Разработка урока биологии 6 кл. по теме Водоросли
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Разработка урока по теме Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vodorosli.docx42.13 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел: биология

Класс: 6

Учитель биологии Попова Марина Борисовна

Тема «Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей»

Цели:

  1. Изучить строение и процессы жизнедеятельности водорослей:


- познакомить со средой обитания водорослей;
- раскрыть особенности строения тела одноклеточных и многоклеточных водорослей;
- дать представление о способах размножения водорослей;
2. продолжить формировать знания учащихся о высших и низших растениях.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний .

Составьте таблицу:

Рассматриваемые объекты

Число видов

Число особей

род

Малина обыкновенная

1

1

малина

2 сурепки обыкновенные

1

2

Сурепка

2 яблони лесные

2 яблони маньчжурские

2

4

яблоня

Беседа по ходу заполнения таблицы:

  1. что такое вид?
  2. Какие особи объеденяют в один вид?
  3. Кто впервые ввёл бинарные названия видов?
  4. Зачем нужна классификация растений?
  5. 5 напишите таксономические единицы классификации растений.

3.Изучение нового материала:  сопровождается слайдами презентации

1) Общая характеристика водорослей:

Сегодня мы начинаем изучение водорослей. Водоросли – большая группа растений, которая включает в себя несколько отделов.

2)

http://festival.1september.ru/articles/516643/img1.gif

Вы неоднократно видели водоросли. Скажите, где они встречаются?
Да, чаще всего водоросли обитают в воде. А в каких водах могут жить водоросли?
Водоросли живут и в пресных и в соленых водоемах, могут жить в стоячей и в проточной воде, а так же они обитают на влажной почве, коре деревьев, в аквариуме, на поверхности почвы в горшке с комнатными цветами. Мы с Вами знаем, что водоросли одни из самых простых растений. Поэтому они имеют более простое строение. Давайте вспомним, к каким растениям относятся водоросли?
Водоросли относятся к низшим растениям. А в чем отличие низших растений от высших?
Низшие растения не имеют дифференцированных органов. Тело водорослей называется таллом.
Так как водоросли живут в воде или во влажной среде, то они поглощают различные вещества всей поверхностью тела, соответственно и вся поверхность тела может фотосинтезировать. По способу питания они автотрофы.

3) Одноклеточные и многоклеточные водоросли: стр 137 учебник рис 90

Среди водорослей встречаются как микроскопические, так и настоящие гиганты, достигающие в длину несколько метров.

Водоросли

Одноклеточные

Многоклеточные

Хламидомонада, хлорелла.

Спирогира, улотрикс, кладофора.

Из одноклеточных водорослей мы рассмотрим хламидомонаду. Она имеет грушевидную форму тела. На переднем конце находятся два жгутика, при помощи которых водоросль может двигаться. Тело водоросли покрыто оболочкой . Под которой находится цитоплазма с расположенным в ней ядром. Есть так же вакуоль, в которой содержится клеточный сок. Большую часть занимает хроматофор, содержащий пигмент – хлорофилл, за счет этого водоросль имеет зеленый цвет. А раз есть хлорофилл, значит, водоросль способна к фотосинтезу. Так как водоросль может свободно двигаться, то она может выбрать благоприятное для нее место. Наиболее благоприятным для нее является наличие яркого света. У нее есть светочувствительный глазок, при помощи которого она передвигается в сторону более освещенного места. Это явление стремления к свету называется положительным фототаксином. Хламидомонада способна питаться не только продуктами фотосинтеза, но и поглощать готовые органические вещества всей поверхностью тела. Она размножается как половым, так и бесполым путем. Летом в благоприятных условиях она размножается бесполым путем – делением. Прежде чем приступить к делению хламидомонада теряет жгутики и перестает двигаться. Содержимое материнской клетки делится пополам, затем еще пополам. Каждая из четырех частей покрывается оболочкой и выбрасывает жгутики. В результате под оболочкой образуется 4 маленькие клетки. Эти клетки называются зооспорами. Основная функция зооспор – размножение и расселение организма. Впоследствии оболочка материнской клетки лопается, и дочерние клетки оказываются на свободе. Зооспоры постепенно растут и превращаются во взрослых хламидомонад.

В неблагоприятных условиях хламидомонада размножается половым путем. Содержимое делится и внутри материнской клетки образуется гамета с двумя жгутиками. Оболочка клетки разрывается, и гаметы выходят наружу. Они активно двигаются в поисках других гамет. Потом гаметы различных клеток объединяются, и образуется зигота. Зигота покрывается плотной оболочкой и способна пережить неблагоприятные условия. А как только наступают благоприятные условия, зигота делится дважды и в результате образуются 4 хламидомонады.

К многоклеточным водорослям относится – спирогира и ее мы рассмотрим. Клетки у нее расположены в один ряд. Растет она за счет деления клеток всего тела. Эта водоросль ведет неприкрепленный образ жизни и за счет течений передвигается. Например, купаясь в пруду или реке, вы обнаруживали скопления зеленой, скользкой тины? Это и есть спирогира. Клетки имеют вытянутую форму. Сверху покрыты слоем слизи. Хроматофоры имеют особое строение. Они длинные, расположены вдоль стенки клетки и опоясывают ее по спирали. Отсюда и название водоросли. В центре находится ядро с ядрышком. Большой объем клетки занимает вакуоль. Для спирогиры характерно как половое, так и бесполое размножение.

4. Размножение водорослей:

- размножение хламидомонады бесполым и полровым путём

- размножение нитчатых водорослей (коньюгация)

5) Роль водорослей в природе:

  • В процессе фотосинтеза выделяют кислород, необходимый им для дыхания.
  • Пища для многих морских животных.
  • Приют для рыб и многих других животных.
  • Обогащение воды кислородом в процессе фотосинтеза.
  • Некоторые виды участвуют в почвообразовании, когда попадают на бесплодные субстраты.
  • Некоторые виды входят в состав комплексных организмов (лишайники).

6) Роль водорослей в жизни и деятельности человека:

  • Являются продуктами питания для человека.
  • Используются в качестве добавки к корму для скота.
  • Изготовление удобрений.
  • Использование в химической промышленности (йод, спирт, уксусная кислота).
  • Биологическая очистка сточных вод.
  • Получение лекарственных препаратов и биологически активных добавок к пище.

7) Вред, наносимый водорослями:

  • Чрезмерное размножение в оросительных каналах затрудняет подачу воды.
  • Чрезмерное размножение в рыборазводных прудах затрудняет сезонный вылов рыбы.
  • Чрезмерное размножение водорослей в судоходных местах приводит к затруднению судоходства.

4.Закрепление изученного материала.

Решение кроссворда.

  1. Оплодотворенная яйцеклетка.
  2. Половая клетка.
  3. Группа отделов низших растений.
  4. Зеленая нитчатая водоросль.
  5. К этим водорослям относится хламидомонада.
  6. Морская капуста.
  7. Способ питания водорослей.

http://festival.1september.ru/articles/516643/img2.gif

Ответы:
1 – зигота, 2 – гамета, 3 – водоросли, 4 – спирогира, 5 – одноклеточные, 6 – ламинария, 7 – автотрофы.

5.Итог урока. Выставление отметок.

6.Домашнее задание – параграф 12, заполнить таблицу.

Название водоросли.

Название отдела.

Одноклеточная или многоклеточная

Образ жизни.

Место обитания.

Значение для человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока биологии. 8 класс. Тема "Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ".

урок биологии 8 класс: Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ....

Методическая разработка урока биологии в 5 классе по теме "Растения. Водоросли"

 Тип урока: Урок усвоения новых знанийСтруктура урока включает в себя следующие элементы: 1. Организационная часть.2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся...

Разработка урока биологии "Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания"

Плпн-конспект крока биологии в 5 классе по теме "Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания"...

урок биологии (ФГОС) 5 класс "Водоросли" Учебник Н. И. Сонина «Биология».

Технологическая карта конструирования урока биологии в 5 классепо формированию универсальных учебных действий в системно - деятельностном подходе...

Конспект урока в соответствии ФГОС, биология, 5 класс, тема: Водоросли"

Технологическая карта урока разработана В соответствии ФГОС, для 5 классов ....

Конспект урока Биология, 6 класс Тема урока «Водоросли, их разнообразие и значение в природе»

План - конспект урока по биологии по теме "Водоросли, их разнообразие и значение в природе"...