урок биологии (ФГОС) 5 класс "Водоросли" Учебник Н. И. Сонина «Биология».
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

Шевлякова Татьяна Ивановна

 Технологическая карта конструирования урока биологии в 5 классе

по формированию универсальных учебных действий

в системно - деятельностном подходе

                                                                    учителя биологии высшей квалификационной категории

 Шевляковой Татьяны Ивановны МБОУ СОШ №13 г. Славгорода Алтайского края

 

Тема

Водоросли

Тип урока

изучение нового материала

Форма урока

Урок «открытие новых знаний»; комбинированный  с использованием электронного  приложения, презентации

Методы обучения

1) проблемный 2) частично - поисковый  3) интерактивный

Цель

Формирование представлений о водорослях как группе растений.

Задачи

  1. Изучить особенности строения водорослей, их жизнедеятельности;
  2. Показать роль водорослей в природе и жизни человека;
  3. Создать условия для развития у детей познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vodorosli_5_kl.doc200 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта конструирования урока биологии в 5 классе

по формированию универсальных учебных действий

в системно - деятельностном подходе

                                                                    учителя биологии высшей квалификационной категории

 Шевляковой Татьяны Ивановны МБОУ СОШ №13 г. Славгорода Алтайского края

Тема

Водоросли

Тип урока

изучение нового материала

Форма урока

Урок «открытие новых знаний»; комбинированный  с использованием электронного  приложения, презентации

Методы обучения

1) проблемный 2) частично - поисковый  3) интерактивный

Цель

Формирование представлений о водорослях как группе растений.

Задачи

  1. Изучить особенности строения водорослей, их жизнедеятельности;
  2. Показать роль водорослей в природе и жизни человека;
  3. Создать условия для развития у детей познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации.

Основное содержание темы, термины и  понятия

 Существенные признаки представителей царства растений, водорослей, их характеристика, строение, особенности их жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.

Планируемые результаты

Личностные

-сформированность мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию

- проявлять чувство ответственности за состояние окружающей среды

Метапредметные

- создать условия для формирования коммуникативных  универсальных действий, (работать в группе, выполнять различные роли в группе, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения);        

- создать условия для формирования регулятивных универсальных действий (развивать умение ставить цель,  осуществлять оценку результативности);

- создать условия для формирования познавательных универсальных действий

Предметные

Учащиеся научатся: выявлять существенные признаки строения и жизнедеятельности бактерий; отличать бактерии от представителей других царств живой природы.

Учащиеся получат возможность научиться: объяснять роль бактерий в природе и  жизни человека, меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Универсальные учебные действия

Личностные

- самоопределение

- смыслообразование, - нравственно-эстетическое оценивание;

Регулятивные

- целеполагание

- прогнозирование

- планирование,

-самостоятельное принятие решений

- самооценка

- самоконтроль

Познавательные

- умение структурировать знания

- поиск и выделение необходимой информации,

-логика изложения,

-умение делать выводы;

- анализ

Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

- умение вести диалог

- сотрудничество в поиске информации,

-умение работать в группе,

- учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, -взаимоконтроль;

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

 Литература, русский язык, экология

 Учебник Н. И. Сонина «Биология». 5 класс. М.: Дрофа, 2014г.

технологические карты, включающие алгоритм работы ученика, карточки со словарными словами, электронное приложение, этикетки с названием групп.

- фронтальная  

- индивидуальная  

- в группе  

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Самоопределение к деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Орг. момент

2.Вызов.

Определение темы.

Постановка цели и задач урока.

Мотивация (самоопределение)
учебной деятельности учащихся.

 Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжим знакомство с царствами природы. Настроились на работу и в путь.                                                                                                             

-Как вы думаете, благодаря каким организмам мы дышим свежим, чистым воздухом?

-Правильно, растениям. Они умеют использовать энергию солнца для создания органических веществ. При этом они поглощают  СО2 из воздуха, воду из почвы. И образуют из этих неорганических веществ органические, при этом выделяется О2. Происходит процесс в хлоропластах  растений с помощью зелёного вещества хлорофилла (от греч. «хлорос» - зелёный и «филлум» - лист)  и называется «фотосинтез», от греческих слов «фотос» - свет, «синтез» - соединение.                                                      – На с. 68 учебника изображена схема фотосинтеза. – Какие вещества поглощает растение из окружающей среды? – Что образуется? – Что выделяют? – Почему на рисунке изображены солнце и хлоропласты?

- Растения делятся на низшие (водоросли) и высшие (мхи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные или цветковые)

- Обратите внимание на баночку у меня в руках. – Что это? – Как вы думаете, к какой группе растений она относится? – Определите тему сегодняшнего урока.

- Составление кластера «Водоросли».

- Что вы хотите узнать о водорослях?

 Водоросли  (в центре на доске)                                             1.Группы водорослей.   (как лучи солнца)                                          2.Внутреннее строение водорослей. 3.Внешнее строение водорослей.    4.Среда обитания.                      5.Размножение водорослей.             6.Значение водорослей.

Сегодня мы будем учёными – альгологами. «Альгос» - водоросль, «логос» - наука. Работать будем группами.

Настраиваются на работу.

 

Отвечают на вопрос.

 

Работа со схемой. Отвечают на вопросы.

Оформляют схему в тетрадях.

Морская капуста. Водоросли.

Определяют тему урока (водоросли), записывают в тетрадь.

Предлагают вопросы.

Личностные -самоопределение, регулятивные -целеполагание. коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Коммуникативные - умение вести диалог

 Осмысление

УУД

 1  Первичное изучение нового материала

 - У каждой группы  своё задание, которое нужно выполнить, а затем отчитаться. Записи и рисунки делайте в «маршрутном листе».                     - Выберите спикера группы, который будет выступать с результатами работы. - Впишите фамилии участников вашей группы.

Образованы 6 групп

1 группа Медиаальгологи

-Прочитайте текст   параграфа 13           с 69 - 3 абзац

-Подготовьте рассказ о строении водорослей. – Используйте готовый микропрепарат спирогиры.                                                                    

 2 группа Альгологи-морфологи (эл. Приложение 1)

-Прочитайте текст   параграфа 13 с 69 - 2  абзац.

-Охарактеризуйте внешнее строение водорослей. – Используйте «морскую капусту».

 3группа Альгологи-физиологи

-Какие условия необходимы для размножения?  

 4группа Альгологи-систематики (эл. Приложение 2)

-Прочитайте текст   параграфа 13 с 69 – 5 абзац (Летом небольшие…), с 70 – 1, 2, 3 абзацы.

-Сформулируйте и запишите среду обитания и особенности строения

 5 группаАльгологи-экологи  (эл. Приложение 4)                                                                                                                      - Прочитайте текст   параграфа 13 с 69 – 1 абзац, с 71 – 2 абзац

-Подготовьте рассказ о роли в природе.

  6 группаАльгологи-врачи            (эл. Приложение 3)                                                                                                                       - Прочитайте текст   параграфа 13 с 70 – 4 абзац, с 71 – 1 абзац и 3 абзац .

 -Подготовьте рассказ о роли водорослей в жизни человека.                      – Используйте сообщение о «морской капусте» и готовые салаты.

Обучающиеся образуют 6 групп.           1.Медиацентр.                               2.Морфологи.                               3.Физиологи.                              4.Систематики.                                  5.Экологи.                                         6.Врачи-альгологи

Выбирают спикера группы.

Каждая группа выполняет задание, использует электронное приложение, цифровой микроскоп, баночки с «морской капустой».

Познавательные УУД:

- Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную из различных источников информацию.

-Анализировать, сравнивать и обобщать факты , устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

- уметь строить совместную работу на единый результат в группе, анализировать, строить логические рассуждения,

-выделять в учебном материале  главное.

Регулятивные УУД:

-умение планировать работу                -уметь организовать выполнение заданий, задавать вопросы

Осмысление

УУД

 2. Интеллектуально - преобразовательная деятельность

Физкультминутка

Домашнее задание

 - Работа учёного необычайно сложна, требует большого напряжения, внимания. Терпения, поэтому сделаем паузу в работе.

- Ребята, переходим к представлению полученных результатов. У вас на столах лежат буклеты. Во время отчётов групп заполняйте их нужной информацией.

Оцените работу каждого в группе и поставьте оценки на буклете рядом с фамилией каждого участника.

Параграф 13. Составить свой синквейн на тему «Водоросли» или сообщение о водорослях (по желанию)

 

Выполняют физкультминутку

Отчёт групп. Выходят к доске, объясняют, что они узнали, демонстрируют свои мини проекты. Вывешивают на доску рядом с вопросом. (Работа с кластером «Водоросли»)                             Заполнение буклетов.                      Задают вопросы.

                                                        Самооценка и взаимооценка.

Познавательные УУД:                  - искать и выделять информацию, анализировать,  проводить простейшие исследования, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД:                             - Формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при  необходимости исправлять ошибки самостоятельно

Личностные УУД                                - Оценивать собственный вклад в работу группы

 Рефлексия

                                 

УУД

 

- Наш урок подходит к концу.                      - Предлагаю вам составить синквейн со словом «Водоросли». (1 слово - водоросли. 2. Два прилагательных. 3. Три глагола. 4. Предложение . 5. Слово – синоним)                                – Решение тестов Эл. Приложение)

 Составляют синквейн.

Чтение вслух по желанию.

Личностные:   смыслообразование, Познавательные – анализ, вывод                            Коммуникативные –взаимоконтроль, умение вести диалог;                               Регулятивные – самооценка, самоконтроль

Сегодня урок:

Мне:

Не понравился, не узнал ничего нового

Понравился,  узнал много  нового

Коммуникативные –взаимоконтроль, умение вести диалог;                               Регулятивные – самооценка, самоконтроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная,Проверочная и Итоговая работы в 6 классе по учебнику Н.И. Сонин: Биология "Живой Организм "

Контрольная,Проверочная и Итоговая работы в 6 классе по учебнику Н.И. Сонин: Биология "Живой Организм "...

Программа по биологии, 5 класс, ФГОС (к учебнику В.В. Пасечника, биология, 5-6 класс, 2 части, издательство "Дрофа")

Программа по биологии, 5 класс, ФГОС (к учебнику В.В. Пасечника, биология, 5-6 класс, 2 части, издательство "Дрофа")...

Рабочая программа по биологии (ФГОС) для 6 кл. (автор-Сонин Н.И.)

Программа составлена с учетом ФГОС по учебнику Сонина Н.И. для учащихся 6 кл.,. (34 ч.)...

Рабочая программа по биологии, 6 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Пасечника "Биология. Покрытосеменные растения".

Рабочая программа по биологии, 6 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Пасечника "Биология. Покрытосеменные растения", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ....

Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС к учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешакова Концентрический курс

данная рабочая программа составлена с учетом ФГОС и может быть использована в  работе по УМК "Сфера жизни" Биология. Введение в биологию...

Рабочая программа по биологии (ФГОС) для 5 класса (автор Сонин Н. И.)

Рабочая программа по биологии (ФГОС) для обучающихся 5 класса разработана на основе программы к учебнику Н. И. Сонина  "Введение в биологию" 5 класс....

Рабочая программа по биологии. 8 класс. ФГОС. К учебнику Д.В. Колесова "Биология. Человек", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ

Рабочая программа по  биологии. 8 класс. ФГОС. к учебнику Д.В. Колесова "Биология. Человек", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ...