Поурочное календарно-тематическое планирование по курсу биологии 6 класс.
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) по теме

Дыганова Наталья Владимировна

Поурочное календарно-тематическое планирование по курсу биологии: "Живой организм" 6 класс. Автор программы Сонин Н.И. Планирование включает ведущие понятия урока, представлен перечень практических работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovanie_po_kursu_biologii_6_klassa.doc161 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по курсу биологии 6 класса: « Живой организм»  (2 часа в неделю)

Тема курса

Крл-во часов

Число,

Месяц.

№ и Тема урока

Лабораторные и практические работы, демонстрации экскурсии.

Основные понятия темы

1. Строение и свойства живых организмов

25 часов

Урок 1. Многообразие живых организмов, их основные свойства

Живые организмы микроорганизмы, грибы, животные, среда обитания, объекты неживой природы

Урок 2. Основные свойства живых организмов (продолжение)

Обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение, движение, саморегуляция, клеточное строение, химический состав.

Урок 3. Химический состав клетки

Лабораторная работа. «Состав семян»

Химический элемент, органические и неорганические вещества, минеральные соли.

Урок 4. Химический состав клетки (продолжение) Органические вещества.

Органические вещества, белки, жиры, углеводы, глюкоза, сахароза, крахмал, хитин, гликоген, клетчатка, нуклеиновые кислоты – ДНК. РНК, гемоглобин, белковое голодание.

Урок 5. Химический состав клетки. Закрепление и обобщение  знаний.

Лабораторная работа.

« Определение физических свойств белков, жиров и углеводов»

Органические и неорганические вещества, химический элемент, белки, жиры, углеводы. глюкоза, сахароза, крахмал, физические свойства веществ.

Урок 6. Клетка – элементарная частица живого.

Лабораторная работа

«Строение клетки»

Клеточные формы жизни, вирусы, ядерные и

безъядерные организмы, препарат, микроскоп, ядро, ядрышко, нуклеиновые кислоты, ДНК, гомологичные хромосомы, набор хромосом

Урок 7. Строение и функции органоидов клетки. Сравнение растительной и животной клеток.

Мембрана, фагоцитоз, пиноцитоз, сеть канальцев, митохондрия, хлоропласт, лизосома, рибосома. Аппарат Гольджи, клеточный центр.

Урок 8. Вирусы. Обобщение знаний.

Неклеточные формы жизни, вирус, бактериофаги, ДНК, РНК, гепатит, бешенство, грипп, СПИД.

Урок 9. Деление клетки.

Митоз.

Демонстрация микропрепарата митоза, хромосомного набора человека, животных и растений.

Деление клетки, митоз, мейоз, хромосомы, хроматиды, клеточный центр, гомологичные хромосомы, веретено деления, дочерние клетки, двойной набор хромосом, удвоение ДНК.

Урок 10. Мейоз и его биологическое значение

Митоз, мейоз, хромосомы, хроматиды, гомологичные хромосомы, обмен участками хромосом, удвоение хромосом, двойной набор хромосом,

Урок 11.Ткани растений

Лабораторная работа. «Ткани растений»

Ткань, межклеточное вещество, образовательная, покровная, механическая, проводящая, основная ткани.

Урок 12. Ткани животных: эпителиальная и соединительная

Лабораторная работа. «Ткани животных»

Ткань эпителиальная, соединительная, костная, хрящевая, жировая ткани.

Урок 13. Мышечные ткани. Нервная ткань

Ткань мышечная, нервная, возбудимость, проводимость, сократимость, гладкая, поперечно-полосатая сердечная ткани.

Урок 14. Обобщение по теме: «Ткани растений и животных»

Урок 15. Органы цветковых растений.

 

Орган, система органов, корень, побег ( стебель, лист, почка), цветок, плод с семенами, низшие и высшие растения.

Урок 16.Строение    и функции корня.

