Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса "Природа Тульского края"
рабочая программа по биологии (5 класс)
Программа рассчитана на поддкржку курса "Биология" 5 класс.Она раскрывает многообразие живой и неживой природы Тульской области, особенности сред жизни организмов и факторов, влияющих на организмы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_5_klass._priroda_tulskogo_kraya.doc | 213.5 КБ |
Предварительный просмотр:
5+ Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5Б класса «Природа Тульского края» составлена учителем биологии Кузьменковой И.Н Программа рассчитана на поддержку курса «Биология» 5 класса. Она раскрывает многообразие живой и неживой природы родного края (на примере Тульской области и нашей местности (пос. Рождественский), особенности сред жизни организмов и факторов, влияющих на организмы; особенности его природных объектов и результаты антропогенного воздействия на флору и фауну нашей области.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) в течение одного учебного года. Она состоит из трех блоков. В первом рассматриваются вопросы о методах изучения природы человеком, о вкладе ученых, в изучение природы Тульской области. Во втором блоке учащиеся знакомятся с неживой природой родного края (рельефом и почвами, полезными ископаемыми, водами, воздухом, их использованием человеком, загрязнением и охраной). Делается вывод о значении факторов неживой природы для живых организмов и необходимости их охраны от загрязнений. В третьем блоке изучается живая природа, её многообразие (растения, грибы, животные, лишайники), её связь с окружающей средой, охрана. При изучении опасных для человека организмов (грибов, животных, растений) рассматриваются вопросы профилактики заболеваний, вызываемых опасными грибами, растениями, животными, и меры первой помощи при контакте с ними. Учащиеся знакомятся с растениями, грибами, лишайниками, животными своей местности. Рассматриваются вопросы использования растений, грибов, лишайников, животных человеком.
В программе затрагиваются вопросы воспитательного характера: культура поведения в природе, анализ и оценка окружающей среды в Тульской области, поселке Рождественский, влияние деятельности человека на живую и неживую природу, собственных поступков на природу.
Содержание занятий способствуют выработке интереса к биологии, развивают практические умения и навыки. Этому способствуют практические работы и экскурсии, включённые в программу.
Программа занятий готовит учащихся к восприятию учебного материала по биологии в 6 – 8 классах, а также по географии, химии.
Программа конкретизирует и позволяет перевести в среду практических знаний, умений и навыков знания, полученные в начальной школе, знания о биоразнообразии объектов живой природы, продолжает формирование мировоззренческих установок, опираясь на материал по окружающему миру и биологии в 5 классе, реализует региональный аспект биологического образования. Программа имеет патриотическую направленность и способствует воспитанию любви к малой Родине, бережному отношению к природе.
Особенностями данной программы являются:
- изучение особенностей неживой природы Тульского края.
- Биологического разнообразия родного края на основе краеведческого принципа.
- Знакомство с основами экологических знаний на краеведческом материале.
- Использование теоретических знаний на практике.
Для углубления знаний, расширения кругозора и развития познавательного интереса к предмету «Биология» предусмотрены экскурсии в природу. Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний включены практические работы. Для облегчения восприятия учебного материала предусмотрены демонстрации.
Цели и задачи занятий
Цели:
1. раскрыть учащимся особенности неживой и живой природы родного края.
2. Познакомить учащихся с причинами загрязнения окружающей среды и мероприятиями по охране природы.
3. Познакомить учащихся с экологическими проблемами Тульской области и путями их решения.
4. Воспитание у школьников экологической культуры.
5. Воспитание у учащихся патриотизма на основе ответственного отношения к природным объектам и культурному наследию.
6. Развитие у учащихся умений пользоваться дополнительной, научно-популярной литературой, делать сообщения, презентации по темам курса и выступать в классе с последующим их обсуждением.
7. Формирование у учащихся практических умений и навыков.
8. Формирование у учащихся умений применять полученные знания на практике.
Задачи:
1. познакомить учащихся с разнообразием природных условий Тульской области.
2. Получить представления учащимися о воздухе, почвах, полезных ископаемых, водах родного края, их значении, использовании человеком, причинах загрязнения, необходимости охраны.
3. Расширить знания учащихся о растительности Тульской области, нашей местности.
4. Расширить знания учащихся о фауне нашего края.
5. Расширить знания учащихся о грибах и лишайниках.
6. Познакомить учащихся с опасными живыми организмами, болезнями, которые они вызывают и мерами профилактики заболеваний.
7. Продолжить формирование у учащихся умений применять знания в практической деятельности и повседневной жизни.
8. Показать на конкретных примерах влияние хозяйственной деятельности человека, собственных поступков на неживую и живую природу. Сделать вывод о необходимости бережного отношения к живым организмам, к природной среде, соблюдения правил поведения в природе.
9. Продолжить формирование у учащихся умений работать с дополнительной, научно - популярной литературой, справочниками, биологическими словарями, энциклопедиями и осуществлять поиск нужной информации.
10. Развивать умения учащихся готовить сообщения по темам (с использованием информационной сети internet и др.) с последующим выступлением и обсуждением в классе, а также выступать с презентациями по темам программы с использованием компьютера, проектора, интерактивной доски.
Тематический план
Название темы программы | Количество часов | Практические работы | Экскурсии |
Тема 1. Введение. | 3 | 1 | |
Тема 2. Неживая природа Тульской области. | 6 | 3 | |
Тема 3. Флора Тульской области. | 9 | 6 | 1 |
Тема 4. Грибы и лишайники Тульской области. | 2 | 3 | |
Тема 5. Фауна родного края. | 8 | 2 | 1 |
Тема 6. Организмы и окружающая среда. | 4 | 1 | |
Тема 7. Охрана природы родного края. | 3 | 1 | |
Итого | 35 | 15 | 4 |
Содержание занятий
Тема 1. Введение (3 часа)
Цели и задачи курса. Исторический обзор изучения природы родного края. Вклад ученых в изучение природы Тульской области. Местные ученые, внесшие вклад в изучение живой и неживой природы родного края.
Природные условия и причины биологического разнообразия области (географическое положение области, климат, почва, рельеф, гидрология).
Методы исследования природы (наблюдение, описание, сравнение, измерение, метод полевого сбора, эксперимент, моделирование, мониторинг, микроскопический метод). Фенология
как наука. Феносигналы. Понятие о биоиндикации.
- Демонстрации:
литературы о природе Тульской области, о вкладе ученых в изучение природы; фотографий ученых, занимающихся исследованием природы; фотографий, плакатов, иллюстрирующих участки природных ландшафтов Тульской области; таблиц, иллюстрирующих методы изучения природы., занимающихся исследованием природы.
- Экскурсия №1 «Природа родного края и методы ее изучения. Осенние явления в природе».
Тема 2. Неживая природа Тульской области (6 часов)
Географическое положение, геологическое строение, рельеф Тульской области, нашей местности. Полезные ископаемые области: горючие полезные ископаемые (бурый уголь, торф и др.), железные руды (бурый железняк и др.), алюминиевые руды; неметаллические полезные ископаемые (фосфориты, пески, каменная соль и др.). Полезные ископаемые нашего поселка Рождественский (известняк). Использование полезных ископаемых человеком.
Климат. Сезоны года. Особенности месяцев сезонов в Тульской области. Особенности погоды. Влияние погоды на самочувствие людей, на другие живые организмы.
Воды Тульской области (реки, озера, пруды, водохранилища, болота, подземные воды). Воды нашей местности. Значение воды в природе. Использование вод человеком. Загрязнение, охрана вод.
Почвы Тульской области. Типы почв (дерново-подзолистые, серые лесные, черноземные, пойменные, глинистые, песчаные и др.). Почвы нашей местности. Разрушение почв. Загрязнение, охрана почв.
Атмосфера, ее состояние в Тульской области. Значение воздуха для живых организмов. Загрязнение атмосферы и мероприятия по ее охране в области.
- Демонстрации:
карты, иллюстрирующей географическое положение Тульской области, ее геологическое строение, рельеф, территории залегания полезных ископаемых; фотографий, иллюстрирующих карьер поселка Рождественский, где ведется добыча известняка; карт: климат, воды, почвы Тульской области; коллекций полезных ископаемых, почв нашей местности, фотографий реки Волоть, прудов пос. Рождественский.
- Практические работы
№1 Изучение полезных ископаемых нашего региона.
№2 Описание погоды нашей местности.
№3 Изучение многообразия почв, их свойства.
Тема 3. Флора Тульской области (9 часов)
Разнообразие растительности Тульской области. Флора, зональное распределение растительности. Ботанико-географические подрайоны области. Основные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы. Основные группы растений: водоросли, мхи, папоротникообразные, голосеменные, покрытосеменные (цветковые). Растения леса, луга; увлажненных и засушливых мест обитания. Приспособленность растений к среде обитания. Распространенные растения нашей местности. Сезонные изменения в жизни растений.
Лекарственные, ядовитые растения Тульской области и нашей местности. Заболевания, вызываемые опасными растениями. Соблюдение мер профилактики заболеваний. Меры первой помощи при отравлении ядовитыми растениями.
Сельскохозяйственные растения, выращиваемые в Тульской области, в нашей местности. Их значение, особенности ухода за ними.
Охраняемые растения Тульской области. Структура Красной книги. Растения Красной книги, редкие и исчезающие виды области. Мероприятия, проводимые в Тульской области по охране растений. Фенологические наблюдения за растениями. Мониторинговая служба.
- Демонстрации:
основных групп растений (натуральных объектов и растений из гербария): водорослей, мхов, папоротникообразных, голосеменных, покрытосеменных (цветковых), форм растений (деревья, кустарники, кустарнички, травы), растений луга (светолюбивых), леса (теневыносливых), увлажненных и засушливых мест обитания, местных видов растений различных форм, мест обитания, лекарственных, ядовитых, сельскохозяйственных растений; охраняемых растений в Тульской области; атласов – определителей растений, Красной книги растений Тульской области.
- Практические работы
№4 Знакомство с представителями групп растений (по натуральным объектам и растениям из гербария).
№5 Знакомство с растениями леса, луга нашего региона.
№6 Знакомство с растениями, произрастающими около водоемов и в засушливых местах.
№7 Знакомство с лекарственными и ядовитыми растениями нашего региона.
№8 Знакомство с сельскохозяйственными растениями, выращиваемыми в нашем регионе, их значением для человека.
№9 Изучение растений, охраняемых в нашем регионе.
- Экскурсия №2 «Многообразие растений нашей местности. Сезонные изменения в жизни растений».
Тема 4. Грибы и лишайники (2 часа)
Разнообразие грибов Тульской области, нашей местности. Значение грибов в природе и для человека. Съедобные, ядовитые, паразитические грибы. Правила сбора грибов. Профилактика отравлений грибами. Меры первой помощи при отравлении.
Лишайники Тульской области, нашей местности. Их разнообразие, роль в природе, жизни человека. Лишайники как биоиндикаторы.
- Демонстрации.
разнообразных грибов, лишайников, обитающих в Тульской области, нашей местности (таблицы, фотографии, муляжи), справочников грибника, атласов – определителей грибов, лишайников.
- Практические работы
№10 Распознавание съедобных и ядовитых грибов нашего региона (по муляжам, справочникам, атласам – определителям)
№11 Распознавание лишайников нашей местности (по атласам – определителям, по натуральным объектам).
Тема 5. Фауна родного края (8 часов)
Разнообразие условий обитания животных в Тульской области, сред жизни животных. Разнообразие животных. Фауна. Зональное распределение животного мира Тульской области.
