Педагогические технологии для реализации ФГОС.
статья по английскому языку на тему

Преподавание иностранного языка в современных условиях требует от учителя не только знания, но и активного применения различных технологий. В данной статье дано подробное описание использования технологии развития критического мышления на уроках иностранного языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические технологии для реализации ФГОС.

           Современный урок английского языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учащихся концентрации внимания, напряжения сил. Постоянно повышать интерес учащихся к уроку - задача каждого педагога. Развитие изобретательных и творческих способностей ученика многократно увеличивает эффективность самого урока, создает условия для раскрытия личности учащихся.

Использование современных педагогических технологий помогает реализации важных методических задач, таких как:

-создание психологической готовности учащихся к речевому общению;

-обеспечение естественной необходимости многократного повторения учащимися языкового материала;

-тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

Современные образовательные технологии, которые используются для формирования иноязычной компетенции школьника, являются наиболее продуктивными для создания образовательной среды, которая обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Очевидно, что использование какой-то одной технологии обучения, какой бы совершенной она не была, не создаёт максимально эффективных условий для раскрытия и развития способностей учащихся и творческого поиска учителя.

Государственный стандарт по иностранному языку определил цели общего образования на современном этапе, направленные  не только на  создание условий для освоения учащимися определённой суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей. ,,  Общеобразовательная школа призвана формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, представляющие современное качество образования по иностранному языку: коммуникативную, языковую, социокультурную, компенсаторную и учебно-познавательную.”

Процесс интеграции образовательных технологий – это не простой перенос одной технологии в другую и не её механическое присоединение. Каждая из технологий, участвующая в интеграционном процессе, получив информацию от другой и примеряя к своим особенностям, перестраивает и перерабатывает её в соответствии со своей структурой, функциями, содержанием, целями и задачами. В результате она органически вплетается в структуру данной технологии и используется ею в процессе непосредственной деятельности.         

Одной из главных  задач  считаю, является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных технологий обучения и воспитания. С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка, появление обоснованной нормы в методике.    

Для  повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков английского языка я использую разные образовательные технологии,  учитывая возрастные особенности детей. Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Органическое включение работы по технологии критического мышления в систему школьного образования дает возможность личностного роста, ведь такая работа обращена прежде всего к ребенку, к его индивидуальности.

     Технология развития критического мышления (ТРКМ) является относительно новой для России (с ней впервые педагоги познакомились около 20 лет назад). Данная технология разработана американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер.

ТРКМ можно начинать использовать на ранних ступенях обучения, ещё в начальной школе, и продолжать использовать при обучении учащихся основной и  старшей школы.

Что же такое технология развития критического мышления (ТРКМ)?

ТРКМ – это модель совместной деятельности субъектов обучения по проектированию, организации и проведению учебного процесса с целью активного развития умений критического анализа учащихся всех познавательных стилей с использованием совокупности   методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, применение которых имеет чётко заданный результат. Критическое мышление – это разумное, рефлексивное мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности.

 Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Уроки иностранного языка способствуют развитию критического мышления  благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам. Технология развития критического мышления через чтение и письмо  выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами. Используя технологию критического мышления на уроках иностранного языка, учитель развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Учитель стимулирует интересы ученика, развивает у него желание практически использовать иностранный язык, а так же учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом.

Технология критического мышления дает ученику:

- повышение эффективности восприятия информации;

- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

- умение критически мыслить;

- умение ответственно относиться к собственному образованию;

- умение работать в сотрудничестве с другими;

- повышение качества образования учеников;

- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

 Технология критического мышления дает учителю:

- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;

- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;

- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;

- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Таким образом, основные цели применения ТРКМ на уроках:

- развитие критического мышления;

- развитие творческого потенциала учащихся;

- развитие интеллектуальных способностей учащихся;

- развитие умений сотрудничать и работать в группах;

-развитие умений самостоятельно систематизировать информацию;

-развитие умений решать учебные проблемы.

Специфика данной технологии состоит в организации процесса обучения в трехразовой структуре.

Три этапа ТРКМ:

I. Вызов.

Учащиеся «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу (высказывают предположения), систематизируют информацию до её изучения; задают вопросы, на которые хотели бы получит ответ, формулируют собственные цели.

Приемы, используемые на данном этапе:

 Рассказ - предположение  по ключевым словам;

систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

верные и неверные утверждения;

перепутанные логические цепочки;

мозговая атака;

проблемные вопросы, «толстые» и «тонкие» вопросы и т.д.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

II. Осмысление.

Учащиеся читают текст, делаю пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации, отслеживают понимание при работе с изучаемым материалом, активно конструируют (корректируют) цели своего учения. Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

Методы активного чтения:

«инсерт»;

«фишбоун»;

ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.

III. Рефлексия.

Учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Учащиеся соотносят получаемую новую информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления.  Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания изучаемой темы, а также наиболее значимой для  реализации сформулированной раннее цели учения. Выражают новые идеи, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Важно, чтобы в процессе рефлексии  учащиеся самостоятельно могли оценить свой путь от представления к пониманию.

Приемы, используемые на данном этапе:

Заполнение кластеров, таблиц.

Установление причинно-следственных связей между блоками информации.

Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

Ответы на поставленные вопросы.

Организация устных и письменных круглых столов.

Организация различных видов дискуссий.

Написание творческих работ.

Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.

Приемы ТРКМ:

 «Тонкие» и «толстые» вопросы.

Прием «толстые» и «тонкие» вопросы может использоваться на любом этапе урока. «Тонкие» вопросы – это простые, односложные вопросы, требующие простого ответа на уровне воспроизведения. «Толстые» вопросы выводят учащихся на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку. Систематическое применение данного приёма учит обучающихся грамотно задавать вопросы и сознавать их уровень сложности. Вопросы и ответы могут быть оформлены в таблицу или заданы устно.

 Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Учащимся предлагается сформулировать вопросы к теме в форме «тонких» и «толстых» вопросов. Далее учитель записывает на доске ряд вопросов и просит учащихся (индивидуально или в группах) попробовать на них ответить, аргументируя свои предположения. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного. На стадии рефлексии дается задание составить еще 3-4 «тонких» и «толстых» вопроса, занести их в таблицу, поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу.

Прием «Синквейн» используется на стадии рефлексии, позволяющий учащимся проявить творчество и выразить свое отношение к изучаемой теме. Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейнов:

1) В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2) Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3) Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия…).

4) Четвертая строчка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.

5) Пятая строчка – это синоним (метафора) из одного слова, которое передаёт суть темы.

Приём «Кластер» может быть использован как на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков, так и на стадии рефлексии, когда мы исправляем неверные предположения в предварительных кластерах и заполняем их на основе новой информации.    

     Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Кластер – графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.

Правила очень простые. В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе.  Очень важным этапом является презентация новых кластеров. Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями». Очень важным этапом является презентация новых кластеров. Задачей этой работы является не Толька систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями».

Прием «Концептуальное колесо» эффективно использовать на стадии вызова. Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колес.

Прием «Верите ли Вы может быть использован на стадии вызова с последующим установлением истины на стадии рефлексии. Это позволяет держать учащихся в интеллектуальном напряжении всё занятие и придаёт ему определенную «интригу». Данный прием способствует формированию умения критически оценивать результат.

Прием «INSERT» 

I- interactive   N- notion   S- system   E- effective   R- reading   T- thinking

представляет собой особую маркировку текста во время  его прочтения. Данный прием предполагает на нанесение меток на полях в  тексте, либо в табличной форме с последующим её  заполнением относить фрагменты текста, его абзацы к следующим категориям:

«V» - уже знал

«+» - новое

«- »-думал иначе

«?»- не понял, есть вопрос

         Затем в парах, группах осуществляется обсуждение отдельных категорий таблицы. Данный прием  эффективно позволяет проверить задание для самостоятельной работы.

Прием Fishbone” – «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы (эти записи они могут сделать и на стадии вызова, до чтения текста, в результате актуализации своих знаний и опыта). Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть, факты. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания, позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме. Возможно добавление верхних и нижних косточек, расширение представленных сведений. При этом технология работы может варьироваться.

Игра «Знаете ли вы, что…» является эффективным приемом этапа вызова, который позволяет настроить учащихся на работу, заинтересовать темой урока. Данный прием предполагает использование необычной, увлекательной информации, связанной с темой урока.

Прием «закончи предложение» используется на стадии рефлексии. Данный прием позволяет учащимся высказать свое собственное суждение и отношение. 

Эффективность использования технологии критического мышления

В критическом мышлении есть технологический аспект, позволяющий логично и целостно организовать учебный процесс и вместе с тем решать важные образовательные и воспитательные задачи: дисциплинированность, четкое и внимательное выполнение заданий.

Технологичность критического мышления обучает учащихся умению самостоятельной обработки информации, формирует самостоятельность мышления.

Критическое мышление развивает коммуникативные навыки, умения вести диалог, способности работать в коллективе. В технологии критического мышления заложен прием   взаимообучения. Известно, что легче всего научиться, обучая других. Например, учащимся предлагается роль учителя. Это способствует повышению у учащихся самооценке и заставляет их поверить в свои силы. Этот прием наиболее эффективен при работе с текстом. Передача информации друг другу развивает различные типы восприятия: аналитический, аудиальный, рефлексивный.

Критическое   мышление   развивает способность учащихся к саморегуляции учебной деятельности и к самообразованию в целом. Трех фазная структура урока предполагает наличие рефлексии на каждой стадии урока и соответственно собственно рефлексии. Рефлексивный анализ проблем, осваиваемый учащимися, является необходимым условием выработки у них приемов   самостоятельной   целей, задач, гипотез и планов решений, критериев оценки полученных результатов.

         
                   Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения английскому языку можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.

Необходимо также отметить, что  интеграция современных образовательных технологий в процессе обучения английскому языку для формирования коммуникативной компетенции учащихся способствует раскрытию субъективного опыта ученика, формированию личностно-значимых для него способов учебной работы, воспитанию нравственных идеалов, развитию критического мышления, адекватной оценки и самооценки, самосовершенствованию каждого ученика и возможности реализовать себя как личность. Результатами моего опыта по использованию современных технологий в обучении английскому языку является не только стабильная динамика роста качества знаний и уровня обученности, но и высокая мотивация и адаптация учащихся в поликультурном пространстве.

 Таким образом, можно сделать вывод о том, что чрезвычайно важной проблемой современного образования является развитие у педагога такого уровня профессиональной компетентности, который бы позволил ему осваивать всё новое, что появляется в педагогической науке и практике, быть активным участником происходящих преобразований, вносить свой вклад в построение развивающейся гуманитарно – ориентированной школы.

    Литература:

  1. Стандарты  второго  поколения.- М. «Просвещение», 2011.
  2. Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении.  СПб. -«Каро»,2006.
  3. Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности. СПб. «Каро»,2008.
  4. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб, «Питер», 2000.
  5. Сорина Г.В. «Критическое мышление: история и современный статус». Вестник Московского Университета. Серия 7, №6, 2013.
  6. Полат Е.С. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования»-М. «Академия»,2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные педагогические технологии в реализации ФГОС.

Статья посвящена проблеме построения графика функции. Рассмотрены задачи на нахождения коэффициентов к и в линейной функции. Нахождение точек пересечения с осями координат....

Доклад на тему: "Использование интерактивных педагогических технологий для реализации ФГОС на уроках информатики"

Отличительной чертой современного мира является его динамичное развитие, происходящее во всех социально-значимых областях. В центре этого развития находится ребенок. Основу его учебной деятельности и ...

Статья "Современные педагогические технологии в реализации ФГОС"

В концепции модернизации, и в новых стандартах приоритетной целью образования становится уже «не передача суммы знаний, а развитие личности» каждого ученика.В настоящее время в сфере росси...

Методическая разработка "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»...

Современные педагогические технологии в реализации ФГОС СПО

В статье рассматриваются вопросы дистанционного обучения - взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, мет...