Лабораторная работа. «Строение корневой системы»

Стержневая и мочковатая корневая системы, главный, боковой, придаточный корни, видоизменения корней, корневой чехлик, корневые волоски, зона роста, проведения.

Урок17.  Строение и значение побега. Почка.

Лабораторная работа. «Строение и расположение почек»

Побег зимний, весенний, стебель, лист, почки – боковая и верхушечная, листовая и цветочная, чешуйки, конус нарастания, зачаточный побег.

Урок 18. Стебель как осевой орган побега.

Стебель, деревянистый, травянистый, жизненные формы, однодольные и двудольные растения, кора, луб, камбий, древесина, сердцевина, проводящий пучок, лианы.

Урок 19.  Лист. Строение и функции.

Лабораторная работа. «Простые и сложные листья»

Сидячий и черешковый листья, листовая пластинка, черешок, основание, прилистник, сложные листья, фотосинтез, жилкование листа.

Урок 20. Цветок, его значение и строение. Соцветия.

Лабораторная работа. «Строение цветка»

Цветок, околоцветник, цветоножка, цветоложе, чашечка, венчик, тычинка, пестик, завязь, столбик, рыльце, пыльник, тычиночная нить, однодомные, двудомные, соцветия.

Урок 21. Плоды: значение и разнообразие.

Лабораторная работа. «Сухие и сочные плоды».

Опыление, оплодотворение, околоплодник, семязачаток, завязь, односемянной, многосемянной. Сухой, сочный плод.

Урок 22. Строение семян двудольного и однодольного растения. Закрепление материала, обобщение.

Лабораторная работа. «Строение семян двудольного и однодольного растения»

Семена двудольного и однодольного растения, кожура. Зародыш, эндосперм, семядоля.

Урок 23. Системы органов животного.

Орган, система органов, гормон, эндокринная система.

Урок 24. Организм

как единое целое. 

Клетки, ткани, органы, система органов, саморегуляция, открытая система.

Урок 25. Обобщающий урок. Что мы узнали об организме.

Признаки живого, организм как единое целое, Клетки, ткани, органы, система органов, саморегуляция, открытая система.

2. Жизне-

деятельность

организмов.

Питание и пищеварение.

( 6 часов)

31 час

6 часов

Урок 26. Питание. Особенности питания растительного организма.

Почвенное и воздушное питание, корень, стебель, лист, корневые волоски, проводящая ткань, сосуды. Устьица, хлоропласты, фотосинтез, органические вещества.

Урок 27. Фотосинтез, его значение в жизни растений и биосферы.

Устьица, хлоропласты, фотосинтез, устьичная щель, замыкающие клетки, космическая роль зелёных растений, производители.

Урок 28, 29.  Особенности питания животных.

Растительноядные животные, хищники, трупоеды, симбионты, паразиты, ротовой аппарат, зубы, клыки, резцы, коренные зубы.

Урок 30. Пищеварение и его значение. Пищеварительные ферменты.

Лабораторная работа «Действие слюны на вещества»

Пищеварение, пищеварительная система, рот, глотка, пищевод, желудок. Печень, поджелудочная железа, кишечник, прямая кишка, анальное отверстие. Фермент, катализатор, слюна, желудочный сок. Железы.

Урок 31. Обобщение и повторение знаний по теме: «Питание и пищеварение».

Дыхание

 (3 часа)

3 часа

Урок 32. Дыхание у растений. 

Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней.

Дыхание, устьица, чечевички, воздушное дыхание, клеточное дыхание, дыхание всей поверхностью тела, воздушные корни.

Урок 33. Дыхание у животных.

Демонстрация опытов обнаружения углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Дыхальца, трахеи, наружные жабры, внутренние жабры, жаберные дуги, щели, лепестки, крышки. Лёгкие, кожное дыхание, лёгочное дыхание, клеточное дыхание, дыхание всей поверхностью тела.

Урок 34. Обобщающий урок по теме: «Дыхание».

Дыхание, органы дыхания растений, животных, типы дыхания.

Передвижение веществ в организме

 (4 часа)

4 часа

Урок 35. Передвижение воды и минеральных веществ  в растении

Лабораторная работа: «Транспорт веществ в растении»

Сосуды древесины, клубень, видоизменённый побег, испарение.

Урок 36: Передвижение органических веществ в растении.

Лабораторная работа: «Транспорт веществ в растении»

Ситовидные трубки луба, сосудисто-волокнистый пучок.

Урок 37: Перенос веществ в организме животных.

Лабораторная работа: «Состав крови человека и лягушки»

Артерии, вены, капилляры, сердце, предсердие, желудочек, замкнутая, незамкнутая кровеносная система, гемолимфа, кровь, красные и белые кровяные тельца, плазма, гемоглобин.

Урок 38: Обобщающий урок. Передвижение веществ в организме.

Корневое давление, корневые волоски, сосудисто-волокнистый пучок, сердце, предсердие, желудочек.

Выделение

 (4 часа)

4 часа

Урок 39: Выделение.

Выделение, органы выделения, обмен веществ, почка, мочеточники. Мочевой пузырь.

Урок 40: Выделение у растений и позвоночных животных.

Демонстрация: «Изучение растительных пигментов»

Гидатоды – водяные устьица, листопад, пробка. Древесина, сократительная вакуоль, выделительные канальца, нефридии.

Урок 41: Обмен веществ и энергии у растений.

Обмен веществ, фотосинтез, питание, дыхание, энергия. Вода, кислород, углекислый газ, органические и неорганические вещества, хлорофилл, свет.

Урок 42: Обмен веществ и энергии у животных.

Цепь (сеть) питания, холоднокровные и теплокровные животные, обмен веществ, поток энергии.

Опора и движение

  (4 часа)

4 часа

Урок 43:  Опорные системы и их значение в жизни организмов.

Демонстрация: скелетов млекопитающих распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых

Опорная система, внутренний и наружный, известковый и хитиновый, рогоподобный скелеты, моллюски, членистоногие, морские одноклеточные животные.

Урок 44: Опорные системы позвоночных животных и растений.

Лабораторная работа: «Строение костей»

Опорная система, скелет, хрящевая, костная, механические ткани.

Урок 45: Движение. Значение двигательной активности.

Лабораторная работа: «Движение инфузории-туфельки, дождевого червя»

Способы движения: амебоидное, жгутиковое, ресничное, мышечное.

Урок 46: Передвижение позвоночных животных в наземной и воздушной среде.

Животные: стопоходящие, пальце ходящие, копытные. Реактивное движение.

Регуляция процессов жизнедеятельности.

     ( 4 часа)

4 часа

Урок 47: Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость.

Демонстрация: микропрепаратов нервной ткани, коленного и мигательного рефлексов.

Раздражимость, тропизм, таксис, условный и безусловный рефлекс, инстинкт, нервная и эндокринная регуляция, сетчатая нервная система, нервная цепочка.

Урок 48: Регуляция жизнедеятельности позвоночных животных, их взаимосвязей с окружающей средой.

Демонстрация: моделей нервных систем.

Центральная и периферическая нервная система, нервы, нервные узлы, спинной и головной мозг, продолговатый, мозжечок, средний, промежуточный, передний мозг.

Урок 49: Эндокринная система и её роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных.

Эндокринная система, железы внутренней секреции, гормоны, щитовидная железа, гипофиз.

Урок 50: Регуляция процессов жизнедеятельности у растений.

Демонстрация: органов чувств растений, выращенных после обработки ростовыми веществами.

Ростовые вещества, гормоны, регуляция процессов жизнедеятельности, фитогормоны.

Размножение.

  (5 часов)

5 часов

Урок 51: Размножение, его виды. Бесполое размножение.

Демонстрация: способов размножения растений, разнообразия строения соцветий.

Бесполое размножение, вегетативные органы, деление клетки, спорообразование, спора, почкование.

Урок 52: Вегетативное размножение растений.

Практическая работа: «Черенкование комнатных растений»

Вегетативное размножение, черенок, отводок, прививка, луковица, корневище, корнеклубень, клубень, глазок, усы.

Урок 53: Половое размножение животных.

Яичник, семенник, гаметы, яйцеклетка, сперматозоид, раздельнополые, гермафродиты, оплодотворение, зигота, хромосомы, двойной набор хромосом.

Урок 54: Половое размножение растений.

Опыление, двойное оплодотворение, спермии, яйцеклетка, зигота, центральная клетка, двойной, тройной набор хромосом, зародышевый мешок, пыльца.

Урок 55: Обобщение изученного материала по теме: «Размножение».

Половое и бесполое размножение, гаметы, зигота, двойной набор хромосом, почкование, деление, гермафродит, партеногенез.

Рост и развитие.

  (5 часов)

5 часов

Урок 56: Рост и развитие растений.

Практическая работа: «Прорастание семян»

Рост и развитие, зародыш, проросток, надземное и подземное прорастание, условия прорастания семян.

Урок 57: Особенности индивидуального развития цветкового растения.

Демонстрация: способов распростране-ния плодов и семян

Зигота, зародыш, проросток, взрослое растение, индивидуальное развитие, семядоли, эндосперм.

Урок 58: Рост и развитие животных.

Индивидуальное развитие, зигота, дробление, бластула впячивание, гаструла, эктодерма, энтодерма, энтодерма, мезодерма, нейрула.

Урок59: Постэмбриональное развитие животных.

Лабораторная работа: «Прямое и непрямое развитие насекомых»

Постэмбриональное развитие, индивидуальное развитие, прямое развитие, непрямое развитие, личинка.

Урок 60: Обобщающий урок:

«Жизнедеятельность организмов»

Питание, пищеварение, фотосинтез, фермент, гемолимфа, кровь, клетки крови, холоднокровные, теплокровные, наружный скелет, внутренний скелет, сетчатая и узловая нервная система, рефлекс, инстинкт, спора, гамета и др.

Организм и среда. Природные сообщества.

  ( 6 часов)

6 часов

Урок 61: Среда обитания организмов. Факторы среды.

Демонстрация: коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов, пищевые цепи и сети.

Среды обитания: водная, наземно-воздушная, организм, почва; экология. Факторы среды или экологические факторы.

Урок 62: Влияние факторов неживой природы.

Факторы неживой природы, свет, вода, температура, холоднокровные и теплокровные животные, теплолюбивые и холодостойкие растения, длина дня.

Урок 63: Взаимосвязи живых организмов.

Симбиоз, квартиранство. Паразитизм, хищничество, конкуренция, антагонизм.

Урок 64: Природные сообщества.

Демонстрация: структуры экосистемы, моделей экологических систем.

Экосистема, биогеоценоз, природное сообщество, производители, потребители, разрушители, цепи и сети питания.

Урок 65: Цепи и сети питания.

Экосистема, биогеоценоз, производители, потребители, разрушители, цепи и сети питания, круговорот веществ, потери энергии в цепи питания.

Урок 66: Обобщающий урок по теме: «Организм и среда. Природные сообщества»

Экология, среда обитания, экологические факторы, природные сообщества, искусственные экосистемы, фенологические наблюдения.

Урок 67 -68: Резервное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование "Новый курс" 6 класс

КТП "Новый курс английского языка 6 кл." 2-й год обучения содержит основные задачи, реализуемые на уроке...

Поурочное календарно-тематическое планирование по географии

Поурочное календарно-тематическое планирование по  географии...

Поурочное календарно-тематическое планирование УМК "Spotlight 10"

Данная разработка посвящена поурочному календарно-тематическому планированию на основе материала УМК "Ызщедшпре 10"...

Поурочное календарно-тематическое планирование для 5 класса к учебнику "Rainbow English"

Поурочное календарно-тематическое планирование для 5 класса к учебнику "Rainbow English"...