Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа родного края"
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Курс внеурочной деятельности способствует формированию экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в Интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_priroda_rodnogo_kraya.doc148 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

СОГЛАСОВАНО

на Педагогическом

совете (протокол заседания

от 30 августа 2013 г. № 1

Рабочая программа

внеурочной деятельности

 «Изучение природы родного края»

                                                                             

Программу разработала:

учитель

2015 г.


         Пояснительная записка

       

       Основные направления: научно-познавательное, духовно-нравственное и социальное.

       Цель проектной деятельности по курсу «Окружающий мир» - овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе родного края, освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями, формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды.

Проектная исследовательская деятельность, связанная с изучением курса «Окружающий мир» в начальной школе, имеет отличительные особенности: 

1. Краеведческая направленность.

2. Краеведческая направленность (изучение природы и культуры своего края) имеет долгосрочный характер и рассчитана на три года обучения.

3. Проектная деятельность носит как групповой характер (экскурсии, кружки, факультативы, заседания научных клубов младших школьников, олимпиады, выставки), так и индивидуальный характер (выполнение домашних заданий совместно с родителями: оформление результатов наблюдений и проведённых экспериментов; подготовка презентаций; работа в Интернете; наблюдения за погодными явлениями в каникулярные дни заполнение дневника наблюдений, экскурсии с родителями и т.д.).

Курс внеурочной деятельности способствует формированию экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в Интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых.

       Продолжительность: в течение учебного года

     Внеурочная работа проводится в учебном кабинете, в музеях разного типа, в кабинете биологии, на пришкольном участке, на предприятиях, в парках, в лесу, на лугу, в поле. Она включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний научных клубов школьников, олимпиад, соревнований, предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах (в том числе в изданиях школьной  библиотеки), на электронных носителях, в Интернете. Источником информации могут быть и умные взрослые: учителя-предметники, врач и библиотекарь, родители школьников и др.

Значительное внимание уделяется проектной  исследовательской деятельности. Количество часов определяется по направлениям, выбранным для работы с детьми. Каждое из направлений служит продолжением урока и предусматривает участие всех учащихся в проектной деятельности, цель которой изучение родного края.

       Объект исследования: объекты и явления природы.

Результатами исследовательской деятельности являются творческие отчёты, презентации, тематические праздники, альбомы с фотографиями, дневник наблюдений и др.

Тематическое планирование и содержание

   Первого года занятий по курсу

«Изучение природы родного края»

        Цель - изучение природы родного края.

       Конечный результат первого года занятий учащихся – «Определитель растений родного края».

«Определитель растений» родного края» – коллективный продукт, результат совместной работы детей (персональные изделия), учителя, библиотекаря школы (картотека книг о растениях) и родителей (фотографии растений и засушенные образцы листьев, веточек, плодов растений, картотека по теме проекта).

       Формы проведения внеурочных занятий:  экскурсии, выставки, презентации, викторины, КВН, кружковые занятия, индивидуальные занятия (в условиях выполнения домашнего задания).

       Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика); работа в малых группах (результат работы двух - четырех учеников); коллективная деятельность (коллективный продукт – «Определитель растений родного края»).

           Продолжительность: в течение учебного года  аудиторное или внеаудиторное занятие 2 раза в неделю   (68 ч.)

Тематическое планирование

п/п

   Тема аудиторного и внеаудиторного занятий

Форма организации внеурочной деятельности форма занятия

Источники информации

Кол-во ча-

сов

1

Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения)

УУД Коммуникативные Личностные  Групповая и индивидуальная деятельность

аудиторное занятие в учебном кабинете

 (иллюстрации растений и их листьев);

природные объекты

в гербарии

4

2

Кустарники и травянистые растения региона (дикорастущие растения)

 УУД Коммуникативные Групповая и индивидуальная деятельность

 аудиторное занятие в учебном кабинете

 (иллюстрации)

природные объекты

в гербарии

4

   

3

Техника безопасности: правила   поведения в лесу, в парковой зоне; правила передвижения, правила гигиены.  Правила поведения в природе (этические нормы, отношение к природе)

УУД Коммуникативные Личностные  Коллективная и индивидуальная деятельность:

аудиторное занятие в учебном кабинете: групповая дискуссия о правилах, знакомство с образцами предупредительных знаков

Личностные индивидуальная разработка дизайна «Экологический знак» и его защита, иллюстрация правил

поведения в природе

 (иллюстрации)

Дорожные знаки, образцы предупредительных знаков

4

4

Дикорастущие растения (деревья, кустарники и травянистые растения региона)

УУД Коммуникативные Личностные  Коллективная и индивидуальная деятельность

внеаудиторное занятие - экскурсия в осенний лес, парк, пришкольный участок

Познавательные

Регулятивные  Сбор природного материала

аудиторное занятие в учебном кабинете - сушка, хранение, изготовление гербариев

Природные объекты

12

5

Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения)

УУД Коммуникативные Личностные  Индивидуальная и коллективная деятельность

домашнее задание – работа с источниками информации;   презентации (отчеты по результатам выполнения индивидуальных домашних заданий) и

Регулятивные оценка презентаций

внеаудиторное занятие - экскурсия на пришкольный участок, в сад

аудиторное занятие -

презентации (отчёты по результатам работы с источниками информации и наблюдений) и оценка презентаций

Природные объекты, интернет, справочники

общение с родителями

Природные объекты

12

6

Деревья, кустарники, травянистые растения края, занесенные в Красную книгу России  

УУД Коммуникативные Личностные  Индивидуальная, групповая и коллективная деятельность / домашнее задание Познавательные Регулятивные

– поиск и обобщение информации; презентации (отчеты по результатам работы с источниками информации и

внеаудиторное занятие -  экскурсия в школьный лес, парк

аудиторное занятие - презентации (отчёты по результатам работы с источниками информации и наблюдений) и оценка презентаций

Природные объекты,

Интернет, справочники,

Красная книга России;

общение с родителями

16

   

7

Растения нашего региона

УУД Коммуникативные Коллективная деятельность аудиторное занятие в учебном кабинете (подготовка  к выставке)

Собранный материал

8

8

Определитель растений региона (деревья, кустарники, травы)

УУД Коммуникативные Коллективная деятельность/презентация «Определителя растений» аудиторное занятие -

«Определитель растений»

7

9

Подготовка к вступлению в научный клуб младшего школьника «Мы и окружающий мир»

УУД Коммуникативные Личностные  Коллективная и индивидуальная деятельность

аудиторное занятие - выполнение вступительных заданий

                             

1

Содержание деятельности  учащихся.

         Примечание. Подготовка и проведение внеурочных занятий.

Для внеаудиторных занятий заранее определяется место экскурсии (парк, лес, сад, пришкольный участок и т.д.), а также  отбирается тот участок, где можно показать учащимся отобранные для ознакомления растения.  

        Для аудиторных занятий подготавливаются: осенние листья (разной величины) тех деревьев и кустарников, с которыми учащиеся будут ознакомлены на экскурсии или уже собранные во время экскурсии, иллюстрации этих деревьев и кустарников (фотографии, рисунки, определители и др.), выкройки (шаблоны) листьев этих деревьев и кустарников.  

Тема 1: Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения). 

Аудиторное занятие (4 ч).

        Выделение учащимися (классификация) листьев деревьев одной формы, но разных размеров(дуба, клёна, берёзы, липы, тополя, ясеня, ели, сосны, лиственницы и др.,  но не более 3-4 деревьев). Определение названия деревьев, на котором растут листья той или другой формы. Различение (узнавание) листьев разных деревьев (не более пяти). Узнавание этих растений и их листьев на иллюстрациях (рисунках, фотографиях). Зарисовка листьев (по контуру выкройки) и раскрашивание по образцам натуральных объектов. Изготовление гербария. Организация выставки рисунков, гербариев с целью отбора лучших в «Определитель растений родного края».        

        Примечание к теме 1: Целесообразно подготовить осенние листья и выкройки листьев тех растений, которые наиболее распространены в данном крае (регионе).

 

        Тема 2: Кустарники и травянистые растения региона (дикорастущие растения).

         Аудиторное занятие (4 ч)

        Выделение листьев (классификация) листьев кустарников одной формы, но разных размеров. Определение названия кустарников, на котором растут листья той или другой формы. Различение (узнавание) листьев разных кустарников (не более трех - четырех). Узнавание кустарников и их листьев на иллюстрациях (рисунки, фотографии). Разработка и исполнение дизайна условных обозначений деревьев, кустарников, трав. Зарисовка листьев (по контуру выкройки) и раскрашивание по природным образцам. Организация выставки рисунков , гербариев с целью отбора лучших в «Определитель растений родного края».        

.        

        Примечание к теме 3: 

        Целесообразно подготовить листья  (выкройки) крушины, бересты, дикой  малины, шиповника, калины, орешника и др. (не более 3-4 наименований).

        Тема 3: Техника безопасности: правила дорожного движения во время экскурсии. Правила поведения в лесу, в парковой зоне; правила передвижения. Правила гигиены. Правила поведения в природе (этические нормы, отношение к природе).

        Аудиторное занятие (4 ч.) Ознакомление с правилами дорожного движения во время экскурсии.

        Групповая дискуссия о правилах безопасного поведения в лесу, правилах поведения в природе  (лесу, парке, саду и др.), правилах гигиены.

        Ознакомление  с образцами предупредительных знаков, например, «Не ходите по зеленому газону», «Не кормите уток», «Не ломайте деревья», «Выгул собак запрещен» «Не разоряйте муравейники» и т.д. (Эта часть занятия проводится в форме  викторины «Отгадываем предупредительные знаки»).         

        Индивидуальная разработка, оформление, осуществление и защита дизайна предупредительного знака, например, «Не ломайте ветки деревьев и кустарников».

        Иллюстрация правил поведения в природе (рисуем и раскрашиваем). Организация выставки рисунков и предупредительных знаков  с целью отбора лучших в «Определитель растений родного края».        

        Примечание к теме 3. Целесообразно подготовить иллюстрации образцов предупредительных знаков.

              

 Тема 4: Дикорастущие растения (деревья, кустарники и травянистые растения региона).

Внеаудиторное занятие -экскурсия (4 ч.) с привлечением родителей.

        Различение (узнавание) деревьев и кустарников по кроне  и листьям (знакомым по выкройкам, рисункам), коре, семенам на природе.

        Сбор опавших листьев и плодов этих растений с целью дальнейшего засушивания. Фотографирование этих растений родителями детей – участниками этого внеурочного мероприятия (фотографирование учащихся класса, учителя и родителей, около выделенных деревьев и кустарников, самих натуральных объектов).

         Внеаудиторное задание (4 ч.)с привлечением родителей: Сушка листьев и семян.

Аудиторное занятие (4 ч.)

        Зарисовка листьев детьми.         Выставка материалов (фотографий, рисунков, засушенных листьев м семян) с целью отбора лучших в «Определитель растений родного края».        

          Оформление страниц «Определителя растений родного края», рисунками, фотографиями, засушенными листьями и семенами (Раздел 1. Дикорастущие растения региона: деревья и кустарники родного края).

        Примечание к теме 4. На экскурсии  детям понадобятся планшеты, цветные карандаши, альбомные листы, емкости для собранных листьев и плодов растений.

        

         Тема 5: Культурные растения (садовые деревья и кустарники региона)

         Внеаудиторное  задание - (4 ч). с привлечением родителей.

         Предварительный сбор информации о том, какие плодовые деревья, кустарники и травянистые растения растут на садовых участках родного края (беседы с садоводами, родителями, родственниками, знакомыми).        

        Поиск информации в Интернете, справочниках, книгах об одном из  растений с целью составления рассказа «Что я узнал(а) интересного об этом плодовом дереве (кустарнике)».

        Внеаудиторное  занятие - экскурсия (4 ч).

Посещение  школьного сада, пришкольного участка (при наличии условий) садовых участков с целью различения плодовых деревьев, кустарников, травянистых растений сбора листьев, веточек и плодов.

Зарисовка листьев плодовых деревьев и кустарников, фотографирование (с помощью родителей) плодовых деревьев и кустарников.

Подготовка отчета  о выполненной работе в форме рисунков, фотографий,  презентаций «Плодовые растения родного края».

Аудиторное занятие (4 ч.)

Презентация результатов выполнения домашнего проекта «Почему я предлагаю выращивать на садовых участках в нашей местности это растение».

Отбор лучших работ и оформление страниц «Определителя растений родного края» рисунками, фотографиями, засушенными листьями и семенами (Раздел 2. Плодовые растения родного края).

        .

Тема 6: Деревья, кустарники, травянистые растения края, занесенные в Красную книгу России  

Внеаудиторное  задание - (4 ч) - самостоятельная работа и с привлечением родителей.

Поиск информации в Интернете, справочниках, книгах о растениях, в Красной книге России с целью составления картотеки «Редкие и исчезающие растения нашего края».

Внеаудиторное занятие - экскурсия (4 ч).

Посещение школьного сада, пришкольного участка и парка, заказника, заповедника (при наличии условий) с целью ознакомления хотя бы с одним из видов исчезающих деревьев (кустарников, травянистых растений).

Внеаудиторное  задание - (4 ч) с привлечением родителей. Подготовка отчета  о выполнении домашнего задания в форме рисунков, фотографий, картотеки растений нашего края, нуждающихся в защите.

        

 Аудиторное занятие (4 ч.) 

Отчёты по результатам проделанной работы:

«Картотека редких и исчезающих растений  нашего края»;

«Фотографии редких и исчезающих растений нашего края»;

 презентация «Редкие и исчезающие растения нашего края»,

Оформление страниц «Определителя растений родного края» рисунками, фотографиями, засушенными листьями и семенами (Раздел 3 «Редкие и исчезающие растения нашего края»).

Тема 7: Растения нашего региона. (Подготовка к выставке)

Аудиторные занятия (8 ч.)

Отбор материала, собранного в результате индивидуальной и коллективной проектной деятельности, в «Определитель растений края».

Подготовка материала к выставке (с помощью родителей, библиотекаря школы)

Разработка и выполнения дизайна пригласительных билетов на выставку.

Тема 8: Определитель растений региона (деревья, кустарники, травы)

 

Аудиторные занятия (7 ч.)

 Презентация «Определителя растений» в условиях проведения выставки индивидуальных отчетов (поделок) учащих

 Тема 9: Подготовка к вступлению в научный клуб младшего школьника «Мы и окружающий мир 

 Аудиторное занятие (1 ч.)

Ознакомление с условиями вступления в научный клуб младшего школьника.

Индивидуальный выбор трех заданий из  шести предложенных. Выполнение заданий.

Заполнение адреса на конверте, предназначенном для ответа из клуба «Мы и окружающий

мир».

Тематическое планирование и содержание

   Второго года занятий проектной деятельностью по курсу «Окружающий мир» «Изучение природы родного края»

        Цель проектной деятельности по созданию пособий - изучение природы родного края.

       Конечный результат второго года занятий обучающихся – пособие для внеурочной деятельности учащихся «Опыты, наблюдения, эксперименты» - коллективный продукт, результат совместной работы детей (описание этапов проведенного опытов, экспериментов, наблюдений с фотографиями, рисунками, компьютерной презентацией), учителя, библиотекаря школы (пополнение картотеки классной библиотеки) и  родителей (фотографии этапов и  результатов опытов, экспериментов, наблюдений).

       Формы проведения внеурочных занятий:  экскурсии, выставки, презентации, викторины, КВН, кружковые занятия, совместная деятельность обучающихся  и родителей (постановка опытов и экспериментов в режиме выполнения домашнего задания).

       Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика); работа в малых группах (результат работы двух - четырех учеников); коллективная деятельность (коллективный продукт – методическое пособие для внеурочной деятельности учащихся 2 класса «Опыты, наблюдения, эксперименты»).

           Продолжительность: в течение учебного года  аудиторное занятие 1 раз в неделю   (34 ч.)

Тематическое планирование

п/п

   Тема аудиторного и внеаудиторного занятия

Форма организации внеурочной деятельности форма занятия

Учебное пособие - стр.

У (учебник). Т (тетрадь)

Х (хрестоматия) и др. источники информации

Кол-во ча-

сов

Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в осенний период

УУД Коммуникативные Личностные  Коллективная и индивидуальная деятельность

вводное аудиторное занятие в учебном кабинете перед экскурсией в осенний лес (школьный парк, сад). Познавательные Регулятивные Техника безопасности: правила   поведения в лесу, в парковой зоне; правила передвижения, правила гигиены.  Правила поведения в природе (этические нормы, отношение к природе)

внеаудиторное занятие - экскурсия в осенний лес, парк, пришкольный участок , сад) в один из осенних дней /

заключительное аудиторное занятие по теме

Х – 1 (с. 12 -15)

Х – 2 (с. 43 - 45)

2

4

2

Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в зимний период

 УУД Коммуникативные Личностные  Коллективная и индивидуальная деятельность

 вводное аудиторное занятие в учебном кабинете перед экскурсией в зимний лес (школьный парк, сад). Познавательные Регулятивные Техника безопасности: правила   поведения в лесу, в парковой зоне; правила передвижения, правила гигиены.  Правила поведения в природе (этические нормы, отношение к природе)

внеаудиторное занятие - экскурсия в зимний лес, парк, пришкольный участок , сад) на место осенней экскурсии в один из зимних дней /

заключительное аудиторное занятие по теме

У – 1 (с. 44 – 45)

Т - 1 (с. 31)

Х – 1 (с. 42 - 45)

2

4

2

   

Свойства воздуха

УУД Коммуникативные Личностные  Коллективная и индивидуальная деятельность:

Познавательные Регулятивные аудиторное занятие в учебном кабинете (эксперимент)

заключительное аудиторное занятие по теме

У – 2, ч. 1 (с. 45 - 49)

Т – 2 №1 (с. 17)

Х – 2 (с. 30)

2

2

Свойства воды

УУД Коммуникативные Личностные  Коллективная и индивидуальная деятельность:

Познавательные Регулятивные аудиторное занятие в учебном кабинете (эксперимент)

заключительное аудиторное занятие по теме

У – 2, ч. 1 (с. 52 - 60)

Т – 2 №1 (с. 21 - 23)

Х – 2 (с. 31)

2

2

Условия,  необходимые для развития растений

УУД Коммуникативные Личностные  Коллективная и индивидуальная деятельность

Познавательные Регулятивные Вводное аудиторное занятие: экспериментальное выявление условий, необходимых для прорастания семян гороха (фасоли)

заключительное аудиторные занятия: презентации, отчет по результатам описания этапов проведения экспериментальных исследований; отбор презентаций (отчетов) для пособия «Опыты и наблюдения». Оформление результатов.