Основные группы животных: беспозвоночные (одноклеточные, черви, моллюски, насекомые, ракообразные, паукообразные); позвоночные (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие). Отличия групп. Животные луга, леса, водоема (из различных систематических групп). Приспособленность животных к среде обитания. Роль животных в природе и жизни человека. Сезонные изменения в жизни животных. Фенологические наблюдения за животными.
Сельскохозяйственные животные, выращиваемые в Тульской области, нашей местности. Особенности ухода за ними.
Охраняемые животные нашей области (животные Красной книги, редкие и исчезающие виды). Мероприятия по охране животных, проводимые в Тульской области.
Опасные животные Тульской области и нашей местности (клещи, насекомые, земноводные, змеи, млекопитающие). Заболевания, вызываемые опасными животными. Соблюдение мер профилактики заболеваний. Меры первой помощи при укусах животных.
- Демонстрации:
фотографий, таблиц с изображениями разнообразных животных и различных систематических групп и живущих в различных средах (условиях обитания), сельскохозяйственных животных; охраняемых в Тульской области; опасных для человека; атласов – определителей: насекомых, рыб, птиц, млекопитающих и др.
- Практические работы.
№12 Распознавание животных луга, леса нашего региона (по фотографиям, атласам – определителям).
№13 Распознавание животных водоема нашего региона (по фотографиям, атласам – определителям).
№14.Изучение животных, опасных для человека в нашей местности (по фотографиям, атласам-определителям).
- Экскурсия №3 в Тульский краеведческий музей «Животные родного края».
Тема 6. Организм и окружающая среда (4 часа)
Экология как наука. Общее понятие об экологических факторах, приспособленность организмов к среде обитания (на примере нашей местности).
Природные сообщества области: лес, поле, степь, луг, водоем. Сообщества нашего региона. Историческая смена сообществ. Причины смены.
Экологическая обстановка в Тульской области. Экологические проблемы области и пути их решения.
Изменение ландшафта в результате деятельности человека.
- Демонстрации:
приспособленности животных к жизни в различных средах; природных сообществ (водоем, лес, луг, поле и др.); примеров смены сообществ (зарастание водоема, вырастание ельника на месте березовой рощи и др.); примеров изменений ландшафтов в результате деятельности человека.
- Практическая работа
- №15 Анализ и оценка последствий деятельности человека в окружающей среде, влияния собственных поступков на природу.
Тема 7. Охрана природы родного края (3 часа)
Окружающая среда, ее значение для живых организмов. Правила поведения в окружающей среде. Соблюдение этих правил. Бережное отношение к биологическим объектам. Система охраны природы в Тульской области.
Виды охраняемых территорий: государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты. Охраняемые территории Тульской области.
- Демонстрации
иллюстраций к правилам поведения в природе; загрязнителей окружающей среды (химические заводы, транспорт и т.д.), таблицы «Охраняемые территории Тульской области».
- Экскурсия №4 «Состояние окружающей среды в поселке Рождественский. Весенние явления в природе родного края».
Тематическое планирование
№п/п | Название темы программы (количество часов). Название темы занятий (количество часов) | Количество часов | Содержание темы | Оборудование |
1 . | Тема 1. Введение. Цели и задачи курса. Исторический обзор изучения природы родного края. Учёные, изучающие живую и неживую природу Тульской области. | 3 1 | Цели и задачи курса. Значение курса. Исторический обзор изучения природы родного края – Тульской области. Вклад учёных в изучение природы Тульского края. Местные учёные, изучающие живую и неживую природу Тульской области. | Фотографии учёных, внесших вклад в изучение природы Тульской области; фотографии, плакаты, иллюстрирующие природу Тульской области |
2 | Природные условия Тульской области, нашей местности. Причины биологического разнообразия. Методы исследования природы. Фенология. | 1 | Природные условия (географическое положение, климат, почвы, рельеф, гидрология) и причины биологического разнообразия Тульской области. Методы исследования природы (наблюдение, описание, сравнение, измерение, метод полевого сбора, эксперимент, моделирование, мониторинг, микроскопический метод). Фенология как наука. Феносигналы. Понятие о биоиндикации. | Карта Тульской области, фотографии, таблицы, иллюстрирующие методы изучения природы. |
3 | Экскурсия в природу «Природа родного края и методы её исследования. Сезонные изменения в природе». | 1 | Неживая и живая природа посёлка Рождественский. Многообразие живой природы. Сезонные изменения (осенние) в природе. Методы исследования природы. | Блокноты. Карандаши, атласы - определители растений, животных, грибов, планшеты, фотоаппараты, бинокли. |
4 | Тема 2. Неживая природа Тульской области. Географическое положение, геологическое строение, рельеф Тульской области, нашей местности | 6 1 | Географическое положение, геологическое строение, рельеф Тульской области, нашей местности. | Карта Тульской области (рельеф, геологическое строение, географическое положение). |
5 | Полезные ископаемые Тульской области, нашей местности. Их использование человеком. Практическая работа №1 «Изучение полезных ископаемых своего региона». | 1 | Полезные ископаемые Тульской области: горючие полезные ископаемые (бурый уголь, торф и др.); железные руды (бурый железняк и др.); алюминиевые руды; неметаллические полезные ископаемые (фосфориты, пески, каменная соль и др.). Полезные ископаемые нашего посёлка (известняк). Использование полезных ископаемых человеком. | Карта полезных ископаемых Тульской области; коллекции полезных ископаемых; натуральные местные виды известняков. |
6 | Климат. Сезоны года. Их особенности в Тульской области. Особенности погоды. Влияние погоды на самочувствие людей. Практическая работа № 2 «Описание погоды нашей местности». | 1 | Климат Тульской области. Сезоны года. Особенности месяцев сезонов в области. Особенности погоды. Влияние погоды на самочувствие людей, на другие живые организмы. | Фотографии, плакаты, иллюстрирующие сезоны года и месяцы, метеорологическую площадку с приборами для наблюдения за погодой; барометр, термометр, флюгер. |
