Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса «Биология. Человек. 8 класс» (Н. И. Сонин, В. Б. Захаров )
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса «Биология. Человек. 8 класс» (Н. И. Сонин, В. Б. Захаров )
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasn.zapiska_po_biolog.kl_.doc | 230.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта. примерной программы основного образования по биологии для 8 класса "Человек" автора Н. И. Сонина // Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение, 5 класс. Биология, 6 - 11 классы. - м.; Дрофа, 2006
Согласно действующему учебному плану, рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, в ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компонентов.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении в психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальные качества личности.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Результаты обучения, которые сформированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту, приведены в графе "Требования к уровню подготовки выпускников". Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены контрольно - обобщающие уроки.
Система уроков сориентирована не столько на передачу "готовых знаний", сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-позновательной деятельности предполагается работа с тетрадью на печатной основе: Н. И. Сонин. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику "Биология. Человек" 8 класс - М.; Дрофа, 2006.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, рисунков. Работа с рирунками позволяет диагностировать сформированность умения узнавать системы органов и другие структурные компоненты организма человека. Эти задания выполняются по ходу урока. познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Рабочая программа ориентированна на использование учебника: Н. И. Сонин, М. Р. Сапин "Биология. Человек" 8 класс.: М. Дрофа, 2008 год.
Дополнительная литература для учителя:
1. Сонин Н. И. Методическое пособие к учебнику: "Биология. Человек" 8 класс;
2. Воронин Л. Г., Маш Р. Д. Методика для проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека;
3. Рохлов В. С. Дидактический материал по биологии;
4. Семенцова В. Н., Сивоглазов В. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии-8 класс;
5. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И.Готовимся к ГИА;
6. Рабочая тетрадь к учебнику "Биология. Человек" 8 класс - М.; Дрофа, 2006.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований государственного стандарта по биологии.
MULTIMEDIA - поддержка курса "Биология, Человек"
* Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание);
* Интернет - ресурсы.
Адреса сайтов в internet
http://bio. I september.ru/ газета "Биология" - приложение к "1 сентября"
www.bio.nature.ru - научные новости биологии
www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте "Кирилл и Мефодий"
Содержание учебного материала
Введение (2 часа)
Человек как часть дивой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный. Становление наук о человеке.
Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.
1. Происхождение человека (3 часа)
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Систематическое положение человека. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
Демонстрация модели "Происхождение человека", моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас.
2. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часов)
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
Демонстрация схем систем органов человека.
3. Координация и регуляция (10 часов)
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
Демонстрация схем строения эндокринных желез; таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.
Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.
Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов.
Лабораторная работа:
1. Определение безусловных рефлексов различных отделов мозга.
4. Опора и движение (7 часов)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелеты поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.
Лабораторная работа:
2. Определение при внешнем осмотре местоположения отдельных костей и мышц. Определение функций костей, мышц и суставов.
5. Внутренняя среда организма (11 часов)
Понятие "внутренняя среда". Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови, свертывание крови, группы крови. Лимфа. иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови, донорство. Сердце, его строение и регуляция деятельности; большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам, кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.
Лабораторные работы:
3. Изучение строения клеток под микроскопом.
4. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.
5. Оценка пульса, измерение артериального давления.
6. Оказание первой помощи при артериальных и венозных кровотечениях.
6. Дыхание (5 часов)
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания. Строение органов дыхания. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. Заболевания органов дыхания, их предупреждение.
Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующим механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.
Лабораторные работы:
7. Проведение функциональных дыхательных проб с задержкой дыхания до и после физ. нагрузки.
8. Гигиеническая оценка микроклимата помещений (измерение температуры, влажности и скорости проветриваемого помещения).
9. Дыхательные упражнения для формирования дикции.
7. Пищеварение (6 часов)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Заболевание органов пищеварения, их предупреждение. Профилактика глистных инвазий, пищевых отравлений, желудочно-кишечных заболеваний. Гигиена питания.
Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.
Лабораторные работы:
10. Воздействие желудочного сока на белки.
11. Качественное определение белков, жиров и углеводов в пищевых продуктах.
