РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Мой край родной» ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ 6 класс
рабочая программа (6 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности “Мой край родной” по духовно-нравственному направлению (далее – программа “Мой край родной” ) разработана для занятий творческого объединения обучающихся 6 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО.
Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Новизна программы заключается в том, что особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kray_rodnoy_vneuroch.docx | 48.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Русскожуравская средняя общеобразовательная школа
Верхнемамонского муниципального района
Воронежской области»
Рассмотрено и рекомендовано к утверждению ШМО учителей гуманитарного цикла Протокол № ___ от «____»____________2016г. Руководитель ШМО __________Хижнякова Н.В. | «Утверждено» Директор МКОУ «Русскожуравская СОШ» _____________Безручко А.А. Приказ № ___ от «___»____________2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Мой край родной»
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
6 класс
на 2016 – 2017 учебный год
Составитель: учитель русского языка
и литературы
Семенихина Елена Васильевна
Русская Журавка, 2016
- Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности “Мой край родной” по духовно-нравственному направлению (далее – программа “Мой край родной” ) разработана для занятий творческого объединения обучающихся 6 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО.
Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Новизна программы заключается в том, что особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями.
Программа «Мой край родной» составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского, А.А.Тимофеева и др., Москва Просвещение» 2010. (Программы подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию).
В разделе «Внеурочная проектная деятельность» примерных программ основного общего образования уточняется, что под «проектом» понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом обучающиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.
Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа «Мой край родной» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет история Воронежского края, Верхнемамонского района, герои Воронежской земли в годы Великой Отечественной войны, писатели и поэты, прославившие родной край. Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к людям, живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.
Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Общая характеристика программы
Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей обучающихся. Курс не только расширяет знания обучающихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей обучающихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
Основные направления внеурочной деятельности - изучение истории родного края.
Программа адресована обучающимся 6 класса и рассчитана на 35 часов в год. Периодичность занятий – 1 час в неделю, продолжительность занятия 45 минут. Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор занятий и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.
Цели программы:
• сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;
• расширить и углубить знания учащихся о родном крае;
• формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;
• воспитывать патриотизм.
Образовательные задачи:
• ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;
• овладение начальными навыками исследовательской работы.
Воспитательные задачи:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
- воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
- воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.
Развивающие задачи:
• развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
• стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.
Программа предусматривает теоретические и практические занятия:
1)теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).
2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Формы занятий:
- групповая работа;
- экскурсии;
- беседы, викторины;
- коллективные творческие дела;
- трудовые дела.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
- вести устный диалог на заданную тему;
- участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
- участвовать в работе конференций, чтений.
- участвовать в работе конференций, чтений.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом обучающиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на один год обучения из расчёта 1 час в неделю. Всего: 35 часов.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
2. Содержание программы
Раздел I. Введение в ИКТ.
Содержание и задачи работы внеурочного занятия на предстоящий год. Организация занятий, формы и методы исследовательской работы. Правила ТБ при работе с ПК. Исследовательская работа. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».
Раздел II.История Воронежской обласи и Верхнемамонского района.
Раздел посвящен истории родного края. История Верхнемамонского района. Символика Воронежской области и Верхнемамонского района. Известные люди родного края. Достопримечательности, музеи Воронежской области.
Раздел III. Воронежской области в годы Великой Отечественной войны.
Раздел посвящен историческим событиям нашего государства и родного края периода Великой Отечественной войны. Начало Великой Отечественной войны. Перестройка всей жизни на военный лад. Героизм воронежцев на фронтах войны. Земляки – Герои Советского Союза. Вклад верхнемамонцев в победу над врагом.
Раздел IV. Животный и растительный мир Воронежской области
Сбор материала о животном и растительном мире Воронежской области.
V. Итоговое занятие.
Оформление и защита творческих работ. Компьютерная презентация результатов работы. Выставки фотографий.
3. Предполагаемые результаты
Должны научиться | Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать умозаключения и выводы; ■ структурировать материал; ■ готовить тексты собственных докладов; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи. | В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:
|
Личностные и метапредметные результаты
результаты | формируемые умения | средства формирования |
личностные |
| организация на занятии парно-групповой работы |
Метапредметные результаты | ||
регулятивные | • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
|
|
познавательные |
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
|
|
коммуникативные |
• формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
|
|
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончании реализации программы:
Первый уровень:
Приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении
Второй уровень:
Формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
Третий уровень: Приобретение школьниками социального опыта самостоятельного социального действия.
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента
4. Формы контроля
- альбом;
- газета;
- плакат;
- серия иллюстраций;
- справочник;
- стенгазета;
- сценарий праздника;
- фотоальбом.
