Технологическая карта урока по теме "Органы дыхания. Газообмен"
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Исмагилова Сания Мансуровна

Конспект урока соответствует требованиям ФГОС 7 класса, составлен по учебнику В.В.Пасечника "Биология. Животные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_teme_organy_dyhaniya_i_gazoobmen.docx35.63 КБ

Предварительный просмотр:

Класс 7

Раздел 2. «Строение, индивидуальное развитие, эволюция»

Тема урока №44: «Органы дыхания и газообмен»

Тип урока: комбинированный, поисково-диалоговый.

Цели урока:

 Образовательные - сформировать у учащихся понимание вопроса о дыхании, как о сложном процессе, состоящем из двух этапов: газообмене и окисления питательных веществ с освобождением энергии, необходимой для жизни;

Развивающие - продолжить развитие умений обсудить рисунки и иллюстрации, решать поисковые задачи, используя сигнальные знаки; продолжить формирование представлений о выделении в окружающую среду вредных продуктов;

Воспитывающие - создание эмоционального настроя, помогающего активно включиться в решение сложных теоретических задач; продолжить воспитывать у учащихся основы экологической культуры поведения.

Задачи:

Предметные: сформировать знания об эволюции дыхательной системы животных; понятия о газообмене, типе дыхания (всей поверхностью тела, жаберное, легочное);

Метапредметные: развивать умения работать с текстом; находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач; давать определения понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; обобщать понятия; развивать умения сравнивать, делать логические выводы;

Личностные: развивать умение планировать свою деятельность; определять уровень усвоения изучаемого материала; участвовать в беседе, уважительно относиться к мнению сверстников.

Оборудование:

Таблицы: “Тип простейшие”, “Тип кишечнополостные”, “Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Класс Паукообразные. Класс ракообразные (внутреннее строение рака)”, “Тип Хордовые. Внутреннее строение рыбы. Внутреннее строение лягушки. Внутреннее строение птицы. Внутреннее строение собаки”. Рисунки учебника.

Дидактический материал: Дидактический материал “Биологические лабиринты”, ключ правильных ответов.

Основные понятия и термины. Дыхальца, трахеи, наружные жабры, внутренние жабры, лёгкие, лёгочные мешки. Клеточное дыхание, дыхание всей поверхностью тела, кожное дыхание, лёгочное дыхание. Эволюция, диффузия, газообмен.

Запись на доске «Можно ли жить и не дышать?»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Организационный этап

Приветствие учителем обучающихся, проверка готовности класса к началу урока, настрой на работу.

Встают, встречают учителя.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Регулятивные: принимают учебную задачу

2.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Раздает учащимся тесты по теме домашнего задания «Способы передвижения животных. Полости тела»

-Ребята, вдохните глубоко и вы почувствуете бодрость и прекрасное самочувствие. У нас  общий план строения и жизнедеятельности с животными.  Как вы думаете:                                 1. Для чего людям и животным нужен кислород? 

2. Каким образом кислород поступает в организм?

3. Причина возникновения системы транспорта кислорода к органам?

  4. Отличается ли дыхательная система водных животных от дыхательной системы наземных? Чем объясняются эти различия?  

Ребята, как вы думаете, какую систему органов мы будем изучать на сегодняшнем уроке?

Выполняют тестовую работу

 Отвечают на вопросы:

1.Кислород нужен для окисления органических веществ в клетках и получения энергии животными и человеком.

2.Кислород поступает при дыхании (вдохе).

3.Система транспорта кислорода к органам возникает в связи с возникновением многоклеточности т.е. увеличением размеров животных.

4.Дыхательная система водных животных отличается от таковой наземных животных. Объяснить можно различными механизмами приспособления к среде обитания в ходе эволюции.

Называют тему урока:

«Органы дыхания и газообмен»,

записывают в тетрадях.

Предметные: систематизируют собственные знания

извлекают необходимую информацию

Регулятивные: Определяют в сотрудничестве с учителем тему урока.

4.Актуализация знаний.

Ребята, на прошедших уроках мы говорили про жизненно важные процессы, протекающие, в живом организме. Давайте вспомним их. Молодцы! Сегодня мы обсудим один из этих процессов - а именно - дыхание.                  Проведем аналогию с человеческим организмом. Человек, не питаясь, может прожить несколько недель, так как в клетках есть запас питательных веществ. Можно прожить несколько дней без воды - ее запаса в организме хватит почти на неделю. Почему же дышать мы должны постоянно, даже когда спим? 

