Рабочая программа дополнительного образования «Экология и экологическая культура».
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Щегляева Марина Викторовна

Дополнительное образование по программе «Экология и экологическая культура».

Образовательная программа экологической направленности является средством развития творческих способностей, ума ,души и сердца ребенка, приобщения его к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми по защите природы.

Данная программа нацелена на создание условий для формирования умения ориентироваться в современном мире и его взаимосвязях, видеть красоту природы, ее необходимость для существования самой жизни на Земле. Также мы нацелены на овладение смелостью принятия решений, чтобы побудить взрослых к защите окружающей среды.

Мы работаем по нескольким направлениям, -информационно-пропагандистское направление. Доступными детям средствами вести пропаганду экологических знаний среди населения, потому что слова и дела детей зачастую более убедительны, чем лозунги взрослых, а также формирование активной гражданской позиции в отношении нарушений природоохранных норм поведения, -исследовательское направление-для учащихся, которые хотят овладеть навыками научного исследования.

-практическое, массовое направление-взаимодействие с учреждениями образования городскими административными и общественными структурами с целью активного участия в организации и проведения мероприятий экологической направленности в городе.

Модель экологического образования по возрастным ступеням позволяет через сложение частного в целое создать действенную систему непрерывного, развивающего, экологического образования. Внимание школьников 7 класса акцентируется на взаимосвязях человека и природы, 9 класса-на конкретной городской среде, а полученные знания соотносятся с проблемами области, страны в целом для выявления общих черт и особенностей.

Программа предусматривает существенное углубление эколого-биологических знаний и практическое применение сформированных умений и навыков в учебно- исследовательской деятельности и в практических природоохранительных мероприятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnoe_obrazovanie_po_programme.docx40.6 КБ

Предварительный просмотр:

г. Москва                                                                                          ГБОУ СОШ № 657

Дополнительное образование по программе «Экология и экологическая культура».

Образовательная программа экологической направленности является средством развития творческих способностей, ума ,души и сердца ребенка, приобщения его к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми по защите природы.

Данная программа нацелена на создание условий для формирования умения ориентироваться в современном мире и его взаимосвязях, видеть красоту природы, ее необходимость для существования самой жизни на Земле. Также мы нацелены на овладение смелостью принятия решений, чтобы побудить взрослых к защите окружающей среды.

Мы работаем по нескольким направлениям, -информационно-пропагандистское направление. Доступными детям средствами вести пропаганду экологических знаний среди населения, потому что слова и дела детей зачастую более убедительны, чем лозунги взрослых, а также формирование активной гражданской позиции в отношении нарушений природоохранных норм поведения, -исследовательское направление-для учащихся, которые хотят овладеть навыками научного исследования.

-практическое, массовое направление-взаимодействие с учреждениями образования городскими административными и общественными структурами с целью активного участия в организации и проведения мероприятий экологической направленности в городе.

Модель экологического образования по возрастным ступеням позволяет через сложение частного в целое создать действенную систему непрерывного, развивающего, экологического образования. Внимание школьников 7 класса акцентируется на взаимосвязях человека и природы, 9 класса-на конкретной городской среде, а полученные знания соотносятся с проблемами области, страны в целом для выявления общих черт и особенностей.

Программа предусматривает существенное углубление эколого-биологических знаний и практическое применение сформированных умений и навыков в учебно- исследовательской деятельности и в практических природоохранительных мероприятиях.

Преподаватель: Щегляева М.В.


Блок дополнительного образования по программе

«Экология и экологическая культура»

Пояснительная записка

Цели программы.

Создание условий для формирования умения ориентироваться в современном мире и его взаимосвязях, видеть красоту природы, ее необходимость для существования самой жизни на Земле.

Овладение смелостью принятия решений, чтобы побудить взрослых к защите окружающей среды.

Данная программа реализуется по направлениям и решает задачи:

Информационно-пропагандистское направление: доступными детям средствами вести пропаганду экологических знаний среди населения, т. к. слова и дела детей зачастую гораздо более убедительны, чем лозунги взрослых; формирование активной гражданской позиции в отношении нарушений природоохранных норм поведения;

Исследовательское направление: оно организуется для учащихся, желающих овладеть навыками научного исследования;

Практическое, массовое направление: взаимодействие с городскими административными и общественными структурами с целью активного участия в организации и проведении мероприятий экологической направленности в городе.

Программа осуществляется по возрастным ступеням; для учащихся 7-го класса курс называется «Юные исследователи природы», для учащихся 9-го класса реализуется курс «Экология города».

Модель экологического образования по возрастным ступеням позволяет через сложение частного в целое создать действенную систему непрерывного, творческого, развивающего, экологического образования. Внимание школьников акцентируется на конкретной городской среде, а полученные знания соотносятся с проблемами области, края, страны с целью выявления общих черт и особенностей. Изучение экологии в контексте исторического краеведения способствует созданию целостной картины жизнедеятельности города.

На занятиях с юными экологами применяются разнообразные методы практической работы:

Письменные (конспект, выписки)

Графические (составление таблиц, схем, диаграмм, графиков)

Наблюдения (ведение дневника, зарисовки, замеры)

При проведении групповых занятий применяется метод проблемного обучения, который проводится по следующим этапам:

- проблемное изложение материала (анализ истории научного изучения проблемы, выделение ошибок, анализ заблуждений и находок при решении данной проблемы); выделение проблемных вопросов для данной группы методом беседы; осмысление основных понятий, терминов, определений;

самостоятельная постановка, формулировка и поиск путей решения проблемы.

Ожидаемые результаты.

  • формирование экологического мышления на основе понимания взаимосвязей в природе и обществе;
  • формирование системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности;
  • воспитание потребностей поведения и деятельности,направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшения состояния окружающей среды;

приобретение навыков общественно-полезной деятельности; овладение целевым анализом экологических ситуаций;

распространение экологических знаний и личное участие в защите окружающей среды;

  • развитие потребности непрерывного самообразования и самовоспитания.

Подведение итогов реализации программы осуществляется в форме промежуточной Аттестации по итогам каждого года обучения и итоговой аттестации по результатам всего курса обучения.

Преподаватель: Щегляева М.В.



Тематическое планирование блока дополнительного образования по предмету «Экология» ГОУ СОШ № 657. Курс «Юные исследователи природы» 7 класс. Кружок «Экомир».

Название темы

Всего часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие. «Взаимосвязь человека и природы»

3

1

2

2

Природа - сложный «суперорганизм». Экологическое равновесие в природе

18

10

8

3

Проблемы земельных ресурсов и использования почв

8

3

5

4

Леса и их враги

16

11

5

5

Проблема загрязнения водных ресурсов, эвтрофикация вод

9

4

5

6

Биологическое разнообразие. Особо охраняемые территории

18

10

8

7

Проблемы энергетики. Нетрадиционные источники энергии и ОС

8

3

5

8

Учебно-исследовательская деятельность

8

4

4

9

Заключительное занятие

3

1

2

Итого

91

47

44

Курс «Экология города» 9 класс. Кружок «Экомир».

Название темы

Всего часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Урбанизация и рост городов

6

2

4

3

Экологические проблемы г.Москвы

16

12

4

4

Охрана ОС г.Москвы

14

9

5

5

Региональное использование и охрана водных ресурсов

7

3

4

6

Современные проблемы охраны природы города

14

9

5

7

Антропогенный фактор

12

7

5

8

Здоровый образ жизни

12

7

5

9

Учебно-исследовательская работа

6

2

4

10

Заключительное занятие

2

1

Итого

91

53

38


Приложение

Число

Кол-во часов

Тема

2.09

2

Вводное занятие. Что такое экология.

7.09

2

Вводное занятие. Подразделения экологии.

9.09

2

Виды и формы загрязнения. Загрязнение почвы.

14.09

2

Загрязнение водной и воздушной среды.

16.09

2

Защита окружающей среды от загрязнений.

21.09

2

Эндоэкология.

23.09

2

Физиологическая экология - экология индивида.

28.09

2

Экология питания.

30.09

2

Аутэкология.

5.10

2

Демэкология - экология малых групп.

7.10

2

Популяционная экология.

12.10

2

Экология биоценозов.

14.10

2

Гидропоника.

19.10

2

Учение о биосфере.

21.10

2

Учение о биосфере.

26.10

2

П.з. Анализ продуктов питания на нитраты.

28.10

2

П.з. Определение рН пищевых продуктов.

2.11

2

П.з. Тест на содержание белков в продуктах питания.

4.11

2

П.з. Тест на содержание крахмала.

9.11

2

П.з. Анализ продуктов питания на углеводы.

