Разработка урока биологии 5 класс "Бактерии."
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Разработка урока биологии 5 класс по теме бактерии. Урок с использованием мультимедиа, раздаточный материалом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
БАКТЕРИИ: СТРОЕНИЕ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Цели урока:
Образовательные: актуализировать знания учащихся о самой древней группе живых существ – бактериях; показать особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий; показать многообразие форм бактерий; познакомить учащихся с особым отделом – цианобактериями.
Воспитывать культуру поведения при групповой и индивидуальной работе.
Формировать УУД.
Личностные УУД: проявлять познавательный интерес к изучению бактерий; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.
Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания; выбирать тему проекта с помощью учителя; в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.
Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.
Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; выбирать основания для сериации, объектов живой природы, сравнения роли бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов; создавать модель бактериальной клетки; представлять информацию в виде схем, таблиц; использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта.
Тип урока: урок введения нового материала.
Формы работы учащихся: групповая и индивидуальная работа.
Основные понятия: бактерии, прокариоты, эукариоты, автотрофы, гетеротрофы, цианобактерии.
Ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, таблица “Бактерии”; ЭОР текст “Общая характеристика бактерий”, гипертекст с иллюстрациями “Общая характеристика бактерий”, иллюстрации “Разнообразие форм бактерий”, “Типы питания бактерий”, видеофрагмент “Многообразие бактерий”, анимации “Питание бактерий”, “Размножение бактерий”, “Приспособленность бактерий к неблагоприятным условиям”, интерактивные задания “Составление схемы строения бактериальной клетки”, “Формы бактериальных клеток”, “Составление схемы “Питание цианобактерий”; презентация “Бактерии: строение и жизнедеятельность”; нарисованная на листе формата А3 мишень с четырьмя секторами “Моё настроение”, “Моя деятельность”, “Работа в группе”, “Деятельность учителя”.
Структура и ход урока (продолжительность урока 45 минут).
I. Актуализация знаний .
Вспомните
На какие царства организмов делят живой мир?
У каких организмов тело не состоит из клеток?
II. Мотивация к учебной деятельности
Черный ящик: 1. Это самые древние жители нашей планеты
- Они имеют простое строение
- Могут жить в сложнейших условиях
- Некоторые вызывают болезни человека, животных, растений
III. Формулирование темы урока, постановка цели.
Какова тема урока?
(откроем учебник на стр. 39)
Что вам важно знать о бактериях? (это и будет нашей цель урока)
IV. Изучение нового материала
- Историческое открытие (видеофильм о Левенгуке)
- Общая характеристика бактерии. (работа в группах)
Учитель организует работу в парах по изучению бактерий, обращается с вопросами:
- Кто такие бактерии?
- Какая наука их изучает?
- Форма бактерий (выписываем в тетрадь определение, зарисовать формы бактерий и подписать)
Для ответов на поставленные вопросы предлагает учащимся проанализировать текст учебника со с. 39, текст “Общая характеристика бактерий” и дать определение бактериям и науки, изучающей бактерии.
В ходе обсуждения учащиеся под руководством учителя записывают определения в тетради.
Бактерии – примитивные одноклеточные организмы, в цитоплазме которых нет оформленного ядра. Ядерное вещество распределено по всей цитоплазме.
Бактериология – раздел микробиологии, занимающийся изучением бактерий.
Учитель обращается к учащимся с вопросом: можно ли увидеть бактерии? есть среди бактерий и настоящие гиганты, например пурпурная серобактерия – длиной до 1/20 мм. Пару таких бактерий вполне можно увидеть невооружённым глазом .
Затем учащиеся анализируют “Общая характеристика бактерий. Разнообразие форм бактерий”
Заполняют схему “Формы бактерий” и зарисовывают их <рисунок 1>, сравнивают изображение схемы на соответствующем слайде презентации, при необходимости – корректируют.
После заполнения схемы учащиеся анализируют текст со с.40 о выносливости и приспособленности бактерий к жизни в разнообразных условиях существования.
2. Строение бактериальной клетки.(работа в парах)
Учитель демонстрирует учащимся таблицу “Бактерии”, предлагает проанализировать текст с. 40, 41, рисунок 33 “Строение бактерии”.
Затем учитель предлагает учащимся зарисовать рисунок бактериальной клетки в тетради и подписать обозначения её частей <рисунок 2>, сравнить рисунок с изображённым на слайде презентации, в случае необходимости откорректировать его.
Далее учитель просит учащихся найти информацию на с. 41 о прокариотах и эукариотах, сформулировать определения этих понятий.
Прокариоты – организмы, не имеющие оформленного ядра, молекула органического вещества не отделена от цитоплазмы, а прикреплена к клеточной мембране. Бактерии относятся к этой группе.
Эукариоты – организмы, имеющие оформленное ядро с ядерной оболочкой. В группу эукариот входят растения, грибы, животные, в том числе человек.
3. Процессы жизнедеятельности бактерий.(работа в группах)
Учащиеся анализируют текст учебника с. 41 о типах питания бактерий, рассматривают рисунок 34 “Цианобактерии в водоёме”, изучают особенности строения цианобактерий, содержащих хлорофилл, знакомятся с особенностями питания фотосинтезирующих бактерий, используя текст“Питание бактерий”.