8. Обмен веществ и энергии (3 часа)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Витамины, их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
9. Выделение (2 часа)
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. Болезни органов выделения, их предупреждение.
Демонстрация модели почек.
10. Покровы тела (3 часа)
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Профилактика и первая помощь при тепловом, солнечном ударах, обморожении, электрошоке.
Демонстрация схем строения кожных покровов человека. производные кожи.
Лабораторные работы:
12. Изучение строения кожи, волос, ногтей (макро и микроскопическое).
13. Приемы наложения повязок на условно пораженный участок кожи.
11. Сенсорные системы (6 часов)
Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
Лабораторная работа:
14. Тесты, направленные на выяснение объема внимания, эффективности запоминания.
12. Высшая нервная деятельность (6 часов)
Рефлекс-основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы.
13. Индивидуальное развитие (4 часа)
Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка.
Календарно-тематическое планирование
биология 8 класс
Всего часов - 72, в неделю - 2 часа
Плановых контрольных работ - 5
Лабораторных работ - 14
Планирование составлено на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений по биологии 6-11 классов, издательство "Дрофа" 2005;
Н. И. Сонин, В. Б. Захаров "Биология. Человек" 8 класс.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Тип урока. Элементы содержания | Требования к подготовки учащихся | Элементы дополнительного содержания | Дата план | Дата факт | ||
Введение 2 часа | ||||||||
1 | Место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных, отличие от них. | Урок изучения нового и первичного закрепления знаний. Место и роль человека в системе орган. мира. Сходства и отличия человека и животных. | Определять принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу млекопитающих, отряду приматы. Сравнивать человека с представителями класса млекопитающих и отряда приматы, делать выводы на основе сравнения. Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью. | Расы человека, их происхождение и единство. | ||||
2 | Науки о человеке. Методы изучения организма. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Биологическая природа и социальная сущность человека. Природная среда, социальная среда человека. Науки: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека, их значение. Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. | Называть методы изучения организма человека, их значение для использования в собственной жизни. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей. Использовать полученные знания в жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Гален, Везалий. | ||||
| ||||||||
3 | Систематическое положение человека. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Основные таксономические единицы; систематическое положение человека; доказательство животного происхождения человека. | Определять место человека в системе органического мира. Приводить доказательства происхождения человека. Уметь доказывать свой взгляд на проблему происхождения человека. | Рудименты, атавизмы | ||||
4 | Историческое прошлое человека. | Урок изучения и закрепления знаний. Теория антропогенеза; австралопитеки, питекантропы, синантропы, неандертальцы, кроманьонцы и их особенности. | Уметь показать этапы эволюции человека и социальной среды. Называть роль социальных и биологических факторов на разных этапах эволюции. | Антропогенез | ||||
5 | Расы людей. | Урок изучения и закрепления знаний. Человеческие расы, их происхождение; единство рас. | Знать основные характеристики рас, причины их проявления. | Раса, расизм, нация, национальность, народ, народность | ||||
2.Общий обзор строения и функций организма человека (4 часов) | ||||||||
6 | Клеточное строение организма. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Клеточное строение организма человека; строение и процессы жизнедеятельности организма (обмен веществ, биосинтез, биологическое окисление), их значение; рост и развитие, возбудимость; роль ферментов в обмене веществ клетки. | Называть органоиды клетки. Распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки. Сравнивать клетки растений, животных, человека. Характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки. | |||||
7 | Ткани. Типы тканей и их свойства. | Комбинированный урок. Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные (костная, хрящевая, жировая, кровь), мышечные (гладкая, поперечно - полосатая, сердечная), нервная. Нейрон: тело, дендриды, аксон. Межклеточное вещество. | Давать определения понятию; ткань. органоиды клетки. Изучать микроскопическое строение тканей. Рассматривать готовые микропрепараты и описывать и описывать ткани человека. Называть основные группы тканей человека. Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе сравнения. Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями. | |||||
8 | Органы. Системы органов. | Комбинированный урок. Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. | Давать определения понятиям; ткань, орган, система органов. Называть органы и системы органов человека. Распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов человека. Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организм. | |||||
9 | Зачет по теме «Общий обзор организма человека». | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | ||||||
3. Координация и регуляция (10 часов) | ||||||||
10 | Регуляция функций в организме. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Понятие о гомеостазе; характеристика нервной и гуморальной регуляции. | Уметь на собственных примерах показывать действие процессов саморегуляции, поддерживающих постоянство состава клеток. | |||||
11 | Общий план строения нервной системы. Строение нервной ткани и ее свойства. | Урок изучения нового и первичного закрепления знаний. Нервная система, значение нервной системы. Отделы нервной системы; центральный и периферический. Спинной мозг, головной мозг. Нервы, нервные узлы. | Давать определения понятию: рефлекс. Называть: особенности строения нервной системы (отделы, органы); принцип деятельности нервной системы; функции нервной системы. Распознавать на таблицах и описывать основные отделы и органы нервной системы человека. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной системы. | |||||
12 | Рефлекторный характер деятельности нервной системы. | Комбинированный урок. Рефлекс, рефлекторная дуга, чувствительные, вставочные, исполнительные нейроны. Рецепторы. Нервная регуляция. | Давать определения понятиям: рефлекс, рефлекторная дуга, рецепторы, безусловный рефлекс, условный рефлекс. Называть: принцип деятельности нервной системы. Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма; роль нервной системы в организме. Составлять схему рефлекторной дуги простого рефлекса. | |||||
13 | Центральная нервная система: спинной мозг, строение и функции. | Комбинированный урок. Спинной мозг, строение и функции. Серое вещество и белое вещество спинного мозга. Рефлекторная проводниковая функция спинного мозга. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. | Называть: особенности строения спинного мозга; функции спинного мозга. Распознавать на таблицах и описывать основные части спинного мозга. Характеризовать: роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма. | |||||
14 | Головной мозг, строение и функции. | Комбинированный урок. Головной мозг, строение и функции. Серое вещество и белое вещество головного мозга. Продолговатый мозг. Средний мозг. Мозжечок. Промежуточный мозг: таламус и гипоталамус нервной системы, и их предупреждение. Нарушения деятельности. | Называть: особенности строения головного мозга; отделы головного мозга; функции отделов головного мозга. Распознавать на таблицах и описывать основные части головного мозга. Характеризовать: роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности и поведения организма. | |||||
15 | Головной мозг, строение и функции коры больших полушарий. | Комбинированный урок. Большие полушария головного мозга, доли (лобная, височная, затылочная, теменная). Аналитико – синтетическая функция коры больших полушарий. | Называть: особенности строения головного мозга; отделы головного мозга; функции отделов головного мозга. Распознавать на таблицах и описывать основные части головного мозга. Характеризовать: роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности и поведения организма. | |||||
16 | Периферическая нервная система: соматическая и вегетативная нервная система. | Комбинированный урок. Соматическая и вегетативная нервная система. Функции автономного отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогуморальная регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем. | Называть: отделы нервной системы, их функции; подотделы вегетативной нервной системы, их функции. Различать функции соматической и вегетативной нервной системы. Характеризовать: сущность регуляции жизнедеятельности организма; роль нервной системы и гормонов в организме. | |||||
17 | Железы внутренней секреции. Роль гормонов в обмене веществ. | Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Гормоны гипофиза (болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и гиперфункцией (гигантизм) гипофиза), гормоны щитовидной железы (болезни щитовидной железы). Гормоны поджелудочной железы (инсулин и заболевание сахарным диабетом). Гормоны надпочечников(их роль в приспособлении организма к стрессовым ситуациям). Регуляция деятельности желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. | Устанавливать взаимосвязь между функциями нервной и эндокринной систем. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданной тестовой контрольной работы. Давать определение понятию: гормоны. Характеризовать: роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитии и поведении организма. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье. | |||||
18 | Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждения. | Комбинированный урок. Болезни, связанные с гипофункцией и гиперфункцией желез. | Называть заболевания , связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез. | таблица | ||||
19 | Контрольно-обобщающий урок по разделу 3 | Тестовая контрольная работа. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | ||||||
4. Опора и движение (7 часов) | ||||||||
20 | Опорно-двигательная система. Скелет. Строение, состав и соединение костей. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы. Строение опорной системы: скелет, кости (длинные, короткие, плоские), хрящи, связки. Строение кости. Соединения костей. Строение сустава; суставная жидкость. | Называть: особенности строения скелета человека; функции опорно-двигательной системы. Распознавать на таблицах и описывать основные части скелета человека. Устанавливать: взаимосвязь между строением и функциями костей; между строением и функциями скелета. | |||||
21 | Скелет головы и скелет туловища. | Комбинированный урок. Строение и функции опорной системы. Скелет головы. Отделы черепа, кости черепа. Скелет туловища: позвоночник. Отделы позвоночника. Приспособление скелета человека к прямохождением и трудовой деятельности. Особенности скелета, связанные с развитием мозга и речи. | Называть: особенности строения скелета головы и туловища человека. Распознавать на таблицах и описывать основные части скелета головы и туловища человека. Устанавливать: взаимосвязь между строением и функциями скелета. | |||||
22 | Скелет конечностей. | Комбинированный урок. Строение и функции опорной системы. Скелет поясов: плечевой (ключица, лопатки), тазовый пояс. Свободные конечности: верхняя и нижняя. Приспособление скелета человека к прямохождением и трудовой деятельности. | Называть: особенности строения скелета поясов и свободных конечностей человека. Распознавать на таблицах и описывать основные части скелета поясов и свободных конечностей человека. Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью. Устанавливать: взаимосвязь между строением и функциями скелета. | |||||
23 | Первая помощь при растяжении связок, вывиха суставов и переломах костей. | Комбинированный урок. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы. Травмы: перелом, вывих, растяжение связок. | Использовать полученные знания и умения для: соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки; оказания первой помощи при травмах. | |||||
24 | Мышцы. Работа мышц. | Комбинированный урок. Строение двигательной системы. Обзор основных мышц человека: гладкие, и скелетные, жевательные и мимические. Мышцы туловища конечностей. Дыхательные мышцы. Сухожилия. Функции двигательной системы. Динамическая и статическая работа мышц. Энергия мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений. | Распознавать на таблицах и описывать основные группы мышц человека. Раскрывать сущность биологического процесса работы мышц. Описывать и объяснять результаты опыта по выявлению статической и динамической работы на утомление мышц. Устанавливать: взаимосвязь между строением и функциями мышц. | |||||
25 | Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека. | Комбинированный урок. Осанка. Признаки хорошей осанки. Нарушения правильной осанки. предупреждение плоскостопия и искривление позвоночника. Соблюдение правил здорового образа жизни. Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Факторы риска. | Использовать полученные знания и умения для: проведения наблюдений за состоянием собственного организма; соблюдения мер профилактики нарушения осанки. Использовать полученные знания для профилактики заболеваний опорно-двигательной системы. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданной тестовой контрольной работы. | |||||
26 | Обобщение по теме «Опора и движение». | Тестовая контрольная работа. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | ||||||
5. Внутренняя среда организма (11часов) | ||||||||
27 | Внутренняя среда организма. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа. Значение постоянства внутренней среды организма. | Называть: признаки биологических объектов; составляющие внутренней среды организма. | |||||
28 | Кровь, ее функции. | Комбинированный урок. Кровь, ее функции. | Называть: составляющие элементы крови; составляющие плазмы. Характеризовать сущность биологического процесса свертывания крови. Устанавливать: взаимосвязь между строением и функциями крови. | |||||
29 | Клетки крови. Плазма крови. | Комбинированный урок. Клетки крови. Плазма крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты). Свертывание крови. | Называть: составляющие элементы крови; составляющие плазмы. Характеризовать сущность биологического процесса свертывания крови. Устанавливать: взаимосвязь между строением и функциями крови. | |||||
30 | Лейкоциты. иммунитет. | Комбинированный урок. Иммунитет. Иммунная система человека (костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезенка, лимфоидная ткань). Антигены и антитела, иммунная реакция, клеточный и гуморальный иммунитет. вакцинация, лечебные сыворотки. классификация иммунитета. | Давать определение понятию: иммунитет. Называть виды иммунитета. Объяснять проявление иммунитета у человека. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных и простудных заболеваний. | |||||
31 | Тканевая совместимость и переливание крови. | Комбинированный урок. Группы крови, переливание крови. групповая совместимость крови, групповая совместимость тканей, резус-фактор. | Называть: особенности организма человека, его строения и жизнедеятельности: свою группу крови, резус-фактор. Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья. Находить в различных источниках биологическую информацию по проблеме пересадки органов и тканей, об использовании донорской крови. | Белки эритроцитов А, В, антитела | ||||
32 | Органы кровообращения. Строение и работа сердца. | Комбинированный урок. Кровеносная система, сердце и кровеносные сосуды. строение и функции сердца. | Называть: особенности строения организма человека, органов дыхательной системы; признаки (особенности строения) сердца. | |||||
33 | Работа сердца. сердечный цикл. | Комбинированный урок. Кровеносная система, сердце и кровеносные сосуды. строение и функции сердца. | Распознавать на таблицах и описывать систему органов кровообращения, органы кровеносной системы. Описывать работу сердца. Устанавливать: взаимосвязь между строением и функциями сердца. | |||||
34 | Большой и малый круги кровообращения. Лимфообра-щение. Транспорт веществ. Кровеносная система. | Комбинированный урок. Транспорт веществ. Кровеносные сосуды: аорта, артерии, вены, капилляры. Большой и малый круги кровообращения. Лимфатическая система. Лимфа, лимфатические капилляры, лимфатические сосуды, лимфоузлы. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем. | Давать определения понятиям: аорта, артерия, капилляры, вены. Называть признаки кровеносных сосудов, органы лимфатической системы. Распознавать и описывать на таблицах: систему органов кровообращения, органы кровообращения, систему лимфообращения. Характеризовать: сущность транспорта веществ, сущность большого и малого кругов кровообращения, сущность лимфообращения. Устанавливать взаимосвязь между: кровеносной и лимфатической системами; строением и функциями кровеносных сосудов. | |||||
35 | Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. | Комбинированный урок. Причины движения крови по сосудам. Давление крови на стенки сосудов. Измерение артериального давления. Пульс. Частота сердечных сокращений. Перераспределение крови в организме. Нейрогуморальная регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Гуморальная регуляция. | Характеризовать сущность биологических процессов: движение крови по сосудам; регуляция жизнедеятельности организма; автоматизм сердечной мышцы. Объяснять роль гормонов в организме. Использовать приобретение знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | Вещества, регулирующие работу сердца: адреналин, ацетилхолин. | ||||
36 | Заболевания сердечно - сосудистой системы и их предупреждение. | Комбинированный урок. Сердечно - сосудистые заболевания, причины и предупреждение (гипертония, гипотония, инсульт, инфаркт). Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно – гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Приемы оказания первой помощи при кровотечении. | Анализировать и оценивать факторы риска на здоровье, нормальную работу сердечно-сосудистой системы. Использовать приобретенные знания для: проведения наблюдений за состоянием собственного организма; профилактики вредных привычек. Находить в тексте учебника биологическую информацию для выполнения заданий тестовой контрольной работы. | |||||
37 | Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. | Урок-практикум. Приемы оказания первой помощи при кровотечении. Жгут, закрутка, давящая повязка. | Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при травмах (повреждениях сосудов). | |||||
6. Дыхание (5 часов) | ||||||||
38 | Значение дыха-ния. Органы дыхания. Строение легких. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Дыхание. Система органов дыхания (верхние дыхательные пути, гортань как орган голосообразования, трахея, бронхи, альвеолы) и ее роль в обмене веществ. Система органов дыхания (легкие, пристеночная и легочная плевры, плевральная полость). Связь с кровообращением. | Называть: особенности строения организма человека, органов дыхательной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхательной системы человека. Характеризовать сущность биологического процесса дыхания. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания. | |||||
39 | Дыхательные движения. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. | Комбинированный урок. Газообмен в легких и тканях. Механизм вдоха и выдоха. Нейрогуморальная регуляция дыхания(дыхательный центр продолговатого мозга, высшие дыхательные центры коры больших полушарий головного мозга). | Характеризовать сущность биологического процесса дыхания, транспорта веществ. Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания. Устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и кровообращения. Использовать приобретенные знания для: проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | |||||
40 | Заболевания органов дыхания и их профилактика. | Комбинированный урок. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки и их влияние на состояние здоровья. Чистота атмосферного воздуха как фактор здо-ровья. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. | Называть заболевания органов дыхания. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек. Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья. | Культура бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. | ||||
41 | Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. | Урок-практикум. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. | Называть приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Находить в тексте учебника биологическую информацию для выполнения заданий тестовой контрольной работы. | Клиническая смерть, биологическая смерть. Реанимация. | ||||
42 | Обобщение и систематизация знаний о кровеносной и дыхательной системах. | Тестовая контрольная работа. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | ||||||
7. Пищеварение (6 часов) | ||||||||
43 | Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества. | Комбинированный урок. Питание. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода. Пища как биологическая основа жизни. | Называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся. Объяснять роль питательных веществ в организме. Характеризовать сущность процесса питания. | |||||
44 | Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Органы пищеварения (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник) и пищеварительные железы (слюнные, железы желудка и кишечника, поджелудочная железа). | Называть: особенности строения организма человека, органов пищеварительной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать сущность биологического процесса питания, пищеварения. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения. | |||||
45 | Пищеварение в ротовой полости. Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения. | Комбинированный урок. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Пищеварение в ротовой полости. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварительные ферменты ротовой полости: слюна, мальтоза, крахмал, глюкоза. Пищеварение в желудке. Желудок, слои желудка. Пищеварительные ферменты желудка. Желудочный сок. Нейрогуморальная регуляция пищеварения. | Давать определения понятиям: фермент, рефлекс, безусловный и условный рефлексы. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать сущность биологического процесса питания, пищеварения, роль ферментов в пищеварении. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения. Использовать приобретенные знания для: проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | Безусловный и условный рефлексы, пищевой корковый центр, зрительный корковый центр. Исследование И.П. Павлова в области пищеварения. | ||||
46 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. | Комбинированный урок. Строение и функции пищеварительной системы. Роль ферментов в пищеварении. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке. Всасывание питательных веществ. | Давать определения понятию фермент. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека. Характеризовать сущность биологического процесса питания, пищеварения, роль ферментов в пищеварении. | |||||
47 | Гигиена питания. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. | Комбинированный урок. Укрепление здоровья: рациональное питание, двигательная активность. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Фактор риска: гиподинамия. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций. Симптомы аппендицита. | Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья. Использовать приобретенные знания для: соблюдения мер профилактики заболевания органов пищеварения; профилактики вредных привычек; оказание первой помощи при пищевом отравлении; проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | Культура бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. | ||||
48 | Обобщение и систематизация знаний о пищеварении. | Тестовая контрольная работа. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | ||||||
8. Обмен веществ (3 часа) | ||||||||
49 | Обмен веществ и превращение энергии. Обмен и роль белков, жиров, углеводов. Водно-солевой обмен. | Комбинированный урок. Обмен веществ и превращение энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. Обмен и роль белков, жиров, углеводов. Водно-солевой обмен. | Давать определения понятиям: пластический обмен; энергетический обмен. Характеризовать сущность обмена веществ и превращения энергии в организме, обмен веществ как сущность жизнедеятельности организма. | |||||
50 | Витамины. | Комбинированный урок. Влияние витаминов на организм. Витамины групп А, B,C,D,PP. | Уметь объяснять влияние витаминов различных групп на процессы обмена. | |||||
51 | Нормы питания. Энерготраты человека и пищевой рацион. | Комбинированный урок. Определение норм питания. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил питания (режим, сбалансированность,. Содержание витаминов). | Уметь составлять пищевой рацион для себя. | |||||
9. Выделение (2 часа) | ||||||||
52 | Органы выделения. Строение и функции почек. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Выделение. Мочевыделительная система. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Удаление мочи из организма: роль мочевой лоханки, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала. | Называть: органы мочевыделительной системы; другие системы, участвующие в процессе удалении продуктов обмена. Распознавать и описывать на таблицах основные органы выделительной системы человека. Характеризовать сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов мочевыделительной системы. | |||||
