Разработка урока биологии 6 кл. по теме Водоросли
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Разработка урока по теме Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vodorosli.docx | 42.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел: биология
Класс: 6
Учитель биологии Попова Марина Борисовна
Тема «Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей»
Цели:
- Изучить строение и процессы жизнедеятельности водорослей:
- познакомить со средой обитания водорослей;
- раскрыть особенности строения тела одноклеточных и многоклеточных водорослей;
- дать представление о способах размножения водорослей;
2. продолжить формировать знания учащихся о высших и низших растениях.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний .
Составьте таблицу:
Рассматриваемые объекты | Число видов | Число особей | род |
Малина обыкновенная | 1 | 1 | малина |
2 сурепки обыкновенные | 1 | 2 | Сурепка |
2 яблони лесные 2 яблони маньчжурские | 2 | 4 | яблоня |
Беседа по ходу заполнения таблицы:
- что такое вид?
- Какие особи объеденяют в один вид?
- Кто впервые ввёл бинарные названия видов?
- Зачем нужна классификация растений?
- 5 напишите таксономические единицы классификации растений.
3.Изучение нового материала: сопровождается слайдами презентации
1) Общая характеристика водорослей:
Сегодня мы начинаем изучение водорослей. Водоросли – большая группа растений, которая включает в себя несколько отделов.
2)
Вы неоднократно видели водоросли. Скажите, где они встречаются?
Да, чаще всего водоросли обитают в воде. А в каких водах могут жить водоросли?
Водоросли живут и в пресных и в соленых водоемах, могут жить в стоячей и в проточной воде, а так же они обитают на влажной почве, коре деревьев, в аквариуме, на поверхности почвы в горшке с комнатными цветами. Мы с Вами знаем, что водоросли одни из самых простых растений. Поэтому они имеют более простое строение. Давайте вспомним, к каким растениям относятся водоросли?
Водоросли относятся к низшим растениям. А в чем отличие низших растений от высших?
Низшие растения не имеют дифференцированных органов. Тело водорослей называется таллом.
Так как водоросли живут в воде или во влажной среде, то они поглощают различные вещества всей поверхностью тела, соответственно и вся поверхность тела может фотосинтезировать. По способу питания они автотрофы.
3) Одноклеточные и многоклеточные водоросли: стр 137 учебник рис 90
Среди водорослей встречаются как микроскопические, так и настоящие гиганты, достигающие в длину несколько метров.
Водоросли | |
Одноклеточные | Многоклеточные |
Хламидомонада, хлорелла. | Спирогира, улотрикс, кладофора. |
Из одноклеточных водорослей мы рассмотрим хламидомонаду. Она имеет грушевидную форму тела. На переднем конце находятся два жгутика, при помощи которых водоросль может двигаться. Тело водоросли покрыто оболочкой . Под которой находится цитоплазма с расположенным в ней ядром. Есть так же вакуоль, в которой содержится клеточный сок. Большую часть занимает хроматофор, содержащий пигмент – хлорофилл, за счет этого водоросль имеет зеленый цвет. А раз есть хлорофилл, значит, водоросль способна к фотосинтезу. Так как водоросль может свободно двигаться, то она может выбрать благоприятное для нее место. Наиболее благоприятным для нее является наличие яркого света. У нее есть светочувствительный глазок, при помощи которого она передвигается в сторону более освещенного места. Это явление стремления к свету называется положительным фототаксином. Хламидомонада способна питаться не только продуктами фотосинтеза, но и поглощать готовые органические вещества всей поверхностью тела. Она размножается как половым, так и бесполым путем. Летом в благоприятных условиях она размножается бесполым путем – делением. Прежде чем приступить к делению хламидомонада теряет жгутики и перестает двигаться. Содержимое материнской клетки делится пополам, затем еще пополам. Каждая из четырех частей покрывается оболочкой и выбрасывает жгутики. В результате под оболочкой образуется 4 маленькие клетки. Эти клетки называются зооспорами. Основная функция зооспор – размножение и расселение организма. Впоследствии оболочка материнской клетки лопается, и дочерние клетки оказываются на свободе. Зооспоры постепенно растут и превращаются во взрослых хламидомонад.
В неблагоприятных условиях хламидомонада размножается половым путем. Содержимое делится и внутри материнской клетки образуется гамета с двумя жгутиками. Оболочка клетки разрывается, и гаметы выходят наружу. Они активно двигаются в поисках других гамет. Потом гаметы различных клеток объединяются, и образуется зигота. Зигота покрывается плотной оболочкой и способна пережить неблагоприятные условия. А как только наступают благоприятные условия, зигота делится дважды и в результате образуются 4 хламидомонады.
К многоклеточным водорослям относится – спирогира и ее мы рассмотрим. Клетки у нее расположены в один ряд. Растет она за счет деления клеток всего тела. Эта водоросль ведет неприкрепленный образ жизни и за счет течений передвигается. Например, купаясь в пруду или реке, вы обнаруживали скопления зеленой, скользкой тины? Это и есть спирогира. Клетки имеют вытянутую форму. Сверху покрыты слоем слизи. Хроматофоры имеют особое строение. Они длинные, расположены вдоль стенки клетки и опоясывают ее по спирали. Отсюда и название водоросли. В центре находится ядро с ядрышком. Большой объем клетки занимает вакуоль. Для спирогиры характерно как половое, так и бесполое размножение.
4. Размножение водорослей:
- размножение хламидомонады бесполым и полровым путём
- размножение нитчатых водорослей (коньюгация)
5) Роль водорослей в природе:
- В процессе фотосинтеза выделяют кислород, необходимый им для дыхания.
- Пища для многих морских животных.
- Приют для рыб и многих других животных.
- Обогащение воды кислородом в процессе фотосинтеза.
- Некоторые виды участвуют в почвообразовании, когда попадают на бесплодные субстраты.
- Некоторые виды входят в состав комплексных организмов (лишайники).
6) Роль водорослей в жизни и деятельности человека:
- Являются продуктами питания для человека.
- Используются в качестве добавки к корму для скота.
- Изготовление удобрений.
- Использование в химической промышленности (йод, спирт, уксусная кислота).
- Биологическая очистка сточных вод.
- Получение лекарственных препаратов и биологически активных добавок к пище.
7) Вред, наносимый водорослями:
- Чрезмерное размножение в оросительных каналах затрудняет подачу воды.
- Чрезмерное размножение в рыборазводных прудах затрудняет сезонный вылов рыбы.
- Чрезмерное размножение водорослей в судоходных местах приводит к затруднению судоходства.
4.Закрепление изученного материала.
Решение кроссворда.
- Оплодотворенная яйцеклетка.
- Половая клетка.
- Группа отделов низших растений.
- Зеленая нитчатая водоросль.
- К этим водорослям относится хламидомонада.
- Морская капуста.
- Способ питания водорослей.
Ответы:
1 – зигота, 2 – гамета, 3 – водоросли, 4 – спирогира, 5 – одноклеточные, 6 – ламинария, 7 – автотрофы.
5.Итог урока. Выставление отметок.
6.Домашнее задание – параграф 12, заполнить таблицу.
Название водоросли. | Название отдела. | Одноклеточная или многоклеточная | Образ жизни. | Место обитания. | Значение для человека. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока биологии. 8 класс. Тема "Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ".
урок биологии 8 класс: Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ....
Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании биологии. Методическая разработка урока биологии по теме "Водоросли"
методическая разработка урока биологии 7 класса по теме "Водоросли"...
Методическая разработка урока биологии в 5 классе по теме "Растения. Водоросли"
Тип урока: Урок усвоения новых знанийСтруктура урока включает в себя следующие элементы: 1. Организационная часть.2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся...
Разработка урока биологии "Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания"
Плпн-конспект крока биологии в 5 классе по теме "Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания"...
урок биологии (ФГОС) 5 класс "Водоросли" Учебник Н. И. Сонина «Биология».
Технологическая карта конструирования урока биологии в 5 классепо формированию универсальных учебных действий в системно - деятельностном подходе...
Конспект урока в соответствии ФГОС, биология, 5 класс, тема: Водоросли"
Технологическая карта урока разработана В соответствии ФГОС, для 5 классов ....
Конспект урока Биология, 6 класс Тема урока «Водоросли, их разнообразие и значение в природе»
План - конспект урока по биологии по теме "Водоросли, их разнообразие и значение в природе"...