Рабочая программа курса внеурочной деятельности по географии "Север - край неповторимый"
рабочая программа по географии (8 класс) на тему
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по географии составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, с учетом возрастных особенностей старших подростков и предназначена для реализации обучающихся 8-х классов. Программа имеет общеинтеллектуальное направление развития личности. Отличительной особенностью программы является географическая краеведческая направленность курса внеурочной деятельности, связанная с изучением природы,населения, памятников истории и культуры родного края. Форма организации курса - факультатив. Курс рассчитан на 36 часов (1 час в неделю) и состоит из теории - 21 час, практики - 15 часов. Программа курса внеурочной леятельности состоит из разделов: Введение, Природа Республики Коми, Памятники истории и культуры, Население его культура, традиции, Заключение.
Содержанине разделов:
I. Введение – 6 часов. Знакомство с программой курса, её целями и задачами. Проведение инструктажей. Формирование группы. Объединение группы.
II. Природа Республики Коми–13 часов. Знакомство с уникальными природными объектами Республики Коми. Заповедниками, национальным парком, редкими растениями.
III. Памятники истории и культуры – 6 часов. В этом разделе учащиеся знакомятся с памятниками истории и культуры Республики Коми, г. Сыктывкара. Посещают школьный музей, краеведческий музей.
IV. Население его культура, традиции– 10 часов. В этом разделе учащиеся знакомятся с особенностями населения, культурой и традициями коми народа. Знакомятся с известными людьми Республики Коми.
V. Заключение –1 час. Рефлексия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kursa_po_vd.docx | 42.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 16 г. Сыктывкара с углубленным изучением
отдельных предметов»
(МАОУ «СОШ №16»)
«Öткымын предмет пыдiсяньвелöдансыктывкарса 16 №-aшöр школа» муниципальнöйасъюраланавелöдан учреждение
(«16№-а ШШ» МАВУ)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
в условиях реализации ФГОС ООО
«Север – край неповторимый»
Направление
общеинтеллектуальное
для учащихся 8 класса
Срок реализации программы: 2016-2017 учебный год
Автор программы:
Шергина Светлана Борисовна -
учитель географии МАОУ «СОШ № 16»
Сыктывкар 2016
Пояснительная записка
Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности по географии «Север – край неповторимый» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с примерной Программой основного общего образования по географии, Программой развития и формирования универсальных учебных действий, программой воспитания и социализации обучающихся МАОУ «СОШ № 16» «Ступени успеха», Положением о рабочей программе курса внеурочной деятельности. Программа составлена с учетом возрастных особенностей старших подростков и предназначена для реализации в параллели обучающихся 8–х классов.
Актуальность программы определена тем, что образованный и культурный человек должен хорошо знать особенности природы своей малой родины, представлять, как повлияла природная среда на характер, быт, культуру человека. Через знания о своём родном крае, школьники придут к настоящей любви к своей стране.
Программа курса имеет общеинтеллектуальное направление развития личности.
Отличительной особенностью данной программы курса является географическая краеведческая направленность курса внеурочной деятельности, связанная с изучением природы, населения, памятников истории и культуры родного края.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Север – край неповторимый» тесно связана с предметами учебного плана «Биология», «История», «Коми язык».
Форма организации курса – факультатив, объединяющий учащихся увлеченных, природой, объектами культуры родного края.
Курс внеурочной деятельности рассчитан на 36 учебных часов (1 час в неделю).
В реализации программы курса внеурочной деятельности «Север – края неповторимый» привлекаются следующие социальные партнеры:
- педагоги дополнительного образования МАОУ «СОШ № 16»;
- Национальная библиотека Республики Коми;
- ГБУ РК «Национальный музей Республики Коми»;
- ФГБУН Институт геологии Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук;
- Краеведческий музей Республики Коми;
- ИП М.С.Фаут
Основные формы участия социальных партнеров в реализации программы курса внеурочной деятельности по географии «Север – край неповторимый» - это проведение экскурсий, познавательных мероприятий, организация походов выходного дня.
Цель рабочей программы: формирование географической культуры учащихся через приобщение к знаниям об уникальности природы, населения, истории и культуры республики Коми.
Задачи:
- Развивать патриотизм и любовь к своей республике.
- Углублять и расширять знания об уникальности республики.
- Развивать у учащихся географическую любознательность, познавательные и творческие способности.
- Формировать умения самостоятельно добывать знания из различных источников и представлять информацию.
- Формировать экологическую культуру и бережное отношение к природе, памятникам истории и культуры республики.
- Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов основной образовательной программы основного общего образования
Планируемые результаты изучения курса.
В результате освоения программы формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС ООО:
Личностные результаты:
- осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края;
- развитие чувства патриотизма, гордости за свою Родину, свой народ;
- создание ценностных ориентиров, интересов, мотиваций.
- приобретение опыта участия в социально значимом труде;
Метапредметные результаты:
- находить способы действия для решения проблем в реальной жизни.
- развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;
- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- приобретение опыта коммуникативной компетенции сотрудничества со сверстниками;
- приобретение знаний по поиску необходимой информации в Интернете, музее, у специалистов;
- формирование и развитие экологического мышления.
Предметные результаты:
- формирование основы научной картины мира, роли и места географии в системе научных дисциплин;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.
Планируемые результаты реализации программы курса внеурочной деятельности «Север – край неповторимый» ориентированы на достижение трёх уровней воспитательных результатов.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности
Уровни результатов | Описание | Формы деятельности |
Первый уровень результатов: приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности жизни | Школьники приобретают знания о природных географических объектах, памятниках истории и культуры, традициях коми народа, знаменитых людях республики, о правилах коллективной работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации. | Беседы, экскурсии, встречи |
Второй уровень результатов: получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям. | Развитие у школьников ценностных отношений к природе малой родины, к людям, традициям, памятникам истории и культуры, формирование позитивного отношения к предмету географии, проектной деятельности. | Конкурсы, акции, соревнования, походы, квесты |
Третий уровень результатов: получение школьником опыта самостоятельного общественного действия (самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности). | Школьник может приобрести опыт работы с библиотечным фондом, через практические занятия; опыт охраны объектов природы, культуры; опыт волонтёрской деятельности; опыт организации совместной деятельности с другими детьми и работы в группе. | Проекты, исследовательская деятельность в рамках научно-исследовательской конференции школьников |
Формы занятий по курсу:
- экскурсии, поездки, походы;
- презентации проектов;
- беседы, викторины, квесты;
- заочные путешествия;
- конкурсы;
- школьная научная конференция, практические занятия.
Программа курса внеурочной деятельности состоит из разделов:
- Введение.
- Природа Республики Коми.
- Памятники истории и культуры.
- Население его культура, традиции.
- Заключение.
Содержание разделов курса внеурочной деятельности
«Север – край неповторимый»
- Введение – 6 часов. Знакомство с программой курса, её целями и задачами. Проведение инструктажей. Формирование группы. Объединение группы.
- Природа Республики Коми–13 часов. Знакомство с уникальными природными объектами Республики Коми. Заповедниками, национальным парком, редкими растениями.
- Памятники истории и культуры – 6 часов. В этом разделе учащиеся знакомятся с памятниками истории и культуры Республики Коми, г. Сыктывкара. Посещают школьный музей, краеведческий музей.
- Население его культура, традиции– 10 часов. В этом разделе учащиеся знакомятся с особенностями населения, культурой и традициями коми народа. Знакомятся с известными людьми Республики Коми.
- Заключение –1 час. Рефлексия.
