Работа с одаренными детьми дошкольного возраста в рамках интеграции основного и дополнительного образования
статья по психологии на тему

Мостовая Людмила Игоревна

Тема одаренности достаточно актуальна в настоящее время. Для дальнейшего культурного, экономического, социального развития страны требуются яркие личности, умеющие принимать нестандартные решения. Главная цель образования, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, владеющей основами наук, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание человека с активной жизненной позицией, творческого, осознающего глобальные проблемы человечества, готового посильно участвовать в их решении. 

Работа содержит информацию о категории одаренности, обобщает опыт работы педагога с дошкольниками по их развитию их мышления, творческих и коммуникативных способностей. Может быть полезна педагогам дополнительного образования, работающим с дошкольниками, воспитателям детских садов, родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_odarennymi_detmi_v_doshkolnom_vozraste.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми в рамках интеграции основного

и дополнительного образования

Мостовая Л.И., методист МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей «Радуга» г. Калуги». Выступление на научно-практической конференции

Тема одаренности достаточно актуальна в настоящее время. Для дальнейшего культурного, экономического, социального развития страны требуются яркие личности, умеющие принимать нестандартные решения. Главная цель образования, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, владеющей основами наук, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание человека с активной жизненной позицией, творческого, осознающего глобальные проблемы человечества, готового посильно участвовать в их решении. Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Назрела необходимость создания программы, способствующей формированию таких личностей. Существует городская программа поддержки одаренных детей. И наш Центр тоже работает над созданием программы работы с одаренными детьми.

Виды одаренности

Можно выделить: общую и специальную одаренность. Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей одаренности являются умственные способности, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности. Общая одаренность определяет уровень понимания происходящего, глубину эмоциональной и мотивационной вовлеченности в деятельность, эффективность целеполагания и саморегуляции. Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и др.) Общая одаренность связана со специальными видами одаренности. В частности, под влиянием общей одаренности проявления специальной одаренности выходят на качественно более высокий уровень освоения конкретной деятельности.

Явная одаренность проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, но, к сожалению, примеры такой одаренности встречаются не часто. Гораздо чаще мы сталкиваемся со скрытой одаренностью, которая проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной форме.

Можно сказать, что разносторонне развитая личность, даже если ее таланты находятся на слабо выраженном уровне, проживает более яркую, насыщенную жизнь. Ее духовно-нравственное развитие тоже находится на более высоком уровне. Поэтому задача педагогов – дать ребенку возможность разностороннего развития и проявления способности ребенка в деятельности.

Общая одаренность хорошо проявляется в учебно-исследовательской деятельности.

Слушая защиту программ работы с одаренными детьми различных образовательных учреждений в рамках городского конкурса, мы с коллегой отметили, что большинство представленных программ являлись по существу усеченными программами деятельности, т.е. содержали только перечень мероприятий, которые проводятся в учреждении в принципе со всеми обучающимися. Эту же точку зрения высказали и специалисты управления образования.

На наш взгляд, прежде всего при работе с одаренными детьми и вообще для развития общих способностей нужно уделять внимание современным технологиям, системно-деятельностному подходу.

Можно отметить, что новый образовательный стандарт определяет ведущим в образовании именно системно-деятельностный подход и основными методами обучения методы творческого характера (проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные) в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы, имеющие высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствующие уровню познавательной активности и интересов одарённых детей.

Основной акцент в образовательном процессе делается не на то, что изучать, а на то, как изучать. Теплов Б.М. понимал одаренность как «качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности. Никто не может предсказать, до каких пределов может развиваться та или другая способность, принципиально говоря, она может развиваться беспредельно…»

Л.С. Выготский при рассмотрении повышенного уровня способностей исходил из положения, что обучение опережает развитие и осуществляется лишь постольку, поскольку ребенка обучают. Развивающим является только такое обучение, которое опирается на зону ближайшего развития. Потому Л.С. Выготский рассматривает одаренность как генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии.

Результатом проведения занятий с использованием проблемно-поисковой технологии становится не просто более качественное усвоение знаний, но также мощное развитие интеллекта, творческих способностей детей, так как она предполагает постоянную включенность в познавательную ситуацию и внутренний поиск, принципиально иную организацию мышления как активного процесса осмысления и переработки информации, приводящего к озарениям, находкам, собственным открытиям.

Концепция творческой одаренности А.М. Матюшкина основывается на его работах по развитию творческого мышления детей с помощью методов проблемного обучения. Творчество им понимается как механизм, условие развития, как фундаментальное свойство психики. Структурными компонентами одаренности он считает доминирующую роль познавательной мотивации и исследовательскую, творческую активность, выражающуюся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем. Исследовательская активность стимулируется новизной, которую одаренный ребенок сам видит и находит в окружающем мире.

Выше перечисленные аспекты  и технологии с успехом могут  иметь применение в процессе учебно-исследовательской деятельности.

Одаренные дети и педагоги, работающие с ними, могут встречаться с определенными трудностями:

- по мнению Дьяченко О.М., в качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток (в силу условий жизни) соответствующих знаний, умений и навыков. Стоит такому ребенку их усвоить, как его одаренность становится явной и очевидной для педагога;

- есть одаренность, гораздо более трудная и для учителей и для родителей. Это одаренность нестандартным видением, нешаблонным мышлением. При этом способности к усвоению могут быть и не такие уж выдающиеся, что мешает окружающим вовремя угадать этот дар;

- в некоторых случаях причиной замаскированности проявлений одаренности являются те или иные трудности развития ребенка. Например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.д. могут привести к снижению показателей успешности ребенка;

- многие талантливые дети на первый взгляд ничем не выделяются в ситуации, когда интересы ребенка не совпадают с изучаемым предметом; и нужен большой опыт, специальные знания, чтобы заметить их в общей массе;

Проблемы возникают у детей с нешаблонным восприятием мира. В этой ситуации  трудно и детям, и педагогам. В силу специфики своей работы они учат своих воспитанников наиболее устоявшемуся в человеческом опыте и потому по необходимости  консервативны. Поэтому им сложно не только заметить нестандартного ребенка, но и его оценить, примириться с его деятельностью. На уроках в школе, можно предположить, сложно избежать перечисленных трудностей. Такой ребенок в большей степени сможет проявить свои способностей во внеурочной деятельности и в дополнительном образовании, где больше возможностей в использовании индивидуального подхода, создания ситуации успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические приёмы активизации компенсаторных механизмов и реализации принципа «обходного пути» в коррекционной работе логопеда с детьми дошкольного возраста

Аннотация: в статье предлагается материал из опыта логопеда-практика по использованию компенсаторных механизмов и реализации принципа «обходного пути» в коррекционной деятельности с детьми дошко...

«Современные педагогические технологии музыкального воспитания в работе с одаренными детьми дошкольного возраста»

Цель - Создание условий для реализации и развития творческого потенциала музыкально одаренных дошкольников.Обоснование технологии:Психологи, исследуя возрастные и личностные кризисы пришли к выв...

Из опыта работы по ипользованию сказки в логопедической работе с неговорящими детьми дошкольного возраста.

В статье раскрываются эффективные приемы использования элементов сказкотерапии в логопедической работе с неговорящими дошкольниками....

Применение квест–технологии и элементы ТРИЗ-технологии в работе логопеда с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Статья об эффективноти применения современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ....

«МОДЕЛЬ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Одаренность – конечно дар,Богом данный, данный свыше.Одаренность – это огонь,Не гаси, поддержи его, слышишь?Одаренность – пытливый ум,Почемучка еще с пеленок.Одаренный – филосо...