Статья "Использование педагогических технологий при реализации ФГОС на уроках биологии"
статья по биологии на тему

Сальникова Татьяна Константиновна

Личный опыт использования педагогических технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл педагогические технологии21.49 КБ

Предварительный просмотр:

Сальникова Татьяна Константиновна

МКОУ Ермоловская СОШ

Использование педагогических технологий при реализации ФГОС на уроках биологии

Федеральный государственный образовательный стандарт- принципиально новый для отечественной школы документ.

Системно - деятельностный подход – методологическая основа концепции государственного стандарта общего  образования второго поколения.

Цель разработки и внедрения стандартов второго поколения – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов. Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие (Асмолов А. Г.,2009)

При организации системно-деятельного подхода на уроках биологии я использую следующие технологии:

-Технология личностно-ориентированного обучения. Данная технология позволяет сформировать такие умения, как мыслить, анализировать, используется личностный опыт ученика.

-Технология критического мышления. Эта технология  дает возможность ученикам работать с потоком информации в разных областях знаний; уметь выражать свои мысли грамотно; уметь вырабатывать собственное мнение на основе предыдущего опыта; уметь решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

-Технология разноуровневого обучения. Приемы данной технологии возможно осуществлять на всех этапах урока. При письменном опросе использую карточки и тесты различной степени сложности. Самостоятельные и проверочные работы содержат задания обязательного уровня, задания повышенного уровня сложности. Использую дифференцированное домашнее задание.

-Технология проектного обучения. Использование данной технологии позволяет ученику самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем. Работа над проектом всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся. Чаще всего тематика проектов определяется значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью использования метапредметных знаний. (Громыко Ю. В.,1996)

-Технологии проблемного обучения -  это использование таких вопросов, задач  и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой, мыслительной, творческой деятельности. Задача  или  вопрос становятся проблемными при наличии противоречия между знанием  и  незнанием, когда содержание указывает направление  поиска  и  есть  достаточно  опорных знаний для решения проблемы.

В  своей практике  использую следующие типы задач:

Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы.

Например: Лишайники нередко поселяются на стволах деревьев. Они используют дерево просто как место поселения. А вот на деревьях в больших городах лишайников не встретишь. Предложите свои гипотезы, объясняющие данное явление.

Задачи на воспроизведение имеющихся знаний.

Например: Клетки кожицы листа прозрачные, бесцветные. Какое значение в жизни растения имеет такая особенность их строения?

Предварительное домашнее задание (наблюдение), подготавливающее  к созданию и разрешению проблемной ситуации на уроке.

Например, к уроку «Видоизмененные побеги» задаю учащимся домашнее задание: «Проведите лабораторную работу в такой последовательности: разрежьте пополам огурец, яблоко, клубень картофеля, луковицу, рассмотрите их строение; выделите признаки плода и признаки побега; найдите среди рассмотренных органов побеги, назовите их признаки».

 Проблемный вопрос заложен в самих объектах изучения, учащиеся часто допускают ошибку, принимая за плоды клубень картофеля, луковицу лука и другие видоизмененные побеги. Домашнее задание подготовило создание проблемной ситуации на уроке, когда ставлю вопрос: «К каким органам относятся клубень и луковица?» Ответ учащиеся дают на основе анализа результатов домашней работы.

Задачи на определение причин того или иного изучаемого явления, на основе проделанных опытов, анализа изучаемого материала. Например: «Более трехсот лет назад ученый Ван Гельмонт поставил опыт: поместил в горшок 80 кг земли и посадил в неё ветку ивы, предварительно взвесив её. Ива росла 5 лет, не получая никакого питания, а только поливалась водой, не содержащей солей. Взвесив иву через 5 лет, ученый обнаружил, что вес ивы увеличился на 65 кг, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50 г. Почему произошло такое явление?» или

«Амёб поместили в две колбы: одну с родниковой водой, а другую с кипячёной. В одной из колб через некоторое время амёбы погибли. Как вы объясните, почему в одной из колб погибли амёбы?»

При работе я также использую различные задания, направленные на выполнение триединой цели урока: развитие интереса к предмету; изучение и понимание признаков и свойств живого, особенностей растительных организмов, закономерностей, действующих в органическом мире, понимание места и роли человека в природе.

 Для повышения мотивации к предмету, стимулирования учеников шестых классов часто предлагаю проведение домашних экспериментов, опытов. Например: выращивание плесени и ведения дневника наблюдения, проращивание семян пшеницы и фасоли, наблюдения за ростом корня и др.

 В теме «Корень»  вместо изучения параграфа «рост корня» можно провести домашний эксперимент с дальнейшим сообщением  результатов на уроке. Или опережающее задание: «Вырастить разные типы корневых систем и сообщить результаты при выполнении лабораторной работы по данной теме». Таким образом, формирую умение в устной и письменной форме представлять свои результаты

Системно-деятельностный подход в обучении позволяет вовлечь ученика в процесс активного учения. Главный принцип такого подхода состоит в практических действиях учащихся с учебным материалом. Реализация деятельностного подхода позволяет последовательно осуществлять ориентировочно-мотивационный, операционально-исполнительный, рефлексивно-оценочный этапы учебной деятельности.

Список литературы:

1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.:2009
2. Громыко Ю. В. Проектирование и программирование развития образования/ Ю. В. Громыко.-- М.: Московская академия-1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные педагогические технологии в реализации ФГОС.

Статья посвящена проблеме построения графика функции. Рассмотрены задачи на нахождения коэффициентов к и в линейной функции. Нахождение точек пересечения с осями координат....

Доклад на тему: "Использование интерактивных педагогических технологий для реализации ФГОС на уроках информатики"

Отличительной чертой современного мира является его динамичное развитие, происходящее во всех социально-значимых областях. В центре этого развития находится ребенок. Основу его учебной деятельности и ...

Педагогические технологии для реализации ФГОС.

Преподавание иностранного языка в современных условиях требует от учителя не только знания, но и активного применения различных технологий. В данной статье дано подробное описание использования технол...

Статья "Современные педагогические технологии в реализации ФГОС"

В концепции модернизации, и в новых стандартах приоритетной целью образования становится уже «не передача суммы знаний, а развитие личности» каждого ученика.В настоящее время в сфере росси...

Методическая разработка "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»...

Современные педагогические технологии в реализации ФГОС СПО

В статье рассматриваются вопросы дистанционного обучения - взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, мет...