У – 2, ч. 1 (с. 61 – 65, 71)

Т – 2 №1 (с. 24 - 27)

2

4

4

Содержание деятельности  учащихся.

         Примечание к теме 1. Подготовка к первому вводному занятию и к экскурсиям в осенний и зимний периоды: заранее определяется место экскурсии (парк, лес, сад, пришкольный участок и т.д.), а также  отбирается тот участок, где можно показать учащимся отобранные для ознакомления растения, где можно провести наблюдения за тем, как  лиственные и хвойные деревья готовятся к зиме и как они зимуют.

        Для аудиторных занятий подготавливаются: осенние листья (разной величины) веточки, плоды и шишки тех деревьев и кустарников, с которыми учащиеся будут ознакомлены на экскурсии (например: опавшие листья берёзы, хвоинки, веточки осины, тополя, плоды липы, клена и т.д.).  

Тема 1: Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в осенний период. 

       Аудиторное занятие перед экскурсией (2 ч).

        Чтение (пересказ) обучающимися статей из хрестоматии 1 класса «Как растения к зиме готовятся», «Есть ли на ветках ранки от опавших растений?», «Идет ли листопад в безветренную погоду?», «Почему ель не сбрасывает листья на зиму?», «У каких деревьев осенью не только листопад?», (с. 12 – 15) и из хрестоматии 2 класса «Как узнать хвойные деревья», «Сибирская сосна» (с. 43 – 45).

               Определение названия деревьев по опавшим листьям, плодам, шишкам. Игра «Угадай название дерева» (ученики объединяются в группу, получают карточки с иллюстрациями деревьев (дуба, клёна, берёзы, липы, тополя, ясеня, ели, сосны, лиственницы и т. д.). За каждый правильный ответ получают 1 балл.

             Опытное исследование опавших листьев с помощью лупы (конец черешка опавших листьев (пробковый слой) – гладкий, округлый; хвоинки покрыты тонким «восковым» налетом).

             Пересказ статьи «Есть ли на ветках ранки от опавших растений?» с использованием иллюстрации образования в листе перегородки (хрестоматия, 1 кл., с. 13).

              Опытное исследование опавших веточек осины (вяза, тополя) с помощью лупы (конец ч опавших веточек ровный и гладкий, как и у опавших листьев), пересказ статьи из хрестоматии 1 класса «У каких деревьев осенью не только листопад?».

             Зарисовка иллюстрации из хрестоматии – образование в листе пробковой перегородки; зарисовка листа, веточек и плодов деревьев с натуры (по выбору ученика).

             Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты».

             Внеаудиторное занятие с привлечением родителей (4 ч) -  экскурсия в осений лес

        (парк, пришкольный участок, сад). Вводная беседа перед экскурсией «Правила поведения во время передвижения и на природе».

            Деятельность детей в процессе экскурсии: Определение названий лиственных и хвойных деревьев по листьям, веточкам, плодам, шишкам. Зарисовки (фотографирование) лиственных деревьев с частично опавшими листьями и веточками и хвойных деревьев, покрытыми листьями-иголками.

               Деятельность родителей: подготовка фотодокументов для пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» - фотографирование природных объектов и детей во время их работы на экскурсии (дети зарисовывают или фотографируют деревья, собирают листья с помощью лупы и т.д.)  

      Внеаудиторное занятие: подготовка отчетов по материалам экскурсии – рисунков, фотографий осенних деревьев (лиственных и хвойных), фотографии деятельности детей.

       Аудиторное занятие (2 ч): Отчеты по материалам наблюдений экскурсии – отбор лучших рисунков и фотографий в методическое пособие. Оформление страниц методического пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» (Глава 1. «Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в осенний период»).

                Примечание к теме 2: Для вводного занятия собирают веточки деревьев с зимними почками (веточки тополя, ольхи, калины и т.д.), плоды (рябины, липы, дуба и т. д.) и шишки (ели, сосны); подготавливают материал для опытного исследования почек (за 10-15 дней до занятия в воду ставят веточки тополя (ольхи, калины) с почками).

              Место проведения в зимний период должно быть тем же, что и а осенний период. Очень важно, чтобы дети увидели внешние отличительные признаки зимнего леса, сада от осеннего.

 

        Тема 2: Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в зимний период. 

              Аудиторное вводное занятие перед экскурсией (2 ч).

        Чтение (пересказ) обучающимися статей из хрестоматии 1 класса «Как зимой узнать деревья», «Почему у дуба ветви корявые» (с. 42-43) и текстов из учебника 1 класса «Как зимуют травы, кустарники зимой» (с.44-45). Особое внимание обучающиеся обращают на иллюстрации деревьев, которые сопровождают текст.      

         Опытное исследование веточек тополя с зимней почкой и почки с помощью лупы.

Зарисовка: 1) иллюстрации «Разрез почки» (т. 1 кл., с. 31);

         2) семян лиственных деревьев или шишек хвойных  деревьев (по выбору обучающихся).               Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты».

        Внеаудиторное занятие с привлечением родителей (4 ч) -  экскурсия в зимний лес

         (парк, пришкольный участок, сад). Вводная беседа перед экскурсией «Правила поведения во время передвижения и на природе». Определение названий лиственных и хвойных деревьев по коре , контурам, опавшим плодам или шишкам. Сбор опавших плодов и шишек. Фотографирование лиственных деревьев с опавшими листьями и хвойных деревьев, покрытых листьями-иголками и снегом.

        Фотографирование (родителями) детей во время их работы на экскурсии.

Внеаудиторное занятие: подготовка отчетов по материалам осенней и зимней экскурсий (презентации, рисунки по памяти, фотографии).

Заключительное аудиторное занятие (2 ч): Отчеты по материалам наблюдений осенней и зимней экскурсий на тему «Что изменилось в жизни растений леса с наступлением зимы». Отбор лучших рисунков и фотографий в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты».

Оформление страниц методического пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» (Глава 2. «Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в зимний период»).

 Тема 3: Свойства воздуха

        Аудиторное занятие – проведение опытов (2 ч.)  Распределение  обязанностей: экспериментаторы (проведение опытов), фотографы (фотографирование этапов проведения каждого опыта и его результатов), художники (зарисовка этапов проведения каждого опыта и его результатов), ученые (описание этапов проведения каждого опыта и его результатов).

        Постановка опытов, Выявляющих свойства воздуха, с целью фиксирования этапов проведения каждого опыта (посредством описания, зарисовки, фотографирования).

         Примечание. Можно поставить опыты по выявлению того, что: а) воздух окружает тебя со всех сторон; б) воздух хуже проводит звук, чем дерево; в) воздух прозрачен.  

        Внеаудиторное занятие (2 ч). Подготовка презентаций – фотографий, зарисовок, описаний этапов проведения опыта.

       Оформление страниц методического пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» (Глава 3. «Свойства воздуха»).

 Тема 4: Свойства воды.

         Аудиторное занятие – проведение опытов (2 ч)  Распределение  обязанностей: экспериментаторы (проведение опытов), фотографы (фотографирование этапов проведения каждого опыта и его результатов), художники (зарисовка этапов проведения каждого опыта и его результатов), ученые (описание этапов проведения каждого опыта и его результатов).

        Постановка опытов, Выявляющих свойства воды, с целью фиксирования этапов проведения каждого опыта (посредством описания, зарисовки, фотографирования).

         Примечание. Целесообразно поставить опыты по выявлению того, что: а) вода принимает форму сосуда; б) вода испаряется и т. д. Однако можно предложить учащимся поставить более сложные опыты. Например: «Вода плохо проводит тепло» (Х – 3 кл., с. 43-44), «Какая капля больше – холодная, теплая или горячая», «Пленка – невидимка» (см. А.И. Шапиро «Тайны окружающего мира или секреты знакомых вещей», - М., Мозаика-синтез, 2002, с. 45-47)

        Внеаудиторное занятие (2 ч). Подготовка презентаций – фотографий, зарисовок, описаний этапов проведения опыта.

       Заключительное аудиторное занятие (2 ч) Отбор лучших рисунков и фотографий в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты».

Оформление страниц методического пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты»

 (Глава 4. «Свойства воды»).

 

Тема 5: Условия,  необходимые для развития растений 

        Аудиторное занятие (6 ч). Групповая работа: чтение текста из учебника 2 класса (с. 61-63) «Условия, необходимые для развития растений»; пересказ этапов постановки экспериментов с семенами фасоли или гороха с целью выявления условий, необходимых для прорастания семян (свет, тепло, вода); отбор неповрежденных семян фасоли или гороха для экспериментального исследования условий, необходимых для прорастания семян.

         Распределение обязанностей (проведение эксперимента, описание, зарисовка, фотографирование).

         Посадка семян растений. Создание разных условий для их прорастания. Фиксирование этапов проведения экспериментов (описание, рисунки, фотографии).

         Аудиторное занятие (2 ч): Отчеты по материалам экспериментального исследований;  отбор лучших материалов в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты».

Оформление страниц методического пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты»

(Глава 5. ««Условия, необходимые для развития растений».

        .

Учебно-методические пособия

1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: Учебники: 1, 2 классы. - М.: Академкнига/Учебник, 2011.

2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: Тетрадь для самостоятельной работы: 1, 2 классы. - М.: Академкнига/Учебник, 2011.

3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: Хрестоматия: 1, 2 классы: - М.: Академкнига/Учебник, 2011.

4. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: Методическое пособие для учителя: 1, 2  классы. - М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Тематическое планирование и содержание 

3-го года занятий проектной деятельностью по курсу «Окружающий мир»

«Изучение природы родного края»

Планируемый результат 3-го года занятий обучающихся – пособие для внеурочной деятельности обучающихся 3 класса «Иллюстративные материалы по постановке опытов и экспериментов» – коллективный продукт, результат совместной работы учащихся (описание этапов проведенных опытов, экспериментов, наблюдений с фотографиями, рисунками, компьютерной презентацией), учителя, библиотекаря школы (пополнение картотеки библиотеки) и родителей (изготовление фотографий этапов и результатов проведения опытов и наблюдений).

Формы проведения внеурочных занятий: экскурсии, выставки, презентации, кружковые занятия, совместная деятельность обучающихся и родителей (постановка опытов и экспериментов в режиме выполнения внеаудиторного занятия).

Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика); работа в малых группах (результат работы 2–4 учеников); коллективная.

Продолжительность: в течение учебного года занятие 1 раз в неделю (всего 34 ч).

Тематическое планирование

Сокращения: У-3 – учебник/класс, ч.1 – часть/номер учебника, Т-3 – тетрадь/класс, Х-3 – хрестоматия/класс, (с.) – страницы, Д – другие источники информации.

№ п/п

Тема аудиторного и внеаудиторного занятия / учебные пособия

Форма организации внеурочной деятельности /

форма занятия

Кол-во часов

1

Свойства воды в жидком состоянии (нагревание, охлаждение, замерзание)

У-3, ч.1 (с. 59–62, 157)

Т-3, ч.1 (с. 23)

Х-3 (с. 43–44)

Групповая, коллективная, индивидуальная деятельность / аудиторное занятие: описание этапов постановки опытов по исследованию свойств воды / внеаудиторное занятие: описание (фиксирование с помощью фотоаппарата) этапов постановки одного из опытов / аудиторное занятие: отбор описаний (отчетов) для пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты». Оформление результатов.

2

2

2

2

Определение прозрачности воды

У-3, ч.1 (с. 89–90)

Т-3, № 1 (с. 32–33)

Групповая, индивидуальная и коллективная деятельность / аудиторное занятие: экспериментальное выявление прозрачности воды из водопроводного крана и местного водоема; описание (фиксирование с помощью фотоаппарата) этапов проведения экспериментального

исследования / внеаудиторное занятие: оформление результатов проведенных экспериментов /аудиторное занятие: отбор презентаций для пособия «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов».

Оформление пособия

2

2

2

3

Свойства воздуха

У-3, ч.1 (с. 104–110, 157)

Т-3, № 1 (с. 39–41)

Х-3 (с. 61–68)

У-3, ч.1 (с. 104–110, 157)

Т-3, № 1 (с. 39–41)

Х-3 (с. 61–68)

Групповая, индивидуальная и коллективная деятельность / аудиторные занятия: экспериментальное выявление свойств воздуха (воздух занимает пространство, обладает упругостью, имеет вес, расширяется при нагревании, сжимается при охлаждении) / внеаудиторные занятия: оформление результатов экспериментальной деятельности (зарисовки, фотографии, презентации) / аудиторное занятие: отбор презентаций для пособия «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия

4

4

2

4

Дневник наблюдений за погодой

У-3, ч.1 (с. 115, 118, 120–122, 158)

Т-3, № 1 (с. 43)

Х-3 (с. 73–76)

Групповая, индивидуальная и коллективная деятельность / аудиторные занятия: составление научных словариков, разработка формы дневника наблюдений / внеаудиторные занятия: наблюдение за погодными изменениями / аудиторные занятия: обсуждение результатов наблюдений, отбор лучших дневников наблюдений для пособия «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия

2

2

2

5

Почва и ее состав

У-3, ч. 2 (с. 35–38)

Групповая и коллективная деятельность / аудиторное занятие: опытное исследование состава почвы, выявление, описание или фиксирование с помощью фотоаппарата (рисунков) этапов проведения опытов по исследованию состава почвы / проведения опытов по исследованию состава почвы / внеаудиторное занятие: оформление результатов опытов / аудиторное занятие: обсуждение результатов, выставка презентаций, отбор лучших для пособия внеурочной деятельности «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия

2

2

2

Содержание деятельности  учащихся

Тема 1. Свойства воды в жидком состоянии (нагревание, охлаждение, замерзание)

Аудиторные занятия (2 ч) – экспериментальное исследование свойств воды с целью фиксации этапов проведения эксперимента. Распределение обязанностей между членами клуба (проведение опыта, описание, зарисовка, фотографирование). Проведение эксперимента по выявлению свойств воды при нагревании и охлаждении (при нагревании вода расширяется, при охлаждении вода сжимается).

Выявление этапов проведения экспериментов и их фиксирование (описание, фотографии, зарисовки). Примечание: возможна постановка и других экспериментов. Например: лед, образовавшийся из воды, занимает больший объем (см. А.И. Шапиро «Тайны окружающего мира или секреты знакомых вещей». – М., Мозаимка-Синтез, 2002, с. 14–15).

