Методическая разработка урока биологии в 8 классе. Урок систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья человека"
материал по биологии (8 класс) по теме

Гроскрайц Оксана Владимировна

Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы  учащихся. К уроку разработана презентация и творческие задания. Урок направлен на максимальную подготовку учащихся к ГИА. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока биологии в 8-м классе.

Урок    систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья"

Цели:

  1. сформулировать понятие иммунология и определить значение данной науки для сохранения здоровья человека;
  2. сформулировать понятия «вакцина» и «сыворотка»;
  3. составить в виде таблицы сравнительную характеристику вакцины и сыворотки;
  4. рассмотреть схему классификации иммунитета.

Задачи:

  1. Обучающие:
  1. учащиеся должны давать понятия иммунологии, вакцины, сыворотки.
  2. учащиеся должны называть условия применения вакцин и сывороток.
  3. учащиеся должны различать виды иммунитета и объяснять их значение.
  4. учащиеся должны составить модель «Современная наука иммунология и области ее применения».
  1. Развивающие:
  1. продолжить развитие у учащихся навыков самостоятельной работы и работы в группах.
  2. продолжить формирование у учащихся умений систематизировать и обобщать информацию.
  3. продолжить развитие у учащихся творческих способностей.
  4. продолжить развитие у учащихся бережного отношения к своему здоровью.

Воспитательные:

  1. -обосновать необходимость прививок – использования сывороток и вакцин  с целью профилактики и борьбы с инфекционными болезнями;
  2. -продолжить патриотическое воспитание на основе знакомства с работами отечественных ученых в области физиологии.

Этап подготовки. Индивидуальные задания учащимся: сообщения о чуме, оспе, гриппе

Оборудование: учебник (А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш  Биология. Человек. 8 класс – М.: «Вентана-Граф», 2009), фломастеры разных цветов, листы бумаги формата А4 (по количеству групп), инструктивные карты учащихся (приложение 1), презентация к уроку (приложение 2).  

На данном уроке возможно применение интерактивной доски для демонстрации схем, моделей, а также проверки заданий учащимися.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.

Деятельность учащихся: регламентированная, нерегламентированная.

Методы обучения: репродуктивные, творческие.

Этапы урока:

  1. Опрос, повторение темы «Борьба с инфекцией», «Состав крови».
  2. Новая тема
  3. Закрепление. Домашнее задание:  параграф 15. Творческое задание кроссворд.

Ход урока:

I. Постановка проблемных вопросов для обозначения целей урока

     В настоящее время среди населения проводится вакцинация против гриппа. Для чего нам нужны прививки? Почему в одних случаях применяют вакцины, а в других – сыворотки? Что такое иммунитет и каким он бывает? Как его укреплять во время эпидемиопасного  времени года? Что изучает наука иммунология и как она связана с проблемами сохранения нашего здоровья?
Попробуем сегодня найти ответы на эти вопросы.

  1. Опрос, повторение.

1. Работа по карточкам. Каждый ученик получает карточку.


Соотнесите вопросы и ответы:

ОТВЕТЫ:

а. Лимфа

б. Кровяная плазма

в. Межклеточная жидкость

г. Тромбоциты

д. Лейкоциты

е. Эритроциты.

     ж. гемоглобин

     з. кровь

Вопросы:

  1. Что из перечисленного относится к внутренней среде организма?
  2. Что содержится в составе крови?
  3. Что останется , если из крови удалить клетки?
  4. Как называется жидкая часть крови?
  5. Как называется белок, придающий крови красный цвет крови?
  6. Красные безъядерные клетки крови.
  7. Белые ядерные клетки крови.
  8. Борются с бактериями и инородными телами.
  9. Движутся ложноножками, меняют форму.
  10. уничтожают бактерии.
  11. Транспортируют кислород и углекислый газ.

Проверка в парах.

Ответ: 1-а,в,з

             2- б,г,д,е

            3- б        

            4- б

            5- ж

            6- е

            7- -д

            8- д

            9- д

            10- д

           11- ж

 

П. Новая тема.

1. История возникновения вакцины.

Более 2000 тысяч лет назад отец медицины Гиппократ описал почти 1 тыс. недугов, которыми страдает человек. Многие из этих болезней известные как заразные, то есть передаются от  больного человека к здоровому, от животных к человеку.

