№ п\п | Тема урока | Учебно-познавательная компетенция | Лабораторные, практические работы | Д/з |
Контроль Измерители |
1 | Предмет и задачи общей биологии. |
|
| С.7-9 Выписать науки и типы тканей | Проверка письм. д/з |
2 | Понятие жизни и уровни её организации | Выделить признаки и свойства человека на различных уровнях |
| Конспект, 1.1 | Устные ответы |
3 4 | Критерии живых систем | Сравнить свойства живой и неживой природы |
| Конспект, знать определения, 1.2 | Устные ответы |
5 | Вводный контроль
|
|
|
| Тестирование |
6 | История представлений о возникновении жизни | Изучить представления древних людей о возникновении жизни |
| 2.1.1 | Устные ответы |
7 | Работы Пастера | Изучить процесс самозарождения |
| 2.1.2 | Устные ответы |
8 | Теории вечности жизни
| Теория панспермии- Г. Рихтер |
| 2.1.3 | Устные ответы |
9 | Материалистические теории происхождения жизни | Изучить понятие живого, теория Пфлюгера | Практическая работа №1 «Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле» | 2.1.4 | Письменная проверка |
10 | Эволюция химических элементов в космическом пространстве | Сформировать представление о существовании во Вселенной химических элементов |
| 2.2.1 | Устные ответы |
11 | Химические предпосылки возникновения жизни | Показать, что материя находится в непрерывном движении и развитии |
| 2.2.2 | Устные ответы |
12 | Источники энергии и возраст Земли | Изучить возможные источники энергии для первичной химической жизни |
| 2.2.3, 2.2.4 | Устные ответы |
13 | Условия среды на древней Земле | Изучить исследования молекулярной эволюции и происхождения жизни –опыты Миллера и Юри |
| 2.2.5 | Устные ответы |
14 | Семинар по теме «Предпосылки возникновения жизни на Земле» | Уметь формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, участвовать в обсуждении
|
| Повт. Раздел .2.2 | Презентации |
15 | Теории происхождения протобиополимеров | Рассмотреть теории возникновения полимерных структур на планете |
| 2.3., с.66 термины | Устные ответы |
16 | Эволюция протобионтов | Эволюция метаболизма |
| 2.4 | Устные ответы |
17 | Начальные этапы биологической эволюции | Гипотеза симбиогенеза и фогоцителлы |
| 2.5 | Устные ответы |
18 | Семинар по теме «Теории происхождения протобиополимеров » | Уметь формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, участвовать в обсуждении
|
| с.78 термины | Устные ответы |
19 | Зачет №1. |
|
|
| Тестирование |
20 | Введение в цитологию | Изучить историю возникновения клеточной теории | Лаб.работа №1. «Наблюдение клеток растений , животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание» | История цитологии | Письменная проверка |
21 | Неорганические в-ва, входящие в состав клетки | Выяснить, какие химические элементы входят в состав клетки |
| 3.1., с.85 | Устные ответы |
22
23 | Органические вещества, входящие в состав клетки. Биологические полимеры-белки | Сформировать представление о белках как биополимеры |
| Конспект Функции белков | Устные ответы |
24 | Органические вещества. Углеводы. | Изучить типы и функции углеводов |
| 3.2.1 | Устные ответы |
25 | Органические вещества – жиры и липиды | Показать, что фосфолипиды являются основой биологических мембран |
| 3.2.2, 3.2.3 | Устные ответы |
26 | Семинар по теме «Химическая организация клетки» |
| Лаб. работа №2 «Опыты по определ. каталитической активности ферментов» | 3.1 – 3.2 | Письменная проверка |
27 | Биологические полимеры-нуклеиновые кислоты. | Показать значение нуклеиновых кислот в клетке, особенности их химического строения и 2 типа нуклеиновых кислот: ДНК и РНК |
| 3.2.4 | Устные ответы |
28 | Рибонуклеиновые кислоты. Генетический код | Изучить виды РНК в клетке, участие РНК в реализации генетической информации |
| 3.2.4 | Устные ответы |
29 | Семинар по теме «Нуклеиновые кислоты» | | Практическая работа №2 «Решение задач по молекулярной биологии» | С.104-105 | Письменная проверка |
30 | Зачет №2 |
|
|
| Тестирование |
31 | Анаболизм | Рассмотреть сущность анаболизма |
| 4.1 | Устные ответы |
32 | Решение задач по теме «Биосинтез белка» | Презентация |
| 4.1.Задачи | Письменная проверка |
33 34 | Энергетический обмен веществ
| Изучить процесс диссимиляции -катаболизм в клетке |
| 4.2 | Устные ответы |
35 | Автотрофный тип обмена веществ | Рассмотреть схему процесса фотосинтеза и организмы, осуществляющие питание - автотрофы |
| 4.3 | Устные ответы |
36 | Хемосинтез | Рассмотреть схему процесса хемосинтеза – С.Н. Виноградский | Практическая работа № 3 «Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза» | 4.3 | Письменная проверка |
37 | Семинар по теме «Метаболизм-основа существования живых организмов» |
|
| С.132-133 | Оценка докладов |
38 | Зачет №3 |
|
|
| Тестирование
|
39 | Прокариотическая клетка | Показать значение прокариот в биоценозах |
| 5.1 рисунки | Устные ответы |
40 | Эукариотическая клетка. Цитоплазматическая мембрана. Органоиды эукариотической клетки | Выявить черты строения эукариотической клетки |
| 5.2.1 Заполнить таблицу | Оценка таблицы |
41 42 | Лабораторная работа № 3 «Строение растительной и животной клеток» | ЦОР | Лабораторная работа № 3 «Строение растительной и животной клеток» |
| Письменная проверка |
43 | Клеточное ядро. Строение и функции хромосом | Показать, что ядро клетки является центром управления ее жизнедеятельности | Лабораторная работа № 4 «Изучение хромосом на готовых препаратах» | 5.2.2 | Письменная проверка |
44 | Лаб. работа №5 Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке»; Лаб.работа №6 «Изучение клеток дрожжей под микроскопом» | Презентация | Лаб. работа №5 Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке»; Лаб.работа №6 «Изучение клеток дрожжей под микроск» | 5.2. Оформление работ | Письменная проверка |
45 | Особенности строения растительной клетки |
| Лабораторная работа № 7 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений» | 5.4 | Письменная проверка |
46 | Семинар по теме «Строение и функции клеток» | ЦОР | Практическая работа № 4 «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий» | с.165-166 | Письменная проверка |
47 | Зачет №4. |
|
|
| Тестирование
|
48 | Жизненный цикл клеток | Сформировать понятие жизненного цикла клетки |
| 5.3 | Устные ответы |
49 | Митоз | Описать стадии митоза и сформулировать биологическое значение митоза | Лабораторная работа № 8 «Изучение фаз митоза в клетках корешка лука» | 5.3 Оформление работы | Письменная проверка |
50 | Клеточная теория строения организмов | Раскрыть историю открытия клетки и изложить основные положения клеточной теории |
| 5.5 | Устные ответы |
51 52 | Неклеточные формы жизни. Вирусы
| Показать как устроены вирусы |
| 5.6 с.187-188 термины | Устные ответы |
53 | Бесполое размножение | Раскрыть формы бесполого размножения организмов |
| 6.1 | Устные ответы |
54 | Вегетативное размножение | Раскрыть сущность вегетативного размножения |
| Презентация | Оценка презентаций |
55 | Половое размножение | Показать преимущество полового размножения перед половым | Практическая работа № 5 «Сравнение процессов бесполого и полового размножен» | 6.2 Оформление работы | Письменная проверка |
56 | Развитие половых клеток | Схема гаметогенеза | Практическая работа № 6 «Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных» | 6.2 | Письменная проверка |
57 | Мейоз | Раскрыть сущность мейоза, процесс конъюгации и кроссинговера |
| 6.2 | Устные ответы |
58 | Семинар по теме «Размножение организмов» | ЦОР | Практич. работа № 7 «Сравнение процессов митоза и мейоза» | с. 211-213 | Письменная проверка |
59 | Зачёт №5 |
|
|
| Тестирование |
60 | Краткие исторические сведения | Основатель современной эмбриологии – К.Бэр |
| 7.1 | Устные ответы |
61 | Эмбриональный период развития | Стадия дробления |
| 7.2.1 | Устные ответы |
62 63 | Эмбриогенез: гаструляция и органогенез | Гаструляция и органогенез |
| 7.2.2, 7.2.3 | Устные ответы |
64 | Семинар по теме «Эмбриональное развитие животных» |
|
| с. 226-227 | Устные ответы |
65 66 | Постэмбриональный период развития | Метаморфоз, смена обитания и перемена образа жизни |
| 7.3 | Устные ответы |
67 | Жизненный цикл и чередование поколений у водорослей. |
|
| Конспект, схема | Устные ответы |
68 | Жизненный цикл и чередование поколений у споровых растений | ЦОР
|
| конспект | Устные ответы |
69 | Жизненный цикл и чередование поколений у голосеменных | ЦОР |
| конспект | Устные ответы |
70 | Жизненный цикл и чередование поколений у цветковых растений | ЦОР |
| конспект | Устные ответы |
