Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании биологии. Методическая разработка урока биологии по теме "Водоросли"
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме
методическая разработка урока биологии 7 класса по теме "Водоросли"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32 КБ |
![]() | 48.5 КБ |
![]() | 146 КБ |
![]() | 166 КБ |
![]() | 135.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
До изучения темы прочитай утверждения и отметьте слева, насколько вы с ними согласен/не согласен
V – согласен частично VV – согласен полностью ~ - не согласен – абсолютно не согласен
До изучения темы После изучения темы
знак | Тело водорослей называется талломом или слоевищем | Знак |
Почему? | Почему? | |
Водоросли подразделяют на отделы в зависимости от преобладания пигментов | ||
Почему? | Почему? | |
знак | Саргассово море получило своё название от названия водоросли | знак |
Почему? | Почему? | |
знак | Некоторые водоросли могут питаться гетеротрофно | знак |
Почему? | Почему? | |
знак | При ухудшении условий водоросли размножаются половым путём | знак |
Почему? | Почему? |
Предварительный просмотр:
Учитель химии и биологии ГБОУ СОШ № 544
Костина Елена Павловна
Методическая разработка урока биологии
по теме «Низшие растения»
Тема урока:
Группа отделов Водоросли
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока:
- развитие логического мышления и навыков исследовательской деятельности
Задачи урока:
Образовательные:
- выяснить особенности внешнего строения водорослей;
- показать особенности клеточного строения водорослей;
- раскрыть особенности размножения и развития водорослей;
- показать их многообразие, положение в системе органического мира, а также значение в природе и жизни человека;
- дать представление о систематике водорослей;
- сформировать умение вести научный диалог;
- совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками
Развивающие:
- продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать;
- развивать экологическое мышление на основе изучения роли водорослей в природе, умение сравнивать с другими организмами;
- развитие предметно-речевых навыков
Воспитательные:
- эстетическое воспитание на основе изучения природы, воспитание экологического поведения в природе, воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности: познавательного интереса, наблюдательности, способности к самооценке;
- воспитание совершенствования навыка совместной работы в коллективе
ХОД УРОКА
Содержание урока | Педагогические технологии, приёмы и методы оборудование |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Сегодня на уроке вы познакомитесь с Низшими растениями – Водорослями. До изучения темы вам необходимо дать свою оценку утверждениям и обосновать свой ответ (слева листа) Слайд 1
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ Индивидуальные упражнения ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ стр. 40-44, рабочая карта подготовиться к перекрёстному опросу Слайд 2 | Мотивационный этап урока Антиципация (работа в паре) Приложение 1 Ориентировочно- познавательный этап Технологическая карта Приложение 2 Рефлексивно – оценочный этап Вопросы, кроссворды, тесты |
Предварительный просмотр:
Группа отделов Водоросли
Водоросли – древнейшие представители растительного мира: они возникли более 900 млн. лет назад. Общее число видов водорослей составляет более 20 тыс.
Размеры и строение водорослей (заполнить таблицу)
Название водоросли | Рисунок | Форма организма |
Хламидомонада | ? | ? |
Вольвокс | Колониальная форма (до сотен клеток) | |
? Саргассум | ? |
Деление водорослей на отделы
Как вы думаете, какие признаки лежат в основе классификации водорослей?
________________________________________________________________________________
Клетка водоросли
Вставьте пропущенные слова (вспомните основные признаки растений)
Клетка окружена стенкой, состоящей из ____________________. Внутри клетка заполнена __________________________. Одна крупная или несколько мелких вакуолей заполнены __________________________ ________. В клетке находится одно или несколько _________ и хроматофор, содержащий _______________, которые придают окраску водоросли.
