Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС (УМК Сонин Н.И.)
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс)
Предлагаю мою версию календарно- тематического планирования курса биологи для 5 класса(ФГОС). В материале представлено краткое содержание тем курса и видов учебной деятельности учащихся. Представлено поурочное планирование курса в объёме 35 часов, приводится демонстрационный материал для урока. Для работы в соответствии с данным календарно-тематическим плпнированием используется УМК Сонина.Н.И(красная линия)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс (СонинН.И. | 24.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по биологии для 5 класса по учебнику Н.И.Сонина (ФГОС)
1. Содержание курса и виды учебной деятельности.
Тема курса | Основное содержание курса по темам | Виды учебной деятельности. Оценочные материалы. |
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8часов) | ||
1. Живой организм: строение и изучение | Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология – наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функция ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели | Объясняют роль биологических знаний в жизни человека. Выделяют существенные признаки живых организмов. Определяют основные методы биологических исследований. Учатся работать с лупой и микроскопом, готовить микропрепараты. Выявляют основные органоиды клетки, различают их на микропрепаратах и таблицах. Сравнивают химический со став тел живой и неживой природы. Объясняют вклад великих естествоиспытателей в развитие биологии и других естественных наук . Итоговый тест по теме «Живой организм» ( внутришкольный мониторинг) |
Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 час) | ||
2. Многообразие живых организмов | Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы. | Называют основные этапы в развитии жизни на Земле. Определяют предмет изучения систематики. Выявляют отличительные признаки представителей царств живой природы. Сравнивают представителей царств, делают выводы на основе сравнения. Приводят примеры основных представителей царств живой природы. Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Осваивают навыки выращивания растений и домашних животных. Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями). Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении Итоговый тест по теме «Многообразие живых организмов»(внутришкольный мониторинг) |
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6 час) | ||
3.Среда обитания живых организмов | Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество. | Характеризуют и сравнивают основные среды обитания, а также называют виды растений и животных, населяющих их. Выявляют особенности строения живых организмов и объясняют их взаимосвязь со средой обитания. Приводят примеры типичных обитателей материков и природных зон. Прогнозируют последствия изменений в среде обитания для живых организмов. Объясняют необходимость сохранения среды обитания для охраны редких и исчезающих видов. Называют природные зоны земли, характеризуют их основные закономерности и выявляют закономерности распределения организмов в каждой из сред. Итоговый тест по теме « Среда обитания живых организмов» (внутришкольный мониторинг) |
Раздел 4. Человек на Земле (5 час) | ||
4.Человек на Земле. | Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный ( неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его объеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой доврачебной помощи. | Описывают основные этапы антропогенеза, характерные особенности предковых форм человека разумного. Анализируют последствия хозяйственной деятельности человека в природе. Называют исчезнувшие виды растений и животных. Называют и узнают в природе редкие и исчезающие виды растений и животных. Выясняют , какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе. Объясняют причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек. Обосновывают необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения , направленных на сохранение здоровья. Итоговый тест по теме « Человек на земле», ВПР (внутришкольный мониторинг) |
2. Поурочное планирование курса 5 класса «Биология Введение в биологию»
Тема урока | Лабораторные и практические работы. Экскурсии. Демонстрации. Оценочные материалы | Примечание |
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 часов) | ||
1.Биология как наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. | Вводный инструктаж по технике безопасности в кабинете биологии. | |
2.Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов. | Коллекции, виртуальные коллекции | |
3.Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. | Приборы для биологических исследований | |
4. Правила безопасной работы в кабинете биологии, с биологическими объектами и приборами. Лабораторная работа № 1 «Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними | Лабораторная работа № 1 «Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними». | |
5. правил поведения в окружающей среде. Охрана биологических объектов. | ||
6.Сезонные явления в жизни животных и растений. Фенология. Фенологические наблюдения. Экскурсия « Осенние явления в природе родного края» | Экскурсия « Осенние явления в природе родного края» | |