          В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования чумы. От чумы опустошались города и селения. Всюду был запах трупов, жизнь замирала на улицах и площадях, можно было увидеть только могильщиков.

Отрывок из  произведения А.С. Пушкина «Пир во время чумы»

Было время, процветала

В мире наша сторона.

В воскресение бывало

Церковь божия полна.

Наших деток

В шумной школе раздавались голоса

И сверкали в чистом поле

Серп и быстрая коса.

Нынче церковь опустела,

Школа глухо заперта,

Нива праздно перезрела,

Роща темная пуста.

И селенье, как жилище

Погорелое стоит…

Тихо все .Одно кладбище

Не пустеет, не молчит.

Поминутно мертвых носят,

И стенания живых

Боязливо бога просят

Упокоить души их.

Царица грозная чума

Теперь идет на нас сама

И льется жатвою богатой.

И к нам  в окошко днем и ночью

Стучит могильною лопатой.

Что делать нам? И чем помочь?


Чума могла продолжаться 50 лет и унести 100 млн. человек. Чуму называли черной смертью. Не менее опасна была оспа, от нее погибли еще больше людей, чем от чумы. Например, в 18 веке в Западной Европе от оспы погибли 400 тыс людей Особой приметой тогда считалось: оспенные рубцы на лице.

            Эпидемия холеры тоже принесла немало жертв. В России до 1917 года за 59 лет заболело 5,6 млн. людей и половина из них умерли. Причинами появления этих болезней стали микроорганизма: бактерии и вирусы. Являлись они неожиданно, тихо, без шума, нападали без предупреждения, разили без промаха и сеяли смерть.

Сообщение учащихся об эпидемиях чумы, оспы, гриппа.

  1. Гавриченко Валерия (Чума)
  2. Григорьева Вера (Оспа)
  3. 3.Кошелева Зоя (Грипп)

Почему такие последствия возникали в то время? (Не было средств защиты от

болезнетворных бактерий и вирусов).

Физ.минутка.  

Дети выходят из-за парт выполняют физ. Упражнения под музыку.

II.Изучение нового материала.

Понятие об иммунологии.

Попробуйте сформулировать объяснение понятия «иммунология», (иммун-; лог-;)

1.      Иммунология - наука об иммунитете.

2.      Вклад ученых. (Рассказ учителя)

A.     Возникновению иммунологии как науки предшествовал колоссальный опыт, накопленный человечеством во время эпидемий различных опасных болезней.

B.     Луи Пастер (1822-1895гг.)-один из основоположников иммунологии родился во Франции. Он разработал универсальный способ борьбы с микробами. Этот способ позже назвали пастеризацией(выдерживание продуктов при 50-60 С определенное время). Сейчас мы едим пастеризованные консервы, (показ консервы) пьем пастеризованное молоко. В 1880году Пастер изо брел метод вакцинации. Из России к Пастеру приезжал И. И.Мечников, в 1908 году за создание клеточной теории иммунитета получил Нобелевскую премию. Английский хирург Джозеф Листер положил начало   асептике и антисептике( показ перекиси водорода)

Асептика - метод профилактики проникновения микробов в рану.(стерилизация инструментов перед операцией)

История изобретения вакцин.

Первую вакцину изобрел английский ученый Эдуард Дженнер (1749— 1823). Он заметил, что женщины, доившие больных оспой коров, у которых на вымени были оспенные пузырьки, гораздо реже болели натуральной оспой. Дженнер взял жидкость из оспенных пузырьков женщины, болевшей коровьей оспой, и перенес ее на оцарапанную кожу мальчика. Через некоторое время он заразил этого мальчика натуральной оспой, но мальчик не заболел. Дело в том, что вирус коровьей оспы, неопасный для человека, вызвал в организме пациента появление антител, нейтрализующих вирус черной оспы.

К сожалению, Э. Дженнер никогда не пытался объяснить, почему вакцина вызывает иммунитет.

Продолжил дело Э. Дженнера французский микробиолог Луи Пастер

(1822—1895). Он первый понял,

что возбудителями инфекционных болезней являются микробы. В результате опытов была получена вакцина.

