| Проверка домашнего задания
| - Мозговой штурм (выполнение заданий «Верно/неверно).
1. Газообмен осуществляется по законам диффузии. 2. Газообмен в тканях осуществляется в малом круге кровообращения. 3. Альвеола - легочный пузырёк, структурная единица лёгких. 4. Гортань – орган голосообразования. 5. Диафрагма - не принимает участия в актах вдоха и выдоха. 6. Стенки легких не содержат мышечного слоя. 7. Плевральная полость защищает легкие и обеспечивает акты вдоха и выдоха. 8. Внешнее дыхание – это совокупность процессов вдоха и выдоха. 9. Клеточное дыхание – осуществляется в альвеолах 10. Кислород участвует в реакциях биологического окисления. - Выполнение задания в формате ОГЭ – анализ таблицы.
Данное задание содержит вопросы разных уровней. Пользуясь таблицей «Вентиляция лёгких человека в зависимости от частоты дыхания» и знаниями из области анатомии и физиологии , ответьте на следующие вопросы
1) Как изменяется глубина вдоха с увеличением частоты дыхания? 2) Как изменяется минутный объём дыхания с увеличением частоты дыхания? Объясните почему? 3) Что понимают под жизненной ёмкостью лёгких (ЖЁЛ)?
| Выполняют письменное задание осуществляют взаимопроверку, комментируют ошибки.
| Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
|
| Актуализация знаний
| Работа с ассоциативным рядом изображений. Слайд -Дыхание является важнейшим условием жизни. Что может помешать нам свободно дышать? Какие факторы негативно влияют на дыхательную систему человека? К чему приводят влияние этих негативных факторов? (к образованию заболеваний дыхательной системы) Для чего необходимо знать заболевания дыхательной системы? (для их предупреждения) Следовательно, тема нашего урока… Какая цель урока? – на основе обобщения и систематизации знаний сформулировать правила гигиены дыхания. Что должны узнать? Чему мы должны сегодня научиться?
Запишите число и тему урока. «Заболевания органов дыхания и их профилактика» Слайд № Эпиграф к сегодняшнему уроку – слова древнеримского поэта Овидия «Пока дышу, надеюсь…» | Размышляют, предлагают различные варианты.
Предполагаемые ответы: Экологическое загрязнение атмосферы Курение Неправильное дыхание Возбудители инфекционных заболеваний Формулируют тему и цель урока. • познакомиться с распространенными заболеваниями органов дыхания и мерами их профилактики; • рассмотреть влияние курения на дыхательную систему, сформировать негативное отношение к курению; • продолжать формирование основ гигиены ; •воспитывать бережное отношение к органам дыхания и здоровью в целом. Записывают число и тему урока | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний. Личностные: формирование мотивационной основы учебной деятельности
|
| Освоение новых знаний. | Какие заболевания дыхательной системы вам уже известны? Рассказ о заболеваниях дыхательной системы. По мере моего объяснения вам необходимо заполнить таблицу в тетрадь. Заболевание | Симптомы | Гайморит (воспаление околоносовых пазух) | Боль в области гайморовых пазух, гнойные выделения из носа, чувство давления на голову и глаза. | Ангина | Резкая и сильная боль в горле, особенно при глотании, высокая температура, слабость, головная боль | Грипп (ОРВИ) | Резкий подъем температуры, озноб, боли в мышцах, головные боли, сухой кашель. | Пневмония | Резкий подъем температуры, кашель с выделением гнойной мокроты. | Туберкулёз | Сначала протекает скрыто, затем может перейти в активную форму: кашель с мокротой и примесями крови, лихорадка, похудение. | Рак лёгких | Симптомы: кашель с гнойной мокротой с примесями крови, одышка, болевые ощущения . |
Проверим правильность заполнения таблицы.
Физминутка. Сегодня мы проверим емкость наших легких без помощи спирометра, а попробуем это сделать «относительно соседа» и с помощью воздушного шарика. У всех будет по три попытки. Итак, одним выдохом нужно заполнить шарик воздухом и сравнить объем шарика с соседними.
| Называют известные заболевания органов дыхательной системы. Слушают и заполняют таблицу.
Анализируют, описывают симптомы.
Учащиеся поочередно зачитывают результаты заполнения таблицы.
Выполняют дыхательные упражнения.
. | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний, анализируют, воспринимают, интерпретируют и обобщают информацию. сверять свои действия и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; смысловое чтение; Регулятивные: прогнозирование результата, нахождение и использование различных источников информации; умение устанавливать причинно-следственные связи. Личностные: усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
|
| Зaкрепление мaтериaлa | Ролевая игра: Сегодня мы побываем на врачебном консилиуме. Выбрать больных, раздать карточки с симптомами болезни. Больной 1: Температура тела (до 38 °C — 40 °C), озноб, боли в мышцах и суставах, головная боль и чувство усталости. Выделения из носа, есть выраженное чувство сухости в носу и глотке, сухой, напряжённый кашель, сопровождающийся болью за грудиной. Доктор: Уважаемый больной, да у вас грипп: Вам необходимо принимать жаропонижающие, отхаркивающие, и противокашлевых средства, а также витамины, особенно витамин С в больших дозах. Вам необходим покой, достаточное количество жидкости, следует вам изолироваться от здоровых, избегать курения и спиртных напитков. Больной 2: Резкая и сильная, иногда умеренная, боль в горле, особенно при глотании, повышенная температура (39-40 градусов, может доходить до 41 градуса), резкая слабость, головная боль. Доктор: У вас острый тонзиллит (ангина). Назначим лечение: постельный режим, ежечасное полоскание горла раствором соли, а также антибактериальными средствами для борьбы с чрезмерно высокой температурой тела, головной болью, и для смягчения болевых ощущений.
Больной 3: Имею жалобы на кашель, отхождение мокроты, головную боль, одышку, першение в горле. Признаюсь, что давно курю. Доктор: хронический бронхит Лечение: Отказ от курения, флюорография, занятия лечебной физкультурой, дыхательная гимнастика укрепляют дыхательную мускулатуру, прогулки на свежем воздухе. Больной 4: заложенность и гнойные выделения из носа, сильная головная боль, боль в области пазух носа, чувство давления на глаза. Доктор: это гайморит, может быть результатом осложнения насморка и инфекции. Лечение: промывание, после сосудосуживающих препаратов, соляным раствором, антибиотики, при осложнениях для удаления гноя возможно оперативное вмешательство – прокол пазух. | Слушают симптомы пациентов и определяют заболевание. Доктор говорит рекомендации, соответствующие заболеванию. | Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; Познавательные: ориентируются в своей системе знаний, анализируют, воспринимают, интерпретируют и обобщают информацию. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников
|
| Рефлексия | Выставление отметок за работу на уроке. (взаимооценка) Вернемся к эпиграфу нашего урока «Пока дышу, надеюсь…» Какой смысл вложен в эти слова? Ответьте: Что нового вы сегодня узнали? Как вы думаете, нужны ли вам полученные знания? Где вы их сможете применить? Итак, ребята, мы поговорили сегодня о болезнях органов дыхания и их предупреждении. Берегите себя, своё здоровье и здоровье своих близких. Урок закончен. До свидания.
| Определяют собственные затруднения в деятельности.
| Познавательные: ориентируются в своей системе знаний. Регулятивные: проводят рефлексию учебной деятельности; осуществляют контроль учебных действий. |