7.Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов, методы изучение клетки. Лабораторная работа №2 « Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука | Лабораторная работа №2 « Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука» | |
8.Строение, жизнедеятельность и химический состав клетки. Разнообразие клеток. ( клетки бактерий, грибов, растений и животных). Ткани организмов._ Лабораторная работа № 3 « Определение состава семян пшеницы»* » | Лабораторная работа № 3 « Определение состава семян пшеницы»* Итоговый тест по разделу «Живой организм (внутришкольный мониторинг) | |
8а.Великие естествоиспытатели. | Дополнительный материал для самостоятельного изучения по желанию и интересам | |
Раздел 2. Многообразие живых организмов. (14 часов) | ||
9.Развитие жизни на Земле. | Видеоматериалы по теме | |
10.Клеточные и неклеточные формы жизни, организм. Классификация организмов. Основные царства живой природы. | Таблица классификация животных и растений | |
11.Одноклеточные организмы. Бактерии. Строение и значение бактерий. | Строение бактерий. Одноклеточные животные | |
12. Многоклеточные организмы. Грибы, их отличительные особенности и значение | Строение гриба | |
13.Царство Растения. Водоросли – группа низших растений. | Гербарий водорослей | |
14.Мхи – группа высших споровых растений. | Гербарий мхов | |
15.Папоротники и хвощи –высшие споровые растения | Гербарий мхов | |
16. растения, особенности и многообразие, значение в природе и жизни человека. | Видеоколлекция, иллюстрации | |
17.Покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. | Гербарий, коллекция | |
18.Царство Животные. Общая характеристика простейших и их значение для человека и в природе. | Видеофильм | |
19.Беспозвоночные животные. Особенности и значение для человека и в природе. | Микропрепараты, видеоколлекция | |
20. животные, особенности и значение для человека и в природе. | Многообразия животных | |
21.Обобщение по теме «Многообразие живых организмов» Растительный и животный мир родного края. | Растений разных отделов, семейств, видов | |
22.Обобщение по разделу: «Многообразие живых организмов». | Итоговый тест по разделу «Многообразие живых организмов»(внутришкольный мониторинг) | |
Раздел 3. Среда обитания живых организмов. (7 часов) | ||
23.Среда обитания живых организмов. Факторы среды. Места обитания. | Таблица Факторы среды | |
24.Приспособленность организмов к жизни в наземно-воздушной среде. | Видеофильм Животные наземной среды | |
25.Приспособления организмов к жизни в водной среде. Жизнь в морях и океанах. | Видеофильм Жизнь в морях и океанах | |
26.Приспособления животных к жизни в почвенной среде. | Видеофильм Животные почвы | |
27.Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Лабораторная работа № 4 «Исследование особенностей строения, организма, связанных со средой обитания» | Лабораторная работа № 4 «Исследование особенностей строения организма, связанных со средой обитания».* Приспособления организмов к среде обитания. | |
28. Природные зоны земли. Биологическое разнообразие и его сохранение. | Карта природные зоны мира | |
29.Обобщение по разделу «Среда обитания живых организмов» | Итоговый тест по разделу «Среда обитания» (внутришкольный мониторинг) | |
Раздел 4. Человек на Земле. (6 часов) | ||
30.Научные представления о происхождении человека. | Иллюстрации Предки человека | |
31.Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. | Видеоматериалы о охране природы | |
32..Весенние явления в природе. Подведение итогов фенологических наблюдений. Летние задания. | ||
33.Экскурсия «Весенние явления в жизни растений и животных» | Экскурсия «Весенние явления в жизни растений и животных» | |
34.Обобщение по разделу «Человек на земле» | Итоговый тест по разделу «Человек на земле»(внутришкольный мониторинг) | |
35.Итоговое тестирование (выходной контроль) | Тест итоговый |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование Музыка 1 класс ФГОС
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования по программе для общеобразоват...
Календарно-тематическое планирование Музыка 2 класс ФГОС
Календарно - тематическое планирование составлено в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования по программе для общеобразовательн...
Календарно-тематический план по технологии 5 класс Фгос 2
Подробный календарно-тематический план по технологии в 5 классах в соответствии фгос 2 поколения ООО...
Календарно-тематический план по физкультуре 5 класс (ФГОС)
Календарно-тематическое планирование по физической культуре для 5 класса (ФГОС) составлено на 105 часов в год при трехразовых занятиях в неделю на основе примерной программы, рекомендованной Мин...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)
Количество часов: всего _105 часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...
Календарно- тематическое планирвание по литературе. 6 класс. ФГОС.
Календарно- тематическое планирвание по литературе. 6 класс. 102 ч.ФГОС. Под редакцией В.Я.Коровиной....
Календарно- тематическое планирование по биологии 5кл ФГОС УМК И.Н.Пономаревой
Календарно -тематическое планирование разработано на основе Примерной программы И.Н.Пономаревой , в соответствии с новыми стандартами (ФГОС)...