Внеаудиторные занятия (2 ч) - описание (фиксирование с помощью фотоаппарата) этапов постановки одного из опытов. Оформление результатов аудиторного занятия.

Аудиторные занятия (2 ч): подведение итогов, выставка презентаций, выбор лучших в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.

Тема 2. Определение прозрачности воды

Аудиторные занятия (2 ч): распределение обязанностей между членами клуба (проведение опыта, описание, зарисовка, фотографирование). Опытное исследование прозрачности воды из водопроводного крана и местного водоема (пруда, озера, речки) с целью фиксирования этапов проведения опыта (описание, зарисовка, фотографирование).

Внеаудиторные занятия (2 ч): оформление полученных результатов.

Аудиторные занятия (2 ч): выставка презентаций с целью отбора лучших в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.

Тема 3. Свойства воздуха

Аудиторные занятия (4 ч): распределение обязанностей между членами клуба (проведение опыта, описание, зарисовка, фотографирование). Опытное исследование свойств воздуха с целью фиксирования этапов его проведения (воздух можно взвесить; воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается; теплый воздух легче холодного; воздух занимает пространство). Составление плана оформления результатов. Распределение обязанностей между членами клуба по оформлению результатов.

Внеаудиторные занятия (4 ч): оформление результатов наблюдения за этапами проведения экспериментальных исследований (фотографии, рисунки, описания).

Аудиторные занятия (2 ч): выставка презентаций, отбор лучших в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.

Тема 4. Дневник наблюдений за погодой

Аудиторные занятия (2 ч): составление словарика научных терминов – ветер, снег, туман, гололед, град, роса, иней, дождь, снег, флюгер, анемометр (учебник 3 класса, ч.1, с. 115, 118; Интернет).

Отбор лучших словариков в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов».

Изучение условных знаков для ведения дневника наблюдений за погодой (учебник 3 класса, ч.1, с. 122).

Разработка формы дневника наблюдений (работа в группах).

Выставка дневников наблюдений за погодой. Отбор наиболее удобной для использования формы дневника наблюдений.

Внеаудиторные занятия (2 ч): наблюдение за погодой в течение недели. Запись результатов в дневник наблюдений с помощью условных знаков.

Аудиторные занятия (2 ч): обсуждение индивидуальных результатов наблюдения за погодой.

Отбор лучшего дневника наблюдения в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.

Тема 5. Почва и ее состав

Аудиторные занятия (2 ч): распределение обязанностей между членами клуба (проведение опыта, описание, зарисовка, фотографирование). Изучение состава почвы (определение цвета почвы, наличие полусгнивших остатков растений и мелких животных (перегной), наличие воздуха и воды, наличие минеральных солей, песка и глины) с целью фиксирования этапов проведения опытов. Составление плана оформления результатов. Распределение обязанностей между членами клуба по оформлению результатов.

Внеаудиторные занятия (2 ч): оформление презентаций.

Аудиторные занятия (2 ч): выставка презентаций, отбор лучших в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.

Учебно-методическая литература

О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/ Учебник.

        Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 2. – М.: Академкнига/ Учебник.

        Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник.

        Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 1 – М. : Академкнига/Учебник.

        Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 2 – М. : Академкнига/Учебник.

        Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник.

Наглядные пособия

1) натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;

2) гербарии; семена и плоды растений; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;

3) географические и исторические карты;

4) предметы, представляющие  быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества;

5) приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал;

6) измерительные приборы: весы, термометры, сантиметровые линейки, мензурки;

7) экскурсионное снаряжение, в том числе складные лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки;

8) набор популярных иллюстрированных определителей объектов природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по искусству родного края

Рабочая программа по искусству родного края (Новосибирская область) ...

Рабочая программа кружка "Топонимы родного края"

Методическая разработка кружка по краеведению. Топонимы - различные географические названия. Программа расчитана на 1 год обучения для средних классов....

рабочая программа курса "Природа родного края"

Данная рабочая программа создана для ведения курса «Природа родного края» в 5 классе (региональный компонент , о природе Новосибирской области)...

Рабочая программа по культуре родного края

Курс « Культура родного края» является существенным дополнением к кругу учебных предме­тов мировоззренческого направления. Для реализации рабочей программы выбрано учебное пос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Мой край родной» ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ 6 класс

Программа  внеурочной деятельности  “Мой край родной” по духовно-нравственному направлению (далее – программа “Мой край родной” ) разработана для занятий творче...

Рабочая программа внеурочной деятельности « Ты край мой родной»

Введение в курс «Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний.»-1час.Раздел 1. Малая Родина-Тамбовский край»-10часов.  Территория  и географическое положение Там...