Поурочное календарно-тематическое планирование по курсу биологии 6 класс.
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) по теме
Поурочное календарно-тематическое планирование по курсу биологии: "Живой организм" 6 класс. Автор программы Сонин Н.И. Планирование включает ведущие понятия урока, представлен перечень практических работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_po_kursu_biologii_6_klassa.doc | 161 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по курсу биологии 6 класса: « Живой организм» (2 часа в неделю)
Тема курса | Крл-во часов | Число, Месяц. | № и Тема урока | Лабораторные и практические работы, демонстрации экскурсии. | Основные понятия темы |
1. Строение и свойства живых организмов | 25 часов | Урок 1. Многообразие живых организмов, их основные свойства | Живые организмы микроорганизмы, грибы, животные, среда обитания, объекты неживой природы | ||
Урок 2. Основные свойства живых организмов (продолжение) | Обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение, движение, саморегуляция, клеточное строение, химический состав. | ||||
Урок 3. Химический состав клетки | Лабораторная работа. «Состав семян» | Химический элемент, органические и неорганические вещества, минеральные соли. | |||
Урок 4. Химический состав клетки (продолжение) Органические вещества. | Органические вещества, белки, жиры, углеводы, глюкоза, сахароза, крахмал, хитин, гликоген, клетчатка, нуклеиновые кислоты – ДНК. РНК, гемоглобин, белковое голодание. | ||||
Урок 5. Химический состав клетки. Закрепление и обобщение знаний. | Лабораторная работа. « Определение физических свойств белков, жиров и углеводов» | Органические и неорганические вещества, химический элемент, белки, жиры, углеводы. глюкоза, сахароза, крахмал, физические свойства веществ. | |||
Урок 6. Клетка – элементарная частица живого. | Лабораторная работа «Строение клетки» | Клеточные формы жизни, вирусы, ядерные и безъядерные организмы, препарат, микроскоп, ядро, ядрышко, нуклеиновые кислоты, ДНК, гомологичные хромосомы, набор хромосом | |||
Урок 7. Строение и функции органоидов клетки. Сравнение растительной и животной клеток. | Мембрана, фагоцитоз, пиноцитоз, сеть канальцев, митохондрия, хлоропласт, лизосома, рибосома. Аппарат Гольджи, клеточный центр. | ||||
Урок 8. Вирусы. Обобщение знаний. | Неклеточные формы жизни, вирус, бактериофаги, ДНК, РНК, гепатит, бешенство, грипп, СПИД. | ||||
Урок 9. Деление клетки. Митоз. | Демонстрация микропрепарата митоза, хромосомного набора человека, животных и растений. | Деление клетки, митоз, мейоз, хромосомы, хроматиды, клеточный центр, гомологичные хромосомы, веретено деления, дочерние клетки, двойной набор хромосом, удвоение ДНК. | |||
Урок 10. Мейоз и его биологическое значение | Митоз, мейоз, хромосомы, хроматиды, гомологичные хромосомы, обмен участками хромосом, удвоение хромосом, двойной набор хромосом, | ||||
Урок 11.Ткани растений | Лабораторная работа. «Ткани растений» | Ткань, межклеточное вещество, образовательная, покровная, механическая, проводящая, основная ткани. | |||
Урок 12. Ткани животных: эпителиальная и соединительная | Лабораторная работа. «Ткани животных» | Ткань эпителиальная, соединительная, костная, хрящевая, жировая ткани. | |||
Урок 13. Мышечные ткани. Нервная ткань | Ткань мышечная, нервная, возбудимость, проводимость, сократимость, гладкая, поперечно-полосатая сердечная ткани. | ||||
Урок 14. Обобщение по теме: «Ткани растений и животных» | |||||
Урок 15. Органы цветковых растений.
| Орган, система органов, корень, побег ( стебель, лист, почка), цветок, плод с семенами, низшие и высшие растения. | ||||
Урок 16.Строение и функции корня. | Лабораторная работа. «Строение корневой системы» | Стержневая и мочковатая корневая системы, главный, боковой, придаточный корни, видоизменения корней, корневой чехлик, корневые волоски, зона роста, проведения. | |||
Урок17. Строение и значение побега. Почка. | Лабораторная работа. «Строение и расположение почек» | Побег зимний, весенний, стебель, лист, почки – боковая и верхушечная, листовая и цветочная, чешуйки, конус нарастания, зачаточный побег. | |||
Урок 18. Стебель как осевой орган побега. | Стебель, деревянистый, травянистый, жизненные формы, однодольные и двудольные растения, кора, луб, камбий, древесина, сердцевина, проводящий пучок, лианы. | ||||
Урок 19. Лист. Строение и функции. | Лабораторная работа. «Простые и сложные листья» | Сидячий и черешковый листья, листовая пластинка, черешок, основание, прилистник, сложные листья, фотосинтез, жилкование листа. | |||
Урок 20. Цветок, его значение и строение. Соцветия. | Лабораторная работа. «Строение цветка» | Цветок, околоцветник, цветоножка, цветоложе, чашечка, венчик, тычинка, пестик, завязь, столбик, рыльце, пыльник, тычиночная нить, однодомные, двудомные, соцветия. | |||
Урок 21. Плоды: значение и разнообразие. | Лабораторная работа. «Сухие и сочные плоды». | Опыление, оплодотворение, околоплодник, семязачаток, завязь, односемянной, многосемянной. Сухой, сочный плод. | |||
Урок 22. Строение семян двудольного и однодольного растения. Закрепление материала, обобщение. | Лабораторная работа. «Строение семян двудольного и однодольного растения» | Семена двудольного и однодольного растения, кожура. Зародыш, эндосперм, семядоля. | |||
Урок 23. Системы органов животного. | Орган, система органов, гормон, эндокринная система. | ||||
Урок 24. Организм как единое целое. | Клетки, ткани, органы, система органов, саморегуляция, открытая система. | ||||
Урок 25. Обобщающий урок. Что мы узнали об организме. | Признаки живого, организм как единое целое, Клетки, ткани, органы, система органов, саморегуляция, открытая система. | ||||
2. Жизне- деятельность организмов. Питание и пищеварение. ( 6 часов) | 31 час 6 часов | Урок 26. Питание. Особенности питания растительного организма. | Почвенное и воздушное питание, корень, стебель, лист, корневые волоски, проводящая ткань, сосуды. Устьица, хлоропласты, фотосинтез, органические вещества. | ||
Урок 27. Фотосинтез, его значение в жизни растений и биосферы. | Устьица, хлоропласты, фотосинтез, устьичная щель, замыкающие клетки, космическая роль зелёных растений, производители. | ||||
Урок 28, 29. Особенности питания животных. | Растительноядные животные, хищники, трупоеды, симбионты, паразиты, ротовой аппарат, зубы, клыки, резцы, коренные зубы. | ||||
Урок 30. Пищеварение и его значение. Пищеварительные ферменты. | Лабораторная работа «Действие слюны на вещества» | Пищеварение, пищеварительная система, рот, глотка, пищевод, желудок. Печень, поджелудочная железа, кишечник, прямая кишка, анальное отверстие. Фермент, катализатор, слюна, желудочный сок. Железы. | |||
Урок 31. Обобщение и повторение знаний по теме: «Питание и пищеварение». | |||||
Дыхание (3 часа) | 3 часа | Урок 32. Дыхание у растений. | Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней. | Дыхание, устьица, чечевички, воздушное дыхание, клеточное дыхание, дыхание всей поверхностью тела, воздушные корни. | |
Урок 33. Дыхание у животных. | Демонстрация опытов обнаружения углекислого газа в выдыхаемом воздухе. | Дыхальца, трахеи, наружные жабры, внутренние жабры, жаберные дуги, щели, лепестки, крышки. Лёгкие, кожное дыхание, лёгочное дыхание, клеточное дыхание, дыхание всей поверхностью тела. | |||
Урок 34. Обобщающий урок по теме: «Дыхание». | Дыхание, органы дыхания растений, животных, типы дыхания. | ||||
Передвижение веществ в организме (4 часа) | 4 часа | Урок 35. Передвижение воды и минеральных веществ в растении | Лабораторная работа: «Транспорт веществ в растении» | Сосуды древесины, клубень, видоизменённый побег, испарение. | |
Урок 36: Передвижение органических веществ в растении. | Лабораторная работа: «Транспорт веществ в растении» | Ситовидные трубки луба, сосудисто-волокнистый пучок. | |||
Урок 37: Перенос веществ в организме животных. | Лабораторная работа: «Состав крови человека и лягушки» | Артерии, вены, капилляры, сердце, предсердие, желудочек, замкнутая, незамкнутая кровеносная система, гемолимфа, кровь, красные и белые кровяные тельца, плазма, гемоглобин. | |||
Урок 38: Обобщающий урок. Передвижение веществ в организме. | Корневое давление, корневые волоски, сосудисто-волокнистый пучок, сердце, предсердие, желудочек. | ||||
Выделение (4 часа) | 4 часа | Урок 39: Выделение. | Выделение, органы выделения, обмен веществ, почка, мочеточники. Мочевой пузырь. | ||
Урок 40: Выделение у растений и позвоночных животных. | Демонстрация: «Изучение растительных пигментов» | Гидатоды – водяные устьица, листопад, пробка. Древесина, сократительная вакуоль, выделительные канальца, нефридии. | |||
Урок 41: Обмен веществ и энергии у растений. | Обмен веществ, фотосинтез, питание, дыхание, энергия. Вода, кислород, углекислый газ, органические и неорганические вещества, хлорофилл, свет. | ||||
Урок 42: Обмен веществ и энергии у животных. | Цепь (сеть) питания, холоднокровные и теплокровные животные, обмен веществ, поток энергии. | ||||
Опора и движение (4 часа) | 4 часа | Урок 43: Опорные системы и их значение в жизни организмов. | Демонстрация: скелетов млекопитающих распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых | Опорная система, внутренний и наружный, известковый и хитиновый, рогоподобный скелеты, моллюски, членистоногие, морские одноклеточные животные. | |
Урок 44: Опорные системы позвоночных животных и растений. | Лабораторная работа: «Строение костей» | Опорная система, скелет, хрящевая, костная, механические ткани. | |||
Урок 45: Движение. Значение двигательной активности. | Лабораторная работа: «Движение инфузории-туфельки, дождевого червя» | Способы движения: амебоидное, жгутиковое, ресничное, мышечное. | |||
Урок 46: Передвижение позвоночных животных в наземной и воздушной среде. | Животные: стопоходящие, пальце ходящие, копытные. Реактивное движение. | ||||
Регуляция процессов жизнедеятельности. ( 4 часа) | 4 часа | Урок 47: Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. | Демонстрация: микропрепаратов нервной ткани, коленного и мигательного рефлексов. | Раздражимость, тропизм, таксис, условный и безусловный рефлекс, инстинкт, нервная и эндокринная регуляция, сетчатая нервная система, нервная цепочка. | |
Урок 48: Регуляция жизнедеятельности позвоночных животных, их взаимосвязей с окружающей средой. | Демонстрация: моделей нервных систем. | Центральная и периферическая нервная система, нервы, нервные узлы, спинной и головной мозг, продолговатый, мозжечок, средний, промежуточный, передний мозг. | |||
Урок 49: Эндокринная система и её роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных. | Эндокринная система, железы внутренней секреции, гормоны, щитовидная железа, гипофиз. | ||||
Урок 50: Регуляция процессов жизнедеятельности у растений. | Демонстрация: органов чувств растений, выращенных после обработки ростовыми веществами. | Ростовые вещества, гормоны, регуляция процессов жизнедеятельности, фитогормоны. | |||
Размножение. (5 часов) | 5 часов | Урок 51: Размножение, его виды. Бесполое размножение. | Демонстрация: способов размножения растений, разнообразия строения соцветий. | Бесполое размножение, вегетативные органы, деление клетки, спорообразование, спора, почкование. | |
