Рабочая программа по курсу "История" 10-11 класс "Социально-экономический профиль"
рабочая программа по истории (10, 11 класс)
В связи с переходом на линейную систему изучения истории, Рабочая программа по истории составлена на основе нормативных документов: Рабочая программа по истории составлена на основе нормативно-правовых документов.
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 08.06.2020 № 165-ФЗ).
2. ФГОС СОО, утвержденного приказом Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» от 17.05.2012 г. № 413 (с изменениями от 29.06.2017 № 613).
3.1.Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (включающей Историко-культурный стандарт, утверждённый на
заседании общего собрания Российского исторического общества 19 мая 2014 г.). 3.2.Концепция преподавания учебного курса «История России»,
утвержденная решением Коллегии Министерства просвещения
Российской Федерации. Протокол от 23 октября 2020 г. № ПК-1вн (https://events.prosv.ru/uploads/2021/01/additions/nchjGQ4kaGOXJgiSVxnn9FCbpFtvQUSdLLdVSAoZ.pdf
4. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 № 2/16-з), размещена в Реестре примерных основных общеобразовательных программ Министерства просвещения Российской Федерации на официальном сайте: https://fgosreestr.ru/
5.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая
2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность» сформирован новый ФПУ на 2021-2022 учебный год.
6. Авторская программа:
Андреевская Т.П. История. История России. Рабочая программа.
Поурочные рекомендации 10—11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень /
Т. П. Андреевская. — М.: Просвещение, 2021 (Издание выходит в формате PDF).
7. Инструктивно-методическое письмо об организации образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2021-2022 учебном году.
8. Основная образовательная программа основного общего образования СОШ с. Казым, утверждена приказом СОШ с. Казым от 31.08.2021 г. № 487.
9. Рабочая программа воспитания, утвержденная приказом СОШ с. Казым от 20.04.2021 г. № 310.
Освоение курса истории на базовом и профильном уровнях способствует достижению главной цели исторического образования в школе: «формированию у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно ориентированной личности».
Изучение истории на ступени среднего общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе; подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности. Овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;
- формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами.
Задачи изучение истории на ступени среднего общего образования на базовом уровне:
• формирование представлений о современной исторической науке, её специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
• овладение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
• формирование умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
• овладение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
• формирование умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rup_10-11_kl_ist.lysenko_a.m.docx | 94.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района
«Средняя общеобразовательная школа с. Казым»
Рассмотрена на методическом объединении Протокол № 1 от 31.08.2022 г. | Принята на методическом совете Протокол № 1 от 31.08.2022 г. | Утверждена приказом CОШ с. Казым от 31.08.2022 г. № 510 Директор М.В. Чаренцева _________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курс «История» 10-11 классы
для социально-экономического профиля
Среднее общее образование
(учебный предмет, курс)
Лысенко А.М.
(Ф.И.О. учителя)
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
В связи с переходом на линейную систему изучения истории, Рабочая программа по истории составлена на основе нормативных документов: Рабочая программа по истории составлена на основе нормативно-правовых документов.
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 08.06.2020 № 165-ФЗ).
2. ФГОС СОО, утвержденного приказом Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» от 17.05.2012 г. № 413 (с изменениями от 29.06.2017 № 613).
3.1.Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (включающей Историко-культурный стандарт, утверждённый на
заседании общего собрания Российского исторического общества 19 мая 2014 г.). 3.2.Концепция преподавания учебного курса «История России»,
утвержденная решением Коллегии Министерства просвещения
Российской Федерации. Протокол от 23 октября 2020 г. № ПК-1вн (https://events.prosv.ru/uploads/2021/01/additions/nchjGQ4kaGOXJgiSVxnn9FCbpFtvQUSdLLdVSAoZ.pdf
4. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 № 2/16-з), размещена в Реестре примерных основных общеобразовательных программ Министерства просвещения Российской Федерации на официальном сайте: https://fgosreestr.ru/
5.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая
2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность» сформирован новый ФПУ на 2021-2022 учебный год.
6. Авторская программа:
Андреевская Т.П. История. История России. Рабочая программа.
Поурочные рекомендации 10—11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень /
Т. П. Андреевская. — М.: Просвещение, 2021 (Издание выходит в формате PDF).
7. Инструктивно-методическое письмо об организации образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2021-2022 учебном году.
8. Основная образовательная программа основного общего образования СОШ с. Казым, утверждена приказом СОШ с. Казым от 31.08.2021 г. № 487.
9. Рабочая программа воспитания, утвержденная приказом СОШ с. Казым от 20.04.2021 г. № 310.
Освоение курса истории на базовом и профильном уровнях способствует достижению главной цели исторического образования в школе: «формированию у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно ориентированной личности».
Изучение истории на ступени среднего общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе; подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности. Овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;
- формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами.
Задачи изучение истории на ступени среднего общего образования на базовом уровне:
• формирование представлений о современной исторической науке, её специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
• овладение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
• формирование умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
• овладение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
• формирование умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
Общая характеристика учебного предмета «История»
Особенностями (специфика) курса истории в старшей школе являются его системность, многоаспектное и многофакторное представление истории развития человечества, синхронно-параллельное изучение курсов «Россия в мире" и истории России. Изучение данного курса способствует формированию у обучающихся целостной картины мировой истории, позволяет более глубоко познакомиться и усвоить социокультурный опыт человечества, определить роль России во всемирно-историческом процессе, осознать себя представителями исторически сложившегося гражданского, поликультурного и поликонфессионального сообщества.
Содержание (общая характеристика) курса ориентировано на формирование и развитие ценностно-смысловых компетенций (оценивать вклад исторических деятелей различных эпох в развитие нашей и других стран мира, давать оценку, в том числе моральную, тем или иным историческим событиям и явлениям), общекультурных компетенций (знать, понимать и учитывать в своей деятельности особенности национальной и общечеловеческой культуры), учебно-познавательных компетенций (активное добывание знаний в процессе самостоятельной работы с учебником и дополнительными материалами), информационных компетенций (умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, относящуюся к содержанию курса; организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её), коммуникативных компетенций (умение работать в группе, вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения), компетенций личностного самосовершенствования (развитие необходимых современному человеку личностных качеств, культура мышления и поведения) обучающихся.
В соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по
отечественной истории Российского исторического общества базовыми
принципами школьного исторического образования являются: идея преемственности исторических периодов, рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового
исторического процесса, ценности гражданского общества, воспитательный потенциал исторического образования, общественное согласие и уважение как необходимое условие
взаимодействия государств и народов в Новейшей истории, познавательное значение российской, региональной и мировой истории, формирование требований к каждой ступени непрерывного
исторического образования на протяжении всей жизни.
В основу структуризации курса истории на базовом и профильном уровнях авторами были положены принцип блочно-тематической организации учебного материала и общепринятые принципы периодизации всеобщей и российской истории. Основной акцент при структурировании учебного материала сделан на прослеживании причинно-следственных связей между событиями и явлениями, причем логика построения курса делает возможными рассмотрение тем с разных точек зрения, поэтапную систематизацию и обобщение изученного материала.
Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: метод проектов и исследований, методика проблемного и ЛОО, рефлексивные методы. На уроках используются формы обучения: групповая, индивидуальная, фронтальная, в парах. Основными видами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и тематический, промежуточный и итоговый контроль знаний. Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в письменной форме (эссе, проверочные работы, тестирование, творческие работы, мини-проекты и др.) и устной форме (фронтальные опросы, участие в дискуссиях, анализ источников и др.). Тематический контроль проводится после изучения новой темы, раздела на повторительно-обобщающих уроках (тестирование, работы с документами, таблицами, кластерами и др. Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля, в конце учебного года - итоговый контроль.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа реализуется в соответствии с переходом на Историко-культурный стандарт преподавания истории, который является составной частью «Концепции нового УМК по отечественной истории», разработанной с целью повышения качества школьного
исторического образования в 2013-14 гг. (см. Вестник образования. 2014. № 13). Изучение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса; понимание особенностей её развития, места и роли в мировой истории и в современном мире – одна из основных задач Концепции. Реализация этой задачи в полной мере возможна при синхронно-параллельном изучении курсов «Россия в мире» и «Истории России».
