Разработка урока биологии "Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Плпн-конспект крока биологии в 5 классе по теме "Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vodorosli_ih_mnogoobrazie_stroenie_sreda_obitaniya.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме «Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания» 5 класс
Задачи:
- познакомить учащихся с водорослями как представителями древних растений;
- раскрыть особенности строения тела;
- показать строение одноклеточных водорослей на примере хламидоманады;
- познакомить с многообразием одноклеточных и многоклеточных водорослей;
- продолжить развивать умение пользоваться микроскопом и готовить микропрепараты.
Словарь: высшие растения, низшие растения, ризоиды, таллом, слоевище, одноклеточные и многоклеточные водоросли, хламидомонада, хроматофор, хлорофилл, хлоропласты
Ход урока.
- Организационный момент
Выступления учащихся:
1) У Багамских островов на глубине 269 м., где поглощается 99% солнечного света, в 1984 г. обнаружили бурые водоросли. Бурая водоросль макроцистис грушеносный вырастает за день на 45 см. и достигает длины 160 м.
2) Кислородом нашу планету снабжают растения и больше всего его выделяют водоросли. В процессе фотосинтеза водоросль хлорелла выделяет количество кислорода, значительно превышающее её массу. Способность хлореллы давать большое количество органических веществ и выделять много кислорода позволяет учёным предполагать, что хлореллу можно использовать в оранжереях космических кораблей как источник кислорода и пищи для космонавтов.
3) Водоросли встречаются и в местах обитания с экстремальными условиями – во льдах горных вершин и Заполярья. В горячих источниках Камчатки, температура которых достигает 75 градусов обнаружено 27 видов водорослей. В настоящее время обнаружено более 100 видов водорослей, развивающихся на поверхности снега и льда. Окраска снега может быть зелёной, красной, голубой, бурой, жёлтой и даже чёрной – в зависимости от видов, которые преобладают среди снежных водорослей.
4) Необычное море без земных берегов существует в Атлантическом океане, называется оно – Саргассово море.Его необычность вызвала появление множества легенд. Одна из них повествует о существовании там таких скоплений водорослей, что в них застревают и гибнут суда. Истории о загадочных водорослях восходят к V веку до н.э. Но первыми, кто наблюдал этот морской феномен, были Христофор Колумб и его команда. Во время экспедиции Колумба в Америку в 1492 году, когда его корабли медленно продвигались сквозь спутанную растительную массу, матросы могли наблюдать похожие на ягоды, наполненные газом пузыри, которые удерживают водоросли у поверхности воды. Они назвали их Саргассо по имени мелкого винограда, выращиваемого на их средиземноморской родине, отсюда и название моря – Саргассово. Дрейфующий растительный плот состоит в основном из водорослей одного конкретного вида – Sargassum natans.
- Объяснение нового материала
- Итак, о чем пойдет сегодня речь на уроке?
- На какие вопросы вы хотели бы получить сегодня ответы?
- Да. Водоросли – самые древние растения на нашей планете, они дали начало всем наземным растениям. Мир водорослей огромен по численности и разнообразен по формам. Среди водорослей можно встретить миниатюрные, состоящие из одной клетки, а есть водоросли, длина которых составляет десятки метров.
Все вы наверняка видели водоросли. Где?
- В аквариуме, в реке, на море.
- А из рассказов ребят, где ещё можно встретить водоросли?
- На снегу, во льдах, в горячих источниках.
Проблема!!! «Водоросли»
- Задумывались ли вы над тем, откуда появилось слово «Водоросли»?
Предположение: растут в воде.
Действительно, большинство водорослей растут в пресных и соленых водоемах.
Все ли растения, растущие в воде, будут водорослями? (высшие и низшие растения)
- Какие растения относятся к высшим? к низшим?
- Водоросли действительно относятся к низшим растениям, т.к. не имеют ни тканей, ни органов. Тело представлено либо одной клеткой, либо множеством, расположенных в один или два ряда. Тело водорослей называется слоевище или таллом.
Итак, сегодня на уроке мы проведем исследования в нашей мини-лаборатории, которые помогут ответить на все ваши вопросы.
Групповая работа.
1 группа «Строение одноклеточной зеленой водоросли хламидомонады».
Учащиеся собирают клетку из шаблонов.
Ответьте на вопросы:
- Какую форму имеет клетка хламидомонады? Почему она так называется?
- Как передвигается хламидомонада?
- Где находятся пигменты в клетке хламидомонады?
- Зачем хламидомонаде светочувствительный глазок?
- Какие одноклеточные водоросли встречаются в водоемах помимо хламидомонады?
- Чем отличается по строению хлорелла от хламидомонады?
- Какое явление вызывает хламидомонада в водоеме, в котором живет?
2 группа: лабораторная работа «Строение многоклеточных зеленых водорослей»
Работа с микроскопом «Строение нитчатой зеленой водоросли спирогиры»
- Где можно встретить водоросль спирогиру?
- В чем особенность строения водоросли спирогиры?
- Где в клетке располагаются пигменты?
- Что из себя представляет нитчатая зеленая водоросль Улотрикс? (зеленая нить, прикрепляется к подводным предметам ризоидами) Какую форму имеет хроматофор Улотрикса?
- Что такое ризоиды и какова их функция?
3 группа «Многообразие водорослей»
- Приведите примеры зеленых водорослей. Какое они нашли применение?
- Чем интересны бурые водоросли? Приведите примеры бурых водорослей? Какая бурая водоросль чаще всего используется человеком?
- Какие красные водоросли вам известны, где встречаются и какие имеют размеры?
Обсуждение работы групп.
Рефлексия:
- Получили ли вы ответы на свои вопросы?
- Что больше всего понравилось, запомнилось на уроке?
- С каким настроением вы уйдете с урока (смайлики).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии 6 класс "Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей."
урок биологии в рамках ФГОС...
Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»
Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...
Тема урока: Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания
Познакомить учащихся с характерными признаками строения и жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений, показать особенности среды обитания и приспособления к ней донных и плавучих ...
Методическая разработка - Экскурсия "Голубая сорока в естественной среде обитания"
Данная методическая разработка помогает интересно рассказать детям о голубой сороке, где они услышат звуки издаваемые сорокой, увидят эту уникальную птицу в естественной среде обитания....
Технологическая карта урока по биологии в 5 классе в соответствии с ФГОС по теме: «Водоросли, их многообразие, строение, среда обита
Цель:расширить представление о многообразии живой природы. Формирование универсальных учебных действий....
Методическая разработка по биологии в 7 классе "Среда обитания и строение тела земноводных"
Урок биологии в 7 классе "Среда обитания и строение тела земноводных" представлен в виде урока-путешествия с целью активизации познавательной деятельности учащихся....
Конспект урока природоведения "Общие признаки рыб. Внешнее строение, среда обитания, водоёмы."
Урок изучения нового материала....