Урок 52: Вегетативное размножение растений. | Практическая работа: «Черенкование комнатных растений» | Вегетативное размножение, черенок, отводок, прививка, луковица, корневище, корнеклубень, клубень, глазок, усы. | |||
Урок 53: Половое размножение животных. | Яичник, семенник, гаметы, яйцеклетка, сперматозоид, раздельнополые, гермафродиты, оплодотворение, зигота, хромосомы, двойной набор хромосом. | ||||
Урок 54: Половое размножение растений. | Опыление, двойное оплодотворение, спермии, яйцеклетка, зигота, центральная клетка, двойной, тройной набор хромосом, зародышевый мешок, пыльца. | ||||
Урок 55: Обобщение изученного материала по теме: «Размножение». | Половое и бесполое размножение, гаметы, зигота, двойной набор хромосом, почкование, деление, гермафродит, партеногенез. | ||||
Рост и развитие. (5 часов) | 5 часов | Урок 56: Рост и развитие растений. | Практическая работа: «Прорастание семян» | Рост и развитие, зародыш, проросток, надземное и подземное прорастание, условия прорастания семян. | |
Урок 57: Особенности индивидуального развития цветкового растения. | Демонстрация: способов распростране-ния плодов и семян | Зигота, зародыш, проросток, взрослое растение, индивидуальное развитие, семядоли, эндосперм. | |||
Урок 58: Рост и развитие животных. | Индивидуальное развитие, зигота, дробление, бластула впячивание, гаструла, эктодерма, энтодерма, энтодерма, мезодерма, нейрула. | ||||
Урок59: Постэмбриональное развитие животных. | Лабораторная работа: «Прямое и непрямое развитие насекомых» | Постэмбриональное развитие, индивидуальное развитие, прямое развитие, непрямое развитие, личинка. | |||
Урок 60: Обобщающий урок: «Жизнедеятельность организмов» | Питание, пищеварение, фотосинтез, фермент, гемолимфа, кровь, клетки крови, холоднокровные, теплокровные, наружный скелет, внутренний скелет, сетчатая и узловая нервная система, рефлекс, инстинкт, спора, гамета и др. | ||||
Организм и среда. Природные сообщества. ( 6 часов) | 6 часов | Урок 61: Среда обитания организмов. Факторы среды. | Демонстрация: коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов, пищевые цепи и сети. | Среды обитания: водная, наземно-воздушная, организм, почва; экология. Факторы среды или экологические факторы. | |
Урок 62: Влияние факторов неживой природы. | Факторы неживой природы, свет, вода, температура, холоднокровные и теплокровные животные, теплолюбивые и холодостойкие растения, длина дня. | ||||
Урок 63: Взаимосвязи живых организмов. | Симбиоз, квартиранство. Паразитизм, хищничество, конкуренция, антагонизм. | ||||
Урок 64: Природные сообщества. | Демонстрация: структуры экосистемы, моделей экологических систем. | Экосистема, биогеоценоз, природное сообщество, производители, потребители, разрушители, цепи и сети питания. | |||
Урок 65: Цепи и сети питания. | Экосистема, биогеоценоз, производители, потребители, разрушители, цепи и сети питания, круговорот веществ, потери энергии в цепи питания. | ||||
Урок 66: Обобщающий урок по теме: «Организм и среда. Природные сообщества» | Экология, среда обитания, экологические факторы, природные сообщества, искусственные экосистемы, фенологические наблюдения. | ||||
Урок 67 -68: Резервное время. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование "Новый курс" 6 класс
КТП "Новый курс английского языка 6 кл." 2-й год обучения содержит основные задачи, реализуемые на уроке...
Поурочное календарно-тематическое планирование по географии
Поурочное календарно-тематическое планирование по географии...
Поурочное календарно-тематическое планирование УМК "Spotlight 10"
Данная разработка посвящена поурочному календарно-тематическому планированию на основе материала УМК "Ызщедшпре 10"...
Поурочное календарно-тематическое планирование для 5 класса к учебнику "Rainbow English"
Поурочное календарно-тематическое планирование для 5 класса к учебнику "Rainbow English"...