В соответствии с федеральным базисным учебным планом предмет «История» в средней школе изучается с 10 по 11 класс, входит в образовательную область – «Общественные науки». Во взаимосвязи с общим курсом отечественной истории рассматривается также региональная и локальная история. Общая недельная нагрузка для базового уровня в 10 кл. составляет 2 часа в неделю для 11 кл. – 2 часа в неделю. В соответствии с учебным планом в рамках среднего общего образования в СОШ с. Казым на освоение программы среднего общего образования по истории (10-11 классы) выделяется 140 часов учебного времени.
В 10-11 кл. при преподавании истории на базовом уровне использован следующий подход. В 10-11х классах, начиная с 2021-2022 учебного года, предмет «История» включает курс «Россия в мире» и курс «История России».
Синхронизация курса всеобщей истории и истории России
Класс | Количество часов Россия в мире | Количество часов Истории России |
10 | Россия в мире 28 ч. | История России. 42 ч. |
11 | Россия в мире 28 ч. | История России. 42 ч. |
Итого | 56 ч. | 84 ч. |
По курсу «Россия в мире» в 10 -11кл программа ориентирована на предметную линию под ред. А.В. Торкунова издательства «Просвещение» (базовый уровень):
Россия в мире.: 10-11-е классы/ базовый уровень в двух частях: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт.
По курсу «История России» в 10-11 кл. реализуется предметная линия учебников под ред. А.В. Торкунова издательства «Просвещение» (используются как на базовом, так и на углубленном уровне):
- История России : в трех частях. 10 класс.: базовый и углубленный уровень.
- М.М. Горинов, А.А. Данилов.
- История России : в двух частях. 11 класс. Базовый уровень. А.А. Данилов, А.В. Торкунов, О.В. Хлевнюк.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета «История»
Личностные результаты должны отражать:
- российскую идентичность на основе культурного наследия человечества, патриотизм, способность к ее осознанию в поликультурном социуме, чувство причастности к историко - культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизма, готовности к служению Отечеству, его защите;
- уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку РФ, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
- становление смыслообразования (связь между целью и мотивом учебной деятельности).
Метапредметные результаты должны отражать:
1.Регулятивные универсальные учебные действия. Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута; - оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали; - ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях; - оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных
задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; - организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели; - сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью.
2.Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
8) искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;
9) критически оценивать и интерпретировать информацию с разных
позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
10) использовать различные модельно-схематические средства для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
11) находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в
отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного
развития;
12) выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный
поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
13) осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
14) при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
15) координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального
и комбинированного взаимодействия;
16) развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с
использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
17) распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до
их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию,
избегая личностных оценочных суждений
Предметные результаты освоения учебного предмета «История» на базовом уровне
В результате изучения учебного предмета «История» на уровне
среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
- рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового
исторического процесса;
- знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной
истории из раздела дидактических единиц; - определять последовательность и длительность исторических событий,
явлений, процессов; - характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты
важнейших исторических событий; - представлять культурное наследие России и других стран;
- работать с историческими документами;
- сравнивать различные исторические документы, давать им общую
характеристику; - критически анализировать информацию из различных источников;
- соотносить иллюстративный материал с историческими событиями,
явлениями, процессами, персоналиями; - использовать статистическую (информационную) таблицу, график,
диаграмму как источники информации; - использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
- составлять описание исторических объектов и памятников на основе
текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов; - работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
- читать легенду исторической карты;
- владеть основной современной терминологией исторической науки,
предусмотренной программой; - демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по
исторической тематике; - оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века;
- ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века
и существующих в науке их современных версиях и трактовках.
Выпускники на базовом уровне получат возможность научиться:
- демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические
события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и
национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе; - устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в
сокровищницу мировой культуры; - определять место и время создания исторических документов;
- проводить отбор необходимой информации и использовать информацию
Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической
деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных
стран; - характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем
отечественной и всемирной истории; - понимать объективную и субъективную обусловленность оценок
российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения
социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и
революций; - использовать картографические источники для описания событий и
процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени; - представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков
и др., заполнять контурную карту; - соотносить историческое время, исторические события, действия и
поступки исторических личностей ХХ века; - анализировать и оценивать исторические события местного масштаба
в контексте общероссийской и мировой истории ХХ века; - обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам
истории России Новейшего времени с опорой на материалы из разных
источников, знание исторических фактов, владение исторической
терминологией; - приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
- применять полученные знания при анализе современной политики России;
- владеть элементами проектной деятельности.
- Содержание тем учебного курса
Содержание курса «Россия в мире» в 10 классе. 1 часть. 28 ч.
Paздeн I. Ввeдeнue в ucmopuю. Иcтopия и пoзнaниe иcтopии. Для чeгo нaм нужнo изучeниe иcтopии? Poccия вo вceмиpнoй иcтopии. Oco6eннocти poccийcкoй иcтopии.
Paздeн II. Чeнoвeчecmвo в энoxу Дpeвнeэo нupa. Oт пepвo6ытнocти к цивилизaции. Дpeвний Вocтoк. Дpeвнeгpeчecкaя цивилизaция. Дpeвний Pим. Дpeвнeйшaя иcтopия нaшeй Poдины. Дуxoвный миp дpeвниx o6щecтв. Иcтopичecкoe нacлeдиe дpeвниx цивилизaций. Пoвceднeвнaя жизнь дpeвниx нapoдoв.
Paздeн III. Mup в энoxу Cpeднeвeкoввя. Cpeднeвeкoвaя цивилизaция Eвpoпы. Визaнтия в Cpeдниe вeкa. Apa6cкий xaлифaт в Cpeдниe вeкa. Чeлoвeк в эпoxу тpaдициoннoгo o6щecтвa. Пoвceднeвнaя жизнь чeлoвeкa эпoxи Cpeднeвeкoвья. Oco6eннocти poccийcкoгo Cpeднeвeкoвья: диcкуccиoнныe пpo6лeмы. Дpeвнepуccкoe гocудapcтвo и o6щecтвo. Pуcь удeльнaя: фopмиpoвaниe paзличныx coциaльнo-пoлитичecкиx мoдeлeй paзвития дpeвнepуccкoгo o6щecтвa и гocудapcтвa. У иcтoкoв дpeвнepуccкoгo кpecтьянcтвa. Дpeвнepуccкиe гopoдa. Язычecтвo и xpиcтиaнcтвo в Дpeвнeй Pуcи. Дpeвняя Pуcь в cиcтeмe мeждунapoдныx oтнoшeний. Пoвceднeвнaя жизнь и пpeдcтaвлeния o пpиpoдe и o6щecтвe нa Pуcи. Kультуpa Pуcи IX—XV вв. Moнгoльcкaя импepия и eё нacлeдиe в миpoвoй иcтopии. Opдынcкoe влaдычecтвo нa Pуcи: диcкуccиoнныe пpo6лeмы. Oco6eннocти пpoцecca o6ъeдинeния pуccкиx зeмeль. Pуcь и Литвa: эвoлюция взaимooтнoшeний. Xapaктep Mocкoвcкoгo гocудapcтвa и o6щecтвa вo втopoй пoлoвинe ХV — нaчaлe ХVI в. Влacть и o6щecтвo пpи Ивaнe Гpoзнoм: диcкуccии иcтopикoв. Mocкoвcкoe гocудapcтвo в cиcтeмe мeждунapoдныx oтнoшeний. Cмутa в Poccии: иcтoки, этaпы, пocлeдcтвия.
Содержание курса «История России» 10 класс 42 ч.
Глава 1. Россия в годы «великих потрясений». 1914―1921 гг. 5 ч.
Российская империя в Первой мировой войне. Россия и мир накануне Первой мировой войны. Вступление России в войну. Геополитические и военно-стратегические планы командования. Боевые действия на австро-германском и Кавказском фронтах, взаимодействие с союзниками по Антанте. Брусиловский прорыв и его значение. Массовый героизм воинов. Национальные подразделения и женские батальоны в составе русской армии. Людские потери. Плен. Тяготы окопной жизни и изменения в настроениях солдат. Политизация и начало морального разложения армии. Власть, экономика и общество в условиях войны. Милитаризация экономики. Формирование военно-промышленных комитетов. Пропаганда патриотизма и восприятие войны обществом. Содействие гражданского населения армии и создание общественных организаций помощи фронту. Благотворительность. Введение государством карточной системы снабжения в городе и разверстки в деревне. Война и реформы: несбывшиеся ожидания. Нарастание экономического кризиса и смена общественных настроений: от патриотического подъёма к усталости и отчаянию от войны. Кадровая чехарда в правительстве. Взаимоотношения представительной и исполнительной ветвей власти. «Прогрессивный блок» и его программа. Распутинщина и десакрализация власти. Эхо войны на окраинах империи: восстание в Средней Азии и Казахстане. Политические партии и война: оборонцы, интернационалисты и «пораженцы». Влияние большевистской пропаганды. Возрастание роли армии в жизни общества.
Великая российская революция: Февраль 1917 года. Российская империя накануне революции. Территория и население. Объективные и субъективные причины обострения экономического и политического кризиса. Война как революционизирующий фактор. Национальные и конфессиональные проблемы. Незавершённость и противоречия модернизации. Основные социальные слои, политические партии и их лидеры накануне революции. Основные этапы и хронология революции 1917 г. Февраль ― март: восстание в Петрограде и падение монархии. Конец российской империи. Реакция за рубежом. Отклики внутри страны: Москва, периферия, фронт, национальные регионы. Революционная эйфория. Формирование Временного правительства и программа его деятельности. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Весна ― лето: «зыбкое равновесие» политических сил при росте влияния большевиков во главе с В. И. Лениным. Июльский кризис и конец «двоевластия». Православная Церковь. Всероссийский Поместный Собор и восстановление патриаршества.
Великая российская революция: Октябрь 1917 года. Выступление Корнилова против Временного правительства. 1 сентября 1917 г.: провозглашение России республикой. 25 октября (7 ноября по новому стилю): свержение Временного правительства и взятие власти большевиками («октябрьская революция»). Создание коалиционного правительства большевиков и левых эсеров. В. И. Ленин как политический деятель.
Первые революционные преобразования большевиков Диктатура пролетариата как главное условие социалистических преобразований. Первые мероприятия большевиков в политической и экономической сферах. Борьба за армию. Декрет о мире и заключение Брестского мира. Отказ новой власти от финансовых обязательств Российской империи.
Созыв и разгон Учредительного собрания. Слом старого и создание нового госаппарата. Советы как форма власти. Слабость центра и формирование «многовластия» на местах. ВЦИК Советов. Совнарком. ВЧК по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Создание Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) и территориальных совнархозов. Первая Конституция России 1918 г.
Гражданская война и её последствия Установление советской власти в центре и на местах осенью 1917 ― весной 1918 гг.: Центр, Украина, Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток, Северный Кавказ и Закавказье, Средняя Азия. Начало формирования основных очагов сопротивления большевикам. Ситуация на Дону. Позиция Украинской Центральной рады. Восстание чехословацкого корпуса. Гражданская война как общенациональная катастрофа. Человеческие потери. Причины, этапы и основные события Гражданской войны. Военная интервенция. Палитра антибольшевистских сил: их характеристика и взаимоотношения. Идеология Белого движения. Комуч, Директория, правительства А. В. Колчака, А. И. Деникина и П. Н. Врангеля. Положение населения на территориях антибольшевистских сил. Повстанчество в Гражданской войне. Будни села: «красные» продотряды и «белые» реквизиции. Политика «военного коммунизма». Продразвёрстка, принудительная трудовая повинность, сокращение роли денежных расчётов и административное распределение товаров и услуг. «Главкизм». Разработка плана ГОЭЛРО. Создание регулярной Красной Армии. Использование военспецов. Выступление левых эсеров. Террор «красный» и «белый» и его масштабы. Убийство царской семьи. Ущемление прав Советов в пользу чрезвычайных органов ― ЧК, комбедов и ревкомов. Особенности Гражданской войны на Украине, в Закавказье и Средней Азии, в Сибири и на Дальнем Востоке. Польско-советская война. Поражение армии Врангеля в Крыму. Причины победы Красной Армии в Гражданской войне. Вопрос о земле. Национальный фактор в Гражданской войне. Декларация прав народов России и её значение. Эмиграция и формирование Русского зарубежья. Последние отголоски Гражданской войны в регионах в конце 1921―1922 гг.
Идеология и культура периода Гражданской войны и «военного коммунизма»
«Несвоевременные мысли» М. Горького. Создание Государственной комиссии по просвещению и Пролеткульта. Наглядная агитация и массовая пропаганда коммунистических идей. «Окна сатиры РОСТА». План монументальной пропаганды. Национализация театров и кинематографа. Издание «Народной библиотеки». Пролетаризация вузов, организация рабфаков. Антирелигиозная пропаганда и секуляризация жизни общества. Ликвидация сословных привилегий. Законодательное закрепление равноправия полов. Повседневная жизнь и общественные настроения. Городской быт: бесплатный транспорт, товары по карточкам, субботники и трудовые мобилизации. Деятельность Трудовых армий. Комитеты бедноты и рост социальной напряжённости в деревне. Кустарные промыслы как средство выживания. Голод, «чёрный рынок» и спекуляция. Проблема массовой детской беспризорности. Влияние военной обстановки на психологию населения.
Наш край в годы революции и гражданской войны.
Глава II. Советский Союз в 1920―1930-е гг. 10 ч.
СССР в годы нэпа. 1921―1928 гг. Катастрофические последствия Первой мировой и Гражданской войн. Демографическая ситуация в начале 1920-х гг. Экономическая разруха. Голод 1921―1922 г. и его преодоление. Реквизиция церковного имущества, сопротивление верующих и преследование священнослужителей. Крестьянские восстания в Сибири, на Тамбовщине, в Поволжье и др. Кронштадтское восстание. Отказ большевиков от «военного коммунизма» и переход к новой экономической политике (нэп). Использование рыночных механизмов и товарно-денежных отношений для улучшения экономической ситуации. Замена продразвёрстки в деревне единым продналогом. Иностранные концессии. Стимулирование кооперации. Финансовая реформа 1922―1924 гг. Создание Госплана и разработка годовых и пятилетних планов развития народного хозяйства. Попытки внедрения научной организации труда (НОТ) на производстве. Учреждение в СССР звания «Герой Труда» (1927 г., с 1938 г. ― Герой социалистического труда). Предпосылки и значение образования СССР. Принятие Конституции СССР 1924 г. Ситуация в Закавказье и Средней Азии. Создание новых национальных образований в 1920-е гг. Политика «коренизации» и борьба по вопросу о национальном строительстве. Административно-территориальные реформы 1920х гг. Ликвидация небольшевистских партий и установление в СССР однопартийной политической системы. Смерть В. И. Ленина и борьба за власть. В. И. Ленин в оценках современников и историков. Ситуация в партии и возрастание роли партийного аппарата. Роль И. В. Сталина в создании номенклатуры. Ликвидация оппозиции внутри ВКП (б) к концу 1920-х гг. Социальная политика большевиков. Положение рабочих и крестьян. Эмансипация женщин. Молодежная политика. Социальные «лифты». Становление системы здравоохранения. Охрана материнства и детства. Борьба с беспризорностью и преступностью. Организация детского досуга. Меры по сокращению безработицы. Положение бывших представителей «эксплуататорских классов». Лишенцы. Деревенский социум: кулаки, середняки и бедняки. Сельскохозяйственные коммуны, артели и ТОЗы. Отходничество. Сдача земли в аренду.
Советский Союз в 1929―1941 гг. «Великий перелом». Перестройка экономики на основе командного администрирования. Форсированная индустриализация: региональная и национальная специфика. Создание рабочих и инженерных кадров. Социалистическое соревнование. Ударники и стахановцы. Ликвидация частной торговли и предпринимательства. Кризис снабжения и введение карточной системы. Коллективизация сельского хозяйства и ее трагические последствия. «Раскулачивание». Сопротивление крестьян. Становление колхозного строя. Создание МТС. Национальные и региональные особенности коллективизации. Голод в СССР в 1932―1933 гг. как следствие коллективизации. Крупнейшие стройки первых пятилеток в центре и национальных республиках. Днепрострой, Горьковский автозавод. Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Турксиб. Строительство московского метрополитена. Создание новых отраслей промышленности. Иностранные специалисты и технологии на стройках СССР. Милитаризация народного хозяйства, ускоренное развитие военной промышленности. Результаты, цена и издержки модернизации. Превращение СССР в аграрно-индустриальную державу. Ликвидация безработицы. Успехи и противоречия урбанизации. Утверждение «культа личности» Сталина. Малые «культы» представителей советской элиты и региональных руководителей. Партийные органы как инструмент сталинской политики. Органы госбезопасности и их роль в поддержании диктатуры. Ужесточение цензуры. Издание «Краткого курса» истории ВКП(б) и усиление идеологического контроля над обществом. Введение паспортной системы. Массовые политические репрессии 1937―1938 гг. «Национальные операции» НКВД. Результаты репрессий на уровне регионов и национальных республик. Репрессии против священнослужителей. ГУЛАГ: социально-политические и национальные характеристики его контингента. Роль принудительного труда в осуществлении индустриализации и в освоении труднодоступных территорий. Советская социальная и национальная политика 1930-х гг. Пропаганда и реальные достижения. Конституция СССР 1936 г. Культурное пространство советского общества в 1920―1930-е гг. Повседневная жизнь и общественные настроения в годы нэпа. Повышение общего уровня жизни. Нэпманы и отношение к ним в обществе. «Коммунистическое чванство». Падение трудовой дисциплины. Разрушение традиционной морали. Отношение к семье, браку, воспитанию детей. Советские обряды и праздники. Наступление на религию. «Союз воинствующих безбожников». Обновленческое движение в церкви. Положение нехристианских конфессий. Культура периода нэпа. Пролеткульт и нэпманская культура. Борьба с безграмотностью. Сельские избы-читальни. Основные направления в литературе (футуризм) и архитектуре (конструктивизм). Достижения в области киноискусства. Культурная революция и её особенности в национальных регионах. Советский авангард. Создание национальной письменности и смена алфавитов. Деятельность Наркомпроса. Рабфаки. Культура и идеология. Академия наук и Коммунистическая академия, Институты красной профессуры. Создание «нового человека». Пропаганда коллективистских ценностей. Воспитание интернационализма и советского патриотизма. Общественный энтузиазм периода первых пятилеток. Рабселькоры. Развитие спорта. Освоение Арктики. Рекорды летчиков. Эпопея «челюскинцев». Престижность военной профессии и научно- инженерного труда. Учреждение звания Герой Советского Союза (1934 г.) и первые награждения. Культурная революция. От обязательного начального образования ― к массовой средней школе. Установление жесткого государственного контроля над сферой литературы и искусства. Создание творческих союзов и их роль в пропаганде советской культуры. Социалистический реализм как художественный метод. Литература и кинематограф 1930-х гг. Культура русского зарубежья. Наука в 1930-е гг. Академия наук СССР. Создание новых научных центров: ВАСХНИЛ, ФИАН, РНИИ и др. Выдающиеся учёные и конструкторы гражданской и военной техники. Формирование национальной интеллигенции. Общественные настроения. Повседневность 1930-х гг. Снижение уровня доходов населения по сравнению с периодом нэпа. Потребление и рынок. Деньги, карточки и очереди. Из деревни в город: последствия вынужденного переселения и миграции населения. Жилищная проблема. Условия труда и быта на стройках пятилеток. Коллективные формы быта. Возвращение к «традиционным ценностям» в середине 1930-х гг. Досуг в городе. Парки культуры и отдыха. ВСХВ в Москве. Образцовые универмаги. Пионерия и комсомол. Военно-спортивные организации. Материнство и детство в СССР. Жизнь в деревне. Трудодни. Единоличники. Личные подсобные хозяйства колхозников.
Внешняя политика СССР в 1920―1930-е гг. Внешняя политика: от курса на мировую революцию к концепции «построения социализма в одной стране». Деятельность Коминтерна как инструмента мировой революции. Проблема «царских долгов». Договор в Рапалло. Выход СССР из международной изоляции. «Военная тревога» 1927 г. Вступление СССР в Лигу Наций. Возрастание угрозы мировой войны. Попытки организовать систему коллективной безопасности в Европе. Советские добровольцы в Испании и в Китае. Вооруженные конфликты на озере Хасан, реке Халхин-Гол и ситуация на Дальнем Востоке в конце 1930-х гг. СССР накануне Великой Отечественной войны. Форсирование военного производства и освоения новой техники. Ужесточение трудового законодательства. Нарастание негативных тенденций в экономике. Мюнхенский договор 1938 г. и угроза международной изоляции СССР. Заключение договора о ненападении между СССР и Германией в 1939 г. Включение в состав СССР Латвии, Литвы и Эстонии; Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии. Катынская трагедия. «Зимняя война» с Финляндией.
Наш край в 1920―1930-е гг.
Глава III. Великая Отечественная война. 1941―1945 гг. 6 ч.
Первый период войны (июнь 1941 ― осень 1942 гг.). Вторжение. План «Барбаросса». Соотношение сил сторон на 22 июня 1941 г. Вторжение Германии и её сателлитов на территорию СССР. Брестская крепость. Массовый героизм воинов ― всех народов СССР. Причины поражений Красной Армии на начальном этапе войны. Чрезвычайные меры руководства страны, образование Государственного комитета обороны. И. В. Сталин ― Верховный главнокомандующий. Роль партии в мобилизации сил на отпор врагу. Создание дивизий народного ополчения. Смоленское сражение. Наступление советских войск под Ельней. Начало блокады Ленинграда. Оборона Одессы и Севастополя. Срыв гитлеровских планов «молниеносной войны». Битва за Москву. Наступление гитлеровских войск: Москва на осадном положении. Парад 7 ноября на Красной площади. Переход в контрнаступление и разгром немецкой группировки под Москвой. Наступательные операции Красной Армии зимой-весной 1942 г. Неудача Ржевско-Вяземской операции. Битва за Воронеж. Итоги Московской битвы. Блокада Ленинграда. Героизм и трагедия гражданского населения. Эвакуация ленинградцев. «Дорога жизни». Перестройка экономики на военный лад. Эвакуация предприятий, населения и ресурсов. Введение норм военной дисциплины на производстве и транспорте. Нацистский оккупационный режим. «Генеральный план Ост». Массовые преступления гитлеровцев против советских граждан. Лагеря уничтожения. Холокост. Этнические чистки на оккупированной территории СССР. Нацистский плен. Уничтожение военнопленных и медицинские эксперименты над заключенными. Угон советских людей в Германию. Разграбление и уничтожение культурных ценностей. Начало массового сопротивления врагу. Восстания в нацистских лагерях. Развёртывание партизанского движения. Коренной перелом в ходе войны (осень 1942 ― 1943 гг.). Сталинградская битва. Германское наступление весной-летом 1942 г. Поражение советских войск в Крыму. Битва за Кавказ. Оборона Сталинграда. «Дом Павлова». Окружение неприятельской группировки под Сталинградом и наступление на Ржевском направлении. Разгром окруженных под Сталинградом гитлеровцев. Итоги и значение победы Красной Армии под Сталинградом. Битва на Курской дуге. Соотношение сил. Провал немецкого наступления. Танковые сражения под Прохоровкой и Обоянью. Переход советских войск в наступление. Итоги и значение Курской битвы. Битва за Днепр. Освобождение Левобережной Украины и форсирование Днепра. Освобождение Киева. Итоги наступления Красной армии летом-осенью 1943 г. Прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г. Значение героического сопротивления Ленинграда. Развертывание массового партизанского движения. Антифашистское подполье в крупных городах. Значение партизанской и подпольной борьбы для победы над врагом. Сотрудничество с врагом: формы, причины, масштабы. Создание гитлеровцами воинских формирований из советских военнопленных. Генерал Власов и Русская освободительная армия. Судебные процессы на территории СССР над военными преступниками и пособниками оккупантам в 1943―1946 гг. Человек и война: единство фронта и тыла. «Всё для фронта, всё для победы!». Трудовой подвиг народа. Роль женщин и подростков в промышленном и сельскохозяйственном производстве. Самоотверженный труд учёных. Помощь населения фронту. Добровольные взносы в фонд обороны. Помощь эвакуированным. Повседневность военного времени. Фронтовая повседневность. Боевое братство. Женщины на войне. Письма с фронта и на фронт. Повседневность в советском тылу. Военная дисциплина на производстве. Карточная система и нормы снабжения в городах. Положение в деревне. Стратегии выживания в городе и на селе. Государственные меры и общественные инициативы по спасению детей. Создание Суворовских и Нахимовских училищ. Культурное пространство войны. Песня «Священная война» ― призыв к сопротивлению врагу. Советские писатели, композиторы, художники, ученые в условиях войны. Фронтовые корреспонденты. Выступления фронтовых концертных бригад. Песенное творчество и фольклор. Кино военных лет. Государство и церковь в годы войны. Избрание на патриарший престол митрополита Сергия (Страгородского) в 1943 г. Патриотическое служение представителей религиозных конфессий. Культурные и научные связи с союзниками. СССР и союзники. Проблема второго фронта. Ленд-лиз. Тегеранская конференция 1943 г. Французский авиационный полк «Нормандия-Неман», а также польские и чехословацкие воинские части на советско-германском фронте. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны (1944 ― сентябрь 1945 гг.). Завершение освобождения территории СССР. Освобождение правобережной Украины и Крыма. Наступление советских войск в Белоруссии и Прибалтике. Боевые действия в Восточной и Центральной Европе и освободительная миссия Красной Армии. Боевое содружество советской армии и войск стран антигитлеровской коалиции. Встреча на Эльбе. Битва за Берлин и окончание войны в Европе. Висло-Одерская операция. Битва за Берлин. Капитуляция Германии. Репатриация советских граждан в ходе войны и после её окончания. Война и общество. Военно-экономическое превосходство СССР над Германией в 1944―1945 гг. Восстановление хозяйства в освобождённых районах. Начало советского «Атомного проекта». Реэвакуация и нормализация повседневной жизни. ГУЛАГ. Депортации «репрессированных народов». Взаимоотношения государства и церкви. Поместный собор 1945 г. Антигитлеровская коалиция. Открытие Второго фронта в Европе. Ялтинская конференция 1945 г.: основные решения и дискуссии. Обязательство Советского Союза выступить против Японии. Потсдамская конференция. Судьба послевоенной Германии. Политика денацификации, демилитаризации, демонополизации, демократизации (четыре «Д»). Решение проблемы репараций. Советско-японская война 1945 г. Разгром Квантунской армии. Боевые действия в Маньчжурии, на Сахалине и Курильских островах. Освобождение Курил. Ядерные бомбардировки японских городов американской авиацией и их последствия. Создание ООН. Конференция в Сан-Франциско в июне 1945 г. Устав ООН. Истоки «холодной войны». Нюрнбергский и Токийский судебные процессы. Осуждение главных военных преступников.
Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны. Решающий вклад СССР в победу антигитлеровской коалиции. Людские и материальные потери. Изменения политической карты Европы.
Изменения, внесенные в рабочую программу 10 класса
Распределение часов по разделам программы по истории для 10 кл.
Содержание разделов, тем | Количество часов по авторской программе | Количество часов по рабочей программе педагога |
Россия в мире Тема 1. Введение в историю | 5 | 5 |
Тема 2. Человечество в эпоху Древнего мира | 8 | 8 |
Тема 3. Человечество в эпоху Средневековья | 24 | 15 |
Итого | 37 | 28 |
История России Тема 1. Введение. Мир накануне и в годы Первой мировой войны | 5 | 10 |
Тема 2. Межвоенный период. 1918-1938 гг. | 14 | 18 |
Тема 3. Вторая мировая война. | 5 | 14 |
Итого | 24 | 42 |
Всего за 10 кл. история | 61 | 70 |
Содержание курса «Россия в мире» 2 часть. 11 класс
Paздeн IV. Mup в Нoвoe вpeня (XVI—XVIII вв.). Mиp нaкaнунe eвpoпeйcкoй экcпaнcии. Эпoxa Вoзpoждeния и eё влияниe нa миpoвую культуpу. Paннee Нoвoe вpeмя: oт тpaдициoннoгo o6щecтвa к o6щecтву индуcтpиaльнoму. Poccия: oco6eннocти пepexoдa к Нoвoму вpeмeни. Poccия: oco6eннocти coциaльнo-экoнoмичecкoгo paзвития в ХVII—ХVIII вв. Eвpoпeйcкиe гocудapcтвa в ХVI—ХVIII вв. Фeнoмeн poccийcкoгo caмoдepжaвия. Oco6eннocти coциaльныx движeний в Poccии в ХVII в. Цepкoвь, o6щecтвo, гocудapcтвo в Poccии. Kультуpa Poccии ХVI—ХVII вв. Пoвceднeвнaя жизнь и o6щecтвeнныe идeaлы дoпeтpoвcкoй Poccии (XVI—ХVII вв.). Poccия и Зaпaд в ХVII в.: пpo6лeмa взaимoвлияния. Пeтpoвcкaя мoдepнизaция Poccии: вeктop paзвития, итoги, пocлeдcтвия. Внeшниe вызoвы и иx влияниe нa coциaльнo-экoнoмичecкoe paзвитиe Poccии в ХVIII в. Влacть и poccийcкoe o6щecтвo в 1725—1800 гг. Coциaльныe движeния в Poccии в БVIII в.: иcтoки, cущнocть, пocлeдcтвия. Poccия — вeликaя eвpoпeйcкaя дepжaвa. Ocнoвныe нaпpaвлeния и oco6eннocти paзвития eвpoпeйcкoй и миpoвoй культуpы в Нoвoe вpeмя. Kультуpa Poccии БVIII в.
Paздeн V. Mup в Нoвoe вpeня (кoнeц XVIII — нaчaнo XX в.). Пpoмышлeннaя peвoлюция и фopмиpoвaниe индуcтpиaльнoгo o6щecтвa в Eвpoпe вo втopoй пoлoвинe ХVIII—ХIХ в. Peвoлюции и иx мecтo в иcтopичecкoм пpoцecce втopoй пoлoвины ХVIII—XIX в. Poждeниe coвpeмeнныx идeoлoгий. Диcкуccии o нaчaлe cтaнoвлeния индуcтpиaльнoгo o6щecтвa в Poccии. Poccийcкиe peфopмы в ХIХ в.: пpичины, цeли, пpoтивopeчия. Poccийcкaя влacть и o6щecтвo: пoиcк oптимaльнoй мoдeли o6щecтвeннoгo paзвития. Нaциoнaльный вoпpoc и нaциoнaльнaя пoлитикa в Eвpoпe и в Poccии в БIБ в. Чeлoвeк в эпoxу cтaнoвлeния и paзвития индуcтpиaльнoгo o6щecтвa. Poccия и миp в нaчaлe XX в. Mиpoвaя культуpa ХIХ в. Kультуpa Poccии ХIХ в.
