методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениями
Презентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениями.
Презентация к уроку биологии в 6 классе по теме " Дыхание растений, бактерий и грибов".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Открытый урок № 36
по теме: «Движение живых организмов»
(6 класс).
Цель урока: определить причины, заставляющие двигаться организмы.
Задачи урока: - установить, как передвигаются растения, грибы, животные;
- расширить представления учащихся о представителях царств Растений, Грибов, Животных;
- показать, что для активного передвижения в различных средах у животных сформировались разнообразные конечности;
- опровергнуть утверждение, что существует универсальный способ движения в любой среде обитания.
Демонстрационное оборудование: компьютер; экран; таблицы; рисунки учебника; классная доска.
Раздаточный материал: тестовые листы.
Проведение урока.
Организационный момент (приветствие, заполнение журнала).
I часть. Повторение.
1. Фронтальный опрос учащихся по вопросам.
1. Какие системы органов выделяют у животных?
2. Каковы функции опорно – двигательной системы?
3. У каких животных есть наружный, внутренний скелет?
4. У каких позвоночных животных нет костного скелета?
5. Какие функции выполняет пищеварительная система?
6. Разнообразие органов дыхания у животных.
7. Каковы основные функции крови?
8. Как вещества выделяются из организма?
9. Какие животные называются гермафродитами, раздельнополыми?
10. Какие системы органов руководят работой всех органов и объединяют их в единый организм?
11. Каковы функции эндокринной системы?
II часть. Изучение нового материала (использование презентации).
1. Вступительное слово учителя.
2. Объяснение учителя с элементами беседы.
III часть. Закрепление (тестовый контроль).
Тестовые задания
по теме: «Движение организмов».
Биология. 6 класс.
- С помощью ресничек передвигается одноклеточный организм:
А – инфузория – туфелька
Б – амеба обыкновенная
В – эвглена зеленая
Г – бактерия
- Движение грибов – это результат их:
А – развития
Б – роста
В – размножения
Г – питания
- Движение стебля растений происходит под влиянием:
А – света
Б – силы земного притяжения
В – давления воды
Г – движения воздушных масс
- Наружный скелет характерен для:
А – птиц
Б – млекопитающих
В – ракообразных
Г – земноводных
- Водные животные передвигающиеся с помощью плавников это:
А – моржи
Б – черепахи
В – рыбы
Г – дельфины
- Важнейшее свойство всех живых организмов – способность к :
А – существованию
Б – формированию
В – выживанию
Г – движению
- В какой среде обитания встречается крот:
А – почвенной
Б – водной
В – организменной
Г – наземно – воздушной
- Скелет животных служит местом для прикрепления:
А – костей
Б – суставов
В – органов
Г – мышц
- Кроме птиц и бабочек к полету способны:
А – тараканы
Б – летучие мыши
В – блохи
Г – белки
IV часть. Домашнее задание.
& 24; вопросы 1–4 на стр. 67 учебника (устно).
V часть. Итог (конец урока).
Учитель подводит итоги урока; объявляет оценки, занося их в журнал; провожает учащихся с урока.
Используемая литература:
1. Интернет (www. intel..karelia. ru).
2. Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. «Животные». 7 класс. «Дрофа». Москва. 2002 г.
3. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я., Воронин Л.В. Сферы. Биология. «Живой организм». 6 класс. Москва. «Просвещение». 2007 г.
4. Детская энциклопедия. Том 4. «Растения и животные». Издательство «Педагогика». Москва. 1973 г.
5. Майсурян А. Энциклопедия для детей. Том 2. «Биология». Москва. «Аванта +». 1996 г.
6. Электронный атлас для школьника. «Ботаника». 6 – 7 классы. «ЧеРо». 2004 г.
- Электронный образовательный комплекс. «Биология». Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Издательский центр «Вентана – Граф». 2006 г.
- Электронный атлас для школьника. «Зоология». 7 – 8 классы. «ЧеРо». 2006 г.
9. Электронный образовательный комплекс. «Биология». Животные. 7 класс. Издательский центр «Вентана – Граф». 2006 г.
10. Современная мультимедиа – энциклопедия животных Кирилла и Мефодия. ООО «Нью Медиа Дженерейшн». 2006 г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: - Определить причины, заставляющие двигаться организмы. Задачи: - Установить, как передвигаются растения, грибы, животные. - Расширить представления учащихся о представителях царств Растений, Грибов, Животных. - Показать, что для активного передвижения в различных средах у животных сформировались разнообразные конечности. - Опровергнуть утверждение, что существует универсальный способ движения в любой среде обитания.
Движение живых организмов Мир живой природы находится в непрестанном движении. Двигаются стада или стаи животных, отдельные организмы, двигаются бактерии и простейшие в капле воды. Растения поворачивают свои листья к солнцу, все живое растет. Способы движения за миллиарды прошли долгий путь эволюции.
Движение одноклеточных организмов Одноклеточные организмы могут передвигаться разными способами: - С помощью жгутиков - С помощью ресничек - С помощью ложноножек
Движение одноклеточных организмов с помощью жгутиков С помощью жгутиков передвигаются многие бактерии, одноклеточные водоросли и простейшие животные. Жгутики похожи на тонкие нити. Они вращаются со скоростью 50 оборотов в минуту. Их может быть от одного до нескольких тысяч. Жгутики движутся, как правило, волнообразно.
Движение одноклеточных организмов с помощью ресничек Инфузории перемещаются в пространстве с помощью ресничек. У инфузорий их число превышает 10 тысяч. Они более чем в 10 раз короче жгутиков, их движения не беспорядочные, а волнообразые, похожи на колебания маятника.
Движение одноклеточных организмов с помощью ложноножек Амеба обыкновенная движется с помощью временных выростов - ложноножек. Выдвигая ложноножки по направлению движения, она плавно «перетекает» с места на место по дну. Амеба движется со скоростью 0,2 мм в минуту.
Движение растений и грибов Растения и грибы, в отличие от животных, не передвигаются в пространстве. Однако это не значит, что они не совершают движения. Большинство движений грибов и растений – результат их роста. Например, побеги бамбука растут очень быстро – в среднем на 0,6 мм в минуту. Еще быстрее растут плодовые тела некоторых грибов. К примеру, плодовое тело диктиофора вырастает за одну минуту на 5 мм.
Движение растений У растений некоторые движения возникают в ответ на действия факторов внешней среды. Так, главный корень растет под действием силы земного притяжения вертикально вниз, а главный стебель под влиянием света – вверх. У листьев хорошо выражены движения на свет: листовая пластинка, особенно в условиях затенения, располагается перпендикулярно солнечным лучам.
Движение животных В отличие от растений и грибов большинство многоклеточных животных активно передвигаются в пространстве. Разнообразные способы движения служат для поиска пищи, спасения от хищников. Именно поэтому у них в процессе исторического развития выработалась сложная опорно – двигательная система. Основа такой системы – скелет. У животных различают три типа скелета.
- Гидростатический ( у моллюсков и круглых червей ) - Наружный ( у ракообразных и насекомых) - Внутренний ( у радиолярий, каракатиц и позвоночных ) Типы скелета животных
Приспособления к движению у животных Для активного передвижения в различных средах у животных сформировались разнообразные конечности: - Плавники - Ластообразные конечности - Роющие передние конечности - Двигательные конечности С их помощью они совершают разнообразные движения: ходят, бегают, ползают, прыгают и летают.
- Плавники ( у рыб ) - Ластообразные конечности ( у морских котиков и моржей ) - Роющие передние конечности ( у медведки и крота ) - Двигательные конечности ( у пресмыкающихся, птиц и млекопитающих ) Разнообразные конечности животных
Выводы: - Все живые организмы совершают движения. - В основе движений у растений и животных лежат общие причины ( их сходные ответные реакции на раздражение ). - Растения и грибы растут и, значит совершают движения. - Одноклеточные живые организмы передвигаются при помощи жгутиков, ресничек, ложноножек. - Многоклеточные животные осуществляют движения с помощью мышц ( за счет их способности сокращаться ). - Для активного передвижения в различных средах у животных сформировались разнообразные конечности ( плавники, ластообразные конечности, роющие передние конечности, специальные двигательные конечности ). - В природе не существует универсального способа движения в любой среде обитания.
Используемые материалы: 1. Интернет ( www . intel .. karelia . ru ) . 2. Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. «Животные». 7 класс. «Дрофа». Москва. 2002 г. 3. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я., Воронин Л.В. Сферы. Биология. «Живой организм». 6 класс. Москва. «Просвещение». 2007 г. 4. Детская энциклопедия. Том 4. «Растения и животные». Издательство «Педагогика». Москва. 1973 г. 5. Майсурян А. Энциклопедия для детей. Том 2. «Биология». Москва. «Аванта +». 1996 г. 6. Электронный атлас для школьника. «Ботаника». 6 – 7 классы. «ЧеРо». 2004 г.
Используемые материалы: Электронный образовательный комплекс. «Биология». Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Издательский центр «Вентана – Граф». 2006 г. Электронный атлас для школьника. «Зоология». 7 – 8 классы. «ЧеРо». 2006 г. Электронный образовательный комплекс. «Биология». Животные. 7 класс. Издательский центр «Вентана – Граф». 2006 г. Современная мультимедиа – энциклопедия животных Кирилла и Мефодия. ООО «Нью Медиа Дженерейшн». 2006 г.
Предварительный просмотр:
Открытый урок № 43
по теме: «Дыхание растений, бактерий и грибов»
(6 класс).
Цель урока: дать определение дыханию, как непрерывному процессу потребления кислорода живыми организмами, необходимого для обеспечения организма энергией.
Задачи урока: - показать, что сущность процесса дыхания у большинства живых организмов одинакова;
- установить связь процессов дыхания и фотосинтеза у растений;
- выяснить, чем дыхание отличается от брожения.
Демонстрационное оборудование: компьютер; экран; таблицы; рисунки учебника; классная доска.
Раздаточный материал: карточки с заданиями.
Проведение урока.
Организационный момент (приветствие, заполнение журнала).
I часть. Повторение.
1. Фронтальный опрос учащихся по вопросам.
1. Какую функцию в природе выполняют бактерии и грибы?
2. Какие бактерии называются гетеротрофами?
3. На какие группы по типу питания подразделяются гетеротрофные бактерии?
4. Какие бактерии называют автотрофами?
5. Какую роль в жизни растений семейства Бобовых играют клубеньковые бактерии?
6. Что такое симбиоз?
7. На какие группы по типу питания подразделяют грибы?
8. Что такое микориза?
2. Индивидуальный опрос учащихся по карточкам.
Карточка №1
Заполните пустые прямоугольники схемы и вместо знаков «?» запишите примеры.
Карточка №2
Заполните пустые прямоугольники схемы и вместо знаков «?» запишите примеры.
II часть. Изучение нового материала (использование презентации).
1. Вступительное слово учителя.
2. Объяснение учителя с элементами беседы.
III часть. Закрепление.
1. Выполнение заданий в тетрадях-тренажерах.
1. Задания № № 5-7 стр. 50.
2. Задание № 2 стр. 62.
2. Ответы на вопросы после параграфа.
1. Вопросы 2,5 стр. 81.
IV часть. Домашнее задание.
& 30; задание № 3 стр. 54; вопросы 1,3,4 стр. 81 (устно).
V часть. Итог (конец урока).
Учитель подводит итоги урока; объявляет оценки, занося их в журнал; провожает обучающихся с урока.
Используемая литература:
1. Интернет (www.revolution.allbest.ru./biology/00008657.html).
2. Бровкина Е. Т., Белых В. И. Дидактические карточки-задания по биологии: Растения. Москва. ГЕНДЖЕР.1997 г.
3. Детская энциклопедия. Том 4. «Растения и животные». Издательство «Педагогика». Москва. 1973 г.
4. Майсурян А. Энциклопедия для детей. Том 2. «Биология». Москва. «Аванта +». 1996 г.
5. Онищенко В. А. Биология в таблицах и схемах. Санкт-Петербург.2003 г.
6. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я., Воронин Л.В. Сферы. Биология. «Живой организм». 6 класс. Москва. «Просвещение». 2007 г.
7. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Котляр О. Г. «Живой организм»: Тетрадь-тренажер. 6 класс. Москва. «Просвещение». 2007 г.
8. Трайтак Д. И., Трайтак Н. Д. Биология растений, бактерий, грибов и лишайников. Сборник задач и упражнений.6(7) класс. Пособие для учащихся. Москва. «Мнемозина».2002 г.
9. Биология. 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Сонина Н. И. (электронное учебное издание). «Дрофа». Физикон. 2006 г.
10. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
11. Биология 6 класс. Живой организм. Электронное приложение к учебнику Л. Н. Сухоруковой, В. С. Кучменко, И. Я. Колесниковой, Л. В. Воронина «Биология. Живой организм», Просвещение, 2007
12. Биология. 6-9 класс. Библиотека электронных наглядных пособий, «Кирилл и Мефодий», 2003
13. Биология. 5-7 классы. Дидактический и раздаточный материал, Издательство «Учитель», 2008
14. Электронный атлас для школьника. «Ботаника». 6-7 классы. «ЧеРо». 2004 г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Повторение (Фронтальный опрос) 1.Какую функцию в природе выполняют бактерии и грибы? 2. Какие бактерии называются гетеротрофами? 3. На какие группы по типу питания подразделяются гетеротрофные бактерии? 4. Какие бактерии называют автотрофами? 5. Какую роль в жизни растений семейства Бобовых играют клубеньковые бактерии? 6. Что такое симбиоз? 7. На какие группы по типу питания подразделяют грибы? 8. Что такое микориза?
Дыхание и его значение Дыхание — процесс поглощения организмом кислорода и удаления углекислого газа. В процессе дыхания происходит использование кислорода клетками и тканями для окисления органических веществ с освобождением энергии, необходимой для их жизнедеятельности.
Дыхание растений
Дыхание и брожение бактерий
Дыхание и брожение грибов
Закрепление Задания №№ 5-7 стр. 50. Задание № 2 стр. 62. Вопросы 2,5 стр. 81.
Домашнее задание & 30; задание № 3 стр. 54; вопросы 1,3,4 стр. 81 (устно)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемное обучение. Методические разработки уроков биологии /10 класс/ профильный уровень
Основное содержание уроков в предлагаемых конспектах отражено в табличном варианте, что упрощает усвоение учебного материала школьниками...
Методическая разработка урока биологии. 8 класс. Тема "Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ".
урок биологии 8 класс: Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ....
Методическая разработка урока биологии 5 класс "Живые организмы. Что это такое?"
Данная методическая разработка - это один из вариантов проведения урока по теме "Живые организмы. Что это такое?" по учебнику Природоведение. Введение в биологию. 5 кл. Здесь отражена попытка реализо...
Методическая разработка урока биологии на тему "Воздушное питание растений"
Методическая разработка урока биологии на тему «Воздушное питание растений». Урок передачи («открытия») новых биологических знаний. Данный урок является полноценной и развернутой иллю...
Методическая разработка урока биологии 8 класса по теме: «Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний» с использованием ИКТ
Тема урока: "Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"...
Презентация к методической разработке урока биологии 6 класс "Растительные ткани"
Презентация к методической разработке урока биологии 6 класс "Растительные ткани" к учебнику Н.И. СонинаПо причине большого объема файла данная презентация доступна для скачивания по ссылке:...
Методическая разработка урока в 6 классе "Испарение воды растениями"
Данная разработка урока составлена для УмК Пасечник В.В. и соответствует требованиям ФГОС.Урок разработан для учащихся 6 класса.Тема урока "Испарение воды листьями"...