Технологическая карта урока "Заболевания органов дыхания и их профилактика""
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Воронова Юлия Александровна

Технологическая карта урока "Заболевания органов дыхания и их профилактика" в соответствии с ФГОС 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  «Заболевания органов дыхания и их профилактика»

Предмет, класс

Биология, 8 класс

УМК, автор программы

Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ М.Б.Жемчугова, Н.И. Романова .- М.: Русское слово, 2016.

Учитель

Воронова Юлия Александровна

Тема урока,

Заболевания органов дыхания и их профилактика. Первая помощь при нарушении дыхания.

Цель урока

изучить заболевания дыхательной системы и меры их профилактики

Задачи урока

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

  • углубить и закрепить ранее полученные знания о строении
  • органов дыхания и их функциях. познакомить с возможными заболеваниями и нарушениями работы
  • органов дыхания, гигиеническими требованиями к воздушной среде и правилами дыхания.
  • умение самостоятельно приходить к логическим выводам, оценивать и сравнивать. анализировать и обобщать факты;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • уметь организовать совместную деятельность на конечный результат
  • уметь выражать свои мысли
  • прививать стремление к ЗОЖ.
  • воспитывать стремление к знаниям, общей культуре.
  • продолжить воспитание негативного отношения к вредным привычкам.

Планируемые результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.

Коммуникативные- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

Регулятивные- умение организовывать выполнение заданий учителя; устанавливать причинно-следственные связи

Познавательные - выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное.

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование основ экологической культуры; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Болезни органов дыхания, грипп, рак легких, туберкулез, пневмония, гайморит.

Оборудование урока:

ПК, проектор, учебник, дидактический материал

Организационная структура урока

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать всех вас на уроке! Проверка готовности к уроку.

Прошу садиться.

Осуществляют самопроверку готовности к уроку

Регулятивные:  владение основами самоконтроля,

Проверка домашнего задания

  1. Мозговой штурм (выполнение заданий «Верно/неверно).

1.        Газообмен осуществляется по законам диффузии.

2.        Газообмен  в тканях осуществляется в малом круге кровообращения.

3.        Альвеола - легочный пузырёк, структурная единица лёгких.

4.        Гортань – орган голосообразования.

5.        Диафрагма - не принимает участия в актах вдоха и выдоха.

6.        Стенки легких не содержат мышечного слоя.

7.        Плевральная полость защищает легкие и обеспечивает акты вдоха и выдоха.

8.        Внешнее дыхание – это совокупность процессов вдоха и выдоха.

9.        Клеточное дыхание – осуществляется  в альвеолах

10.        Кислород участвует в реакциях биологического окисления.

  1.  Выполнение задания в формате ОГЭ – анализ таблицы.

 Данное задание содержит вопросы разных уровней.  

Пользуясь таблицей «Вентиляция лёгких человека в зависимости от частоты дыхания» и знаниями из области анатомии и физиологии , ответьте на следующие вопросы

1) Как изменяется глубина вдоха с увеличением частоты дыхания?

2) Как изменяется минутный объём дыхания с увеличением частоты дыхания? Объясните почему?

3) Что понимают под жизненной ёмкостью лёгких (ЖЁЛ)?

Выполняют письменное  задание осуществляют взаимопроверку, комментируют ошибки.

 

 

Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

Коммуникативные:

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

Актуализация  знаний

Работа с ассоциативным рядом изображений.   Слайд

-Дыхание является важнейшим условием жизни. Что может помешать нам свободно дышать? Какие факторы негативно влияют на дыхательную систему человека?

К чему приводят влияние этих негативных факторов? (к образованию заболеваний дыхательной системы)

Для чего необходимо знать  заболевания дыхательной системы? (для их предупреждения)

Следовательно, тема нашего урока…

Какая цель урока? – на основе обобщения и систематизации знаний сформулировать правила гигиены дыхания. Что должны узнать?

Чему мы должны сегодня научиться?

Запишите число и тему урока.  «Заболевания органов дыхания и их профилактика»

Слайд №

Эпиграф к сегодняшнему уроку – слова древнеримского поэта Овидия

«Пока дышу, надеюсь…»

Размышляют, предлагают различные варианты.

Предполагаемые ответы:

Экологическое загрязнение атмосферы

Курение

Неправильное дыхание

Возбудители инфекционных заболеваний

Формулируют тему и цель урока.

•        познакомиться с  распространенными заболеваниями органов дыхания и мерами их профилактики;

•        рассмотреть влияние курения на дыхательную систему, сформировать негативное отношение к курению;

•        продолжать формирование основ гигиены ;  

•воспитывать бережное отношение к органам дыхания и здоровью в целом.

Записывают число и тему урока

Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний.

Личностные: формирование мотивационной основы учебной деятельности

Освоение новых знаний.

Какие заболевания дыхательной системы вам уже известны?

Рассказ о заболеваниях дыхательной системы.

По мере моего объяснения вам необходимо заполнить таблицу в тетрадь.

Заболевание

Симптомы        

Гайморит (воспаление околоносовых пазух)

Боль в области гайморовых пазух, гнойные выделения из носа, чувство давления на голову и глаза.

Ангина

Резкая и сильная боль в горле, особенно при глотании, высокая температура, слабость, головная боль

Грипп (ОРВИ)

Резкий подъем температуры, озноб, боли в мышцах, головные боли, сухой кашель.

Пневмония

Резкий подъем температуры, кашель с выделением гнойной мокроты.

Туберкулёз

Сначала протекает скрыто, затем может перейти в активную форму: кашель с мокротой и примесями крови, лихорадка, похудение.

Рак лёгких

Симптомы:  кашель с гнойной мокротой с примесями крови, одышка, болевые ощущения .

Проверим правильность заполнения таблицы.

Физминутка. Сегодня мы проверим емкость наших легких без помощи спирометра, а попробуем это сделать «относительно соседа» и с помощью воздушного шарика. У всех будет по три попытки. Итак, одним выдохом нужно заполнить шарик воздухом и сравнить объем шарика с соседними.

Называют известные заболевания органов дыхательной системы.

Слушают и заполняют таблицу.

Анализируют, описывают симптомы.

Учащиеся поочередно зачитывают результаты заполнения таблицы.

Выполняют дыхательные упражнения.

.

Познавательные:

ориентируются в своей системе знаний, анализируют, воспринимают, интерпретируют и обобщают информацию.

сверять свои действия и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

смысловое чтение;

Регулятивные: прогнозирование результата,  нахождение и использование различных источников информации;

умение устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные:  усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

Зaкрепление мaтериaлa

Ролевая игра:

Сегодня мы побываем на врачебном консилиуме.

Выбрать больных, раздать карточки с симптомами болезни.

Больной 1: Температура тела (до 38 °C — 40 °C), озноб, боли в мышцах и суставах, головная боль и чувство усталости. Выделения из носа, есть выраженное чувство сухости в носу и глотке, сухой, напряжённый кашель, сопровождающийся болью за грудиной.

Доктор: Уважаемый больной, да у вас грипп: Вам необходимо принимать жаропонижающие, отхаркивающие, и противокашлевых средства, а также витамины, особенно витамин С в больших дозах. Вам необходим покой, достаточное количество жидкости, следует вам изолироваться от здоровых, избегать курения и спиртных напитков.

Больной 2: Резкая и сильная, иногда умеренная, боль в горле, особенно при глотании, повышенная температура (39-40 градусов, может доходить до 41 градуса), резкая слабость, головная боль.

Доктор: У вас острый тонзиллит (ангина). Назначим лечение: постельный режим, ежечасное полоскание горла раствором соли, а также антибактериальными средствами для борьбы с чрезмерно высокой температурой тела, головной болью, и для смягчения болевых ощущений.

Больной 3: Имею жалобы на кашель, отхождение мокроты, головную боль, одышку, першение в горле. Признаюсь, что давно курю.

Доктор: хронический бронхит

Лечение: Отказ от курения, флюорография, занятия лечебной физкультурой, дыхательная гимнастика укрепляют дыхательную мускулатуру, прогулки на свежем воздухе.

 Больной 4: заложенность и гнойные выделения из носа, сильная головная боль, боль в области пазух носа, чувство давления на глаза.

Доктор: это гайморит, может быть результатом осложнения насморка и инфекции.  

 Лечение: промывание, после сосудосуживающих препаратов, соляным раствором, антибиотики, при осложнениях для удаления гноя возможно оперативное вмешательство – прокол пазух.

Слушают симптомы пациентов и определяют заболевание. Доктор говорит рекомендации, соответствующие заболеванию.

Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

Познавательные:

ориентируются в своей системе знаний, анализируют, воспринимают, интерпретируют и обобщают информацию.

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников

Домашнее задание

1. §34.

2. Выполнение творческих заданий (по желанию): -

-придумайте новый слоган, агитирующий за отказ от курения, который можно разместить на пачках сигарет.

- написать эссе «Электронная сигарета: вред или польза?

Записывают домашнее задание.

Познавательная: смысловое чтение.

Личностные:  формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.

Рефлексия

Выставление отметок за работу на уроке. (взаимооценка)

Вернемся к эпиграфу нашего урока «Пока дышу, надеюсь…»

Какой смысл вложен в эти слова?

Ответьте: Что нового вы сегодня узнали? Как вы думаете, нужны ли вам полученные  знания? Где вы их сможете применить?

Итак, ребята, мы поговорили сегодня о болезнях органов дыхания и их предупреждении.

Берегите себя, своё здоровье и здоровье своих близких.

Урок закончен. До свидания.

Определяют собственные затруднения в деятельности.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний. Регулятивные: проводят рефлексию учебной деятельности; осуществляют контроль учебных действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока биологии 8 класс "Заболевания органов дыхания"

Технологическая карта урока биологии 8 класс "Заболевания органов дыхания"...

Технологическая карта урока "Значение дыхания. Органы дыхания", биология 8 класс

Технологическая карта урока "Значение дыхания. Органы дыхания", биология 8 класс. Урок составлен по технологии развивающего обучения Л.Г.Петерсон по учебнику "Биология. Человек" Драгомилов А. Г.,...

Технологическая карта урока "Инфекционные болезни, передающиеся через воздух, и их профилактика. Гигиена органов дыхания"

Технологическая карта урока "Инфекционные болезни, передающиеся через воздух, и их профилактика. Гигиена органов дыхания"...

Урок №4. "Заболевания органов дыхания и их профилактика. Реанимация". Индивидуально-групповая методика.

Сценарий  с развернутым план-конспектом к уроку по теме "Заболевания органов дыхания и их профилактика. Реанимация"....

"Заболевания органов дыхания и их профилактика"

Урок-путешествие по биологии 8 кл "Заболевания органов дыхания и их профилактика. Реанимания"...

Технологическая карта урока ОБЖ по теме "Средства индивидуальной защиты органов дыхания" 10кл.

Технологическая карта урока ОБЖ по теме "Средства индивидуальной защиты органов дыхания"10кл....