Содержание курса «История России» 11 класс
Глава 4. СССР в 1945-1991гг. 16 ч.
Апогей и кризис советской системы. 1945―1991 гг. «Поздний сталинизм» (1945―1953 гг.) Влияние последствий войны на советскую систему и общество. Послевоенные ожидания и настроения. Представления власти и народа о послевоенном развитии страны. Эйфория Победы. Разруха. Обострение жилищной проблемы. Демобилизация армии. Социальная адаптация фронтовиков. Положение семей «пропавших без вести» фронтовиков. Репатриация. Рост беспризорности и решение проблем послевоенного детства. Рост преступности. Ресурсы и приоритеты восстановления. Демилитаризация экономики и переориентация на выпуск гражданской продукции. Восстановление индустриального потенциала страны. Сельское хозяйство и положение деревни. Помощь не затронутых войной национальных республик в восстановлении западных регионов СССР. Репарации, их размеры и значение для экономики. Советский «атомный проект», его успехи и его значение. Начало гонки вооружений. Положение на послевоенном потребительском рынке. Колхозный рынок. Государственная и коммерческая торговля. Голод 1946―1947 гг. Денежная реформа и отмена карточной системы (1947 г.). Сталин и его окружение. Ужесточение административно-командной системы. Соперничество в верхних эшелонах власти. Усиление идеологического контроля. Послевоенные репрессии. «Ленинградское дело». Борьба с «космополитизмом». «Дело врачей». Дело Еврейского антифашистского комитета. Т. Лысенко и «лысенковщина». Сохранение на период восстановления разрушенного хозяйства трудового законодательства военного времени. Союзный центр и национальные регионы: проблемы взаимоотношений. Положение в «старых» и «новых» республиках. Рост влияния СССР на международной арене. Первые шаги ООН. Начало «холодной войны». «Доктрина Трумэна» и «План Маршалла». Формирование биполярного мира. Советизация Восточной и Центральной Европы. Взаимоотношения со странами «народной демократии». Создание Совета экономической взаимопомощи. Конфликт с Югославией. Коминформбюро. Организация Североатлантического договора (НАТО). Создание Организации Варшавского договора. Война в Корее. И. В. Сталин в оценках современников и историков.
«Оттепель»: середина 1950-х ― первая половина 1960-х гг. Смена политического курса. Смерть Сталина и настроения в обществе. Борьба за власть в советском руководстве. Переход политического лидерства к Н. С. Хрущёву. Первые признаки наступления «оттепели» в политике, экономике, культурной сфере. Начало критики сталинизма. XX съезд КПСС и разоблачение «культа личности» Сталина. Реакция на доклад Хрущёва в стране и мире. Частичная десталинизация: содержание и противоречия. Внутрипартийная демократизация. Начало реабилитации жертв массовых политических репрессий и смягчение политической цензуры. Возвращение депортированных народов. Особенности национальной политики. Попытка отстранения Н. С. Хрущёва от власти в 1957 г. «Антипартийная группа». Утверждение единоличной власти Хрущёва.
Культурное пространство и повседневная жизнь. Изменение общественной атмосферы. «Шестидесятники». Литература, кинематограф, театр, живопись: новые тенденции. Поэтические вечера в Политехническом музее. Образование и наука. Приоткрытие «железного занавеса». Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 г. Популярные формы досуга. Развитие внутреннего и международного туризма. Начало Московских кинофестивалей. Роль телевидения в жизни общества. Легитимация моды и попытки создания «советской моды». Неофициальная культура. Неформальные формы общественной жизни: «кафе» и «кухни». Стиляги. Хрущёв и интеллигенция. Антирелигиозные кампании. Гонения на церковь. Диссиденты. Самиздат и «тамиздат».
Социально-экономическое развитие. Экономическое развитие СССР. «Догнать и перегнать Америку». Попытки решения продовольственной проблемы. Освоение целинных земель. Научно-техническая революция в СССР. Перемены в научно-технической политике. Военный и гражданский секторы экономики. Создание ракетно-ядерного щита. Начало освоения космоса. Запуск первого спутника Земли. Исторические полёты Ю. А. Гагарина и первой в мире женщины-космонавта В. В. Терешковой. Первые советские ЭВМ. Появление гражданской реактивной авиации. Влияние НТР на перемены в повседневной жизни людей. Реформы в промышленности. Переход от отраслевой системы управления к совнархозам. Расширение прав союзных республик. Изменения в социальной и профессиональной структуре советского общества к началу 1960-х гг. Преобладание горожан над сельским населением. Положение и проблемы рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции. Востребованность научного и инженерного труда. Расширение системы ведомственных НИИ. ХХII Съезд КПСС и программа построения коммунизма в СССР. Воспитание «нового человека». Бригады коммунистического труда. Общественные формы управления. Социальные программы. Реформа системы образования. Движение к «государству благосостояния»: мировой тренд и специфика советского «социального государства». Общественные фонды потребления. Пенсионная реформа. Массовое жилищное строительство. «Хрущёвки». Рост доходов населения и дефицит товаров народного потребления. Внешняя политика. Новый курс советской внешней политики: от конфронтации к диалогу. Поиски нового международного имиджа страны. СССР и страны Запада. Международные военно-политические кризисы, позиция СССР и стратегия ядерного сдерживания (Суэцкий кризис 1956 г., Берлинский кризис 1961 г., Карибский кризис 1962 г.). СССР и мировая социалистическая система. Венгерские события 1956 г. Распад колониальных систем и борьба за влияние в «третьем мире». Конец «оттепели». Нарастание негативных тенденций в обществе. Кризис доверия власти. Новочеркасские события. Смещение Н. С. Хрущёва и приход к власти Л. И. Брежнева. Оценка Хрущёва и его реформ современниками и историками.
Наш край в 1953―1964 гг.
Политика «перестройки». Распад СССР (1985―1991 гг.) Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейно-политических сферах. Резкое падение мировых цен на нефть и его негативные последствия для советской экономики. М. С. Горбачёв и его окружение: курс на реформы. Антиалкогольная кампания 1985 г. и её противоречивые результаты. Чернобыльская трагедия. Реформы в экономике, в политической и государственной сферах. Законы о госпредприятии и об индивидуальной трудовой деятельности. Появление коммерческих банков. Принятие закона о приватизации государственных предприятий. Гласность и плюрализм мнений. Политизация жизни и подъём гражданской активности населения. Массовые митинги, собрания. Либерализация цензуры. Общественные настроения и дискуссии в обществе. Отказ от догматизма в идеологии. Концепция социализма «с человеческим лицом». Вторая волна десталинизации. История страны как фактор политической жизни. Отношение к войне в Афганистане. Неформальные политические объединения. «Новое мышление» Горбачёва. Отказ от идеологической конфронтации двух систем и провозглашение руководством СССР приоритета общечеловеческих ценностей над классовым подходом. Изменения в советской внешней политике. Односторонние уступки Западу. Роспуск СЭВ и организации Варшавского договора. Объединение Германии. Начало вывода советских войск из Центральной и Восточной Европы. Завершение «холодной войны». Отношение к М. С. Горбачёву и его внешнеполитическим инициативам внутри СССР и в мире. Демократизация советской политической системы. XIX конференция КПСС и её решения. Альтернативные выборы народных депутатов. Съезды народных депутатов ― высший орган государственной власти. Первый съезд народных депутатов СССР и его значение. Образование оппозиционной Межрегиональной депутатской группы. Демократы «первой волны», их лидеры и программы. Раскол в КПСС и создание Компартии РСФСР. Подъём национальных движений, нагнетание националистических и сепаратистских настроений. Проблема Нагорного Карабаха и попытки её решения руководством СССР. Обострение межнационального противостояния: Закавказье, Прибалтика, Украина, Молдавия. Позиция республиканских лидеров и национальных элит. Последний этап «перестройки»: 1990―1991 гг. Отмена 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС. Становление многопартийности. Кризис в КПСС и создание Коммунистической партии РСФСР. Первый съезд народных депутатов РСФСР и его решения. Превращение Б. Н. Ельцина в единого лидера демократических сил. Противостояние союзной (Горбачёв) и российской (Ельцин) власти. Введение поста президента и избрание М.С. Горбачева Президентом СССР. Избрание Б. Н. Ельцина президентом РСФСР. Учреждение в РСФСР Конституционного суда и складывание системы разделения властей. Дестабилизирующая роль «войны законов» (союзного и республиканского законодательства). Углубление политического кризиса. Усиление центробежных тенденций и угрозы распада СССР. Провозглашение независимости Литвой, Эстонией и Латвией. Ситуация на Северном Кавказе. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Дискуссии о путях обновлении Союза ССР. План «автономизации» ― предоставления автономиям статуса союзных республик. Ново-Огаревский процесс и попытки подписания нового Союзного договора. «Парад суверенитетов». Референдум о сохранении СССР и введении поста Президента РСФСР. Превращение экономического кризиса в стране в ведущий политический фактор. Нарастание разбалансированности в экономике. Государственный и коммерческий секторы. Конверсия оборонных предприятий. Введение карточной системы снабжения. Реалии 1991 г.: конфискационная денежная реформа, трёхкратное повышение государственных цен, пустые полки магазинов и усталость населения от усугубляющихся проблем на потребительском рынке. Принятие принципиального решения об отказе от планово-директивной экономики и переходе к рынку. Разработка союзным и российским руководством программ перехода к рыночной экономике. Радикализация общественных настроений. Забастовочное движение. Новый этап в государственно-конфессиональных отношениях. Августовский политический кризис 1991 г. Планы ГКЧП и защитники Белого дома. Победа Ельцина. Ослабление союзной власти и влияния Горбачёва. Распад КПСС. Ликвидация союзного правительства и центральных органов управления, включая КГБ СССР. Референдум о независимости Украины. Оформление фактического распада СССР и создание СНГ (Беловежское и Алма-Атинские соглашения). Реакция мирового сообщества на распад СССР. Решение проблемы советского ядерного оружия. Россия как преемник СССР на международной арене. Горбачёв, Ельцин и «перестройка» в общественном сознании. М. С. Горбачёв в оценках современников и историков.
Наш край в 1985―1991 гг.
Глава V.Российская Федерация. 5 ч.
Становление новой России (1992―1999 гг.) Б. Н. Ельцин и его окружение. Общественная поддержка курса реформ. Взаимодействие ветвей власти на первом этапе преобразований. Предоставление Б. Н. Ельцину дополнительных полномочий для успешного проведения реформ. Правительство реформаторов во главе с Е. Т. Гайдаром. Начало радикальных экономических преобразований. Либерализация цен. «Шоковая терапия». Ваучерная приватизация. Долларизация экономики. Гиперинфляция, рост цен и падение жизненного уровня населения. Безработица. «Чёрный» рынок и криминализация жизни. Рост недовольства граждан первыми результатами экономических реформ. Особенности осуществления реформ в регионах России. От сотрудничества к противостоянию исполнительной и законодательной власти в 1992―1993 гг. Решение Конституционного суда РФ по «делу КПСС». Нарастание политико-конституционного кризиса в условиях ухудшения экономической ситуации. Апрельский референдум 1993 г. ― попытка правового разрешения политического кризиса. Указ Б. Н. Ельцина № 1400 и его оценка Конституционным судом. Возможность мирного выхода из политического кризиса. «Нулевой вариант». Позиция регионов. Посреднические усилия Русской православной церкви. Трагические события осени 1993 г. в Москве. Обстрел Белого дома. Последующее решение об амнистии участников октябрьских событий 1993 г. Всенародное голосование (плебисцит) по проекту Конституции России 1993 года. Ликвидация Советов и создание новой системы государственного устройства. Принятие Конституции России 1993 г. и её значение. Полномочия Президента как главы государства и гаранта Конституции. Становление российского парламентаризма. Разделение властей. Проблемы построения федеративного государства. Утверждение государственной символики. Итоги радикальных преобразований 1992―1993 гг. Обострение межнациональных и межконфессиональных отношений в 1990-е гг. Подписание Федеративного договора (1992) и отдельных соглашений центра с республиками. Договор с Татарстаном как способ восстановления федеративных отношений с республикой и восстановления территориальной целостности страны. Взаимоотношения Центра и субъектов Федерации. Опасность исламского фундаментализма. Восстановление конституционного порядка в Чеченской Республике. Корректировка курса реформ и попытки стабилизации экономики. Роль иностранных займов. Проблема сбора налогов и стимулирования инвестиций. Тенденции деиндустриализации и увеличения зависимости экономики от мировых цен на энергоносители. Сегментация экономики на производственный и энергетический секторы. Положение крупного бизнеса и мелкого предпринимательства. Ситуация в российском сельском хозяйстве и увеличение зависимости от экспорта продовольствия. Финансовые пирамиды и залоговые аукционы. Вывод денежных активов из страны. Дефолт 1998 г. и его последствия. Повседневная жизнь и общественные настроения россиян в условиях реформ. Общественные настроения в зеркале социологических формирования гражданского общества. Свобода СМИ. Свобода предпринимательской деятельности. Возможность выезда за рубеж. Безработица и деятельность профсоюзов. Кризис образования и науки. Социальная поляризация общества и смена ценностных ориентиров. Безработица и детская беспризорность. «Новые русские» и их образ жизни. Решение проблем социально-незащищенных слоёв. Проблемы русскоязычного населения в бывших республиках СССР. Новые приоритеты внешней политики. Мировое признание новой России суверенным государством. Россия ― правопреемник СССР на международной арене. Значение сохранения Россией статуса ядерной державы. Взаимоотношения с США и странами Запада. Подписание Договора СНВ-2 (1993). Присоединение России к «большой семёрке». Усиление антизападных настроений как результат бомбежек Югославии и расширения НАТО на Восток. Россия на постсоветском пространстве. СНГ и союз с Белоруссией. Военно-политическое сотрудничество в рамках СНГ. Восточный вектор российской внешней политики в 1990-е гг. Российская многопартийность и строительство гражданского общества. Основные политические партии и движения 1990-х гг., их лидеры и платформы. Кризис центральной власти. Президентские выборы 1996 г. Политтехнологии. «Семибанкирщина». «Олигархический» капитализм. Правительства В.С. Черномырдина и Е. М. Примакова. Обострение ситуации на Северном Кавказе. Вторжение террористических группировок с территории Чечни в Дагестан. Выборы в Государственную Думу 1999 г. Добровольная отставка Б. Н. Ельцина. Б. Н. Ельцин в оценках современников и историков.
Наш край в 1992―1999 гг.
Россия в 2000-е гг.: вызовы времени и задачи модернизации. Политические и экономические приоритеты. Первое и второе президентства В. В. Путина. Президентство Д. А. Медведева. Президентские выборы 2012 г. Избрание В. В. Путина президентом. Государственная Дума. Многопартийность. Политические партии и электорат. Федерализм и сепаратизм. Восстановление единого правового пространства страны. Разграничение властных полномочий центра и регионов. Террористическая угроза. Построение вертикали власти и гражданское общество. Стратегия развития страны. Экономическое развитие в 2000-е гг. Финансовое положение. Рыночная экономика и монополии. Экономический подъем 1999―2007 гг. и кризис 2008 г. Структура экономики, роль нефтегазового сектора и задачи инновационного развития. Сельское хозяйство. Россия в системе мировой рыночной экономики. Человек и общество в конце XX ―начале XXI вв. Новый облик российского общества после распада СССР. Социальная и профессиональная структура. Занятость и трудовая миграция. Миграционная политика. Основные принципы и направления государственной социальной политики. Реформы здравоохранения. Пенсионные реформы. Реформирование образования и науки и его результаты. Особенности развития культуры. Демографическая статистика. Снижение средней продолжительности жизни и тенденции депопуляции. Государственные программы демографического возрождения России. Разработка семейной политики и меры по поощрению рождаемости. Пропаганда спорта и здорового образа жизни. Олимпийские и параолимпийские зимние игры 2014 г. в Сочи. Повседневная жизнь. Качество, уровень жизни и размеры доходов разных слоёв населения. Общественные представления и ожидания в зеркале социологии. Постановка государством вопроса о социальной ответственности бизнеса. Модернизация бытовой сферы. Досуг. Россиянин в глобальном информационном пространстве: СМИ, компьютеризация, Интернет. Массовая автомобилизация. Внешняя политика в конце XX ― начале XXI вв. Внешнеполитический курс В. В. Путина. Постепенное восстановление лидирующих позиций России в международных отношениях. Современная концепция российской внешней политики в условиях многополярного мира. Участие в международной борьбе с терроризмом и в урегулировании локальных конфликтов. Центробежные и партнерские тенденции в СНГ. СНГ и ЕврАзЭС. Отношения с США и Евросоюзом. Вступление России в Совет Европы. Деятельность «большой двадцатки». Переговоры о вступлении в ВТО. Дальневосточное и другие направления политики России.
Культура и наука России в конце XX ― начале XXI вв. Повышение общественной роли СМИ как «четвертой власти». Коммерциализация культуры. Ведущие тенденции в развитии образования и науки. Система платного образования. Сокращение финансирования науки, падение престижа научного труда. «Утечка мозгов» за рубеж. Основные достижения российских ученых и невостребованность результатов их открытий. Религиозные конфессии и повышение их роли в жизни страны. Предоставление церкви налоговых льгот. Передача государством зданий и предметов культа для религиозных нужд. Особенности развития современной художественной культуры: литературы, киноискусства, театра, изобразительного искусства. Процессы глобализации и массовая культура.
Изменения, внесенные в рабочую программу 11 класса
Распределение часов по разделам программы по истории для 11 кл.
Содержание разделов, тем | Количество часов по авторской программе | Количество часов по рабочей программе педагога |
Россия в мире Тема 4. Mup в Нoвoe вpeня (XVI—XVIII вв.). | 20 | 20 |
Тема 5. Mup в Нoвoe вpeня (кoнeц XVIII — нaчaнo XX в.). | 11 | 8 |
Итого | 31 | 28 |
Всего по курсу России в мире 10-11 кл. | 68 | 56 |
История России Тема 4. СССР в 1945—1991 гг. | 16 | 20 |
Тема 5. Российская Федерация | 5 | 20 |
Резерв | 2 | 2 |
Итого | 23 | 42 |
Всего по курсу Россия в мире 10-11 кл. | 37+31=68 | 28+28=56 |
История России 10-11 кл. | 24+23=47 | 42+42=84 |
Итого по курсу История за 10-11 класс | 56+84=140 |
Содержание воспитания в 10-11 кл. по курсу «Истории»
Для обеспечения гармоничного развития личности программой учебного предмета «История» реализуются следующие направления.
Гражданско-патриотическое:
- реализация своей идентичности, как гражданина своей страны, представителя этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- понимание своего места в движении от прошлого к настоящему и будущему;
- уважение демократических ценностей современного общества, прав и свобод человека; толерантность;
- неприятие любых форм экстремизма, фашизма, дискриминации; роль различных социальных институтов в жизни человека, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
- выдающиеся деятели науки и культуры, истории СССР, Российской Федерации;
- символы истории СССР, Российской Федерации;
- арственные праздники, историческое наследие;
- роль гражданина в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны.
Духовно-нравственное воспитание:
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, достижений и уроков исторического пути, пройденного страной, её народами;
- моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
- воспитательный потенциал изучения региональной истории, истории Российского государства;
- понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважения к культуре своего и других народов;
- моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
- способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
- основные нормы морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов ; истории СССР, Российской Федерации;
- общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории.
Ценности научного познания:
- идея преемственности исторических периодов;
- системные знания об основных этапах, процессах, ключевых событиях истории СССР, Российской Федерации, о месте своей страны во всемирной истории;
- характеристика событий общественной жизни (экономика, социальная сфера, политика и духовная культура, культуры быта) истории СССР, Российской Федерации;
- политические конфликты и значение коммуникации в межгосударственном, межличностном общении;
- социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах в период с возникновения общественных отношений (в период Новой истории, нач. периода Новейшей истории);
- определение причин и последствия исторических событий, явлений;
- применение понятийного аппарата исторического знания для систематизации исторических фактов, раскрытия общего и особенного в развитии исторических общностей;
- критический анализ и оценка информационной значимости вещественных изобразительных источников;
- изучение теоретических положений об историческом развитии на фактическом материале;
- применение знаний из других предметных областей; изучение поступков и стремления отдельных исторических деятелей совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
- представления об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории СССР, Российской Федерации (в том числе и региональной) и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
- основные навыки исследовательской деятельности;
- формирование представлений о научной картине мира; освоение общенаучных методов.
Коммуникативное:
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах на примере народов истории СССР, Российской Федерации;
- готовность к международному диалогу, взаимодействию с представителями других народов, государств.
- участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- способность к определению своей позиции и ответственному поведению; к различным версиям и оценкам событий и личностям прошлого;
- применение исторических и историко-культурных знаний в социальной практике, общественной деятельности, межкультурном общении;
- взаимодействие в ходе групповой работы, участие в дискуссии, аргументирование своей точки зрения;
- приемы преодоления конфликтов;
- социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах.
Трудовое воспитание:
- на примере истории Российского государства - ответственное отношение к учению; уважительное отношение к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде;
- отношение к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- отношение к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- изучение профессий, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; роль обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
- выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Здоровьесберегающее:
- отношение к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека (на примере истории СССР, Российской Федерации (в том числе и региональной истории), его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде;
- адаптация к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
- сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Эстетическое:
- развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России;
- отношение к культуре на примере истории СССР, Российской Федерации как к богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение.
Воспитание семейных ценностей:
- осознание значения семьи в жизни человека и общества на примере истории СССР, Российской Федерации, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- воспитание семейных ценностей: отношение к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- роль семьи в социализации личности в истории Российского государства.
Правовое:
- отношение граждан к обязанностям и правам на примере истории СССР, Российской Федерации;
- интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
- участие граждан в правосудии;
- особенности правоотношений на примере истории СССР, Российской Федерации;
- соблюдение на уроке общепринятых норм поведения, правил общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками);
- поведение и поступки, людей с позиции нравственных и правовых норм; неприятие асоциальных поступков и противоправных действий; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Экологическое воспитание:
- на примере истории СССР, Российской Федерации готовность к художественно-эстетическому отражению природы;
- уровень экологической культуры, соответствующей каждому периоду истории;
- отношение к природе в культуре народов стран Запада и Востока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по обществознанию 8 класс профиль
рабочая программ по обществознанию, 8 класс, профильный уровень 68 ч. Л.Н. Боголюбов...
рабочая программа по обществознанию 9 класс профиль
рабочая прогамма по обществознанию 9 класс 68 ч. Л.Н. Боголюбов...
рабочая программа по обществознанию 10 класс профиль
рабочая программа по обществознанию, 10 класс, профильный уровень, 102 часа, 3 часа в неделю. Л.Н. Боголюбов...
Рабочая программа по математике 10 класс (профиль)
Программа составлена по учебникам А.Г. Мордкович "Алгебра 10" и Атанасян Л.С. "Геометрия" расчитана на 210 часов по 6 часов в неделю...
Рабочая программа по математике 11 класс (профиль)
Рабочая программа рассчитана на 204 часа по 6 часов в неделю и составлена по учабникам А.Г Мордкович "Алгебра 11" и Л.А. Атанасян "Геометрия"...
Рабочая программа по информатике 10 класс (профиль, 136, Угринович)
Рабочая программа по информатике 10 класс (профиль, 136, Угринович)...
Рабочая программа элективного курса "Слагаемые выбора профиля обучения"
Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно тематическое плданирование эликтивного курса "Слагаемые выбора профиля обучения."...