Рабочая программа дополнительного образования "Экология человека"
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Данная программа рассчитана на учащихся 8 класса и углубляет содержание школьного курса биологии 8 класса «Человек и его здоровье». Курс формирует у старшеклассников оптимальные для здоровья модели и стратегии поведения, обеспечивающие наилучшую адаптацию во взрослой жизни. Ключевым в содержании курса является фундаментальное понятие экологии человека – понятие здоровья. Вторым центральным понятием является понятие факторов здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 30.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Иловский филиал
МОУ «Чердатская средняя общеобразовательная школа»
Зырянского района
Межрегиональный конкурс методических материалов
«Экологическое образование во внеурочной деятельности
в условиях реализации ФГОС»
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Экология человека»
разработала учитель экологии Иловского филиала МОУ «Чердатская СОШ» Степичева Надежда Викторовна |
с.Иловка – 2017
Пояснительная записка
Последнее время люди всё чаще задумываются о своём будущем и о будущем нашей планеты, о том, как сохранить здоровье и увеличить продолжительность жизни.
Люди изменяют окружающую среду, казалось бы, для своего благополучия. Но возникающие в природе изменения прямо или косвенно влияют на человека.
Загрязнение среды обитания ведёт к увеличению числа известных и появлению новых заболеваний. Автоматизация разных видов деятельности влечёт за собой уменьшение двигательной активности человека, оказывающей отрицательное влияние на его организм. Новые способы обработки, хранения и приготовления продуктов питания не всегда благоприятно действует на здоровье.
В настоящее время, когда человек испытывает множественное влияние умеренных и экстремальных факторов среды, строение организма, его деятельность и гигиену необходимо изучать в неразрывной связи с экологическими сведениями.
Нарастание экологического кризиса придаёт особую актуальность формированию у учащихся знаний, которые являются научной основой сохранения здоровья людей и охраны окружающей среды.
Данная программа рассчитана на учащихся 8 класса и углубляет содержание школьного курса биологии 8 класса «Человек и его здоровье». Курс формирует у старшеклассников оптимальные для здоровья модели и стратегии поведения, обеспечивающие наилучшую адаптацию во взрослой жизни.
Ключевым в содержании курса является фундаментальное понятие экологии человека – понятие здоровья. Вторым центральным понятием является понятие факторов здоровья.
Лучшему усвоению курса способствует сочетание теоретического материала и практических работ. Программа предусматривает чтение лекций и проведение практических занятий.
Программа построена из расчёта 17 часов (1 час в неделю в первом или втором полугодии учебного года).
Цели и задачи курса
Цель: Создать у учащихся целостное представление об экологии человека, как области знаний и выработать у них стратегию грамотного экологического поведения и функциональной грамотности
Задачи:
Обучающие:
- сформировать метапредметные экологические элементы (представления);
- ориентировать учащихся на прикладные аспекты экологических знаний (в области экологии человека);
- развивать функциональную грамотность учащихся;
- способствовать созданию в сознании учащихся здоровых моделей поведения;
- развитие ключевых компетентностей учащихся (аналитико - деятельностная, информационная, коммуникативная, прогностическая, рефлексивная).
Развивающие:
- через экологическое образование создать зону актуального развития каждого учащегося;
- способствовать развитию формально – операциональных структур интеллекта (логическое мышление);
- формирование метапредметных связей и через них целостного мировоззрения и определение своего места в этом мире;
- развитие духовно – ценностного потенциала учащихся.
Воспитательные:
- формирование культуры здоровья и ценностного к нему отношения;
- воспитание алгоритмизации прогноза собственного поведения;
- формирование модели социально - одобряемой стратегии деятельности и поведения;
- воспитание модели здорового пищевого поведения;
- воспитание экологических и толерантных установок личности.
