Доклад на тему: "Использование интерактивных педагогических технологий для реализации ФГОС на уроках информатики"
статья по информатике и икт на тему

Максут Алиме Айдеровна

Отличительной чертой современного мира является его динамичное развитие, происходящее во всех социально-значимых областях. В центре этого развития находится ребенок. Основу его учебной деятельности и многих других сфер жизни человека в социуме составляет грамотность. Современная грамотность, поднявшаяся из привычных «читать, писать, считать», меняет акценты, приоритеты, да и само содержание этой триады и включает элементы информационных технологий, информационной культуры.

На сегодняшний день стала очевидной необходимость управления не личностью, а процессом ее развития. Это означает, что приоритет в работе педагога отдается приемам опосредованного педагогического воздействия, то есть происходит воздержание от избыточного дидактизма, назидательности, а на первый план выдвигаются диалогические приемы общения, коллективный поиск истины, развитие путем создания воспитывающих ситуаций, через разнообразную творческую деятельность.

Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов, основой которых является системно-деятельностный подход, актуализировало значимость применения интерактивных педагогических технологий в процессе обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

Отличительной чертой современного мира является его динамичное развитие, происходящее во всех социально-значимых областях. В центре этого развития находится ребенок. Основу его учебной деятельности и многих других сфер жизни человека в социуме составляет грамотность. Современная грамотность, поднявшаяся из привычных «читать, писать, считать», меняет акценты, приоритеты, да и само содержание этой триады и включает элементы информационных технологий, информационной культуры.

На сегодняшний день стала очевидной необходимость управления не личностью, а процессом ее развития. Это означает, что приоритет в работе педагога отдается приемам опосредованного педагогического воздействия, то есть происходит воздержание от избыточного дидактизма, назидательности, а на первый план выдвигаются диалогические приемы общения, коллективный поиск истины, развитие путем создания воспитывающих ситуаций, через разнообразную творческую деятельность.

Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов, основой которых является системно-деятельностный подход, актуализировало значимость применения интерактивных педагогических технологий в процессе обучения.

ФГОС предъявляет новые требования к современной школе, среди которых: короткие сроки обучения, значительные объемы информации и строгие требования к знаниям, умениям и навыкам школьника. Такие запросы достаточно сложно удовлетворить, основываясь лишь на традиционных методах и средствах педагогических технологий. В связи с этим современный учитель должен иметь инновационный вектор развития, в частности свободно владеть и применять интерактивные формы обучения, количество которых неизменно растет, они меняются и совершенствуются, их методология преобразуется.

Изменение вектора образовательного процесса с подхода, основанного на знаниях, на практико-ориентированный подход к результатам образовательного процесса, неизбежно привело к постановке проблемы технологий и методов обучения, которыми эта практико-ориентированность будет достигаться. В соответствии с ФГОС осуществление учебного процесса должно предусматривать проведение занятий в интерактивных и активных формах, это одно из важнейших направлений совершенствования подготовки учащихся.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. На современном этапе в теории обучения отсутствует единое понимание термина «педагогическая технология» и вокруг этого понятия во всем мире ведутся серьезные научные дискуссии, не позволяющие дать однозначного, всеми принимаемого определения.

Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

В педагогике различают несколько моделей обучения.

Модель пассивного обучения построена на субъект-объектной связи между педагогом и обучающимся. В субъект-субъектных отношениях обратная связь (от ученика к учителю) выражена слабо, она осуществляется лишь эпизодически. При пассивном обучении субъектом является учитель, преподаватель, а объектом – сразу все ученики класса или вся академическая группа 

Модель активного обучения также основана на субъект-объектной связи. Отличие от предыдущей модели состоит в том, что объект обучения – не класс в целом, а каждый ученик 

Модель интерактивного обучения коренным образом отличается от двух предыдущих тем, что основана на субъект-субъектной связи между обучающим и обучающимися. Оба они являются полноправными субъектами, вектор активности направлен как от учителя к ученику, так и от ученика к учителю.

Интерактивный («inter» – это взаимный, «act» – действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо.  Интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения

Интерактивная методика позволяет сделать процесс обучения активным и для учителя, и для ученика. Она не конкурирует с традиционными формами преподавания. Ее цель - объединить все эти формы преподавания.

Революционный переворот, который осуществили новые информационные технологии (далее НИТ), уже принесли свои результаты. Практически все учебные учреждения осознают, что будущее в образовании принадлежит НИТ.

Эффективность применения информационных технологий на уроках уже не подлежит сомнению. Ученые отмечают, что чем больше систем восприятия задействовано в обучении, тем лучше и прочнее усваивается материал. Активное же использование интерактивной техники в учебном процессе приумножает дидактические возможности, обеспечивая наглядность, аудио и видео поддержку и контроль, что в целом способствует повышению уровня преподавания.

Осознавая глобальные перспективы использования НИТ в учебном процессе, становится очевидным, что графика, анимация, фото, видео, звук в добавление к тексту в интерактивном режиме работы создают интегрированную информационную среду, в которой ученики обретают качественно новые возможности.

Компьютерные технологии позволяют видоизменить стиль обучения – различные навыки и умения по всем видам речевой деятельности, обучаемые приобретают одновременно.

Итак, мультимедийные компьютеры в совокупности с интерактивной техникой позволяют сделать учебный процесс:

  • познавательным (последние данные и информация из Интернет);
  • увлекательным (оригинальность заданий);
  • занимательным (игры, шарады, кроссворды);
  • гибким (в компьютере несколько блоков, которые можно менять, дополнять и т.д.);
  • многообразным (в зависимости от цели и задачи, например, английский для бизнесменов, или английский для делового письма, и т.д.);
  • эстетически привлекательным (красочный интерфейс: графика, видео, анимация, специально подобранные для каждой программы).

В целом, информационные технологии значительно обогащают образовательный процесс, наполняют его новым смыслом. Так, к примеру, интерактивная техника позволяет, реализовать учителю возможность объяснить достаточно сложные понятия, процессы и явления, тесно связанные с учебным предметом.

Использование интерактивной техники в обучении имеет свои особенности.

Не секрет, что низкая мотивация учения – одна из главных проблем современной школы. Информационные технологии являются мощным средством обучения, которое способно повысить его эффективность, создать мотивацию ученика. Использование средств новых информационных технологий позволяет усилить мотивацию учения благодаря не только новизне работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учебе, но и возможности регулировать предъявление задач по трудности, поощряя правильные решения, не прибегая при этом к нравоучениям и порицаниям. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, поскольку ему оказывается необходимая помощь, а если используются наиболее эффективные обучающие системы, то ему объясняется решение, он может обсудить его оптимальность и выявить наиболее рациональные решения.

В процессе своей небольшой преподавательской деятельности я столкнулась с такой проблемой: у учащихся высок интерес к практической части информатики, то есть к информационным технологиям, и очень низок, если не сказать, что совсем отсутствует интерес к изучению теории, которая составляет половину всего материала курса информатики и довольно трудна для понимания детей. Особенно это актуально, если учитывать, что преподавание информатики и ИКТ ведется на базовом уровне всего один час в неделю. В нашей школе-интернате собраны дети с разным здоровьем, уровнем психического и физического развития. Очень сложно было выстраивать урок, учитывая все эти факторы. Передо мной вставали вопросы: как повысить интерес к предмету, как уплотнить урок, как заставить детей заниматься более активно, как выстраивать линию индивидуального обучения, то есть повысить познавательную активность учащихся. Компьютер может влиять на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала. Кроме того, в дополнение к компьютеру и видеопроектору в настоящее время широко используются интерактивные доски.

Любой учитель знает, что такое испачканные мелом рукава и грязные разводы на доске, которые не смываются никакой тряпкой. Очень скоро эти неизменные атрибуты любого учебного кабинета уйдут в небытие. Такая участь постигла нашу вечную мучительницу и помощницу, традиционную хозяйку учебных классов, которую потихонечку, но все увереннее вытесняет интерактивная доска. Сегодня интерактивные доски занимают свои места в классах и аудиториях.

Если исходить из того, что урок – деловая игра, то информатик играет символами, гуманитарий – словами, а правила, по которым они так делают, остаются для ребенка тайной. Ученика можно сделать причастным к раскрытию тайны. И именно здесь интерактивная доска становится тем игровым полем, на котором делать это легко и комфортно, на котором можно совершать многочисленные разнообразные ходы. Ничего подобного не позволяет обычная школьная доска.

Интерактивная доска удобна в обращении и интересна учащимся. Освоить технологию работы с ней несложно. Этот виртуальный экран способен дать более яркое, более обширное представление об изучаемом объекте. Он способен наглядно и мобильно представить то, что трудно или скучно объяснять словами. Тактильное управление облегчает восприятие новой информации (возможность писать поверх изображения, перемещать демонстрируемые проектором объекты по доске, задействовать интерактивные органы управления и т.п.), что выводит визуальную составляющую учебных процессов на гораздо более высокий уровень и существенно «развязывает руки» преподавателям, предоставляя возможность создавать динамичные уроки, которые захватывают внимание учеников. Интерактивная доска, независимо от того, где и для каких целей она применяется, является мощным инструментом визуального представления данных. На ней можно размещать большое количество разноплановой информации, плотность которой намного выше, чем на обычной доске. Специальное программное обеспечение позволяет преподавателю создавать авторские уроки.

С появлением интерактивной доски на уроках изменилось многое, так как интерактивная доска для учителя – это возможность проявить и реализовать свои творческие способности при подготовке и проведении уроков. Уроки стали динамичны, мобильны. Наглядность и возможность сравнить, совместить, построить, измерить представляется в реальном виде. Использование всех учебных программ расширяет возможности организации учебной деятельности учащихся на уроке и дома. С появлением интерактивной доски мои ученики стали для меня все без исключения одаренными детьми, которые проявляются смелее и увереннее в решении задач. Важнейшей задачей учебного процесса является воспитание творчески активной личности. Опыт работы показал, что инновационные технологии в учебном процессе позволяют раскрыть и увлечь детей наукой и дать им хорошие знания.

Можно отметить, что ученики, которые раньше не проявляли особого интереса к учебе, теперь с энтузиазмом выходят отвечать. Это важно и для ученика, и для учителя.

Низкая успеваемость часто объясняется невнимательностью, причина которой — в незаинтересованности ученика. Используя интерактивную доску, я имею возможность привлечь и успешно использовать внимание класса. Когда на доске появляется текст или изображение, то у ученика стимулируется одновременно несколько видов памяти.

Следует отметить, что на компьютерной доске в памяти остаются все ходы и передвижения в процессе решения поставленной учителем задачи. Для учителя это тоже очень важно, потому что он может обратиться к этому материалу и проанализировать успешность учеников, а также при необходимости может показать родителям, какими задачами они занимаются на уроке.

Таким образом, используя интерактивную доску, мы можем максимально эффективно организовать постоянную работу учащегося в электронном виде. Это значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся, находящихся в классе.

Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с классом. Таким образом, интерактивная доска еще позволяет сэкономить драгоценное время.

  1. Объяснение нового материала.

На экране поэтапно появляется необходимый материал и рассматриваются основные вопросы данной темы.

  1. Закрепление изученного материала. При использовании на уроке программного обеспечения SMART Notebook можно импортировать изображения, текст и картинки в файл Notebook. Работа организуется с помощью возможностей Notebook: перетаскивания, выполнения надписей Например, заполнение пропусков в таблице, предложениях, составление блок-схем, разгадывание тематических кроссвордов и т.д.
  2. Выполнение практических и самостоятельных работ.

Учитель с помощью интерактивной доски показывает ход выполнения практического задания, основные приемы получения конечного результата.

А учащиеся, в свою очередь, могут убедиться в реальности тех процессов и явлений, о которых узнают от учителя, в истинности полученных сведений, что ведет к осознанности и прочности знаний у обучающихся.

  1. Проверочные работы, зачеты, тестирование. Интерактивная доска также позволяет организовать контроль знаний у учащихся. Текст заданий можно готовить не в форме раздаточного печатного материала, а в виде изображения, презентации, в которой можно еще и указать критерии оценивания. Это позволяет сэкономить время при подготовке к уроку, обеспечить наглядность при проведении проверочной работы,

Еще совсем недавно это казалось фантастикой: чтобы в школьном классе вместо обычной доски висел большой сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Сегодня это реальность: уже многие школьники знают, что интерактивная доска позволяет демонстрировать слайды и видео, рисовать и чертить различные схемы, как на обычной доске, в реальном времени наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, печати на принтере, рассылки по факсу или электронной почте.


Список используемой литературы:

  1. Волкова А.И. Развитие творческих способностей учащихся. – М.: Просвещение, 1994.
  2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. Т.1. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – с.816.
  3. Шутенко, А.В. Методы проведения учебных занятий с использованием средств информационных и коммуникационных технологий / А.В. Шутенко [Электронный документ].– (Режим доступа: http://pedsovet.su/publ/26-1-0-841). 05.04.2010.
  4. Кукушин В.М. Педагогические технологии. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Под издательством «МарТ», 2004.
  5. Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2004.
  6. Педагогические технологии: Учебник для студентов педагогических вузов.; Под ред. Н.М. Борытко, И.А. Соловцовой, А.М. Байбаковой. – М.: Издательство: «Мой мир», Москва, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад учителя русского языка и литературы Андреевой Альмиры Даниловны на тему «Использование современных инновационных педагогических технологий для формирования метапредметных компетенций в 5-х классах».

цель современного образования - воспитание и обучение всесторонне развитой личности, способной к творчеству. Наша образовательная система предполагает особый психологический климат на занятиях, постро...

Инновационные педагогические технологии в реализации ФГОС.

Статья посвящена проблеме построения графика функции. Рассмотрены задачи на нахождения коэффициентов к и в линейной функции. Нахождение точек пересечения с осями координат....

Педагогические технологии для реализации ФГОС.

Преподавание иностранного языка в современных условиях требует от учителя не только знания, но и активного применения различных технологий. В данной статье дано подробное описание использования технол...

Доклад на тему: "Использование современных методов и технологий в рамках реализации ФГОС"

"Использование современных методов и технологий в рамках реализации ФГОС"...

Доклад на тему: «Использование проектной и исследовательской технологий на уроках русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС ООО».

​Современная жизнь предъявляет нашим выпускникам различные требования, которые кратко можно охарактеризовать так: сегодня мало быть просто знающим, мало иметь в своем багаже хорошие оценки по предмета...

Доклад на тему: "Использование личностно-ориентированных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы"

В докладе представлены личностно-ориентированные  технологии обучения на уроках русского языка и литературы....