11.11

2

П.з. Определение кислотности хлеба.

16.11

2

П.з. Анализ молока на кислотность.

18.11

2

П.з. Определение содержания яблочного сока на витамин «С».

23.11

2

П.з. Влияние фитонцидов на микроорганизмы.

25.11

2

П.з. Приготовление искусственных питательных растворов для выращивания растений.

30.11

2

Динамика народонаселения.

2.12

2

Городская среда.

7.12

2

Последствия экологических стрессов.

9.12

2

Воздействие шума на человека.

14.12

2

Загрязнение почвы, воздуха и воды в городе.

16.12

2

Город и зеленые насаждения.

21.12

2

П.з. Снег - индикатор чистоты воздуха.

23.12

2

П.з. Определение рН воды.

28.12

2

П.з. Обнаружение в воде сульфидов и сероводорода.

30.12

2

П.з. Обнаружение нефтепродуктов.


Г. Москва        ГОУ СОШ №657

Проведение мероприятий по дополнительному экообразованию как эффективный способ повышения экологической

сознательности

  1. Дополнительные уроки. Это теоретические занятия во внеурочное время, проводимые по самостоятельно разработанной программе.(4 ч. в неделю).
  2. Экотропы и познавательные экскурсии. Организация экологической тропы «Священный дуб», «Святое дерево липа», «Дни наблюдения птиц», (ноябрь, февраль, март)
  3. Экологические праздники. ( игры, тренинги, викторины). Фестивали проводятся по случаю какого-либо общепринятого экологического праздника.

«День Земли» 7 кл. -март. «Экологический манифест» 7 кл.-март.

«Глобальный вызов»- участие в конкурсе экологических эссе в УМЦ,9 кл.,-апрель «День защиты от экологической опасности» 9 кл.-май.

  1. Выставки и конкурсы. Организация конкурс рисунков (с последующей их выставкой) на тему «Леса и их враги», на котором участвовали дети 7-х классов («Береги лес от огня!». Второй конкурс по изготовлению оригинальных новогодних игрушек из бытовых отходов.(октябрь, декабрь).

Выставка рисунков серии «Глобальный вызов окружающей среде».(апрель,май).

  1. Практические мероприятия. Уборка от хлама пришкольной территории, разработка плана озеленения пришкольного участка и посадка деревьев, различные биотехнические работы (развешивание скворечников и подкормка диких животных, (май).

Экологический манифест

  • Все живые существа взаимосвязаны и взаимозависимы.
  • Мы являемся частью природы и от нее неотделимы.
  • Мы всего лишь одно звено в цепи жизни.
  • Каждое живое существо имеет право на жизнь просто потому, что оно существует.
  • Наша роль заключается не в господстве и контроле над природой , а в стремлении удовлетворять наши потребности, нанося как можно меньше вреда другим видам.
  • Наша главная задача состоит в сохранении устойчивости и разнообразия систем жизнеобеспечения для всех видов.
  • Вопрос о том, какому виду жить или умирать, должен решаться только в процессе биологической эволюции.
  • Мы должны защитить все оставшиеся экосистемы дикой природы, не затронутые деятельностью человека.

Мы должны усвоить, что именно мы принадлежим Земле, а не Земля принадлежит нам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ И ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Специальность 050141 Физическая культура

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ И ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Специальность 050141 Физическая культура

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

Рабочая программа дополнительного образования детей «Экология, Охрана, Спасение»

В процессе становления современной концепции экологического образования экологическому воспитанию придаётся значение как средст...

Рабочая программа дополнительного образования «Юный эколог»

Цель  программы – формирование основ экологической грамотности через социальную значимую деятельность в микрорайоне.Задачи:1.     Сформировать экологические понятия.2....

Рабочая программа дополнительного образования «Юный эколог»

Цель  программы – формирование основ экологической грамотности через социальную значимую деятельность в микрорайоне.Задачи:1.     Сформировать экологические понятия.2....

Рабочая программа дополнительного образования "Экология человека"

Данная программа рассчитана на учащихся 8 класса и углубляет содержание школьного курса биологии 8 класса «Человек и его здоровье». Курс формирует у старшеклассников оптимальные для здоров...

Рабочая программа дополнительного образования "Экология и мы"

   Данная программа предназначена для ведения экологической  работы в рамках учебно-воспитательной деятельности, а также призвана помочь обуча­ющимся шире познакомиться с эко...