Прочитать стр. 75 и записать объяснение понятий: вакцина.

Вакцина – это препарат из ослабленных или мертвых микроорганизмов. Прививка- это процедура введения вакцины

14 мая 1796 г.Эдуард Дженнер  доказал, что прививки  предохраняют  от  заражения оспой. Он использовал метод вакцинации ( от лат. слова  вакка- корова). Или мы используем понятие прививка.

(рассказ учителя)


Луи Пастер впервые предложил идею о том, что необходимо ослабить действие микроорганизмов, чтобы они могли вызвать заболевание лишь в легкой форме. День 6 июля 1885 года вошел в историю науки. Именно в этот день Луи Пастер привил мальчика , искусанного бешеной собакой.

Изготовление лечебной сыворотки.

Лечебная сыворотка- это препарат с готовыми антителами.

Для закрепления понятий вакцина и сыворотка, предлагается заполнить таблицу в группах

Таблица 1. Сравнительная характеристика вакцины и сыворотки.( в тетрадь)

 

  1. Виды иммунитета.

Иммунитет- это защитная реакция организма против вирусов и бактерий. Это невосприимчивость организма к инфекционным агентам и чужеродным веществам, несущим чужеродную генетическую информацию.

В защите организма особую роль играют  особые белки плазмы (антитела).

схема:   работа в тетрадях

 
















ИММУНИТЕТ

 





















естественный (природный)

 













искусственный (приобретенный)

 





























пассивный (после лечебной сыворотки)

 



с молоком матери (пассивный)

 


активный(после болезни)

 


активный(после вакцинации)

 



 

III. Обобщение знаний

 

 

Возвращаемся к проблеме урока.  В настоящее время среди населения проводится вакцинация против гриппа. Для чего нам нужны прививки?

 Почему в одних случаях применяют вакцины, а в других – сыворотки?

Что такое иммунитет и каким он бывает

 

 IV. Домашнее задание. Кроссворд.

ОЦЕНКИ

Кроссворд «Иммунология на службе здоровья»



1. Процедура введения вакцины.

2. Наука, изучающая иммунитет организма.

3. Французский ученый, продолживший дело Эдуарда Дженнера.

4. Количество групп крови человека.

5. Вид иммунитета, в результате перенесённого заболевания или же полученного с грудным молоком матери.

6. Один из видов природного иммунитета.

7. Иммунитет, при котором некоторые люди невосприимчивы к заболеваниям, которыми страдают другие.

8. Универсальная группа крови человека.

9. Универсальный реципиент, кровь которого имеет ... группу.

10. Препарат из ослабленных микробов или ядов.

11. Вещества, вызывающие аллергию.

12. Английский учёный, который первым изобрёл вакцину.

13. Повышенная чувствительность организма к некоторым факторам окружающей среды.

14. Люди, получающие кровь.

15. Важное свойство сыворотки и вакцины.

16. Люди, дающие кровь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Как писать портретный очерк" Урок в 8 классе

Как писать портретный очерк. Урок русского языка в 8 классе. ...

Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".

Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....

Методическая разработка по биологии (9 класс) на тему: Контрольная работа по теме "Антропогенез. Высшая нервная деятельность человека" 9 класс

Примеры дифференцированных заданий для осуществления  контроля знаний и подготовки к ГИА  по биологии учащихся 9 классов....

методическая разработка "Уро биологии. 7 класс. "Вид - основная единица систематики"

Материал предствлен технологическкой артой урока по теме "Вид - основная еденица систематики" (биология 7 класс). Соответствует УМК "Линия жизни" издательства "Просвещение&quo...

Методическая разработка по биологии 8 класс. Тема: «Энерготраты человека и пищевой рацион»

Метод проекта зародился во второй половине XIX века в США.Основоположник – американский философ Джон Дьюи (1859-1952).         Джон Дьюи считал, что опыт и знание ребено...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Программа развития УУД на уроках биологии в 5-х классах»

Линия УМК Пономаревой И.Н.: Биология. 5 класс /М: Вентана–Граф, 2019 г....

Методическая разработка по биологии. 8 класс

Методическая разработка предназначена для оргнизации самостоятельной работы детей на уроке биологии.8 классТема урока: Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей....