Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой родной Курский край"
рабочая программа (8 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой родной Курский край"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_moy_rodnoy_kurskiy_kray.doc | 155.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности «Люби свой Курский край» для учащихся 8, 10 классов разработана на основе:
- Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 (в редакции приказа Минобрнауки от 29.12 2014 № 1644);
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- планируемых результатов основного общего образования;
- требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 г. N 986 г. Москва);
- СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189);
Программа рассчитана на 1 учебный год. 1 час в неделю (35 часов).
1.Планируемые результаты:
Личностные результаты
- осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- осознание ценности человеческой жизни,
- осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей,
- воспитание любви к школе, городу, народу, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества, желание продолжать героические традиции российского народа,
- осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развития, продолжения рода,
- формирование представлений об искусстве народов России,
- создание ценностного отношения к прекрасному, развитие способности видеть и ценить прекрасное в природе, в быту, труде, общественной жизни.
Метапредметные результаты (познавательные, коммуникативные, регулятивные):
- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
- овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда. осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера);
- умение выполнять познавательные и практические задачи, в т.ч. с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, направленном на использование элементов причинно-следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
- выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- подкрепление изученных положений на конкретных примерах.
Предметные результаты:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
- знание отдельных научных понятий:
- патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
- социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
- семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
- труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
- наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
- традиционные российские религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
- искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
- природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
- человечество - мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
- умение находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные термины;
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- приверженность к гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности.
2. Содержание программы внеурочной деятельности
1.Вводное занятие.
Цели и задачи занятий по программе. Посещение школьной библиотеки, знакомство с литературой по краеведению.
2. География Курской области.
Родной регион - Курская область, его местонахождение на карте. Соседи ой области. Курск- столица Курской области. Административное деление региона. Символы области и муниципальных территорий. Национальный состав народа, населяющего регион. Некоторые обычаи и характерные особенности быта русского, украинского народов, турков-месхитинцев, татар, армян, азербайджанцев и др.
Практические работы: оформление иллюстрированной карты Курской области; конкурс рисунков «А из нашего окна часть планеты так видна».
3. История Курской области.
Города-крепости на территории края. Яркие и важные события в истории родного региона. Жизнь и быт населения региона в разные исторические времена. Памятники истории и культуры региона, их охрана.
Практические работы: экскурсия в краеведческий музей, встреча с краеведами, экскурсия по центральным улицам города.
4. Курск в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Курская битва. Прохоровское танковое сражение 1943 года. Военные памятники на территории области. Музей «Курская дуга». Музей-диарама «Курская битва. Прохоровское направление». Третье ратное поле России – Прохоровка. Звонница. Музей Прохоровского танкового сражения
Практические работы: поездки по памятным местам родного края, оформление коллективного альбома по результатам путешествия; участие членов семьи в Великой Отечественной войне.
5. Природа родного края.
Времена года в нашем крае. Особенности погоды, природные изменения, занятия населения в разные времена года.
Практические работы: наблюдения за любимым уголком природы в разные времена года, оформление фотоальбома.
Водоемы родного края. Реки. Озера, пруды и болота нашего края и их использование в жизни курян.
Практические работы: экскурсия на водоем, оформление материалов после экскурсии.
Полезные ископаемые родного края, их значение в хозяйстве, бережное отношение к полезным ископаемым. Мел и его использование в строительстве. Песок и глина. Железная руда. Основные месторождения железной руды.
Практические работы: экскурсия в краеведческий музей, встречи с работниками горнодобывающей промышленности.
Курск– один из черноземных областей России. Земельные ресурсы и их использование. Развитие отраслей сельского хозяйства: полеводство, овощеводство, садоводство, животноводство. Агропромышленные холдинги.
Практические работы: экскурсия на сельскохозяйственное предприятие, встречи с работниками сельскохозяйственных предприятий; экскурсия в краеведческий музей.
Природные зоны на территории родного края. Характерные особенности лесостепной и степной зон.
Практические работы: экскурсии в парк, лес, на луг, поле; работа с гербарием растений родного края. Экскурсия в краеведческий музей.
Растения и животные области. Использование человеком богатств природы. Правила поведения в природе.
Практические работы: экскурсия в зоопарк, дендрарий, заповедник, живой уголок, зимний сад; оформление классной газеты и альбома по результатам экскурсий; экскурсия в краеведческий музей.
Природные сообщества (лесные и лугово-степные сообщества, водно-болотные угодья) Курской области. Взаимосвязи в сообществе грибов, растений и животных (на местных примерах). Влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности). Единство живого и неживого в природе.
Практические работы: экскурсии в лес, парк, на лугово-степные участки, водоем; оформление маршрутных листов путешествий; подготовка гербария и альбома лекарственных растений родного края; экскурсия в краеведческий музей.
Охрана природных богатств. Красная книга Курской области. Особо охраняемые природные территории. Леса и парки.
Практические работы: экскурсия в зоопарк, поездка в заповедник, проведение акции «Помогите птицам» и других природоохранных акций.
6. Развитие экономики родного края.
Горнодобывающая промышленность. Сельское хозяйство. Агропромышленные комплексы. Строительство. Транспорт. Связь. Торговля. Занятия населения родного края. Профессии в Курской области.
Практические работы: создание альбома «Профессии наших родителей», экскурсии на предприятия по месту работы родителей.
7. Культура Курской области.
Достопримечательности родного края. Архитектура. Православные храмы. Памятники культуры и истории края. Региональные музеи. Учреждения культуры и образования. Спортивные комплексы. Народные промыслы края. поэты, писатели, композиторы и художники.
Практические работы: экскурсии к памятным местам области, в музеи, учреждения культуры; оформление материалов по результатам экскурсий. Участие в выставках и народных праздниках, фестивалях.
8. Подготовка и проведение итоговых занятий. Подведение итогов занятий. Проведение краеведческих викторин, олимпиад и конкурсов.
Тематическое планирование по внеурочной деятельности
«Мой родной Курский край» 8, 10 класс.
№п/п | Название раздела | Называние темы урока | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие (1 ч) | Вводное занятие. | 1 |
2 | Мой край (7ч) | Мой край – частица великой России. | 1 |
3 | Курская область на карте и глобусе. | 1 | |
4 | География Курской области. | 1 | |
5 | История области. | 1 | |
6 | История Льговского района | 1 | |
7 | Жизнь и быт населения региона в разные исторические времена. | 1 | |
8 | Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | |
9 | Военные странички (7 ч) | Курская область в годы великой отечественной войны | 1 |
10 | Курская область в годы великой отечественной войны | 1 | |
11 | Боевой путь Льговского партизанского движения | 1 | |
12 | Курская битва. | 1 | |
13 | Прохоровское танковое сражение 1943 года. | 1 | |
14 | Военные памятники на территории Курской области. | 1 | |
15 | Экскурсия в музей. | 1 | |
16 | Природа в Курском крае (11 ч) | Времена года в нашем крае. Наблюдения за природными изменениями. | 1 |
17 | Водоемы родного края. | 1 | |
18 | Экскурсия на водоем. | 1 | |
19 | Полезные ископаемые родного края. | 1 | |
20 | Растения Курской области. | 1 | |
21 | Животные Курской области. | 1 | |
22 | Экскурсия в заповедник. Просмотр видео-фильма. | 1 | |
23 | Охрана природных богатств. | 1 | |
24 | Промышленность в области. | 1 | |
25 | Развитие сельского хозяйства региона. | 1 | |
26 | Профессии в Курской области. Экскурсия на предприятия района. Просмотр видео-фильма. | 1 | |
27 | Достопримечательности родного края (5 ч) | Памятники истории и культуры региона, их охрана. Заочная экскурсия. | 1 |
28 | Архитектура родного края. Пешая прогулка по городу. | 1 | |
29 | Марьино. | 1 | |
30 | Рыльск. | 1 | |
31 | Курск. | 1 | |
33 | Экскурсия (4 ч) | Экскурсия в районный музей. | 1 |
34 | Экскурсия в районный музей. | 1 | |
35 | Викторина (1 ч) | Викторина «Мой Курский край – моё богатство!» | 1 |
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности
«Мой родной Курский край» 8, 10 класс.
№п/п | Название раздела | Называние темы урока | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | ||||
1 | Вводное занятие (1 ч) | Вводное занятие. | 1 | ||
2 | Мой край (7ч) | Мой край – частица великой России. | 1 | ||
3 | Курская область на карте и глобусе. | 1 | |||
4 | География Курской области. | 1 | |||
5 | История области. | 1 | |||
6 | История Льговского района | 1 | |||
7 | Жизнь и быт населения региона в разные исторические времена. | 1 | |||
8 | Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | |||
9 | Военные странички (7 ч) | Курская область в годы великой отечественной войны | 1 | ||
10 | Курская область в годы великой отечественной войны | 1 | |||
11 | Боевой путь Льговского партизанского движения | 1 | |||
12 | Курская битва. | 1 | |||
13 | Прохоровское танковое сражение 1943 года. | 1 | |||
14 | Военные памятники на территории Курской области. | 1 | |||
15 | Экскурсия в музей. | 1 | |||
16 | Природа в Курском крае (11 ч) | Времена года в нашем крае. Наблюдения за природными изменениями. | 1 | ||
17 | Водоемы родного края. | 1 | |||
18 | Экскурсия на водоем. | 1 | |||
19 | Полезные ископаемые родного края. | 1 | |||
20 | Растения Курской области. | 1 | |||
21 | Животные Курской области. | 1 | |||
22 | Экскурсия в заповедник. Просмотр видео-фильма. | 1 | |||
23 | Охрана природных богатств. | 1 | |||
24 | Промышленность в области. | 1 | |||
25 | Развитие сельского хозяйства региона. | 1 | |||
26 | Профессии в Курской области. Экскурсия на предприятия района. Просмотр видео-фильма. | 1 | |||
27 | Достопримечательности родного края (5 ч) | Памятники истории и культуры региона, их охрана. Заочная экскурсия. | 1 | ||
28 | Архитектура родного края. Пешая прогулка по городу. | 1 | |||
29 | Марьино. | 1 | |||
30 | Рыльск. | 1 | |||
31 | Курск. | 1 | |||
33 | Экскурсия (4 ч) | Экскурсия в районный музей. | 1 | ||
34 | Экскурсия в районный музей. | 1 | |||
35 | Викторина (1 ч) | Викторина «Мой Курский край – моё богатство!» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Родное слово» для 2 класса
В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые – первостепенная задача в нравственном и патрио...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Традиции Ярославского края"
Программа предназначена для учащихся 6-7 классов...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "История Донского края"
Рабочая программа разработана для курса внеурочной деятельности "История Донского края" в 5 классе.В программе содержатся следующие разделы:1.Введение - 1 час2. С чего начинается Родина ? - ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Родное слово» для 9 класса
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Родное слово» для 9 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности"История Курского края" для 7 - 8 классов
Тематическое планирование по внеурочной деятельности "История Курского края" 7-8 классы...
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Родничок" для 5 класса (духовно-нравственное направление)
Кружок краеведческой направленности для учащихся сельской школы.Цель: создание условий для развития личности и приобщения учащихся к изучению истории Отечества через историю своей семьи, укрепление ду...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Родные истоки" 7 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Родные истоки" 7 класс...