7 | Воды Тульской области, нашей местности. Их использование человеком. Загрязнение, охрана вод. | 1 | Воды Тульской области (реки, озёра, пруды, водохранилища, болота, подземные воды). Воды нашей местности. Значение воды в природе. Использование её человеком. Загрязнение, охрана вод. | Карта Тульской области; данные из специальной литературы о загрязнении вод области. |
8 | Почвы Тульской области, нашей местности. Загрязнение, охрана почв. Практическая работа № 3 «Изучение многообразия почв». | 1 | Почвы Тульской области. Типы почв (дерново-подзолистые, серые - лесные, чернозёмные, пойменные, глинистые, песчаные и др.). Почвы нашей местности. Разрушение, загрязнение, охрана почв. | Карта почв Тульской области; образцы почв из коллекции; образцы местных почв. |
9 | Атмосфера Тульской области, её загрязнение. Мероприятия по охране атмосферы в Тульской области. | 1 | Атмосфера. Значение воздуха для живых организмов. Состояние атмосферы в Тульской области. Загрязнение воздуха. Мероприятия по охране воздуха в Тульской области. | Данные о загрязнении воздуха в Тульской области из специальной литературы. |
10 | Тема 3. Флора Тульской области. Разнообразие растительности Тульской области. Зональное распределение растительности. Ботанико-географические подрайоны области. | 9
1 | Разнообразие растительности Тульской области. Флора. Зональное распределение растительности. Ботанико - географические подрайоны области. | Карта зонального распределения растительности Тульской области. |
11 | Основные группы растений. Формы растений. Сезонные изменения в жизни растений. Практическая работа № 4 «Знакомство с представителями групп растений по натуральным объектам и растениям из гербария». | 1 | Основные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы. Основные группы растений: водоросли, мхи, папоротникообразные, голосеменные, покрытосеменные (цветковые). Сезонные изменения в жизни растений. | Таблица «Формы растений»; гербарные экземпляры, натуральные растения различных систематических групп (водоросли, мхи, папоротникообразные, голосеменные покрытосеменные (цветковые). |
12 | Растения леса, луга. Приспособленность растений к среде обитания. Практическая работа № 5 «Знакомство с растениями леса, луга нашего региона». | 1 | Растения леса, луга. Представители различных форм и групп растений. Приспособленность растений к среде обитания. Распространённые растения нашей местности. | Таблицы «Лес», «Луг»; гербарные экземпляры, натуральные объекты растений луга, леса; таблицы, фотографии, иллюстрирующие растения; атласы-определители растений. |
13 | Растения увлажнённых и засушливых мест обитания. Их приспособленность к среде обитания. Практическая работа № 6 «Знакомство с растениями, произрастающими около водоёмов и в засушливых местах». | 1 | Растения увлажнённых и засушливых мест обитания. Представители из различных форм и групп растений. Приспособленность растений к среде обитания. Распространённые растения нашей местности. | Атласы-определители растений; таблицы, иллюстрирующие растения увлажнённых и засушливых мест; гербарные экземпляры, натуральные растения; таблицы «Водоросли», «Мхи», «Папоротники». |
14 | Лекарственные, ядовитые растения Тульской области, нашей местности. Заболевания, вызываемые опасными растениями. Соблюдение мер профилактики заболеваний. Меры первой помощи при отравлении ядовитыми растениями. | 1 | Лекарственные растения, их использование человеком. Ядовитые растения Тульской области, нашей местности. Заболевания, вызываемые опасными растениями. Соблюдение мер профилактики заболеваний. Меры первой помощи при отравлении ядовитыми растениями. | Фотографии, таблицы, иллюстрирующие лекарственные и ядовитые растения; специальная дополнительная литература о данных растениях; атласы-определители растений; гербарные экземпляры растений. |
15 | Практическая работа № 7 «Знакомство с лекарственными и ядовитыми растениями Тульской области, нашей местности». | 1 | Лекарственные растения, их использование человеком. Ядовитые растения Тульской области, нашей местности. Заболевания, вызываемые опасными растениями. Соблюдение мер профилактики заболеваний. Меры первой помощи при отравлении ядовитыми растениями. | Фотографии, таблицы, иллюстрирующие лекарственные и ядовитые растения; специальная дополнительная литература о данных растениях; атласы-определители растений; гербарные экземпляры растений; экран, проектор, презентация «Лекарственные и ядовитые растения Тульской области». |
16 | Сельскохозяйственные растения, выращиваемые в Тульской области, в нашем регионе. Их значение. Уход за ними. Практическая работа № 8 «Знакомство с сельскохозяйственными растениями, выращиваемыми в нашем регионе, их значение для человека». | 1 | Сельскохозяйственные растения (овощные, полевые, плодово-ягодные, технические и др.), выращиваемые в хозяйствах Тульской области, нашей местности. Значение растений, особенности их выращивания (уход за ними). | Таблицы, иллюстрирующие сельскохозяйственные растения; гербарные экземпляры растений; комплекты муляжей плодов, овощей. |
17 | Охраняемые растения Тульской области. Мероприятия, проводимые в Тульской области по охране растений. Практическая работа № 9 «Изучение растений, охраняемых в Тульской области». | 1 | Охраняемые растения Тульской области. Структура Красной книги. Растения красной книги, редкие и исчезающие виды области. Мероприятия, проводимые в Тульской области по охране растений. Фенологические наблюдения, мониторинговая служба. | Плакаты фотографии, таблицы, иллюстрирующие охраняемые растения. |
18 | Экскурсия в природу «Многообразие растений нашей местности. Сезонные изменения в жизни растений». | 1 | Многообразие растений (формы и группы). Места их обитания. Приспособленность к среде. Сезонные изменения в жизни растений в нашей местности. Причины изменений. | Блокнот. Карандаши, планшеты, фотоаппарат, бинокль, атласы-определители растений. |
19 | Тема 4. Грибы и лишайники. Разнообразие грибов Тульской области, их практическое значение и значение в природе. Профилактика отравлений грибами. Меры первой помощи при отравлении. Практическая работа № 10 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов нашего региона (по муляжам и справочникам, атласам-определителям). | 2
