Методическая разработка урока биологии. 8 класс. Тема "Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ".
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Карпова Елена Леонидовна

урок биологии 8 класс: Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

Задачи: определить конечные продукты, возникающие при расщеплении белков, жиров и углеводов; сформулировать знания о функциях кишечника в связи с его строением, значении печени, поджелудочной железы, кишечных желез, толстого кишечника.

Оборудование: таблицы «Органы пищеварения», «Органы кровообращения» (с воротной веной), презентация «Желудочно-кишечный тракт»

  1. Фронтальный опрос.
  2. Что контролирует и регулирует деятельность пищеварительных желез?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Сколько зубов у человека и какие?
  3. Какова роль языка в процессе пищеварения?
  4. Какие железы находятся во рту и каковы их функции?
  5. Какова  роль  надгортанника?  Почему   говорят: «Когда я ем, я глух и нем»?
  6. Как устроен желудок?
  7. Каково, значение соляной кислоты?
  8. Где образуется фермент птиалин и что он расщепляет?
  9. Какова среда в ротовой полости? Из каких частей состоит зуб?
  10. Что расщепляет фермент пепсин, в какой среде он действует?
  11. Какие пищевые продукты расщепляются в желудке?
  12. Какова роль слюны, желудочного сока?
  13. Каким путем выделяются слюна и желудочный сок?
  14. Какую роль выполняет мышечный слой желудка?
  15. Происходит ли расщепление крахмала в желудке?
  16. Где расщепляются углеводы, белки?

II.                    Изучение нового материала.     •

Лекция с элементами беседы

1 Тонкий отдел кишечника (1 ~ 5 - 7 м) содержит железы, вырабатывающие кишечный сок; внутри него имеются выросты - ворсинки, количество которых - 4 млн, высота ~ 1 мм, всасывающая поверхность ~ 200 м2.

Поверхность ворсинки образована однослойным эпителием, в центре лимфо-сосуд и артерия, распадающаяся на капилляры. Из-за мышечных волокон ,и нервных разветвлений ворсинка сокращается, это происходит при соприкосновении с пищевой кашицей. Переваривание в кишечнике: пристеночное и полостное.

Начальный отдел тонкой кишки - двенадцатиперстная. В нее впадают протоки печени поджелудочной железы.

Печень - крупная железа, состоящая из двух неравных долей, расположенная в брюшной полости, справа под диафрагмой. Вся венозная кровь от кишечника, желудка, селезенки и поджелудочной железы поступает в печень через воротную вену, освобождаясь от вредных продуктов.

На нижней поверхности расположен желчный пузырь резервуар, в котором скапливается желчь, вырабатываемая печенью. Желчь вырабатывают железистые клетки печени. Она горькая на вкус, состоит на 90% из воды и на 10% из органических минеральных веществ. Желчь образуется непрерывно, но в двенадцатиперстную кишку попадает через 5 -10 минут после приема пищи и длится 6 -8 часов. За сутки выделяется около 1 л.

Функции желчи: повышает активность ферментов, облегчает расщепление жиров, усиливает движение кишки и способствует выделению сока из поджелудочной железы. Значение печени:

а)    имеет клетки, обладающие фагоцитарными свойствами;

б)    участвует в обмене углеводов, запасая животный крахмал (гликоген);

в)    регулирует поступление глюкозы в кровь;

г)    осуществляет синтез белка фибриногена и протромбина, участвующих в свертывании крови;

д)   обезвреживает ядовитые вещества;

е)   расщепляет аминокислоты до аммиака и мочевины.

Работа печени по обезвреживанию ядовитых продуктов всасывания и обмена веществ составляет ее барьерную функцию.

Поджелудочная железа вырабатывает поджелудочный сок (панкреатический). Сок имеет РН > 7 и содержит ферменты, расщепляющие белки, жиры, углеводы. Проток открывается в двенадцатиперстную кишку. Поджелудочный сок - бесцветная жидкость.

Ферменты:

                             трипсин

белки                                                         аминокислоты

                 амилаза                            мальтаза                         лактаза

углевод                                глюкоза                            лактоза                              фруктоза

         

                  липаза

жиры                                          глицерин и жирные кислоты

Продолжительность отделения сока, его количество и перерабатывающая сила зависят от характера пищи. В среднем у человека за сутки выделяется 1,5 - 2 л сока. Выделяется сок через несколько минут после приема пищи в течение 6-14 часов.

2. Всасывание. После механической и химической (ферментативной) обработки пищи продукты расщепления - аминокислоты, глюкоза, глицерин и жирные кислоты всасываются в кровь и лимфу. Всасывание - сложный физиологический процесс, осуществляемый ворсинками кишечника и идущий только в одном направлении: из кишечника в ворсинки.

В тонком кишечнике выделяется кишечный сок не непрерывно, а под действием плотных частей пищи, желудочного сока, продуктов расщепления белков. За сутки образуется - 2 л. В кишечнике происходит всасывание всего, кроме растительной клетчатки. Белки в виде аминокислот всасываются в кровь, а затем идут к печени. Жиры в виде глицерина и жирных кислот всасываются в лимфу, а потом - в кровь. Углеводы в виде глюкозы поступают в кровь.

3. Толстый кишечник. Всасывается вода в кровь, около 4 л за сутки. Образуется огромное количество бактерий, расщепляющих клетчатку. Бактерии синтезируют некоторые витамины из группы В и витамин К, необходимые организму человека: Здесь формируются каловые массы, железы выделяют преимущественно слизь.

Место перехода тонкой кишки в толстую является началом слепой кишки, от которой отходит червеобразный отросток аппендикс (кишечная миндалина). В нем живет и размножается кишечная палочка, которая, поступая в толстый кишечник, препятствует размножению болезнетворных микробов, принимает участие в выработке некоторых витаминов, необходимых для организма,

III.                  Закрепление: вопросы  на стр. 122-134

IV.                    Домашнее задание: § 33, вопросы 1 - 7 на стр. 137.

Используемая  ЛИТЕРАТУРА

  1. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс М.: «Вентана – Граф» 2010г.
  2. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс  Рабочие тетради. М.: «Вентана – Граф» 2007г.
  3. И.Ф. Ишкина, Поурочные планы. Биология. Человек. 8 класс В.:»Учитель –АСТ» 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока биологии по теме "Обмен веществ" 6 класс

Представлена методическая разработка урока с приложениями  "Обмен веществ и энергии" 6 класс УМК Захаров,Сонин. Урок самостоятельной учебной познавательной деятельности школьников с использование...

Пищеварение в кишечнике.Всасывание питательных веществ.

Разработка урока  биологии, 8 класс, тема  "Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. к разработке прилагается презентация "Пищеварительная система"...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

Разработка составлена с применением Сингапурского метода...

Методическая разработка урока биологии по теме « Органические вещества. Нуклеиновые кислоты»

Обобщение и углубление знаний учащихся о строении и функциях нуклеиновых кислот; рассмотреть эволюцию представлений о строении ДНК, развить познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов ...

Методическая разработка урока биологии "Передвижение воды и питательных веществ в растении"

Методическая разработка урока "Передвижение воды и питательных веществ в растении". Цель урока:сформировать представления о проводящей функции стебля и о взаимосвязи всех частей растения; по...