планирование 9.10.11 класс к умк Сонин, Захаров
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс) на тему

Пономаренко Виктория Анатольевна

планирование 9.10.11 класса к учебникам линии Захарова, Сонина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_biologiya_91011.doc552 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование город  Краснодар

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное  учреждение

муниципального образования город Краснодар

средняя общеобразовательная школа № 63

                                                                                      УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

 от 30.08.2014  года

 Председатель  педсовета

 ___________   И.А. Меркулова

           

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ___ вида

по    ______________________________________________________________

(указать предмет, курс)

Ступень обучения __________________________________________________      

                                           (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование)

Класс __________

Количество часов _________              

Уровень __________________________

                                       (базовый, профильный)            

Учитель    _________________________________________________________

Программа разработана на основе

__________________________________________________________________

                                       (указать примерную или авторскую программу/программы) 

__________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

                                                                  (издательство,  год издания)

         СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УМР

___________  Бабак Е.Н.

«30»  августа  2014  года

Муниципальное образование город  Краснодар

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное  учреждение

муниципального образования город Краснодар

средняя общеобразовательная школа № 63

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по ________________________________________________________________

(указать предмет, курс)

Класс _____________________________________________________________

Учитель ___________________________________________________________

Количество часов:   всего ________ часов;        в  неделю ________ часов.

Планирование составлено на основе рабочей программы  ___ вида

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

(указать ФИО учителя,   реквизиты утверждения Рабочей программы с датой)

Пояснительная записка

                  Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и предназначена для  изучения биологии в общеобразовательных учреждениях. Изучение  курса «Биология» в 10-11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе, и направлено на формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей  среде.

          Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ. При двухгодичном курсе биологии рекомендуется в 10 классе изучить разделы «Биология как наука.  Методы научного познания». «Клетка». «Организм», а в 11 классе – «Вид», «Экосистемы».

Тематическое    планирование

для   11  класса  по  биологии.

Тематическое  планирование  составлено  

на  основе   программы   5-11 классов

для  общеобразовательных  учреждений  2009г.

Учебник: «Общая  биология»  10-11 класс В.Б.Захаров  Дрофа – 2010.

 

№ п/п

Разделы,  темы

Количество  часов

Примерная программа

Рабочая программа

Раздел №4. «Вид»

19

40

Тема № 4.1.

История эволюционных идей.

4

10

Тема № 4.2.

Современное эволюционное учение

8

15

Тема №4.3  

Происхождение жизни на Земле

3

7

Тема №4.4

Происхождение человека

4

8

Раздел  № 5   «Экосистемы»

11

27

Тема № 5.1.

Экологические факторы

3

9

Тема № 5.2.

Структура экосистем

4

7

Тема № 5.3.

Биосфера – глобальная экосистема

2

8

Тема № 5.4.

Биосфера  и человек

2

2

Заключение

1

1

                                                          Всего:

31

68

Тематическое    планирование

для   11  класса  по  биологии.

Тематическое  планирование  составлено  

на  основе   программы   5-11 классов

для  общеобразовательных  учреждений  2009г.

Учебник: «Общая  биология»  10-11 класс В.Б.Захаров  Дрофа – 2010.

 

№ п/п

Разделы,  темы

Количество  часов

Примерная программа

Рабочая программа

Раздел №4. «Вид»

19

19

Тема № 4.1.

История эволюционных идей.

4

4

Тема № 4.2.

Современное эволюционное учение

8

8

Тема №4.3  

Происхождение жизни на Земле

3

3

Тема №4.4

Происхождение человека

4

4

Раздел  № 5   «Экосистемы»

11

14

Тема № 5.1.

Экологические факторы

3

4

Тема № 5.2.

Структура экосистем

4

4

Тема № 5.3.

Биосфера – глобальная экосистема

2

3

Тема № 5.4.

Биосфера  и человек

2

3

Заключение

1

1

                                                          Всего:

31

34

Тематическое  планирование

для  11  класса  по  биологии

Учебник: «Общая  биология»  10-11 класс В.Б.Захаров  Дрофа – 2010.

№   урока

Содержание   учебного  материала

Дата по плану

Дата по факту

Оборудование

по п/п

по теме

11 а

11б

11 а

11б

Раздел № 4 Вид (40ч)

Тема № 4.1.Эволюционное  учение (10ч).

1

1

История эволюционных идей.

Таблицы, схемы

2

2

Развитие  биологии  в  додарвиновский  период.

Портреты ученых, таблицы.

3

3

Работы  К. Линнея  по  систематике  растений  и  животных.

Таблицы, схемы

4

4

Значение  работ К. Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, теории Ж.Кювье.

Таблицы, схемы, мультимедийное оборудование.

5

5

Предпосылки  возникновения  учения Ч.Дарвина.

Портреты ученых, таблицы.

6

6

Предпосылки  возникновения  учения Ч.Дарвина.

Портреты ученых, таблицы.

7

7

Эволюционная теория Ч.Дарвина.

Таблицы, схемы

8

8

Эволюционная теория Ч.Дарвина.

Таблицы, схемы

9

9

Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Таблицы, схемы

10

10

Обобщение по теме: «Эволюционное учение».

Таблицы, схемы

Тема № 4.2 «Современное  эволюционное учение» (15 ч).

11

1

Вид, его критерии.

Л.р.№1 «Описание особей вида по морфологическому критерию».

Таблицы, схемы, мультимедийное оборудование.

12

2

Популяция – структурная единица вида, единица эволюции.

Таблицы, схемы

13

3

Синтетическая теория эволюции.

Таблицы, схемы, мультимедийное оборудование.

14

4

Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны.

Таблицы, схемы.

15

5

Движущие силы эволюции:  изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции.

Таблицы, муляжи, демонстрирующие гомологичные и аналогичные органы.

16

6

Движущий и стабилизирующий естественный отбор. 

Л.р.№2 «Выявление изменчивости у особей одного вида».

Таблицы, схемы, мультимедийное оборудование.

17

7

Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора.

Таблицы, схемы, мультимедийное оборудование.

18

8

Видообразование как результат эволюции.

Таблицы, схемы

19

9

Способы и пути видообразования.

Л.р.№3 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания».

Таблицы, схемы, мультимедийное оборудование.

20

10

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

Таблицы, схемы, мультимедийное оборудование.

21

11

Главные направления эволюционного процесса.

Таблицы, схемы

22

12

Биологический прогресс и биологический регресс.

Таблицы, схемы

23

13

Причины вымирания видов.

Таблицы, схемы

24

14

Доказательства эволюции органического мира.

Таблицы, схемы, мультимедийное оборудование.

25

15

Обобщение по теме: «Современное эволюционное учение».

Таблицы, схемы

Тема №4.3 «Происхождение жизни на Земле» (7ч).

26

1

Развитие представлений о возникновении жизни.

Таблицы, схемы, мультимедийное оборудование.

27

2

Опыты Ф.Реди, Л.Пастера.

Портреты ученых, таблицы.

28

3

Гипотезы о происхождении жизни.

Портреты ученых, таблицы.

29

4

Современные взгляды на происхождение жизни.

Портреты ученых, таблицы.

30

5

Теория Опарина – Холдейна.

Л.р.№4 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения».

Портреты ученых, таблицы.

31

6

Усложнение живых  организмов на Земле в процессе эволюции.

Таблицы, схемы, мультимедийное оборудование.

32

7

Обобщение по теме: «Происхождение жизни на Земле».

Таблицы, схемы

Тема №4.4 «Происхождение человека» (8ч).

33

1

Гипотезы происхождения человека.

Таблицы, схемы

34

2

Положение человека в системе органического мира.

Таблицы, схемы

35

3

Эволюция  человека.

Л.р. № 5 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства».

Таблицы, схемы, мультимедийное оборудование.

36

4

Основные этапы эволюции человека.

Таблицы, схемы, мультимедийное оборудование.

37

5

Расы человека. 

Таблицы, схемы

38

6

Происхождение человеческих рас.

Таблицы, схемы

39

7

Видовое единство человечества. Л.р.№6 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения».

Таблицы, схемы, мультимедийное оборудование.

40

8

Обобщение по теме: «Происхождение  человека».

Таблицы, схемы

Раздел  № 5   «Экосистемы» (29ч).

Тема № 5.1. Экологические факторы (9ч).

41

1

Организм и среда.

Таблицы, схемы

42

2

Предмет и задачи экологии.

Таблицы, схемы.

43

3

Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов.

Таблицы, схемы, мультимедийное оборудование.

44

4

Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов.

Таблицы, схемы, мультимедийное оборудование.

45

5

Закономерности влияния экологических факторов на организмы.

Таблицы, схемы

46

6

Взаимоотношения между организмами.

Таблицы, схемы

47

7

Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество.

Таблицы, схемы

48

8

Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз.

Таблицы, схемы

49

9

Обобщение по теме: «Экологические факторы».

Таблицы, схемы

Тема № 5.2. «Структура экосистем» (7ч).

50

1

Видовая и пространственная структура экосистем. 

Л.р. № 7 «Составление схем передачи вещества и энергии в экосистеме (цепей  питания  в экосистеме)».

Таблицы, схемы.

51

2

Пищевые связи.

Таблицы, схемы

52

3

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. 

Л.р.№8 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)».

Таблицы, схемы, мультимедийное оборудование.

53

4

Причины устойчивости и смены экосистем.

Л.р. № 9 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности».

Таблицы, схемы.

54

5

Влияние человека на экосистемы.

Таблицы, схемы.

55

6

Искусственные  сообщества – агроценозы.

Л.р. № 10 «Сравнительная характеристика природных экосистем  и агроэкосистем  своей местности».

Таблицы, схемы, мультимедийное оборудование.

56

7

Обобщение по теме: «Структура экосистем».

 Л.р.  № 11 «Решение экологических задач». 

Таблицы, схемы.

Тема № 5.3. Биосфера – глобальная экосистема (7ч).

57

1

Биосфера - глобальная экосистема.

Таблицы, схемы.

58

2

Состав и структура биосферы.

Таблицы, схемы.

59

3

Учение В.И. Вернадского о биосфере.

Таблицы, схемы.

60

4

Роль живых организмов в биосфере.

Таблицы, схемы.

61

5

Биомасса Земли.

Таблицы, схемы.

62

6

Биологический  круговорот веществ (на примере  круговорота воды и углерода).

Таблицы, схемы, мультимедийное оборудование.

63

7

Обобщение по теме: «Биосфера – глобальная экосистема».

Таблицы, схемы.

Тема № 5.4. «Биосфера  и человек» (6 ч).

64

1

Биосфера и человек.

Л.р. № 12 «Анализ и оценка последствий  собственной деятельности  в окружающей среде».

Таблицы, схемы.

65

2

Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Таблицы, схемы.

66

3

Последствия деятельности человека для окружающей среды. Л.р. № 13 «Анализ и оценка  глобальных  экологических проблем  и пути  их  решения».

Таблицы, схемы, мультимедийное оборудование.

67

4

Правила поведения в природной среде.

Таблицы, схемы.

68

5

Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.

Таблицы, схемы.

Количество часов:68

Лабораторных работ 13


3. Содержание обучения.

Раздел №4. «Вид»

Тема № 4.1.История эволюционных идей.

История эволюционных идей. Развитие  биологии  в  додарвиновский  период. Работы  К. Линнея  по  систематике  растений  и  животных. Значение  работ К. Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, теории Ж.Кювье. Предпосылки  возникновения  учения Ч.Дарвина. Предпосылки  возникновения  учения Ч.Дарвина. Эволюционная теория Ч.Дарвина. Эволюционная теория Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Тема № 4.2. Современное эволюционное учение (15 ч).

Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции.

Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов. Доказательства эволюции органического мира.

Тема № 4.3. Происхождение жизни на Земле (7ч).

Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф.Реди, Л.Пастера. Современные взгляды на происхождение жизни. Гипотезы о происхождении жизни.

Теория Опарина – Холдейна. Усложнение живых  организмов на Земле в процессе эволюции.

Тема № 4.4. Происхождение человека (8ч).

Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе органического мира. Эволюция  человека. Основные этапы эволюции человека. Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества. 

Раздел № 5 «Экосистемы».

Тема 5.1. Экологические факторы (9ч).

Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов. Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов. Закономерности влияния экологических факторов на организмы. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество. Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз.

Тема № 5.2. Структура экосистем (7ч).

Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи.Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные  сообщества – агроценозы.

Тема № 5.3. Биосфера – глобальная экосистема (7ч).

Биосфера - глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере .Роль живых организмов в биосфере .Биомасса Земли.

Биологический  круговорот веществ (на примере  круговорота воды и углерода).

Тема № 5.4. «Биосфера  и человек» (6 ч). Биосфера и человек.

Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.

4. Перечень лабораторных работ:

Л.р.№1 «Описание особей вида по морфологическому критерию».

Л.р.№2 «Выявление изменчивости у особей одного вида».

Л.р.№3 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания».

Л.р.№4 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения».

Л.р. № 5 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства».

Л.р.№6 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения».

Л.р. № 7 «Составление схем передачи вещества и энергии в экосистеме (цепей  питания  в экосистеме)».

Л.р.№8 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)».

Л.р. № 9 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности».

Влияние человека на экосистемы.

Л.р. № 10 «Сравнительная характеристика природных экосистем  и агроэкосистем  своей местности».

Л.р.  № 11 «Решение экологических задач».

Л.р. № 12 «Анализ и оценка последствий  собственной деятельности  в окружающей среде».

Л.р. № 13 «Анализ и оценка  глобальных  экологических проблем  и пути  их  решения».

 Список рекомендуемой учебно- методической литературы:

Основная литература :

1.Захаров  В.Б.. Мамонтов С.Г. Сонин Н.И.,«Общая  биология»(Учебник).- М.: Дрофа, 2005.

2. Захаров  В.Б.. Мамонтов С.Г. Сонин Н.И.,«Общая  биология» (Рабочая тетрадь).- М.: Дрофа, 2005.

3.Захаров  В.Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых  организмов: учебник для 7 класса средней школы. М.:Дрофа,2010г.

4.Сонин Н.И. Биология.  Живой  организм: учебник для 6 класса средней школы. М.:Дрофа,2010г.

5. Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. Биология. Человек. Учебник для 8 класса средней школы. М: Дрофа,2010г.

6. Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. Биология. Человек.  Рабочая тетрадь  к учебнику для 8 класса средней школы. М: Дрофа,2010г.

7.Кириленко А.А. Биология. Сборник задач по генетике.  Легион – 2012г.

8. Кириленко А.А., Колесников С.И. Биология.  Подготовка к ЕГЭ.  Легион – 2012г.

СОГЛАСОВАНО                                                      СОГЛАСОВАНО

Протокол  заседания                                 Заместитель директора    по УМР                  

МО учителей                                              ----------------------------- / Бабак Е.Н./

От  30 августа 2014г.

---------------------- Пономаренко В.А.                                     30 августа 2014г.

 4. Перечень лабораторных работ:

Л.р.№1 «Описание особей вида по морфологическому критерию».

Л.р.№2 «Выявление изменчивости у особей одного вида».

Л.р.№3 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания».

Муниципальное образование город  Краснодар

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное  учреждение

муниципального образования город Краснодар

средняя общеобразовательная школа № 63

                                                                                      УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

 от 30.08.2014  года

 Председатель  педсовета

 ___________   И.А. Меркулова

           

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ___ вида

по    ______________________________________________________________

(указать предмет, курс)

Ступень обучения __________________________________________________      

                                           (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование)

Класс __________

Количество часов _________              

Уровень __________________________

                                       (базовый, профильный)            

Учитель    _________________________________________________________

Программа разработана на основе

__________________________________________________________________

                                       (указать примерную или авторскую программу/программы) 

__________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

                                                                  (издательство,  год издания)

         СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УМР

___________  Бабак Е.Н.

«30»  августа  2014 года

Муниципальное образование город  Краснодар

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное  учреждение

муниципального образования город Краснодар

средняя общеобразовательная школа № 63

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по ________________________________________________________________

(указать предмет, курс)

Класс _____________________________________________________________

Учитель ___________________________________________________________

Количество часов:   всего ________ часов;        в  неделю ________ часов.

Планирование составлено на основе рабочей программы  ___ вида

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

(указать ФИО учителя,   реквизиты утверждения Рабочей программы с датой)

Пояснительная записка

                  Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и предназначена для  изучения биологии в общеобразовательных учреждениях. Изучение  курса «Биология» в 9 классе  на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе, и направлено на формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей  среде.

          Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ.

Тематическое    планирование

для   9  класса  по  биологии.

Тематическое  планирование  составлено  

на  основе   программы   6-11 классов

для  общеобразовательных  учреждений  2009г.

Учебник: «Общие  закономерности» С.Г. Мамонтов.

Название  темы

Количество  часов

Введение.

1

Раздел  № 1.Эволюция  живого  мира  на Земле.

21

Тема 1.1.

Многообразие живого мира. Основные  свойства живых организмов.

2

Тема 1.2.

Развитие биологии в додарвиновский период.

2

Тема 1.3.

Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора.

5

Тема 1.4.

Приспособленность организмов к условиям внешней  среды  как результат  действия  естественного  отбора.

2

Тема 1.5.

Микроэволюция.

2

Тема 1.6.

Биологические последствия  адаптаций. Макроэволюция.

3

Тема 1.7.

Возникновение жизни на Земле.

2

Тема 1.8.

Развитие жизни на Земле.

3

 Раздел  №  2.   Структурная  организация  живых  организмов.

10

Тема 2.1.

Химическая  организация  клетки.

2

Тема 2.2.

Обмен  веществ  и  преобразование  энергии в клетке.

3

Тема 2.3.

Строение  и функции  клеток.

5

Раздел  № 3.Размножение  и  индивидуальное  развитие  организмов.

5

Тема 3.1.

Размножение  организмов.

2

Тема 3.2.

Индивидуальное  развитие организмов (онтогенез).

3

Раздел  № 4.Наследственность  и  изменчивость организмов.

20

Тема 4.1.

Закономерности  наследования  признаков.

10

Тема 4.2.

Закономерности  изменчивости

6

Тема 4.3.

Селекция  растений, животных и микроорганизмов.

4

Раздел№ 5. Взаимоотношения организма и среды.

Основы  экологии.

5

Тема 5. 1.

 Биосфера, её  структура и функции.

3

Тема 5. 2.

Биосфера и человек.

2

Заключение

1

Всего:

68

Тематическое  планирование

для  9 класса  по  биологии

Учебник: «Общие  закономерности»  9 класс  С.Г. Мамонтов.  Дрофа – 2010г.

№   п/п

№ по теме

Содержание   учебного  материала

Дата

Оборудование

по плану

по факту

9 а

9 б

9 в

9 а

9 б

9 в

                     

Введение.

Раздел  № 1.Эволюция  живого  мира  на Земле (21ч).

Тема 1.1.        Многообразие живого мира. Основные  свойства живых организмов. (2ч).

1.

1.

Основные свойства живого.

Таблицы.

2.

2.

Царства живой природы. Краткая характеристика естественной классификации живых организмов.

Схемы.

Тема 1.2.        Развитие биологии в додарвиновский период.(2ч)

3.

1.

Развитие биологии в  додар-виновский период. Господство  в  науке  представлений  об  «изначальнойцелесообразности»  и  неизменности  живой  природы.

Портреты ученых. Таблицы.

4

2

Работы  К. Линнея  по  систематике  растений  и  животных.

Схемы,

таблицы.

Тема 1.3.        Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора (5ч).

5.

1.

Предпосылки  возникновения  учения  Ч.Дарвина: достижения  в  области  естественных  наук, экспедиционный  материал Ч.Дарвина.

Схемы,

таблицы.

6.

2

Учение  Ч. Дарвина  об  искусственном  отборе.

Схемы,

таблицы.

7

3

Учение  Ч.Дарвина  об  естественном  отборе.

Схемы,

таблицы.

8

4

Вид – элементарная  эволюционная единица. Борьба за существование и естественный отбор.

Схемы,

таблицы.

9.

5.

Обобщение по теме: «Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора».

Схемы,

таблицы.

Тема 1.4.        Приспособленность организмов к условиям внешней  среды  как результат  действия  естественного  отбора (2ч).

10

1

Приспособительные особенности  строения, окраски тела и поведения животных.

Мультим.

оборудование

11.

2

Забота о потомстве. Физиологические адаптации. Л.Р. № 1: Изучение  приспо-собленности  организмов  к  среде  обитания.

Мультим.

оборудование,

Схемы, таблицы.

Тема 1.5.        Микроэволюция (2ч).

12.

1.

Вид как генетически изолированная система. Популяционная  структура  вида.

.

Мультим.

оборудование,

Схемы, таблицы.

13.

2.

Пути  и  скорость видообразования.

 Л.Р. № 2: Изучение  изменчивости, критериев  вида, результатов  искусственного отбора  на  сортах культурных  растений

Мультим.

оборудование,

Схемы, таблицы.

Тема 1.6.        Биологические последствия  адаптаций. Макроэволюция.(        3ч).

14.

1.

Главные  направления  эволюционного  процесса. Биологический  прогресс и биологический  регресс.

Мультим.

оборудование

15.

2.

Основные закономерности эволюции. Результаты  эволюции.

Схемы, таблицы.

16.

3.

Обобщение по теме: «Макроэволюция».

Схемы, таблицы.

Тема № 1.7.Возникновение  и  развитие  жизни  на  Земле.(2ч).

17.

1.

Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле.

Мультим.

оборудование,

Схемы, таблицы.

18.

2.

Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация  живых организмов.

Мультим.

оборудование,

Схемы, таблицы.

Тема 1.8.        Развитие жизни на Земле.        (7ч).

19.

1.

Развитие  жизни  на  Земле  в  архейскую и  протерозойскую  эру.

Мультим.

оборудование

20.

2.

Развитие  жизни  на  Земле  в  палеозойскую  эру.

Схемы, таблицы.

21.

3.

Развитие  жизни  на  Земле  в  мезозойскую эру и кайнозойскую  эру.

Схемы, таблицы.

22.

4.

Происхождение  человека.

Место  человека  в  живой  природе. Систематическое  положение  вида  Homo  sapiens.

Схемы, таблицы.

23.

5.

Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

Схемы, таблицы.

24.

6.

Свойства   человека  как  биологического   вида. Человеческие  расы,  расообразование  и единство  происхождения  рас.

Схемы, таблицы.

25.

7.

Обобщение по теме: « Возникновение  и  развитие  жизни  на Земле».

Схемы, таблицы.

Раздел  №  2.   Структурная  и  функциональная  организация  живых  организмов (11ч).

Тема 2.1.Химическая  организация  клетки (3ч).

26.

1.

Элементный  состав  живого  вещества  биосферы. Неорганические  молекулы  живого  вещества.

Схемы, таблицы.

27.

2.

Органические  молекулы.

Таблицы

28

3.

ДНК – молекулы  наследственности.

РНК. Структура, функции  и  типы.

Схемы, таблицы.

Тема № 2.2.Обмен  веществ  и  превращение  энергии (3ч).

29.

1.

Обмен  веществ  и  превращение  энергии  в  клетке. Пиноцитоз  и  фагоцитоз.

Схемы, таблицы.

30.

2.

Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы.

Схемы, таблицы.

31.

3.

Биосинтез  белков,  жиров, углеводов в  клетке.

Схемы, таблицы.

Тема № 2.3. Строение  и функции  клеток (5ч).

32.

1.

Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки.  

Схемы.

33.

2

Эукариотическая клетка. Органеллы  цитоплазмы, их структура и функции.

Таблицы.

34.

3

Деление  клеток. Митоз: основные  фазы. Биологический  смысл  и  значение  митоза.

Схемы.

35.

4

Клеточная теория строения организмов.

Л.Р. №3: «Изучение  клеток  бактерий, растений и животных  на микропрепаратах».

Мультим.

оборудование

36.

5

Обобщение по теме: «Строение и функции клеток».

Раздел № 3. Размножение и  индивидуальное  развитие  организмов (5ч).

Тема 3.1. Размножение  организмов (2ч).

37.

1.

Сущность  и  формы  размножения  организмов.

Схемы, таблицы.

38.

2.

Половое  размножение животных  и  растений. Биологическое  значение  полового  размножения.

Схемы, таблицы.

Тема 3.2. Индивидуальное  развитие  организмов (3ч).

39.

1.

Эмбриональный  период  развития. Основные закономерности дробления.

Схемы, таблицы.

40.

2.

Постэмбриональный  период развития. Формы постэмбрионального периода развития.

Схемы, таблицы.

41.

3.

Общие закономерности  развития. Биогенетический закон.

Схемы, таблицы.

Раздел № 4.Наследственность  и  изменчивость  организмов (20 ч).

Тема 4.1. Закономерности наследования  признаков (10ч).

42.

1.

Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков.

Схемы, таблицы.

43.

2.

Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков.

Схемы, таблицы.

44.

3.

Гибридологический метод изучения наследственности.

Схемы, таблицы.

45.

4.

Гибридологический  метод  изучения  наследственности.

Схемы, таблицы.

46

5.

Генетическое определение пола.

Схемы.

47.

6.

Генотип как целостная система.

Схемы.

48.

7.

Генотип как целостная система. Л.Р. № 4: Решение  генетических  задач и  составление  родословных.

Схемы, таблицы.

49.

8

Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении генов.

Схемы, таблицы.

50.

9.

Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении генов.

Схемы, таблицы.

51.

10.

Обобщение по теме: «Закономерности наследования признаков».

Схемы, таблицы.

Тема 4.2.Закономерности  изменчивости (6ч).

52.

1.

Основные формы изменчивости. Генотипическая   изменчивость.

Схемы, таблицы.

53.

2.

Мутации. Значение мутаций для сельского хозяйства и биотехнологии.

Схемы, таблицы.

54.

3.

Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

Схемы, таблицы.

55.

4.

Фенотипическая, или модификационная,  изменчивость.

Л.р.№ 5 «Построение  вариационной  кривой». 

Схемы, таблицы.

56.

5.

Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

.

Схемы, таблицы.

57.

6.

Обобщение по теме: «Закономерности изменчивости»".

Схемы, таблицы.

Тема 4.3. селекция растений, животных и микроорганизмов (4ч).

58.

1.

Центры происхождения и многообразия культурных растений.

Схемы, таблицы.

59.

2.

Методы селекции растений и  животных.

Схемы, таблицы.

60.

3.

Достижения и основные направления современной селекции.

Схемы, таблицы.

61.

4.

Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

Схемы, таблицы.

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (5ч).

Тема 5.1. Биосфера, её структура и функции (3ч).

62.

1.

Биосфера – живая оболочка планеты. Структура биосферы.

Л.р. № 6 «Составление схем передачи  веществ  и энергии(цепей питания).

Схемы, таблицы.

63.

2

Естественные сообщества живых организмов.

Схемы, таблицы.

64.

3.

Формы взаимоотношений между организмами.

Л.р. № 7 «Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной местности».

Схемы, таблицы.

Тема 5.2. Биосфера и человек (2ч).

65.

1.

Природные ресурсы и их использование.

Л.р.№8 «Анализ оценка последствий деятельности человека в экосистемах».

Мультим.-оборудо-вание.

66.

2.

Проблемы рационального природопользования, охраны природы.

Схемы, таблицы.

67

3

Обобщение по теме: «Биосфера и человек».

68

4

Заключение

1

Всего:

68

Лабораторных работ

8


Тематическое    планирование

для   6 класса  по  биологии.

Тематическое  планирование  составлено  

на  основе   программы   5-11 классов

для  общеобразовательных  учреждений  2009г.

Учебник: «Многообразие  живых  организмов» В.Б.Захаров.

№ п/п

Тема урока

Оборудование

Дата

6 а

6 б

6 в

6 г

Раздел № 1.Строение и свойства живых организмов (12 часов)

Тема № 1.1. Основные свойства живых организмов (1ч)

1

1

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов.

Схемы, таблицы.

Тема № 1.2.Химический состав клетки (2ч).

2

2

Химический состав клеток.

Л.р. №1 «Определение состава семян пшеницы»

Схемы, таблицы, мука, йод,

3

3

Органические вещества.

Л.р. № 2

«Определение физических свойств белков, жиров, углеводов».

Схемы, таблицы,

Тема № 1.3. Строение растительной и животной клеток (2ч).

4

1

Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки.

 Л.р.№3 «Строение клеток      живых организмов    (на готовых микропрепаратах)».

Микроскопы, микро-препараты таблицы

5

2

Различия  в строении растительной и животной клетки. Деление клетки. Митоз. Мейоз.

Схемы, таблицы

Тема 1.4.  Ткани  растений и животных (2ч)

6

1

Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности  строения .

Схемы, таблицы

7

2

Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

Л.р.№4 «Ткани живых организмов».

Микроскопы, микро-препараты,

таблицы

Тема 1.5.  Органы  и системы  органов (5ч).

8

1

Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы.

Схемы, таблицы

9

2

Строение и значение побега. Почка – зачаточный побег.Стебель как осевой орган побега. Лист.

Схемы, таблицы

10

3

Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки,пестики).

Соцветия.

Схемы, таблицы

11

4

Плоды. Значение и разнообразие. Строение  семян однодольного  и двудольного растений.

Схемы, таблицы

12

5

Системы органов. Основные системы органов животного организма. 

Л.р.№ 5 «Распознование  органов  у растений и животных».

Таблицы

плоды

Тема 1.6. Растения и животные как целостные организмы(1ч)

13

1

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Живые  организмы  и окружающая  среда.

Схемы, таблицы

Раздел № 2 Жизнедеятельность организма (20 часов)

Тема 2. 1.Питание и пищеварение (3ч)

14

1

Особенности питания растительного организма.

Схемы, таблицы.

15

2

Особенности питания животных. Травоядные животные,хищники, тру-поеды,симбионты,паразиты

Мультим.

оборудование,

Схемы, таблицы.

16

3

Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительной систем животных.

Мультим.

Оборудование

Тема 2.2.Дыхание (2ч)

17

1

Дыхание. Значение дыхания. Дыхание растений.

 Схемы, таблицы.

18

2

Дыхание животных. Органы дыхания   животных организмов.

Схемы, таблицы.

Тема 2.3.Передвижение веществ в организме (2ч).

19

1

Передвижение веществ в организме, его значение 

Л.р.№ 6 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю».

Микроскопы, микро-препараты,

таблицы

20

2

Кровеносная система, ее строение, функции. Гемолимфа.

Схемы, таблицы.

Тема 2.4 Выделение (2ч).

21

1

 Роль выделения в процессе жизнедеятель-ности  организмов, продукты выделения  у растений и животных.

Схемы, таблицы.

22

2

Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.

Схемы, таблицы

Тема 2.5.Опорные системы (1ч).

23

1

Опорные системы растений. Опорные системы животных. 

Л.р.№ 7 «Разнообразие опорных систем животных».

Схемы, таблицы

Тема 2.6.Движение (2ч)

24

1

Движение как важнейшая особенность животных организмов. 

Л.р.№8 «Движение инфузории – туфельки».

Схемы, таблицы

25

2

Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. 

Л.р.№ 9 «Перемещение дождевого червя».

Схемы, таблицы

Тема 2.7.Регуляция  процессов жизнедеятельности (3ч)

26

1

Регуляция   процессов жизнедеятельности. Раздражимость.

Схемы, таблицы

27

2

Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.

Схемы, таблицы

28

3

Эндокринная система. Её роль в регуляции процес-сов жизнедеятельности.

Тема 2.8.Размножение (2ч)

29

1

Биологическое значение размножения. Виды размножения.

Схемы, таблицы

30

2

Половое размножение организмов.

Л.р. № 10 «Вегетативное размножение растений».

Схемы, таблицы

Тема 2.9.Рост и развитие (2ч)

31

 Индивидуальное развитие растений.

Схемы, таблицы

32

Особенности развития животных организмов. Л.р.№ 11 «Прямое  и непрямое развитие насекомых».

Схемы, таблицы

Раздел №3  Организм и среда (2 часа)

Тема 3.1.Среда обитания. Факторы среды(1ч).

33

1

Среда обитания. Факторы среды. Влияние факторов неживой природы на живые организмы.

Схемы, таблицы

Тема 3.2. Природные сообщества (1ч).

34

1

Природные сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сооб-ществе. Цепи питания.

Схемы, таблицы

4. Перечень лабораторных работ:

Л.р.№1 «Изучение  изменчивости, критериев  вида, результатов  естественного  отбора на  сортах  культурных  растений».

Л.р.№2 «Изучение  приспособленности организмов к среде обитания».

Л.р.№3 «Изучение  строения  растительной и животной  клеток  под  микроскопом».

Л.р.№4 «Решение генетических  задач  и составление родословных».

Л.р. № 5 «Изучение  изменчивости. Построение вариационной кривой».

Тематическое  планирование

для  10 класса  по  биологии

Учебник: «Общие  биология» класс  С.Г. Мамонтов.  Дрофа – 2010г.

№   п/п

№ по теме

Содержание   учебного  материала

Дата

Оборудование

по плану

по факту

10 а

10 б

10 а

10б

Раздел  № 1.Биология как наука. Методы научного познания. (6ч).

Тема 1.1.        Краткая история развития  биологии. Система биологических  наук (2ч).

1.

1.

Краткая история развития  биологии.

Таблицы.

2.

2.

Система биологических  наук

Схемы.

Тема 1.2.Сущность и   свойства живого. Уровни организации живого.(4ч)

3.

1.

Основные свойства живой материи.

Таблицы.

4

2

Уровни организации живого.

Схемы,

таблицы.

5.

3

Биологические системы. Методы познания живой материи.

Схемы,

таблицы.

6.

4

Обобщение по теме: «Сущность живой материи. Уровни организации живого».

Схемы,

таблицы.

Раздел  №2  Клетка (23ч)

Тема 2.1. История изучения клетки. Клеточная теория (2ч).

7

1

Развитие знаний о клетке.

Схемы,

таблицы.

8

2

Клеточная теория  М.Шлейдена и Т. Шванна. Основные положения современной клеточной теории.

Схемы,

таблицы.

Тема 2.2. Химический состав клетки (9ч).

9.

1.

Единство элементного  химического состава  живых организмов как доказательство единства происхождения живой природы.

Схемы,

таблицы.

10

2

Неорганические  вещества. Минеральные соли. Значение  неорганических веществ в жизни клетки и организма.

Схемы, таблицы.

11

3

Органические  вещества – сложные углеродсодержащие соединения.

Схемы, таблицы.

12

4

Липиды. Углеводы: моносахариды, полисахариды.

Схемы, таблицы.

13

5.

Белки.

.

таблицы.

14

6

Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК.

Схемы, таблицы.

15

7.

Удвоение молекулы ДНК.

Схемы,

16

8

Принципиальное строение и роль органических веществ  в клетке.

Схемы, таблицы

17

9

Обобщение по теме: «Химический состав клетки».

Тема 2.3. Строение прокариотической и эукариотической клеток (7ч).

18

1

Прокариотическая клетка; форма и размеры. Строение  бактериальной клетки.  

Схемы, таблицы.

19

2

Распространение и значение бактерий  в природе.

Л.р.№1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах».

Мультим.

Оборудование Схемы, таблицы.

20

3

Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро.

Схемы, таблицы.

21

4.

Основные органоиды клетки. Функции основных частей и органоидов клетки.

Схемы, таблицы.

22

5.

Основные отличия в строении животной и растительной клеток.

Л.р.№2 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений».

Схемы, таблицы.

23

6

Хромосомы, их строение, функции. Кариотип.

Схемы, таблицы.

24

7

Обобщение по теме: «Строение прокариотческой и эукариотической клеток».

Л.р.№3 «Сравнение строения клеток растений и животных (в форме таблицы).

Схемы, таблицы.

Тема 2.4.        Реализация  наследственной информации в клетке (2ч).

25.

1.

ДНК –носитель наследственной информации. Генетический код,его свойства. Ген.

Схемы, таблицы.

26.

2

Биосинтез белка.

Схемы,таблицы

27.

1

Вирусы – неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения.

Схемы, таблицы.

28.

2

Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.

Схемы, таблицы.

29.

3.

Профилактика СПИДА.

Схемы, таблицы.

Раздел 3 Организм (39 ч).

Тема 3.1. Организм – единое целое. Многообразие живых организмов (2ч).

30.

1

Многообразие организмов. Одноклеточные многоклеточные организмы.

Схемы, таблицы.

31.

2

Колонии одноклеточных организмов.

Схемы, таблицы.

Тема № 3.2.Обмен  веществ  и  превращение  энергии (5ч).

32

1.

Энергетический обмен – совокупность расщепления органических веществ.

Схемы, таблицы.

33.

2.

Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий.

Схемы, таблицы.

34.

3.

Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы.

Схемы, таблицы.

35

4

Пластический обмен. Фотосинтез.

Таблицы.

36

5

Обобщение по теме: «Обмен веществ и превращение энергии».

Тема 3.3. Размножение (8ч).

37

1

Деление  клеток. Митоз: основа роста, развития и бесполого размножения.

Схемы.

38

2

Размножение: бесполое и половое.

Схемы, таблицы.

39

3

Типы бесполого размножения.

Схемы, таблицы.

40

4

Половое размножение.

Схемы, таблицы.

41.

5

Образование половых клеток. Мейоз.

Схемы, таблицы.

42.

6

Оплодотворение у животных и растений. Биологическое значение оплодотворения.

Схемы, таблицы.

43.

7

Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Схемы, таблицы.

44.

8

Обобщение по теме: «Размножение».

Схемы, таблицы.

Тема 3.4. Индивидуальное  развитие  организмов (5ч).

45

1.

Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный  и постэмбриональный период  развития.

Схемы, таблицы.

46

2.

Основные этапы эмбриогенеза. Причины нарушений развитий.

Схемы, таблицы.

47

3.

Онтогенез человека, репродук-тивное здоровье; его значение для будущих поколений.

Схемы, таблицы.

48

4.

Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Схемы, таблицы.

49

5

Обобщение по теме: «Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)».

Схемы, таблицы.

Тема 3.5. Закономерности наследования  признаков (14ч).

50

1.

Наследственность и изменчивость – свойства организма.

Схемы, таблицы.

51

2.

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Схемы, таблицы.

52

3.

Г. Мендель – основоположник генетики.  Закономерности  наследования, установленные Г. Менделем.

Схемы, таблицы.

53

4.

Моногибридное скрещивание. Первый закон Г. Менделя – закон доминирования.

Л.р.№4«Составление простейших схем скрещивания».

Схемы, таблицы.

54

5.

Второй  закон Г. Менделя – закон расщепления. Закон чистоты гамет. Дигибридное  скрещивание.

Схемы, таблицы.

 55

6.

Третий  закон Г. Менделя – закон независимого наследования. Анализирующее  скрещивание

Схемы, таблицы.

 56.

7.

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков.

Схемы.

57.

8

Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие генов.

Схемы, таблицы.

 58.

9.

Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.

Л.Р.№5:«Решение  элементарных генетических  задач».

Схемы, таблицы.

59.

10.

Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость.

Схемы, таблицы.

 60

11.

Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость.

Л.р.№6«Изучение изменчивости».

Схемы, таблицы.

 61

12.

Мутации, типы мутаций. Мутагенные факторы. Значение генетики для медицины.

Схемы, таблицы.

62

13.

Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Схемы, таблицы.

63

14.

Влияние мутагенов на организм человека.

Л.р. № 7 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм».

Схемы,

таблицы.

Тема 3.6. Основы селекции. Биотехнология. (5ч).

64.

1.

Основы селекции: методы и достижения. Генетика – теоретическая основа селекции.

Схемы, таблицы.

65.

2.

Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах   многообразия и происхождения  культурных растений.

Схемы, таблицы.

66.

3.

Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

.

Схемы, таблицы.

67.

4.

Биотехнология: достижения и перспективы развития.

Схемы, таблицы.

68

5

Клонирование. Генетически модифицированные организмы.

Л.р. №8 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии».

Схемы, таблицы.

Всего:

68

Лабораторных работ

8


4. Перечень лабораторных работ:

Л.р.№1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых  препаратах».

Л.р.№2 «Приготовление  и описание  микропрепаратов  клеток  растений».

Л.р.№3 «Сравнение строения клеток  растений и животных  (в форме таблицы».

Л.р.№4 «Составление простейших схем скрещивания».

Л.р. № 5 «Решение элементарных генетических  задач».

Л.р.№6 «Изучение  изменчивости».

Л.р. № 7 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм».

Л.р. № 8 «Анализ и оценка  глобальных  этических  аспектов развития некоторых  исследований  в биотехнологии»

4. Перечень лабораторных работ:

Л.р. №1  «Сравнение строения  клеток  растений и животных  (в форме таблицы».

Л.р.№2 «Составление простейших схем скрещивания».

Л.р. № 3 «Решение элементарных генетических  задач».

Л.р.№ 4 «Изучение  изменчивости».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по природоведению 5 класс ( Н. И. Сонин )

Календарно-тематическое планирование по природоведению 5 класс (35 часов, 1 час в неделю ), к учебнику Н. И. Сонин, А. А. Плешаков "Биология. Введение в биологию. 5 класс", М. : "Дрофа", 2012. Концент...

Календарно- тематическое планирование 6-11 классы , учебник под редакцией Сонин, Захаров

В календарно- тематическом планировании графы: тема, содержание урока, виды измерителя,домашнее задание, дата по плану, дата фактическая. Учебник под редакцией Сонин, Захаров....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса «Биология. Человек. 8 класс» (Н. И. Сонин, В. Б. Захаров )

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса «Биология. Человек. 8 класс» (Н. И. Сонин, В. Б. Захаров )...

Тематическое планирование по географии 5 класс. Учебник Бариновой, Сонина, Плешакова

тематическое планирование по учебнику Бариновой, Сонина, Плешакова. География 5 класс...

Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс, линейный курс Сонин, Захаров

Календарно-тематическое планирование, линейный курс Сонин, Захаров...

Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс, линейный курс Сонин, Захаров

Календарно-тематическое планирование по биологии, линейный курс Сонин, Захаров...

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС (УМК Сонин Н.И.)

Предлагаю мою версию календарно- тематического планирования курса биологи для 5 класса(ФГОС). В материале представлено краткое содержание тем курса и видов учебной деятельности учащихся. Представлено ...