Рабочая программа курса внеурочной деятельности по географии "Север - край неповторимый"
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Шергина Светлана Борисовна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по географии составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, с учетом возрастных особенностей старших подростков и предназначена для реализации обучающихся 8-х классов. Программа имеет общеинтеллектуальное направление развития личности. Отличительной особенностью программы  является географическая краеведческая направленность курса внеурочной деятельности, связанная с изучением природы,населения, памятников истории и культуры родного края. Форма организации курса - факультатив. Курс рассчитан на 36 часов (1 час в неделю) и состоит из теории - 21 час, практики  - 15 часов. Программа курса внеурочной леятельности состоит из разделов: Введение, Природа Республики Коми, Памятники истории и культуры, Население его культура, традиции, Заключение.  

Содержанине разделов:

                        I.    Введение6 часов. Знакомство с программой курса, её целями и задачами.   Проведение инструктажей. Формирование группы. Объединение группы.

II.     Природа Республики Коми13  часов. Знакомство с уникальными природными объектами  Республики Коми. Заповедниками, национальным парком, редкими растениями.

III.    Памятники истории и культуры6 часов. В этом разделе учащиеся  знакомятся с памятниками истории и культуры Республики Коми, г. Сыктывкара. Посещают школьный музей, краеведческий музей.

IV.    Население его  культура, традиции–  10 часов. В этом разделе учащиеся знакомятся с особенностями населения, культурой и традициями коми народа. Знакомятся с известными людьми Республики Коми.

V.    Заключение –1 час. Рефлексия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kursa_po_vd.docx42.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя  

общеобразовательная школа № 16 г. Сыктывкара с углубленным изучением  

отдельных предметов»

(МАОУ «СОШ №16»)

«Öткымын предмет пыдiсяньвелöдансыктывкарса 16 №-aшöр школа» муниципальнöйасъюраланавелöдан учреждение

(«16№-а ШШ» МАВУ)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

в условиях реализации ФГОС ООО

«Север – край неповторимый»

Направление

общеинтеллектуальное

для учащихся 8 класса

Срок реализации программы: 2016-2017 учебный год

                                  Автор программы:

                                  Шергина Светлана Борисовна -  

                                  учитель географии МАОУ «СОШ № 16»

Сыктывкар  2016

Пояснительная записка

 Данная рабочая программа  курса внеурочной деятельности по географии «Север – край неповторимый» разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с примерной Программой основного общего образования по географии, Программой развития и формирования универсальных учебных действий, программой воспитания и социализации обучающихся МАОУ «СОШ № 16» «Ступени успеха», Положением о рабочей программе курса внеурочной деятельности. Программа составлена с учетом  возрастных особенностей старших подростков и предназначена для реализации в параллели обучающихся  8–х классов.

Актуальность программы определена тем, что образованный и культурный человек должен хорошо знать особенности природы своей малой родины, представлять, как  повлияла природная среда на характер, быт, культуру человека. Через знания о своём родном крае, школьники придут к настоящей любви к своей стране.

Программа курса имеет общеинтеллектуальное направление развития личности.

Отличительной особенностью данной программы курса является географическая краеведческая направленность курса внеурочной деятельности, связанная с изучением природы, населения, памятников истории и культуры родного края.  

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Север – край неповторимый» тесно связана с предметами учебного плана  «Биология», «История», «Коми язык».

Форма организации курса  – факультатив, объединяющий учащихся увлеченных, природой, объектами культуры родного края.

Курс внеурочной деятельности рассчитан на 36 учебных часов (1 час в неделю).

В реализации программы курса внеурочной деятельности «Север – края неповторимый» привлекаются следующие социальные партнеры:

- педагоги дополнительного образования МАОУ «СОШ № 16»;

- Национальная библиотека Республики Коми;

- ГБУ РК «Национальный музей Республики Коми»;

- ФГБУН Институт геологии Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук;  

- Краеведческий музей Республики Коми;

- ИП М.С.Фаут

Основные формы участия социальных партнеров в реализации программы курса внеурочной деятельности по географии «Север – край неповторимый» - это проведение экскурсий, познавательных мероприятий, организация походов выходного дня.

Цель рабочей программы: формирование географической культуры учащихся через приобщение к знаниям об уникальности природы, населения, истории и культуры республики Коми.

Задачи:

  1. Развивать патриотизм и любовь к своей республике.
  2. Углублять и расширять знания об уникальности республики.
  3. Развивать у учащихся географическую любознательность, познавательные и творческие способности.
  4. Формировать умения самостоятельно добывать знания из различных источников и представлять информацию.
  5. Формировать экологическую культуру и бережное отношение к природе, памятникам истории и культуры республики.
  6. Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов основной образовательной программы основного общего образования

   

Планируемые результаты изучения курса.  

В результате освоения программы формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС ООО:

Личностные результаты:

  • осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края;
  • развитие чувства патриотизма, гордости за свою Родину, свой народ;
  • создание ценностных ориентиров, интересов, мотиваций.
  • приобретение опыта участия в социально значимом труде;

Метапредметные результаты:

  • находить способы действия для решения проблем в реальной жизни.
  • развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения познавательных задач;
  • умение организовывать  сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • приобретение опыта коммуникативной компетенции сотрудничества со сверстниками;
  • приобретение знаний по поиску необходимой информации в Интернете, музее, у специалистов;
  • формирование и развитие экологического мышления.

Предметные результаты:

  • формирование основы научной картины мира, роли и места географии в системе научных дисциплин;
  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.

Планируемые результаты реализации программы курса внеурочной деятельности «Север – край неповторимый» ориентированы на достижение трёх уровней воспитательных результатов.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности

Уровни  

результатов

Описание

Формы деятельности

Первый уровень результатов:

приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности жизни

Школьники приобретают знания о природных географических объектах, памятниках истории и культуры,  традициях коми народа, знаменитых людях республики, о правилах коллективной работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации.

Беседы, экскурсии, встречи

Второй уровень результатов:

получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям.

Развитие у школьников ценностных отношений к природе малой родины, к людям, традициям, памятникам истории и культуры, формирование позитивного отношения к предмету географии, проектной деятельности.

Конкурсы, акции, соревнования, походы, квесты

Третий уровень

результатов:

получение школьником опыта самостоятельного общественного действия (самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности).

Школьник может приобрести опыт работы с библиотечным фондом, через практические занятия; опыт охраны объектов природы, культуры; опыт волонтёрской деятельности; опыт организации совместной деятельности с другими детьми и работы в группе.

Проекты, исследовательская деятельность в рамках научно-исследовательской конференции школьников

Формы занятий по курсу:

  • экскурсии, поездки, походы;
  • презентации проектов;
  • беседы, викторины, квесты;
  • заочные путешествия;
  • конкурсы;
  • школьная научная конференция, практические занятия.

Программа курса внеурочной деятельности состоит из разделов:

  1. Введение.
  2. Природа Республики Коми.
  3. Памятники истории и культуры.
  4. Население его культура, традиции.
  5. Заключение.

Содержание разделов курса внеурочной деятельности

«Север – край неповторимый»

  1. Введение – 6 часов. Знакомство с программой курса, её целями и задачами.                                                                       Проведение инструктажей. Формирование группы. Объединение группы.
  2. Природа Республики Коми13  часов. Знакомство с уникальными природными объектами  Республики Коми. Заповедниками, национальным парком, редкими растениями.
  3. Памятники истории и культуры – 6 часов. В этом разделе учащиеся  знакомятся с памятниками истории и культуры Республики Коми, г. Сыктывкара. Посещают школьный музей, краеведческий музей.
  4. Население его культура,  традиции–  10 часов. В этом разделе учащиеся знакомятся с особенностями населения, культурой и традициями коми народа. Знакомятся с известными людьми Республики Коми.
  5. Заключение –1 час. Рефлексия.

Тематическое планирование

Наименование тем

Всего часов

Из них:

Виды занятий

теория

практика

Введение

6

2

4

1

Знакомство с программой курса, её целями и задачами.                                                                       Проведение инструктажей. Формирование группы.  

1

Беседа

2

День здоровья (туристическая  полоса,  завтрак туриста, спортивная эстафета)

3

Поход выходного дня

3

Моё туристическое лето

1

1

Проект

Природа Республики Коми

13

10

3

4

По страницам Красной книги

1

Трудовой час (пришкольный участок)

5

Флора и фауна Республики Коми

1

Экскурсия в Национальный музей РК (отдел природы)

6

Подземные богатства республики

1

Экскурсия в геологический музей

7

Уникальная природа Республики Коми

1

Заочная экспедиция (Национальная библиотека РК)

8

Охраняемые природные объекты РК

2

Беседа с видеопрезентацией

9

Реликтовый край: национальный парк Югыдва

1

Беседа с видеопрезентацией (Национальная библиотека РК)

10

Коми – территория девственных лесов

1

Виртуальное путешествие (Национальная библиотека РК)

11

Зов тайги

1

Игра по станциям

12

«Экодозор» (уборка рекламы с деревьев)

1

Акция

13

«Вторая жизнь» (сбор макулатуры)

1

Акция

14

Заповедные территории

2

Защита проектов

Памятники истории и культуры

6

5

1

15

Школьный музей «История школы»

1

Музейный час

16

История родного края

1

Экскурсия в краеведческий музей

17

Памятники культуры Республики Коми

1

Проект

18

Памятники культуры г. Сыктывкара

1

Квест

19

Родина моя

1

Интеллектуальный марафон (Национальная библиотека РК)

20

Историческое и культурное наследие Республики Коми

1

Краеведческая викторина

Население и его  традиции

10

4

6

21

Коренное население Республики Коми.

1

Проект

22

Знаменитые и известные  люди республики

1

Проект «Встреча»

23

Жизнь и быт коми народа

1

Интерактивная экскурсия в этнографический музей

24

Национальные традиции

1

Беседа (Национальная библиотека РК)

25

Национальные праздники

1

Познавательная игра

26

Национальные игры

1

Спортивный праздник

27

Встречают по одежке …

1

Познавательная игра (Национальная библиотека РК)

28

Вниз по реке

3

Водный поход выходного дня

Заключение

1

1

29

Рефлексия

1

Круглый стол

Итого

36

21

15

Литература

  1. Богатства земли Коми: стат. сб. 2010/ редкол. М.Ю. Кудинова и др. – Сыктывкар: Комистат, 2010. – 60с.: ил.
  2. Рогачев М.Б. Столица зырянского края: очерки по истории Усть-Сысольска конца XVIIIначала XX века. – Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 2006. – 248 с.: ил.
  3. Жеребцов И.Л. Где ты живёшь: историко-географический справочник. – Сыктывкар; Коми кн. изд-во,994. – 272 с.
  4. Девственные леса Коми. Памятник Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО/ ред. А.И. Таскаева М.:Феория, 2005. – 352 с.: ил.
  5. Историко-культурный атлас Республики Коми/ науч. рук.и сост. Э.А. Савельева. М.: Дрофа; ДиК, 1997. – 384 с.: ил., карт.
  6. Национальный парк Югыдва: фотоальбом – Сыктывкар: ООО «Коми респ. типография; б.г.и.- 168 с.
  7. Зелёное богатство Республики Коми: крат.сб.2013/ редкол. В.Г. Масалимова и др. – Сыктывкар: Комистат, 2013. – 52 с.: ил.  
  8. Народное искусство Коми/ Министерство культуры Коми республики; науч. рук. Э.А. Савельева. – М.: Гермес-М. – б.г.и.

9 . Особо охраняемые природные территории Республики Коми: итоги анализа пробелов и перспективы развития/ кол-в авторов. – Сыктывкар, 2011. – 256 с.ил.

  1. Обедков А.П. Республика Коми: прошлое, настоящее, перспективы. Издание третье, дополненное и исправленное – Сыктывкар: КГПИ, 2000 г. с. 39


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""

Программа направлена на  развитие  и реализацию  творческих  способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "История Донского края"

Рабочая программа разработана для курса внеурочной деятельности "История Донского края" в 5 классе.В программе содержатся следующие разделы:1.Введение - 1 час2. С чего начинается Родина ? - ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности"История Курского края" для 7 - 8 классов

Тематическое планирование по внеурочной деятельности "История Курского края" 7-8 классы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Литературное краеведение. Поэты и писатели нашего края.»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАКУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Литературное краеведение. Поэты и писатели нашего края.»(общеинтеллектуальное направление)для 6 классов(основное общее образование)Количество...