1 | Разнообразие грибов Тульской области, нашей местности. Значение грибов в природе жизни человека. Съедобные, ядовитые, паразитические грибы. Правила сбора грибов. Профилактика отравлений грибами. Меры первой помощи при отравлении. | Книги, таблицы, фотографии, иллюстрирующие грибы Тульской области (съедобные, ядовитые, паразитические), муляжи грибов; специальная литература с информацией о вреде опасных для человека грибов. |
20 | Лишайники Тульской области, нашей местности. Их разнообразие, роль в природе и жизни человека. Практическая работа № 11 «Распознавание лишайников нашей местности (по натуральным объектам)». | 1 | Кто такой лишайник. Лишайники Тульской области, нашей местности. Их разнообразие. Роль в природе и жизни человека. Лишайники как биоиндикаторы. | Таблицы, фотографии, иллюстрирующие лишайники; натуральные лишайники на веточках, коре дерева, камнях; книги о лишайниках; экран, проектор, презентация «Лишайники». |
21 | Тема 5. Фауна родного края. Разнообразие условий (сред жизни) обитания животных. Разнообразие животных. Группы животных, их отличия. | 8
1 | Разнообразие условий (сред жизни) обитания животных Тульской области. Разнообразие животных. Фауна. Зональное распределение животного мира. Основные группы животных: беспозвоночные (черви, моллюски, насекомые, ракообразные, паукообразные); позвоночные (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие). Отличия групп. | Таблицы, иллюстрирующие среды жизни животных, представителей групп животных: позвоночных и беспозвоночных из различных систематических групп. |
22 | Животные луга, леса (из различных систематических групп). Роль животных в природе и для человека. Практическая работа № 12 «Распознавание животных нашего региона (по фотографиям книг, атласам-определителям)». | 1 | Животные луга, леса (из различных систематических групп. Приспособленность животных к среде обитания. Роль животных в природе и для человека. Сезонные изменения в жизни животных | Фотографии, таблицы, иллюстрирующие животных луга, леса (из различных систематических групп); коллекции насекомых; атласы- определители. |
23 | Животные водоёма. Их роль в природе и в жизни человека. Практическая работа №13 «Распознавание животных нашего региона (по фотографиям книг, атласам - определителям). | 1 | Животные водоёма (из различных систематических групп). Приспособленность животных к среде обитания. Роль животных в природе и для человека. Сезонные изменения в жизни животных. | Фотографии, таблицы, иллюстрирующие животных водоёма (из различных систематических групп); атласы- определители животных. |
24 | Сезонные изменения в жизни животных. Фенонаблюдения. | 1 | Сезонные изменения в жизни животных нашего региона. Фенонаблюдения за животными. | Фотографии, таблицы, иллюстрирующие сезонные изменения в жизни животных (зайца, медведя, летучих мышей, насекомых и др.) |
25 | Сельскохозяйственные животные, выращиваемые в Тульской области, нашей местности. Особенности ухода за животными. | 1 | Сельскохозяйственные животные (свиньи, крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот, кролики, лошади, куры, гуси, утки и др.), выращиваемые в Тульской области, нашей местности. Особенности ухода за ними. | Книги по животноводству; таблицы, фотографии, иллюстрирующие различных сельскохозяйственных животных, уход за ними. |
26 | Охраняемые животные Тульской области. Мероприятия по охране животных, проводимые в Тульской области. | 1 | Фенонаблюдения за животными. Охраняемые животные, Тульской области (из разных систематических групп). Животные Красной книги, редкие и исчезающие виды. Мероприятия по охране животных, проводимые в Тульской области | Книги, таблицы, фотографии, иллюстрирующие различных охраняемых животных Тульской области |
27 | Опасные животные Тульской области, нашей местности. Заболевания, вызываемые опасными животными. Соблюдение мер профилактики заболеваний. Меры первой помощи при укусах животных. Практическая работа № 14 «Изучение животных, опасных для человека в нашей местности (по фотографиям книг, атласу-определителю). | 1 | Опасные животные Тульской области, нашей местности (клещи, насекомые, земноводные, змеи, млекопитающие). Заболевания, вызываемые опасными животными. Соблюдение мер профилактики заболеваний. Меры первой помощи при укусах животных | Книги, таблицы, фотографии, иллюстрирующие различных опасных животных Тульской области; специальная литература с информацией о вреде опасных для человека животных. |
28 | Экскурсия в Тульский краеведческий музей «Животные родного края» | 1 | Представители животных различных систематических групп, обитающих в Тульской области. | Блокноты, ручки, фотоаппараты. |
29 | Тема 6. Организмы и окружающая среда. Экология Общие понятия об экологических факторах. Приспособленность организмов к среде обитания (на примере нашего региона). | 4
1
| Экология как наука. Общие понятия об экологических факторах. Приспособленность организмов к среде обитания (на примере нашего региона). | Таблицы, фотографии, иллюстрирующие жизнь организмов в различных средах обитания. |
30 | Природные сообщества Тульской области, нашей местности. Историческая смена сообществ. Причины смены. | 1 | Понятие о природном сообществе. Природные сообщества Тульской области, нашей местности: лес, поле, луг, водоём и др. Историческая смена сообществ. Причины смены. | Таблицы: «Сообщество водоёма», «Сообщество леса, луга», «Биоценоз дубравы», «Смена сообщества». |
31 | Экологическая обстановка в Тульской области. Экологические проблемы Тульской области и пути их решения. | 1 | Экологическая обстановка в Тульской области (состояние неживой и живой природы). Экологические проблемы Тульской области и пути их решения. | Книги с информацией по экологической обстановке в Тульской области. |
32 | Изменение ландшафта в результате деятельности человека. Практическая работа № 15 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в окружающей среде, влияния собственных поступков на природу» | 1 | Изменение ландшафта (положительные и отрицательные) в результате деятельности человека. | Таблицы, фотографии, иллюстрирующие изменение ландшафта в результате положительной и отрицательной деятельности человека. |
