся в виде основ  знаний по предмету или в виде сжатой информации. 

Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС является интеграция общего и дополнительного образования в процессе реализации внеурочной деятельности. Например, в процессе воспитательной работы ДДЮТЭ и школы. Она заключается в проведении совместно праздников, участии детей в большинстве мероприятий, проводимых местной библиотекой к праздникам, знаменательным датам, выступлениях со стихотворениями и музыкальными номерами, встречах с воинами интернационалистами и ветеранами ВОВ. (Слайд №11-12)

Реализуя программу «Азы православия» для лучшего запоминания материала я использую ребусы, кроссворды по темам занятий, активные методики: «Допиши стихотворение», «Синквейн», «Сходство и отличие», «Картины» и другие.  Активные методики могут использоваться на каждом занятии, они отличаются разнообразием. Методика «Картины» обычно используется в начале занятия, когда через показ икон, художественных иллюстраций идёт подведение к теме занятия. Методика «Допиши стихотворения» может использоваться в процессе занятия при изучении православной поэзии, стихотворений о Родине, о любви к родной природе. Методики «Синквейн» и «Телеграмма» используются в конце занятия для закрепления или при подведении итогов занятия, когда из отдельных слов собирается предложения. На занятиях по темам «Отчизны верные сыны», «Герои Отечества», разделам «Агиография» и «Храм – дом Божий», я использую мультимедийное сопровождение.  По разделам «Жития святых», «Русские сказки в православной культуре», «Страницы священной истории»  для запоминания терминологии  используются ребусы (слайд № 13-17) и кроссворды (слайд №18-21).

Программа гармонично вписывается в образовательный процесс школы. Это легко проследить и на уровне содержания, и на уровне методики преподавания. Например, при изучении древнерусской литературы в школе жития святых занимают небольшое место – это объясняется светскостью нашего образования. На своих занятиях я рассматриваю жития святых в трёх ракурсах: святые иноки, великомученики и «светские» святые, то есть идёт углубленное изучение и дополнение основного образования. Или, в школе библейские сказания читаются как литературные произведения и не затрагиваются нравственный аспект. Мы же разбираем сказания (например, «Каин и Авель», «Всемирный потоп») подробно с точки зрения православной культуры, анализируя христианские качества людей, их поступки в рамках христианской морали. Если говорить об особенностях методики преподавания в дополнительном образовании, то они дополняют методики, используемые в основном образовании. Кроме словесных методов (объяснение, рассказ педагога) и наглядного (демонстрация репродукций картин)  используются видеометод (демонстрация слайдов), практический метод (разгадывание кроссвордов, ребусов), частично-поисковый (подготовка сообщения на темы занятий, например «Легенда об Иконе Божьей Матери «Скоропослушница»). Я использую активные методы обучения, такие как лекция, беседа, диалог, экскурсии в храмы, православные праздники, дидактические и ролевые игры, викторина, устное сочинение-рассуждение, метод примера, стимулирования и мотивации. Практически на каждом занятии я использую интегрированные (межпредметные) связи. Это позволяет сделать занятие более информативно емким, включить в процесс познания все анализаторы(зрительные, слуховые, осязательные, тактильно-двигательные) и объединить несколько видов деятельности вокруг содержательного наполнения занятия, способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, рассмотрению явления с некоторых сторон. Интегрированные занятия в большей степени, чем обычные, способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности,  позволяют систематизировать знания, формируют рациональные навыки учебного труда.

Положительным итогом реализации программы «Азы православия» можно считать ежегодное успешное участие обучающихся объединения в олимпиадах по Основам православной культуры, городском фестивале «Рождественская звезда», городских и областных конкурсах по различным направлениям деятельности – экология, краеведение. (Слайд № 22-23) Взаимодействие способствует развитию личности обучающихся и их успешной социализации в обществе, что возможно только при правильном социально-педагогическом партнёрстве. Таким образом, интеграция общего и дополнительного  образования, несомненно, становится важным условием перехода на  новый стандарт.  Моя программа «Азы православия» дополняет образовательный процесс школы в рамках нового Стандарта, так как способствует эффективной организации второй половины дня, выделенной в категорию «внеурочная деятельность», что позволяет оперативно дать конкретный образовательный результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Социализация личности. Мотивация осознанного обучения и повышение качества знаний путем интеграции основного и дополнительного образования" (из опыта работы ГБОУ СОШ № 312)

В статье рассматривается вопрос необходимости интеграции общего и дополнительного образования. Предложены схемы и взаимосвязи, возникшие в оезультате практической работы в данном направлении коллектив...

ВЫСТУПЛЕНИЕ К АВГУСТОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети»».

В современных условиях дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе, как один из определ...

Методическая разработка «Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети».

В условиях дополнительного образования все дети, как с признаками одаренности, с ограниченными возможностями здоровья,  так и другие, могут удовлетворять индивидуальные потребности, развивать тво...

Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети».

Глобальные преобразования во всех сферах жизни общества выявили потребность в образованных,творческих,неординарно мыслящих людях.В связи с этим проблема выявления и поддержка талантливой молодежи в со...

Образование: скрытое сокровище» (из опыта работы по интеграции основного и дополнительного образования)

Материал выступления на Международной Российско-Белорусской конференции...