По окончании курса учащиеся должны:
знать:
- место человека в системе живой природы
- факторы здоровья, что такое здоровье
- влияние факторов окружающей среды на организм человека
- способы снижения негативного влияния окружающей среды
уметь:
- работать с различными источниками информации
- давать оценку подготовленности организма к изменениям факторов окружающей среды
- анализировать состав пищевых продуктов
- составлять рекомендации по правильному питанию
- отслеживать биометрические показатели своего организма с помощью измерительных приборов
- оценивать санитарно – гигиеническое состояние учебного помещения
- использовать полученные знания в своей реальной общественной и практической деятельности
- развивать творческие (исследовательские) взаимосвязи с товарищами
Используемые технологии:
- личностно ориентированное обучение
- проблемное обучение
- технология критического мышления
- здоровьесберегающие
- ИКТ
Используемые методы:
- частично – поисковый и исследовательский
- словесно – наглядный
- проблемное изложение
Контроль достижений учащихся осуществляется через наблюдение активности на занятиях, анализ результатов выполнения практических заданий, беседы с учащимися и т.д.
Содержание программы
- Окружающая среда и здоровье человека – 3 часа
Что изучает экология человека. Экология человека: биологическая, социальная, прикладная. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные (социальные, физические, химические, биологические). Человек – биосоциальное существо. Природная и социальная среда. Здоровье. Образ жизни. Режим дня. Климат и здоровье. Природа и здоровье. Биометеорология. Экстремальные факторы: перегрузки, электрические и магнитные поля, ионизирующая радиация. Практикум: Оценка состояния физического здоровья.
- Влияние факторов среды на системы органов – 12 часов
Вредные привычки, пагубные пристрастия: табакокурение, употребление алкоголя и наркогенных веществ. Условия правильного формирования опорно – двигательной системы. Гиподинамия. Активный образ жизни. Практикум: Оценка подготовленности организма к занятиям физической культурой. Условия полноценного развития системы кровообращения. Ударный объём. Частота сердечных сокращений. Юношеская гипертония. Практикум: Реакция сердечно – сосудистой системы на физическую нагрузку. Профилактика нарушений деятельности сердечно – сосудистой системы. Практикум: Определение стрессоустойчивости сердечно – сосудистой системы. Правильное дыхание. Носовое дыхание. Канцерогены. Практикум: Влияние холода на частоту дыхательных движений. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, вода, минеральные соли. Природные пищевые компоненты: растительные волокна, молочно – кислые бактерии, дрожжи. Вкусовые компоненты. Чужеродные примеси пищи: нитраты, пестициды, болезнетворные организмы. Практикум: О чём может рассказать упаковка. Рациональное питание. Культура питания. Диета. Воздействие солнечных лучей на кожу. Солнечное голодание. Правила пребывания на солнце. Терморегуляция организма. Закаливание. Практикум: Реакция организма на изменения температуры окружающей среды. Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы, утомление, переутомление. Практикум: Развитие утомления. Внешние воздействия на анализаторы: работа на компьютере, звук, шум, укачивание. Практикум: Воздействие шума на остроту слуха. Стресс – негативный биосоциальный фактор. Практикум: Оценка температурного режима учебных помещений. Темпераменты. Стрессоустойчивость. Практикум: Определение некоторых свойств нервных процессов, лежащих в основе деления на типы высшей нервной деятельности. Биоритмы. Биологические часы. Практикум: Оценка суточных изменений некоторых физиологических показателей.
- Репродуктивное здоровье – 2 часа
Половые железы. Половые гормоны. Период полового созревания. Вторичные половые признаки. Половая жизнь. Беременность. Естественное и искусственное прерывание беременности. Внутриутробное развитие. Факторы риска: физические, биологические, химические. Болезни, передающиеся половым путём. Ответственное поведение.
Тематическое планирование
дата | № занятия | тема занятия | форма проведения |
Окружающая среда и здоровье человека 3 ч. | |||
1/1 | Что изучает экология человека. | лекция | |
2/2 | Здоровье и образ жизни. Практикум: Оценка состояния физического здоровья. | лекция, практическая работа | |
3/3 | Влияние климатических факторов на здоровье. Экстремальные факторы окружающей среды. | лекция | |
Влияние факторов среды на системы органов 12 ч | |||
1/4 | Вредные привычки | ||
2/5 | Условия правильного формирования опорно – двигательной системы. Практикум: Оценка подготовленности организма к занятиям физической культурой. | лекция, практическая работа | |
3/6 | Условия полноценного развития системы кровообращения. | лекция | |
4/7 | Практикум: Реакция сердечно – сосудистой системы на физическую нагрузку. Практикум: Определение стрессоустойчивости сердечно – сосудистой системы | практическая работа | |
5/8 | Правильное дыхание. Практикум: Влияние холода на частоту дыхательных движений. | лекция, практическая работа | |
6/9 | Питательные вещества и природные пищевые компоненты – важный экологический фактор. Рациональное питание. Практикум: О чём может рассказать упаковка. | лекция, практическая работа | |
7/10 | Температура окружающей среды и участие кожи в терморегуляции. Закаливание. Практикум: Реакция организма на изменения температуры окружающей среды | лекция, практическая работа | |
8/11 | Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы. Практикум: Развитие утомления | лекция, практическая работа | |
9/12 | Условия нормального функционирования анализаторов. Практикум: Воздействие шума на остроту слуха | лекция, практическая работа | |
10/13 | Стресс – негативный биосоциальный фактор. Практикум: Оценка температурного режима учебных помещений. | лекция, практическая работа | |
11/14 | Темпераменты. Стрессоустойчивость. Практикум: Определение некоторых свойств нервных процессов, лежащих в основе деления на типы высшей нервной деятельности | лекция, практическая работа | |
12/15 | Биоритмы и причины их нарушения. Домашний практикум: Оценка суточных изменений некоторых физиологических показателей | лекция, практическая работа | |
Репродуктивное здоровье 2 ч. | |||
1/16 | Особенности развития организма девушки и юноши под действием биосоциальных факторов. Проблемы взросления и культура здоровья | лекция | |
2/17 | Биологические и социальные причины заболеваний, передающихся половым путём. Ответственное поведение как социальный фактор | лекция |
Источники информации
- Арский Ю. М. и др. Экологические проблемы. Что происходит, кто виноват и что делать. – М.: МНЭПУ, 1997г.
- Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В, Экология. Информационно-развивающие дидактические задания. 9-11 класс. СПб СМИО Пресс, 1999
- Биология. 9 класс: предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов. Составитель Чередниченко И.П. Волгоград, Учитель, 2007.
- Брагина С.В., Игнатович И.В., Сарьян А.В. Взаимоотношения общества и природы. – М.: НИА-природа, 1999.
- Голубев В.С., Козлова О.Н. Экологическая культура. – М..: Горизонт, 1997.
- Димитриев А.Д. Экология и здоровье человека. М. Просвещение – 2003г.
- Кондратьев И.Я., Крапивин В.Ф., Савиных В.П. Перспективы развития цивилизации. Многомерный анализ. – М.: Логос, 2003.
- Неплох Я.М. Человек, познай себя! – СПб.: Наука, 1991.
- Тейяр де Шарден. Феномен человека. – М.:АСТ, 2002.
- Тель Л.З. Валеология. Учение о здоровье, болезни и выздоровлении. – М.: Астрель, 2001.
- Трушкина Л.Ю., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М. Гигиена и экология человека. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
- Фёдорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. Экология человека: культура здоровья. Учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. М., Вентана – Граф, 2004.
- Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология в таблицах. – М.: Дрофа, 2001.
- Экология для школьников: атлас/под ред. А.Т. Зверева. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
- www. ecolife.ru/index.shtml/ - журнал «Экология и жизнь»
- www/edu.nsu.ru/noos/ecology/ - экологический раздел
- www.ecoguild.narod.ru/ - сайты Гильдия экологов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
Рабочая программа курса "Биология. Человек" 9 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программу VII и (или) VIII вида.
В рабочей программе представлена пояснительная записка, календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа дополнительного образования детей "Обучение игре на баяне" на основе типовой учебной программы Министерства культуры РФ.
Программа обучения учащихся по классу баяна МОУ ДОД Хоровой школы мальчиков и юношей имеет художественно-эстетическую музыкальную направленность. Индивидуальное обу...
Программа дополнительного образования "Человек и общество"
Данная программа рассчитана для подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ по обществознанию. Материал содержит основные вопросы, встречаемые на экзамене....
Рабочая программа дополнительного образования «Экологические аспекты здоровья человека » для обучающихся 14-15 лет, 2019 г.
Направленность данной программы – естественно-научная.Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время на современном этапе развития общества очевидна необходимость всесторонне...
Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства" Народные инструменты". Рабочая программа "Дополнительный инструмент" (Домра) ( срок реализации 4 года)
Структура программы включает в себя пояснительную записку, которая содержит краткую характеристику предмета, его роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объём учебного врем...