планирование 9.10.11 класс к умк Сонин, Захаров
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс) на тему
планирование 9.10.11 класса к учебникам линии Захарова, Сонина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_biologiya_91011.doc | 552 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование город Краснодар
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
средняя общеобразовательная школа № 63
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от 30.08.2014 года
Председатель педсовета
___________ И.А. Меркулова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ___ вида
по ______________________________________________________________
(указать предмет, курс)
Ступень обучения __________________________________________________
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование)
Класс __________
Количество часов _________
Уровень __________________________
(базовый, профильный)
Учитель _________________________________________________________
Программа разработана на основе
__________________________________________________________________
(указать примерную или авторскую программу/программы)
__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
(издательство, год издания)
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УМР
___________ Бабак Е.Н.
«30» августа 2014 года
Муниципальное образование город Краснодар
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
средняя общеобразовательная школа № 63
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по ________________________________________________________________
(указать предмет, курс)
Класс _____________________________________________________________
Учитель ___________________________________________________________
Количество часов: всего ________ часов; в неделю ________ часов.
Планирование составлено на основе рабочей программы ___ вида
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
(указать ФИО учителя, реквизиты утверждения Рабочей программы с датой)
Пояснительная записка
Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и предназначена для изучения биологии в общеобразовательных учреждениях. Изучение курса «Биология» в 10-11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе, и направлено на формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ. При двухгодичном курсе биологии рекомендуется в 10 классе изучить разделы «Биология как наука. Методы научного познания». «Клетка». «Организм», а в 11 классе – «Вид», «Экосистемы».
Тематическое планирование
для 11 класса по биологии.
Тематическое планирование составлено
на основе программы 5-11 классов
для общеобразовательных учреждений 2009г.
Учебник: «Общая биология» 10-11 класс В.Б.Захаров Дрофа – 2010.
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
Примерная программа | Рабочая программа | ||
Раздел №4. «Вид» | 19 | 40 | |
Тема № 4.1. | История эволюционных идей. | 4 | 10 |
Тема № 4.2. | Современное эволюционное учение | 8 | 15 |
Тема №4.3 | Происхождение жизни на Земле | 3 | 7 |
Тема №4.4 | Происхождение человека | 4 | 8 |
Раздел № 5 «Экосистемы» | 11 | 27 | |
Тема № 5.1. | Экологические факторы | 3 | 9 |
Тема № 5.2. | Структура экосистем | 4 | 7 |
Тема № 5.3. | Биосфера – глобальная экосистема | 2 | 8 |
Тема № 5.4. | Биосфера и человек | 2 | 2 |
Заключение | 1 | 1 | |
Всего: | 31 | 68 |
Тематическое планирование
для 11 класса по биологии.
Тематическое планирование составлено
на основе программы 5-11 классов
для общеобразовательных учреждений 2009г.
Учебник: «Общая биология» 10-11 класс В.Б.Захаров Дрофа – 2010.
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
Примерная программа | Рабочая программа | ||
Раздел №4. «Вид» | 19 | 19 | |
Тема № 4.1. | История эволюционных идей. | 4 | 4 |
Тема № 4.2. | Современное эволюционное учение | 8 | 8 |
Тема №4.3 | Происхождение жизни на Земле | 3 | 3 |
Тема №4.4 | Происхождение человека | 4 | 4 |
Раздел № 5 «Экосистемы» | 11 | 14 | |
Тема № 5.1. | Экологические факторы | 3 | 4 |
Тема № 5.2. | Структура экосистем | 4 | 4 |
Тема № 5.3. | Биосфера – глобальная экосистема | 2 | 3 |
Тема № 5.4. | Биосфера и человек | 2 | 3 |
Заключение | 1 | 1 | |
Всего: | 31 | 34 |
Тематическое планирование
для 11 класса по биологии
Учебник: «Общая биология» 10-11 класс В.Б.Захаров Дрофа – 2010.
№ урока | Содержание учебного материала | Дата по плану | Дата по факту | Оборудование | |||||||||||||
по п/п | по теме | 11 а | 11б | 11 а | 11б | ||||||||||||
Раздел № 4 Вид (40ч) | |||||||||||||||||
Тема № 4.1.Эволюционное учение (10ч). | |||||||||||||||||
1 | 1 | История эволюционных идей. | Таблицы, схемы | ||||||||||||||
2 | 2 | Развитие биологии в додарвиновский период. | Портреты ученых, таблицы. | ||||||||||||||
3 | 3 | Работы К. Линнея по систематике растений и животных. | Таблицы, схемы | ||||||||||||||
4 | 4 | Значение работ К. Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, теории Ж.Кювье. | Таблицы, схемы, мультимедийное оборудование. | ||||||||||||||
5 | 5 | Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. | Портреты ученых, таблицы. | ||||||||||||||
6 | 6 | Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. | Портреты ученых, таблицы. | ||||||||||||||
7 | 7 | Эволюционная теория Ч.Дарвина. | Таблицы, схемы | ||||||||||||||
8 | 8 | Эволюционная теория Ч.Дарвина. | Таблицы, схемы | ||||||||||||||
9 | 9 | Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. | Таблицы, схемы | ||||||||||||||
10 | 10 | Обобщение по теме: «Эволюционное учение». | Таблицы, схемы | ||||||||||||||
Тема № 4.2 «Современное эволюционное учение» (15 ч). | |||||||||||||||||
11 | 1 | Вид, его критерии. Л.р.№1 «Описание особей вида по морфологическому критерию». | Таблицы, схемы, мультимедийное оборудование. | ||||||||||||||
12 | 2 | Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. | Таблицы, схемы | ||||||||||||||
13 | 3 | Синтетическая теория эволюции. | Таблицы, схемы, мультимедийное оборудование. | ||||||||||||||
14 | 4 | Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны. | Таблицы, схемы. | ||||||||||||||
15 | 5 | Движущие силы эволюции: изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. | Таблицы, муляжи, демонстрирующие гомологичные и аналогичные органы. | ||||||||||||||
16 | 6 | Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Л.р.№2 «Выявление изменчивости у особей одного вида». | Таблицы, схемы, мультимедийное оборудование. | ||||||||||||||
17 | 7 | Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. | Таблицы, схемы, мультимедийное оборудование. | ||||||||||||||
18 | 8 | Видообразование как результат эволюции. | Таблицы, схемы | ||||||||||||||
19 | 9 | Способы и пути видообразования. Л.р.№3 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания». | Таблицы, схемы, мультимедийное оборудование. | ||||||||||||||
20 | 10 | Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. | Таблицы, схемы, мультимедийное оборудование. | ||||||||||||||
21 | 11 | Главные направления эволюционного процесса. | Таблицы, схемы | ||||||||||||||
22 | 12 | Биологический прогресс и биологический регресс. | Таблицы, схемы | ||||||||||||||
23 | 13 | Причины вымирания видов. | Таблицы, схемы | ||||||||||||||
24 | 14 | Доказательства эволюции органического мира. | Таблицы, схемы, мультимедийное оборудование. | ||||||||||||||
25 | 15 | Обобщение по теме: «Современное эволюционное учение». | Таблицы, схемы | ||||||||||||||
Тема №4.3 «Происхождение жизни на Земле» (7ч). | |||||||||||||||||
26 | 1 | Развитие представлений о возникновении жизни. | Таблицы, схемы, мультимедийное оборудование. | ||||||||||||||
27 | 2 | Опыты Ф.Реди, Л.Пастера. | Портреты ученых, таблицы. | ||||||||||||||
28 | 3 | Гипотезы о происхождении жизни. | Портреты ученых, таблицы. | ||||||||||||||
29 | 4 | Современные взгляды на происхождение жизни. | Портреты ученых, таблицы. | ||||||||||||||
30 | 5 | Теория Опарина – Холдейна. Л.р.№4 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения». | Портреты ученых, таблицы. | ||||||||||||||
31 | 6 | Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. | Таблицы, схемы, мультимедийное оборудование. | ||||||||||||||
32 | 7 | Обобщение по теме: «Происхождение жизни на Земле». | Таблицы, схемы | ||||||||||||||
Тема №4.4 «Происхождение человека» (8ч). | |||||||||||||||||
33 | 1 | Гипотезы происхождения человека. | Таблицы, схемы | ||||||||||||||
34 | 2 | Положение человека в системе органического мира. | Таблицы, схемы | ||||||||||||||
35 | 3 | Эволюция человека. Л.р. № 5 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства». | Таблицы, схемы, мультимедийное оборудование. | ||||||||||||||
36 | 4 | Основные этапы эволюции человека. | Таблицы, схемы, мультимедийное оборудование. | ||||||||||||||
37 | 5 | Расы человека. | Таблицы, схемы | ||||||||||||||
38 | 6 | Происхождение человеческих рас. | Таблицы, схемы | ||||||||||||||
39 | 7 | Видовое единство человечества. Л.р.№6 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения». | Таблицы, схемы, мультимедийное оборудование. | ||||||||||||||
40 | 8 | Обобщение по теме: «Происхождение человека». | Таблицы, схемы | ||||||||||||||
Раздел № 5 «Экосистемы» (29ч). | |||||||||||||||||
Тема № 5.1. Экологические факторы (9ч). | |||||||||||||||||
41 | 1 | Организм и среда. | Таблицы, схемы | ||||||||||||||
42 | 2 | Предмет и задачи экологии. | Таблицы, схемы. | ||||||||||||||
43 | 3 | Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов. | Таблицы, схемы, мультимедийное оборудование. | ||||||||||||||
44 | 4 | Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов. | Таблицы, схемы, мультимедийное оборудование. | ||||||||||||||
45 | 5 | Закономерности влияния экологических факторов на организмы. | Таблицы, схемы | ||||||||||||||
46 | 6 | Взаимоотношения между организмами. | Таблицы, схемы | ||||||||||||||
47 | 7 | Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество. | Таблицы, схемы | ||||||||||||||
48 | 8 | Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз. | Таблицы, схемы | ||||||||||||||
49 | 9 | Обобщение по теме: «Экологические факторы». | Таблицы, схемы | ||||||||||||||
Тема № 5.2. «Структура экосистем» (7ч). | |||||||||||||||||
50 | 1 | Видовая и пространственная структура экосистем. Л.р. № 7 «Составление схем передачи вещества и энергии в экосистеме (цепей питания в экосистеме)». | Таблицы, схемы. | ||||||||||||||
51 | 2 | Пищевые связи. | Таблицы, схемы | ||||||||||||||
52 | 3 | Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Л.р.№8 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)». | Таблицы, схемы, мультимедийное оборудование. | ||||||||||||||
53 | 4 | Причины устойчивости и смены экосистем. Л.р. № 9 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности». | Таблицы, схемы. | ||||||||||||||
54 | 5 | Влияние человека на экосистемы. | Таблицы, схемы. | ||||||||||||||
55 | 6 | Искусственные сообщества – агроценозы. Л.р. № 10 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности». | Таблицы, схемы, мультимедийное оборудование. | ||||||||||||||
56 | 7 | Обобщение по теме: «Структура экосистем». Л.р. № 11 «Решение экологических задач». | Таблицы, схемы. | ||||||||||||||
Тема № 5.3. Биосфера – глобальная экосистема (7ч). | |||||||||||||||||
57 | 1 | Биосфера - глобальная экосистема. | Таблицы, схемы. | ||||||||||||||
58 | 2 | Состав и структура биосферы. | Таблицы, схемы. | ||||||||||||||
59 | 3 | Учение В.И. Вернадского о биосфере. | Таблицы, схемы. | ||||||||||||||
60 | 4 | Роль живых организмов в биосфере. | Таблицы, схемы. | ||||||||||||||
61 | 5 | Биомасса Земли. | Таблицы, схемы. | ||||||||||||||
62 | 6 | Биологический круговорот веществ (на примере круговорота воды и углерода). | Таблицы, схемы, мультимедийное оборудование. | ||||||||||||||
63 | 7 | Обобщение по теме: «Биосфера – глобальная экосистема». | Таблицы, схемы. | ||||||||||||||
Тема № 5.4. «Биосфера и человек» (6 ч). | |||||||||||||||||
64 | 1 | Биосфера и человек. Л.р. № 12 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде». | Таблицы, схемы. | ||||||||||||||
65 | 2 | Глобальные экологические проблемы и пути их решения. | Таблицы, схемы. | ||||||||||||||
66 | 3 | Последствия деятельности человека для окружающей среды. Л.р. № 13 «Анализ и оценка глобальных экологических проблем и пути их решения». | Таблицы, схемы, мультимедийное оборудование. | ||||||||||||||
67 | 4 | Правила поведения в природной среде. | Таблицы, схемы. | ||||||||||||||
68 | 5 | Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов. | Таблицы, схемы. | ||||||||||||||
Количество часов:68 | |||||||||||||||||
Лабораторных работ 13 |
3. Содержание обучения.
Раздел №4. «Вид»
Тема № 4.1.История эволюционных идей.
История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Значение работ К. Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, теории Ж.Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Эволюционная теория Ч.Дарвина. Эволюционная теория Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Тема № 4.2. Современное эволюционное учение (15 ч).
Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции.
Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов. Доказательства эволюции органического мира.
Тема № 4.3. Происхождение жизни на Земле (7ч).
Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф.Реди, Л.Пастера. Современные взгляды на происхождение жизни. Гипотезы о происхождении жизни.
Теория Опарина – Холдейна. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
Тема № 4.4. Происхождение человека (8ч).
Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе органического мира. Эволюция человека. Основные этапы эволюции человека. Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.
Раздел № 5 «Экосистемы».
Тема 5.1. Экологические факторы (9ч).
Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов. Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов. Закономерности влияния экологических факторов на организмы. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество. Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз.
Тема № 5.2. Структура экосистем (7ч).
Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи.Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроценозы.
Тема № 5.3. Биосфера – глобальная экосистема (7ч).
Биосфера - глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере .Роль живых организмов в биосфере .Биомасса Земли.
Биологический круговорот веществ (на примере круговорота воды и углерода).
Тема № 5.4. «Биосфера и человек» (6 ч). Биосфера и человек.
Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.
4. Перечень лабораторных работ:
Л.р.№1 «Описание особей вида по морфологическому критерию».
Л.р.№2 «Выявление изменчивости у особей одного вида».
Л.р.№3 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания».
Л.р.№4 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения».
Л.р. № 5 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства».
Л.р.№6 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения».
Л.р. № 7 «Составление схем передачи вещества и энергии в экосистеме (цепей питания в экосистеме)».
Л.р.№8 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)».
Л.р. № 9 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности».
Влияние человека на экосистемы.
Л.р. № 10 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности».
Л.р. № 11 «Решение экологических задач».
Л.р. № 12 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде».
Л.р. № 13 «Анализ и оценка глобальных экологических проблем и пути их решения».
Список рекомендуемой учебно- методической литературы:
Основная литература :
1.Захаров В.Б.. Мамонтов С.Г. Сонин Н.И.,«Общая биология»(Учебник).- М.: Дрофа, 2005.
2. Захаров В.Б.. Мамонтов С.Г. Сонин Н.И.,«Общая биология» (Рабочая тетрадь).- М.: Дрофа, 2005.
3.Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов: учебник для 7 класса средней школы. М.:Дрофа,2010г.
4.Сонин Н.И. Биология. Живой организм: учебник для 6 класса средней школы. М.:Дрофа,2010г.
5. Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. Биология. Человек. Учебник для 8 класса средней школы. М: Дрофа,2010г.
6. Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. Биология. Человек. Рабочая тетрадь к учебнику для 8 класса средней школы. М: Дрофа,2010г.
7.Кириленко А.А. Биология. Сборник задач по генетике. Легион – 2012г.
8. Кириленко А.А., Колесников С.И. Биология. Подготовка к ЕГЭ. Легион – 2012г.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УМР
МО учителей ----------------------------- / Бабак Е.Н./
От 30 августа 2014г.
---------------------- Пономаренко В.А. 30 августа 2014г.
4. Перечень лабораторных работ:
Л.р.№1 «Описание особей вида по морфологическому критерию».
Л.р.№2 «Выявление изменчивости у особей одного вида».
Л.р.№3 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания».
Муниципальное образование город Краснодар
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
средняя общеобразовательная школа № 63
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от 30.08.2014 года
Председатель педсовета
___________ И.А. Меркулова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ___ вида
по ______________________________________________________________
(указать предмет, курс)
Ступень обучения __________________________________________________
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование)
Класс __________
Количество часов _________
Уровень __________________________
(базовый, профильный)
Учитель _________________________________________________________
Программа разработана на основе
__________________________________________________________________
(указать примерную или авторскую программу/программы)
__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
(издательство, год издания)
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УМР
___________ Бабак Е.Н.
«30» августа 2014 года
Муниципальное образование город Краснодар
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
средняя общеобразовательная школа № 63
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по ________________________________________________________________
(указать предмет, курс)
Класс _____________________________________________________________
Учитель ___________________________________________________________
Количество часов: всего ________ часов; в неделю ________ часов.
Планирование составлено на основе рабочей программы ___ вида
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
(указать ФИО учителя, реквизиты утверждения Рабочей программы с датой)
Пояснительная записка
Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и предназначена для изучения биологии в общеобразовательных учреждениях. Изучение курса «Биология» в 9 классе на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе, и направлено на формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ.
Тематическое планирование
для 9 класса по биологии.
Тематическое планирование составлено
на основе программы 6-11 классов
для общеобразовательных учреждений 2009г.
Учебник: «Общие закономерности» С.Г. Мамонтов.
№ | Название темы | Количество часов |
Введение. | 1 | |
Раздел № 1.Эволюция живого мира на Земле. | 21 | |
Тема 1.1. | Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов. | 2 |
Тема 1.2. | Развитие биологии в додарвиновский период. | 2 |
Тема 1.3. | Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора. | 5 |
Тема 1.4. | Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. | 2 |
Тема 1.5. | Микроэволюция. | 2 |
Тема 1.6. | Биологические последствия адаптаций. Макроэволюция. | 3 |
Тема 1.7. | Возникновение жизни на Земле. | 2 |
Тема 1.8. | Развитие жизни на Земле. | 3 |
Раздел № 2. Структурная организация живых организмов. | 10 | |
Тема 2.1. | Химическая организация клетки. | 2 |
Тема 2.2. | Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. | 3 |
Тема 2.3. | Строение и функции клеток. | 5 |
Раздел № 3.Размножение и индивидуальное развитие организмов. | 5 | |
Тема 3.1. | Размножение организмов. | 2 |
Тема 3.2. | Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). | 3 |
Раздел № 4.Наследственность и изменчивость организмов. | 20 | |
Тема 4.1. | Закономерности наследования признаков. | 10 |
Тема 4.2. | Закономерности изменчивости | 6 |
Тема 4.3. | Селекция растений, животных и микроорганизмов. | 4 |
Раздел№ 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии. | 5 | |
Тема 5. 1. | Биосфера, её структура и функции. | 3 |
Тема 5. 2. | Биосфера и человек. | 2 |
Заключение | 1 | |
Всего: | 68 |
Тематическое планирование
для 9 класса по биологии
Учебник: «Общие закономерности» 9 класс С.Г. Мамонтов. Дрофа – 2010г.
№ п/п | № по теме | Содержание учебного материала | Дата | Оборудование | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
по плану | по факту | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 а | 9 б | 9 в | 9 а | 9 б | 9 в | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Введение. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел № 1.Эволюция живого мира на Земле (21ч). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов. (2ч). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | 1. | Основные свойства живого. | Таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | 2. | Царства живой природы. Краткая характеристика естественной классификации живых организмов. | Схемы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период.(2ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. | 1. | Развитие биологии в додар-виновский период. Господство в науке представлений об «изначальнойцелесообразности» и неизменности живой природы. | Портреты ученых. Таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | 2 | Работы К. Линнея по систематике растений и животных. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора (5ч). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. | 1. | Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч.Дарвина. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. | 2 | Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | 3 | Учение Ч.Дарвина об естественном отборе. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | 4 | Вид – элементарная эволюционная единица. Борьба за существование и естественный отбор. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. | 5. | Обобщение по теме: «Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора». | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (2ч). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | 1 | Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. | Мультим. оборудование | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. | 2 | Забота о потомстве. Физиологические адаптации. Л.Р. № 1: Изучение приспо-собленности организмов к среде обитания. | Мультим. оборудование, Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 1.5. Микроэволюция (2ч). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12. | 1. | Вид как генетически изолированная система. Популяционная структура вида. | . | Мультим. оборудование, Схемы, таблицы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13. | 2. | Пути и скорость видообразования. Л.Р. № 2: Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений | Мультим. оборудование, Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 1.6. Биологические последствия адаптаций. Макроэволюция.( 3ч). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14. | 1. | Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. | Мультим. оборудование | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15. | 2. | Основные закономерности эволюции. Результаты эволюции. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16. | 3. | Обобщение по теме: «Макроэволюция». | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема № 1.7.Возникновение и развитие жизни на Земле.(2ч). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17. | 1. | Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. | Мультим. оборудование, Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18. | 2. | Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов. | Мультим. оборудование, Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 1.8. Развитие жизни на Земле. (7ч). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19. | 1. | Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эру. | Мультим. оборудование | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20. | 2. | Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21. | 3. | Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру и кайнозойскую эру. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22. | 4. | Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23. | 5. | Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24. | 6. | Свойства человека как биологического вида. Человеческие расы, расообразование и единство происхождения рас. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25. | 7. | Обобщение по теме: « Возникновение и развитие жизни на Земле». | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел № 2. Структурная и функциональная организация живых организмов (11ч). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2.1.Химическая организация клетки (3ч). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26. | 1. | Элементный состав живого вещества биосферы. Неорганические молекулы живого вещества. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27. | 2. | Органические молекулы. | Таблицы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 | 3. | ДНК – молекулы наследственности. РНК. Структура, функции и типы. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема № 2.2.Обмен веществ и превращение энергии (3ч). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29. | 1. | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пиноцитоз и фагоцитоз. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30. | 2. | Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31. | 3. | Биосинтез белков, жиров, углеводов в клетке. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема № 2.3. Строение и функции клеток (5ч). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32. | 1. | Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки. | Схемы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33. | 2 | Эукариотическая клетка. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. | Таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34. | 3 | Деление клеток. Митоз: основные фазы. Биологический смысл и значение митоза. | Схемы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
35. | 4 | Клеточная теория строения организмов. Л.Р. №3: «Изучение клеток бактерий, растений и животных на микропрепаратах». | Мультим. оборудование | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
36. | 5 | Обобщение по теме: «Строение и функции клеток». | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел № 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5ч). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 3.1. Размножение организмов (2ч). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
37. | 1. | Сущность и формы размножения организмов. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
38. | 2. | Половое размножение животных и растений. Биологическое значение полового размножения. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (3ч). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
39. | 1. | Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
40. | 2. | Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
41. | 3. | Общие закономерности развития. Биогенетический закон. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел № 4.Наследственность и изменчивость организмов (20 ч). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 4.1. Закономерности наследования признаков (10ч). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
42. | 1. | Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
43. | 2. | Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
44. | 3. | Гибридологический метод изучения наследственности. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
45. | 4. | Гибридологический метод изучения наследственности. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
46 | 5. | Генетическое определение пола. | Схемы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
47. | 6. | Генотип как целостная система. | Схемы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
48. | 7. | Генотип как целостная система. Л.Р. № 4: Решение генетических задач и составление родословных. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
49. | 8 | Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении генов. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
50. | 9. | Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении генов. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
51. | 10. | Обобщение по теме: «Закономерности наследования признаков». | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 4.2.Закономерности изменчивости (6ч). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
52. | 1. | Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
53. | 2. | Мутации. Значение мутаций для сельского хозяйства и биотехнологии. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
54. | 3. | Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
55. | 4. | Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Л.р.№ 5 «Построение вариационной кривой». | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
56. | 5. | Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. | . | Схемы, таблицы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
57. | 6. | Обобщение по теме: «Закономерности изменчивости»". | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 4.3. селекция растений, животных и микроорганизмов (4ч). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
58. | 1. | Центры происхождения и многообразия культурных растений. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
59. | 2. | Методы селекции растений и животных. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
60. | 3. | Достижения и основные направления современной селекции. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
61. | 4. | Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (5ч). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 5.1. Биосфера, её структура и функции (3ч). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
62. | 1. | Биосфера – живая оболочка планеты. Структура биосферы. Л.р. № 6 «Составление схем передачи веществ и энергии(цепей питания). | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
63. | 2 | Естественные сообщества живых организмов. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
64. | 3. | Формы взаимоотношений между организмами. Л.р. № 7 «Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной местности». | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 5.2. Биосфера и человек (2ч). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
65. | 1. | Природные ресурсы и их использование. Л.р.№8 «Анализ оценка последствий деятельности человека в экосистемах». | Мультим.-оборудо-вание. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
66. | 2. | Проблемы рационального природопользования, охраны природы. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
67 | 3 | Обобщение по теме: «Биосфера и человек». | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
68 | 4 | Заключение | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всего: | 68 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторных работ | 8 |
Тематическое планирование
для 6 класса по биологии.
Тематическое планирование составлено
на основе программы 5-11 классов
для общеобразовательных учреждений 2009г.
Учебник: «Многообразие живых организмов» В.Б.Захаров.
№ п/п | № | Тема урока | Оборудование | Дата | |||||||||||||||||||||||||
6 а | 6б | 6в | 6г | 6а | 6 б | 6 в | 6 г | ||||||||||||||||||||||
Раздел № 1.Строение и свойства живых организмов (12 часов) | |||||||||||||||||||||||||||||
Тема № 1.1. Основные свойства живых организмов (1ч) | |||||||||||||||||||||||||||||
1 | 1 | Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов. | Схемы, таблицы. | ||||||||||||||||||||||||||
Тема № 1.2.Химический состав клетки (2ч). | |||||||||||||||||||||||||||||
2 | 2 | Химический состав клеток. Л.р. №1 «Определение состава семян пшеницы» | Схемы, таблицы, мука, йод, | ||||||||||||||||||||||||||
3 | 3 | Органические вещества. Л.р. № 2 «Определение физических свойств белков, жиров, углеводов». | Схемы, таблицы, | ||||||||||||||||||||||||||
Тема № 1.3. Строение растительной и животной клеток (2ч). | |||||||||||||||||||||||||||||
4 | 1 | Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Л.р.№3 «Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)». | Микроскопы, микро-препараты таблицы | ||||||||||||||||||||||||||
5 | 2 | Различия в строении растительной и животной клетки. Деление клетки. Митоз. Мейоз. | Схемы, таблицы | ||||||||||||||||||||||||||
Тема 1.4. Ткани растений и животных (2ч) | |||||||||||||||||||||||||||||
6 | 1 | Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения . | Схемы, таблицы | ||||||||||||||||||||||||||
7 | 2 | Типы тканей животных организмов, их строение и функции. Л.р.№4 «Ткани живых организмов». | Микроскопы, микро-препараты, таблицы | ||||||||||||||||||||||||||
Тема 1.5. Органы и системы органов (5ч). | |||||||||||||||||||||||||||||
8 | 1 | Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. | Схемы, таблицы | ||||||||||||||||||||||||||
9 | 2 | Строение и значение побега. Почка – зачаточный побег.Стебель как осевой орган побега. Лист. | Схемы, таблицы | ||||||||||||||||||||||||||
10 | 3 | Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки,пестики). Соцветия. | Схемы, таблицы | ||||||||||||||||||||||||||
11 | 4 | Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений. | Схемы, таблицы | ||||||||||||||||||||||||||
12 | 5 | Системы органов. Основные системы органов животного организма. Л.р.№ 5 «Распознование органов у растений и животных». | Таблицы плоды | ||||||||||||||||||||||||||
Тема 1.6. Растения и животные как целостные организмы(1ч) | |||||||||||||||||||||||||||||
13 | 1 | Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Живые организмы и окружающая среда. | Схемы, таблицы | ||||||||||||||||||||||||||
Раздел № 2 Жизнедеятельность организма (20 часов) | |||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2. 1.Питание и пищеварение (3ч) | |||||||||||||||||||||||||||||
14 | 1 | Особенности питания растительного организма. | Схемы, таблицы. | ||||||||||||||||||||||||||
15 | 2 | Особенности питания животных. Травоядные животные,хищники, тру-поеды,симбионты,паразиты | Мультим. оборудование, Схемы, таблицы. | ||||||||||||||||||||||||||
16 | 3 | Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительной систем животных. | Мультим. Оборудование | ||||||||||||||||||||||||||
Тема 2.2.Дыхание (2ч) | |||||||||||||||||||||||||||||
17 | 1 | Дыхание. Значение дыхания. Дыхание растений. | Схемы, таблицы. | ||||||||||||||||||||||||||
18 | 2 | Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. | Схемы, таблицы. | ||||||||||||||||||||||||||
Тема 2.3.Передвижение веществ в организме (2ч). | |||||||||||||||||||||||||||||
19 | 1 | Передвижение веществ в организме, его значение Л.р.№ 6 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю». | Микроскопы, микро-препараты, таблицы | ||||||||||||||||||||||||||
20 | 2 | Кровеносная система, ее строение, функции. Гемолимфа. | Схемы, таблицы. | ||||||||||||||||||||||||||
Тема 2.4 Выделение (2ч). | |||||||||||||||||||||||||||||
21 | 1 | Роль выделения в процессе жизнедеятель-ности организмов, продукты выделения у растений и животных. | Схемы, таблицы. | ||||||||||||||||||||||||||
22 | 2 | Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии. | Схемы, таблицы | ||||||||||||||||||||||||||
Тема 2.5.Опорные системы (1ч). | |||||||||||||||||||||||||||||
23 | 1 | Опорные системы растений. Опорные системы животных. Л.р.№ 7 «Разнообразие опорных систем животных». | Схемы, таблицы | ||||||||||||||||||||||||||
Тема 2.6.Движение (2ч) | |||||||||||||||||||||||||||||
24 | 1 | Движение как важнейшая особенность животных организмов. Л.р.№8 «Движение инфузории – туфельки». | Схемы, таблицы | ||||||||||||||||||||||||||
25 | 2 | Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Л.р.№ 9 «Перемещение дождевого червя». | Схемы, таблицы | ||||||||||||||||||||||||||
Тема 2.7.Регуляция процессов жизнедеятельности (3ч) | |||||||||||||||||||||||||||||
26 | 1 | Регуляция процессов жизнедеятельности. Раздражимость. | Схемы, таблицы | ||||||||||||||||||||||||||
27 | 2 | Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт. | Схемы, таблицы | ||||||||||||||||||||||||||
28 | 3 | Эндокринная система. Её роль в регуляции процес-сов жизнедеятельности. | |||||||||||||||||||||||||||
Тема 2.8.Размножение (2ч) | |||||||||||||||||||||||||||||
29 | 1 | Биологическое значение размножения. Виды размножения. | Схемы, таблицы | ||||||||||||||||||||||||||
30 | 2 | Половое размножение организмов. Л.р. № 10 «Вегетативное размножение растений». | Схемы, таблицы | ||||||||||||||||||||||||||
Тема 2.9.Рост и развитие (2ч) | |||||||||||||||||||||||||||||
31 | Индивидуальное развитие растений. | Схемы, таблицы | |||||||||||||||||||||||||||
32 | Особенности развития животных организмов. Л.р.№ 11 «Прямое и непрямое развитие насекомых». | Схемы, таблицы | |||||||||||||||||||||||||||
Раздел №3 Организм и среда (2 часа) | |||||||||||||||||||||||||||||
Тема 3.1.Среда обитания. Факторы среды(1ч). | |||||||||||||||||||||||||||||
33 | 1 | Среда обитания. Факторы среды. Влияние факторов неживой природы на живые организмы. | Схемы, таблицы | ||||||||||||||||||||||||||
Тема 3.2. Природные сообщества (1ч). | |||||||||||||||||||||||||||||
34 | 1 | Природные сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сооб-ществе. Цепи питания. | Схемы, таблицы |
4. Перечень лабораторных работ:
Л.р.№1 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов естественного отбора на сортах культурных растений».
Л.р.№2 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».
Л.р.№3 «Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом».
Л.р.№4 «Решение генетических задач и составление родословных».
Л.р. № 5 «Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой».
Тематическое планирование
для 10 класса по биологии
Учебник: «Общие биология» класс С.Г. Мамонтов. Дрофа – 2010г.
№ п/п | № по теме | Содержание учебного материала | Дата | Оборудование | ||||||||||||||||||||||||||||
по плану | по факту | |||||||||||||||||||||||||||||||
10 а | 10 б | 10 а | 10б | |||||||||||||||||||||||||||||
Раздел № 1.Биология как наука. Методы научного познания. (6ч). | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 1.1. Краткая история развития биологии. Система биологических наук (2ч). | ||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | 1. | Краткая история развития биологии. | Таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||
2. | 2. | Система биологических наук | Схемы. | |||||||||||||||||||||||||||||
Тема 1.2.Сущность и свойства живого. Уровни организации живого.(4ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
3. | 1. | Основные свойства живой материи. | Таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||
4 | 2 | Уровни организации живого. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||
5. | 3 | Биологические системы. Методы познания живой материи. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||
6. | 4 | Обобщение по теме: «Сущность живой материи. Уровни организации живого». | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||
Раздел №2 Клетка (23ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2.1. История изучения клетки. Клеточная теория (2ч). | ||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | 1 | Развитие знаний о клетке. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||
8 | 2 | Клеточная теория М.Шлейдена и Т. Шванна. Основные положения современной клеточной теории. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2.2. Химический состав клетки (9ч). | ||||||||||||||||||||||||||||||||
9. | 1. | Единство элементного химического состава живых организмов как доказательство единства происхождения живой природы. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||
10 | 2 | Неорганические вещества. Минеральные соли. Значение неорганических веществ в жизни клетки и организма. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||
11 | 3 | Органические вещества – сложные углеродсодержащие соединения. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||
12 | 4 | Липиды. Углеводы: моносахариды, полисахариды. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||
13 | 5. | Белки. | . | таблицы. | ||||||||||||||||||||||||||||
14 | 6 | Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||
15 | 7. | Удвоение молекулы ДНК. | Схемы, | |||||||||||||||||||||||||||||
16 | 8 | Принципиальное строение и роль органических веществ в клетке. | Схемы, таблицы | |||||||||||||||||||||||||||||
17 | 9 | Обобщение по теме: «Химический состав клетки». | ||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2.3. Строение прокариотической и эукариотической клеток (7ч). | ||||||||||||||||||||||||||||||||
18 | 1 | Прокариотическая клетка; форма и размеры. Строение бактериальной клетки. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||
19 | 2 | Распространение и значение бактерий в природе. Л.р.№1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах». | Мультим. Оборудование Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||
20 | 3 | Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||
21 | 4. | Основные органоиды клетки. Функции основных частей и органоидов клетки. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||
22 | 5. | Основные отличия в строении животной и растительной клеток. Л.р.№2 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений». | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||
23 | 6 | Хромосомы, их строение, функции. Кариотип. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||
24 | 7 | Обобщение по теме: «Строение прокариотческой и эукариотической клеток». Л.р.№3 «Сравнение строения клеток растений и животных (в форме таблицы). | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2.4. Реализация наследственной информации в клетке (2ч). | ||||||||||||||||||||||||||||||||
25. | 1. | ДНК –носитель наследственной информации. Генетический код,его свойства. Ген. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||
26. | 2 | Биосинтез белка. | Схемы,таблицы | |||||||||||||||||||||||||||||
27. | 1 | Вирусы – неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||
28. | 2 | Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||
29. | 3. | Профилактика СПИДА. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 3 Организм (39 ч). | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 3.1. Организм – единое целое. Многообразие живых организмов (2ч). | ||||||||||||||||||||||||||||||||
30. | 1 | Многообразие организмов. Одноклеточные многоклеточные организмы. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||
31. | 2 | Колонии одноклеточных организмов. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||
Тема № 3.2.Обмен веществ и превращение энергии (5ч). | ||||||||||||||||||||||||||||||||
32 | 1. | Энергетический обмен – совокупность расщепления органических веществ. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||
33. | 2. | Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||
34. | 3. | Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||
35 | 4 | Пластический обмен. Фотосинтез. | Таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||
36 | 5 | Обобщение по теме: «Обмен веществ и превращение энергии». | ||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 3.3. Размножение (8ч). | ||||||||||||||||||||||||||||||||
37 | 1 | Деление клеток. Митоз: основа роста, развития и бесполого размножения. | Схемы. | |||||||||||||||||||||||||||||
38 | 2 | Размножение: бесполое и половое. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||
39 | 3 | Типы бесполого размножения. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||
40 | 4 | Половое размножение. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||
41. | 5 | Образование половых клеток. Мейоз. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||
42. | 6 | Оплодотворение у животных и растений. Биологическое значение оплодотворения. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||
43. | 7 | Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||
44. | 8 | Обобщение по теме: «Размножение». | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||
Тема 3.4. Индивидуальное развитие организмов (5ч). | ||||||||||||||||||||||||||||||||
45 | 1. | Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный период развития. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||
46 | 2. | Основные этапы эмбриогенеза. Причины нарушений развитий. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||
47 | 3. | Онтогенез человека, репродук-тивное здоровье; его значение для будущих поколений. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||
48 | 4. | Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||
49 | 5 | Обобщение по теме: «Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)». | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||
Тема 3.5. Закономерности наследования признаков (14ч). | ||||||||||||||||||||||||||||||||
50 | 1. | Наследственность и изменчивость – свойства организма. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||
51 | 2. | Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||
52 | 3. | Г. Мендель – основоположник генетики. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||
53 | 4. | Моногибридное скрещивание. Первый закон Г. Менделя – закон доминирования. Л.р.№4«Составление простейших схем скрещивания». | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||
54 | 5. | Второй закон Г. Менделя – закон расщепления. Закон чистоты гамет. Дигибридное скрещивание. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||
55 | 6. | Третий закон Г. Менделя – закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||
56. | 7. | Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков. | Схемы. | |||||||||||||||||||||||||||||
57. | 8 | Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие генов. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||
58. | 9. | Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Л.Р.№5:«Решение элементарных генетических задач». | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||
59. | 10. | Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||
60 | 11. | Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Л.р.№6«Изучение изменчивости». | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||
61 | 12. | Мутации, типы мутаций. Мутагенные факторы. Значение генетики для медицины. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||
62 | 13. | Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||
63 | 14. | Влияние мутагенов на организм человека. Л.р. № 7 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм». | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||
Тема 3.6. Основы селекции. Биотехнология. (5ч). | ||||||||||||||||||||||||||||||||
64. | 1. | Основы селекции: методы и достижения. Генетика – теоретическая основа селекции. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||
65. | 2. | Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||
66. | 3. | Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. | . | Схемы, таблицы. | ||||||||||||||||||||||||||||
67. | 4. | Биотехнология: достижения и перспективы развития. | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||
68 | 5 | Клонирование. Генетически модифицированные организмы. Л.р. №8 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии». | Схемы, таблицы. | |||||||||||||||||||||||||||||
Всего: | 68 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторных работ | 8 |
4. Перечень лабораторных работ:
Л.р.№1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах».
Л.р.№2 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений».
Л.р.№3 «Сравнение строения клеток растений и животных (в форме таблицы».
Л.р.№4 «Составление простейших схем скрещивания».
Л.р. № 5 «Решение элементарных генетических задач».
Л.р.№6 «Изучение изменчивости».
Л.р. № 7 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм».
Л.р. № 8 «Анализ и оценка глобальных этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии»
4. Перечень лабораторных работ:
Л.р. №1 «Сравнение строения клеток растений и животных (в форме таблицы».
Л.р.№2 «Составление простейших схем скрещивания».
Л.р. № 3 «Решение элементарных генетических задач».
Л.р.№ 4 «Изучение изменчивости».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование по природоведению 5 класс ( Н. И. Сонин )
Календарно-тематическое планирование по природоведению 5 класс (35 часов, 1 час в неделю ), к учебнику Н. И. Сонин, А. А. Плешаков "Биология. Введение в биологию. 5 класс", М. : "Дрофа", 2012. Концент...
Календарно- тематическое планирование 6-11 классы , учебник под редакцией Сонин, Захаров
В календарно- тематическом планировании графы: тема, содержание урока, виды измерителя,домашнее задание, дата по плану, дата фактическая. Учебник под редакцией Сонин, Захаров....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса «Биология. Человек. 8 класс» (Н. И. Сонин, В. Б. Захаров )
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса «Биология. Человек. 8 класс» (Н. И. Сонин, В. Б. Захаров )...
Тематическое планирование по географии 5 класс. Учебник Бариновой, Сонина, Плешакова
тематическое планирование по учебнику Бариновой, Сонина, Плешакова. География 5 класс...
Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс, линейный курс Сонин, Захаров
Календарно-тематическое планирование, линейный курс Сонин, Захаров...
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс, линейный курс Сонин, Захаров
Календарно-тематическое планирование по биологии, линейный курс Сонин, Захаров...
Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС (УМК Сонин Н.И.)
Предлагаю мою версию календарно- тематического планирования курса биологи для 5 класса(ФГОС). В материале представлено краткое содержание тем курса и видов учебной деятельности учащихся. Представлено ...