Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса «Край мой родной»
рабочая программа по краеведению (5 класс) на тему

Морсакова Ольга Александровна

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5-х классов "Край мой родной" разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Цель прграммы: создание условий для духовно-нравственного воспитания детей через активное познание родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_v_5_klasse.docx35.43 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по внеурочной деятельности для 5 класса

«Край мой родной» учителя истории, руководителя школьного музея Боевой Славы имени А.Л. Гетмана МБОУ СОШ № 1         г. Чехова Московской обл.

Морсаковой О.А.

Пояснительная записка

                                                           

                                                               «Познавайте свой край,  свою горушку или речонку.

 Не бойтесь, что малы те горушки и реки, ведь из малого

вырастает большое».     А.Е.Ферсман

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности для 5-ых классов разработана в соответствии с требованиями ФГОС.  

Цель: создание условий для духовно-нравственного воспитания и развития детей через активное познание родного края  

Образовательные задачи:
- ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков; 
- овладение начальными навыками исследовательской работы; 
- овладение навыками работы на ПК.

Воспитательные задачи:

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю; 
- воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни; 
- воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.

Развивающие задачи:
- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей; 
- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.

Общая характеристика внеурочной деятельности

Краеведение – одно из важных  направлений при воспитании личности ученика.

    Необходимость развития знаний, умений, интересов учеников в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания ребят  о родном крае, тем более действенными окажутся они в воспитании патриотизма, любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа.

       Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.

      Активное участие школьников в краеведческой работе расширяет их кругозор, приучает самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивать учащихся в дружный коллектив, помогает укреплению школьной дисциплины.

        Краеведение тесно связано с туризмом, походами по родному краю. Поэтому в программах каждого года обучения предусмотрено изучение правил техники безопасности и овладение туристскими навыками и умениями. С краеведением связано экология, умение вести себя в природе, поэтому в программе предусмотрено изучение и этой темы.

Школьное краеведение основано на ситуации поиска, на активном действии учащегося. Именно в формах, методах и приёмах организации краеведческой работы заложены большие возможности развития у школьников  познавательных способностей. Содержание краеведческого материала способствует пониманию причинно-следственных связей в природных явлениях и экономических процессах. Изучение общих географических вопросов должно опираться на местный краеведческий материал, тогда и изучение географии как предмета будет более понятным, интересным и привлекательным для учащихся.

Ценность программы  состоит в том, что кроме определённых знаний и умений учащиеся проводят большую и направленную работу по накоплению краеведческого материала о прошлом и настоящем своего населённого пункта. Темы занятий взаимосвязаны между собой. Программа предусматривает знакомство с интересными людьми, экскурсии, походы, творческие работы, участие в общественной жизни школы и своего города.

Данная краеведческая работа активизирует мыслительные процессы детей, помогает выработке умений общаться, самостоятельно приобретать, практически применять научные знания, способствует овладению навыками исследовательской работы.

Технологии и приемы: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, группового обучения, программированного обучения, музейная педагогика.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная, экскурсия, практическое занятие, игра.

Программа предусматривает теоретические и практические занятия:
1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа). 
2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех

Планируемые результаты

Личностные результаты:

-приобретение детьми способности и готовности к саморазвитию, основ гражданской идентичности;

-ценностно-смысловые установки, отражающие  индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества.

- развитие любознательности и формирование интереса к изучению края разными методами;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к истории родного края различными средствами.

Метапредметные результаты:

- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

- освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей данного школьного возраста: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения),

составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

- формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, графиков, рисунков и т. д.;

- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Регулятивные УУД:

-умение осуществлять действия под руководством учителя, по заданному образцу или заданному плану;

- умение выполнять элементарные алгоритмы;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Познавательные УУД: 

-ориентироваться в различных источниках информации по краеведению;

 -находить ответы на вопросы в различных источниках;

-делать выводы в результате совместной работы детей и учителя.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты краеведческих материалов, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД: 

- оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста); - слушать и понимать речь других; пользоваться приемами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

-учиться работать в паре, в группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной и предусматривает:

  • оценка достижений обучающихся (портфолио) происходит на каждом уровне реализации программы. В каждый “портфель достижений” обучающего входят исследования, проекты, интервью, творческие работы;
  • создание исследовательских и защита собственных проектов;
  • создание и защита презентаций – представлений по изученной теме;
  • представление коллективного результата деятельности обучающихся в форме исследовательских проектов с последующей передачей фото и видеоматериалов в школьный музей.

Тематическое распределение часов

Название темы

Количество часов

1.

История моей семьи

5

2.

История моей школы

5

3.

История моего города

6

4.

Незабываемые имена Лопасненской земли

2

5.

Пушкины в Лопасне

3

6.

Чехов в Мелихове

3

7.

Улицы города Чехова

4

8.

Защищая Победу

5

9.

Итоговое занятие

1

Содержание деятельности

Тема 1. История моей семьи (5 ч)

Понятие краеведение. Направления краеведения: историческое, географическое, биологическое, литературное и др. Цели, задачи. Предмет исследования. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».

Наука генеалогия. Что означает твое имя, твоя фамилия. Практическая деятельность по составлению родословной: день рождения семьи. Где работают мои родители. Составление генеалогического древа семьи. История моей семьи (в фотографиях). Старая фотография рассказывает….

Составление герба своей семьи. Знакомство со знаменитыми семейными гербами России.

Тема 2. История моей школы (5 часов)

Экскурсия в школьный музей Боевой славы им. А.Л. Гетмана. Источники сведений о прошлом школы. Основные этапы истории школы. Педагоги разных поколений. Сбор материала об учителях школы. Сбор материала об учителях – ветеранах. Творческая работа «Письмо любимому учителю». Презентация проекта «Мои учителя». Экскурсия к памятнику учителя-краеведа А.М. Прокина.

Тема 3. История моего города (6 часов)

Происхождение Лопасни и города Чехова. Важные вехи в истории города и района. Молодинская битва. 1812 год. Летучие отряды князя Кудашева. Стремиловский рубеж. Практикум. Презентация и защита проектов по теме «История моего города».

Тема 4. Незабываемые имена Лопасненской земли (2 часа)

Незабываемые имена Лопасненской земли: Олег Святославович Лопасненский, Андрей и Владимир Серпуховские, Васильчиковы, Петр Михайлович Еропкин, Федор Иванович Соймонов, Дмитрий Сергеевич Дохтуров. Практикум. Презентация и защита проектов «Незабываемые имена Лопасненской земли».

Тема 5. Пушкины в Лопасне (3 часа)

Пушкины в Лопасне. Пребывание в усадебном доме Н.Н. Пушкиной (Ланской), её детей, внуков, правнуков. Захоронения в некрополе при Анно-Зачатьевской церкви А.А. Пушкина и его жена Софьи Александровны (ур. Ланской), их сыновей -  Сергея (1874–1898) и Григория (1868-1940), внучки Софьи Павловны Воронцовой-Вельяминовой (1884–1974). Экскурсия в музей-усадьба «Лопасня-Зачатьевское» (постройки первой половины XVIII в.). Творческое наследие А.С. Пушкина в Лопасне.

Тема 6. Чехов в Мелихове (3 часа)

Жизнь и деятельность А.П. Чехова в Мелихово. Литературная деятельность: «Палата № 6», «Человек в футляре», «Бабье царство», «Случай из практики», «Ионыч», «Крыжовник», повесть «Три года», пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», большой «деревенский цикл» произведений: «Мужики», «На подводе», «Новая дача», «По делам службы». Общественная деятельность Чехова в период его жизни в Мелихове. Экскурсия в Музей писем А.П. Чехова.

Тема 7. Улицы города Чехова (4 часа)

Улицы Чехова. История и современность. Экскурсия по улицам Чехова. Практикум. Презентация и защита проектов «Улицы Чехова».

Тема 8. Защищая Победу (5 часов)

Раздел посвящен историческим событиям нашего государства и родного края периода Великой Отечественной войны. Начало Великой Отечественной войны. Перестройка всей жизни на военный лад. Героизм лопасненцев на фронтах войны. Земляки – Герои Советского Союза. Вклад лопасненцев в победу над врагомЗнакомство с книгой памяти Чеховского района. Встреча с участниками ВОВ, тружениками тыла, очевидцами тех страшных лет. Оформление материала о ветеранах. Экскурсия в школьный музей Боевой Славы имени А.Л. Гетмана. Экскурсия в Музей Памяти 1941-1945 гг. Участие в акции «Бессмертный полк». Презентация и защита проектов «Сохраним для потомков» (история моей семьи в истории ВОВ).

Итоговое занятие (1 ч.) Оформление и защита творческих работ. Компьютерная презентация результатов работы. Выставки фотографий.

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Мой край родной» на 5 класс

п/п

Сроки проведения урока (занятия)

Тема урока

Примечание

плановые

скорректированные

1

2

3

4

5

Тема 1. История моей семьи (5 ч.)

1.

Вводный инструктаж. Наука – генеалогия. Составление родословного древа.

2.

История моей фамилии.

3.

Геральдика. Составление герба семьи

4.

История моей семьи в фотографиях.

5.

Практикум. Презентация и защита проектов «Моя родословная», «Герб моей семьи»

Тема 2. История моей школы (5 часов)

6.

История школы №1. Экскурсия в школьный музей Боевой Славы

7.

Ими гордится наша школа – учителя СОШ №1.

8.

Сочинение «Письмо любимому учителю»

9.

Практикум. Презентация и защита проекта « Мои учителя»

10.

Экскурсия к памятнику А.М. Прокина

Тема 3. История моего города 6 часов)

11.

Далекое прошлое Лопасни.

12.

Молодинская битва.

13.

1812 год. Летучие отряды князя Кудашева.

14.

Стремиловский рубеж.

15.

Как появился город Чехов

16.

Практикум. Презентация и защита проектов по теме «История моего города».

Тема 4. Незабываемые имена Лопасненской земли (2 часа)

17.

Незабываемые имена Лопасненской земли.

18.

Практикум. Презентация и защита проектов «Незабываемые имена Лопасненской земли»

Тема 5. Пушкины в Лопасне (3 часа)

19.

Пушкины в Лопасне.

20.

Экскурсия в музей-усадьбу «Лопасня-Зачатьевское»

21.

Экскурсия в музей-усадьбу «Лопасня-Зачатьевское»

Тема 6. Чехов в Мелихове (3 часа)

22.

Чехов в Мелихове.

23.

Экскурсия в Музей писем А.П. Чехова

24.

Экскурсия в Музей писем А.П. Чехова

Тема 7. Улицы Чехова (4 часа)

25.

Улицы Чехова. История и современность.

26.

Экскурсия по улицам Чехова.

27.

Экскурсия по улицам Чехова.

28.

Практикум. Презентация и защита проектов «Улицы Чехова».

Тема 8. Защищая Победу (6 часов)

29.

Экскурсия в школьный музей Боевой Славы имени А.Л. Гетмана.

30.

Экскурсия в Музей Памяти 1941-1945 гг.

31.

Экскурсия в Музей Памяти 1941-1945 гг.

32.

Участие в акции «Бессмертный полк»

33.

Презентация и защита проектов «Сохраним для потомков» (история моей семьи в истории ВОВ)

34.

Итоговое занятие.

Список литературы

  1. Арутюнян Л.В. И в наших улицах история России. Чехов, 2013
  2. Ванслова Е. Культура и дети. Взгляд музейного педагога. М., Агентство «Мегаполис», 2012
  3. Вишняков А.С. Стремиловский рубеж. Чехов, 1996    
  4. Вишняков А.С. Стремиловский рубеж. Часть вторая. Чехов, 2003              
  5.  Вишняков А.С. Стремиловский рубеж. Часть третья. Лопасненские ополченцы.. Чехов, 2008              
  6.  Во имя жизни. 65-летию битвы под Москвой посвящается. Чеховский Совет ветеранов. Чехов, 2007
  7. Во имя жизни. Часть 2. Чеховский Совет ветеранов. Чехов, 2011
  8.  Вспомним всех поименно. К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Под ред. Кашина В.Д. Чехов, 2015  
  9. Дудин А. Молодинская битва. Чехов, 2016  
  10. Дудин А. Прокин Алексей Михайлович. Из заметок о Лопасне и окрестностях. Чехов, 2016-10-15
  11. Кобяков. Лопасненская старина. Очерки истории края с древнейших времен до начала 20 века. Москва, 2013
  12. Прокин А. Край родной. Чехов, 1999
  13. Прокин А., Макаров А., Соловьев Ю. Колыбель и Слава предков. Москва, Издатцентр «Старая Басманная», 1998    

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе "Изучаем родной край"

В курсе изучения программ по биологии, географии и краеведении в 5 классе введены разделы по изучению экологии. На основе этих разделов разработана программа по экологии и изучению родного края при вн...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Игра-путешествие Мой родной край"

       Программа  курса  рассчитана  на  4 года, 1-4   класс  начальной  школы 136 часов. Программа  построена  на  пр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «История родного края»

Курс «История родного края»  содержит краеведческий  материал по  истории и современности города Шахты Ростовской области, предназначен для изучения в 5-х классах общеобразователь...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа родного края"

Курс внеурочной деятельности способствует формированию экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботитьс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Родные просторы»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельностипо общеинтеллектуальному направлению «Родные просторы»...