Разработка урока биологии для 10 класса
методическая разработка (биология, 10 класс) по теме
Урок биологии для 10 класса по теме: "Органические молекулы - углеводы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_biologii_10_klass_organicheskie_molekuly_-_uglevody.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по биологии для 10 класса (профиль) по теме:
«Органические молекулы - углеводы»
Цель:
изучить особенности строения и функции углеводов как необходимых компонентов клеток.
Задачи:
продолжить углубление знаний об особенностях строения органических веществ,
сформировать знания о строении и функциях углеводов, охарактеризовать их многообразие,
продолжить формирование навыков работы с дополнительной литературой, навыков работы в группе.
ХОД УРОКА:
1. Проверка домашнего задания.
1) К доске: закончить схемы «Классификация белков»
А. по структуре
Б. по составу
2) Индивидуальный опрос: Каково строение молекул белка?
Какова структура молекулы белка?
3) Проверка схем.
4) Работа по карточке у доски: распределите цифры по колонкам относительно первой
1. Ферменты | 9. Казеин | 17. Связки |
2. Структурные белки | 10. Дифтерийный токсин | 18. Свертываемось крови |
3. Гормоны | 11. Тромбин | 19. Дифтерийная палочка |
4. Транспортные белки | 12. Гемоциан | 20. Кровь беспозвоночных |
5. Защитные белки | 13. Инсулин | 21. Островки Лангерганса в поджелудочной железе |
6. Сократительные белки | 14. Трипсин | 22.Катализируют гидролиз белков |
7. Запасные белки | 15. Эластин | 23. Неподвижные нити миофибрилл |
8. Токсины | 16. Актин | 24. Белок молока |
.
5) Работа по цепочке (фронтальный опрос):
Выберите номера правильных утверждений. Объясните свой выбор
1. Белки по составу делятся на глобулярные, фибриллярные и промежуточные. (-)
2. Мономером белка является радикал. (-)
3. Аминокислота имеет радикал, аминогруппу, карбоксильную группу. (+)
4. Вторичная структура белка представлена спиралью или складчатым слоем. (+)
5. Все белки – ферменты. (-)
6. Дисульфидные связи – связи между серосодержащими аминокислотами в молекуле белка (+)
7. Фибриноген – белок промежуточной структуры (+)
8. Денатуация – это восстановление трехмерной структуры конформации белка (-)
9. Гемоглобин – белок четвертичной структуры (+)
10. Аминокислота – амфотерное соединение (+)
11. Связь между водородом и кислородом называют пептидной. (-)
12. Реакция конденсации идет с выделением углекислого газа (-)
13. Первичную конформацию белка поддерживают водородные связи (-)
14. Ферменты – это биологические катализаторы (+)
15. Ферменты обладают специфичностью (+)
16. Миоглобин переносит кислород в мышщах (+)
2. Изучение нового материала
Углеводы (сахариды) – органические вещества с общей формулой Сn(Н2О)m.
У большинства углеводов число молекул воды соответствует количеству атомов углерода, поэтому эти вещества и получили такое название.
В клетках животных углеводы содержатся в количестве не более 5% от сухой массы, в растительных клетках – до 90% (клубни картофеля).
Углеводы
Простые Сложные
(моносахариды)
Состоят из одной Олигосахариды Полисахариды
молекулы (состоят из 2-10 моно- (состоят из большого
сахаридов), дисахариды количества
моносахаридов)
1. Простые – по числу атомов в молекуле:
Триозы (3 атома)
Тетрозы (4)
Гексозы (6)
Гептозы (7) и т. д. до девяти.
Обучающиеся делятся на групп. Каждая группа получает задание: используя дополнительную литературу, подготовить характеристику углеводов –
1 группа – глюкозы,
2 группа – фруктозы,
3 группа – сахарозы
4 группа – целлюлозы,
5 группа – крахмала.
Затем заслушиваются выступления групп, по ходу урока учащиеся заполняют таблицу: Многообразие углеводов
Название группы | Примеры углеводов | Строение | Местонахождение и выполняемые функции |
А) глюкоза – строение: С6Н12О6 (гексоза).
Функции: во всех клетках, один из основных источников энергии.
Б) фруктоза – строение: С6Н12О6 (гексоза).
Функции: придает сладкий вкус плодам растений и меду. Путь распада фруктозы в организме короче, чем глюкозы - используется при питании больного сахарным диабетом, когда глюкоза очень слабо усваивается клетками.
В) рибоза и дезоксирибоза.
Строение: пентозы рибоза – С5Н10О5 , дезоксирибоза С6Н10О4.
Функции: входят в состав нуклеиновых кислот.
2. Дисахариды – молекула состоит из двух моносахаридов.
А) сахароза.
Строение: состоит из глюкозы и фруктозы.
Содержится в растениях (тростнике, сахарной свекле).
«Сахар» - огромная роль в питании животных и человека.
Б) лактоза.
Состоит из глюкозы и галактозы.
Молочный сахар, содержится в молоке млекопитающих (источник энергии для детенышей млекопитающих и человека).
В) мальтоза (солодовый сахар)
Состоит из двух остатков глюкозы. Образуется из крахмала пищи, дыхательный субстрат при прорастании семян.
3) Полисахариды
Гомополисахариды Гетерополисахариды
(из одинаковых (из мнонсахаридов разных
мономерных остатков). видов).
Целлюлоза пентин, муреин, гепарин,
Хитин камеди и слизи.
Крахмал
Гликоген
А) целлюлоза – линейный полимер глюкозы.
Устойчива к гидролизу и является строительным материалом: образует клеточные стенки растений.
Б) хитин – линейный полимер ацетилглюкозамина. Строительный материал: образует клеточные стенки грибов и наружный скелет членистоногих.
В) крахмал – смесь двух полисахаридов: амилозы и амилопентина.
Амилоза – 300 остатков глюкозы.
Амилопентин разветвленная цепь из 1500 остатков глюкозы
Запасной углевод растений (клубни, плоды, семена).
Г) гликоген – полимер глюкозы, с сильно ветвящимися цепями.
Запасной углевод животных (печень, мышцы), встречается в клетках грибов.
Многообразие углеводов
Название группы | Примеры углеводов | Строение | Местонахождение и выполняемые функции |
Простые | глюкоза | С6Н12О6 (гексоза) | В соке фруктов и ягод, основной источник Е в клетках |
фруктоза | С6Н12О6 (гексоза) | В плодах растений и в меде, применяется при питании больного сахарным диабетом | |
рибоза и дезоксирибоза | С5Н10О5, С6Н10О4 пентозы | Входят в состав нуклеиновых кислот | |
Дисахариды | сахароза | С12Н22О11 Глюкоза+фруктоза | В растениях (сахарная свекла, сахарный тростник), огромная роль в питании животных и человека (в организме гидролизуется на глюкозу и фруктозу) |
лактоза | С12Н22О11 Глюкоза+галактоза | Источник Е для детенышей млекопитающих и человека | |
мальтоза | С12Н22О11 Глюкоза+глюкоза | Образуется из крахмала пищи, дыхательный субстрат при прорастании семян | |
Полисахариды | целлюлоза | Гомополисахарид, линейный полимер глюкозы, (С6Н10О5)n | Образует клеточные стенки растений |
хитин | Гомополисахарид, линейный полимер | Строительный материал, образует клеточные стенки грибов и наружный скелет членистоногих | |
крахмал | Гомополисахарид, смесь амилозы и амилопентина, (С6Н10О5)n | Запасной углевод растений (в клубнях, плодах, семенах) | |
гликоген | Гомополисахарид, полимер глюкозы, с сильно ветвящимися цепями | Запасной углевод животных (печень, мышцы) |
Функции углеводов
(обучающиеся самостоятельно отыскивают в учебнике и записывают в тетради)
1) Строительная – целлюлоза (стенки растительной клетки), хитин (клеточные стенки грибов, наружный скелет членистоногих).
2) Энергетическая – основной источник Е в клетке (при окислении 1 г углеводов – 17,6 кДж Е).
3) Запасающая – откладываются в клетках и служат энергетическим резервом (крахмал – у растений, гликоген – у животных).
4) Защитная – вязкие секреты (слизи), выделяемые разными железами (предохраняют стенки полых органов: кишечник, желудок, бронхи от механических повреждений, проникновения бактерий и вирусов).
3. Закрепление
Тестирование по вопросам:
1. Какое из названных химических соединений не является биополимером?
А) белок В) ДНК
Б) глюкоза Г) целлюлоза
2. В клетках животных запасным углеводом является:
А) целлюлоза В) глюкоза
Б) крахмал Г) гликоген
3. В каком случае правильно написана формула молекулы глюкозы?
А) С5 Н12 О5 В) С6 Н12 О6
Б) С6 Н10 О6 Г) С6 Н12 О5
4. Клетки какого из названных организмов наиболее богаты углеводами?
А) клетки мышц человека В) клетки кожицы лука
Б) клетки клубня картофеля Г) подкожная клетчатка медведя.
5. Какое из соединений не построено из аминокислот?
А) гемоглобин В) инсулин
Б) гликоген Г) альбумин
6. Клеточная стенка растений содержит:
А) хитин В) муреин
Б) целлюлозу Г) гликоген
7. Основным запасным веществом грибов является:
А) гликоген В) муреин
Б) хитин Г) крахмал
8. Установите соответствие между особенностями молекул углеводов и их видами:
1) мономер А) целлюлоза
2) полимер Б) глюкоза
3) растворимы в воде
4) не растворимы в воде
5) входят в состав клеточных стенок растений
6) входят в состав клеточного сока растений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"
Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...
Разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"
Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...
Проблемное обучение. Методические разработки уроков биологии /10 класс/ профильный уровень
Основное содержание уроков в предлагаемых конспектах отражено в табличном варианте, что упрощает усвоение учебного материала школьниками...
Разработка урока биологии 8 класс по теме «Ох, уж этот кислотно-щелочной баланс» (пищеварение в ротовой полости)
Разработка урока биологии 8 класспо теме «Ох, уж этот кислотно-щелочной баланс»(пищеварение в ротовой полости)...
разработка урока. Биология 11 класс. Закономерности эволюции
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ. ПРАВИЛА ЭВОЛЮЦИИ. ...
разработка урока. Биология 11 класс. Главные направления эволюционного процесса.
разработка урока.Биология 11 класс...
Методическая разработка урока биологии. 8 класс. Тема "Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ".
урок биологии 8 класс: Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ....