Конспект урока в соответствии ФГОС, биология, 5 класс, тема: Водоросли"
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Технологическая карта урока разработана В соответствии ФГОС, для 5 классов .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_vodorosti.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока ___________ взвод ________________
Тема: Водоросли.
Цели урока: обеспечить условия для осмысления блока информации о многообразии живых организмов, на примере водоросли, продолжать формирование и развитие УУД (личностных, коммуникативных, познавательных, регуляторных).
Задачи: создать условия для развития:
- предметных компетенций посредством раскрытия связи между строением и жизнедеятельностью водорослей, показать приспособленность водорослей к разнообразным условиям обитания, раскрыть роль водорослей в природе и жизни человека;
- метапредметных компетенций через формирование представления о клетке как биологической системе (целое, состоящее из частей, выполняющих определенную функцию);
- личностных компетенций через развитие способностей к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию, формирования ответственного отношения к окружающему миру живой природы, освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах.
Тип урока: урок открытия нового знания
Методы обучения: проблемно-поисковый, эмоционального стимулирования и мотивации, сочетание словесных и наглядных, самостоятельная работа с учебным текстом и объектами изучения, исследовательский, практический, работы в группах.
Образовательные технологии: технология проблемного обучения, личностно-ориентированная технология, мастерская построения знаний.
Требования к результатам обучения
Личностные УУД:
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
- Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.
- Формирование личностных представлений о целостности природы.
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской и других видах деятельности.
Метапредметные результаты:
- Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
- Овладение составляющими исследовательской деятельности, давать определения понятиям и т.д.
- Умение работать с разными источниками биологической информации.
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты:
- Усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития для формирования естественнонаучной картины мира.
- Формирование первоначальных систематизированных представлений о многообразии живых организмов, взаимосвязи всего живого в биосфере, овладение понятийным аппаратом биологии.
- Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе.
- Овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов.
Этап урока | Содержание учебного материала | Функции и виды деятельности преподавателя | Формы и виды деятельности обучающихся | Планируемые результаты УУД |
1.Организационный этап | Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу | Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей | Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. | |
2 Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока | Эпиграфом к нашему уроку возьмем слова Ч.Дарвина: «Чем больше мы познаем законы природы, тем все более невероятными становятся для нас чудеса». Одним из чудес природы являются водоросли. Чаще всего водоросли - это микроскопические организмы, плавающие в толще вод, это скопления зеленоватых нитей, это буроватый ил на дне водоема, это слизистый налет на погруженных в воду предметов. Водоросли живут не только в воде, очень много их в почве, живут они и в воздушном океане. Цель нашего урока изучить многообразие организмов на примере водорослей. Тема урока : «Водоросли» | Выдвигает проблему, сообщает тему урока. | Записывают тему себе в тетрадь. | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. |
3. Изучение нового материала. | Характеристика: «Водоросль» - понятие очень широкое. К водорослям причисляют и некоторые безъядерные организмы, и ряд крупных групп царства растений. Ботаники насчитывают 30 тыс. видов водорослей – от одноклеточных организмов до гигантов длинной в десятки метров. Строение: Размеры их колеблются в очень широких пределах: мельчайшие соизмеримы с бактериальными клетками (не превышают 1 мкм в диаметре), а наиболее крупные морские бурые водоросли достигают несколько десятков метров в длину.
Группы водорослей по строению: Строение одноклеточных водорослей (на примере хламидомонады): Строение многоклеточных Строение колониальных водорослей (на примере вольвокса): Питание: Осуществляется за счёт фотосинтеза с помощью пигментов, находящихся в хроматофорах. Хроматофоры могут иметь различную форму: спиральную (у спирогиры) , в виде незамкнутого кольца (у улотрикса), подковообразную (у хламидомонады) Размножение: Хламидомонада – одноклеточная зеленая водоросль. Она движется в воде Многоклеточные водоросли зеленые бурые красные Многообразие водорослей Зеленые водоросли Тело-слоевище, имеющее форму нити или плоских листовидных образований. Обитают в пресных водоемах, морях и океанах. Примером является нитчатая водоросль улотрикс, а в морях и океанах растет ульва (морской салат). Бурые водоросли Бурые водоросли в основном морские растения. Слоевище их могут быть нитевидными, шаровидными, пластинчатыми. Иногда они содержат воздушные пузырьки, удерживающие растение в вертикальном положении. К грунту прикрепляются ризоидами. Примером бурых водорослей служит ламинария. Красные водоросли Это многоклеточные морские растения (некоторые виды живут в пресных водоемах) в клетках кроме хлорофилла содержатся красные и синие пигменты. В морях нашей страны широко распространены филлофора и порфира. | Учитель показывает строение водорослей их виды используя презентацию. Указывает на доску. Раздает инструктивные карточки для выполнения практической работы. | Работа с тетрадями, подписывают типы водорослей, их строение. Выполняют практическую работу в группах, используя инструктивные карточки, гербарий. Рассматривают при помощи микроскопа одноклеточные водоросли. Находят изображение одноклеточных водорослей, зарисовывают в тетрадь. Заполняют схему-кластер. Работа с учебником стр.55-56, изучение рисунка 34-37 | Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. |
5. Физкультминутка | Мы сегодня водолазы, В воду мы ныряем разом. Словно рыбы мы плывем, Изучаем водоем. Посмотрите, там вдали, Проплывают караси. А у нас под носом, Сидит дафния с циклопом. Опускаемся на дно, Водорослей полным-полно. Красные, зеленые Словно краски новые. Поднимаем взор наверх, Все! Всплываем, нет помех! | Учащиеся выполняют действия, предложенные в стихотворении. | ||
6. Закрепление изученного материала. | 1. Почему водоросли относятся к низшим растениям? 2. Где обитают одноклеточные зеленые водоросли? 3. Какое строение имеет хламидомонада? 4. Где обитают и какое строение имеют зеленые водоросли? | Учитель задает вопросы | Устные ответы учащихся | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Приобретение навыков работы с учебником. |
7. Домашнее задание | &13 кроссворд, доклад. | Записывают задание себе в дневник. | ||
8. Рефлексия | Обобщают информацию, формируют отношение к изученному материалу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока изобразительного искусства ФГОС 5 класс на тему "Пейзаж"
Данный материал позволит учителю интересно и наглядно провести урок изобразительного искусства....
конспект урока в соответствии ФГОС
Данный урок входит в систему учебного курса «Технология»,раздел «Современное производство и профессиональное образование»...
Конспект урока по географии ФГОС 7 класс
Конспект урока с технологической картой и презентацией по теме "Южно-Африканская республика" 7 класс.ФГОС...
Конспект урока немецкого языка в 6 классе. Тема раздела: «На улице листопад». Тема урока: «Мы идем за покупками».
Данный урок предназначен для усвоения и закрепления изученного лексического материала по теме «Draußen ist Blätterfall»; обеспечить условия для активизации грамматического материала; развитие умения в...
Конспект урока "Покрытосеменные", соответствует ФГОС.
Конспект урока соответствует требованиям ФГОС. В документе присутствует презентация....
Конспект урока географии по ФГОС 7 класс на тему "Южная Африка"
Южная Африка.Цель: расширить и углубить знания об особенностях природы Южной Африки, населении и его хозяйственной деятельности, дать представление о современной политической карте региона.I...
Конспект урока по учебному предмету "Биология" на тему "Семена растений"
Конспект урока по учебному предмету "Биология" на тему "Семена растений" разработан для обучающихся 7 класса с умственной отсталостью (нарушением интеллекта)...