урок биологии (ФГОС) 5 класс "Водоросли" Учебник Н. И. Сонина «Биология».
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему
Технологическая карта конструирования урока биологии в 5 классе
по формированию универсальных учебных действий
в системно - деятельностном подходе
учителя биологии высшей квалификационной категории
Шевляковой Татьяны Ивановны МБОУ СОШ №13 г. Славгорода Алтайского края
Тема | Водоросли |
Тип урока | изучение нового материала |
Форма урока | Урок «открытие новых знаний»; комбинированный с использованием электронного приложения, презентации |
Методы обучения | 1) проблемный 2) частично - поисковый 3) интерактивный |
Цель | Формирование представлений о водорослях как группе растений. |
Задачи |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vodorosli_5_kl.doc | 200 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта конструирования урока биологии в 5 классе
по формированию универсальных учебных действий
в системно - деятельностном подходе
учителя биологии высшей квалификационной категории
Шевляковой Татьяны Ивановны МБОУ СОШ №13 г. Славгорода Алтайского края
Тема | Водоросли | |||||||||
Тип урока | изучение нового материала | |||||||||
Форма урока | Урок «открытие новых знаний»; комбинированный с использованием электронного приложения, презентации | |||||||||
Методы обучения | 1) проблемный 2) частично - поисковый 3) интерактивный | |||||||||
Цель | Формирование представлений о водорослях как группе растений. | |||||||||
Задачи |
| |||||||||
Основное содержание темы, термины и понятия | Существенные признаки представителей царства растений, водорослей, их характеристика, строение, особенности их жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. | |||||||||
Планируемые результаты | ||||||||||
Личностные -сформированность мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию - проявлять чувство ответственности за состояние окружающей среды | Метапредметные - создать условия для формирования коммуникативных универсальных действий, (работать в группе, выполнять различные роли в группе, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения); - создать условия для формирования регулятивных универсальных действий (развивать умение ставить цель, осуществлять оценку результативности); - создать условия для формирования познавательных универсальных действий | Предметные Учащиеся научатся: выявлять существенные признаки строения и жизнедеятельности бактерий; отличать бактерии от представителей других царств живой природы. Учащиеся получат возможность научиться: объяснять роль бактерий в природе и жизни человека, меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. | ||||||||
Универсальные учебные действия | ||||||||||
Личностные - самоопределение - смыслообразование, - нравственно-эстетическое оценивание; | Регулятивные - целеполагание - прогнозирование - планирование, -самостоятельное принятие решений - самооценка - самоконтроль | Познавательные - умение структурировать знания - поиск и выделение необходимой информации, -логика изложения, -умение делать выводы; - анализ | Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - умение вести диалог - сотрудничество в поиске информации, -умение работать в группе, - учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, -взаимоконтроль; | |||||||
Организация образовательного пространства | ||||||||||
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы | ||||||||
Литература, русский язык, экология | Учебник Н. И. Сонина «Биология». 5 класс. М.: Дрофа, 2014г. технологические карты, включающие алгоритм работы ученика, карточки со словарными словами, электронное приложение, этикетки с названием групп. | - фронтальная - индивидуальная - в группе | ||||||||
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ | ||||||||||
Самоопределение к деятельности | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | |||||||
1. Орг. момент 2.Вызов. Определение темы. Постановка цели и задач урока. Мотивация (самоопределение) | Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжим знакомство с царствами природы. Настроились на работу и в путь. -Как вы думаете, благодаря каким организмам мы дышим свежим, чистым воздухом? -Правильно, растениям. Они умеют использовать энергию солнца для создания органических веществ. При этом они поглощают СО2 из воздуха, воду из почвы. И образуют из этих неорганических веществ органические, при этом выделяется О2. Происходит процесс в хлоропластах растений с помощью зелёного вещества хлорофилла (от греч. «хлорос» - зелёный и «филлум» - лист) и называется «фотосинтез», от греческих слов «фотос» - свет, «синтез» - соединение. – На с. 68 учебника изображена схема фотосинтеза. – Какие вещества поглощает растение из окружающей среды? – Что образуется? – Что выделяют? – Почему на рисунке изображены солнце и хлоропласты? - Растения делятся на низшие (водоросли) и высшие (мхи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные или цветковые) - Обратите внимание на баночку у меня в руках. – Что это? – Как вы думаете, к какой группе растений она относится? – Определите тему сегодняшнего урока. - Составление кластера «Водоросли». - Что вы хотите узнать о водорослях? Водоросли (в центре на доске) 1.Группы водорослей. (как лучи солнца) 2.Внутреннее строение водорослей. 3.Внешнее строение водорослей. 4.Среда обитания. 5.Размножение водорослей. 6.Значение водорослей. Сегодня мы будем учёными – альгологами. «Альгос» - водоросль, «логос» - наука. Работать будем группами. | Настраиваются на работу.
Отвечают на вопрос.
Работа со схемой. Отвечают на вопросы. Оформляют схему в тетрадях. Морская капуста. Водоросли. Определяют тему урока (водоросли), записывают в тетрадь. Предлагают вопросы. | Личностные -самоопределение, регулятивные -целеполагание. коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Коммуникативные - умение вести диалог | |||||||
Осмысление | УУД | |||||||||
1 Первичное изучение нового материала | - У каждой группы своё задание, которое нужно выполнить, а затем отчитаться. Записи и рисунки делайте в «маршрутном листе». - Выберите спикера группы, который будет выступать с результатами работы. - Впишите фамилии участников вашей группы. Образованы 6 групп 1 группа Медиаальгологи -Прочитайте текст параграфа 13 с 69 - 3 абзац -Подготовьте рассказ о строении водорослей. – Используйте готовый микропрепарат спирогиры. 2 группа Альгологи-морфологи (эл. Приложение 1) -Прочитайте текст параграфа 13 с 69 - 2 абзац. -Охарактеризуйте внешнее строение водорослей. – Используйте «морскую капусту». 3группа Альгологи-физиологи -Какие условия необходимы для размножения? 4группа Альгологи-систематики (эл. Приложение 2) -Прочитайте текст параграфа 13 с 69 – 5 абзац (Летом небольшие…), с 70 – 1, 2, 3 абзацы. -Сформулируйте и запишите среду обитания и особенности строения 5 группаАльгологи-экологи (эл. Приложение 4) - Прочитайте текст параграфа 13 с 69 – 1 абзац, с 71 – 2 абзац -Подготовьте рассказ о роли в природе. 6 группаАльгологи-врачи (эл. Приложение 3) - Прочитайте текст параграфа 13 с 70 – 4 абзац, с 71 – 1 абзац и 3 абзац . -Подготовьте рассказ о роли водорослей в жизни человека. – Используйте сообщение о «морской капусте» и готовые салаты. | Обучающиеся образуют 6 групп. 1.Медиацентр. 2.Морфологи. 3.Физиологи. 4.Систематики. 5.Экологи. 6.Врачи-альгологи Выбирают спикера группы. Каждая группа выполняет задание, использует электронное приложение, цифровой микроскоп, баночки с «морской капустой». | Познавательные УУД: - Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную из различных источников информацию. -Анализировать, сравнивать и обобщать факты , устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - уметь строить совместную работу на единый результат в группе, анализировать, строить логические рассуждения, -выделять в учебном материале главное. Регулятивные УУД: -умение планировать работу -уметь организовать выполнение заданий, задавать вопросы | |||||||
Осмысление | УУД | |||||||||
2. Интеллектуально - преобразовательная деятельность Физкультминутка Домашнее задание | - Работа учёного необычайно сложна, требует большого напряжения, внимания. Терпения, поэтому сделаем паузу в работе. - Ребята, переходим к представлению полученных результатов. У вас на столах лежат буклеты. Во время отчётов групп заполняйте их нужной информацией. Оцените работу каждого в группе и поставьте оценки на буклете рядом с фамилией каждого участника. Параграф 13. Составить свой синквейн на тему «Водоросли» или сообщение о водорослях (по желанию) |
Выполняют физкультминутку Отчёт групп. Выходят к доске, объясняют, что они узнали, демонстрируют свои мини проекты. Вывешивают на доску рядом с вопросом. (Работа с кластером «Водоросли») Заполнение буклетов. Задают вопросы. Самооценка и взаимооценка. | Познавательные УУД: - искать и выделять информацию, анализировать, проводить простейшие исследования, устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные УУД: - Формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно Личностные УУД - Оценивать собственный вклад в работу группы | |||||||
Рефлексия |
| УУД | ||||||||
| - Наш урок подходит к концу. - Предлагаю вам составить синквейн со словом «Водоросли». (1 слово - водоросли. 2. Два прилагательных. 3. Три глагола. 4. Предложение . 5. Слово – синоним) – Решение тестов Эл. Приложение) | Составляют синквейн. Чтение вслух по желанию. | Личностные: смыслообразование, Познавательные – анализ, вывод Коммуникативные –взаимоконтроль, умение вести диалог; Регулятивные – самооценка, самоконтроль | |||||||
Сегодня урок: | Мне: | |||||||||
Не понравился, не узнал ничего нового Понравился, узнал много нового | Коммуникативные –взаимоконтроль, умение вести диалог; Регулятивные – самооценка, самоконтроль |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная,Проверочная и Итоговая работы в 6 классе по учебнику Н.И. Сонин: Биология "Живой Организм "
Контрольная,Проверочная и Итоговая работы в 6 классе по учебнику Н.И. Сонин: Биология "Живой Организм "...
Программа по биологии, 5 класс, ФГОС (к учебнику В.В. Пасечника, биология, 5-6 класс, 2 части, издательство "Дрофа")
Программа по биологии, 5 класс, ФГОС (к учебнику В.В. Пасечника, биология, 5-6 класс, 2 части, издательство "Дрофа")...
Рабочая программа по биологии (ФГОС) для 6 кл. (автор-Сонин Н.И.)
Программа составлена с учетом ФГОС по учебнику Сонина Н.И. для учащихся 6 кл.,. (34 ч.)...
Рабочая программа по биологии, 6 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Пасечника "Биология. Покрытосеменные растения".
Рабочая программа по биологии, 6 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Пасечника "Биология. Покрытосеменные растения", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ....
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС к учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешакова Концентрический курс
данная рабочая программа составлена с учетом ФГОС и может быть использована в работе по УМК "Сфера жизни" Биология. Введение в биологию...
Рабочая программа по биологии (ФГОС) для 5 класса (автор Сонин Н. И.)
Рабочая программа по биологии (ФГОС) для обучающихся 5 класса разработана на основе программы к учебнику Н. И. Сонина "Введение в биологию" 5 класс....
Рабочая программа по биологии. 8 класс. ФГОС. К учебнику Д.В. Колесова "Биология. Человек", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ
Рабочая программа по биологии. 8 класс. ФГОС. к учебнику Д.В. Колесова "Биология. Человек", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ...