Технологическая карта урока по теме «Дыхание и его значение. Органы дыхания»
план-конспект урока по биологии (8 класс)
Технологическая карта урока по теме «Дыхание и его значение. Органы дыхания». 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok._tehnologicheskaya_karta.doc | 162.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по теме «Дыхание и его значение. Органы дыхания»
Учитель: Платонова Н.А.
Класс – 8
Дата проведения: 29.11.2022 год
Учебник - «Биология», 8 класс, В.В. Пасечник., А.А. Каменский Г.Г., Швецов.: Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ». 2018.
Цели урока:
Образовательные:
- изучить особенности строения органов дыхания, убедиться в том, что особенности строение дыхания связаны с выполняемыми функциями;
- раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;
- выяснить механизмы голосообразования;
Развивающие:
- продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);
- развитие логического мышления, внимания;
- успешное формирование навыков контроля и самоконтроля.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих.
- формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания)
«Виды универсальных учебных действий и применяемые технологии для формирования УУД »
1 | Предметные результаты обучения |
1.1 | Знать особенности строения органов дыхания |
1.2 | Раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ |
1.3 | Выяснить механизмы голосообразования. |
1.4. | Называют органы дыхания |
2 | Метапредметные результаты обучения |
2.1 | Регулятивные учебные действия |
2.1 | Определять цели и формулировать задачи |
2.2 | Искать пути решения проблемы и средства достижения цели |
2.3 | Планировать действия в соответствии с поставленной задачей (свои и группы) |
2.4 | Осуществлять контроль деятельности, оценивать правильность выполнения действия |
2.5 | Ставят самостоятельно учебную задачу, на основе того, что известно. Осуществляют выбор пути задания и способы выполнения |
2.2 | Коммуникативные учебные действия |
2.2.1 | Культура общения |
2.2.2 | Обсуждать в классе информацию; слушать товарища и обосновывать свое мнение |
2.2.3 | Строить монологическое высказывание, выражать свои мысли и идеи. |
2.2.4 | Владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения |
2.2.5 | Координировать позиции в сотрудничестве с учетом различных мнений, уметь разрешать конфликты |
2.3 | Познавательные логические действия |
2.3.1 | Давать определения понятиям, подводить под понятие |
2.3.2 | Обобщать, интегрировать информацию из различных источников, учатся строить высказывания |
2.3.3 | Выявлять черты сходства и различия, осуществлять сравнение, |
2.3.4 | Ориентироваться в учебнике и использовать нужную информацию |
2.3.5 | Устанавливать причинно-следственные связи и давать объяснения на основе установленных причинно-следственных связей |
2.3.6 | Устанавливать аналогии, строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы |
2.3.7 | Использовать знаково-символических средств и моделей при решении учебно-практических задач |
2.3.8 | Преобразовывать модели из одной знаковой системы в другую (таблицы, схемы, рисунки) |
2.3.9 | Проводить исследования (наблюдения, опыты и измерения). |
2.3.10 | Поиск информации в Интернете. Поиск информации в соответствующих возрасту цифровых (компьютерных) словарях и справочниках, в том числе в Интернет-изданиях. |
2.3.11 | Создание презентации (письменная и устная) с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере. Передача сообщений с использованием ИКТ |
3 | Личностные учебные действия |
3.1 | Осознавать неполноту знаний |
3.2 | Проявлять интерес к новому содержанию |
3.3 | Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом |
3.4 | Оценивать знания |
3.5 | Оценить собственный вклад в работу группы. |
Информационно-технологические ресурсы:
- компьютер,
- презентация «Дыхание и его значение. Органы дыхания»,
-учебники,
- инструктивные карточки,
- дневники исследователя;
- ноутбуки,
- телефоны,
- воздушные шары,
- произведение Н.В. Гоголя «Нос».
Вид используемых на уроке ИКТ средств: презентация, видеоролики
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Технологии: информационно – коммуникационная технология, учебно-исследовательские и элементы здоровье сберегающих технологий.
Формы работы: индивидуальная работа, фронтальная работа, работа с учебником
.Базовые понятия: Дыхательная система. Дыхательные пути. Лёгкие. Бронхи. Трахеи. Лёгочные пузырьки – альвеол.
Ход урока
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Использование ЭОР на уроке | |||||||||||||||||||
1. | Организационный момент 1 мин | Приветствие. Проверка организации рабочих мест. Здравствуйте, ребята, садитесь! Надеюсь, все готовы и мы начинаем наш урок биологии. | организация рабочих мест, приветствие. | 2.2.1 | ||||||||||||||||||||
2. | Актуализация знаний обучающихся 1 мин | Уважаемые коллеги – биологи – исследователи. Прислушаемся к совету Аристотеля: «Сперва собирать факты и только после этого связывать их мыслью». Слайд 1 | отвечают на вопрос | 3.2 | http://www.prosvetlenie.org/esoteric/7/22.html (Аристотель. Афоризмы) | |||||||||||||||||||
3 | Создание проблемной ситуации 3 мин | Сожмите губы и пальцами зажмите нос. Несколько мгновений посидите спокойно. Что Вы ощущаете? Проблемный вопрос: Слайд 2 Для чего мы дышим? Какое значение для нас, как и для любого живого организма, имеет дыхание. Теперь вы понимаете, почему люди так говорят: «Это нужно нам, как воздух». | отвечают на вопросы.
| 2.3.9 2.3.5 3.2 | ||||||||||||||||||||
4. | Целеполагание 4 мин | Что, в процессе нашего исследования, мы должны сегодня узнать? Пожалуйста, сформулируем тему урока Тема урока "Значение дыхания. Органы дыхания" Всё ли вы знаете о строении органов дыхания? Слайд 3 В исследовательских листах подпишите Ф.И., запишите число и тему исследования.
Зачитывается цель и задачи урока Слайд 4 Итак, дыхание – самая драгоценная и оберегаемая «ниточка», от которой зависит наше земное существование. | отвечают формулируют тему урока работают в исследовательских листах | 2.2.2 2.1 3.1 3.2 2.2.1 2.3.8 | ||||||||||||||||||||
5. | Планирование 2 мин. | Учитель организует выбор способа и средств реализации учебной цели. Учитель побуждает к высказыванию предложений о том, как (метод уточнения, если новый способ действия можно сконструировать из ранее изученных или метод дополнения, если изученных аналогов нет, и требуется введение принципиально нового знака или способа действий) и с помощью чего можно достичь поставленной цели. - Каким образом мы можем изучить органы дыхания? (изучить материал учебника) - Что нам в этом поможет? (учебник, рисунки, слайды) стр 90, рис 40 | Высказывают свои предположения. Выбирают способ (как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?). Обсуждают и составляют план работы. Озвучивают план и обсуждают его с учителем. Высказывают свои предположения | 2.2 2.3 | ||||||||||||||||||||
6. | «Открытие» нового знания. 20 мин | На уроке мы исследуем особенности строения и работы дыхательного аппарата. Итак, в добрый путь! Назовите отделы дыхательной системы «Строение дыхательной системы. Верхние и нижние дыхательные пути» Слайд 5 | отвечают на вопрос | 1.1 1.4 2.3.4 3.2 | http://player.myshared.ru/1148750/data/images/img14.png (строение) http://ppt4web.ru/images/797/27776/310/img3.jpg (органы дыхания) | |||||||||||||||||||
