Разработка урока биологии "Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Плпн-конспект крока биологии в 5 классе по теме "Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vodorosli_ih_mnogoobrazie_stroenie_sreda_obitaniya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме «Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания» 5 класс

Задачи:

- познакомить учащихся с водорослями как представителями древних растений;

- раскрыть особенности строения тела;

- показать строение одноклеточных водорослей на примере хламидоманады;

- познакомить с многообразием одноклеточных и многоклеточных водорослей;

- продолжить развивать умение пользоваться микроскопом и готовить микропрепараты.

Словарь: высшие растения, низшие растения, ризоиды, таллом, слоевище, одноклеточные и многоклеточные водоросли, хламидомонада, хроматофор,  хлорофилл, хлоропласты

Ход урока.

  1. Организационный момент

Выступления учащихся:

1) У Багамских островов на глубине 269 м., где поглощается 99% солнечного света, в 1984 г. обнаружили бурые водоросли. Бурая водоросль макроцистис грушеносный вырастает за день на 45 см. и достигает длины 160 м.

 2) Кислородом нашу планету снабжают растения и больше всего его выделяют водоросли. В процессе фотосинтеза водоросль хлорелла выделяет количество кислорода, значительно превышающее её массу. Способность хлореллы давать большое количество органических веществ и выделять много кислорода позволяет учёным предполагать, что хлореллу можно использовать в оранжереях космических кораблей как источник кислорода и пищи для космонавтов.

3) Водоросли встречаются и в местах обитания с экстремальными условиями – во льдах горных вершин и Заполярья. В горячих источниках Камчатки, температура которых достигает 75 градусов обнаружено 27 видов водорослей. В настоящее время обнаружено более 100 видов водорослей, развивающихся на поверхности снега и льда. Окраска снега может быть зелёной, красной, голубой, бурой, жёлтой и даже чёрной – в зависимости от видов, которые преобладают  среди снежных водорослей.

4) Необычное море без земных берегов существует в Атлантическом океане, называется оно – Саргассово море.Его необычность вызвала появление множества легенд. Одна из них повествует о существовании там таких скоплений водорослей, что в них застревают и гибнут суда. Истории о загадочных водорослях восходят к V веку до н.э. Но первыми, кто наблюдал этот морской феномен, были Христофор Колумб и его команда. Во время экспедиции Колумба в Америку в 1492 году, когда его корабли медленно продвигались сквозь спутанную растительную массу, матросы могли наблюдать похожие на ягоды, наполненные газом пузыри, которые удерживают водоросли у поверхности воды. Они назвали их Саргассо  по имени мелкого винограда, выращиваемого на их средиземноморской родине, отсюда и название моря – Саргассово. Дрейфующий растительный плот состоит в основном из водорослей одного конкретного вида – Sargassum natans.

  1. Объяснение нового материала

- Итак, о чем пойдет сегодня речь на уроке?

- На какие вопросы вы хотели бы получить сегодня ответы?

- Да. Водоросли – самые древние растения на нашей планете, они дали начало всем наземным растениям. Мир водорослей огромен по численности и разнообразен по формам. Среди водорослей можно встретить миниатюрные, состоящие из одной клетки, а есть водоросли, длина которых составляет десятки метров.

Все вы наверняка видели водоросли. Где?

- В аквариуме, в реке, на море.

- А из рассказов ребят, где ещё можно встретить водоросли?

- На снегу, во льдах, в горячих источниках.

Проблема!!! «Водоросли»

- Задумывались ли вы над тем, откуда появилось слово «Водоросли»?

Предположение: растут в воде.

Действительно, большинство водорослей растут в пресных и соленых водоемах.

    Все ли растения, растущие в воде, будут водорослями? (высшие и низшие растения)

- Какие растения относятся к высшим? к низшим?

- Водоросли действительно относятся к низшим растениям, т.к. не имеют ни тканей, ни органов. Тело представлено либо одной клеткой, либо множеством, расположенных в один или два ряда. Тело водорослей называется слоевище или таллом.

Итак, сегодня на уроке мы проведем исследования в нашей мини-лаборатории, которые помогут ответить на все ваши вопросы.

Групповая работа.

1 группа «Строение одноклеточной зеленой водоросли хламидомонады».

Учащиеся собирают клетку из шаблонов.

Ответьте на вопросы:

  1. Какую форму имеет клетка хламидомонады? Почему она так называется?
  2. Как передвигается хламидомонада?
  3. Где находятся пигменты в клетке хламидомонады?
  4. Зачем хламидомонаде светочувствительный глазок?
  5. Какие одноклеточные водоросли встречаются в водоемах помимо хламидомонады?
  6. Чем отличается по строению хлорелла от хламидомонады?
  7. Какое явление вызывает хламидомонада в водоеме, в котором живет?

2 группа: лабораторная работа «Строение многоклеточных зеленых водорослей»

Работа с микроскопом «Строение нитчатой зеленой  водоросли спирогиры»

  1. Где можно встретить водоросль спирогиру?
  2. В чем особенность строения водоросли спирогиры?
  3. Где в клетке располагаются пигменты?
  4. Что из себя представляет нитчатая зеленая водоросль  Улотрикс? (зеленая нить, прикрепляется к подводным предметам ризоидами)  Какую форму имеет хроматофор Улотрикса?
  5. Что такое ризоиды и какова их функция?

3 группа «Многообразие водорослей»

  1. Приведите примеры зеленых водорослей. Какое они нашли применение?
  2. Чем интересны бурые водоросли? Приведите примеры бурых водорослей? Какая бурая водоросль чаще всего используется человеком?
  3. Какие красные водоросли вам известны, где встречаются и какие имеют размеры?

Обсуждение работы групп.

Рефлексия:

  1. Получили ли вы ответы на свои вопросы?
  2. Что больше всего понравилось, запомнилось на уроке?
  3. С каким настроением вы уйдете с урока (смайлики).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»

Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...

Тема урока: Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания

Познакомить учащихся с характерными признаками строения и жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений, показать особенности среды обитания и приспособления к ней донных и плавучих ...

Методическая разработка - Экскурсия "Голубая сорока в естественной среде обитания"

Данная методическая разработка помогает интересно рассказать детям о голубой сороке,  где они  услышат звуки издаваемые сорокой, увидят эту уникальную птицу в естественной среде обитания....

Технологическая карта урока по биологии в 5 классе в соответствии с ФГОС по теме: «Водоросли, их многообразие, строение, среда обита

Цель:расширить представление о многообразии живой природы. Формирование универсальных учебных действий....

Методическая разработка по биологии в 7 классе "Среда обитания и строение тела земноводных"

Урок биологии в 7 классе "Среда обитания и строение тела земноводных" представлен в виде урока-путешествия с целью активизации познавательной деятельности учащихся....