Разработка урока биологии в 9 классе по теме "Селекция растений"
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме
Углубление знаний учащихся о селекции растений, формирование у них знаний об основных методах селекции растений, раскрытие значения работ русских ученых-селекционеров по выведению новых сортов культурных растений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока "Селекция растений".doc | 46 КБ |
Презентация к уроку "Селекция растений".ppt | 1.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока биологии в 9 классе.
Тема урока: Особенности селекции растений.
Цели урока: 1. Углубить знания учащихся о селекции растений; сформировать у них знания об основных методах селекции растений; раскрыть значение работ русских ученых-селекционеров по выведению новых сортов культурных растений.
2. Познакомить учащихся с историей создания наиболее известных отечественных сортов культурных растений.
3. Показать основополагающую роль общебиологических закономерностей для сельскохозяйственной практики.
Средства обучения: ИКТ (компьютер, проектор, экран, диск с презентацией), учебник, тетрадь с печатной основой, рабочая тетрадь учащихся.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем уроке вы узнаете много важного и интересного об основных особенностях селекции растений и вкладе отечественных ученых-селекционеров в развитие селекции как науки.
- Проверка знаний.
- Фронтальный опрос (экспресс-опрос).
Дать определения понятиям:
- Селекция – это…
- Сорт – это…
- Порода – это…
- Штамм – это…
- Гибридизация – это…
- Гетерозис – это…
- Полиплоидия – это…
- Комментированный ответ (работа по тетради с печатной основой, тетрадь одного ученика взять на проверку для оценивания, а остальные учащиеся комментируют с места).
- стр. 55 №4
Что такое искусственный отбор? Заполните таблицу.
Особенности искусственного отбора.
Направления искусственного отбора. | Цели и задачи | Используемые приемы. |
- стр. 55 № 5
Почему гетерозис широко используется в сельском хозяйстве?
Актуализация знаний учащихся о культурных растениях и многообразии их сортов.
- Изучение нового материала.
В настоящее время выращивается более 3 тысяч видов пищевых, лекарственных, волокнистых, красильных, эфиромасличных и декоративных растений. Почти все они ведут начало от дикорастущих предков. Все это стало возможным благодаря селекции растений.
План изложения нового материала.
- Культурные формы растений как результат длительного искусственного отбора и целенаправленной работы селекционеров. Отличие культурных форм растений от их древних прародителей. История введения растений в культуру на примере фасоли и пшеницы. (Беседа с опорой на примеры учебника, слайды презентации).
- Сочетание разнообразных методов селекции как основа создания новых форм культурных растений. Значение полиплоидии. Характеристика основных полиплоидных культур. Самопроизвольное и искусственно полученные полиплоиды растений и их значение в жизни человечества. (Рассказ с демонстрацией слайдов презентации).
- Искусственная гибридизация как наиболее часто используемый метод в селекции пищевых, технических и декоративных растений. Капустно-редечный межвидовой гибрид как результат экспериментальной полиплоидии. Гибрид тритикале как основа для создания сортов пшеницы с высокой морозостойкостью. (Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и тетрадью с печатной основой, беседа, выполнение заданий № 2, № 3).
1) стр. 56 № 2.
Заполните схему.
2) стр. 57 № 3.
Отметьте особенности полиплоидных растений.
4. история развития селекционной работы в России. Отбор лучших сортов, выращиваемых в крестьянских хозяйствах. Как основной метод первого этапа. Совершенствование технологии гибридизации, разработка принципа отбора родительских пар и др. Метод ступенчатой гибридизации как способ получения яровой пшеницы саратовская – 29 и др. (Беседа с демонстрацией изображений сортовых культурных растений).
Селекция растений имеет давнюю и интересную историю. Теоретической основой селекции растений является генетика, изучающая закономерности наследственности и изменчивости организмов.
- Закрепление знаний о методах селекции растений и их значении для практической работы, вклад русских ученых-селекционеров в создание новых сортов культурных растений. (Обобщающая беседа).
3) стр. 57 № 4.
Обозначив латинской буквой n генотипы исходных форм культурных растений, запишите количество хромосом, которые характерны для полиплоидов:
а) трипдоидная сахарная свекла – г) гексаплоидный овёс -
б) пшеница гексаплоидная – д) диплоидная земляника - .
в) тетраплоидный картофель –
Вопросы для беседы:
1. Какие задачи решает селекция растений?
2. Охарактеризуйте основные методы, которые применяются в селекции растений?
3. Что собой представляет гетерозис, и каким образом его можно получать?
4. Какова результативность массового отбора растений?
IV. Домашнее задание: изучить §28 учебника, выполнить задания в конце параграфа и задания 5-6 в рабочей тетради.
Творческое задания:
1. Подготовить сообщения о вкладе русских ученых-селекционеров в развитие селекции растений.
2. Ответить на вопрос: почему применение искусственного мутагенеза может помочь быстрому решению какой-либо селекционной задачи?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основными методами селекции растений были и остаются гибридизация и отбор. Различают две основные формы искусственного отбора: отбор массовый и отбор индивидуальный . 1. Отбор. Массовый отбор применяют при селекции перекрестноопыляемых растений, таких, как рожь, кукуруза, подсолнечник. При этом выделяют группу растений, обладающих ценными признаками. В этом случае сорт представляет собой популяцию, состоящую из гетерозиготных особей, и каждое семя даже от одного материнского растения обладает уникальным генотипом . С помощью массового отбора сохраняются и улучшаются сортовые качества, но результаты отбора неустойчивы в силу случайного перекрестного опыления. Индивидуальный отбор эффективен для самоопыляемых растений (пшеницы, ячменя, гороха). В этом случае потомство сохраняет признаки родительской формы, является гомозиготным и называется чистой линией . Чистая линия — потомство одной гомозиготной самоопыленной особи. Основные методы селекции растений
1. Массовый отбор для перекрестноопыляемых растений (рожь, кукуруза, подсолнечник). Результаты отбора неустойчивы в силу случайного перекрестного опыления. 2. Индивидуальный отбор для самоопыляемых растений (пшеницы, ячменя, гороха). Потомство от одной особи является гомозиготным и называется чистой линией . 3. Естественный отбор играет определяющую роль, так как на любое растение в течение всей его жизни действует целый комплекс факторов окружающей среды. 1-3. Искусственный и естественный отбор
Естественный отбор Аутбридинг (неродствен-ное скрещивание) Перекрестно-опыляемые растения (рожь, кукуруза, подсолнечник) Самоопыляемые растения (пшеница, ячмень, горох) Инбридинг (близкород - ственное скрещивание) Искусственный отбор Массо-вый отбор Индиви-дуальный отбор Отбор Гибридизация Чистая линия – потомство одной гомозиготной самоопыленной особи Основные методы селекции растений
4-5. Инбридинг, эффект гетерозиса 5. Гетерозис («жизненная сила») – явление, при котором гибридные особи по своим характеристикам значительно превосходят родительские формы. 4. Инбридинг (близкородственное скрещивание ) используют при самоопылении перекрестноопыляемых растений (например, для получения линий кукурузы). Инбридинг приводит к «депрессии», поскольку рецессивные неблагоприятные гены переходят в гомозиготное состояние!
Гипотеза доминирования - гетерозис зависит от количества доминантных генов в гомозиготном или гетерозиготном состоянии: чем больше пар генов будут иметь доминантные гены, тем больше эффект гетерозиса Гипотеза сверхдоминирования - гетерозиготное состояние по одному или нескольким парам генов дает гибриду превосходство над родительскими формами (сверхдоминирование) AAbbCCdd x aaBBccDD AaBbCcDd АА х аа Аа Объясняют эффект гетерозиса две гипотезы: 4-5. Инбридинг, эффект гетерозиса
Перекрестное опыление самоопылителей дает возможность сочетать свойства различных сортов Например, при создании новых сортов пшеницы поступают следующим образом: У цветков растений одного сорта удаляются пыльники Растения двух сортов накрываются общим изолятором Рядом в сосуде с водой ставятся растения другого сорта В результате получают гибридные семена Перекрестное опыление самоопылителей используется с целью получения новых сортов 6. Перекрестное опыление самоопылителей
Полиплоидия. Полиплоиды – растения, у которых произошло увеличение хромосомного набора, кратное гаплоидному. У растений полиплоиды обладают большей массой вегетативных органов, имеют более крупные плоды и семена. Естественные полиплоиды – пшеница, картофель и др., выведены сорта полиплоидной гречихи, сахарной свеклы. 7. Полиплоидия Классическим способом получения полиплоидов является обработка проростков колхицином . Колхицин разрушает веретено деления и количество хромосом в клетке удваивается.
В 1924 году советский ученый Г.Д.Карпеченко получил плодовитый межродовой гибрид . Он скрестил редьку (2 n = 18 редечных хромосом) и капусту (2 n = 18 капустных хромосом). У гибрида 2 n = 18 хромосом: 9 редечных и 9 капустных, но он стерилен, не образует семян. С помощью колхицина Г.Д.Карпеченко получил полиплоид, содержащий 36 хромосом, при мейозе редечные (9 + 9) хромосомы конъюгировали с редечными, капустные (9 + 9) с капустными. Плодовитость была восстановлена. Таким способом были получены пшенично-ржаные гибриды (тритикале), пшенично-пырейные гибриды и др. 8. Отдаленная гибридизация
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии 6 класс "Условия жизни растений"
Работа содержит конспект урока биологии «Условия жизни растений», тест по проверки знаний предыдущего урока и презентация к данному уроку. · ...
разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"
Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...
Разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"
Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...
УГА - 2014. Урок биологии 6 класс. "Выделение у растений. Листопад"
Урок по теме" Выделение у растений. Листопад" К уроку создана презентация. В приложении представлены схемы и карты для групповой работы. К уроку требуется оборудование: клей, скотч, ножници, бумага и ...
Методическая разработка урока биологии на тему "Воздушное питание растений"
Методическая разработка урока биологии на тему «Воздушное питание растений». Урок передачи («открытия») новых биологических знаний. Данный урок является полноценной и развернутой иллю...
Методическая разработка урока в 6 классе "Испарение воды растениями"
Данная разработка урока составлена для УмК Пасечник В.В. и соответствует требованиям ФГОС.Урок разработан для учащихся 6 класса.Тема урока "Испарение воды листьями"...
Урок биологии 5 класс Тема царство «Растения»
Урок биологии 5 класс Тема царство «Растения»...