Строение водорослей
Выберите ответ: ризоиды слоевище Выберите ответ: ризоиды таллом |
Питание водорослей
авто… + греч. trophē пища | ? | причина: ? |
греч. heteros другой + trophē пища | ? | ? |
Размножение водорослей
1.Вегетативное размножение (подписать способы вегетативного размножения)
хламидомонада | спирогира | вольвокс |
? | ? | ? |
2. ?_______________________ размножение
3. Половое размножение (при ухудшении условий существования)
1- 2- 3- 4- 5- 6- |
Используя термины:
- Взрослая хламидомонада
- Зигота (образуется в результате слияния гамет)
- Гаметы (половые клетки)
- Делящаяся хламидомонада
- Делящаяся зигота
- Маленькая хламидомонада
подпишите цифры 1 - 6 на рисунке
Жизненный цикл водоросли
стр.43
выписать термины, дать им определение
Значение водорослей
Выписать, используя текст учебника стр. 43 - 44
Предварительный просмотр:
1. Общая характеристика водорослей. 1.1. Водоросли – древнейшие представители царства ___________________________. 1. 2. Общее число видов составляет около_____________________________________. 1. 3. Наиболее важный признак водорослей____________________ настоящих тканей и органов: корней,стеблей, листьев. Поэтому их относят к низшим растениям. 1. 4. Тело водорослей называется ________________ или______________________. 1. 5. Водоросли могут быть одноклеточными, ________________________ и _________ 1. 6. В клетках водорослей имеется зелёный пигмент _________________, поэтому по способу питания водоросли _____________________________. 1. 7 . Размножаются водоросли _____________________ и_______________ путём. 1. 8. Широко распространены в природе. Обитают в__________________ и _________ 1. 9. Благодаря образованию в их клетках неодинаковых пигментов водоросли делят на на отделы: ____________________, ___________________, _____________________. 1.10. Имеют огромное значение в природе, так как обогащают атмосферу __________. Имеют промысловое значение в жизни человека, являясь __________________ 2. ВЫВОД 2.1. Водоросли – это _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | 1. Общая характеристика водорослей. 1.1. Водоросли – древнейшие представители царства ___________________________. 1. 2. Общее число видов составляет около_____________________________________. 1. 3. Наиболее важный признак водорослей____________________ настоящих тканей и органов: корней,стеблей, листьев. Поэтому их относят к низшим растениям. 1. 4. Тело водорослей называется ________________ или______________________. 1. 5. Водоросли могут быть одноклеточными, ________________________ и _________ 1. 6. В клетках водорослей имеется зелёный пигмент _________________, поэтому по способу питания водоросли _____________________________. 1. 7 . Размножаются водоросли _____________________ и_______________ путём. 1. 8. Широко распространены в природе. Обитают в__________________ и _________ 1. 9. Благодаря образованию в их клетках неодинаковых пигментов водоросли делят на на отделы: ____________________, ___________________, _____________________. 1.10. Имеют огромное значение в природе, так как обогащают атмосферу __________. Имеют промысловое значение в жизни человека, являясь __________________ 2. ВЫВОД 2.1. Водоросли – это ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
По вертикали. 1. Светочувствительное тельце у некоторых одноклеточных водорослей. 2. Другое название красных водорослей. 3. Тело многоклеточной водоросли. 4. Нитчатая водоросль, имеющая хроматофор в виде спирали. По горизонтали 5. Нитчатая водоросль, имеющая хроматофор в виде полукольца. 6. Образования внутри клеток водорослей, содержащие хлорофилл и выполняющие функцию фотосинтеза. 7. Орган прикрепления водоросли к грунту. 8. Органоиды передвижения некоторых одноклеточных водорослей. 9. Одноклеточная водоросль, имеющая два жгутика и глазок. 10. Бурая морская водоросль, используемая в пищу и содержащая много йода. | По вертикали. 1. Светочувствительное тельце у некоторых одноклеточных водорослей. 2. Другое название красных водорослей. 3. Тело многоклеточной водоросли. 4. Нитчатая водоросль, имеющая хроматофор в виде спирали. По горизонтали 5. Нитчатая водоросль, имеющая хроматофор в виде полукольца. 6. Образования внутри клеток водорослей, содержащие хлорофилл и выполняющие функцию фотосинтеза. 7. Орган прикрепления водоросли к грунту. 8. Органоиды передвижения некоторых одноклеточных водорослей. 9. Одноклеточная водоросль, имеющая два жгутика и глазок. 10. Бурая морская водоросль, используемая в пищу и содержащая много йода. |
По вертикали: 1. Одноклеточная зеленая водоросль.2. Часть клетки, придающая окраску водоросли.3. Основная среда обитания водорослей.4. Образование, позволяющее водоросли переживать неблагоприятные условия.5. Светочувствительный элемент клетки.6. Образование, обеспечивающее движение у одноклеточных водорослей. По горизонтали: 7. Клетка, участвующая в половом размножении.8. Клетка, образующаяся при слиянии двух половых клеток. | По вертикали: 1. Одноклеточная зеленая водоросль.2. Часть клетки, придающая окраску водоросли.3. Основная среда обитания водорослей.4. Образование, позволяющее водоросли переживать неблагоприятные условия.5. Светочувствительный элемент клетки.6. Образование, обеспечивающее движение у одноклеточных водорослей. По горизонтали: 7. Клетка, участвующая в половом размножении.8. Клетка, образующаяся при слиянии двух половых клеток. |
По вертикали: 1. Одноклеточная зеленая водоросль.2. Часть клетки, придающая окраску водоросли.3. Основная среда обитания водорослей.4. Образование, позволяющее водоросли переживать неблагоприятные условия.5. Светочувствительный элемент клетки.6. Образование, обеспечивающее движение у одноклеточных водорослей. По горизонтали: 7. Клетка, участвующая в половом размножении.8. Клетка, образующаяся при слиянии двух половых клеток. | По вертикали: 1. Одноклеточная зеленая водоросль.2. Часть клетки, придающая окраску водоросли.3. Основная среда обитания водорослей.4. Образование, позволяющее водоросли переживать неблагоприятные условия.5. Светочувствительный элемент клетки.6. Образование, обеспечивающее движение у одноклеточных водорослей. По горизонтали: 7. Клетка, участвующая в половом размножении.8. Клетка, образующаяся при слиянии двух половых клеток. |
Кроссворд Водоросли. 1. половая клетка 2. не расчлененное на ткани и органы тело водоросли 3. органоид в клетках водорослей, содержащий фотосинтезирующие пигменты 4. свободноплавающая одноклеточная зеленая водоросль 5. оплодотворенная яйцеклетка 6. специальные клетки для бесполого размножения, способные к передвижению 7. растение, образующее споры 8. выросты слоевища водорослей, напоминающие корни 9. водоросли по способу питания 10. растение, образующее гаметы | Кроссворд Водоросли. 1. половая клетка 2. не расчлененное на ткани и органы тело водоросли 3. органоид в клетках водорослей, содержащий фотосинтезирующие пигменты 4. свободноплавающая одноклеточная зеленая водоросль 5. оплодотворенная яйцеклетка 6. специальные клетки для бесполого размножения, способные к передвижению 7. растение, образующее споры 8. выросты слоевища водорослей, напоминающие корни 9. водоросли по способу питания 10. растение, образующее гаметы |
Кроссворд Водоросли. 1. половая клетка 2. не расчлененное на ткани и органы тело водоросли 3. органоид в клетках водорослей, содержащий фотосинтезирующие пигменты 4. свободноплавающая одноклеточная зеленая водоросль 5. оплодотворенная яйцеклетка 6. специальные клетки для бесполого размножения, способные к передвижению 7. растение, образующее споры 8. выросты слоевища водорослей, напоминающие корни 9. водоросли по способу питания 10. растение, образующее гаметы | Кроссворд Водоросли. 1. половая клетка 2. не расчлененное на ткани и органы тело водоросли 3. органоид в клетках водорослей, содержащий фотосинтезирующие пигменты 4. свободноплавающая одноклеточная зеленая водоросль 5. оплодотворенная яйцеклетка 6. специальные клетки для бесполого размножения, способные к передвижению 7. растение, образующее споры 8. выросты слоевища водорослей, напоминающие корни 9. водоросли по способу питания 10. растение, образующее гаметы |
По вертикали:
1. Одноклеточная зеленая водоросль.
2. Часть клетки, придающая окраску водоросли.
3. Основная среда обитания водорослей.
4. Образование, позволяющее водоросли переживать неблагоприятные условия.
5. Светочувствительный элемент клетки.
6. Образование, обеспечивающее движение у одноклеточных водорослей.
По горизонтали:
7. Клетка, участвующая в половом размножении.
8. Клетка, образующаяся при слиянии двух половых клеток.
Ответы: 1. Хлорелла. 2. Хроматофор. 3. Вода. 4. Циста. 5. Глазок. 6. Жгутик. 7. Гамета. 8. Зигота.
Кроссворд Водоросли.
1. половая клетка
2. не расчлененное на ткани и органы тело водоросли
3. органоид в клетках водорослей, содержащий фотосинтезирующие пигменты
4. свободноплавающая одноклеточная зеленая водоросль
5. оплодотворенная яйцеклетка
6. специальные клетки для бесполого размножения, способные к передвижению
7. растение, образующее споры
8. выросты слоевища водорослей, напоминающие корни
9. водоросли по способу питания
10. растение, образующее гаметы
------------------------------------------------
1. гамета
2. таллом
3. хроматофор
4. хлорелла
5. зигота
6. зооспора
7. спорофит
8. ризоиды
9. автотрофы
10. гаметофит
7 класс
Проверочная работа « Отдел Водоросли «
Вариант 1.
1.У водорослей в отличие от других растений:
а) тело имеет неклеточное строение.
б) тело состоит из одной клетки.
в) отсутствуют ткани и органы.
г) имеются четко дифференцированные ткани.
2. Ризоиды водорослей служат для:
а) дыхания.
б) вегетативного размножения.
в) прикрепления к субстрату.
г) фотосинтеза.
3. По строению тела водоросли подразделяются на:
а) нитчатые и пластинчатые.
б) ветвистые и кустистые.
в) зеленые, бурые, красные.
г) нитчатые, пластинчатые, ветвистые и кустистые.
4. Хроматофор у водорослей представляет собой:
а) оболочку таллома.
б) хлоропласт.
в) орган размножения.
г) листовую пластинку.
5. Разнообразие окраски водорослей обусловлено:
а) приспособлением к поглощению света с разной длиной волны.
б) привлечением животных.
в) маскировкой.
г) особенностями размножения.
6. Зеленые водоросли обитают:
а) только в морях.
б) только в пресных водоемах.
в) в морях и пресных водоемах.
г) вне воды во влажных местах.
7. К бурым водорослям относится:
а) хлорелла.
б) спирогира.
в) порфира.
г) ламинария.
8. Для водорослей характерно размножение:
а) половое.
б) бесполое участками слоевища.
в) бесполое и половое.
9. В природе водоросли:
а) являются начальным звеном в цепях питания.
б) создают среду жизни для водных организмов ( кислород. корм ).
в) играют роль в обогащении атмосферы кислородом.
г) все ответы верны.
10. Ага-агар, использующийся в пищевой промышленности при производстве мармелада, получают из водорослей:
а) красных.
б) зеленых.
в) бурых.
г) синезеленых.
7 класс
Проверочная работа « Отдел Водоросли «
Вариант 2.
- В строении тела водорослей отсутствуют:
а) стебли.
б) листья.
в) корни.
г) стебли, листья, корни.
2. Тело или слоевище водорослей иначе называется:
а) пиреноид.
б) таллом.
в) хроматофор.
г) целом.
3. Хлорофилл в клетках водорослей содержится в:
а) цитоплазме.
б) эндоплазматической сети.
в) митохондриях.
г) хроматофоре.
4. Водоросль, имеющая спиралевидный хроматофор, - это:
а) ламинария.
б) спирогира.
в) улотрикс.
г) хлорелла.
5. По окраски слоевища водоросли подрозделяются на:
а) синие и зеленые.
б) красные и желтые.
в) синие и багряные.
г) зеленые, красные, бурые.
6. Многоклеточной зеленой водорослью является:
а) хлорелла.
б) спирогира.
в) порфира.
г) ламинария.
7. На большой глубине в морях обитает:.
а) ламинария.
б) спирогира.
в) улотрикс.
г) хлорелла.
8. Водоросль, для которой свойствен половой процесс конъюгация, - это:
а) хлорелла.
б) порфира.
в) спирогира.
г) ламинария.
9. Тина в стоячих водоемах, представляющая собой скопление особей водоросли:
а)ламинарии.
б) порфиры.
в) спирогиры.
г) улотрикса.
10. Человеком водоросли используются как:
а) пища.
б) удобрение.
в) сырье для получения йода, брома, агар–агара.
г) все ответы верны.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Водоросли – древнейшие представители растительного мира: они возникли более 900 млн. лет назад. Общее число видов водорослей составляет более 20 тыс. Размеры и строение водорослей (заполнить таблицу) Название водоросли Рисунок Форма организма Хламидомонада ? ? Вольвокс Колониальная форма (до сотен клеток) ? Саргассум ?
Деление водорослей на отделы Как вы думаете, какие признаки лежат в основе классификации водорослей? __________________________________________________________
Клетка водоросли Вставьте пропущенные слова (вспомните основные признаки растений) Клетка окружена стенкой, состоящей из ____________________. Внутри клетка заполнена __________________________. Одна крупная или несколько мелких вакуолей заполнены __________________________ ________. В клетке находится одно или несколько _________ и хроматофор, содержащий _______________, которые придают окраску водоросли.
Строение водорослей Выберите ответ : ризоиды слоевище Выберите ответ : ризоиды таллом
Питание водорослей авто… + греч. trophē пища ? причина: ? греч. heteros другой + trophē пища ? ?
Размножение водорослей 1.Вегетативное размножение (подписать способы вегетативного размножения ) хламидомонада спирогира вольвокс
2. ?_______________________ размножение
3. Половое размножение (при ухудшении условий существования ) Используя термины: Взрослая хламидомонада Зигота (образуется в результате слияния гамет) Гаметы (половые клетки) Делящаяся хламидомонада Делящаяся зигота Маленькая хламидомонада подпишите цифры 1 - 6 на рисунке
Жизненный цикл водоросли стр.43 выписать термины, дать им определение
Значение водорослей Выписать, используя текст учебника стр. 43 - 44
1. Общая характеристика водорослей. 1.1. Водоросли – древнейшие представители царства ___________________________. 1. 2. Общее число видов составляет около_____________________________________. 1. 3. Наиболее важный признак водорослей____________________ настоящих тканей и органов: корней,стеблей, листьев. Поэтому их относят к низшим растениям. 1. 4. Тело водорослей называется ________________ или______________________. 1. 5. Водоросли могут быть одноклеточными, ________________________ и _________ ________________________. 1. 6. В клетках водорослей имеется зелёный пигмент _________________, поэтому по способу питания водоросли _____________________________. 1. 7 . Размножаются водоросли _____________________ и_______________ путём. 1. 8. Широко распространены в природе. Обитают в__________________ и _________ _____________________ водоёмах. А также на влажных субстратах: на ___________, коре деревьев, на ____________________. 1. 9. Благодаря образованию в их клетках неодинаковых пигментов водоросли делят на на отделы: ____________________, ___________________, _____________________. 1.10. Имеют огромное значение в природе, так как обогащают атмосферу __________. Имеют промысловое значение в жизни человека, являясь __________________ для медицинской, пищевой и химической промышленности. 2. ВЫВОД 2.1. Водоросли – это _______________________________________________ _______________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ стр. 40-44, рабочая карта урока подготовиться к перекрёстному опросу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/19/picture-131177-1390124043.jpg)
Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании биологии.Методическая разработка урока по теме "Лишайники"
методическая разработка урока биологии 7 класса по теме "Лишайники"...
Технология проблемного обучения как средство реализации системно-деятельностного подхода в преподавании биологии
Обобщение опыта работы в рамках конкурса "Учитель года 2014"...
Технология проблемного обучения как средство реализации системно-деятельностного подхода в преподавании биологии
Обобщение опыта работы в рамках конкурса "Учитель года 2014"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/25/picture-131324-1351170771.jpg)
«Системно-деятельностный подход в преподавании биологии и химии в условиях реализации стандартов второго поколения»
Содержание………………………………………………………………..............2Введение…………………………………………………………………………..31. УУД………………………………………………………………………....42. УМК……………………………….…………………...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/09/picture-731562-1644436299.jpg)
Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании через использование инновационного интерактивного УМК по биологии «Навигатор».
В основе ФГОС второго поколения лежит системно - деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент. Формирование и развитие личност...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/04/picture-79938-1480878091.jpg)
«Системно-деятельностный подход в преподавании биологии и химии в условиях реализации стандартов второго поколения»
Сегодня в нашей стране большие изменения, которые коснулись и системы образования. В настоящее время активно внедряется введение в школу Федеральных государственных стандартов нового покол...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/09/picture-1376057-1641739687.jpg)
Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании биологии с применением информационно-компьютерных технологий
Применение системно-деятельностного подхода в обучении предполагает самостоятельную деятельность каждого учащегося. Главной задачей учителя становится управление познавательной деятельностью уча...