71 | Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков | Биогенетический закон К.Бэра |
| 7.4 | Устные ответы |
72 73 | Развитие организмов и окружающая среда | Раскрыть факторы внешней среды, влияющие на развитие зародышей |
| 7.5 | Устные ответы |
74 | Зачёт № 6. |
|
| с. 247-248 | Тестирование
|
75 | Основные понятия генетики | Изучить генетическую терминологию |
| Гл. 8 с.257 | Устные ответы |
76 | Современные представления о структуре гена | Ген – участок молекулы ДНК |
| конспект | Устные ответы |
77 | Гибридологический метод изучения наследования признаков | Раскрыть законы наследования признаков | Прак. работа № 8 «Составление схем скрещивания» | 9.1 | Письменная проверка |
78 | Первый закон Менделя-закон единообразия первого поколения | Моногибридное скрещивание |
| 9.2.1 | Устные ответы |
79 | Неполное доминирование. Множественный аллелизм |
| Прак. работа № 9 «Решение генетических задач на неполное доминирование» | 9.2.1. | Письменная проверка |
80 | Второй закон Менделя - закон расщепления | Сформулировать второй закон Менделя |
| 9.2.2 | Устные ответы |
81 | Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя-закон независимого комбинирования | Обосновать основные положения третьего закона Менделя | Практ. работа №10 «Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание» | 9.2.3, 9.2.4 | Письменная проверка |
82 | Анализирующее скрещивание | Гетерозиготный организм |
| 9.2.4 | Устные ответы |
83 | Хромосомная теория наследственности | Закон Моргана |
| 9.3 | Устные ответы |
84 | Сцеплённое наследование генов | Группа сцепления | Практ. работа № 11 « Решение генетических задач на сцепленное наследование» | 9.3 | Письменная проверка |
85 | Генетика пола. | Наследование признаков у человека |
| 9.4 | Устные ответы |
86 | Наследование признаков, сцепленных с полом | | Практ. работа № 12 « Решение генетических задач на наследование сцепленных с полом» | 9.4 | Письменная проверка |
87 | Генотип как целостная система. Взаимодействие генов | Ген – структурная и функциональная единица наследственности |
| 9.5 | Устный опрос |
88 | Практическая работа № 13 «Решение генетических задач на взаимодействие генов | ЦОР | Практ. работа № 13 Решение генетических задач на взаимо-действие генов» | 9.5 | Письменная проверка |
89 90 | Семинар по теме « Закономерности наследования признаков» |
|
| с. 295-296 | Защита проектов |
91 | Наследственная (генотипическая) изменчивость | Изучить наследственные изменения генетического материала |
| 10.1 | Устный опрос |
92 | Мутации | Раскрыть классификацию мутаций по характеру проявления и по уровню их возникновения | Практ. работа № 14 «Выявление мутагенов в окружающей среде» |
| Письменная проверка |
93 | Зависимость проявления генов от условий внешней среды | Фенотипическая изменчивость | Лабораторная работа № 9 «Построение вариационного ряда и вариационной кривой» | 10.2 | Письменная проверка |
94 | Лабораторная работа №10 «Выявление изменчивости у особей одного вида» |
| Лабораторная работа №10 «Выявление изменчивости у особей одного вида» |
| Письменная проверка |
95 | Семинар по теме «Закономерности изменчивости» |
|
| С. 315 | Защита презентаций |
96 | Зачет №7 |
|
|
| Тестирование |
97 | Методы изучения генетики человека | Презентации |
| Конспект | Устный опрос |
98 | Наследственные заболевания и их предупреждение | Интернет |
| Конспект | Устный опрос |
99 | Семинар по теме «генетика человека» | Интернет | Уметь выделять и классифицировать | Конспект | Устный опрос |
100 | Создание пород животных и сортов растений | Сформировать понятие селекции как науки | Практ. работа №15 «Сравнение процессов оплодотворения у цв. растений и позвоночных животных | 11.1 | Письменная проверка |
101 | Методы селекции растений и животных | Изучить методы селекции, работы Н.И.Вавилова | Практ. работа № 16 «Сравнительная характеристика пород (сортов)» | 11.2 | Письменная проверка |
102 | Селекция микроорганизмов. | Показать значение генетической инженерии | Практ. работа №17 «Анализ, оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии» | 11.3 | Письменная проверка |
103 | Достижения современной селекции | Рассмотреть достижения и основные направления современной селекции. Селекционная работа И.В. Мичурина |
| 11.4 |
|
104 | Резервные уроки: Введение. |
|
|
| Устные ответы |
105 | Белки: актуализация знаний по теме (белки - полимеры, структуры белковой молекулы, функции белков в клетке. Решение задач по теме «Белки» | ЦОР |
| Решение задач и тестов | Устные ответы |
106 | Нуклеиновые кислоты: актуализация знаний по теме (сравнительная характеристика ДНК и РНК) | ЦОР |
| Решение задач и тестов | Устные ответы |
107 | Решение задач по теме «Нуклеиновые кислоты» |
|
| Решение задач и тестов |
|
108 | Биосинтез белка: актуализация знаний по теме (код ДНК, транскрипция, трансляция – динамика биосинтеза белка) | ЦОР |
| Решение задач и тестов | Устные ответы |
109 | Решение задач по теме «Биосинтез белков» |
|
| Решение задач и тестов |
|
110 | Энергетический обмен: актуализация знаний по теме (метаболизм, анаболизм, катаболизм, ассимиляция, диссимиляция; этапы энергетического обмена:) | ЦОР |
| Решение задач и тестов | Устные ответы |
111 | Решение задач по теме «Энергетический обмен» |
|
| Решение задач и тестов |
|
112 | Рубежная диагностика: контрольная работа |
|
| Решение задач и тестов | Контрольная работа |
113 | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. |
|
| Решение задач и тестов |
|
114 | Генетические символы и термины. Составление презентации. | Презентация |
| Решение задач и тестов |
|
115 | Законы Г. Менделя: актуализация знаний по теме (закономерности, установленные Менделем при моно - и дигибридном скрещивании). | ЦОР |
| Решение задач и тестов |
|
116 | Решение задач повышенной сложности на моно – и дигибридное скрещивание. |
|
| Решение задач и тестов |
|
117 | Тестовый контроль умения решать задачи на законы Г. Менделя. |
|
| Решение задач и тестов | Тестирование |
118 | Неполное доминирование: актуализация знаний по теме. | ЦОР |
| Решение задач и тестов | Устные ответы |
119 | Решение задач повышенной сложности на неполное доминирование. |
|
| Решение задач и тестов |
|
120 | Наследование групп крови: актуализация знаний по теме | ЦОР |
| Решение задач и тестов | Устные ответы |
121 | Решение задач по теме «Группы крови человека» |
|
| Решение задач и тестов |
|
122 | Генетика пола; наследование, сцепленное с полом: актуализация знаний по теме (хромосомное и нехромосомное определение пола в природе), решение задач повышенной сложности на сцепленное с полом наследование. | ЦОР |
| Решение задач и тестов |
|
123 | Практическая работа: «Составление родословных» |
|
| Решение задач и тестов |
|
124 | Решение комбинированных задач |
|
| Решение задач и тестов |
|
125 | Решение комбинированных задач |
|
| Решение задач и тестов |
|
126 | Взаимодействие генов: актуализация знаний по теме (взаимодействие аллельных и неаллельных генов) | ЦОР |
| Решение задач и тестов |
|
127 | Решение задач повышенной сложности на все виды взаимодействия: комплементарность, эпистаз, полимерию. |
|
| Решение задач и тестов |
|
128 | Рубежная диагностика: игра «Бег с барьерами» |
|
| Решение задач и тестов |
|
129 | Работа над ошибками |
|
| Решение задач и тестов |
|
130 | Закон Т. Моргана: актуализация знаний (почему Т. Морган, ставя цель опровергнуть законы Г. Менделя, не смог этого сделать, хотя получил совершенно другие результаты?) | ЦОР |
| Решение задач и тестов |
|
131 | Решение задач на кроссинговер, составление хромосомных карт. |
|
| Решение задач и тестов |
|
132 | Закон Харди – Вайнберга: лекция «Вслед за Харди и Вайнбергом» | ЦОР |
| Решение задач и тестов |
|
133 | Решение задач по генетике популяций. |
|
| Решение задач и тестов |
|
134 | Генетика человека: актуализация знаний по теме, термины и символы. | ЦОР |
| Решение задач и тестов |
|
135 | Решение задач по теме «Генетика человека» |
|
| Решение задач и тестов |
|
136 | Обобщение полученных знаний. Защита проектов |
|
| Решение задач и тестов |
|
137 | Итоговая диагностика: решение занимательных задач. | Презентации |
| Решение задач и тестов |
|
138 | Итоговая диагностика: решение занимательных задач. | Презентации |
| Решение задач и тестов |
|
139 | Итоговая контрольная работа |
|
| Решение задач и тестов | Контрольная работа |
140 | Заключительный урок обобщения по курсу 10 класса |
|
| Решение задач и тестов | Итоговый рейтинг |