НОСОВАЯ ПОЛОСТЬ. Слайд 6 Как ни странно, нос из всех воздухоносных путей выделяется больше всего. | записывают в исследовательский лист | 1.4 3.2 | http://infoniac.ru/upload/medialibrary/b24/b24fe0b64d68bab234e24b2de7670766.JPG | |||||||||||||||||||||
Даже Н.В. Гоголь писал о носе: «Без носа человек – чёрт знает что – птица не птица, гражданин не гражданин – просто возьми, да и вышвырни за окошко!..». Слайд 7 | http://ilibrary.ru/text/76/p.2/index.html | |||||||||||||||||||||||
При нормальном дыхании человек дышит через нос. А зачем человеку нос? Это украшение лица? | отвечают | |||||||||||||||||||||||
Так ли это? Посмотрим видеоролик Видеоролик 1 Это ворота в организм. От правильности нашего дыхания зависит наше здоровье. Почему надо дышать через носовую полость? Подпишите название отдела в схему. Физминутка Дыхательная гимнастика (по Стрельниковой) 1. Во время выполнения дыхательных упражнений необходимо дышать только через нос. 2.Вдох делается одновременно с движением. «Ладошки» И.п. - встать прямо, руки согнуты в локтях, локти вниз, ладони от себя; Производятся короткие, ритмичные вдохи носом и одновременное сжимание ладоней в кулаки. Выдохи происходят самостоятельно без выталкивания с помощью мышц. Делается 4 вдоха с последующей пауза 3 -4 секунды. Норма 24 раза по 4 вдоха. «Насос» И.п. - встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, ступни ног не должны отрываться от пола, руки вдоль туловища. На вдохе делается легкий поклон, руки тянутся к полу, но не касаются его. На выдохе слегка выпрямляться, но не выходить в основную стойку. Спина круглая, голова опущена. «Проколотый мяч» Сделайте глубокий вдох. При выдохе сымитировать свист воздуха из проколотого мяча..
| просматривают отвечают подписывают | 2.2.3 2.3.2 2.3.8 2.3.7 | http://www.youtube.com/watch?v=fbmQWOhkE38 (носовая полость) | |||||||||||||||||||||
Второй отдел – НОСОГЛОТКА. Подпишите название отдела в схему. Слайд 8 | подписывают | 1.4 2.3.8 | ||||||||||||||||||||||
Нижние дыхательные пути Слайд 9 | http://www.zdorovieinfo.ru/upload/contents/478/245134534wylpv.jpg | |||||||||||||||||||||||
Третий отдел – ГОРТАНЬ. Подпишите название отдела в схему Слайд 10 Гортань подобна воронке, стенки которой образованы хрящами. Полость гортани выстлана слизистой оболочкой и снабжена рецепторами – рефлекторный кашель. Вход в гортань при глотании закрывается надгортанным хрящом. Самый крупный хрящ – щитовидный, защищает гортань спереди. Эксперимент № 1. Нащупать щитовидный хрящ, сделать глотательное движение. Убедиться, что хрящ уходит вверх, а затем снова возвращается на прежнее место. Вывод: при этом движении надгортанник _______ вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод. Между хрящами натянуты голосовые связки, а между ними находится голосовая щель. Практическая работа № 1. Представим, что горлышко шарика – это наша гортань. Края шарика – это наши голосовые связки. Сделаем один вдох и выпустим воздух из шара и посмотрим, как образуются звуки. А теперь натяните края связок, а затем свободно выпустите воздух. Так, когда образуется звук.
Человек молчит – голосовая щель треугольной формы и достаточно велика. Слайд 11 Звук появляется при неполном смыкании голосовой щели, прохождение через нос воздуха, который колеблет голосовые связки. Эксперимент № 3. Где происходит окончательное формирование звука?? происходит в полостях глотки, носоглотки, рта и носа и зависит от положения губ, нижней челюсти и языка? Скажите «мама» не шевеля губами, языком, челюстью Функции гортани Слайд 12
А теперь представим, что мы болеем весь матч за команду…..? Какие возникнут ощущения после этого? Почему? Что происходит с голосом? А когда ещё голос может охрипнуть? Постоянные громкие, резкие крики вызывают воспаление голосовых связок. Слайд 13 Причины воспалений голосовых связок: 1. Перенапряжение голосовых связок в момент крика; 2. Переохлаждение, проникновение холодного воздуха через рот; 3. Курение (никотин раздражает слизистую); 4. Употребление спиртных напитков; 5. Воздействие вредных веществ (пыль, газ и т.д.); 6. Аллергии. | Подписывают название отдела участие в эксперименте № 1 участие в эксперименте № 2 1.3 экспериментируют и делаю вывод Функции гортани записывают в тетрадь
отвечают | 1.4 2.3.9 3.3 2.3.6 2.3.9 3.3 2.3.9 3.3 2.2.2 2.3.5 2.2.1 2.2.2 | http://www.transferfaktory.ru/formyi-raka-gortani (гортань) http://blog.i.ua/community/3770/768017 (картинка – крик) http://www.m24.ru/articles/43417 (на стадионе) (вред курения) http://demotivators.cc/6855/alkogolik (алкоголик) http://www.liveinternet.ru/users/4686396/post254433964/ (зимой) http://cardiology-club.com/306-allergiya-na-domashnyuyu-pyl.html (пыль) http://uho-gorlo-nos.com/gorlo/g-lechenie/vospalenie-golosovyh-svyazok.html (причины воспалений) | |||||||||||||||||||||
Трахея и бронхи Слайд 14 Трахея – трубка (10-12 см), состоящая их хрящевых полуколец. Трахея расположена спереди от пищевода. Её мягкая сторона обращена к пищеводу. При прохождении пищи пищевод расширяется, и мягкая стенка трахеи не мешает этому. Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием. Который выводит пылевые частицы из лёгких. Трахея делится на два главных бронха – левый и правый Бронхи Слайд 14 Входят в лёгкие и там ветвятся, образуя бронхиальное дерево. Заканчиваются лёгочными пузырьками – альвеолами. | Подписывают название отдела рассматривают модель | 1.4 2.3.7 | http://biouroki.ru/test/138.html | |||||||||||||||||||||
Лёгкие Слайд 15 Лёгкие расположены в грудной полости. Левое состоит из двух долей, а правое из трёх. Лёгкие имеют форму конуса: верхняя - суженная часть - верхушка, а нижняя – более широкая – основание. Снаружи лёгкое покрыто плеврой, состоящей из двух листков. Между листками плевры – плевральная полость, содержащая жидкость, которая уменьшает трение лёгкого при дыхании. Ткань лёгких образована ветвящимися бронхами и альвеолами. Альвеолы – это лёгочные пузыри. Плотно прилегают друг к другу и густо оплетены сетью капилляров. Слайд 16 Какое кол-во альвеол и какова их площадь у взрослого человека?. Слайд 17 Газообмен в лёгких и тканях Что происходит в легких? Слайд 18 Практическая работа № 2: снова возьмём шарик, возьмите его в руки, сделайте один глубокий вдох и максимально выдохните воздух в шарик, зафиксируйте шарик, чтобы не вышел воздух. Объём воздуха в шаре – это и ваша жизненная ёмкость лёгких Сравните, пожалуйста, ваши ЖЁЛ. Как вы думаете, от чего зависит ЖЁЛ?
Эксперимент № 4 Определение ЖЁЛ при помощи спирометра Слайд 19 Дайте мне свои шарики - это альвеолы, в которых воздух. Изнутри они покрыты плёнкой, которая не даёт смыкаться им.