Затем учащиеся продолжают анализировать таблицу ЭОР “Типы питания бактерий”.
Работа в группах.
Типы питания бактерий
Автотрофы | Гетеротрофы |
используют углекислый газ, энергию Солнца, воду | используют готовые органические соединения. |
Наличие хлорофилла | Не имеют хлорофилла |
Затем учащиеся знакомятся с разными типами обмена веществ у бактерий и продолжают анализировать “Общая характеристика бактерий”, в ходе чего изучают условия жизни бактерий из соответствующей таблицы.
Условия жизни бактерий
Аэробные | Анаэробные |
живут в воздухе | живут в бескислородной среде |
Способны к дыханию кислородом – | Энергию получают в результате брожения – |
Для изучения способа размножения бактерий учащиеся работают с раздаточным материалом, затем просматривают соответствующую анимацию, при необходимости корректирут.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000337-1000-4ddd-3b5e-010046bb2fd1/0024.swf
После её просмотра учащиеся приходят к выводу, что бактерии размножаются простым делением клетки надвое. При благоприятных условиях деление клеток у некоторых бактерий может происходить через каждые 20-30 минут.
Затем учитель обращается к учащимся с вопросом: “Как бактерии переносят неблагоприятные условия среды?” и предлагает просмотреть анимацию ЭОР “Приспособленность бактерий к неблагоприятным условиям”.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000338-1000-4ddd-4de3-040046bb2fd1/0025.swf
В ЭОР “Общая характеристика бактерий”
учащиеся находят сведения о том, что благодаря способности образовывать споры, бактерии: длительно сохраняются, переживают неблагоприятные условия, распространяются.
Затем учитель предлагает учащимся выполнить физкультминутку.
Физкультминутка
V. Закрепление нового материала ( работа в группах).
Учащиеся работают в группах и выполняют интерактивные задания “Составление схемы строения бактериальной клетки”, “Формы бактериальных клеток”, “Составление схемы “Питание цианобактерий”.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000033b-1000-4ddd-73a0-0d0046bb2fd1/0028.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000339-1000-4ddd-ccea-070046bb2fd1/0029.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000342-1000-4ddd-2421-250046bb2fd1/0046.swf
VI. Контролирующее задание
Учащиеся работают индивидуально, выполняя тестовые задания по двум вариантам .
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Учитель предлагает учащимся оценить деятельность на уроке, используя технологию “Рефлексивная мишень”. Учащиеся получают нарисованную на листе формата А3 мишень, которая разделена на четыре сектора “Моё настроение”, “Моя деятельность”, “Работа в группе”, “Деятельность учителя”, в которых отмечены параметры оценки. Каждый участник педагогического взаимодействия “стреляет” четыре раза в мишень, делая отметку маркером или стикером в зависимости от оценки действия. Мишень вывешивается и комментируется учителем [6].
VIII. Домашнее задание
Изучить текст § 9, ответить на вопросы параграфа.
По выбору:
– выполните модель бактериальной клетки;
– подготовьте сообщения по материалам Интернет и дополнительной литературы на темы: “Молочнокислые бактерии”, “Болезнетворные бактерии”
– заложите опыт, доказывающий необходимость мыть руки перед едой.
Методика проведения опыта
Чтобы убедиться в необходимости мыть руки перед едой, проведите следующий опыт. Приготовьте питательную смесь для бактерий. Возьмите клубень картофеля, помойте его и почистите. Разрежьте пополам и вымочите в течение 2-3 часов в 1 %-м растворе соды. Затем сварите его и разрежьте на ломтики. Ломтики положите на фильтровальную бумагу в 3 чашки Петри. Это и есть питательная среда для выращивания бактерий. (Чашки Петри необходимо предварительно тщательно помыть и высушить). Прикоснитесь пальцами немытой рукой к питательному раствору в одной из чашек. К питательному раствору в другой чашке прикоснитесь пальцами вымытой без мыла руки. К раствору в третьей чашке прикоснитесь, предварительно тщательно вымыв руки с мылом. Накройте чашки Петри крышками и поставьте в несильно освещённое тёплое место. На результаты опыта посмотрите через 2-3 дня. Сравните результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока биологии в 9 классе по теме "Селекция растений"
Углубление знаний учащихся о селекции растений, формирование у них знаний об основных методах селекции растений, раскрытие значения работ русских ученых-селекционеров по выведению новых сортов культур...
Разработка урока биологии для 10 класса
Урок биологии для 10 класса по теме: "Органические молекулы - углеводы"...
Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"
Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...
Методическая разработка урока биологии в 8 классе. Урок систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья человека"
Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы учащихся. К уроку разработана презентация...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка урока биологии в 6 классе (УМК Н.И. Сонин) Тема урока: Движение.
Данная методическая разработка предлагается для проведения урока по теме "Движение". Главная цель - сформировать представление о движении как одном из важнейших свойств живого; познакомить с разнообр...
Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании биологии. Методическая разработка урока биологии по теме "Водоросли"
методическая разработка урока биологии 7 класса по теме "Водоросли"...