Тематическое планирование
№ | Наименование тем | Всего часов | Из них: | Виды занятий | |
теория | практика | ||||
Введение | 6 | 2 | 4 | ||
1 | Знакомство с программой курса, её целями и задачами. Проведение инструктажей. Формирование группы. | 1 | Беседа | ||
2 | День здоровья (туристическая полоса, завтрак туриста, спортивная эстафета) | 3 | Поход выходного дня | ||
3 | Моё туристическое лето | 1 | 1 | Проект | |
Природа Республики Коми | 13 | 10 | 3 | ||
4 | По страницам Красной книги | 1 | Трудовой час (пришкольный участок) | ||
5 | Флора и фауна Республики Коми | 1 | Экскурсия в Национальный музей РК (отдел природы) | ||
6 | Подземные богатства республики | 1 | Экскурсия в геологический музей | ||
7 | Уникальная природа Республики Коми | 1 | Заочная экспедиция (Национальная библиотека РК) | ||
8 | Охраняемые природные объекты РК | 2 | Беседа с видеопрезентацией | ||
9 | Реликтовый край: национальный парк Югыдва | 1 | Беседа с видеопрезентацией (Национальная библиотека РК) | ||
10 | Коми – территория девственных лесов | 1 | Виртуальное путешествие (Национальная библиотека РК) | ||
11 | Зов тайги | 1 | Игра по станциям | ||
12 | «Экодозор» (уборка рекламы с деревьев) | 1 | Акция | ||
13 | «Вторая жизнь» (сбор макулатуры) | 1 | Акция | ||
14 | Заповедные территории | 2 | Защита проектов | ||
Памятники истории и культуры | 6 | 5 | 1 | ||
15 | Школьный музей «История школы» | 1 | Музейный час | ||
16 | История родного края | 1 | Экскурсия в краеведческий музей | ||
17 | Памятники культуры Республики Коми | 1 | Проект | ||
18 | Памятники культуры г. Сыктывкара | 1 | Квест | ||
19 | Родина моя | 1 | Интеллектуальный марафон (Национальная библиотека РК) | ||
20 | Историческое и культурное наследие Республики Коми | 1 | Краеведческая викторина | ||
Население и его традиции | 10 | 4 | 6 | ||
21 | Коренное население Республики Коми. | 1 | Проект | ||
22 | Знаменитые и известные люди республики | 1 | Проект «Встреча» | ||
23 | Жизнь и быт коми народа | 1 | Интерактивная экскурсия в этнографический музей | ||
24 | Национальные традиции | 1 | Беседа (Национальная библиотека РК) | ||
25 | Национальные праздники | 1 | Познавательная игра | ||
26 | Национальные игры | 1 | Спортивный праздник | ||
27 | Встречают по одежке … | 1 | Познавательная игра (Национальная библиотека РК) | ||
28 | Вниз по реке | 3 | Водный поход выходного дня | ||
Заключение | 1 | 1 | |||
29 | Рефлексия | 1 | Круглый стол | ||
Итого | 36 | 21 | 15 |
Литература
- Богатства земли Коми: стат. сб. 2010/ редкол. М.Ю. Кудинова и др. – Сыктывкар: Комистат, 2010. – 60с.: ил.
- Рогачев М.Б. Столица зырянского края: очерки по истории Усть-Сысольска конца XVIIIначала XX века. – Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 2006. – 248 с.: ил.
- Жеребцов И.Л. Где ты живёшь: историко-географический справочник. – Сыктывкар; Коми кн. изд-во,994. – 272 с.
- Девственные леса Коми. Памятник Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО/ ред. А.И. Таскаева М.:Феория, 2005. – 352 с.: ил.
- Историко-культурный атлас Республики Коми/ науч. рук.и сост. Э.А. Савельева. М.: Дрофа; ДиК, 1997. – 384 с.: ил., карт.
- Национальный парк Югыдва: фотоальбом – Сыктывкар: ООО «Коми респ. типография; б.г.и.- 168 с.
- Зелёное богатство Республики Коми: крат.сб.2013/ редкол. В.Г. Масалимова и др. – Сыктывкар: Комистат, 2013. – 52 с.: ил.
- Народное искусство Коми/ Министерство культуры Коми республики; науч. рук. Э.А. Савельева. – М.: Гермес-М. – б.г.и.
9 . Особо охраняемые природные территории Республики Коми: итоги анализа пробелов и перспективы развития/ кол-в авторов. – Сыктывкар, 2011. – 256 с.ил.
- Обедков А.П. Республика Коми: прошлое, настоящее, перспективы. Издание третье, дополненное и исправленное – Сыктывкар: КГПИ, 2000 г. с. 39
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""
Программа направлена на развитие и реализацию творческих способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Традиции Ярославского края"
Программа предназначена для учащихся 6-7 классов...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "История Донского края"
Рабочая программа разработана для курса внеурочной деятельности "История Донского края" в 5 классе.В программе содержатся следующие разделы:1.Введение - 1 час2. С чего начинается Родина ? - ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности"История Курского края" для 7 - 8 классов
Тематическое планирование по внеурочной деятельности "История Курского края" 7-8 классы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Литературное краеведение. Поэты и писатели нашего края.»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАКУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Литературное краеведение. Поэты и писатели нашего края.»(общеинтеллектуальное направление)для 6 классов(основное общее образование)Количество...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "История родного края"
Курс "История родного края" для 7 класса...