Эксперимент № 5 А что будет, если человек курит? (спичкой сжигает шарики) | Подписывают название отдела Работа с текстом учебника, с. 92 Рассказывают о функциях лёгких Работают Отвечают и подписывают Надувают шарики. Измеряют ЖЁЛ | 1.4 2.3.4 2.3.3 2.3.9 2.2.5 2.3.3 2.2.2 | http://lifesguide.ru/kak-ochistit-legkie-ot-nikotina-4 (лёгкие) http://images.myshared.ru/4/216843/slide_16.jpg (газообмен в лёгких и тканях) | |||||||||||||||||||||
Сделаем вывод. Так что такое дыхание? Слайд 20 | Ответы учеников делают вывод . | 2.2.1 2.3.1 2.4 | ||||||||||||||||||||||
7. | Применение нового знания. 7 мин. | Тест 1. Определите путь воздуха при вдохе А – носовая полость – трахея – гортань – бронхи – легкие Б – носовая полость – гортань – трахея – бронхи – легкие 2. Температура воздуха в носовой полости даже в сильные холода приближается к температуре тела, так как носовая полость А - обильно снабжается кровью Б – клетки слизистой оболочки имеют реснички 3. Болезнетворные микроорганизмы в носовой полости уничтожаются А – слизью, выделяемой железами слизистой оболочки Б – лейкоцитами, содержащимися в кровеносных капиллярах 4. Голос возникает при прохождении воздуха через А – бронхи Б – голосовую щель между голосовыми связками 5. Газообмену в легких способствует А – наличие в них воздуха Б – медленное движение крови по капиллярам 6. Помещение рекомендуется регулярно проветривать так как А – удалить избыток углекислого газа Б – увеличить влажность воздуха 7. Жизненная емкость легких это – А – количество воздуха, которое человек может вдохнуть при спокойном вдохе Б –наибольшее количество воздуха, которое человек может выдохнуть после самого глубокого вдоха Самопроверка Слайд 21 | выполняют тест Соотносят (осуществляют самопроверку) со слайдом, корректируют свои записи. | 1.1 1.2 2.3 2.4 3.4 | http://lib.repetitors.eu/biologiya/63-2009-12-09-07-41-25/1510----qq (тест по теме «Дыхание») | |||||||||||||||||||
8. | Рефлексивные задания 2 мин. | 1.Какую тему рассматривали на уроке? 2.Какие органы относятся к дыхательной системе? 4.Выставление оценок. | Отвечают на вопросы, выбирают рисунок | 1.1 1.2 1.3 3.5 | ||||||||||||||||||||
9.9 9. | Домашнее задание 1 мин. | Слайд 22 Домашнее задание 1 уровня 1. Прочитать, ответить устно на вопросы к § 20 на стр 93 2. Заполнить таблицу «Значение отделов дыхательной системы» в дневнике исследователя 3. Создать презентацию по теме «Дыхание и его значение. Органы дыхания». Информацию найти в интернете 4. Научить правильно дышать свою семью Домашнее задание 2 уровня 1. Прочитать, ответить устно на вопросы к § 20 на стр 93 2. Заполнить таблицу «Значение отделов дыхательной системы» в дневнике исследователя 3. Приготовить сообщение по теме на выбор: 1. «Влияние табакокурения на органы дыхания», 2. «Влияние курения на голосообразование» 3. «О чистоте окружающего воздуха». 4. Научить правильно дышать свою семью Домашнее задание 3 уровня: 1. Прочитать, ответить устно на вопросы в конце параграфа2 0 на стр 93 2. Заполнить таблицу «Значение отделов дыхательной системы» 3. Измерить ЖЁЛ своей семьи ЖЁЛ (л) у мужчин = 2,5 умножить на рост в метрах ЖЁЛ (л) у мужчин = 1,9 умножить на рост в метрах 4. Научить правильно дышать свою семью | выбор уровня домашнего задания | 2.5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме: "Прямое и переносное значение слова".
Предметные: научиться различать прямое и переносное значение слова, пользоваться толковым словарем для определения значения слова, находить в текстах примеры средств выразительности (метафору, о...
Технологическая карта урока на тему "Дыхание"
Урок по ФГОС ООО...
Урок №1. "Дыхание и его значение. Органы дыхания". Индивидуально-групповая методика.
Сценарий с развернутым план-конспектом к уроку по теме "Дехание и его значение. Органы дыхания"....
Технологическая карта урока по теме "Органы дыхания. Газообмен"
Конспект урока соответствует требованиям ФГОС 7 класса, составлен по учебнику В.В.Пасечника "Биология. Животные"...
Технологическая карта урока по теме "Репродуктивные органы растения" 6 класс УМК Н.И.Сонин
Технологическая карта урока по теме "Репродуктивные органы растения" 6 класс УМК Н.И.Сонин...
Технологическая карта урока по теме " Дыхание животных".
Тема урока Дыхание животных Цель урока Сформировать знания о типах и органов дыхания у животных.Задачи урокаИзучить типы и органы дыхания у животных;Научить учащихся...
Дыхание и его значение. Органы дыхания.
Презентация к уроку Дыхание и его значение. Органы дыхания....