Рабочая программа дополнительного образования «Экология и экологическая культура».
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Дополнительное образование по программе «Экология и экологическая культура».
Образовательная программа экологической направленности является средством развития творческих способностей, ума ,души и сердца ребенка, приобщения его к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми по защите природы.
Данная программа нацелена на создание условий для формирования умения ориентироваться в современном мире и его взаимосвязях, видеть красоту природы, ее необходимость для существования самой жизни на Земле. Также мы нацелены на овладение смелостью принятия решений, чтобы побудить взрослых к защите окружающей среды.
Мы работаем по нескольким направлениям, -информационно-пропагандистское направление. Доступными детям средствами вести пропаганду экологических знаний среди населения, потому что слова и дела детей зачастую более убедительны, чем лозунги взрослых, а также формирование активной гражданской позиции в отношении нарушений природоохранных норм поведения, -исследовательское направление-для учащихся, которые хотят овладеть навыками научного исследования.
-практическое, массовое направление-взаимодействие с учреждениями образования городскими административными и общественными структурами с целью активного участия в организации и проведения мероприятий экологической направленности в городе.
Модель экологического образования по возрастным ступеням позволяет через сложение частного в целое создать действенную систему непрерывного, развивающего, экологического образования. Внимание школьников 7 класса акцентируется на взаимосвязях человека и природы, 9 класса-на конкретной городской среде, а полученные знания соотносятся с проблемами области, страны в целом для выявления общих черт и особенностей.
Программа предусматривает существенное углубление эколого-биологических знаний и практическое применение сформированных умений и навыков в учебно- исследовательской деятельности и в практических природоохранительных мероприятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnoe_obrazovanie_po_programme.docx | 40.6 КБ |
Предварительный просмотр:
г. Москва ГБОУ СОШ № 657
Дополнительное образование по программе «Экология и экологическая культура».
Образовательная программа экологической направленности является средством развития творческих способностей, ума ,души и сердца ребенка, приобщения его к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми по защите природы.
Данная программа нацелена на создание условий для формирования умения ориентироваться в современном мире и его взаимосвязях, видеть красоту природы, ее необходимость для существования самой жизни на Земле. Также мы нацелены на овладение смелостью принятия решений, чтобы побудить взрослых к защите окружающей среды.
Мы работаем по нескольким направлениям, -информационно-пропагандистское направление. Доступными детям средствами вести пропаганду экологических знаний среди населения, потому что слова и дела детей зачастую более убедительны, чем лозунги взрослых, а также формирование активной гражданской позиции в отношении нарушений природоохранных норм поведения, -исследовательское направление-для учащихся, которые хотят овладеть навыками научного исследования.
-практическое, массовое направление-взаимодействие с учреждениями образования городскими административными и общественными структурами с целью активного участия в организации и проведения мероприятий экологической направленности в городе.
Модель экологического образования по возрастным ступеням позволяет через сложение частного в целое создать действенную систему непрерывного, развивающего, экологического образования. Внимание школьников 7 класса акцентируется на взаимосвязях человека и природы, 9 класса-на конкретной городской среде, а полученные знания соотносятся с проблемами области, страны в целом для выявления общих черт и особенностей.
Программа предусматривает существенное углубление эколого-биологических знаний и практическое применение сформированных умений и навыков в учебно- исследовательской деятельности и в практических природоохранительных мероприятиях.
Преподаватель: Щегляева М.В.
Блок дополнительного образования по программе
«Экология и экологическая культура»
Цели программы.
Создание условий для формирования умения ориентироваться в современном мире и его взаимосвязях, видеть красоту природы, ее необходимость для существования самой жизни на Земле.
Овладение смелостью принятия решений, чтобы побудить взрослых к защите окружающей среды.
Данная программа реализуется по направлениям и решает задачи:
Информационно-пропагандистское направление: доступными детям средствами вести пропаганду экологических знаний среди населения, т. к. слова и дела детей зачастую гораздо более убедительны, чем лозунги взрослых; формирование активной гражданской позиции в отношении нарушений природоохранных норм поведения;
Исследовательское направление: оно организуется для учащихся, желающих овладеть навыками научного исследования;
Практическое, массовое направление: взаимодействие с городскими административными и общественными структурами с целью активного участия в организации и проведении мероприятий экологической направленности в городе.
Программа осуществляется по возрастным ступеням; для учащихся 7-го класса курс называется «Юные исследователи природы», для учащихся 9-го класса реализуется курс «Экология города».
Модель экологического образования по возрастным ступеням позволяет через сложение частного в целое создать действенную систему непрерывного, творческого, развивающего, экологического образования. Внимание школьников акцентируется на конкретной городской среде, а полученные знания соотносятся с проблемами области, края, страны с целью выявления общих черт и особенностей. Изучение экологии в контексте исторического краеведения способствует созданию целостной картины жизнедеятельности города.
На занятиях с юными экологами применяются разнообразные методы практической работы:
Письменные (конспект, выписки)
Графические (составление таблиц, схем, диаграмм, графиков)
Наблюдения (ведение дневника, зарисовки, замеры)
При проведении групповых занятий применяется метод проблемного обучения, который проводится по следующим этапам:
- проблемное изложение материала (анализ истории научного изучения проблемы, выделение ошибок, анализ заблуждений и находок при решении данной проблемы); выделение проблемных вопросов для данной группы методом беседы; осмысление основных понятий, терминов, определений;
самостоятельная постановка, формулировка и поиск путей решения проблемы.
Ожидаемые результаты.
- формирование экологического мышления на основе понимания взаимосвязей в природе и обществе;
- формирование системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности;
- воспитание потребностей поведения и деятельности,направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшения состояния окружающей среды;
приобретение навыков общественно-полезной деятельности; овладение целевым анализом экологических ситуаций;
распространение экологических знаний и личное участие в защите окружающей среды;
- развитие потребности непрерывного самообразования и самовоспитания.
Подведение итогов реализации программы осуществляется в форме промежуточной Аттестации по итогам каждого года обучения и итоговой аттестации по результатам всего курса обучения.
Преподаватель: Щегляева М.В.
Тематическое планирование блока дополнительного образования по предмету «Экология» ГОУ СОШ № 657. Курс «Юные исследователи природы» 7 класс. Кружок «Экомир».
№ | Название темы | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. «Взаимосвязь человека и природы» | 3 | 1 | 2 |
2 | Природа - сложный «суперорганизм». Экологическое равновесие в природе | 18 | 10 | 8 |
3 | Проблемы земельных ресурсов и использования почв | 8 | 3 | 5 |
4 | Леса и их враги | 16 | 11 | 5 |
5 | Проблема загрязнения водных ресурсов, эвтрофикация вод | 9 | 4 | 5 |
6 | Биологическое разнообразие. Особо охраняемые территории | 18 | 10 | 8 |
7 | Проблемы энергетики. Нетрадиционные источники энергии и ОС | 8 | 3 | 5 |
8 | Учебно-исследовательская деятельность | 8 | 4 | 4 |
9 | Заключительное занятие | 3 | 1 | 2 |
Итого | 91 | 47 | 44 |
Курс «Экология города» 9 класс. Кружок «Экомир».
№ | Название темы | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2 | Урбанизация и рост городов | 6 | 2 | 4 |
3 | Экологические проблемы г.Москвы | 16 | 12 | 4 |
4 | Охрана ОС г.Москвы | 14 | 9 | 5 |
5 | Региональное использование и охрана водных ресурсов | 7 | 3 | 4 |
6 | Современные проблемы охраны природы города | 14 | 9 | 5 |
7 | Антропогенный фактор | 12 | 7 | 5 |
8 | Здоровый образ жизни | 12 | 7 | 5 |
9 | Учебно-исследовательская работа | 6 | 2 | 4 |
10 | Заключительное занятие | 2 | 1 | |
Итого | 91 | 53 | 38 |
Число | Кол-во часов | Тема |
2.09 | 2 | Вводное занятие. Что такое экология. |
7.09 | 2 | Вводное занятие. Подразделения экологии. |
9.09 | 2 | Виды и формы загрязнения. Загрязнение почвы. |
14.09 | 2 | Загрязнение водной и воздушной среды. |
16.09 | 2 | Защита окружающей среды от загрязнений. |
21.09 | 2 | Эндоэкология. |
23.09 | 2 | Физиологическая экология - экология индивида. |
28.09 | 2 | Экология питания. |
30.09 | 2 | Аутэкология. |
5.10 | 2 | Демэкология - экология малых групп. |
7.10 | 2 | Популяционная экология. |
12.10 | 2 | Экология биоценозов. |
14.10 | 2 | Гидропоника. |
19.10 | 2 | Учение о биосфере. |
21.10 | 2 | Учение о биосфере. |
26.10 | 2 | П.з. Анализ продуктов питания на нитраты. |
28.10 | 2 | П.з. Определение рН пищевых продуктов. |
2.11 | 2 | П.з. Тест на содержание белков в продуктах питания. |
4.11 | 2 | П.з. Тест на содержание крахмала. |
9.11 | 2 | П.з. Анализ продуктов питания на углеводы. |
11.11 | 2 | П.з. Определение кислотности хлеба. |
16.11 | 2 | П.з. Анализ молока на кислотность. |
18.11 | 2 | П.з. Определение содержания яблочного сока на витамин «С». |
23.11 | 2 | П.з. Влияние фитонцидов на микроорганизмы. |
25.11 | 2 | П.з. Приготовление искусственных питательных растворов для выращивания растений. |
30.11 | 2 | Динамика народонаселения. |
2.12 | 2 | Городская среда. |
7.12 | 2 | Последствия экологических стрессов. |
9.12 | 2 | Воздействие шума на человека. |
14.12 | 2 | Загрязнение почвы, воздуха и воды в городе. |
16.12 | 2 | Город и зеленые насаждения. |
21.12 | 2 | П.з. Снег - индикатор чистоты воздуха. |
23.12 | 2 | П.з. Определение рН воды. |
28.12 | 2 | П.з. Обнаружение в воде сульфидов и сероводорода. |
30.12 | 2 | П.з. Обнаружение нефтепродуктов. |
Проведение мероприятий по дополнительному экообразованию как эффективный способ повышения экологической
- Дополнительные уроки. Это теоретические занятия во внеурочное время, проводимые по самостоятельно разработанной программе.(4 ч. в неделю).
- Экотропы и познавательные экскурсии. Организация экологической тропы «Священный дуб», «Святое дерево липа», «Дни наблюдения птиц», (ноябрь, февраль, март)
- Экологические праздники. ( игры, тренинги, викторины). Фестивали проводятся по случаю какого-либо общепринятого экологического праздника.
«День Земли» 7 кл. -март. «Экологический манифест» 7 кл.-март.
«Глобальный вызов»- участие в конкурсе экологических эссе в УМЦ,9 кл.,-апрель «День защиты от экологической опасности» 9 кл.-май.
- Выставки и конкурсы. Организация конкурс рисунков (с последующей их выставкой) на тему «Леса и их враги», на котором участвовали дети 7-х классов («Береги лес от огня!». Второй конкурс по изготовлению оригинальных новогодних игрушек из бытовых отходов.(октябрь, декабрь).
Выставка рисунков серии «Глобальный вызов окружающей среде».(апрель,май).
- Практические мероприятия. Уборка от хлама пришкольной территории, разработка плана озеленения пришкольного участка и посадка деревьев, различные биотехнические работы (развешивание скворечников и подкормка диких животных, (май).
Экологический манифест
- Все живые существа взаимосвязаны и взаимозависимы.
- Мы являемся частью природы и от нее неотделимы.
- Мы всего лишь одно звено в цепи жизни.
- Каждое живое существо имеет право на жизнь просто потому, что оно существует.
- Наша роль заключается не в господстве и контроле над природой , а в стремлении удовлетворять наши потребности, нанося как можно меньше вреда другим видам.
- Наша главная задача состоит в сохранении устойчивости и разнообразия систем жизнеобеспечения для всех видов.
- Вопрос о том, какому виду жить или умирать, должен решаться только в процессе биологической эволюции.
- Мы должны защитить все оставшиеся экосистемы дикой природы, не затронутые деятельностью человека.
Мы должны усвоить, что именно мы принадлежим Земле, а не Земля принадлежит нам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ И ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Специальность 050141 Физическая культура
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ И ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Специальность 050141 Физическая культура
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...
Рабочая программа дополнительного образования детей «Экология, Охрана, Спасение»
В процессе становления современной концепции экологического образования экологическому воспитанию придаётся значение как средст...
Рабочая программа дополнительного образования «Юный эколог»
Цель программы – формирование основ экологической грамотности через социальную значимую деятельность в микрорайоне.Задачи:1. Сформировать экологические понятия.2....
Рабочая программа дополнительного образования «Юный эколог»
Цель программы – формирование основ экологической грамотности через социальную значимую деятельность в микрорайоне.Задачи:1. Сформировать экологические понятия.2....
Рабочая программа дополнительного образования "Экология человека"
Данная программа рассчитана на учащихся 8 класса и углубляет содержание школьного курса биологии 8 класса «Человек и его здоровье». Курс формирует у старшеклассников оптимальные для здоров...
Рабочая программа дополнительного образования "Экология и мы"
Данная программа предназначена для ведения экологической работы в рамках учебно-воспитательной деятельности, а также призвана помочь обучающимся шире познакомиться с эко...