Рабочая программа по предмету "БИОЛОГИЯ"для студентов СПб ГБ ПОУ Экономический колледж
рабочая программа по биологии (10 класс)
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программой в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО / профессии (профессиям) НПО контролер-кассир, продавец, контролер сбербанка, дисциплина входит в общеобразовательный цикл.Определяется область применения примерной программы,место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы, цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины, структура и содержание учебной дисциплины.В программу вошли рабочий тематический план (содержание учебной дисциплины), планирование практических занятий,самостоятельной работы обучающихся.Показаны информационное обеспечение обучения и перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы, способы контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по биологии | 39.26 КБ |
Предварительный просмотр:
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(СПб ГБ ПОУ ЭК)
Рассмотрено и одобрено Педагогическим Советом Протокол №1 от 30.08.2018г. | УТВЕРЖДАЮ Директор СПб ГБ ПОУ «Экономический колледж» _________В.М. Лисовский «30»августа 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.08БИОЛОГИЯ
профессии:
38.01.02 «Продавец контролер-кассир»
38.01.03 «Контролер банка»
Санкт-Петербург 2018
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта
Организации-разработчики: СПб ГБ ПОУ «Экономический колледж»
Разработчики: преподаватель Калашник О.С.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 7 |
| 12 |
1.1. Область применения примерной программы
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программой в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО / профессии (профессиям) НПО контролер-кассир, продавец, контролер сбербанка.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в общеобразовательный цикл
1. 3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира;
- единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека;
- влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека;
- взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
- строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
- сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора,
- вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
- сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных,
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании);
- оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 61 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 41часа;
самостоятельной работы обучающегося - 20 часов;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 61 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 41 |
в том числе: | |
практические занятия | 10 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 20 |
в том числе: | |
тематика внеаудиторной самостоятельной работы: - работа с источниками информации, в том числе с Интернет-ресурсами; подготовка к практическим занятиям; - подготовка отчетов по результатам практических занятий; -подготовка сообщений: составление словаря профессиональных терминов и т.д. | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. 1. Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины Биология
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Всего за учебный год 61 час | ||||
I семестр | ||||
Введение | Содержание учебного материала | 1 | 1 | |
Особенности современного описательного периода. Свойства живого, систематизация, уровни организации живого. Многообразие биологических наук, их значение в жизни человека. | ||||
Раздел 1. Клетка – единица живого | 32 | |||
Тема 1.1 Химический состав клетки | Содержание учебного материала | 6 | 2 | |
Неорганические соединения клетки. Элементарный состав клетки. Вода. Минеральные соли. Понятие о биополимерах. Строение и функции углеводов и липидов в клетке Биополимеры – белки. Состав, строение и функции белков. Биополимеры – нуклеиновые кислоты, строение, состав, функции АТФ и другие органические вещества клетки. ДНК и РНК – химический состав, строение, удвоение ДНК, биологическая роль. | ||||
Практические занятия | 2 | |||
№1 | Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в клетках растений. | |||
Тема 1.2. Строение и функции клетки | Содержание учебного материала | 7 | 2 | |
Из истории изучения строения клетки. Основные положения клеточной теории. Строение наружной мембраны растительнойи животной клетки; их общие свойства и различия строения. Плазматическая мембрана. Цитоплазма и её органоиды Органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, клеточный центр – пластиды, вакуоли, реснички, жгутики – строение, функции. Строение ядра и хромосом; диплоидный и гаплоидный набор хромосом. Прокариотическая клетка. Разнообразие эукариотов. Вирусы. Опасности заражения вирусными инфекциями. Последствия заражения ВИЧ. | ||||
Практические занятия | 1 | |||
№2 | «Изучение клетки под микроскопом, работа с моделью, аппликацией» | |||
ВСЕГО за Iсеместр: 27 часов (14 часов теории, 3 часа практических занятий, 10 часов ВСР) | ||||
II семестр | ||||
Тема 1.3 Физиология клетки | Содержание учебного материала | 4 | 2 | |
Фотосинтез. Роль хлоропластов в фотосинтезе. Космическая роль зелёных растений. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Фотосинтез и хемосинтез зелёных растений. Пластический и энергетический обмен. Генетическая информация. Код. ДНК. Образование информационной РНК по матрице ДНК. Роль белков-ферментов в синтезе ДНК и РНК. | ||||
Практические занятия | 2 | |||
№3 | Биосинтез белка. Составление схемы процесса в цитоплазме клетки. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 10 | |||
Химический состав клетки. Биополимеры – белки. Состав, строение и функции белков. Биополимеры – нуклеиновые кислоты. ДНК и РНК – строение, удвоение ДНК, биологическая роль- создание презентаций, рефератов, сообщений. Строение и функции клетки. Основные органоиды клетки, их функции, клеточная теория, вирусы и бактерии. Неклеточные формы жизни. ВИЧ-инфекция. СПИД-Сообщения, доклады, презентации. Реакция фотосинтеза. Преобразование энергии в клетке. Генетическая информация. Код. ДНК. Возможности современно генной инженерии. Современные биотехнологии.-Сообщения, доклады, презентации | ||||
Раздел 2. Размножение организмов | 11 | |||
Тема 2.1 Бесполое и половое размножение. Митоз.Мейоз. | Содержание учебного материала | 4 | 2 | |
Жизненный цикл клетки. Митоз. Виды бесполого размножения: вегетативное, почкование, спорообразование, фрагментация. Половое размножение – партеногенез, гермафродитизм. Биологическое значение мейоза. Образование половых клеток. Мейоз. Особенности образования и строение мужских и женских половых клеток (гамет). Развитие половых клеток. Оплодотворение растений и животных. Двойное оплодотворение у растений. Зародышевое развитие организмов. Влияние на развитие организма вредных проявлений внешней среды: алкоголя, курения, химических воздействий. | ||||
Практические занятия | 2 | |||
№4 | Составление сравнительной таблицы процессов митоза и мейоза в клетках. | |||
№5 | Оплодотворение у растений и животных | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 5 | |||
Организм как единое целое. Периоды постэмбрионального развития у человека. Влияние на развитие организма вредных проявлений внешней среды: алкоголя, курения, химических воздействий, излучения. Развитие организмов и окружающая среда. Размножение организмов - Сообщения, доклады, презентации | ||||
Раздел 3. Основы генетики | 15 | |||
Тема 3.1 Моногибридное скрещивание.Дигибридное скрещивание. | Содержание учебного материала | 7 | 2 | |
Предмет и задачи генетики. Понятие о гене. Доминантные и рецессивные гены. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Генотип. Фенотип. Законы Г. Менделя. Первый закон Менделя - закон доминирования. Второй закон Менделя – закон расщепления. Третий закон Менделя – закон независимого комбинирования признаков | ||||
Практические занятия | 3 | |||
№5 | Моногибридное скрещивание. Решение задач | |||
№6 | Дигибридное скрещивание. Решение задач. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 5 | |||
Основы генетики. Свойства генов. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система взаимодействующих генов. Влияние условий среды на качественные и количественные признаки.- Сообщения, доклады, презентации. | ||||
Дифференцированный зачёт | 2 | 2 | ||
ВСЕГО ЗА IIсеместр: 34часа (17 часов теории, 7 часов практических занятий, 10 часов ВСР) | ||||
ИТОГО за I курс: 61час (31 часов теории, 10 часов практических занятий, 20 часов ВСР) | ||||
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Общая биология. 10 – 11 классы; учеб.для общеобразоват. Учреждений
- : базовый уровень [ Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.] под ред. Д.К. Беляева, изд-во «Просвещение». – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
Дополнительные источники:
- . Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учеб. заведений /В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. – 9-е изд, стереотип. – М.: «Дрофа», 2015. – 624с.
Интернет-ресурсы:
- www. Biology.ru
- http://www.dron t.ru/ecosites.ru.html
- http://www.nature.ok.ru/
- http://www.aseko.org/
- http://www.ecoline.ru/books/
- http://www.education.spb.ru/gtp/gtp.htm
- http://fadr.msu.ru/ecocoop/
- http://bella-terra.hotbox.ru
- http://www.ecostudy.yar.ru/index2.html
- http://express.irk.ru/sc/ecology/azbuka/index.htm
- http://zelenyshluz.narod.ru/
- http://www.greenpeace.ru/gpeace/
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- комплект лабораторных принадлежностей;
- химические реактивы;
- химическая посуда;
- вытяжной шкаф
- электронная библиотека;
- комплект учебно-методической литературы;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- учебно-инновационный комплекс «интерактивная доска»
- проектор
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
- объяснять функции неорганических веществ в жизнедеятельности клетки; | Текущий. Письменное выполнение заданий |
- связывать деятельность органоидов клетки с физиологическими процессами, протекающими в ней; | Текущий. Фронтальный опрос по ДЗ. |
- объяснять роль зелёных растений в преобразовании энергии; - составлять схемы процессов образования белков и нуклеиновых кислот; | Текущий. Фронтальный опрос по ДЗ. |
- доказывать эволюционное происхождение мейоза и его приспособительное значение в жизни клетки; | Текущий. Фронтальный опрос по ДЗ. |
- показать негативное влияние вредных привычек на организм в процессе онтогенеза; | Текущий. Фронтальный опрос по ДЗ. |
- использовать генетическую терминологию; - решать генетические задачи; - характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости; - объяснять значение гибридологического метода Г. Менделя; - формулировать закон независимого наследования; | Текущий. Фронтальный опрос по ДЗ. Письменное выполнение заданий Тематический. Самостоятельная работа |
Знания: | |
-уровни проявления живой материи, формы ее существования и свойства, отличающие живую материю от неживой; | Письменное выполнение заданий |
- элементарный химический состав клетки; | Самостоятельная работа |
- структуру и функции РНК, АТФ; - органоиды клетки; строение ядра и хромосом; - строение вирусов и бактерии; | Текущий. Фронтальный опрос |
- этапы энергетического и пластического обмена; | Фронтальный опрос |
- биологическое значение кроссинговера; - периоды постэмбрионального развития; - типы постэмбрионального развития; | Тематический. Письменное выполнение заданий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и тематическое планирование по курсу социальной и экономической географии мира (учебник Холиной В.Н.)
В материале представлена рабочая программа по географии для социально-экономического профиля в 10-11 классах . Основной учебник- Холиной В.Н., но добавлены темы и разделы из классического учебни...
Рабочая программа учебного курса по геометрии 10 класс ( социально-экономический и общеобразовательный профиль)
Рабочая программа учебного курса по геометрии 10 класс ( социально-экономический и общеобразовательный профиль).Учебник «Геометрия, 10-11», Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др....
Рабочая программа по предмету "ЭКОЛОГИЯ"для студентов СПб ГБ ПОУ Экономический колледж
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программой в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО / профессии (профессиям) НПО кон...
Рабочая программа по предмету "ХИМИЯ"для студентов СПб ГБ ПОУ Экономический колледж
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программой в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО / профессии (профессиям) НПО кон...
Рабочая программа дисциплины "ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ"для специальности СПб ГБ ПОУ Экономический колледж
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программой в соответствии с ФГОС по специальности СПО коммерция (по отраслям) , дисциплина входит ...
Рабочая программа курса по выбору для 9 класса «Решение экономических задач средствами MS Excel»
Предлагаемый учебный курс для предпрофильной подготовки девятиклассников должен помочь учащимся углубить основные базовые понятия: электронные таблицы, ячейки, форматирование, редактирование, абсолютн...
Рабочая программа по курсу "История" 10-11 класс "Социально-экономический профиль"
В связи с переходом на линейную систему изучения истории, Рабочая программа по истории составлена на основе нормативных документов: Рабочая программа по истории составлена на основе нормативно-п...