Тематическое планирование и РП биология 10 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (10 класс)
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с программой по биологии для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Авт. Г.М.Дымшиц, О.В.Саблина. Издательство «Просвещение», 2012 год.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, примерной программы среднего (полного) общего образования. Базовый уровень (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007). Также использованы программы среднего общего образования по биологии для 10-11 классов (Программы общеобразовательных учреждений. Биология 10-11 классы. – М., Просвещение, 2008), полностью отражающих содержание примерной программы, с дополнениями не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
Рабочая программа по биологии составлена на основании следующих нормативно - правовых документов:
1. Приказ Министерства образования РФ №127 от 11.05.1999 г. «О проблемах и перспективах развития естественно-математического образования в общеобразовательных учреждениях РФ».
2. Приказ Министерства образования РФ № 1080 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
4. Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 9 марга2004г.№ 1312)
5.Приказ Министерства образования РФ № 1236 от 19.05.1998 г. «Об утверждении обязательного минимума содержания основного общего образования. Раздел «Биология».
6.Приказ Министерства образования РФ № 56 от 30.06.1999 г. Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования. Раздел «Биология».
7.Методическое письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
8.Школьный учебный план на 2017 - 2018 учебный год.
Обоснование выбора авторской программы
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы по биологии к учебнику для 10 класса общеобразовательных учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2016, требований к уровню подготовки выпускников по биологии. На изучение курса биологии выделено в 10 классе – 35 часов (1 час в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РП биология 10 класс (база) | 38.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с программой по биологии для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Авт. Г.М.Дымшиц, О.В.Саблина. Издательство «Просвещение», 2012 год.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, примерной программы среднего (полного) общего образования. Базовый уровень (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007). Также использованы программы среднего общего образования по биологии для 10-11 классов (Программы общеобразовательных учреждений. Биология 10-11 классы. – М., Просвещение, 2008), полностью отражающих содержание примерной программы, с дополнениями не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
Рабочая программа по биологии составлена на основании следующих нормативно - правовых документов:
1. Приказ Министерства образования РФ №127 от 11.05.1999 г. «О проблемах и перспективах развития естественно-математического образования в общеобразовательных учреждениях РФ».
2. Приказ Министерства образования РФ № 1080 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
4. Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 9 марга2004г.№ 1312)
5.Приказ Министерства образования РФ № 1236 от 19.05.1998 г. «Об утверждении обязательного минимума содержания основного общего образования. Раздел «Биология».
6.Приказ Министерства образования РФ № 56 от 30.06.1999 г. Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования. Раздел «Биология».
7.Методическое письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
8.Школьный учебный план на 2017 - 2018 учебный год.
Обоснование выбора авторской программы
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы по биологии к учебнику для 10 класса общеобразовательных учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2016, требований к уровню подготовки выпускников по биологии. На изучение курса биологии выделено в 10 классе – 35 часов (1 час в неделю).
Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии курса:
Биология как наука; методы научного познания; клетка; организм; вид; экосистемы.
Системообразующие ведущие идеи: разноуровневая организация жизни, эволюция, взаимосвязь в биологических системах позволяют обеспечить целостность учебного предмета. Полнота и системность знаний, изложенных в содержательных линиях, их связь с другими образовательными областями позволяют успешно решать задачи общего среднего образования.
При изучении данного курса учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Сведения об уровнях организации жизни, эволюции обобщаются, углубляются и расширяются. При этом учитываются возрастные особенности учащихся.
Описание места учебного предмета
Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в младших классах, а также приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин.
В 10 классе обобщаются знания о клеточном уровне жизни, видах клеток и неклеточных форм жизни, расширяются представления о самовоспроизведение организмов, генетических законах наследственности и изменчивости, о многообразии пород, сортов и штаммов организмов, полученных человеком в селекции.
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания составляет знание центрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований.
На изучение биологии на базовом уровне отводиться 35 часов. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к примерной программе по биологии (базовый уровень):
•освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной научной картины мира; о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
•ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке;
•овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать современные научные открытия в области биологии;
•развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
•воспитание: убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования;
•приобретение компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы) и сохранении собственного здоровья (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.
Базовый курс предполагает:
•Создание у школьников представления о биологии как о вполне сложившемся комплексе научных дисциплин, каждая из которых не только решает собственные специфические проблемы, но вносила и вносит вклад в создание единого научного здания биологии, скрепленного рядом устоявшихся принципов.
•Ознакомление учащихся с основами биологической терминологии, систематики, ведущими биологическими школами и течениями, обучение свободному владению «биологическим языком» и специфике "биологического мышления", работе в научных библиотеках.
•Демонстрацию необходимости обращения к смежным дисциплинам, что позволит осознать теснейшие связи биологии с другими областями науки, получить навыки мышления в пограничных областях знаний.
Данная программа подкреплена учебником «Общая биология», 10 класс под ред. Академика Д.К.Беляева, профессора Г.М.Дымшица, Москва, «Просвещение», 2016 год.
Количество часов – 35 (1 час в неделю)
Учебно-тематический план.
Количество часов – 35 (1 час в неделю)
№ | Тема (раздел курса) | Кол-во часов |
1. | Введение | 1 |
2. | Клетка – единица живого | 17 |
3. | Размножение и развитие организмов | 5 |
4. | Основы генетики и селекции | 9 |
5. | Резервное время | 3 |
Итого | 35 |
Календарно-тематическое планирование раздела «Общая биология» 10 класс, базовый уровень
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | Измерители, виды и формы контроля | Домашнее задание | Сроки проведения | |
план | факт | |||||
Введение | 1 | |||||
1 (1) | Введение. Биология – наука о живой природе. | 1 | Проблемные задания, фронтальный опрос; | стр.4 - 8 | 4.09-9.09 | А Б |
Раздел 1. Клетка – единица живого | 17 | |||||
Химический состав клетки | 5 | |||||
1 (2) | Тест: «Сохранность знаний по биологии за 9 класс» Неорганические соединения клетки. | 1 | Вопросы и задания. Устный: текущий Фронтальная | п.1 | 11.09-16.09 | А Б |
2 (3) | Углеводы. Липиды. | 1 | Вопросы и задания. Устный: текущий Фронтальная | п.2 | 18.09-23.09 | А Б |
3 (4) | Белки. Лаб.работа№1 «Каталитическая активность ферментов в живых тканях» | 1 | Вопросы и задания Устный: текущий, письменный Фронтальная, индивидуальная | п.3 - 4 | 25.09-30.09 | А Б |
4 (5) | Нуклеиновые кислоты | 1 | Вопросы и задания Устный: текущий Фронтальная | п.5 | 2.10-7.10 | А Б |
5 (6) | АТФ и другие органические соединения клетки. | 1 | Вопросы и задания Устный: текущий Фронтальная | п.6 | 9.10-14.10 | А Б |
Структура и функции клетки | 3 | |||||
1 (7) | Клетка – элементарная единица живого. | 1 | Вопросы и задания Устный: текущий. Фронтальный, индивидуальный | п.7 | 16.10-21.10 | А Б |
2 (8) | Цитоплазма. Мембранные органоиды клетки. Лаб.работа №2 «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука» | 1 | Вопросы и задания Устный: текущий Фронтальный индивидуальный | п.8, п.9 | 23.10-28.10 | А Б |
3 (9) | Ядро. Прокариоты и эукариоты. Лаб.работа №3 «Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток под микроскопом» | 1 | Вопросы и задания Устный: текущий Фронтальный, индивидуальный | п.10 | 6.11-11.11 | А Б |
Обеспечение клеток энергией | 3 | |||||
1 (10) | Обмен веществ. | 1 | Вопросы и задания Устный: текущий Фронтальный | п.11 | 13.11-18.11 | А Б |
2 (11) | Фотосинтез. | 1 | Вопросы и задания Устный: текущий Фронтальный | п.12 | 20.11-25.11 | А Б |
3 (12) | Биологическое окисление. | 1 | Вопросы и задания Устный: текущий Фронтальный | п.13, п.14 | 27.11-1.12 | А Б |
Наследственная информация и реализация её в клетке | 6 | |||||
1 (13) | Генетическая информация. Удвоение ДНК. | 1 | Вопросы и задания Устный: текущий Фронтальный | п.15 | 4.12-9.12 | А Б |
2 (14) | Образование и-РНК по матрице ДНК. Генетический код. | 1 | Вопросы и задания Устный: текущий Фронтальный | п.16 | 11.12-16.12 | А Б |
3 (15) | Биосинтез белков. | 1 | Вопросы и задания Устный: текущий Фронтальный | п.17 | 18.12-23.12 | А Б |
4 (16) | Регуляция работы генов у прокариот и эукариот. | 1 | Вопросы и задания Устный: текущий Фронтальный | п.18, п.19 | 25.12-30.12 | А Б |
5 (17) | Вирусы. | 1 | Вопросы и задания Устный: текущий Фронтальный | п.20 | 15.01-20.01 | А Б |
6 (18) | Генная и клеточная инженерия. | 1 | Вопросы и задания Устный: текущий Фронтальный | п.21 | 22.01-27.01 | А Б |
Раздел 2. Размножение и развитие организмов | 5 | |||||
Размножение организмов | 3 | |||||
1 (19) | Бесполое и половое размножение. | 1 | Вопросы и задания Устный: текущий Фронтальный | п.22 | 29.01-3.02 | А Б |
2 (20) | Деление клетки. Митоз. | 1 | Вопросы и задания Устный: текущий Фронтальный | п.23 | 5.02-10.02 | А Б |
3 (21) | Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. | 1 | Вопросы и задания Устный: текущий Фронтальный | п.24, п.25 | 12.02-17.02 | А Б |
Индивидуальное развитие организмов | 2 | |||||
1 (22) | Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. | 1 | Вопросы и задания Устный: текущий Фронтальный | п.26, п.27 | 19.02-24.02 | А Б |
2 (23) | Дифференцировка клеток. Развитие взрослого организма. | 1 | Вопросы и задания Устный: текущий Фронтальный | п.28, п.29 | 26.02-3.03 | А Б |
Раздел 3. Основы генетики и селекции | 9 | |||||
Основные закономерности явлений наследственности | 5 | |||||
1 (24) | Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. Генотип и фенотип | 1 | Вопросы и задания Устный: текущий Фронтальный | п.30, п.31 | 5.03-10.03 | А Б |
2 (25) | Решение генетических задач | 1 | Вопросы и задания Устный: текущий, письменный Фронтальная, индивидуальная | п.32 | 12.03-17.03 | А Б |
3 (26) | Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. | 1 | Вопросы и задания Устный: текущий Фронтальный | п.33 | 19.03-24.03 | А Б |
4 (27) | Сцепленное наследование генов. Отношения ген-признак. | 1 | Вопросы и задания Устный: текущий, письменный Фронтальная, индивидуальная | п.34, п.35 | 4.04-7.04 | А Б |
5 (28) | Взаимодействие генотипа и среды. Генетические основы поведения. | 1 | Вопросы и задания Устный: текущий Фронтальный | п.36, п.37 | 9.04-14.04 | А Б |
Закономерности изменчивости | 2 | |||||
1 (29) | Модификационная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. | 1 | Вопросы и задания Устный: текущий, письменный Фронтальная, индивидуальная | п.38, п.39 | 16.04-21.04 | А Б |
2 (30) | Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека. | 1 | Вопросы и задания Устный: текущий Фронтальный | п.40, п.41 | 23.04-28.04 | А Б |
Генетика и селекция | 2 | |||||
1 (31) | Одомашнивание как начальный этап селекции. | 1 | Вопросы и задания Устный: текущий Фронтальный | п.42 | 30.04-5.05 | А Б |
2 (32) | Методы селекции. Успехи селекции. | 1 | Вопросы и задания Устный: текущий Фронтальный | п.43, п.44 | 7.05-12.05 | А Б |
33-35 | Резервное время | 3 | 14.05-30.05 |
Содержание рабочей программы
ВВЕДЕНИЕ
Биология – наука о живой природе. Основные признаки живого. Биологические системы. Уровни организации жизни. Методы изучения биологии. Значение биологии.
знать /понимать
строение биологических объектов: клетки; вида и экосистем (структура);
уметь
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; взаимосвязи организмов и окружающей среды;
выявлять приспособления организмов к среде обитания
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы), процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения правил поведения в природной среде.
Раздел I КЛЕТКА — ЕДИНИЦА ЖИВОГО
Тема 1. Химический состав клетки
Биологически важные химические элементы. Неорганические (минеральные) соединения. Биополимеры. Углеводы, липиды. Белки, их строение и функции. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки.
Тема 2. Структура и функции клетки
Развитие знаний о клетке. Клеточная теория.
Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи и лизосомы. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения. Ядро. Строение и функции хромосом.
Прокариоты и эукариоты.
Лабораторные работы:
№ 1 «Каталитическая активность ферментов в живых тканях»
№ 2 «Изучение клеток живых организмов»
Тема 3. Обеспечение клеток энергией
Обмен веществ и превращение энергии — свойство живых организмов. Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей. Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода. Биологическое окисление при участии кислорода.
Тема 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке (4 ч)
Генетическая информация. Ген. Геном. Удвоение ДНК. Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код. Биосинтез белков.
Вирусы. Профилактика СПИДа.
Демонстрации
Схемы, таблицы, пространственные модели, иллюстрирующие: строение молекул белков, молекулы ДНК, молекул РНК, прокариотической клетки, клеток животных и растений, вирусов, хромосом; удвоение молекул ДНК; транскрипцию; генетический код; биосинтез белков; обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез. Динамические пособия «Биосинтез белка», «Строение клетки».
знать /понимать
основные положения биологических теорий (клеточная);
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;
сущность биологических процессов: размножение, превращения энергии в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся ученых (Р. Гук, Р.Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден, Т. Шванн) в развитие биологической науки;
биологическую терминологию цитология, гидрофильные соединения, гидрофобные соединения, микроэлементы, макроэлементы, ультрамикроэлементы, биополимеры, полипептиды, эукариоты, прокариоты, гаплоидный набор хромосом, гомологичные хромосомы, диплоидный набор хромосом, кариотип ген, матричный синтез, триплет, транскрипция, трансляция, вирус, гомеостаз, организм, метаболизм, диссимиляция, брожение, гликолиз, ассимиляция;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов;
решать элементарные биохимические задачи;
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы) и делать выводы на основе сравнения;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, правил поведения в природной среде; оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
Раздел II РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ
Тема 5. Размножение организмов
Деление клетки. Митоз. Бесполое и половое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.
Тема 6. Индивидуальное развитие организмов
Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. Влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие зародыша человека. Организм как единое целое.
Демонстрации
Схемы, таблицы, транспаранты и учебные фильмы, иллюстрирующие: деление клетки (митоз, мейоз); способы бесполого размножения; формирование мужских и женских половых клеток; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма; взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Динамическое пособие «Деление клетки. Митоз и мейоз». Сорусы комнатного папоротника (нефролеписа или адиантума).
знать /понимать
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,
биологическую терминологию и символику жизненный цикл, половое размножение, бесполое размножение, гаметогенез, овогенез, сперматогенез, оплодотворение, двойное оплодотворение, внутреннее и наружное оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез;
уметь
объяснять: родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы;
сравнивать: биологические объекты (зародыши человека и других млекопитающих, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Раздел III ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ
Тема 7. Основные закономерности явлений наследственности
Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. Генотип и фенотип. Аллельные гены. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Половые хромосомы. Наследование, сцепленное с полом.
Тема 8. Закономерности изменчивости
Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н. И. Вавилова. Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека.
Тема 9. Генетика и селекция
Одомашнивание как начальный этап селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Методы современной селекции. Успехи селекции. Генная и клеточная инженерия. Клонирование.
Демонстрации
Схемы, таблицы, фотографии и гербарные материалы, иллюстрирующие: моногибридное скрещивание; дигибридное скрещивание; перекрест хромосом; неполное доминирование; наследование, сцепленное с полом; мутации (различные породы собак, частичный альбинизм и необычная форма листьев у комнатных растений, если есть возможность — культуры мутантных линий дрозофилы); модификационную изменчивость; центры многообразия и происхождения культурных растений; искусственный отбор; гибридизацию; исследования в области биотехнологии. Семена гороха с разным фенотипом (гладкие, морщинистые, желтые, зеленые).
знать /понимать
основные положения законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов: генов и хромосом;
вклад выдающихся ученых(Г. Мендель, Т Морган, Н.И. Вавилов, И.В Мичурин) в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику генетика, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип, аллельные гены, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, моногибридное скрещивание, рецессивный признак, дигибридное скрещивание, группа сцепления, геном, гомогаметный пол, гетерогаметный пол, норма реакции, наследственные заболевания, селекция, сорт, штамм, порода, биотехнология, генная инженерия, клонирование, трансгенные организмы;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания
выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);
сравнивать: биологические объекты, процессы и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Основные требования к уровню подготовки учащихся 10 класса.
В результате изучения биологии на базовом уровне в 10 классе ученик должен
знать /понимать
основные положения биологических теорий (клеточная); сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира;
единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды;
причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;
выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Перечень учебно-методического обеспечения
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника: Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц. Учебник «Общая биология 10 класс» М.: «Просвещение» 2016 г.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Материально-техническое оснащение кабинета биологии необходимо для организации процесса обучения в целях реализации требований ГОС о достижении результатов освоения основной образовательной программы. В кабинете биологии осуществляются как урочная, так и внеурочная формы учебно-воспитательной деятельности с учащимися. Оснащение в целом соответствует Перечню оборудования кабинета биологии, включает различные типы средств обучения. Имеется учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий, демонстрационные таблицы.
В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят: компьютер, мультимедиа проектор, коллекция медиа-ресурсов, электронные приложения к учебникам, обучающие программы, выход в Интернет. Комплекты печатных демонстрационных пособий (таблицы).
Интернет-материалы
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://www.alleng.ru/edu/bio1.htm - сайты и учебные материалы по биологии
.http://schools-world.ru/predmet/bio/ - школьный мир (каталог образовательных ресурсов)
http://lotoskay.ucoz.ru/load/prezentacii/obshhaja_biologija/103 - презентации по биологии
http://www.nature.ru/ - научная сеть
http://bio.krsnet.ru/bio_net/b_n_ob.htm - биологические ресурсы в сети Internet
http://www.edu.ru/subjects/biology.html - Российское образование. Биология.
«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии В.В. Пасечника)
(http://school-collection.edu.ru/).
www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».
http://bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для
самостоятельной работы.
http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека
http://biology.ru/index.php - Сайт является Интернет – версией учебного курса на компакт-диске "Открытая Биология". Методические материалы подготовлены сотрудниками Саратовского Государственного Университета
Мультимедиа
1.Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
2.1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
3.Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
4.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров и др.
5. Образовательный диск 1С «Общая биология»
6. Образовательные фильмы на DVD
Учебники и методические пособия:
Для ученика:
Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц. Учебник «Общая биология» М.: «Просвещение» 2012 г.
Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: пособие для учащихся. М., Просвещение, 2006 г.
Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы. М.Н, Гуленкова – М.: Дрофа, 1999. Общая биология. 10-11 кл. – М.: Просвещение.
Колесников С.И. Биология: Учебное пособие для поступающих в ВУЗы. Серия «Единый госэкзамен». – Ростов н/д «Феникс», 2004.
Онищенко А.В. Биология в схемах и таблицах. СПб., ООО»Виктория плюс», 2007
Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии: Кн. Для самообразования. – М., 1992.
Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004. – 1117с.
Готовимся к экзамену по биологии. Домашний репетитор. М., Айрис пресс. 2006.
Для учителя:
Грин Н. «Биология» в 3 т. (Н.Грин, У.Стаут, Д.Тэйлор), М., Мир, 1990 г;
Пименова И.Н., Пименов А.В. «Лекции по общей биологии», Саратов, ОАО «Издательство «Лицей», 2003 г;
Мамонтов С.Г. Биология для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. - М.: Дрофа, 1997.
Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся обшеобразоват. учреждений / Т.В. Иванова, Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова. — М.: Просвещение, 2002.
Лемеза Н.А. Биология для поступающих в ВУЗы: Учебное пособие МН: Юнипресс, 2003.
Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии «Вако». Москва 2005.
Юнусбаев Б.Х. Тесты. Общая биология. М., Аркти, 2001.
И.Р. Мухаметжанов. Тесты, зачеты, блицопросы по общей биологии 10-11 классы. М., «Вако», 2006.
А.В. Кулаев, поурочное планирование по общей биологии 10 класс. Методическое пособие. СПб., «Паритет» 2001.
А.В. Кулаев, поурочное планирование по общей биологии 11 класс. Методическое пособие. СПб., «Паритет» 2001.
О.Н. Пономарева, Н.М. Чернова. Методическое пособие к учебнику «Основы экологии». М., Дрофа, 2001.
Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии: Пособие для учителей. – М., Просвещение, 1981.
Дополнительная литература
Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244.
Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы. - М: ОО «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 2006. – 134с.
Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) - М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с.
Лернер Г.И. Общая биология (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 240с.
Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся обшеобразоват. учреждений / Т.В. Иванова, Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова. — М.: Просвещение, 2002.
Лемеза Н.А. Биология для поступающих в ВУЗы: Учебное пособие МН: Юнипресс, 2003.
Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы. М.Н, Гуленкова – М.: Дрофа, 1999. Общая биология. 10 11 кл. – М.: Просвещение.
Колесников С.И. Биология: Учебное пособие для поступающих в ВУЗы. Серия «Единый госэкзамен». – Ростов н/д «Феникс», 2004.
Приложение.
Примерные темы творческих работ и проектов
1.Задачи и методы современной цитологии
2.Болезни ХХI века
3.Экология человека: пищевые добавки
4.Генетическая инженерия
5.Защитные окраски животных
6.История развития биологии и методы исследования в биологии
7.Неклеточные формы жизни
8.История развития генетики и ее методы
9.Методы исследования генетики человека….и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование . Основы общей биологии.9 класс.
Тематическое планирование . Основы общей биологии.9 класс. 2 часа в неделю. Автор учебника И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова...
тематическое планирование уроков по биологии 9 класс
Тематическое планирование по биологии 9 класса.№Тема урока Кол-вочасовТипурокаХарактеристика видов учебнойдеятельностиВидыконтроляизмерителиПланируемые результатыосвоения материалаДом...
Тематическое планирование уроков общей биологии 10 класс
Тематическое планирование уроков общей биологии, 10 класс,68 часов, к учебнику Д.К. Беляева....
Поурочное календарно-тематическое планирование по курсу биологии 6 класс.
Поурочное календарно-тематическое планирование по курсу биологии: "Живой организм" 6 класс. Автор программы Сонин Н.И. Планирование включает ведущие понятия урока, представлен перечень практических ра...
Календарно-тематическое планирование для уроков биологии 8 класс
длля коррекционно-образовательных школ...
тематическое планирование к урокам биологии 6 класс 70 часов
тематическое планирование к урокам биологии 6 класс 70 часов ...
Календарно-тематическое планирование по общей биологии (10 класс, профильный уровень)
Календарно-тематическое планирование 10 класс профильное обучение (4 часа в неделю)учебник – В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин, Е.Т.Захарова, Дрофа-2011...