5. Учебно-тематический план | ||||||||
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся
| |||||
теория | практика | |||||||
Раздел I. Введение | ||||||||
1 | Содержание и задачи работы внеурочных занятий. Организация занятий. | 1 | Личностные формирование мотивации к обучению, развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Регулятивные планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; познавательные добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; Коммуникативные Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | |||||
2 | Формы и методы исследовательской работы. | 1 | ||||||
3 | Исследовательский проект. Разработка исследовательских проектов. | 1 | ||||||
Раздел II. История Воронежской области и Верхнемамонского района | ||||||||
4 | Территория нынешней Воронежской области в древние времена | 1 | Личностные формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Регулятивные учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; познавательные умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | |||||
5 | История Воронежской области | 1 | ||||||
6 | Исторические памятники Воронежской области | 1 | ||||||
7 | История городов , расположенных на территории области | 1 | ||||||
8 | История города Воронежа | 1 | ||||||
9 | История города Павловска | 1 | ||||||
10 | История города Калача | 1 | ||||||
11 | Территория Воронежской области в Средние века | 1 | ||||||
12 | Воронеж в Российской империи | 1 | ||||||
13 | История становления Воронежской области . Появление Верхнемамонского района | 1 | ||||||
14 | Географическое расположение Воронежской области. Топонимика родного края. | 1 | ||||||
15 | Географическое расположение Верхнемамонского района. | 1 | ||||||
16 | Символика Воронежской области. Флаг, герб, гимн . | 1 | ||||||
17 | Символика Верхнемамонского района района. Флаг, герб, гимн . | 1 | ||||||
18 | Известные люди Воронежской области . | 1 | ||||||
19 | Известные люди Верхнемамонского района | 1 | ||||||
20 | Достопримечательности Воронежской области. | 1 | ||||||
21 | Достопримечательности Верхнемамонского района | 1 | ||||||
22 | Музеи Воронежской области. | 1 | ||||||
Раздел III. Верхнемамонский район и Воронежская область в годы Великой Отечественной войны. | ||||||||
23 | Начало Великой Отечественной войны. Перестройка всей жизни на военный лад. | 1 | Личностные формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Регулятивные учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; познавательные умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | |||||
24 | Героизм воронежцев на фронтах войны. | 1 | ||||||
25 | Земляки – Герои Советского Союза. | 1 | ||||||
26 | Воронежцы – фронту. | 1 | ||||||
27 | Вклад верхнемамонцев победу над врагом. | 1 | ||||||
28 | Изучение семейных архивов: фотографий, трудовых книжек, военных билетов, наградных документов и др. | 1 | ||||||
29 | Анализ и обработка информации. | 1 | ||||||
30 | Животный мир Воронежской области | 1 | ||||||
31 | Растительный мир Воронежской области | 1 | ||||||
32 | Почвы Воронежской области | 1 | ||||||
33 | Животноводство и птицеводство в Воронежской области | 1 | ||||||
34-35 | Оформление и защита творческих работ. | 2 | ||||||
Итого | 11 | 24 |
6. Методические рекомендации.
1. При проведении занятий необходимо активно задействовать школьников в сборе информации о родном районе и станице. Привлечь обучающихся к созданию презентаций о защитниках Отечества. Подготовить фотовыставки о ветеранах.
2. Важно вовлекать обучающихся в процесс исследования прошлого своей семьи, составления родословной.
3. Обязательно нужно приглашать гостей, родителей обучающихся, которые расскажут ребятам об истории области, района, о героях ВОВ, наших земляках.
7.Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса
№ | Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения |
Библиотечный фонд ( книгопечатная продукция) | |
1 | И. Кондратьева, Города России. Энциклопедия — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1994. – 148 с. |
2 | Пчелов Е.В., Государственные символы России – Герб, Флаг, Гимн. – Москва: «Русское слово», 2002. – 94 с. |
3 | Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования |
4 | Вырщиков А.Н., Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. - М.: Глобус, 2007. – 78 с. |
5 | Горбова М.А., Патриотическое воспитание средствами краеведения. - М.: Глобус, 2007. – 140 с. |
6 | Даринский А.В., Краеведение. - М.: Просвещение, 1987. – 245 с |
7 | Касимова Т.А., Яковлев Д.Е., Патриотическое воспитание школьников. - М.: Айрис - пресс, 2005. – 95 |
8 | Карта РФ, Воронежской области, Верхнемамонского района |
Технические средства обучения | |
1 | Компьютер |
2 | Интерактивная доска |
3 | Фотоаппарат |
Экранно - звуковые пособия | |
1 | Презентации |
Оборудование класса Мебель: столы, стулья, шкафы доска аудиторная |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Край родной» для обучающихся 3 класса
программа...
Рабочая программа деятельности экологического отряда "Юный эколог" 5-9 класс
В программе выделено 3 направления: исследовательская деятельность, эколого-просветительская деятельность, общественно-полезная деятельность. Занятия в отряде чередуются с посещением музеев, села, гор...
Рабочая программа по курсу "Исследовательская деятельность. Брянский край "10 класс
Программа к курсу "Исследовательская деятельность модуль курса Брянский край" для 10 класса...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Мой край» 5 класс.
Календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мой край" 7 класс.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности"Мой край ". 7 класс, ( вариант 2)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Северный край" -1 класс
Программа внеурочной деятельности «Северный край» составлена с учетом национально-регионального компонента для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Мой край» 4 класс.
Календарно-тематическое планирование...