53 | Предупреждение заболеваний мочевыделительной системы. | Комбинированный урок. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Предупреждение заболеваний почек. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Факторы риска: переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. | Использовать приобретенные знания для: соблюдения мер профилактики заболеваний выделительной системы; профилактика вредных привычек. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья. | |||||
10. Покровы тела (3 часа) | ||||||||
54 | Покровы тела. Строение и функции кожи. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Покровы тела. Строение и значение кожных покровов и слизистых оболочек. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи. Уход за кожей, волосами, ногтями. | Называть: особенности строения организма человека - кожи, функции кожи. Распознавать и описывать на таблицах структурные компоненты кожи. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи. | |||||
55 | Роль кожи в теплорегуляции. | Комбинированный урок. Терморегуляция организма. Роль кожи в теплорегуляции. Укрепление организма: закаливание, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, переохлаждение. Теплообразование и теплопередача. | Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья. Использовать приобретенные знания для: соблюдения мер профилактики заболеваний. Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма. | |||||
56 | Уход за кожей, волосами, ногтями. Первая помощь при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика | Комбинированный урок. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. | Использовать приобретенные знания для: проведения наблюдений за состоянием собственного организма, профилактика вредных привычек, оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний кожи и других покровов тела. | |||||
11. Сенсорные системы (6 часов) | ||||||||
57 | Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Рецепторы, проводящие пути, чувствительные зоны коры больших полушарий. | Давать определение понятиям: органы чувств, Рецептор, анализатор. Называть: органы чувств человека, анализаторы. Характеризовать роль органов чувств и анализаторов в жизни человека. | |||||
58 | Строение и функции органа зрения. | Комбинированный урок. Орган зрения. Вспомогательный аппарат глаза (брови, веки, ресницы). Строение и функции оболочек глаза. Склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок, сетчатка. Палочки и колбочки сетчатки, хрусталик, стекловидное тело, зрительный нерв. | Называть: особенности строения глаза и зрительного анализатора. Распознавать и описывать на таблицах основные части органа зрения и зрительного анализатора. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов зрения и зрительного анализатора. | |||||
59 | Зрительное восприятие. Гигиена зрения. | Комбинированный урок. Зрительный анализатор. Нарушения зрения, их профилактика. Заболевания и повреждение глаз. Дальнозоркость, близорукость. Проникающие ранения глаза, гигиена зрения. | Называть заболевания, связанные с нарушением работы органов зрения. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья. Использовать приобретенные знания для: проведения наблюдений за состоянием собственного организма, профилактика вредных привычек. | |||||
60 | Строение и функции органа слуха. | Комбинированный урок. Орган слуха, строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха, преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковоспринимающий аппарат уха. Слуховой анализатор. Нарушения слуха и их профилактика. Гигиена слуха. Борьба с шумом. Вестибулярный аппарат - орган равновесия. | Называть: особенности строения органа слуха и слухового анализатора. Распознавать и описывать на таблицах основные части органа слуха и слухового анализатора. Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья. Использовать приобретенные знания для: проведения наблюдений за состоянием собственного организма, профилактика вредных привычек. | |||||
61 | Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. | Комбинированный урок. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. Взаимосвязь ощущений - результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий. | Называть: особенности строения органов осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. Распознавать и описывать на таблицах основные части органов осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. | |||||
62 | Контрольно-обобщающий урок по теме "Анализаторы". | Тестовая контрольная работа. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | ||||||
12. Основы учения о ВНД (6 часов) | ||||||||
63 | Поведение человека. Рефлекс - основа нервной деятельности. | Комбинированный урок. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение. | Давать определения понятиям: безусловные рефлексы, условные рефлексы. Называть принцип работы нервной системы. Характеризовать: особенности работы головного мозга; биологическое значение условных и безусловных рефлексов; сущность регуляции. Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха. | |||||
64 | Врожденные и приобретенные формы поведения. | Комбинированный урок. Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатления. Приобретенные формы поведения: условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность. Высшая нервная деятельность. Психология и поведение человека. | Давать определения понятиям: безусловные рефлексы, условные рефлексы. Называть принцип работы нервной системы. Характеризовать: особенности работы головного мозга; биологическое значение условных и безусловных рефлексов; сущность регуляции. Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха. | |||||
65 | Биологические ритмы. Сон и его значение. | Комбинированный урок. Биологические ритмы. Сон (фазы сна) и бодрствование, значение сна. | Характеризовать значение сна для организма человека. Использовать приобретенные знания для: рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного здоровья. | |||||
66, 67 | Особенности ВНД человека. Познавательные процессы, речь, мышление, память, эмоции, внимание. | Комбинированный урок. Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Речь. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий. Мышление. Особенности мышления, его развитие. | Называть особенности ВНД и поведения человека. Характеризовать особенности ВНД и поведения человека (речь, мышление), их значение. Использовать приобретенные знания для: проведения наблюдений за состоянием собственного здоровья; организации учебной деятельности (формирование и сохранения знаний, умений, навыков). | |||||
68 | Индивидуальные особенности личности. | Комбинированный урок. Значение творческих, интеллектуальных, эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, характер, темперамент. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Значение состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях. | Называть психологические особенности личности. Характеризовать роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Использовать приобретенные знания для: рациональной организации труда и отдыха; соблюдения правил поведения в окружающей среде. | |||||
13. Индивидуальное развитие человека (4 часа) | ||||||||
69 | Система органов размножения. Внутриутробное развитие организма. | Комбинированный урок. Мочеполовая система. Женская половая система. Мужская половая система. Размножение и развитие. Внутриутробное развитие, оплодотворение, образование зародыша и плода. Роль гигиенических знаний в планировании семьи. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. | Давать определение понятиям: размножение, оплодотворение. Характеризовать сущность процессов размножения и развития человека. Использовать приобретенные знания для: проведения наблюдений за состоянием собственного организма; профилактика вредных привычек. | |||||
70 | Рождение и развитие организма после рождения. | Комбинированный урок. Периоды формирования организма до 18 лет. | Знать особенности развития и жизни ребенка первого года жизни. | |||||
71 | Наследственные и врожденные заболевания. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика | Комбинированный урок. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль гигиенических знаний в планировании семьи. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. | Объяснять причины проявления наследственных заболеваний. Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на здоровье. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции. Проводить самостоятельный поиск биологической информации о достижениях генетики в области изучения наследственных болезней человека. | |||||
72 | Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. | Комбинированный урок. Организм человека – единое целое. | Находить в различных источниках информацию, подтверждающую целостность организма человека. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием Биология 5 класс (по ФГОС) Плешаков, Сонин
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием курса Биология 5 класс (по ФГОС линейный). Авторы УМК Плешаков, Сонин...
Рабочая программа и календарно-тематический план по русскому языку 11 класс
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе программы по русскому языку для средней (полной) школы (базовый уровень), подготовленной Н.А.Николиной к учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л....
Рабочая программа и каленларно-тематическое планирование по биологии 6 класс ( 1 час в неделю) авторская программа
Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, за основу рабочей программы взята программа курса биологии для 5-9 к...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование Биология 7 класс УМК Н.И.Сонин
Изучение курса «Биология. Многообразие живых организмов.» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах основной школы и является продолжени...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование Биология 9 класс УМК Н.И.Сонин
Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах основной школы и является продолжением линии освоения биологич...
Календарно-тематическое планирование курса биологии «Человек» 8 класса
Календарно-тематическое планирование курса биологии "Человек" 8 класса, 68 часов (2 часа в неделю) /по учебнику Сонин Н.И., Сапин М.Р./...
Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС (УМК Сонин Н.И.)
Предлагаю мою версию календарно- тематического планирования курса биологи для 5 класса(ФГОС). В материале представлено краткое содержание тем курса и видов учебной деятельности учащихся. Представлено ...