33 | Тема 7. Охрана природы родного края. Окружающая среда. Правила поведения в окружающей среде. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам. | 3 1 | Среда – источник веществ, энергии и информации. Окружающая среда организмов. Правила поведения в окружающей среде. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к биологическим объектам. | Таблицы, фотографии, иллюстрирующие организмы на фоне окружающей среды; правила поведения в природе. |
34 | Система охраны природы в Тульской области. Виды охраняемых территорий. Охраняемые территории Тульской области. | 1 | Система охраны природы в Тульской области. Виды охраняемых территорий: государственные природные заповедники, национальные парки, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты. Охраняемые территории Тульской области. | Таблица-схема «Виды охраняемых территорий Тульской области». |
35 | Экскурсия в природу «Состояние окружающей среды в посёлке Рождественский. Весенние явления в природе родного края». | 1 | Состояние окружающей среды в посёлке Рождественский. Весенние явления в природе родного края. | Блокноты, карандаши, планшеты, фотоаппарат, бинокль, атласы-определители растений, животных. |
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся будут знать / понимать:
- цели и задачи занятий по внеурочной деятельности «Природа Тульского края»;
- основные понятия: зональность, фауна, растительность, флора, биоиндикация, сообщество, среда обитания, экологические факторы, фенология, особо охраняемые природные территории;
- методы изучения природы: наблюдение, описание, сравнение, измерение, ведение календарей, мониторинг, моделирование, эксперимент;
- правила техники безопасности при выполнении практических работ, экскурсий и правила личной гигиены;
- основные объекты живой природы родного края;
- части (факторы) неживой природы;
- состояние воздуха, вод, почв в Тульской области;
- причины загрязнения воздуха, почв, вод; основные загрязнители их в Тульской области;
- значение неживой природы для живой;
- правила поведения в природной среде;
- охраняемые группы организмов родного края;
- структуру Красной книги;
- основные феносигналы;
- ядовитые растения, грибы, опасных животных Тульской области и своей местности;
- особо охраняемые территории родного края;
- знать ядовитые растения, грибы, опасных животных Тульской области и нашей местности.
- знать меры профилактики заболеваний, вызываемых ядовитыми растениями, грибами, животными.
- экологические факторы, влияющие на живые организмы;
- основные природные сообщества родного края.
Учащиеся овладеют умениями:
- вести календари фенологических наблюдений;
- работать с гербарным и коллекционным материалом;
- работать с натуральными объектами в классе и в природе;
- определять деревья, кустарники в разные сезоны года;
- определять виды растений, грибов, лишайников, животных родного края;
- вести наблюдения за объектами живой природы;
- вести наблюдения за состоянием воздуха, воды, почвы;
- объяснять взаимосвязи организмов в природных сообществах;
- использовать правила поведения в природной среде;
- объяснять полезное, вредное влияние факторов неживой природы на живые организмы;
- объяснять полезное, вредное влияние человека на неживую и живую природу;
- узнавать (называть) ядовитые растения, грибы, опасных животных Тульской области и нашей местности;
- называть меры профилактики заболеваний, вызываемых ядовитыми растениями, грибами, животными;
- оказать первую доврачебную помощь в природе (при отравлении грибами, контакте с опасными растениями и животными);
- пользоваться элементарными методами полевых, лабораторных исследований;
- добывать информацию из различных источников (в том числе и интернет ресурсов) и использовать её при подготовке сообщений, презентаций по темам программы;
- использовать знания по сохранению биоразнообразия;
- выполнять правила техники безопасности при выполнении практических работ, экскурсий и правила личной гигиены;
- следовать практически устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы;
- развитие у учащиеся: познавательных интересов; интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов; работы с различными источниками информации; внимания, мышления, памяти, пространственного воображения, эстетического вкуса, глазомера, творческих способностей и фантазии;
- овладение учащимися навыками культуры труда;
- воспитание у учащихся позитивного ценностного отношения к живой и неживой природе, культуры поведения в природе; экологического мышления и экологической культуры; патриотизма на основе ответственного отношения к природным объектам и культурному наследию;
- учащиеся улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе;
- формирование у учащихся практических умений и навыков;
- учащиеся под руководством учителя научатся выполнять практические работы.
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
- повышения выживаемости живых организмов в природной среде;
- ухода за растениями и животными;
- следования нормам экологического поведения в природной среде;
- охраны живого мира, среды его обитания, природных сообществ;
- оценки последствий своей деятельности, своих поступков по отношению к природной среде
Требования к результатам направлены на реализацию деятельностного, практико - ориентированного и личностно-ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Методы занятий
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- Словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.).
- Наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, фотографий натуральных объектов и т.д.).
- Практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся:
- Объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию).
- Репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
- Частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске решения поставленной задачи совместно с педагогом).
- Исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- Фронтальный (одновременная работа со всеми учащимися).
- Индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форма работы).
- Групповой (организация работы в группах).
- Индивидуальный (индивидуальное выполнение заданий и решение проблем).
Формы занятий
В процессе обучения используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные, практические, лекции, экскурсии, составление сообщений, презентаций, работа с литературой.
Учебно-методическое обеспечение
1. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Природа Тульского края»
2. Тематическое планирование занятий.
3. Методические рекомендации по выполнению практических и творческих работ.
4. Учебно-наглядные пособия: таблицы, плакаты, фотографии, иллюстрирующие объекты живой и неживой природы; технологические карты, инструкционные карты, для выполнения практических работ; книги с информацией по темам программы, компьютерные диски, презентации по темам занятий.
5. Учебные пособия с рекомендациями по изучению теоретических и практических вопросов занятий.
6. Материалы и инструменты (оборудование) для практических работ.
Перечень оборудования
1. Фотографии, плакаты, иллюстрирующие природу Тульской области.
2. Фотографии учёных, внесших вклад в изучение природы Тульской области.
3. Географическая карта Тульской области (географическое положение, рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые, типы почв).
4. Карта зонального распределения растительности Тульской области.
5. Таблицы, плакаты, фотографии, иллюстрирующие:
- методы изучения природы.
- сезоны года и месяцы в нашей местности;
- метеорологическую площадку с приборами для наблюдений за погодой;
- формы растений;
- лекарственные и ядовитые растения Тульской области;
- сельскохозяйственные растения, выращиваемые в Тульской области;
- охраняемые растения Тульской области;
- растения различных систематических групп (водоросли, мхи, папоротники, плауны, хвощи, голосеменные, покрытосеменные (цветковые)), произрастающих в Тульской области;
- среды жизни животных, представителей групп животных: позвоночных и беспозвоночных из различных систематических групп, обитающих в Тульской области;
- животных леса, луга, водоёма (из различных систематических групп) обитающих в Тульской области;
- сезонные изменения в жизни животных (зайца, медведя, летучих мышей, насекомых).
- различных сельскохозяйственных животных, выращиваемых в Тульской области, уход за ними;
- охраняемых животных Тульской области;
- опасных животных Тульской области;
- грибы (съедобные, ядовитые, паразитические) Тульской области;
- лишайники Тульской области;
- жизнь организмов в различных средах обитания Тульской области;
- изменения ландшафта в результате положительной и отрицательной деятельности человека в Тульской области;
- различные организмы на фоне окружающей среды;
- растения увлажнённых и засушливых мест в Тульской области.
6. Таблицы: «Лес», «Луг», «Сообщество водоёма», «Сообщество леса», «Сообщество луга», «Биоценоз дубравы», «Смена сообщества»; «Водоросли», «Мхи», «Папоротники».
7. Гербарные экземпляры растений леса, луга; растений увлажнённых и засушливых мест
обитания; теплолюбивых и холодостойких, светолюбивых и теневыносливых.
8. Натуральные растения (живые экземпляры) различных систематических групп (водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные (цветковые); леса, луга; растения увлажнённых и засушливых мест обитания; лишайников нашей местности.
9. Книги о лекарственных и ядовитых растениях Тульской области; по животноводству; об опасных животных Тульской области; о лишайниках; о различных группах растений.
10. Красная книга растений и животных Тульской области.
11. Атласы-определители растений, животных, грибов, лишайников.
12. Листы с правилами поведения в природе.
13. Таблица-схема «Виды охраняемых территорий Тульской области».
14. Коллекции: насекомых; почв; вредителей растений; полезных ископаемых; минералов и горных пород; муляжей плодов и овощей, грибов.
15. Образцы местных почв.
16. Натуральные местные виды известняков.
17. Термометр уличный.
18. Флюгер.
19. Барометр.
20. Календарь погоды
21. Учебные диски, презентации по темам занятий с информацией о представителях различных групп растений, животных, грибах, лишайниках.
22. Литература с информацией о загрязнении вод, воздуха, почв Тульской области; о экологической обстановке в Тульской области.
23. Инструкции по безопасности труда для конкретной практической работы.
24. Карточки с заданиями для учащихся (индивидуальные для практических работ, экскурсий).
25. Блокноты.
26. Карандаши.
27. Планшеты.
28. Фотоаппараты.
29. Бинокли.
30. Экран.
31. Проектор.
32. Компьютер.
33. Интерактивная доска.
Литература
1. Сборник программ для общеобразовательных учреждений. Биология 5 – 11 классы / авт. – сост. И.Б. Морзунова. – М.: Дрофа, 2008.
2. Акимушкин И.И. Занимательная биология. – М.: Молодая гвардия, 1972.
3. Акимушкин И.И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). М.: Мысль. 1999.
4. Акимушкин И.И. Мир животных (млекопитающие). М.: Мысль. 1999.
5. Акимушкин И.И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). М.: Мысль. 1999.
6. Алексеев В.Н. Простейшие. Губки. Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви. М.: Дрофа, 2005.
7. Алексеев В.Н.Членистоногие. Насекомые. М.: Дрофа, 2004.
8. Алексеев С.В. Экология. Учебник для 9 класса, СПб., 2017-2018.
9. Алексеев С.В. Экология. Учебник для 10-11 классов, СПб., 2017-2018.
10. Алюшин А. И. Растения Тульского края. Тула, 2012.
11. Аралов В.В. Животный мир Тульской области и его охрана. Тула, 2012.
12. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения. – М.: Агропромиздат, 2009.
13. Арустамов Э.А. Природопользование. М., 2000.
14. Атлас «Окружающая среда и здоровье населения России». М., 1995.
15. Баринова И.И., Ром В.Я. География России. М., 2007.
16. Беккер И.Л. Времена года. Книга юного фенолога. М., 2001.
17. Биологический энциклопедический словарь. – М.: Большая Советская энциклопедия, 1995.
18. Биология: Энциклопедия для детей. – М.: Аванта +, 1994.
19. Болдин И.М. Основы экологических знаний. М., 2000.
20. Большой справочник «География» для школьников и поступающих в вузы. М., 2017.
21. Бочкарёва Н.Ф. Экология России. Калуга, 2005.
22. Бронкина Е.Т. Птицы. М.: Дрофа, 2004.
23. Булухто Н.П. Насекомые Тульского края, Тула, 2007.
24. Бухвалов В.А., Богданова Л.В. Введение в антропоэкологию. М., 1995.
25. Былова А.М. и др. Экология растений. 6 кл.: учебное пособие. – М.: Вентана – Граф, 2009.
26. Вронский В.А Прикладная экология Ростов-на-Дону, 1996.
27. Гарибова Л.В. и др. Энциклопедия природы России. Грибы. – М., 2007.
28. География. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. М., 2001.
29. Герасимов В.П. Беспозвоночные животные, изучение их в школе. – М.: Просвещение, 1987
30. Горбунов Е.Л. Трикозенко И.И. Экономическая география Тульской области. Пособие для учителя. Тула, 2009.
31. Горбунов Е.Л. Физическая география Тульской области. Тула: ООО «Издательство Приокское», 2015.
32. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3 т. – М.: Мир, 1996.
33. Гуревич А.А. Пресноводные водоросли Определитель. М.: Просвещение, 1986.
34. Денисов Г.А. Удивительный мир растений. - М., 1981.
35. Ермошкина А.С. Природа России. М., 2016.
36. Зелёный мир. Еженедельная российская экологическая газета. 2017-2018
37. Киреев Н.Г., Киреева Н.В, Экономика и природная среда. М., 1999.
38. Книга природы. Составитель Ю.Д. Дмитриев. М., 1990.
39. Козлова Т.А. Споровые растения. Мхи. Плауны. Хвощи. Папоротники. – М.: Дрофа, 2005.
40. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М., 1991.
41. Левушкин С.И. и др. Общая зоология. М.: Высшая школа, 1978.
42. Лялин Н.Н. Природа Тульской области. Тула, 1954.
43. Мамонтов И.Б. Биология растений, грибов. Лишайников. – М.: Дрофа, 2007 (элективные курсы).
44. Марков Ю.Г.Социальная экология Взаимодействие природы и общества. Новосибирск, 2001.
45. Миллер И.Д. Редкие птицы Тульского края. Тула, 1990.
46. Мир культурных растений: справочник / В.Д. Баранов и др. – М.: Мысль. 1994.
47. Многообразие живой природы. Животные / авт. – сост. В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2007.
48. Многообразие живой природы. Растения / авт. – сост. В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2007.
49. Мясников Ю.А. Звери тульской области. Тула, 2007.
50. Мясников Ю.А., Овчинников Ю.И. Щуки, лягушки, ужи итак далее… Тула, 1984.
51. Набел Б. Наука об окружающей среде. В 2 т. М., 1993.
52. Недра Тульской области. Под ред. Сычева А.И. Тула, 2009.
53. Новиков В.С. и др. Школьный атлас – определитель высших растений: книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1991.
54. Новиков Ю.В. Охрана окружающей среды. М., 2012.
55. Овчинников О.И., Овчинников О.Ю. Физическая география Тульской области. Тула, 2016.
56. Охрана окружающей среды. Попова З.А. и др. Тула, 1980.
57. Перегудов В.А., Болдырев В.И.Основы экологических знаний. Новомосковск, 1995.
58. Проблемы тульской воды. Тула, 2012.
59. Равелль П., Равелль Ч. Среда нашего обитания. В 2 кн. М., 1994.
60. Растительный и животный мир Тульской области и его охрана. Тула, 2005.
61. Ремизова Г.Л. Войди в зелёный мир. – М.: Просвещение, 1995.
62. Реймерс Н.Ф. Природопользование (словарь-справочник). М., 1990.
63. Стихи и рассказы о природе. Автор-составитель Н. Коростылёв М., 2001.
64. Стрижев А.И. Календарь русской природы. М., 1993.
65. Федотов В.И., Васильев В.М. Земля тульская. Тула, 1979.
66. Флоринская Ю.Ф. География и окружающая среда. М., 1994.
67. Хадорн Э. и др. Общая зоология. М.: Мир, 1989.
68. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных. – М.: ВЛАДОС, 1999.
69. Шаталова С.П., Бабенко В.Г. и др. Экология животных 7 кл.: учебное пособие. - М.: Вентана – Граф, 2009.
70. Ческидов В.М. География Тульской области. В 2 частях. Тула, 2016.
71. Элькин Г.Н. География России. Природа. СПб, 2001.
72. Энциклопедия городов и районов Тульской области. Тула, 2015.
73. Эрдели Г.С. Наши Зеленые друзья: Беседы о растениях: учебное пособие. - Воронеж, 2002.
74. Я познаю мир. Животные. М., 1996.
75. Я познаю мир. Растения. М., 1996.
76. Яхонтов А.А. Зоология для учителя. – М.: Просвещение, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Край, в котором я живу".
Программа курса направлена на знакомство с родным краем, обобщением и углублением знаний о нем. В процессе изучения курса у обучающихся будет формироваться ценностно...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по географии "Север - край неповторимый"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по географии составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, с учетом возрастных особенностей старших подростков и предназначена для реализации обуча...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса «Край мой родной»
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5-х классов "Край мой родной" разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Цель прграммы: создание условий для духовно-нравственного воспи...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой родной Курский край"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой родной Курский край"...
Рабочая программа курса "Краеведение. По страницам истории Тульского края"
Рабочая программа курса "Краеведение. По страницам Тульского края"(пояснительная записка и планирование курса)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Край, родимый край"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Край, родимый край" напаравлена на изучение истории, природы и культуры Песчанокопского района Ростовской области....