На доске запись «Можно ли жить и не дышать», на этот вопрос мы должны ответить в конце урока.

Задает проблемный вопрос.

 Перечисляют признаки живых организмов: дыхание, питание, рост и развитие, размножение, обмен веществ, раздражимость.

Пытаются ответить на проблемный вопрос учителя.

Коммуникативные: участвуют в беседе, отвечают на вопросы, уважительно относиться к мнению сверстников

Познавательные: формируется познавательный интерес

5.Первичное усвоение новых знаний

6.Первичная проверка понимания

7.Первичное закрепление.

- Как вы думаете, а сколько времени может человек прожить без воздуха, не дышать?

 Это интересно:

-ныряльщики за жемчугом могут пробыть под водой до 4 минут;

- спортивный рекорд нахождения под водой равен 5 минутам 24 секундам;

- а вот бобры могут задерживать дыхание на 15-30 минут под водой;

- а киты до 1 часа.

Способность обходиться без воздуха определяется объемом легких.

Состав воздуха (на доске): 

1.кислород

 2.азот 

3.углекислый газ 

Какой компонент воздуха необходим живым организмам для дыхания?

 Вероятно, организм очень быстро расходует необходимый для жизни воздух, и запас его должен постоянно пополняться.

В процессе дыхания ВДОХ сменяется ВЫДОХОМ, при котором часть воздуха возвращается из организма в окружающую среду.

Отличается ли вдыхаемый воздух от выдыхаемого?

В организме расходуется КИСЛОРОД и образуется УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ. Кислород постоянно поступает в живой организм, а углекислый газ удаляется из него. Этот процесс обмена газами называется ГАЗООБМЕНОМ. Он происходит в каждом живом организме. В процессе газообмена могут участвовать специализированные органы - жабры, трахеи, легкие, легочные мешки. Многие микроорганизмы расщепляют энергию за счет анаэробного дыхания. Для некоторых бактерий даже незначительное количество кислорода может быть губительно, соответственно они живут там, где нет кислорода. Существуют организмы, которые могут существовать и в анаэробных условиях и в присутствии кислорода. Примером таких организмов могут быть ленточные черви - паразиты кишечного тракта животных и человека. Организмы, которым для жизнедеятельности нужен кислород, называются аэробами. Это все хордовые животные. Поступление кислорода в клетки тела осуществляется благодаря проницаемости клеточных мембран и диффузии - процессу выравнивания концентраций кислорода внутри клетки и за ее пределами. Для осуществления диффузии дыхательная поверхность должна соответствовать 3 условиям:

-быть проницаемой;

-быть влажной;

-быть большой;

Организмы получают кислород либо из атмосферы, либо из воды (проговорить отличие количества кислорода в атмосфере и воде).

Установите соответствие между понятием и его определением

Понятие

Определение

1.Диффузия

А. Газ, который выделяется в ходе дыхания живых организмов

2.Аэробы

Б. Процесс выравнивания концентраций кислорода внутри организма и в окружающей его среде

3.Газообмен

В. Организмы, способные жить в бескислородной среде

4.Кислород

Г. Газ, необходимый для дыхания живых организмов

5.Анаэробы

Д. Процесс обмена газами между организмом и окружающей средой

6.Углекислый газ

Е. Организмы, которым  необходим кислород для дыхания

А теперь давайте проверим свою работу. (Попросить «средних» учащихся высказать свои ответы, а сильных - проверить)

Далее рассмотрим, ребята, как происходило усложнение органов дыхания в ходе эволюции. Для этого вы должны прочитать  текст и преобразовать ее в таблицу (произвольно)

Пример таблицы

Тип дыхания

Органы дыхания

Организмы

1.Всей  поверхностью тела

2.Трахейное

3.Жаберное

4.Кожное

5.Легочное

Текст: Эволюция дыхательной системы животных.

Тип дыхания: всей поверхностью тела. Организмы: одноклеточные животные (амёба, эвглена зелёная, инфузория туфелька); кишечнополостные (медузы, коралловые полипы); некоторые черви.

Механизм дыхания: Одноклеточные организмы и некоторые многоклеточные (тип Кишечнополостные, тип Кольчатые черви) поглощают растворённый в воде кислород всей поверхностью тела.                                               Кислород участвует в расщеплении сложных органических веществ, в результате чего освобождается энергия, которая необходима для жизни животного. Образующийся в результате дыхания углекислый газ выделяется наружу также через всю поверхность тела.                                                                   Тип дыхания: трахейное.       Организмы: класс Насекомые (жуки, бабочки, кузнечики, мухи).                                              Механизм дыхания. Брюшко насекомого разделено на 5–11 частей (сегментов). На каждом из них имеется пара небольших отверстий – дыхалец. От каждого дыхальца внутрь отходят ветвящиеся трубочки – трахеи, которые пронизывают всё тело насекомого. Наблюдая за майским жуком, можно заметить, как его брюшко то уменьшается в объёме, то увеличивается. Это дыхательные движения. При вдохе в организм через дыхальца поступает воздух, содержащий кислород, а при выдохе выходит воздух, насыщенный углекислым газом.                      Тип дыхания: жаберное.

 Организмы: многие водные обитатели (рыбы, раки, моллюски).

 Механизм дыхания. Рыбы дышат кислородом, растворённым в воде, с помощью особых разветвлённых кожных выростов, которые называются жабры. Рыбы постоянно заглатывают воду. Из ротовой полости вода проходит через жаберные щели, омывают жабры и из-под жаберных крышек выходит наружу. Жабры состоят из жаберных дуг и жаберных лепестков, которые пронизаны множеством кровеносных сосудов. Из воды, которая омывает жабры, в кровь поступает кислород, а из крови в воду удаляется углекислый газ. Жабры, находящиеся внутри тела, называются внутренними жабрами.     Ребята, мы хорошо потрудились, немного устали. Чтобы снять мышечное и умственное напряжение, а также усталость глаз, давайте  проведем физкультминутку, а затем дальше продолжим нашу работу.                          Физкультминутка.  Офтальмотренинг.

Тип дыхания: кожное Организмы: земноводные (саламандры, лягушки, жабы).                                                   Механизм дыхания. Лёгкие земноводных развиты слабо, поэтому дополнительный газообмен осуществляется через влажную кожу. В тонкой коже земноводных много желёз, которые выделяют слизь. Благодаря слизи на поверхности кожи создаётся жидкостная плёнка, в которой растворяется атмосферный кислород и, благодаря чему, возможно дыхание через кожу. Лёгочное и кожное дыхание у земноводных развито не одинаково. У тех из них, кто большую часть жизни проводит в воде, слабее развиты лёгкие, а лучше – кожное дыхание. У земноводных, живущих вдали от водоёмов, более развиты лёгкие и менее – кожное дыхание.                                                           Тип дыхания: лёгочное.     Организмы: наземные позвоночные (земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие, человек)                        Механизм дыхания. Во время вдоха, воздух, содержащий кислород попадает в лёгкие через трахеи и бронхи. Лёгкие имеют вид ячеистых мешков. В каждом лёгком (левое и правое) очень сильно разветвляются бронхи, которые оканчиваются многочисленными лёгочными пузырьками. Каждый лёгочный пузырёк оплетён сетью кровеносных сосудов. Из лёгочного пузырька кислород воздуха переходит в кровь, а углекислый газ из крови в воздух. После накопления углекислого газа в лёгочном пузырьке происходит выдох. Ячеистое строение лёгких позволяет увеличить их внутреннюю поверхность во много раз.                                Прочитайте текст «Газообмен у птиц» на с.206 и ответьте, пожалуйста, на вопросы:                                                    1.Почему дыхание называется двойным?       2.Что обеспечивает организму птицы двойное дыхание?

Выполните задания.

1.В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбца есть взаимосвязь

Целое

Часть

Бабочка аполлон

Трахеи

Речной рак

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1.Легкие; 2.Кишечник; 3.Жабры; 4.Сердце.

2. Вставьте пропущенные слова в текст

ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ЧЛЕНИСТОНОГИХ

Речной рак дышит при помощи жабр. Растворённый в воде кислород проникает через тонкие стенки жабр в __________ (А). У паука-крестовика имеются __________ (Б) и два пучка трахей, которые сообщаются с внешней средой через __________ (В). При дыхании насекомых с помощью __________ (Г) кровь не участвует в переносе кислорода и углекислого газа и транспортирует только питательные вещества.

Перечень терминов:

1)внешняя среда

2)кровь

3)полость тела

4)легочный мешок

5)трахея

6)жабра

7)дыхательное отверстие

8)ротовое отверстие

3. Расположите в правильном порядке органы дыхания наземных позвоночных животных:

бронхи, носовая полость, трахея, легкие.

Высказывания детей:

- Все люди разные, у каждого свои возможности.

Кислород.

Да. Во вдыхаемом воздухе содержится больше кислорода, а в выдыхаемом – углекислого газа.

Рассматривают рисунки на доске, слайды презентации.

Составляют схему:

Организмы

↙↘

Работают в тетрадях, устанавливают соответствие.

Ответы:

1

2

3

4

5

6

Б

Е

Д

Г

В

А

Читают текст, находят информацию. Заполняют таблицу.

Отвечают на вопросы:

1.Потому что легкие вентилируются два раза.

2.Обеспечивает более полное усвоение кислорода и защищает организм птицы от перегревания во время полета.

Выполняют задания, обосновывают свои ответы.

Ответы

А

Б

В

Г

2

4

7

5

Ответ:

Носовая полость- трахея – бронхи – легкие.

Познавательные: формируется познавательный интерес, расширяется кругозор

Коммуникативные: участвуют в беседе, отвечают на вопросы, уважительно относиться к мнению сверстников

Предметные: Знакомятся, запоминают и впоследствии воспроизводят информацию.

Регулятивные: определяют уровень усвоения изучаемого материала, вносят коррективы

Коммуникативные: участвуют в беседе, отвечают на вопросы, уважительно относиться к мнению сверстников.

Регулятивные: планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления

Познавательные: находить информацию, необходимую для решения учебной задачи и творчески ее представлять.

Коммуникативные: участвуют в беседе, отвечают на вопросы, уважительно относиться к мнению сверстников

Предметные: анализируют, строят логически обоснованные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи

7.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Выполните задания (на слайде)

Найдите ошибки в предложениях и исправьте их.

1.Все живые организмы при дыхании поглощают кислород, а выделяют углекислый газ.

2.Специальные органы дыхания - перистые жабры впервые появляются у рыб.

3.Для кольчатых червей характерно дыхание всей поверхностью тела.

4.У наземных позвоночных животных органами дыхания являются трахеи.

5.Кислород необходим для окисления неорганических веществ клетки.

6.Двойное дыхание характерно для млекопитающих.

7.У земноводных на суше дыхание осуществляется через кожу.

Регулятивные: анализируют уровень усвоения материала урока, при необходимости корректируют ошибки

8. Домашнее задание

Прочитать п.39, ответить на вопросы 1-5 с.208, составить кроссворд по изученной теме.

Записывают в дневниках домашнее задание

9.Рефлексия

  • Ребята, какой ответ вы дадите на наш проблемный вопрос,  поставленный в начале урока?
  • Что я узнал на уроке?
  • Чем мне понравился урок?
  • Как я оцениваю свою работу на уроке?

Благодарю за урок!

Отвечают на вопрос: без дыхания жить невозможно, наступит мгновенная смерть.

Личностные: учатся оценивать собственную деятельность

Литература:

1.Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А.А. Баев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др.-М.: Сов. Энциклопедия, 1986,-831с.

2.Дольник В.Р. Биология: беспозвоночные животные: пособие для учащихся / В.Р. Дольник, М.А. Козлов. – М.: Просвещение, 2012 .- 160 с.

3. Наумов  Н.П., Карташев Н.Н. Зоология позвоночных. – Ч. 1. – Низшие хордовые, бесчелюстные, рыбы, земноводные: Учебник для биолог. Спец. Ун-тов. – М.: Высш. Школа, 2006.- 333с.

4.В.В.Латюшин, В.А. Шапкин « Биология. Животные . 7 класс» - Издательство « Дрофа» 2015 г.

Интернет ресурсы:

  1. http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge
  2. Биология: Приложение к газете «1 сентября»http://bio.1september.ru
  3. «Мои членистоногие» http://kenunen.boom.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Значение дыхания. Органы дыхания", биология 8 класс

Технологическая карта урока "Значение дыхания. Органы дыхания", биология 8 класс. Урок составлен по технологии развивающего обучения Л.Г.Петерсон по учебнику "Биология. Человек" Драгомилов А. Г.,...

Технологическая карта урока биологии по теме "Строение легких. Газообмен в легких и тканях" 8 класс

Технологическая карта урока биологии "Строение легких. Газообмен в легких и тканях"...

Технологическая карта урока по теме " Дыхание животных".

Тема урока Дыхание животных Цель урока Сформировать знания о  типах  и органов дыхания у животных.Задачи урокаИзучить типы и органы  дыхания у животных;Научить учащихся...

Технологическая карта урока "Заболевания органов дыхания и их профилактика""

Технологическая карта урока "Заболевания органов дыхания и их профилактика" в соответствии с ФГОС...

Технологическая карта урока по теме «Дыхание и его значение. Органы дыхания»

Технологическая карта урока по теме «Дыхание и его значение. Органы дыхания». 9 класс...